КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические отношения в совместном предприятии
Социально-экономические отношения — это отношения, возникающие между экономическими субъектами по поводу распределения результатов хозяйственной деятельности. Основу социально-экономических отношений формирует система распределения прав собственности на ресурсы и создаваемый продукт. Общие основы и характер отношений собственности в СП закреплен в Гражданском кодексе и в учредительных документах о создании СП. Так, СП признается самостоятельным юридическим лицом, и в этом статусе оно может иметь в собственности обособленное имущество, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом — это имущество, переданное компаниями-участниками, а также имущество и доходы, полученные СП в процессе хозяйственной деятельности. Участники СП сохраняют право собственности на имущество, которое они передали в уставный фонд СП, что позволяет им участвовать в управлении СП, распределении прибыли, принять в случае необходимости решение о выходе из СП и изъять вложенные ресурсы либо денежный эквивалент их стоимости. Особенности социально-экономических отношений, возникающих на различных стадиях предпринимательского цикла СП, представлены на рис. 8.3. На первой стадии (создание СП) формируются общие принципы реализации социально-экономических отношений в СП: материнские компании в учредительных документах устанавливают порядок распределения ежегодных результатов деятельности СП, определяют источники ресурсов для хозяйственной деятельности СП и порядок их оценки, создают правовую основу для получения прямой прибыли от деятельности СП (для реализации механизма трансфертного ценообразования, применения выгодных способов оценки имущественного вклада в СП и др.). На второй стадии предпринимательского цикла происходит авансирование капитала СП, т.е. приобретение необходимых ресурсов для начала производственной деятельности. Это осуществляется менеджментом СП без непосредственного участия материнских компаний Высший управленческий персонал СП, как Рис. 8.3. Особенности социально-экономических отношений в СП правило, назначается компаниями-учредителями, в результате материнские компании получают необходимые инструменты, чтобы влиять на деятельность СП. Социально-экономические отношения на данном этапе возникают в процессе оценки ресурсов, приобретаемых СП, поскольку это непосредственно влияет на результаты деятельности СП и порядок их распределения. Пример. Компании-учредители после создания СП заключают с СП как с юридическим лицом дополнительные соглашения — лицензионные соглашения, договоры аренды, соглашения об оказании консалтинговых и управленческих услуг. Это оказывает прямое влияние на доходы СП и других компаний-партнеров Социально-экономические отношения на этапе организации производственного процесса связаны с формированием производственной программы СП. Они реализуются в процессе принятия решений в СП о структуре производственной программы, структуре издержек производства, технико-экономических характе- ристиках готовой продукции, определения календарного плана-графика выпуска продукции. Все это оказывает непосредственное влияние на доходы СП, прямые доходы и другие результаты создания СП для материнской компании. Пример. СП часто создается как субподрядчик материнской компании, и в этом статусе оно должно производить продукцию, необходимую компании-учредителю. В подобных случаях стоимость продукции СП, которая является элементом расходов материнской компании, занижается, что отрицательно влияет на доходы СП и других компаний-учредителей. На пятой стадии предпринимательского цикла происходит возврат авансированного капитала. Доходы от реализации продукции СП являются основой расширенного воспроизводства авансированного капитала. Социально-экономические отношения, возникающие на данной стадии, связаны с определением стоимости готовой продукции, выбором направлений реализации продукции, условий ее реализации. Это в конечном итоге определяет распределяемые и прямые доходы компаний-участников и СП. Так, если СП заинтересовано продавать продукцию на тех рынках и по такой цене, которые обеспечивают оптимальное значение конкурентоспособности его продукции, то материнская компания может быть заинтересована в установлении минимальной цены — в случае, если сама потребляет продукцию СП, либо максимальной цены — в случае, когда стремится максимизировать финансовые результаты своих инвестиций. На завершающем этапе происходит распределение доходов от деятельности СП: доходы СП распределяются между основными финансовыми фондами СП — уставным фондом, фондом накопления, фондом экономического стимулирования и др.; остальная часть прибыли распределяется между партнерами, как правило, исходя из структуры вклада участников. Следует учитывать, что социально-экономические отношения на данной стадии предпринимательского цикла связаны не только с распределением доходов от деятельности СП в пользу материнских компаний, но также с распределением доходов материнских компаний в пользу СП в случае, когда собственных средств СП недостаточно для финансирования планов расширенного воспроизводства либо когда СП функционирует убыточно. Как видно из представленной схемы, борьба компаний-партнеров за доходы СП, за влияние на деятельность СП, т.