КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема3.12 Моделирования сценического пространства. 3 страница
очень близка к каркасной, желательно также, чтобы материальность форм была прозрачной. Все театральное пространство, то есть все заполненное актерами и зрителями помещение, одновременно является пространством сценическим, пластически освоенным режиссером, художником, актерами. На малой сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола режиссер Г. Опорков и художник А. Славин поставили «Чайку» (1982). Зрительские места расположены параллельными рядами, как и полагается в залах со сценой-коробкой. Действие разворачивается на крохотной сцене и в боковых проходах. Сама сцена, окруженная дощатым забором, в спектакле является театром Треплева. Занавес этого театра — несколько небрежно прибитых досок. Через широкие просветы между досками видны актеры-персонажи, предметы. В зрительном зале вдоль стен смонтированы дощатые пилоны-простенки, которые в соединении с мебелью и другими вещами являют собой части интерьеров, здесь, гримируясь перед началом действия, актеры начинают игру. На сцене висят три старинные люстры с плафонами — они и глаза дьявола, и болотные огни, и луна-фонарь... В центре — высокое напольное зеркало-озеро. Два передних ряда скамеек в зале тоже дощатые, на них сидят актеры-персонажи. В этом разъятом на части и препарированном мире соринского имения актеры-персонажи общаются между собой через зал, зрители как бы посредники и свидетели их разговоров и поступков. Описанный спектакль не относится к спектаклям, сыгранным на сцене-арене. Просто в данной постановке сценическое, игровое и зрительское пространство объединены. Подобное пространственное решение активизирует восприятие, а для актеров создает непривычное предлагаемое обстоятельство, что обогащает творческие возможности контакта со зрителем. Конечно, и в этом случае зрители, следя за действием в той или иной точке зрительного зала, видят друг друга. Но в варианте сцены-арены в чистом виде факт визуального восприятия зрителями друг друга, групп, сидящих напротив и сбоку, оказывает более активное воздействие на реципиента. Группа зрителей, которую видит, воспринимая спектакль, другая группа зрителей, является в визуальном восприятии и частью среды, и участниками спектакля. Визуальное и психофизическое участие публики в «заквашивании теста» спектакля корректирует творческое самочувствие актеров, влияет на активность и качество действия. Постоянное присутствие публики с трех-четырех сторон, их вольное и невольное участие в действии актер обязательно включает в круг внимания. Эти факторы становятся психофизическими, биологическими раздражителями. Но парадокс состоит в том, что сцена-арена не только предполагает контакт п единение играющих и зрителей, но и их взаимное отчуждение. Здесь условность театра особенно дает себя знать. Контакт через отчуждение. Здесь и зрители, и актеры меньше попадают в плен иллюзии жизнеподобия. Близкое присутствие не дает ни актерам, ни зрителям забывать, что это игра в чистом виде, конечно, сценическая игра, игра как искусство. Но. как известно, игра всегда предполагает психологические переживания. Но какого рода? В такой игре эстетические переживания актеров и зрителей позволяют им соприкоснуться с некоей тайной театра, почувствовать его настоящую, природу. Эстетические искания постоянно приводят к поискам соотношений пространства мира вымышленного—мира спектакля и мира реального— мира публики, обновляющих форму и содержание спектаклей. Так. Брюссельский театр де Л Эспри Фрапёр в подвале здания XVII века создал систему зрительских мест на фурах, перемещающихся в зависимости от необходимого расположения игровой площадки. В «Дон Жуане» Мольера игровой помост вытянут по оси, а зрительские места расположены в трех зонах: четыре ряда—фронтально, и по два ряда по бокам помоста. В «Брн-танике» Расина зрители рассредоточены неодинаковыми массами с четырех сторон. В спектакле «Чехов и человек в футляре» зрители располагаются вокруг поляны березовой рощи.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |