Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативный анализ




Методы стратегического анализа

 

Традиционными методами проведения стратегического анализа является прогнозирование и разработка сценариев.

Прогноз – это предсказание будущего, основанное на известных тенденциях и известных фактах. Таким образом, в периоды смены экономического курса построение качественных прогнозов практически невозможно. Другой сложностью прогнозирования является возможность изменения тенденций прогнозируемых процессов, поскольку количество фактов и тенденций, используемых для прогнозирования, естественным образом ограничено. Следует также иметь в виду, что экономическая деятельность осуществляется людьми, а потому появление любого прогноза (особенно пессимистического) может изменить поведение людей и тем самым изменить тенденции и повлиять на достоверность прогноза.

Сценарий – это описание будущих обстоятельств, построенное на основе предсказаний и предположений и позволяющее наметить вероятное направление развития. При определении стратегии строятся сценарии для альтернативных вариантов развития.

Сценарии бывают пессимистическими, вероятными и оптимисти­че­скими.

 

Сценарии часто используются для предсказания возможных структурных изменений в какой-либо отрасли и вероятных конкурентных ситуаций. Таким образом, они нацелены на анализ позиции предприятия при некотором варианте изменений в отрасли или обществе.

 

 

Любое предприятие, независимо от размера сферы деятельности, рентабельности, является сложной системой, взаимодействующей с внешней средой. Целью оперативного анализа (его также называют стоимостным) предпринимательской деятельности является оценка текущих результатов работы предприятия. Большинство пред­при­нима­телей склонны понимать под результатом деятельности предприятия прибыль от реализации продуктов или услуг. Однако, чтобы заработать прибыль, предприниматель должен ориентировать деятельность предприятия на удовлетворение каких-либо потребностей, сосредоточенных вне его. Таким образом, никакой отдельно взятый показатель не может исчерпывающим образом описать деятельность предприятия. Как правило, оперативный анализ основывается на матрице показателей и проводится по следующим трем направлениям:

– анализ итогов деятельности;

– анализ затрат;

– анализ продукта или услуги.

Анализ итогов деятельности нацелен на изучение показателей, характеризующих конечные результаты деятельности: прибыль, объем реализации продукции или услуг и др.

Целью анализа затрат является не только проверка расходов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и выяснение причин нерациональных затрат, поиск способов более эффективного использования ресурсов предприятия.

Анализ продукта или услуги занимает особое место среди указанных трех направлений, особенно для социальной сферы, поскольку от качества, количества и состава социальных услуг зависит качество жизни населения. Он основан на сопоставлении товаров, выпускаемых предприятием, работ или услуг с аналогичными в целях оценки конкурентоспособности.

Традиционным инструментом стоимостного анализа первого и второго направления является анализ отклонений.

В системе управленческого учета используются различные способы из­менения и группировки затрат, поскольку менеджерам постоянно при­ходится принимать решения о цене реализации, переменных и постоянных расходах, о приобретении и использовании ресурсов. Часто прибегают к построению учетных систем на основе одного из классификационных признаков. Более рационально создание комплексных учетных систем сбора данных для любых возможных потребителей. Затраты можно классифицировать по следующим признакам:

– составу — фактические, плановые, прогнозные;

– отношению к объему производства — переменные, постоянные, прочие;

– функции управления — производственные, коммерческие, админи­стра­­тивные;

– способу отражения на себестоимость — прямые, косвенные;

– порядку отнесения на период получения прибыли — на про­дукт, на период.

Колебания уровня затрат бывают обусловлены изменением цен на материалы и комплектующие, объема производства, производительности труда, а также управленческими решениями. Особо следует остановиться на взаимозависимости уровня затрат и объема производства.

На затратах сказываются как степень, так и направление и продолжительность изменения объема производства.

 

4.2. CVP–анализ

 

СVP-анализ — это анализ взаимосвязи прибыли, затрат и объема реализации. Управленческая модель, изучающая взаимо­отно­шение затрат, объема производства и прибыли, основывается на следующих предположе­ниях о поведении этих величин:

– общие затраты и выручка изменяются линейно в пределах известной области, называемой областью релевантности;

– все затраты являются либо переменными, либо постоянными;

– постоянные затраты не зависят от объема производства в пределах области релевантности;

– переменные затраты прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности;

– цена реализации не меняется;

– цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;

– производительность не меняется;

– отсутствуют структурные сдвиги;

– изменение затрат определяется только изменением объема производства;

– объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов незначительны.

Данные предположения ограничивают возможности анализа, поскольку на практике они справедливы лишь в пределах относительно коротких промежутков времени при стабильной производственной программе, ценах и отсутствии инфляции. Однако их использование позволило построить модель нахождения критической точки или точки равновесия, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции. Критическую точку находят построением и решением специального уравнения или методом маржинального дохода или графическим способом.

В первом случае обычно используют следующее равенство:

Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = чистая прибыль

Метод маржинального дохода является модификацией метода по­строе­­ния уравнения. Маржинальный доход получают вычитанием из выручки переменных затрат. (Иногда его называют маржой с переменных затрат.).

Маржинальный доход остается постоянным при изменении объема производства в некоторых пределах. Он формирует суммы покрытия переменных затрат и определяет вклад продукта в покрытие постоянных затрат предприятия за период. Таким образом, формирование маржинального дохода представляет собой обобщенную модель любого бизнеса, т.е. процесса деланья денег.

Удельный маржинальный доход можно рассчитать как разность между ценой и удельными переменными расходами. Для определения критической точки необходимо постоянные затраты разделить на удельный маржинальный доход.

Графический метод сводится к поиску точки пересечения двух графиков: графика постоянных и переменных расходов и графика выручки.

В неприбыльных учреждениях CVP-анализ применяется для планирования, поскольку доход этих учреждений может быть двух видов: переменный (от коммерческой деятельности или поддержки спонсоров) и постоянный (бюджетное финансирование).

Рассмотрим три варианта применения CVP-анализа в зависимости от характера удельного маржинального дохода.

1) Маржинальный доход на единицу продукции каждого вида примерно одинаков. В этом случае можно использовать описанную выше взаимо­связь. Для этого в качестве объемного показателя рекомендуется рассматривать выручку от реализации. Каждая денежная единица выручки будет давать примерно одинаковую прибыль.

2) Удельный маржинальный доход различен для каждого вида продукции, но доля продаж каждого вида относительно постоянна. Следует рассматривать динамику средневзвешен­ного маржинального дохода.

3) Удельный маржинальный доход различен для разных видов продукции, а доли продаж в общем объеме непостоянны. В этом случае следует разнести все затраты по видам и по единицам продукции. Точка равновесия будет показывать объем, при котором маржинальный доход по данному виду продукции покрывает долю постоянных затрат предприятия, приходящуюся на этот вид.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.