Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика вводного курса




Вводный курс истории в 5-6 классах является самостоятельным этапом обучения, связанным, с одной стороны, с предшествующим ему курсом «Окружающий мир» в начальной школе, а, с другой, непосредственно предваряющим систематический курс истории в 7-11 классах.

Традиционный подход к преподаванию истории опирается преимущественно на иллюстративно-объяснительный метод и практически не предполагает активных деятельностных форм освоения содержания учащимися. В результате большинство школьников усваивает историю как набор фактов, имен и чужих авторских суждений. Это вызвано тем, что знания о прошлом, как правило, представляются как нечто самоценное и в силу этого подлежащее «перекачиванию» из головы учителя и из учебника в голову ученика. Все споры о содержании исторического образования в рамках традиционного подхода как раз и сводятся к тому, что предпочтительнее «перекачать»: историю классовой борьбы, историю быта или, например, представление о «деятельности исторических личностей». При данном подходе ученики, получая знания в готовом виде, не учатся мыслить, не овладевают навыками самостоятельного добывания и критического анализа исторической информации и, в конечном итоге, становятся легкой добычей всевозможных Фоменко, Мулдашевых и прочих шарлатанов. Миллионные тиражи их книг можно воспринимать как приговор традиционной системе исторического образования.

Вводный курс предполагает построение логики освоения содержания истории, принципиально отличающейся от всех существующих традиционных подходов. Это логика открытия учениками общих принципов исторического познания и построения исторического знания. Данный подход предполагает самостоятельное открытие (построение) учениками нового знания и его дальнейшее апробирование на разнообразных примерах, которые могут как подтверждать, так и опровергать эти знания (модели).

Говоря о содержании истории, мы имеем в виду не события и явления прошлого, а содержание исторической науки, конституированное в первую очередь в системе понятий и методов исторического исследования. Что же касается конкретных событий и явлений, то они на данной ступени обучения выступают в качестве базы для верификации гипотез и основы для реализации различных групповых проектов. В 5 классе эту роль выполняет материал о жизни и учебе детей в прошлом (три содержательных блока – дети в СССР, в первобытном обществе и в дореволюционной России), в 6 классе – источники по экономической, социальной, политической и культурной истории человечества, фиксирующие переломные моменты и характерные черты отдельных периодов.

Принципиально важным является открытость исторического знания, т.е. включение в курс сюжетов, по которым среди историков идут ожесточенные споры (так называемые «неуместные артефакты» и пр.). Учащиеся должны усвоить, что история – это живая, развивающаяся наука; работа с данными сюжетами не только стимулирует познавательный интерес, но и поможет овладеть научным подходом к событиям и явлениям прошлого (на элементарном уровне), а также станет еще одной своеобразной прививкой от параистории.

Другим аспектом открытости исторического знания является тесное взаимодействие с другими предметами. Несмотря на общеизвестную важность межпредметных связей, обучение в основной школе традиционно строится как не-координированное. У школьников практически не происходит переноса средств, освоенных в ходе изучения одного предмета, на работу в другом материале, и, следовательно, не строится единая научная картина мира. Программа предполагает возможность координации истории и других предметных линий(географии, литературы).

Ключевым историческим понятием является, как известно, понятие источника. Данное понятие, с точки зрения авторов программы, и есть то уникальное и принципиально важное, что может формировать у ребенка изучение истории в школе. Усвоение понятия источника предполагает овладение особым (а именно – научным) способом рассмотрения прошлого. Владение понятием источника будет означать становление у школьника способности:

- к осторожной и внимательной оценке исторических (и апеллирующих к прошлому общественно-политических) текстов;

- реконструировать на основе источников ход исторического развития (с пониманием неизбежных ограничений и допущений);

- предвидеть возможные варианты развертывания событий в настоящем и обозримом будущем (на основе реконструкции прошлого).

Общее исходное отношение для предмета история выглядит так: «человек прошлого — след/источник — исследователь (ученый или ученик)». История, таким образом, понимается как диалог людей прошлого и людей настоящего, опосредованный сохранившимися следами человеческой деятельности (выступающими для исследователей в качестве источников информации).

Программа поддерживает разные виды деятельности учеников, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении ими содержания курса:

- понятийное продвижение: совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие общих принципов исторического познания и построения исторического знания, моделирование исторических процессов (например, в виде «личных материков» – составляемых группами учащихся воображаемых материков, в истории которых находят отражение закономерности реальной истории человечества);

- критика источника: определение автора, времени и места создания источника; первичность и вторичность, намеренность или ненамеренность создания; различение фактов и оценок; оценка степени достоверности информации в источнике и т.д.;

- формирование понятий, их определение (через род и видовые отличия), установление отношений между понятиями, классификация, ограничение и обобщение понятий;

- конкретизация общих принципов и понятий на многообразии частных случаев, проверка учениками своих гипотез с помощью информационно-поисковых систем;

- отработка необходимых умений как практически-прикладного характера (например, умения находить основные источники по заданной теме), так и мыслительных навыков (например, умения использовать «бритву Оккама» при анализе исторических явлений);

- представление полученного коллективного или индивидуального результата исследования в качестве продукта, предъявляемого другим участникам сообщества.

Предусматриваются следующие (новые по сравнению с начальной школой) формы организации процесса обучения:

– письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения;

– работа с «картами знаний» как средство построения образовательной траектории учащихся (в 5 классе – схема «Страна История», в 6 классе – «Картина истории человечества»);

– развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников (как необходимое условие для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе).

Особо следует сказать о проектной деятельности. Оная не является каким-то дополнением к деятельности учащихся на уроке, а интегрирована в учебный процесс. При изучении целого ряда тем предусмотрена реализация проектов и презентация результатов на уроках. При этом должны отрабатываться механизмы организации и контроля проектной деятельности, что является непосредственной подготовкой к следующей ступени исторического образования (в 7-9 классах проектная деятельность выступает как главный вид учебной деятельности).

В 5 классе вся учебная деятельность сосредоточена вокруг понятия «источник». Различные виды источников используются для реконструкции различных сюжетов прошлого (устные, изобразительные и отчасти вещественные источники – для реконструкции жизни детей в СССР; вещественные и этнографические источники – жизни детей в первобытном обществе; письменные источники – жизни детей в дореволюционной России). В 6 классе в процессе учебной деятельности осваивается система исторических понятий, которые формируются на основе обобщения существенных признаков различных (ключевых и характерных) событий и явлений прошлого и используются для анализа новых событий и явлений. Все это позволяет развернуть активное деятельностное освоение учениками содержания исторической науки, обеспечивает единство их знаний и умений в этой области и позволяет подготовить к изучению систематического курса истории в последующие годы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.