Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о правовом регулировании труда творческих работников




«Культура – это живой организм, который постоянно развивается и нуждается в притоке новых сил, в живительной творческой конкуренции. Национальная культура не может быть замкнутой, она должна постоянно впитывать новые явления, мировые тренды и инновации».[501]

В связи с этим, положения ст. 59 ТК РФ, о возможности заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками, обусловлены наличием постоянной трупы в репертуарном театре, которая нуждается в постоянно обновлении, поскольку ее оптимальный состав требует определенных соотношений по полу, возрасту, творческой направленности артистов.

Однако, стоит отметить, что хоть и ТК РФ был введен в действие 1 февраля 2002 года, но положение ст. 59 ТК РФ, касающееся возможности заключения срочного трудового договора с творческими работниками, было реализовано только с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 252 об утверждении перечня таких работников. Таким образом, с 2002 года по 2007 год с творческими работниками заключались трудовые договоры на неопределенный срок.

По данным ГИВЦ Минкультуры России численность художественно-артистического в государственных (муниципальных) театрах в 2011 году составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах – 25 120 человек. Данные мониторинга Минкультуры России свидетельствуют о том, что большая часть творческих работников (70-75%) работают на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, при этом к числу незадействованных работников можно отнести от 20% до 30% таких сотрудников.[502]

Исходя из этих данных, зачастую складывается ситуация, что многие актеры десятилетиями не выходят на сцену и продолжают «числиться» в театре. В результате появляется пласт работников, заключившие в прошлые годы трудовые договоры на неопределенный срок, которые в сложившихся обстоятельствах не востребованы в театре и не могут быть полноценными участниками творческого процесса.

Действующее трудовое законодательство предусматривает достаточно энергоемкие процедуры прекращения работы с работником. В связи с существованием такой затруднительной процедуры увольнения работника у работодателей сложилась практика по неоднократному заключению срочных трудовых договоров, переоформление бессрочного трудового договора в срочный трудовой договор либо заключению гражданско-правового договора.

Такая негативная практика по оформлению трудовых отношений, привела к необходимости создания более гибкой системы регулирования труда творческих работников.

Министерством Культуры РФ был подготовлен законопроект «о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» (далее законопроект к ТК РФ), который 31 мая 2013 года был внесен на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания.[503]

В соответствии со ст. 336² этого законопроекта в ТК РФ заключению трудового договора на замещение должности творческого работника, а также переводу на должность творческого работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Указанное нововведение предполагает учесть специфику трудовых отношений в театре, и направлено на решение проблемы, связанной с наличием работников, которые в силу определенных причин не востребованы в театре и не являются полноценными участниками творческого процесса.

При этом нельзя сравнивать конкурс и прохождение аттестации. Конкурс, как предлагаемый метод гибкого регулирования трудовых отношений, не определяет профессиональную пригодность и квалификацию работника. Конкурсный подбор творческих кадров исключительно направлен на востребованность конкретного творческого работника в конкретную творческую организацию в рамках определенного творческого мероприятия.

Однако, в случае, если творческий работник не прошел конкурсный отбор, то он на определенное время лишается оплачиваемой работы. В рамках законопроекта в целях социальной поддержки таких работников Министерству культуры, Федеральной службе по труду и занятости, Союзу театральных деятелей поручается проработать и принять меры по возобновлению функционирования Всероссийского театрального центра занятости, который действовал с 1987 года и был упразднен Рострудом в 2007 году.

В этой связи, на мой взгляд, необходимо предусмотреть возможность выплаты выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка по аналогии с выплатой выходного пособия работнику, который отказался от продолжения работы в связи с изменениями определенных сторонами условий договора.

Как уже ранее было отмечено, театр это живой организм, которому для существования необходим постоянный приток свежих сил, однако в рамках регулирования правовых отношений в области культуры необходимо соблюдать баланс интересов, в том числе и работодателей. В этой связи, на мой взгляд, указанный законопроект необходимо дополнить статьей, предусматривающей возможность работодателя включения в трудовой договор условия об обязанности творческого работника произвести в пользу работодателя денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе работника без уважительных причин. Аналогичное положение, предусматривающее такую обязанность, содержится в ст. 348.12 ТК РФ и связана с трудом спортсмена, тренера.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить положительные тенденции законодателя, направленные на создание, развитие театра и, прежде всего, понимания того, что главной движущей силой театральной жизни является постоянно обновляющаяся трупа. Но также, предлагая такие кардинальные изменения, законодатель не ставит вопрос о выходных пособиях, социальной незащищенности работников в этот период, а только предлагает воссоздать театральную биржу труда. В тоже время, важно соблюдать баланс интересов в правовом регулировании творчества, в том числе и возможности наступления неблагоприятных последствий для работника за расторжение трудового договора без уважительных причин.

 

Б.Б. Жамбалов*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.