е. реализация социально-экономических отношений в СП, происходит на разных стадиях предпринимательского цикла и формируется под влиянием различных факторов: например, распределение прибыли СП между партнерами определяется не только их долей в уставном фонде; доходы материнских компаний формируются также в процессе принятия решений менеджментом СП, при построении системы от- ношений "СП —материнская компания", в результате чего появляются так называемые прямые доходы компании-учредителя, т.е. доходы, не распределяемые между партнерами. Интегральным показателем, позволяющим оценить роль каждого партнера в механизме реализации социально-экономических отношений в СП, является показатель экономической силы предприятия. Экономическая сила партнеров по СП представляет собой способность предприятия оказывать влияние на партнеров по СП и результаты совместной деятельности для перераспределения последних в свою пользу [2]. Необходимо выделить следующие факторы, определяющие экономическую силу партнера по СП: 1) доля партнера в уставном фонде; 2) представительство компании в органах управления СП; 3) уровень управленческих технологий компании; 4) ценность вклада компании в СП; 5) располагаемые ресурсы предприятия, включая влияние дру 6) важность СП для компании. Значение экономической силы определяется следующим образом: где ЕР — значение экономической силы предприятия; ар — доля компании в результатах деятельности СП; ат — доля компании в ресурсах СП. Пример. Белорусский и польский партнер создали СП на территории Беларуси. Распределение долей партнеров в соответствии со вкладом в уставный фонд составляет 45 и 55 % соответственно. Благодаря лучшим экономическим характеристикам располагаемых и инвестированных в СП ресурсов польское предприятие смогло осуществлять ценовую передачу прибыли путем занижения цены готовой продукции, приобретаемой у СП, а также завышения цен ресурсов, поставляемых в рамках материально-технического снабжения СП. В результате польское предприятие дополнительно в отчетном году получило нераспределяемых доходов в размере 30 % прибыли СП, направляемой для долевого распределения. Расчет показателей экономической силы представлен в табл. 8.1. Таблица 8.1. Данные для расчета показателей экономической силы предприятий партнеров
Экономический и социальный эффект создания и деятельное ти СП реализуется не только партнерами по СП, но также и дру гими участниками экономической деятельности: это потребител! продукции СП, работники СП и отраслевой профсоюз, государ ство. Общим условием устойчивого функционирования СП явля ется такое построение социально-экономических отношений i СП, при котором фактические результаты функционированю СП для любого субъекта соответствуют ожидаемым результатам Необходимо выделить следующие результаты функционирова ния СП, обеспечивающие реализацию интересов экономически} субъектов и влияющие на устойчивость функционирования СП: 1) правительство принимающей страны и страны-хозяйки ин 2) кредиторы СП (финансовые учреждения) — обеспеченш 3) потребители продукции СП — повышение конкурентоспо 4) профсоюзы — улучшение ситуации на рынке труда (увели 5) компании-учредители. Участники СП стремятся реализован Пример. В отдельных случаях прибыльность самого СП для компаний-учре дителей может не иметь особого значения, а иногда в силу особых принципов раз> деления труда между партнерами устанавливаться бесприбыльный характер де* тельности. СП Airbus Industrie занимается коммерческим обслуживанием ко» сорциума Airbus: закупает у внешних поставщиков необходимые комплектующие, которые не производятся внутри кооперационного объединения, оплачивает каждому партнеру его вклад в изготовление готового самолета, проводит расчеты с покупателями. При этом поставки со стороны партнеров СП оплачивает таким образом, чтобы данная финансовая операция не повлекла для него ни прибыли, ни убытков, в результате экономическая деятельность СП Airbus Industrie не имеет для консорциума никакого экономического значения. В то