КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема3. 8. Работа режиссера и художника
Тема3.2 Стиль и жанр Понятие о стиле. Общественно-историческое значение стиля. Стиль эпохи и его взаимосвязь с искусством господствующего класса. Единство и разнообразие стилей. Авторский стиль. Идейное содержание произведения и средства художественной выразительности. Понятие о жанре. Выбор выразительных средств в соответствии с жанром драматургического произведения. ЛИТЕРАТУРА Велехова Н. А. В спорах о стиле. М., МТО, 1963. Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М., «Знание», 1970. Маца И. Л. Об эстетическом вкусе. М, «Молодая гвардия», 1963. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Стиль в искусстве понятие широкое; оно совмещает в себе средства художественной выразительности (форма, метод), социальные, национальные, временные и другие особенности. Авторский или индивидуальный стиль не ограничивается творческим почерком и манерой художника, а взаимосвязан с эстетическим идеалом общества. Жанр в драматургии во многом определяется отношением автора к событиям пьесы. Жанр — одно из средств раскрытия содержания произведения, его идеи и особенностей стиля. Основные жанры драматургии: трагедия драма, комедия. Производные жанры: водевиль, мелодрама, фарс, скетч и т. д. Определение жанра важный этап в работе режиссера и художника над спектаклем. От правильного жанрового решения зависит выбор выразительных средств, внешний образ спектакля. Без этого не может быть достигнуто целостное идейно-художественное решение. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Понятие о стиле. 2. Авторский стиль и эстетический идеал общества. 3. Понятие о жанре. 4. Определение жанра спектакля ч выбор выразительных средств. 5. Основные и производные жанры драматургии.
Ознакомление с драматургическим материалом. Эскизные зарисовки художника. Определение цветовой гаммы спектакля. Эскизы костюмов. Работа над изготовление макета. Искажение декорационного оформления в макете и его устранение. Определение внешнего ритма спектакля (соотношение продолжительности картин, актов, перестановок, антрактов). Чертежи изготовления декорации согласно сделанному макету. Проверка макета в выгородках. Изготовление оформления спектакля в целом. Особенности работы с художником-любителем не знакомым со спецификой сцены. ЛИТЕРАТУРА Шверубович В. В. Режиссер и оформление спектакля. М., «Советская Россия», 1965, с. 16—47. Островский М. А. Художник и театр. М., «Сов. художник», 1965. Корягин Н. Н. и Тихомиров Д. Н. Как оформить самодеятельный спектакль. М., Профиздат, 1963, с. 5—9. Мюллер В. Н. Декорационное оформление спектакля. М„ «Искусство», МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Работа режиссера и художник начинается с читки пьесы, обсуждения явлений, действий, набросков эскизов и т. п. Режиссер предлагает весь накопленный им материал в процессе изучения пьесы. Следующий этап работы — изготовление макета спектакля. Решается принцип оформления будут ли пейзажные декорации, павильон или условное решение. В макете уточняется способ обработки декорационного оформления, определяется главный цвет пьесы, цвет костюмов, способы перестановки декораций и т. д. Зрителя нельзя покорить или удивить масштабом зеленых насаждений. Художник В. Дмитриев в спектакле «Воскресение поставил на сцене несколько стволов березок на ярко-зеленом фоне,и весь зрительный зал почувствовал майское яркое утро. Если но ходу действия нужен родник или ручей, тонужно положить несколько бутафорских камней и сделать шумовое оформление. Крона яблони в цветах, свисающих из-за падуги или кулисы, подсвеченный нейтральный задник или горизонт дадут ясное ощущение весеннего утра. Пение птиц (имитация звуко-шумовыми приборами) наполнит поэтическим содержанием начало нового дня. По готовому чистовому макету можно изготавливать декорационное оформление, так как макет, сделанный в определенном масштабе, точная копия будущего оформления спектакля. Как правило, в РДК, СДК и клубах работают художники-любители, не знакомые со спецификой художественного оформления спектакля. И тем больше ответственность у режиссера драматического коллектива. Необходимо правильно подсказать художнику значение линии горизонта при написании задника, чтобы линия горизонта находились на уровне глаз зрителя, сидящего в зале. Объяснить значение перспективного сокращения мебели, особенность художественной-обработки предметов с учетом габаритов конкретной сцены, длины зрительного зала, возможности хорошего освещения и т. п. Если освещение недостаточное и его усилить нельзя, следует окрашивать декорационное оформление в более светлые тонана в соответствии с этим подбирать костюмы и т. д. Как видно из примеров, от знаний руководителя художественной самодеятельности зависит очень многое в работе коллектива. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем заключается работа режиссера с художником над оформлением спектакля. 2. Работа режиссера и художника над изготовлением макета. 3. Чертежи и шаблоны, изготовленные но готовому макету. 4. Как работали с художниками мастера советской сцены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие. 5. В чем особенность работы режиссера с художником-любителем, не знакомым со спецификой сцены.
РАЗДЕЛ IV. ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ И БУТАФОРСКИЕ ПРЕДМЕТЫ
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |