КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е) нескольких групп (трех-четырех) при относительной индифферентности остальных
Конфликт в сценографии (сценографический конфликт) как эстетическая категория — такое отражение целенаправленного отбора материальных выразительных средств, необходимых для активизации развития сценического действия и усиления драматического конфликта, которое ассоциативно воспринималось бы реципиентом как несовместимость при соотношении качественных показателей и функциональных значений элементов, групп элементов, их взаиморасположения, перемещения и трансформаций. Конфликт в сценографии следует рассматривать как эстетическую категорию. Он проявляется и реализуется только в ассоциативном восприятии зрителей и актеров. Конфликт в сценографии определяется в результате действенного анализа драматургического произведения, а также интеллектуального, чувственного и интуитивного восприятия как пьесы, так и жизненной реальности. Создавая структуру сценографического конфликта, художник и режиссер учитывают сверхзадачу задуманного спектакля. Сценографический конфликт взаимосвязан с главным и побочными драматургическими конфликтами. Хотя всегда существует определенная зависимость сценографического конфликта от драматургического, первый все же обладает некоторой самостоятельностью, так как материал и средства его реализации иные, чем в других видах образных структур, основой и движущей пружиной которых является драматургический конфликт. Объективизация конфликта в сценографии возможна только вследствие его физической ощутимости и художественной целостности. Этот факт, очевидно, дает нам возможность понимать и ощущать эстетическую ценность и художественное значение и макета, и сценической среды спектакля. Материализуя замысел в макете или на сцене, художник-постановщик предполагает модель взаимодействия среды и актеров-персонажей. Материальный мир сцены — предметы (вещи), грим, свет, светотехническое оборудование — в спектакле как бы оживают, становятся одухотворенными, способными к активному воздействию. Образные ресурсы и возможности сценографии должны быть направлены на углубление и реализацию конфликта спектакля. Мир любого произведения искусства, сколь бы жизнеподобным оно нам ни казалось,— плод фантазии его автора. Вымышленным является мир пьесы, сконструирован ее драматургический конфликт, вымышленным окажется и мир спектакля со своим главным сценическим конфликтом. Вымышлен также мир сценографии со своим конфликтом. Определение и выявление сценографическими средствами драматургического конфликта — органическая закономерность, связанная с созданием целостности спектакля. Сценографический конфликт предполагает определенный тщательный отбор предметов из окружающего мира. В этом вычленении необходимых по замыслу элементов учитываются качественные показатели предметов, их эстетическая ценность, игровые возможности, возможные соотношения их качественных показателей и образных значений в контексте задуманного спектакля. Построение определенных соотношений избранных элементов связано не только с их формой, цвето-фактурой, материальностью, прозрачностью и т. п., но и с взаиморасположением, перемещением, трансформациями в сценическом пространстве во время спектакля. И, конечно, самое главное—это взаимосвязь вымышленной художником сценической среды с актерами-персонажами. Таким образом, построение конфликта в сценографии в значительной мере можно считать актом композиционного и пластического решения, результатом проявления художественных и содержательных функций различных элементов спектакля. Драматургическое произведение — целенаправленное соединение и чередование эпизодов, часто монтаж, структура которого продиктована желанием максимально заострить конфликт. Пьеса и спектакль создаются на основе жизненных ситуаций, из них отбирается главное, интересное, актуальное. Из непрерывного течения времени, как из бесконечной цепи, выбирают отдельные звенья, уплотняя время... Происходит перегруппировка сил и переакцентировка событий. Вступают в силу законы искусства. И хотя в жизни много условностей, сама жизнь как таковая безусловна. На подмостках же — все условно. Мы принимаем предложенные театром условия игры. Театр предполагает ассоциативность. Способностью к ассоциативному мышлению должны обладать играющие на сцене и смотрящие на игру зрители. Ассоциативное мышление и ассоциативное восприятие — непременные условия театра как игрового вида искусства. Предметы — инструменты для игры также избираются в потоке бытия. Но с таким условием, чтобы они могли быть включены в необходимую игру с определенными правилами. Предметы как бы вырываются из привычной бытовой связи, «жизненной композиции», удобной для нас в повседневности. И компонуются сообразно творческой необходимости, сочетаются таким образом, чтобы во время игры можно было смешать внимание с одних предметов на другие, а также акцентировать те или иные качества одного и того же предмета с целью эстетического воздействия на зрителя. Соединение предметов на сцене часто идет вразрез с привычной жизненной логикой. Предметы на сцене обретают, на первый взгляд, парадоксальную, но всегда мотивированную художественной логикой жизнь... На лекции по актерскому мастерству в 1919 году В. Э. Мейерхольд говорил своим слушателям: «Если у нас есть, скажем, какие-нибудь оглобли, то это уже очень много, потому что оглобли мы можем связывать веревкой так, что они могут дать изумительнейшую комбинацию сценических пратикаблей, то есть таких частей, которые могут образовать то забор, то ворота, то окно и т. д. и т. д.» (См. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда: [Сб.].' М.: ВТО, 1978. С. 38). В приведенном примере оглобли сохраняют свои качественные показатели: необходимые для оглобель габариты, материал, из которых они сделаны. Но изменяются их функциональные значения и в конце концов утрачивается их прямая функция. Оглобли превращаются в закодированный знак и в сочетании с другими знаками обретают новые значения. Оглобли вызывают ассоциации с лошадью, упряжью, телегой, деревней, сельскохозяйственными работами, дорогой, движением и пр. В приведенном Мейерхольдом примере обнаруживается несоответствие форм и функций самих предметов с формами и функциями предметов, которые выстраиваются из оглобель. Сохраняется только единство материала — дерево. Рассчитывая на наши ассоциативные возможности, режиссер наделяет предметы не свойственными им функциями. Мы говорим, что сценографический конфликт проявляется через несовместимость при соотношении качественных показателей и функциональных значений элементов, групп элементов, входящих в образную пластическую структуру. Функциональные же значения основных элементов сценографическон структуры, предназначенные вызывать сложные ассоциации у реципиента, делятся на прямые, обыденные и художественные. Прямая функция связана с применением предмета по его назначению. Например, стол с определенными качественными показателями предназначен для письма и чтения. Другой пример: луч прожектора определенной силы, плотности, цвета необходим для освещения актеров на сцене и предметов среды. Прямая, утилитарная функция предметов может играть в образной структуре спектакля свою непосредственную роль, являясь своеобразной точкой отсчета для моделирования различных образных функци й. При этом для нас важны и качественные показатели, и смысловые значения предметов, которые мы отбираем для спектакля. В структуре спектакля или в структуре сценографии смысловые значения предметов могут изменяться, трансформироваться, входить в противоречие с качественными показателями и прямыми функциями в зависимости от решаемых постановщиками эстетических задач. Смещение функциональных значений по отношению к качественным показателям предметов (элементов) среды, соотношения подобных смещений рассчитаны на ассоциативную способность реципиента. Мейерхольд считал, что неживой мир сцены должен оживать во взаимодействии с актерами-персонажами и побуждать публику к восприятию самых сложных ассоциаций. Б. Ллперс писал, что предмет в спектаклях Мейерхольда «превращается в своего рода кусок глины в руках актера, принимающий различную форму и разное назначение в процессе игры» (Алпсрс Б. В. Театр социальной маски. М.; Л.: Гос. изд.-во худож. лит.. 1931. С. 32). Интересен эксперимент художника Д. Лидера, который в спектакле «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (Ленинградский ТЮЗ, ре-жиссер 3. Корогодскнп, 1977) задумал сделать бумажные стулья, но такие, чтобы на них можно было сидеть. Стулья для спектакля изготовили из тонкого металла и оклеили бумагой, так что из зала зрители не замечали подвоха. И если в реальности на бумажном стуле сидеть нельзя, то эти сценические «бумажные» стулья не сминались, когда на них сидели или стояли. Стул в спектакле сохранил свою родовую принадлежность, но в визуальном восприятии зрителей изменил некоторые свои качественные показатели (из деревянного превратился в бумажный). При этом он оказался пригоден для сидения — не нарушена прямая функция. Как мы видим, изменение качественных показателей и функциональных значений элементов сценографической структуры делает ассоциации более емкими и подвижными. Структура пьесы В. Распутина «Деньги для Марии» состоит из двух основных пластов: реального и нереального (видений). Событийный ряд сцен-видений выступает контрапунктом к реально развивающемуся сюжету пьесы. По мере нагнетания драматизма в сюжете, мажорней звучат сцены-видения. Если в сюжете реальных сцен конфликт обостряется и намечается безысходность ситуации, то в видениях мы наблюдаем оптимистическое разрешение напряжений: односельчане помогают Кузьме и Марии деньгами, оказывают им доверие и уважение. Сцены-видения по отношению к развивающемуся сюжету выступают в роли тормоза, противодействуют трагической разрядке, но в результате усиливают конфликт. Контрапунктные сцены-видения Кузьмы способствуют возникновению сложных ассоциаций. Практически в спектакле эти сцены могли быть решены только средствами сценографии, при помощи трансформации элементов сценической среды. Видения рождаются из реальных сцен, как сдвиг в сознании героя. Реальные предметы должны были изменяться, обретая новые качественные показатели и функциональные значения. Возникла необходимость в трансформирующейся структуре сценографии, проявляющей в отдельные моменты сценического действия несовместимость при соотношении качественных показателей и функциональных значений ее элементов. В.Распутин дает ремарку: «Затемнение. Начинается первое видение Кузьмы — нереальное, как сон, и зыбкое, где все указывает на условность действия. Слышится звук мотора, по сцене кружит свет автомобильных фар. Он высвечивает в отдалении окна избы с улицы; мотор затихает, появляется Кузьма и стучит в окно...» Я уже описал, как решена эта сцена в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. В общем же решении хотелось найти некую адекватность действенной, временной и пространственной протяженности видений и сцен реальных. Жилище Кузьмы и Марии определил дощатый прямоугольный помост — на нем кровать, стол, стулья, скамья. К нему примыкает часть стены. А вокруг — мир деревни. Но мир, увиденный героями пьесы в экстремальных для них условиях, мир, уплотненный во времени и пространстве. Как бы увиденный впервые и потому неожиданный, непривычный. Дом Степаниды обозначен столбом для электрических проводов, что мог стоять у двора; на столбе, как на оси, трехгранный деревянный шкафчик с банками-склянками, у столба столик под клеенкой, табуреты, ситцевая занавеска с вышитыми голубками. Занавеска эта подвешена к дощатому помосту-улице, что и соединяет Степанидин столб со столбом в глубине сцены. Если уголок Степаниды разместился слева, то кабинет учителя — справа. И здесь своя веха — высокий столб, на нем, как в аптеке, четырехгранный вращающийся шкафчик с книгами и глобусом. К моменту прихода Кузьмы Евгений Николаевич стоит на библиотечной стремянке и перебирает книги. По соседству с владением учителя — кабинет председателя колхоза. Он обозначен письменным столом и находящимися на нем необходимыми принадлежностями. Центральная площадка — дом Кузьмы и Марии — как бы замыкается по периметру системой столбов и висящих на них мостиков-улочек с заборами, калитками и расставленными цветами в горшочках. Над Степанидиным столбом и столбом учителя, по первому плану, висит перевернутая улица с забором и ступеньками. К ней-то и прикреплен свисающий над столом Марии абажур... За стеной, на которой висят фотографии и зеркало, расположен мост, а за ним — деревянные домики (макеты). Когда в первом видении Кузьма подымается по стене вертикально вверх (так воспринимаются его перемещеиия из зрительного зала), дощатая стена с фотографиями в рамочках и зеркалом превращается в блоки-ступени, постепенно образуя лестницу. Кузьма делает первый шаг, приподнимает ногу— и вся верхняя часть стены отъезжает вглубь, и появляется первая ступенька. Со вторым шагом снова смешается верхняя часть