же время роль СП в консорциуме является достаточно важной оно осуществляет непосредственную связь с клиентами, определяет спецификацию каждого самолета и таким образом направляет производственную политику консорциума Airbus. В данном примере на первый план в СП выходит позиция "капитал-функция" 8.3. Организация внешнеэкономической деятельности совместных предприятий Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках применяемой предприятием стратегии интернационализации; в ее основе лежит предпочтительный для СП способ проникновения на целевой зарубежный рынок. Основными формами организации работы СП на зарубежном рынке являются следующие: 1) непрямой экспорт: экспорт продукции СП с привлечение 2) прямой экспорт: осуществление экспорта СП за счет соб 3) лицензирование (франчайзинг): организация зарубежного 4) создание собственных торговых представительств: являет 5) создание зарубежных филиалов: предполагает организа При выходе на внешний рынок проводятся исследования по двум направлениям: 1) оценка внутренней среды компании на предмет наличия не 2) исследование внешнеэкономической среды: маркетинговая После того как СП сформировало стратегию интернационализации компании, необходимо изучить механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в национальной экономике и в целевых зарубежных странах. Система государственного регулирования ВЭД предприятий базируется на трех источниках: национальная система регламентирования ВЭД, двухсторонние соглашения страны, международные нормативные акты. Наиболее широкий спектр инструментов используется для регулирования внешней торговли; их можно разделить на следующие группы: • нетарифные ограничения: требования к упаковке, маркиров • меры финансового воздействия: таможенные пошлины, на • меры административного регламентирования: установление • антидемпинговые процедуры: меры государственного регу Для регулирования других направлений деятельности компании на внешнем рынке — международное лицензирование, межфирменная кооперация, осуществление зарубежных инвестиций — страны создают соответствующие нормативно-правовые системы (на примере США). Регулирование международного обмена технологиями осуществляется на основе нормативных актов по охране прав промышленной собственности: Закон о подделке товарных знаков, Закон о совершенствовании патентной системы [3]; по противодействию ограничительной деловой практике в области передачи технологий. Регулирование заграничных инвестиций осуществляется на основе нормативных актов в области инвестиционной деятельности, валютного законодательства, налогового законодательства: Налоговый кодекс, Закон об изучении иностранных инвестиций, Закон о прямых иностранных инвестициях и усовершенствовании финансовой информации, Закон о финансовой защите и др. Регулирование межфирменного сотрудничества осуществляется на основе антимонопольного законодательства: Закон Шер-мана, Закон Клейтона, Закон о Федеральной торговой комиссии; а также специальных законодательных норм: Закон о концессиях, Акт Селлера-Кефовера (противодействие практике слияний и поглощений). Система государственного регулирования влияет на особенности организации ВЭД СП, однако определяющим фактором является место и функциональная роль СП в общефирменной стратегии иностранного инвестора (рис. 8.4). На схеме функциональное назначение СП с точки зрения иностранного инвестора состоит в выпуске двигателей в масштабах, обеспечивающих потребности регионального производства компании-инвестора. В подобной ситуации ввиду высокой взаимозависимости всех структурных подразделений международная корпорация стремится контролировать основные направления хозяйственной деятельности СП. Технологии производства, инвестиционные ресурсы СП получает по внутрифирменным каналам, головная компания определяет структуру рынков сбыта и цену продукции СП и т.д. Рис. 8.4 Место СП в институциональной структуре иностранного инвестора Завершающим этапом формирования системы организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) СП является перестройка системы управления предприятием и создание подразделений, занимающихся управлением ВЭД. В зависимости от особенностей организации ВЭД СП может выбрать следующие формы построения подсистемы управления ВЭД: 1) универсальный отдел внешнеэкономической деятельности: 2) функциональный принцип построения системы управления подготовка конкурентных материалов), транспортный отдел, юридический отдел; 3) рыночный принцип построения системы управления 4) продуктовый принцип построения системы управлений 5) смешанные формы построения системы управления ВЭД: Ц
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |