Содержание, часы
| Результаты
| Урочные формы учебной деятельности
| Внеурочные формы учебной деятельности
|
Исторические источники. 4 часа
| История как наука о прошлом человечества. Следы деятельности людей – единственные источники наших знаний о прошлом человечества. Умения видеть следы прошлого в окружающей действительности и «считывать» информацию о прошлом (начальный уровень)
| Письменная дискуссия по вопросу «Зачем люди изучают прошлое?»
Начало работы со схемой «Страна История» («картой знаний»).
Нахождение следов прошлого в окружающем мире (класс). Классификация следов по различным основаниям. Характеристика произвольно выбранного следа как источника информации о прошлом
| Нахождение следов прошлого дома («самая старая вещь в доме» - о чем она может рассказать? и т.п.)
|
Устные источники. 4 часа (+2 часа внеучебного времени)
| Значение, особенности и ограничения устных источников. Умения брать интервью и фиксировать его результаты, проводить анкетный опрос
| Презентация групповых отчетов по результатам опроса и анкетирования, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Работа с «картой знаний»
| Проведение интервью (анкетирования) с представителями старших поколений, запись и обработка устных сообщений о жизни в прошлом по теме «Детство в СССР». Обработка полученных результатов, составление групповых отчетов
|
Изобразительные и аудиоисточники 4 часа (+4 часа внеучебного времени)
| Значение, особенности и ограничения изобразительных и аудиоисточников. Осторожность при работе с изобразительными источниками
| Презентация групповых отчетов, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Работа с «картой знаний»
| Сбор и отбор материалов для (реального или виртуального) музея «Детство в СССР», поиск для музея изображений в Интернете и их отбор (сайт «СССР – наша Родина» и т.п.).
При возможности – посещение картинной галереи (раздел «Советская живопись»)
|
Вещественные источники (недавнее прошлое).
4 часа
| Значение и особенности вещественных источников. Умение определять время и место создания вещественных источников.
Умение сравнивать различные эпохи (модель сравнения), презентовать и аргументировать свою точку зрения (начальный уровень)
| Группировка «экспонатов» музея «Детство в СССР» по темам, месту и времени происхождения (работа с картой и лентой времени, счет лет в истории).
Сравнение детства в СССР и современного детства. Выделение линий сравнения и их обоснование. Презентация и аргументация собственной точки зрения на советское детство в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Работа с «картой знаний»
| Продолжение отбора материалов для музея «Детство в СССР»
|
Вещественные источники (далекое прошлое). 4 часа (+4 часа внеучебного времени)
| Значение вещественных источников как основного источника информации о жизни людей в дописьменную эпоху. Представление об археологии. Умение реконструировать жизнь людей далекого прошлого по вещественным источникам. Осторожность при работе с вещественными источниками
| Реконструкция различных сторон жизни и быта первобытных людей по вещественным источникам (выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение); письменная дискуссия
Презентация результатов групповой работы с неуместными артефактами. Тренировка в использовании методологического принципа «Бритва Оккама». Тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности
| Поиск и систематизация информации о неуместных артефактах (Интернет и др.).
Групповая работа с неуместными артефактами (сущность необъясненности, возможные гипотезы для их объяснения и аргументация).
При возможности – посещение археологического музея (или археологического раздела в краеведческом музее)
|
Традиции и обычаи как источник 4 часа (+4 часа внеучебного времени)
| Значение, особенности и ограничения этнографических источников. Умение различать источники (обряды, обычаи, наблюдения) и сделанные на их основе реконструкции
| Выдвижение гипотез о происхождении традиций, обрядов, игр, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов; письменная дискуссия. Изучение наблюдений ученых за жизнью детей в первобытном племени: систематизация информации, выделение общего и особенного в разных наблюдениях. Выдвижение и обоснование гипотез о возможности с помощью этнологических наблюдений реконструировать жизнь первобытных людей (детей).
Работа с информационными текстами, реконструирующими жизнь детей в первобытном обществе (выявление источников реконструкции и авторских построений).
Сравнение детства в первобытном обществе с современным детством. Выделение линий сравнения и их обоснование. Презентация и аргументация собственной точки зрения на первобытное детство в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Работа с «картой знаний»
| При возможности – посещение этнографического музея
|
Письменные источники 24 часа (+4 часа внеучебного времени)
| Значение и особенности письменных источников. Умение определять вид письменного источника
| Работа с различными видами письменных источников о жизни детей в дореволюционной России, определение вида документа. Выдвижение гипотез.
Работа с «картой знаний»
| Самостоятельный поиск документов по теме исследования в Интернете.
При возможности – посещение местного архива, знакомство с его работой
|
Умение определять время и место создания документа, его подлинность. Осторожность при работе с письменными источниками
| Работа с документами по теме «Жизнь детей в России до революции» (определение времени и места создания документов). Группировка документов по месту и времени происхождения (работа с картой и лентой времени).
|
Умение устанавливать авторство документа, различать намеренные и ненамеренные письменные источники
| Определение целей и намерений автора документа, сравнительный анализ документов, созданных намеренно и ненамеренно (по теме «Жизнь детей в России до революции»)
|
Умение различать первичные и вторичные документы, определять их особенности
| Сравнительный анализ первичных и вторичных документов. Выявление во вторичном документе первоисточников (по теме «Жизнь детей в России до революции»)
|
Умение различать научный труд, научно-популярную работу и художественный текст
| Сравнительный анализ отрывков из первоисточника, научного труда, научно-популярной работы и художественного произведения (по теме «Жизнь детей в России до революции»). Интеграция с литературой.
Выявление исторической основы легенды, предания; письменная дискуссия
|
Умение различать факты и оценки в письменных источниках, давать общую оценку достоверности и значения информации, содержащейся в документе
| Тренировка в умении различать факты и оценки при работе с различными видами документов (по теме «Жизнь детей в России до революции»).
Сравнение детства в дореволюционной России с современным детством. Выделение линий сравнения и их обоснование (апробация ранее разработанной модели сравнения). Презентация и аргументация собственной точки зрения на детство в дореволюционной России в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Работа с «картой знаний»
|