стены — появляется вторая снизу ступенька и т. д. Когда вся стена становится невидимой для зрителей лестницей, Кузьма уже находится на верхней площадке-ступеньке и переходит на мост, к которому и подъезжают домики... Фотографии и зеркало, прикрепленные к отдельным ступенькам, проекция снега, мерцающая свеча в руке Кузьмы — все это помогает создать необходимый эффект видения. Все трансформации среды и света в спектакле, многоплановый характер включенных в игру элементов, взаимодействие актеров-персонажей с предметным миром должны были соответствовать сказочным обстоятельствам видений и суровости реальных сцен. Способность реципиента к ассоциативному восприятию помогает обнаружить несовместимость при соотношении качественных показателей и функциональных значений предметов. Художник же программирует ассоциативные функции предметов и света, включенных им в образную структуру сценографии. Ассоциативная функция предметов, света может проявляться в процессе спектакля, когда актеры-персонажи вступают во взаимодействие с элементами сценической среды, и реципиент способен мысленно проиграть ситуации, вызвать в своей душе образные представления. Если основные элементы сценографии по сходству или смежности вызывают представления о предметах или явлениях, их значениях, в данной образной структуре отсутствующих и непосредственно со сценическим действием не связанных, то можно считать, что эти элементы функционируют ассоциативно. Программируя ассоциативное восприятие, художник может рассчитывать на возникновение у зрителей желаемых образных представлений. Для максимальной вероятности проявления ассоциативной функции предмет должен быть легко узнаваем, а заложженная в нем информация — максимальной. В спектакле можно наблюдать подвижность ассоциативной функции предметов, что влечет за собой изменение связей между образными представлениями и смену ассоциаций. Смещение функциональных значений предметов по отношению к их качественным показателям часто приводит к подмене их родовых знаков в нашем восприятии. Приведем простой пример. Допустим, актер играет в спектакле короля. Если актер-король сядет на кухонный табурет, то мы воспримем табурет как трон. Если тот же табурет актер-король перевернет вверх ножками и сиденьем приставит к голове, мы воспримем табурет как корону. Жизненный опыт подсказывает нам, что корона не может быть деревянной и походить на табурет, но измененный родовой язык перевернутого табурета вызывает ассоциацию с родовым знаком короны, имеющей рожки, направленные вверх. Игра преображения здесь происходит в контексте сценического действия и во взаимодействии актера-короля с данным предметом. В действительности табурет как предмет не утрачивает своих физических качеств, своего объема, рисунка. За ним, как шлейф, тянется и его простая функция, которая и соотносится нами с вновь приобретенными образными функциями. Эти образные функции появляются в связи с полученной нами информацией, что актер играет короля. И тогда жизненный опыт и опыт восприятия театральных представлений побуждает нас к определенным ассоциативным вос- приятиям. Теперь допустим, что табурет несет крестьянин, садится на него или ставит его себе на голову сиденьем, ножками кверху. В этих сценах окажется смещений. Мы и воспримем их как сценку крестьянина, сидящего на табурете, или крестьянина, несущего табурет на голове. Смещения возникают тогда, когда в процессе сценической игры мы получаем дополнительную, новую информацию, ведущую к новым функциональным значениям игровых элементов. При соотношении, наложении исходных качественных показателей и функциональных значений элементов образной структуры сценографии с возникающими функциональными значениями в процессе сценической игры, обнаруживается несовместимость, ведущая к возникновению определенных образных представлений. Говоря о конфликте в сценографии, мы, как правило, имеем в виду структуру овеществленного мира. Но конфликтные отношения могут возникать между предметом (предметами) и человеком на сцене (в спектакле). Мы привыкли к структурам, в которых средствами материально-предметного мира как бы раскрывается внутренний мир героя (героев), его внутреннее состояние... В ряде структур материальная среда гармонично сливается с пластикой, характерами и поступками героев. Но есть и возможны сценографические структуры, в которых предметная среда конфликтна к актеру-персонажу, входит в противоречие с его пластикой, костюмом, перемещениями, способом существования. В этом постановщики видят определенный смысл. Сам актер, носитель образа своего персонажа, почти всегда находится в конфликтных отношениях с вымышленным миром сцены, не совпадающим с привычной бытовой средой или средой, которую он сам себе нафантазировал. Реальный человек должен, по сути дела, принять в качестве внешних, физически ощутимых обстоятельств придуманный другими людьми мир. И не только принять, но и жить в нем. Таковы условия игры! И игра реального человека с реально ощутимым, но фантастическим миром, миром вымышленным всегда происходит благодаря способности актера и зрителя к ассоциативному восприятию. Ассоциация как эстетический результат соотношения реального с вымышленным... Если искусство не побуждает к возникновению ассоциаций, значит это не искусство, а подделка под него, суррогат. Работая над спектаклем, художник программирует необходимые проявления художественных (образных) функций предметами, светом. Когда художник переносит смысловые значения одних предметов (элементов) на другие, основываясь на сходстве, аналогии или сравнении, то он наделяет их метафорической функцией. Здесь речь идет о смещении и перенесении смысловых значений элементов образной пластическон структуры. Перемещения и смещения смысловых значений происходят при определенных взаимодействиях актеров-персонажей с элементами среды, света. Такое взаимодействие поди разумевается при предварительной работе над макетом. При этом природные родовые знаки предметов (элементов) сценической среды (сценографической структуры) утрачивают свои значения, а взамен или параллельно с этими знаками в сознании реципиента возникают представления (видения) знаков другого предмета. Так, например, в спектакле Киевского театра им. И. Я. Франко «Прощание в июне» А. Вампилова (1981) режиссер и художник В. Козьмснко сцену обеда в доме Репниковых решил следующим образом. По первому плану сцены стояли два кресла, в которых сидели Рспников и его жена. Напряженная пауза. Больше нечего сказать друг другу. И жена предлагает поесть. Она удаляется и появляется с фуршетным столиком на колесиках. На столике две матерчатые салфетки кулями, как в ресторане. Затем жена выносит на одной руке поднос, как это делают официанты. Но когда она подносит поднос к столику, чтобы поставить, то поворачивает его к нам, и мы видим репродукцию классического натюрморта в багетной рамке... Речь шла о еде — на картине изображена еда. Произошло соединение понятий «еда» и «поднос» и реализация этого логического соединения в картине как предмете и в ее содержании. Вместо реальной возможности есть — реальная возможность созерцать изображение еды. Взамен удовлетворения потребности — эстетическое наслаждение. «Двойное дно» принесенного и поданного «обеда» как бы толкает Репникова к необходимости добиться от жены признания, что в доме царит согласие и благополучие. Она отвечает мужу, что все хорошо, и вешает свою белую салфетку на раму картины: обед и разговор окончены. Можно привести и другой пример. Для спектакля «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана художник М.-Л. Кюла сочинила сценический вариант вагона, основным цветофактурным материалом которого является красная кожа-заменитель. «Чемоданная» фактура при помощи колец подвешена к трем планам горизонтально расположенных и укрепленных на стояках труб. Из кожи-заменителя изготовлены шторы, открывающиеся как занавес. Наружная штора, представляющая собою обшивку вагона, имеет еще затянутые прозрачной пленкой окна. Шторы же второго и третьего плана (ширина каждой отдельной шторы равна 1 м) работают как раздежки и дают дополнительные пластические возможности спектаклю. Кожей обтянуты и полки-сиденья, из этого же материала сшиты костюмы. Структура, предложенная Кюлой для Таллинского театра им. В. Кингисеппа (1980), ассоциируется и с вагоном — лабораторией человеческих взаимоотношений, взаимоотношений людей, не могущих в удобный момент покинуть место схваток. Возникает ассоциация и с вагоном-чемоданом, заполненным командировочными делами, бумагами, вещами. Его энергичные пассажиры время от времени распахивают друг перед другом кожаные души. Среди художественных функций предметов и света можно назвать сравнительную и