Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические отношения в совместном предприятии




Социально-экономические отношения — это отношения, воз­никающие между экономическими субъектами по поводу распре­деления результатов хозяйственной деятельности. Основу соци­ально-экономических отношений формирует система распределе­ния прав собственности на ресурсы и создаваемый продукт.

Общие основы и характер отношений собственности в СП зак­реплен в Гражданском кодексе и в учредительных документах о создании СП. Так, СП признается самостоятельным юридичес­ким лицом, и в этом статусе оно может иметь в собственности обо­собленное имущество, несет ответственность по своим обязательс­твам всем своим имуществом — это имущество, переданное ком­паниями-участниками, а также имущество и доходы, полученные СП в процессе хозяйственной деятельности.

Участники СП сохраняют право собственности на имущество, которое они передали в уставный фонд СП, что позволяет им участвовать в управлении СП, распределении прибыли, принять в случае необходимости решение о выходе из СП и изъять вло­женные ресурсы либо денежный эквивалент их стоимости.

Особенности социально-экономических отношений, возника­ющих на различных стадиях предпринимательского цикла СП, представлены на рис. 8.3.

На первой стадии (создание СП) формируются общие при­нципы реализации социально-экономических отношений в СП: материнские компании в учредительных документах устанавли­вают порядок распределения ежегодных результатов деятельнос­ти СП, определяют источники ресурсов для хозяйственной дея­тельности СП и порядок их оценки, создают правовую основу для получения прямой прибыли от деятельности СП (для реализации механизма трансфертного ценообразования, применения выгод­ных способов оценки имущественного вклада в СП и др.).

На второй стадии предпринимательского цикла происходит авансирование капитала СП, т.е. приобретение необходимых ре­сурсов для начала производственной деятельности. Это осущест­вляется менеджментом СП без непосредственного участия мате­ринских компаний Высший управленческий персонал СП, как


Рис. 8.3. Особенности социально-экономических отношений в СП

правило, назначается компаниями-учредителями, в результате материнские компании получают необходимые инструменты, что­бы влиять на деятельность СП. Социально-экономические отно­шения на данном этапе возникают в процессе оценки ресурсов, приобретаемых СП, поскольку это непосредственно влияет на ре­зультаты деятельности СП и порядок их распределения.

Пример. Компании-учредители после создания СП заключают с СП как с юридическим лицом дополнительные соглашения — лицензионные соглашения, договоры аренды, соглашения об оказании консалтинговых и управленческих ус­луг. Это оказывает прямое влияние на доходы СП и других компаний-партнеров

Социально-экономические отношения на этапе организации производственного процесса связаны с формированием производ­ственной программы СП. Они реализуются в процессе принятия решений в СП о структуре производственной программы, струк­туре издержек производства, технико-экономических характе-


ристиках готовой продукции, определения календарного пла­на-графика выпуска продукции. Все это оказывает непосред­ственное влияние на доходы СП, прямые доходы и другие резуль­таты создания СП для материнской компании.

Пример. СП часто создается как субподрядчик материнской компании, и в этом статусе оно должно производить продукцию, необходимую компании-учре­дителю. В подобных случаях стоимость продукции СП, которая является элемен­том расходов материнской компании, занижается, что отрицательно влияет на доходы СП и других компаний-учредителей.

На пятой стадии предпринимательского цикла происходит возврат авансированного капитала. Доходы от реализации про­дукции СП являются основой расширенного воспроизводства авансированного капитала. Социально-экономические отноше­ния, возникающие на данной стадии, связаны с определением сто­имости готовой продукции, выбором направлений реализации продукции, условий ее реализации. Это в конечном итоге опреде­ляет распределяемые и прямые доходы компаний-участников и СП. Так, если СП заинтересовано продавать продукцию на тех рынках и по такой цене, которые обеспечивают оптимальное зна­чение конкурентоспособности его продукции, то материнская компания может быть заинтересована в установлении минималь­ной цены — в случае, если сама потребляет продукцию СП, либо максимальной цены — в случае, когда стремится максимизиро­вать финансовые результаты своих инвестиций.

На завершающем этапе происходит распределение доходов от деятельности СП: доходы СП распределяются между основными финансовыми фондами СП — уставным фондом, фондом накоп­ления, фондом экономического стимулирования и др.; остальная часть прибыли распределяется между партнерами, как правило, исходя из структуры вклада участников. Следует учитывать, что социально-экономические отношения на данной стадии предпри­нимательского цикла связаны не только с распределением дохо­дов от деятельности СП в пользу материнских компаний, но так­же с распределением доходов материнских компаний в пользу СП в случае, когда собственных средств СП недостаточно для финан­сирования планов расширенного воспроизводства либо когда СП функционирует убыточно.

Как видно из представленной схемы, борьба компаний-партне­ров за доходы СП, за влияние на деятельность СП, т.е. реализация социально-экономических отношений в СП, происходит на разных стадиях предпринимательского цикла и формируется под влиянием различных факторов: например, распределение прибыли СП меж­ду партнерами определяется не только их долей в уставном фонде; доходы материнских компаний формируются также в процессе принятия решений менеджментом СП, при построении системы от-


ношений "СП —материнская компания", в результате чего появля­ются так называемые прямые доходы компании-учредителя, т.е. до­ходы, не распределяемые между партнерами.

Интегральным показателем, позволяющим оценить роль каж­дого партнера в механизме реализации социально-экономических отношений в СП, является показатель экономической силы пред­приятия.

Экономическая сила партнеров по СП представляет собой способность предприятия оказывать влияние на партнеров по СП и результаты совместной деятельности для перераспределения последних в свою пользу [2]. Необходимо выделить следующие факторы, определяющие экономическую силу партнера по СП:

1) доля партнера в уставном фонде;

2) представительство компании в органах управления СП;

3) уровень управленческих технологий компании;

4) ценность вклада компании в СП;

5) располагаемые ресурсы предприятия, включая влияние дру­
гих субъектов (правительства, компаний-партнеров, профсоюза);

6) важность СП для компании.

Значение экономической силы определяется следующим обра­зом:

где ЕР — значение экономической силы предприятия; ар доля компании в результатах деятельности СП; ат доля компании в ресурсах СП.

Пример. Белорусский и польский партнер создали СП на территории Бела­руси. Распределение долей партнеров в соответствии со вкладом в уставный фонд составляет 45 и 55 % соответственно. Благодаря лучшим экономическим ха­рактеристикам располагаемых и инвестированных в СП ресурсов польское пред­приятие смогло осуществлять ценовую передачу прибыли путем занижения цены готовой продукции, приобретаемой у СП, а также завышения цен ресурсов, пос­тавляемых в рамках материально-технического снабжения СП. В результате польское предприятие дополнительно в отчетном году получило нераспределяе­мых доходов в размере 30 % прибыли СП, направляемой для долевого распреде­ления. Расчет показателей экономической силы представлен в табл. 8.1.

Таблица 8.1. Данные для расчета показателей экономической силы предприятий партнеров

 

Показатель Польское предприятие Белорусское предприятие
Доля предприятия в ресур­сах СП 0,45 0,55
Доля предприятия в резуль­татах деятельности СП 0,577 (45: 1,3 + 30: 1,3) 0,423(0,55 1,3)
Экономическая сила +0,28 [(0,577 - 0,45) / 0,45] -0,23 [(0,423 - 0,55) / 0,55]

Экономический и социальный эффект создания и деятельное ти СП реализуется не только партнерами по СП, но также и дру гими участниками экономической деятельности: это потребител! продукции СП, работники СП и отраслевой профсоюз, государ ство. Общим условием устойчивого функционирования СП явля ется такое построение социально-экономических отношений i СП, при котором фактические результаты функционированю СП для любого субъекта соответствуют ожидаемым результатам Необходимо выделить следующие результаты функционирова ния СП, обеспечивающие реализацию интересов экономически} субъектов и влияющие на устойчивость функционирования СП:

1) правительство принимающей страны и страны-хозяйки ин
вестиций, местные органы власти — максимизация макроэконо
мического эффекта создания СП: увеличение занятости, рост на
логовых поступлений, насыщение потребительского рынка и т.д.;

2) кредиторы СП (финансовые учреждения) — обеспеченш
финансовой устойчивости СП;

3) потребители продукции СП — повышение конкурентоспо­
собности продукции на местном рынке;

4) профсоюзы — улучшение ситуации на рынке труда (увели
чение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение
количества занятых);

5) компании-учредители. Участники СП стремятся реализован
свои интересы в двух направлениях: интересы "капитал-функция'
(менеджмент) — максимизация эффективности использования ре
сурсов, инвестированных в СП; интересы "капитал-собственность"
(владельцы капитала) — максимизация финансового результат*
вложения средств в СП. В отдельных случаях эти интересы проти­
воречат друг другу, например, когда основную часть прибыли необ­
ходимо реинвестировать, чтобы повысить эффективность функцио
нирования СП. Иногда для СП может устанавливаться беспри:
быльный принцип функционирования, ориентирующий СП тольк^
на оптимизацию эффективности использования ресурсов. 1

Пример. В отдельных случаях прибыльность самого СП для компаний-учре дителей может не иметь особого значения, а иногда в силу особых принципов раз> деления труда между партнерами устанавливаться бесприбыльный характер де* тельности. СП Airbus Industrie занимается коммерческим обслуживанием ко» сорциума Airbus: закупает у внешних поставщиков необходимые комплектую­щие, которые не производятся внутри кооперационного объединения, оплачива­ет каждому партнеру его вклад в изготовление готового самолета, проводит рас­четы с покупателями. При этом поставки со стороны партнеров СП оплачивает таким образом, чтобы данная финансовая операция не повлекла для него ни при­были, ни убытков, в результате экономическая деятельность СП Airbus Industrie не имеет для консорциума никакого экономического значения. В то же время роль СП в консорциуме является достаточно важной оно осуществляет непос­редственную связь с клиентами, определяет спецификацию каждого самолета и таким образом направляет производственную политику консорциума Airbus. В данном примере на первый план в СП выходит позиция "капитал-функция"


8.3. Организация внешнеэкономической деятельности совместных предприятий

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осущес­твляется в рамках применяемой предприятием стратегии интерна­ционализации; в ее основе лежит предпочтительный для СП спо­соб проникновения на целевой зарубежный рынок. Основными формами организации работы СП на зарубежном рынке являются следующие:

1) непрямой экспорт: экспорт продукции СП с привлечение
внешнеторговых посредников;

2) прямой экспорт: осуществление экспорта СП за счет соб­
ственных ресурсов, самостоятельно либо с использованием помо­
щи зарубежных партнеров;

3) лицензирование (франчайзинг): организация зарубежного
производства продукции СП за счет ресурсов зарубежных пар­
тнеров, которым СП передает свои технологии производства и
торговые марки;

4) создание собственных торговых представительств: являет­
ся переходной формой внешнеэкономической деятельности меж­
ду двумя основными — прямым экспортом и созданием собствен­
ных зарубежных производств. В данном случае компания часть
своих предпринимательских функций и ресурсов переносит в
другую страну. Однако в отличие от создания зарубежных про­
изводственных подразделений масштаб трансформации хозяй­
ственного механизма СП не столь велик, поскольку нацелен на
эффективное продвижение экспорта СП;

5) создание зарубежных филиалов: предполагает организа­
цию предприятием в других странах собственных производствен­
ных подразделений, которые, как правило, являются независи­
мыми юридическими лицами. В рамках данной формы интерна­
ционализации по степени самостоятельности присутствия СП на
внешнем рынке выделяются совместные предприятия (предпола­
гают участие зарубежных партнеров) и иностранные филиалы,
полностью принадлежащие СП.

При выходе на внешний рынок проводятся исследования по двум направлениям:

1) оценка внутренней среды компании на предмет наличия не­
обходимых ресурсов для интернационализации;

2) исследование внешнеэкономической среды: маркетинговая
оценка конъюнктуры внешнего рынка, оценка конкурентоспособ­
ности продукции СП либо конкурентоспособности самого пред­
приятия на выбранном рынке, разработка маркетинговой страте­
гии, выбор зарубежных партнеров

После того как СП сформировало стратегию интернационали­зации компании, необходимо изучить механизм государственного


регулирования внешнеторговой деятельности в национальной экономике и в целевых зарубежных странах.

Система государственного регулирования ВЭД предприятий базируется на трех источниках: национальная система регламен­тирования ВЭД, двухсторонние соглашения страны, междуна­родные нормативные акты.

Наиболее широкий спектр инструментов используется для ре­гулирования внешней торговли; их можно разделить на следую­щие группы:

• нетарифные ограничения: требования к упаковке, маркиров­
ке товаров, экологические нормы, нормы безопасности, ограниче­
ния, основанные на принципах обеспечения платежей (импор­
тные депозиты и др.), квоты;

• меры финансового воздействия: таможенные пошлины, на­
логи при ввозе/вывозе товаров, платежи за таможенное офор­
мление товаров;

• меры административного регламентирования: установление
порядка таможенного оформления товара, формы товаросопро­
водительных документов, необходимость получения лицензии на
право осуществлять экспортно-импортные операции;

• антидемпинговые процедуры: меры государственного регу­
лирования импорта, нацеленные на предотвращение ввоза на тер­
риторию страны товаров по ценам ниже цен на внутреннем рынке
страны-экспортера. Меры противодействия демпингу включают
экономические (финансовые) инструменты и нетарифные огра­
ничения.

Для регулирования других направлений деятельности компа­нии на внешнем рынке — международное лицензирование, меж­фирменная кооперация, осуществление зарубежных инвести­ций — страны создают соответствующие нормативно-правовые системы (на примере США).

Регулирование международного обмена технологиями осу­ществляется на основе нормативных актов по охране прав про­мышленной собственности: Закон о подделке товарных знаков, Закон о совершенствовании патентной системы [3]; по противо­действию ограничительной деловой практике в области передачи технологий.

Регулирование заграничных инвестиций осуществляется на основе нормативных актов в области инвестиционной деятельнос­ти, валютного законодательства, налогового законодательства: Налоговый кодекс, Закон об изучении иностранных инвестиций, Закон о прямых иностранных инвестициях и усовершенствова­нии финансовой информации, Закон о финансовой защите и др.

Регулирование межфирменного сотрудничества осуществля­ется на основе антимонопольного законодательства: Закон Шер-мана, Закон Клейтона, Закон о Федеральной торговой комиссии;


а также специальных законодательных норм: Закон о концесси­ях, Акт Селлера-Кефовера (противодействие практике слияний и поглощений).

Система государственного регулирования влияет на особен­ности организации ВЭД СП, однако определяющим фактором является место и функциональная роль СП в общефирменной стратегии иностранного инвестора (рис. 8.4). На схеме функци­ональное назначение СП с точки зрения иностранного инвесто­ра состоит в выпуске двигателей в масштабах, обеспечивающих потребности регионального производства компании-инвестора. В подобной ситуации ввиду высокой взаимозависимости всех структурных подразделений международная корпорация стре­мится контролировать основные направления хозяйственной деятельности СП. Технологии производства, инвестиционные ресурсы СП получает по внутрифирменным каналам, головная компания определяет структуру рынков сбыта и цену продук­ции СП и т.д.

Рис. 8.4 Место СП в институциональной структуре иностранного инвестора

Завершающим этапом формирования системы организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) СП является пере­стройка системы управления предприятием и создание подразде­лений, занимающихся управлением ВЭД. В зависимости от осо­бенностей организации ВЭД СП может выбрать следующие фор­мы построения подсистемы управления ВЭД:

1) универсальный отдел внешнеэкономической деятельности:
создается на СП с небольшим масштабом внешнеэкономической
деятельности;

2) функциональный принцип построения системы управления
ВЭД: организационная структура управления ВЭД включает
функциональные подразделения — отдел маркетинга (исследова­
ние рынков сбыта, обеспечение рекламы и продвижения товаров,


подготовка конкурентных материалов), транспортный отдел, юридический отдел;

3) рыночный принцип построения системы управления
ВЭД: предполагает создание отделов, занимающихся организа­
цией ВЭД компании на наиболее важных рынках (например,
отдел управления ВЭД в странах СНГ, отдел управления ВЭД в
странах Европейского союза, отдел управления ВЭД в США
и т.д.);

4) продуктовый принцип построения системы управлений
ВЭД: предполагает создание отделов, занимающихся продвиже
нием отдельных видов продукции (например, отдел сбыта легко!
вых автомобилей, отдел сбыта микроавтобусов, отдел сбыта гру|
зовых автомобилей);

5) смешанные формы построения системы управления ВЭД: Ц
компании создаются отделы, занимающиеся сбытом отдельных
видов продукции, которые в свою очередь включают подразделе­
ния по территориальному принципу (рис. 8.5).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.