Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные потребности при обучении персонала




Как уже было отмечено, одним из важнейших внутренних ресур­сов компании является кадровый ресурс. В условиях рыночных от­ношений большую роль кадровый ресурс будет играть лишь в том случае, если специалисты компании будут постоянно совершенство­вать свои знания в соответствии с требованиями того направления, в котором они работают.

В наш век информация быстро устаревает. Для того чтобы под­держивать свои знания на современном уровне, человек должен по­стоянно учиться. Непрерывное образование обеспечивается систе­мой дополнительного профессионального образования в виде курсов повышения Квалификации, переподготовки, семинаров и тренингов. В настоящий момент дополнительные образовательные услуги вос­требованы не только компаниями, но и частными специалистами. К США 47% занятого населения участвуют в программах дополни­тельного профессионального образования.

Однако в условиях стремительно развивающихся технологий на первый план выходит самообучение. Компания может вооружить своего сотрудника новыми знаниями через систему дополнительного образования, в том числе с применением технологий электронного обучения (e-learning), а также через доступ к ресурсам, содержащим новые сведения/знания, мотивировав сотрудника на самообуче­ние.

Компания должна приобретать информацию не только для реше­ния задач управления, но и для постоянного совершенствования знаний своих сотрудников в соответствии с возложенными на них функциями.

Специалист получает базовое образование по какой-либо специ­альности в соответствии с предусмотренным для данной специаль­ности учебным планом. Существующая система образования ориен­тирована преимущественно на усвоение знаний. Условно требуемые для профессиональной деятельности знания можно разделить на две группы: знания, изменяющиеся достаточно редко (применяемые теории, виды продукции, территориальное размещение природных ресурсов на определенной территории и многое другое), и знания, которые постоянно меняются (информация о внешней среде).

В профессиональной деятельности человек должен, используя перечисленные два вида знаний, обладать творческим мышлением, самостоятельностью, активностью. Только эти качества позволят специалисту на высоком уровне решать поставленные профессио­нальные задачи.

Анализ российских стандартов высшего профессионального обра­зования по направлению «Экономика» показал, что в них отсут­ствуют дисциплины, направленные на развитие творческих способ­ностей студентов. Выпускник вуза приходит в компанию, усвоив лишь первый вид знаний — редко меняющихся. Даже по этому виду знаний при пятилетнем обучении запаздывание в среднем составит два с половиной года. При сложившейся ситуации для обучения в компании возникают две задачи: развивать творческие способности сотрудников (творческое мышление) и уметь находить и использо­вать информацию о внешней среде.

В мировой практике знания и умения находить, оценивать и ис­пользовать информацию из существующих источников получили название «информационная компетентность». Понятие «информа­ционная компетентность (грамотность)» появилось в 1970-х гг.

Под информационными компетенциями будем понимать совокуп­ность знаний и умений, позволяющих работать с мировыми информационными ресурсами с применением современных компьютерных и коммуникационных технологий. В информационных компетен­циях можно выделить пять граней, которые отвечают соответству­ющим квалификационным требованиям при информационной ра­боте (рис. 3.8).

1. Выявление информационной потребности — отправная точка работы с информационными ресурсами. Это самый сложный этап, поскольку определить, а главное — описать недостающие сведения всегда очень трудно. Опыт работы со студентами показывает, что задания, требующие поиска информации, трактуются буквально, т.е. те слова, которые содержатся в самом задании, переносятся в поисковую программу. Формулирование информационной потребности должно опираться на понимание того, где могут содержаться необходимые сведения, какой источник будет предпочтительнее. Для этого нужно знать не только предметную область, но и структуру информационного пространства, доступные источники информации. Результатом выявления информационной потребности являются:

· формулировка самой потребности с учетом терминологии, ис­пользуемой в предметной области;

· определение круга источников, которые могут удовлетворить информационную потребность;

· выбор доступных информационных ресурсов для дальнейшей работы.

2. Соблюдение требований законодательства в области информационной деятельности. Знание правового регулирования информа

 
 

ционной деятельности позволяет понимать, какие информационные ресурсы должны предоставляться гражданам на свободной основе, к каким сведениям может быть ограниченный доступ, каким образом государственные структуры собирают и используют информацию, а также обеспечивает корректную работу с информационными ре­сурсами с соблюдением авторского права.

3. Поиск информации — ключевая проблема в работе с информа­ционными ресурсами. Эффективность поиска зависит от поискового инструментария информационной системы и квалификации поль­зователей. К сожалению, популярность Интернета и поисковых ма­шин привела к тому, что студенты предпочитают использовать поиск на естественном языке, что значительно ограничивает его эффектив­ность. В большинстве информационных систем, создаваемых ин­формационными агентствами, такими как LexisNexis, Dialog, присут­ствует специальный язык для построения запросов, а также индексы, каталоги, классификаторы, позволяющие проводить отбор инфор­мации по широкому перечню параметров (вид экономической дея­тельности, вид продукции/услуг, географическое расположение, наименование компании и т.д.). Для эффективного доступа к инфор­мации необходимо уметь работать с источниками метаинформации (каталоги, классификаторы), знать основные принципы построения языков запросов, уметь составлять запросы к различным информа­ционным системам, проводить оценку результатов поиска.

4. Оценка найденной информации, влияющей на общую эффек­тивность информационной работы. В ситуации, когда информации с каждым днем становится все больше, необходимо навыки по ее оценке довести до автоматизма, что позволит быстро выявлять несу­щественную информацию и сократить временные затраты на работу с ней. Основными критериями оценки являются дата публикации/ обновления, источник, тематика. Наиболее сложным является оценка достоверности. Подходы к оценке достоверности зависят от предметной области. Основные элементы оценки достоверности строятся на изучении того, каким образом были получены сведения, а также на критическом отношении к источнику публикации.

5. Использование информации/создание нового знания. В конеч­ном итоге вся проделанная информационная работа должна вести к решению поставленной задачи: подготовке обоснования для приня­тия решения, аналитического обзора, отчета по исследованию рынка и т.д.

Необходимую для обучения в компании информацию можно раз­делить на два вида: информацию, характеризующую выпускаемые компанией товары или услуги и соответствующие рынки, и инфор­мацию, используемую различными структурными подразделениями (маркетологами, менеджерами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами) для поддержания своих знаний на современном уровне. Например, для юристов в компании должна быть установ­лена справочная правовая система, позволяющая отслеживать все изменения, происходящие в соответствующем законодательстве. Для других специалистов в первую очередь необходимо подписываться на наиболее информативные периодические отраслевые журналы. Обеспечение доступа к профессиональным информационным ре­сурсам является основой для образования на протяжении всей жизни, программой, широко реализуемой развитыми странами мира.

Роль информационного менеджера заключается в предоставлении необходимой для обучения информации и контроле за ее использо­ванием в интересах деятельности компании. Обучение на базе до­ступа к информационным ресурсам является одним из видов само­образования и не исключает необходимости в организации допол­нительных образовательных программ для сотрудников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.