гиперболическую. Обе эти функции способствуют созданию образной структуры сценографического конфликта. Сравнительная функция проявляется в случаях необходимых сопоставлений предметов и элементов между собой и связанных с ними явлений. Гиперболическая функция проявляется в преднамеренном преувеличении габаритов и некоторых качественных показателей (например, цвсто-фактуры) элементов. Гиперболическая функция может усиливать значимость и выразительность предмета (элемента), при определенных обстоятельствах превращая его в символ. В спектакле мы часто наблюдаем взаимосвязь функциональных проявлений. Например, сравнительная функция может быть смежной или взаимосвязанной с метафорической, а гиперболическая — с символической. Несовместимость качественных показателей и функциональных значений предметов (элементов) может проявиться в образном построении на основе принципа тезиса и антитезиса. Создавая образные решения, художник наделяет один или два предмета символической функцией. В таком случае предмет выступает в качестве условного знака, обозначающего явления и понятия, связанные со сценическим действием. Символическая функция может проявляться и тогда, когда изменяются определенные качественные показатели предметов (элементов), связанных с конкретными представлениями реципиента. Многозначный символ, как правило, представляет собой один предмет (элемент), определенным образом расположенный в пространстве сцены, выделенный и сразу привлекающий наше внимание. В нем сконцентрировано множество символических и функциональных значений, каждое из которых может проявляться в определенные моменты сценического действия и вызывать у реципиента сложные образные представления. Сценографический конфликт сосредоточен в структуре сценического символа, а действенность его проявляется в несовместимости всех eго функциональных значений, хотя в данном варианте значения составляют диалектическое единство с качественными показателями. В решении спектакля «Хованщина» М. Мусоргского (Миланский театр «Ла Скала», 1981) художник Д. Боровский в качестве символа использовал слово «Петр» (Piotr), имя Петра I, имеющее большое значение для истории России. В макете художника большое значение играют буквы-конструкции по всей сцене, образуя имя Петра, совершенно неожиданно. Возникшее в сценическом пространстве слово «Piotr» символизирует целую эпоху преобразований, созиданий и побед... И предложенные художником варианты расположения букв в сценах предполагали ритмику созидания и ритмику разрушения. В трансформации имени угадывались строительство судоверфи, ритмы мачт и парусов, машина пыток и перекладины виселиц (казнь стрельцов)... В некоторых сценах художник оставляет одну из букв, превращая ее в символ, отвечающий идее музыки и действия. Так, в сцене старообрядцев художник оставляет букву «t» — крест. Есть в структуре сценографии еще один элемент — круг. Своеобразная точка. Этот деревянный круг художник использует как солнце и как плаху... В «Хованщине» мы обнаруживаем принцип расщепления целого на составные части, принцип, которым Д. Боровский пользовался и в других своих работах, в том числе и в сценографии к спектаклю «А зори здесь тихие...». Художник словно берет большую голографичсскую пластинку — некое, целое, обладающее необходимой ему суммой информации,— естественно, визуально воспринимаемой, и делит ее на части. Даже самый малый элемент целого сохраняет память о целом и способен самостоятельно вызывать ассоциации. Накопленный практический опыт театра дает возможность сгруппировать простейшие формулы-схемы построения конфликта в сценографии как несовместимости при соотношении качественных показателей и функциональных значений: а) в одном элементе сценографической структуры при относительной индифферентности остальных элементов; б) в двух или трех элементах при относительной индифферентности остальных; в) одного элемента с качественными показателями и функциональными значениями другого элемента при относительной индифферентности остальных элементов; г) одной группы элементов с качественными показателями и функциональными значениями другой группы при относительной индифферентности остальных; д) одного элемента с качественными показателями двух или трех групп элементов при относительной индифферентности остальных;
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |