![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.11 Мизансцена и среда спектакля
Приведенные формулы-схемы довольно устойчивы в практике театра, но отнюдь не исчерпывают творческие возможности создания образных сценографических структур художниками театра. В живой практике театра предложенные формулы-схемы могут значительно усложняться, отчего художественные решения становятся емче и значительнее. Но и простейшие схемы предполагают безграничность поиска, так как не представляют собой, как: может показаться, творческих рецептов на все случаи жизни, а являются методологическим подспорьем на пути познания композиционных закономерностей пластики сцены. Ж) одного предмета (вещи) и качественными показателями и функциональными значениями оболочки (сферы) сценической среды при относительной индифферентности остальных предметов (вещей). Под элементом сценографической структуры мы понимаем как целый предмет, входящий в нее, так и деталь предмета, а также сценический костюм, лучи сценического света, кинетические приспособления и т. п. Поскольку сценическая среда чаще всего является основой образной структуры сценографии, остановимся на нескольких основных формулах-схемах построения конфликта в сценической среде как несовместимости при соотношении качественных показателей и функциональных значений: а) одного предмета (вещи) с качественными показателями и функциональными значениями остальных предметов (вещей) сценической среды; б) двух или трех предметов (вещей) и качественными показателями и функциональными значениями остальных предметов сценической среды; в) одного предмета (вещи) при относительной индифферентности остальных предметов (вещей); г) двух-трех предметов (вещей) при относительной индифферентности остальных предметов (вещей) сценической среды; д) всех предметов (вещей) при относительной индифферентности оболочки (сферы) сценической среды; е) одного предмета (вещи) с качественными показателями и функциональными значениями группы предметов (вещей) при относительной индифферентности оболочки (сферы) сценической среды; В предлагаемой читателю главе автор не ставил задачу исчерпать все вопросы, связанные с созданием сценографического конфликта спектакля. Но многолетний практический опыт дает возможность утверждать, что теория сценографического конфликта является методологическим пособием, подспорьем художнику в поисках образной пластической выразительности спектакля, режиссеру — в работе с художником, студентам-режиссерам и студентам-художникам театра — в освоении сложного искусства создания сценографии, театроведам — для более глубокого познания творчества художника театра. Если говорить коротко, конфликт в сценографии можно представить как результат отношения художественной функции элемента к его прямой (простой) функции, основанной на качественных показателях. Если конфликт обозначить буквой К, художественную функцию Fx, а прямую функцию буквой Fn, то: K=Fx:Fn. Это не математическая формула для вычислений, а запись для наглядности. Из записи ясно, что структура сценографического конфликта зависит от программирования художественных функций основных элементов сценографии и выбора выразительных средств. Конфликт в сценографии может стать результатом отношений ряда художественных функций между собой и отношений их к прямой функции элемента сценографии, что может быть записано так: K = Fx: Fx: Fx: Fn. Построение конфликта в сценографии не самоцель, а стремление обнаружить действенную пружину в неживом мире сцены. Пружину, способную одухотворить этот мир, оживить его, вывести на контакт с человеком. Человеком-зрителем и человеком-актером. В письме к художнику Л. Дамианн Дж. Стрслер писал: «Потому что, конечно, самое необходимое качество в декорации — это ее возможность быть удобно использованной, многообразие способов, какими она может быть использована, а в первую очередь — ее способность «диктовать» действия, движения и мизансцены... Существует постоянная связь между сценой, предметом, пространством — и актером, словом, жестом, движением. Декорация что-то предлагает актеру, актер в ответ использует, оживляет декорацию» (Дж. Стрелср. Театр для людей Театр. 1982. № 8. С. 113). Сценографический конфликт находится в сложном соотношении с драматургическим конфликтом, выстроенным автором пьесы. Прямой и непосредственной зависимости сценографического конфликта от драматургического нет. Первый создастся соотношением предметов (вещей), второй формируется средствами литературы — словами. Даже четко сформулированный драматургический конфликт не может найти адекватное выражение средствами физически ощутимых предметов в силу различной природы и выразительных особенностей средств. Драматургический конфликт находит выражение в словесном и физическом действии персонажей пьесы. Сценографический — в сложном соотношении элементов неживой природы. Сценографический конфликт — результат визуального восприятия предметного мира и его ассоциативного освоения как художником-автором, так и зрителями. В каждом виде искусства — своя особая природа конфликта, кодируемого средствами данного искусства, поэтому методы и средства одного вида искусства не могут быть спроецированы на другие виды хотя художник театра не может дублировать в своем творчестве драматургический конфликт, а стремится обогатить, видоизменить, оттенить его, это не значит, что конфликт, заложенный автором пьесы, не оказывает прямого влияния на поиски конфликта в сценографии. Безусловно, информативное богатство литературного (драматургического) конфликта оказывает влияние на отбор и качество предметов, на емкость их ассоциативной функции. Весь процесс этот довольно сложный. Есть еще один вид конфликта, связанный с постановкой данной пьесы,— действенный конфликт спектакля. По средствам реализации он тоже не совпадает с конфликтом драматургическим, но в словесном выражении может иметь схожесть формулировок. Действенный конфликт (конфликт спектакля) возникает в результате актуализации пьесы постановщиками. Сценография — составная часть спектакля, а сценографический конфликт — составная часть действенного конфликта спектакля. Как составная часть он не дублирует, да и не может дублировать конфликтные отношения между персонажами, а только усиливает эти отношения путем ассоциативного воздействия на реципиента. Но с точки зрения на сценографию как на вид изобразительного искусства театра и с методологической точки зрения конфликт в сценографии обладает и некоторым самостоятельным значением.
Пространство, его предметный мир связаны с человеком и воздействуют на него. Они диктуют человеку определенные условия существования. Преодолевая и осваивая пространство, человек в то же время формирует его; В борьбе с пространством человек пытается выйти победителем. На пути преодоления и формирования пространства человек смоделировал себе среду обитания в виде прямоугольных и круглых форм. Солнце и Луну он представил себе г виде круга, затем шара. Землю же — в виде прямоугольника и обозначил квадратом. Основание жилища и пол в нем у многих народов мира представляет собой либо круг, либо прямоугольник. Своеобразными символами Земли и Солнца стали и площадки для представлении (сценические подмостки) — круглые и квадратные; Например, в японском театре Но квадратный настил сцены символизирует Землю. Квадрат, круг, куб и шар лежат в структурной основе домов и комнат, мебели и посуды, уличных.планировок, организации зеленых зон, транспортных средств, орудий производства. Человек сформировал среду, приспособил ее к своим нуждам. Но среда начала ему диктовать свои условия: ходить можно только здесь, переходить с места на место только таким образом. Формы эти просты и легко воспринимаются глазами человека, воздействую-ют на чувства и разум. Сама сценическая трехмерность может быть условно принята как куб, есть, конечно, и круглые сцены. Сценический круг является динамической частью прямоугольного планшета сценьи Простые геометрические формы, как известно, лежат в основе структур большинства предметов сценической среды. Эти же формы лежат в основе мизансценических построений спектакля. Геометрические фигуры — не плод фантазии человека и не нечто абстрактное, ниспосланное разом, проезжать только по этой дороге, мебель расставлять в комнате только так-то и так-то и т. п. Человек не может игнорировать среду, им самим созидаемую. Мир обитания актера-персонажа на сцене также сформирован человеком. Образный мир сцены хотя физически реален, но по сути своей он вымышлен, порожден фантазией художника, режиссера и трудом мастеровых людей театра. В основе большинства образных пластических структур, моделируемых художниками и режиссерами, лежат те же простейшие геометрические формы: квадрат, куб, круг, шар. Они были открыты человеком в результате освоения реальности. И стали некими формулами, в которых закодирован чувственный опыт общения человека с окружающим его миром. Воспринимая квадрат, треугольник, круг, реципиент получает информацию, оказывающую определенное воздействие на его психофизику. Вспомним «Черный квадрат» К. Малевича. Он напоминает квадрат черного бархата на сцене. Глубина, бесконечность... Ассоциация с космосом. Наш глаз быстро определяет геометрический центр квадрата. Автоматически, от природы. И кажется, центр этот лежит где-то далеко от нас, в черной глубине воображаемого пространства, а от вершин квадрата быстро и энергично устремляются к центру линии, превращаясь в динамичные силовые линии-диагонали.. Силовое поле центра квадрата (прямоугольника) уравновешивает силовые поля вершин при помощи силовых (активных) линий-диагоналей и линий, соединяющих вершины по периметру. Законы геометрии и физики находят и чувственное подтверждение через визуальное восприятие простых геометрических фигура Мы говорили о квадратной (прямоугольной) плоскости, расположенной вертикально и перпендикулярно к линии взгляда зрителя. Плоскость располагалась перед зрителем. А как обстоит дело с плоскостью, расположенной горизонтально? Из зрительного зала такая плоскость воспринимается в перспективном сокращении, и по форме она ближе к трапеции. Но опыт восприятия все же помогает зрителю видеть или представлять себе эту форму как прямоугольную или квадратную. И потому наш глаз, наше сознание, чувственная система будет легко воспринимать размещения и перемещения по плоскости квадрата (прямоугольника) согласованными с его геометрическими закономерностями. Активные зоны квадрата и в этом случае совпадают с его геометрическим центром, вершинами, а динамичными линиями расположения и перемещения объектов будут линии диагоналей, линии перпендикуляров, опущенных из центра к сторонам, линии, соединяющие вершины по периметру. Расположенная горизонтально квадратная плоскость, на которой могут размещаться и перемещаться объекты (люди, предметы), ассоциируется с жилищем человека, с землей. На такой плоскости человек чувствует себя уверенно и надежно. Углы квадрата (прямоугольника) — надежные точки отсчета, помогающие ориентироваться в пространстве. Форма квадрата способствует уравновешенному состоянию, нормальному самочувствию! Эмоционально-психологическое восприятие геометрии квадрата и прямоугольника на основе восприятия оптического подсказывает наиболее четко читаемые размещения и перемещения объектов на их плоскостях. Планировочная геометрия размещения объектов на плоскости прямоугольника будет таковой: размещение одного объекта только в геометрическом центре, размещение четырех объектов (групп) только в областях вершин, в центре и в областях вершин (четырех, трех, двух, одной). Размещение и перемещение по периметру, вдоль двух параллельных сторон, вдоль трех сторон (любых), вдоль двух сторон с общей вершиной (углом), рядами параллельно одной стороне. Размещение и перемещение вдоль диагональных линий (к центру и от центра), вдоль диагональных линий и вдоль перпендикуляров, опущенных из центра к сторонам. Размещение и перемещение по периметру и диагональным линиям, по диагонали и двум параллельным сторонам, вдоль одной стороны и линии диагонали. Размещение в центре и вдоль одной стороны, в центре и вдоль двух, трех, четырех сторон. Расположение и перемещение по окружности, вписанной в данный квадрат.. Как видим, форма квадрата и прямоугольника дает большое количество вариантов планировочных построений. Естественно, как расположение предметов, так и расположение актеров-персонажей в спектакле имеет целенаправленный и осмысленный характер. Выбор тех или иных формальных закономерностей будет продиктован художественной идеей.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |