КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективный контракт»: проблемы реализации
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было предписано обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы работников учреждений социальной сферы в 1,4-1,5 раза. В связи с этим, распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. была утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы» (далее – Программа), в которой предусмотрен переход государственных и муниципальных учреждений на систему эффективных контрактов. Целью данной программы сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)[494]. Итак, программа определяет эффективный контракт как трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Следует отметить, что примерная форма такого трудового договора утверждена в качестве приложения к Программе. Содержание трудового договора соответствует требованиям ст. 57 Трудового кодекса РФ; при этом предусматривается фиксация в трудовом договоре наименования выплат, условий их получения, показателей и критериев оценки эффективности деятельности, периодичности и размеров выплат. Для решения поставленных задач была зафиксирована необходимость совершенствования основных элементов системы оплаты труда, а также обеспечение необходимой дифференциации в уровнях оплаты труда в зависимости от квалификации специалистов, сложности, условий и результатов их труда. Учитывая направленность проводимой реформы на материальную оценку качества и эффективности труда каждого работника, серьезно прорабатывается система стимулирующих выплат. Так, предусмотрено формирование «сквозных» отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений и работников по принципу «Российская Федерация – субъект РФ – учреждение – работник»; установление соответствующих стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения в тесной связке с исполнением работником трудовой функции. Представляется необходимым выделить основные проблемы, связанные с введением и реализацией системы эффективных контрактов. Во-первых,возникает неясность относительно самого определения «эффективного контракта», в связи с тем, что регулирование трудовых отношений прежде всего основывается на заключении между сторонами трудового договора, что предусмотрено ст. 15, 16 и 56 ТК РФ. Вместе с тем, в недавнем прошлом КЗоТ РФ не разграничивал понятийные категории «трудовой договор» и «контракт», что позволяло судить об их синонимичности. Однако с принятием Трудового кодекса РФ эта двойственность была устранена, в связи с чем термин «контракт» был исключен из сферы применения. Сейчас контракт служит основанием для возникновения служебных отношений с государственными служащими. Но общего в этих понятиях немного. Как отмечается в специальной юридической литературе, их различие заключается в стремлении законодателей подчеркнуть специфику и особенности прохождения профессиональной деятельности — государственной службы[495]. Но в ныне действующих нормативных правовых актах вновь стал появляться термин «контракт» в качестве основания возникновения трудовых отношений, регулируемых ТК РФ. Во-вторых, анализ содержания примерной формы трудового договора,установленной приложением № 3 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р не позволяет говорить о появлении каких-либо значительных изменений в его содержании. В основном в данном документе дублируются положения Трудового Кодекса РФ относительно условий, включаемых в трудовой договор с работником (ст. 57 ТК РФ), а также относительно прав и обязанностей сторон трудового договора (ст. 21,22 ТК РФ). Но законодатель все-таки предпринял попытку более детально перечислить условия оплаты труда, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые необходимо включать в содержание трудового договора. В этом же приказе содержится рекомендуемый перечень таких выплат, включающий надбавки за интенсивность, качество и результаты работы, разработка критериев для которых и отдана на локальный уровень. Соответственно возникает вопрос о том, кто должен разрабатывать эти критерии. Законодатель установил, что Что же касается процедуры перехода на систему эффективных контрактов, то ее основой будет служить Трудовой кодекс РФ. Так вновь принимаемым работникам будет предложено подписать разработанный типовой трудовой договор (эффективный контракт), а с работающими работниками необходимо действовать согласно ст. 72 ТК РФ, т.е. изменить условия трудового договора. Здесь сторонам предоставлено 2 варианта: необходимо либо соглашением сторон утвердить новую редакцию трудового договора либо оформить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору об изменяемых условиях. Таким образом, проанализировав данную реформу, следует отметить, что «эффективный контракт» — это всего лишь попытка федеральных органов государственной власти привести в действие механизмы правового регулирования процесса труда в нужном обществу направлении. Безусловно, такая цель сегодня необходима, ввиду того что в бюджетной сфере занята лишь малая часть населения. Но переименование трудового договора в «эффективный контракт» пока не меняет уровень и результативность образования, здравоохранения, социального обслуживания и других отраслей бюджетной сферы в нашей стране[496]. Но главная проблема, по мнению экспертов, заключается в вопросе, что считать результатом труда, по каким параметрам это определяется. Отсюда следует, что, система эффективных контрактов сегодня будет действовать лишь в случае добросовестности работодателей. Ведь чем больше будет удовлетворен работник условиями труда и оплаты, чем благоприятнее будет сфера его трудовой деятельности, тем лучше он будет работать и соответственно интересы сторон трудового договора, в этом случае, будут находится в относительно стабильном балансе.
Ю.И. Гиниятова*
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |