Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.4 Мебель как часть интерьера основные стили мебели




Определение интерьера. Театральный интерьер и его специ­фика. Соответствие предметов обстановки эпохе, стилю, вре­мени и месту действия.

Основные стили мебели. Мебель древнего Египта. Антич­ная мебель. Мебель эпохи средневековья (,.4'манская и готи­ческая). Мебель эпохи Возрождения (Италия). Характерные особенности мебели стиля барокко (стиль Людовика XIV). Рококо (стиль Людовика XV) и классицизм (стиль Людовика XVI). Стиль ампир. Мебель XIX века. Бидермейер. Русская мебель.

ЛИТЕРАТУРА

Селиванов В. В. Театральная мебель. М., «Искусство», 1966, с. 31—43. Соколова Т. М. Очерки по истории художественной мебели XV—XIX вв. Л., «Советский художник», 1967. Мюллер В. Н. Декорационное оформление спектакля. М., «Искусство»,

1969, с. 89—99.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение — создается с помощью произведений прикладного искусства: мебели, тканей, ковров, гобеленов, арматуры и т. д.

Создание театрального интерьера, т. е. конкретной обста­новки жизни героев спектакля, предполагает точное знание произведений прикладного искусства, характерных для дан­ной эпохи, страны, стиля, социальной среды.

При постановке спектакля удачно найденная деталь ин­терьера дает возможность почувствовать атмосферу жизни ге­роя, вызвать наиболее яркое и точное представление о време­ни и месте действия. Важнейшим компонентом в формирова­нии интерьера является мебель. Поэтому режиссеру-поста­новщику спектакля необходимо знание основных стилей ме­бели. Изучая эту тему, нужно учитывать, что на создание форм мебели почти всегда решающее влияние оказывает ар­хитектура (мебель — архитектура малых форм).

Основные черты, определяющие стиль мебели — форма, конструкция, пропорции, материал, тип орнаментации, харак­тер декора.

Самые ранние из известных форм мебели созданы в древ­нем Египте — табуреты, кресла, ложе, кровати, ларцы,сундуки -представляют собой простые стойки с наложенными на: них деревянными досками, были распространены также столы крестообразными ножками и изогнутые стулья.

Египетский стиль характеризуется простотой и прочностью конструкций, богатством и разнообразием декора (инкруста­ция, раскраска, золочение, резьба и т. д.). Материал: драго­ценные породы дерева, золото, слоновая кость.

Наиболее распространенные в древней Греции формы мебели — табуреты, кресла, кровати, лари, сундуки, стулья складные и со спинками, небольшие столы на трех опорах.—созданы, повидимому, под влиянием Египта. Их отличает яс­ность, строгость, гармоничность форм и умеренность Уклад жизни в романский период (XI—411 вв.) не созда­вал условий для возникновения благоустроенного жилища (суровые и мрачные укрепленные замки с одним большим нерасчленепным помещением), поэтому И меблировка в этот пе­риод отличалась крайней скудностью и примитивностью. Ос­новные формы мебели: сундук (служил шкафом, стулом, сто-юм, кроватью), скамьи со спинками, стулья, стол на козлах, трон. Конструкция дощатая. Наиболее распространенный прием художественной отделки — резьба (главным образом нюскостная), роспись, железные накладки. Монументальность, массивность, нерасчлененность форм и линеарность, плоскостного орнамента — главные приметы романского стиля В мебели. Материал: местные породы древесины.

В готический период в Европе (XII—XV вв.) произошли изменения в характере интерьера (появление.того количества помещений, стремление к роскоши их отделки, обусловленное усилившимися связями со странами Востока).

Наряду со старыми (романскими) появляются новые фор­мы бытовой мебели: поставец, шкаф для одежды и др., со­хранившие также дощатую конструкцию. В понце готического периода (XV в.) начинает применяться и новая рамочно-филеночная конструкция, позволившая создавать более легкие, изящные, стройные формы мебели.

На готическую мебель огромное влияние оказала архитек­тура. Подражание архитектурным формам как в конструкции, так и в характере декора, новые типы орнамента, обильное применение различных видов резьбы — основные черты, ха­рактеризующие стиль мебели эпохи готики.

Эпоха Возрождения (XV—XVI вв.) — расцвет всех видов прикладного искусства, в том числе и мебели. Изменение в ха­рактере внутренней отделки помещений (большие комнаты, большие окна, стенные росписи, отделка стен искусственным мрамором) привели к дальнейшему развитою, совершенство­ванию старых и появлению новых, более совершенных форм мебели, обслуживающей разные потребности человека (в Ита­лии— кассоне, креденца, шкафы различных назначений и размеров, новые типы столов, стульев и др.). Соразмеренность пропорций, ясность, симметрия, простота, разнообразие декора, подчеркивающего конструкцию предмета, широкое использование и переработка античного наследия, проявившего­ся и в формах, и в конструкции, и в новых шпах орнамента (гротеск), применение различных видов резьбы (от плоского рельефа до почти круглой скульптуры), интарсии, росписей, мозаики — все это в совокупности и составляет стиль Воз­рождения в мебели. Материал: главным образом орех.

Начиная с XVII века в Европе, ведущая роль в области прикладного искусства принадлежит Франции. Прикладное искусство (подобно всем другим видам искусства эпохи фран­цузского абсолютизма) использовалось как средство прослав­ления королевской власти. Его главное назначение — оформ­ление королевских резиденций.

Дворцовый интерьер XVII в. отличает особая торжествен­ность, репрезентативность, помпезность, богатство убранства. Основные формы мебели: кабинет, бюро, шкаф, кресло, письменный стол, кровать и др.— приобретают черты, соответ­ствующие характеру интерьеров: громоздкость, официаль­ность, парадность.

В 1-й четверти XVIII в. во Франции начинает формироватся стиль рококо, достигающий наивысшего расцвета I 30—50 гг. Меняется характер интерьера. Вместо огромных парадных, официальных залов появляются небольшие уют­ные, обставленные с изящной роскошью салоны. Возникают новые типы мебели, преследующие цель удобства и комфорта: мод, секретер, софа, шезлонг, угольник, маленькие столики (письменные, дамские, туалетные, для игр), новые типы кре­сел и стульев, гарнитуры для гостиной, состоящие из стульев, кресел, диванов, экранов для камина и ширм. Мебель утрачивает характерную для предшествующего периода торжествен­ность, парадность, официальность и приобретает легкость, изящество, изысканность и динамичность форм Излюблен­ный прием декорировки — техника маркетри.

В третьей четверти XVIII в. во Франции получает развитие новый стиль — классицизм. Принципы этого стиля воплоща­ются и в мебели. Формы предметов приобретают характерную античной мебели геометрическую четкость, строгую сим­метрию, ясность и простоту, не утрачивая при этом свойст­венные мебели рококо изящество и комфортабельность.

Сохраняются старые типы мебели и появляются новые: Низкие шкафы (буфеты), цилиндрические бюро. Исчезают Криволинейные поверхности и изогнутые линии, начинают пре­обладать гладкие, прямые фанерованные поверхности, прямые контуры. Заимствованные из античности элементы декора (орнамент, архитектурные детали, мифологические сцены) применяются умеренно и в строгом соответствии с конструк­цией предметов. Наборная техника вытесняется сплошной фа­неровкой. Основной материал: красное дерево.

Стиль ампир (поздний классицизм эпохи Наполеоновской империи) получил развитие во всех европейских странах в на­чале XIX в. Ампирная мебель имеет общие черты с мебелью предшествующего периода: рациональность конструкций (строгое соответствие несущими и несомыми частями), сим­метрия в распределении декора, использование античных форм и мотивов и т. д. Однако ей присущи и совершенно но­вые качества: вместо характерной для классицизма XVIII В. благородной ясности, простоты, комфортабельности форм и умеренности декора, она приобретает тяжеловесность, утри­рованную монументальность, парадность форм и чрезмерную помпезность декорировки. Наиболее распространенные типы мебели: консоль, псише, тяжелые кресла, круглые и овальные столы на одной ножке, разнообразные диваны (иног­да по длине занимающие всю стену). В декоре мебели господ­ствуют мотивы, заимствованные из искусства императорского Рима и древнего Египта: накладки и свободно стоящие кры­латые богини, сфинксы, львы, орнаментальные мотивы воен­ного характера (щиты, шлемы, лавровые венки, скрещенные мечи).

Буржуазный стиль е мебели XIX в. (бидермейер), возник в 30-е годы в Германии, вытеснив ампир, и вскоре стал интер­национальным. Мебель этого стиля отличается простотой форм, удобством, умеренной орнаментацией. Использовалась как для убранства дворцов, так и для обстановки обычных жилых помещений. Вместо накладок из бронзы украшалась резьбой. Очень распространены секретеры, застекленные вит­рины (горки) для фарфора, открытые этажерки, простые ко­моды, трюмо (новая форма).

Стремление к удобству, рациональность, солидность — осо­бенности мебели этого стиля. Материал: преимущественно гладко полированное красное дерево.

Последним значительным стилем в области прикладного искусства был классицизм, вступивший в 20—30-е гг. XIX ве­ка в заключительную стадию. С этого времени широкое рас­пространение получает эклектика — поверхностное заимство­вание стилей предшествующих эпох. Механическое повторе­ние стилистических особенностей произведений художествен­ного ремесла средневековья, эпохи Возрождения, барокко, ро­коко привело к утрате подлинного чувства материала и фор­мы, вызвало глубокий кризис прикладного искусства (начало 2-й половины XIX в.).

С наступлением XX века в прикладном искусстве усили­ваются тенденции функционализма: формы предметов упро­щаются, волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом. Отталкиваясь от крайностей стиля модерн, художники-прикладники приходят к пониманию более рациональных и простых форм. Утверждение конструктивиз­ма в архитектуре приводит к окончательной победе функцио­нально оправданных форм в мебели.

Национальное своеобразие русского быта в XVII веке ска­залось и на внутреннем убранстве жилища. В начале века обстановка палат царей, бояр, князей мало отличалась от уб­ранства крестьянской избы. Существенную часть мебели составлявшими сплошные лавки, установленные вдоль стен, лавки с резными и откидными спинками, столы, сундуки, скамьи, та­буреты. В резьбе, украшавшей некоторые формы мебели, ис­пользовался национальный орнамент.

В XVIII веке происходит коренная ломка патриархального уклада на Руси. Русская культура вливается в русло общеев­ропейского развития. Начинают ввозиться образцы западно-европейской мебели и другие предметы внутреннего убранства. Меняется характер обстановки царских дворцов и домов зна-ти. Появляются новые типы мебели — стулья с прямыми спин­ками и подножками, украшенные ажурным резным орнамен­том и обитые кожей или тканью, дубовые столы на массивных ножках с шарообразным утолщением, соединенных широкими пропожками, дубовые поставцы для посуды, шкафы.

Середина XVIII в.— период расцвета русского барокко. В Петербурге начинается строительство дворцов, внутреннее убранство которых отличается пышностью и великолепием, свойственным стилю барокко (золотая резьба па дверях и ок­нах, стенные росписи, зеркала в резных рамах и т. д.).

Самобытность, национальное своеобразие характерны и для стиля «русский ампир» (начало XIX в.), особенности его нашли выражение и в мебели. Формы ее как правило сохра­няют общие тенденции развития этого европейского стиля — парадность, торжественность и официальность, характер же декора чрезвычайно своеобразен: резные ажурные спинки кресел и диванов часто окрашивались под зеленую бронзу, в обивке применялась ткань с вышивкой, в большой моде была белая мебель (окрашенная целиком) в сочетании с желтой (золотой), синей, голубой обивкой и орнаментацией. Большое распространение получают диваны: прямоугольные, занимаю­щие всю стену, в виде ладьи, угловые и др. В дворянских до­мах появляются, так называемые, диванные комнаты и полу­круглые кресла-корытца, гладкая поверхность спинок и ло­котников покрывалась фанерой из карельской березы или красного дерева.

Городской интерьер 30-х годов вы можете увидеть на по­лотнах художника П. А. Федотова и других мастеров русской реалистической живописи того времени.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Театральный интерьер и его отличие от бытового.

2. Основные стили мебели.

3. Стиль мебели древнего Египта и его отличие от греческого.

4. Стиль ампир.

5. Характеристика стиля рококо.

6. Классицизм в мебели.

7. Стиль барокко.

8. Русская мебель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.