Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные проблемы правового положения гражданского населения в период вооруженных конфликтов




И.В. Осмоловский

В настоящее время в условиях вновь возникшего противостояния перед мировым сообществом вновь встала проблема обеспечения защиты мирных граждан, в период вооруженных конфликтов.

Международное право нередко сталкивается с трудностями, связанными с необходимость защиты гражданского населения, что является показательным на примере вооруженного конфликта, развернувшегося в наши дни на территории Украины.

Анализируя сам процесс вооруженного конфликта, считаю, что его прохождение складывается по отработанному сценарию. Как пример можно привести конфликты в Ливии и Сирии, события в которых развертывались примерно одинаково: сначала (в начале конфликта) шла борьба за права, затем были политические провокации, далее – вооруженный конфликт, подогреваемый и политически, и экономически определенной страной с молчаливого согласия европейского сообщества.

В основе современного вооруженного конфликта лежат, в первую очередь, экономические интересы, которые проявляются в ликвидации экономического потенциала соперника. При этом нанесение ударов осуществляется не только по военным объектам, но и по мирному населению. В результате в современных вооруженных инцидентах самые значительные потери приходятся на долю гражданского населения.

Вопрос о правовом положении граждан, их юридической защите в международном гуманитарном праве впервые был поднят после Второй мировой войны. Действие по защите гражданского населения производилось на общих основаниях защиты всего населения, по принципу гуманности. Принцип гуманности был признан основным в первых конвенциях по международному гуманитарному праву, которые присвоили ему юридический статус. В преамбуле к этим конвенциям была сделана «оговорка Мартенса»[461], в которой было сказано, что в случаях, не предусмотренных международными соглашениями, гражданское население и воюющие остаются под защитой и действием начал международного права, вытекающих «из установившихся между цивилизованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания» [462]. В Гаагском положении о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года также содержались определенные гарантии, которые должны предоставляться гражданскому населению во время войны (ст. 23, 28, 43–47, 50–53)[463]. Данная конвенция больше 40 лет была единственным источником международного права, в которой содержатся положения защиты гражданского населения, разграничивающая во время войны армию и гражданское население, устанавливающая иммунитет последнего от военных действий и определяющая правовой режим военной оккупации.

Тем не менее, рост смертей среди гражданского населения во время двух мировых войн показал недостаточность этих гарантий, вследствие чего потребовалось создать специальный международный документ, который бы рассматривал вопросы о защите гражданского населения во время войны. Результатом этого стало заключение на Дипломатической конференции в Женеве в 1949 году четырех женевских конвенций о защите жертв войны.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция 1949 года) предоставила гражданам правовую защиту в период международных вооруженных конфликтов. На Дипломатической конференции 1949 года впервые юридически были закреплены нормы международного права.

О вооруженных конфликтах немеждународного характера говорится IV Женевской конвенции 1949 года. Нормы конвенции распространяются на лиц, «которые непосредственно не принимают участия в военных действиях»[464],что является одним из способов обеспечения их защиты. Согласно данной конвенции граждане и дети подлежат гуманному с ними обращению, что подразумевает:

1. запрещение посягательств на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности запрет на убийства и пытки;

2. запрет на взятие их заложниками;

3. запрещение посягательств на их человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение с ними;

4. запрещение осуждения и применения наказания к ним без судебного разбирательства, проведенного при соблюдении судебных гарантий (ст. 13, 27, 30–34, 147).

Данная конвенция содержит особые положения о защите граждан во время вооруженных конфликтах, об определенных категориях лиц, так к примеру положения о защите детей, матерей с новорожденными детьми а так же других.

В соответствии с IV Женевской конвенцией 1949 года во время войны стороны обязываются принимать необходимые меры по отношению к гражданам и детям. К тому же каждое лицо, находящееся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, имеет право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились (ст. 25, 26) Следовательно, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны впервые официально закрепила положения защиты мирного населения во время вооруженных конфликтов международного характера.

На Дипломатической конференции в 1977 году были приняты два дополнительных протокола к женевским конвенциям 1949 года: Протокол № 1 «О защите жертв международных вооруженных конфликтов» и Протокол № 2 «О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера». В дополнительном протоколе № 1 был конкретно изложен и сформулирован принцип особой защиты определенных категорий граждан во время международных вооруженных конфликтов, согласно которому они пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств; стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, необходимую им ввиду их возраста или по любой другой причине. В дополнительный протокол № 2 было включено аналогичное положение, касающееся вооруженных конфликтов немеждународного характера. Это два самых основных положения, имеющие большое значение.

Дополнительные протоколы в значительной мере развили и дополнили положения IV Женевской конвенции 1949 года, касающиеся защиты гражданского населения.

Предусмотренная международными нормами обязанность воюющих сторон разграничивать участников на тех, кто принимает непосредственное участие в вооруженном конфликте, и теми, кто такого участия не принимает, представляет основное содержание современного международного права, которое применяется в период вооруженных конфликтов. Но формальность данных обязанности не является достаточным условием обеспечения эффективной защиты гражданского населения, без выяснения правового содержания объекта защиты, т. е. без определения понятий «гражданское население» и «гражданское лицо» Определение этих понятий содержится в IV Конвенции, под защитой которой состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае вооруженного конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Так же конвенция содержит ряд исключений о предоставлении защиты.

Таким образом, международное законодательство свидетельствует о наличии комплекса мер, направленных на защиту гражданского населения, в первую очередь детей, ведь проблема защиты детей в период вооруженных конфликтов в настоящее время является наиболее актуальной. События в Афганистане, Чечне, Ираке и других районах вооруженных конфликтов показали, что самая незащищенная и бесправная категория лиц в период боевых действий — дети, которые страдают от болезни, психические и физические травмы, от потери родителей и близких..

Многочисленные положения международного права устанавливают и развивают принцип защиты граждан их особых категорий. Данные нормы должны неукоснительно соблюдаться воюющими сторонами. Однако события, которые происходят в Украине, в частности обстрел Славянка, Луганска и других городов, в результате которых погибает мирное население, включая детей, свидетельствует о грубом нарушении норм международного права, за которые государство-нарушитель в соответствии с Уставом ООН должно нести ответственность.

В настоящее время также активно обсуждается вопрос о внесении в российское законодательство (в Уголовно-процессуальный кодекс) положений, охватывающих рассмотрение преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, беременных женщин или женщин, имеющих малолетних детей, а также разных категорий гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

 

Н. В. Сметанин*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.