Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема3. 8. Работа режиссера и художника




Тема3.2 Стиль и жанр

Понятие о стиле. Общественно-историческое значение стиля. Стиль эпохи и его взаимосвязь с искусством господствую­щего класса. Единство и разнообразие стилей. Авторский стиль. Идейное содержание произведения и средства художе­ственной выразительности. Понятие о жанре. Выбор вырази­тельных средств в соответствии с жанром драматургического произведения.

ЛИТЕРАТУРА Велехова Н. А. В спорах о стиле. М., МТО, 1963.

Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М., «Зна­ние», 1970.

Маца И. Л. Об эстетическом вкусе. М, «Молодая гвардия», 1963.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Стиль в искусстве понятие широкое; оно совмещает в се­бе средства художественной выразительности (форма, ме­тод), социальные, национальные, временные и другие осо­бенности.

Авторский или индивидуальный стиль не ограничивается творческим почерком и манерой художника, а взаимосвязан с эстетическим идеалом общества.

Жанр в драматургии во многом определяется отношением автора к событиям пьесы. Жанр — одно из средств раскрытия содержания произведения, его идеи и особенностей стиля.

Основные жанры драматургии: трагедия драма, комедия. Производные жанры: водевиль, мелодрама, фарс, скетч и т. д.

Определение жанра важный этап в работе режиссера и художника над спектаклем. От правильного жанрового ре­шения зависит выбор выразительных средств, внешний образ спектакля. Без этого не может быть достигнуто целостное идейно-художественное решение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Понятие о стиле.

2. Авторский стиль и эстетический идеал общества.

3. Понятие о жанре.

4. Определение жанра спектакля ч выбор выразительных средств.

5. Основные и производные жанры драматургии.

 

Ознакомление с драматургическим материалом. Эскизные зарисовки художника. Определение цветовой гаммы спектак­ля. Эскизы костюмов. Работа над изготовление макета. Иска­жение декорационного оформления в макете и его устранение. Определение внешнего ритма спектакля (соотношение про­должительности картин, актов, перестановок, антрактов). Чер­тежи изготовления декорации согласно сделанному макету. Проверка макета в выгородках. Изготовление оформления спектакля в целом. Особенности работы с художником-люби­телем не знакомым со спецификой сцены.

ЛИТЕРАТУРА

Шверубович В. В. Режиссер и оформление спектакля. М., «Совет­ская Россия», 1965, с. 16—47.

Островский М. А. Художник и театр. М., «Сов. художник», 1965.

Корягин Н. Н. и Тихомиров Д. Н. Как оформить самодеятельный спектакль. М., Профиздат, 1963, с. 5—9.

Мюллер В. Н. Декорационное оформление спектакля. М„ «Искусство»,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Работа режиссера и художник начинается с читки пьесы, обсуждения явлений, действий, набросков эскизов и т. п. Ре­жиссер предлагает весь накопленный им материал в процес­се изучения пьесы.

Следующий этап работы — изготовление макета спектак­ля. Решается принцип оформления будут ли пейзажные деко­рации, павильон или условное решение. В макете уточняется способ обработки декорационного оформления, определяется главный цвет пьесы, цвет костюмов, способы перестановки декораций и т. д.

Зрителя нельзя покорить или удивить масштабом зеленых насаждений. Художник В. Дмитриев в спектакле «Воскресе­ние поставил на сцене несколько стволов березок на ярко-зе­леном фоне,и весь зрительный зал почувствовал майское яр­кое утро. Если но ходу действия нужен родник или ручей, тонужно положить несколько бутафорских камней и сделать шумовое оформление. Крона яблони в цветах, свисающих из-за падуги или кулисы, подсвеченный нейтральный зад­ник или горизонт дадут ясное ощущение весеннего утра. Пение птиц (имитация звуко-шумовыми приборами) наполнит поэти­ческим содержанием начало нового дня.

По готовому чистовому макету можно изготавливать деко­рационное оформление, так как макет, сделанный в опреде­ленном масштабе, точная копия будущего оформления спектакля. Как правило, в РДК, СДК и клубах работают художники-любители, не знакомые со спецификой художественного оформления спектакля. И тем больше ответственность у ре­жиссера драматического коллектива. Необходимо правильно подсказать художнику значение линии горизонта при написа­нии задника, чтобы линия горизонта находились на уровне глаз зрителя, сидящего в зале. Объяснить значение перспек­тивного сокращения мебели, особенность художественной-об­работки предметов с учетом габаритов конкретной сцены, дли­ны зрительного зала, возможности хорошего освещения и т. п. Если освещение недостаточное и его усилить нельзя, следует окрашивать декорационное оформление в более светлые тонана в соответствии с этим подбирать костюмы и т. д.

Как видно из примеров, от знаний руководителя художест­венной самодеятельности зависит очень многое в работе кол­лектива.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается работа режиссера с художником над оформлением спектакля.

2. Работа режиссера и художника над изготовлением макета.

3. Чертежи и шаблоны, изготовленные но готовому макету.

4. Как работали с художниками мастера советской сцены К. С. Стани­славский, В. И. Немирович-Данченко и другие.

5. В чем особенность работы режиссера с художником-любителем, не зна­комым со спецификой сцены.

 

 

РАЗДЕЛ IV. ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ И БУТАФОРСКИЕ ПРЕДМЕТЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.