Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История – наука о прошлом человечества




Содержание (терминология для учителя) Основные действия (терминология для учащихся)
Исторические источники. Понятие прошлого. Мое прошлое, прошлое моей семьи, моей страны и человечества. Зачем люди изучают прошлое? Прошлое «темное» и «светлое». Постановка проблемы: лучше или хуже жилось детям в прошлом (в Советском Союзе)? Следы деятельности людей – единственные источники наших знаний о прошлом человечества. Разнообразие следов, их особенности Историк – исследователь, восстанавливающий по следам (источникам) картину прошлого («следователь»). Когда и почему историкам следует доверять, а когда и как их надо проверять? Письменная дискуссия по вопросу «Зачем люди изучают прошлое?» (начало формирования или совершенствование умения вести такую дискуссию). Начало работы со схемой «Страна История» («картой знаний», или блоком предварительного обобщения). Совместное планирование дальнейшей работы в течение года. Нахождение следов прошлого в окружающем мире (класс, семья). Классификация следов по различным основаниям. Характеристика произвольно выбранного следа как источника информации о прошлом
Устные источники, их особенности. Правила проведения интервью. Техника записи и обработки устных сведений. Анкетирование, правила составления анкеты. Проблема достоверности устных источников. Возможные способы перепроверки данных. Ограничения устных источников Проведение интервью (анкетирования) с представителями старших поколений, запись и обработка устных сообщений о жизни в прошлом по теме «Детство в СССР». Обработка полученных результатов, составление групповых отчетов и их презентация, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Работа с «картой знаний»
Изобразительные и аудиоисточники, их особенности и значение. Принципы работы с изобразительными источниками, их отбора и группировки. Проблема достоверности изобразительных источников, их ограничения Сбор и отбор материалов для (реального или виртуального) музея «Детство в СССР», поиск для музея изображений в Интернете и их отбор (сайт «СССР – наша Родина» и т.п.). Работа с «картой знаний»
Вещественные источники, их особенности. Принципы работы с вещественными источниками, их отбора и группировки. Определение времени и места создания источников Продолжение отбора материалов для музея «Детство в СССР», группировка «экспонатов» по темам (пища, жилище, одежда, транспорт, символы и пр.), месту и времени происхождения (работа с картой и лентой времени, счет лет в истории). Сравнение детства в СССР и современного детства. Выделение линий сравнения и их обоснование (модель сравнения). Презентация и аргументация собственной точки зрения на советское детство в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Работа с «картой знаний»
Вещественные источники, их особенности и проблема достоверности. Значение вещественных источников как основного источника информации о жизни людей в дописьменную эпоху. Постановка проблемы: как жили дети в первобытном мире, какие преимущества и недостатки имела их жизнь в сравнении с жизнью современных детей? Многообразие вещественных источников. Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Где и как искать вещественные источники? Культурный слой. Способы датирования археологических находок, их достоверность. Находки, не укладывающиеся (или с трудом укладывающиеся) в существующую научную картину мира (антикитерский механизм, «багдадская батарейка» и пр.); методологические принципы и варианты объяснения данных находок. Ограничения вещественных источников (их недостаточность для реконструкции жизни детей в первобытном обществе) Реконструкция различных сторон жизни и быта первобытных людей по вещественным источникам (выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение); письменная дискуссия Поиск и систематизация информации о неуместных артефактах (Интернет и др.). Групповая работа с неуместными артефактами (сущность необъясненности, возможные гипотезы для их объяснения и аргументация), презентация результатов. Тренировка в использовании методологического принципа «Бритва Оккама». Тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности
Традиции и обычаи как источник. Обряды, праздники, детские игры. Изучение жизни и быта первобытных народов как возможный источник информации о прошлом. Этнология – наука об этносах, их культурно-бытовых особенностях и культуре. Проблема достоверности данного вида источников и его ограничения Выдвижение гипотез о происхождении традиций, обрядов, игр, их подтверждение и опровержение с помощью информационных текстов; письменная дискуссия. Поиск и систематизация информации. Изучение наблюдений ученых за жизнью детей в первобытном племени (отрывки из дневника Н.Н. Миклухо-Маклая, книг М. Мид и др.): систематизация информации, выделение общего и особенного в разных наблюдениях. Выдвижение и обоснование гипотез о возможности с помощью этнологических наблюдений реконструировать жизнь первобытных людей (детей). Работа с информационными текстами, реконструирующими жизнь детей в первобытном обществе (выявление источников реконструкции и авторских построений). Сравнение детства в первобытном обществе с современным детством. Выделение линий сравнения и их обоснование (апробация ранее разработанной модели сравнения). Презентация и аргументация собственной точки зрения на первобытное детство в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Работа с «картой знаний»
Письменные источники, их особенности и виды. Значение письменных источников для историка. Письменные источники (документы) – главные источники по истории нашей страны и большинства других стран. Места хранения письменных источников. Интернет. Постановка проблемы: как, судя по документам, жили и учились дети в Российской империи, какие преимущества и недостатки имела их жизнь в сравнении с жизнью современных детей? Работа с различными видами письменных источников о жизни детей в дореволюционной России, определение вида документа. Выдвижение гипотез. Самостоятельный поиск документов по теме исследования в Интернете. Работа с «картой знаний»
Письменные источники. Определение времени и места создания документа. Проверка подлинности документа. Как отличить подлинный документ от фальсификации? Работа с документами по теме «Жизнь детей в России до революции» (определение времени и места создания документов). Группировка документов по месту и времени происхождения (работа с картой и лентой времени).
Письменные источники. Установление авторства документа. Намеренные и ненамеренные письменные источники, их сравнительные преимущества и недостатки Определение целей и намерений автора документа, сравнительный анализ документов, созданных намеренно и ненамеренно (по теме «Жизнь детей в России до революции»)
Письменные источники. Первичные и вторичные документы, их особенности Сравнительный анализ первичных и вторичных документов. Выявление во вторичном документе первоисточников (по теме «Жизнь детей в России до революции»)
Письменные источники. Научный труд, научно-популярная работа и художественный текст, их особенности. Мифы и легенды как исторический источник Сравнительный анализ отрывков из первоисточника, научного труда, научно-популярной работы и художественного произведения (по теме «Жизнь детей в России до революции») Выявление исторической основы легенды, предания; письменная дискуссия
Письменные источники. Факты и оценки в письменных источниках. Общая оценка достоверности и значения информации, содержащейся в документе Тренировка в умении различать факты и оценки при работе с различными видами документов (по теме «Жизнь детей в России до революции»). Сравнение детства в дореволюционной России с современным детством. Выделение линий сравнения и их обоснование (апробация ранее разработанной модели сравнения). Презентация и аргументация собственной точки зрения на детство в дореволюционной России в сравнении с современным, тренировка в самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Работа с «картой знаний»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.