Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уважительные причины освобождения работника от возмещения затрат, связанных с обучением




Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) входят в группу отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями. Ученический договор (глава 32 ТК РФ), ученические отношения- один из самых проблемных институтов трудового права, с множеством законодательных пробелов, появление которых во многом обусловлено принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, который «перекроил» ТК РФ таким образом, что многие нормы утратили тот смысл, который был в них изначально заложен законодателем, однако новый не обрели, вследствие ненадлежащей юридической техники. Большая часть споров касается ч. 2 ст. 207 ТК РФ, в которой сказано, что ученик по требованию работника возвращает полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством в случае, если ученик по окончании ученичества БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе. Также материальную ответственность устанавливает ст. 249, согласно которой, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Следует отметить, что содержание ч. 2 ст. 207 и ст. 249 ТК РФ имеет определенные различия. Во-первых, ч. 2 ст. 207 говорит о понесенных работодателем «расходах», а в ст. 249 речь идет о «затратах». Как отмечает И. Занданов, термины «расходы» и «затраты» являются синонимами, поскольку ни в трудовом законодательстве, ни в налоговом законодательстве между ними не проводится какого-либо различия[549]. Во-вторых, в ст. 249 предусмотрено, что работник обязан возместить соответствующие затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении, а в ч. 2 ст. 207 размер возмещаемых расходов не ограничен. Закон оперирует оценочной категорией «уважительные причины». Представляется, что необходимо обобщить и систематизировать подходы к пониманию данной категории, для обеспечения единообразного ее применения в правоприменительной практике и создания необходимой правовой определенности как для работников, так и для работодателей. Основной проблемой, препятствующей относительно объективному прогнозированию правовой ситуации, связанной с возмещением (либо не возмещением) затрат в связи с ученичеством, является то, что вопрос о том, является указанная работником причина уважительной или нет, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств.

1. По мнению профессора А. М, Куренного к уважительным причинам не могут относиться случаи нарушения работодателем законов и иных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, а также иные случаи, когда работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ)[550].

2. Кроме того, можно ориентироваться на Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942[551], в соответствии с п. 6 и 7 студенты, обучающиеся только на "отлично" с момента подписания контракта; дети- сироты и оставшиеся без попечения родителей; инвалиды первой и второй групп; пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; ветераны боевых действий и другие лица, указанные в п.6 Положения от возмещения затрат на обучение освобождаются. Однако здесь нужно обращать особое внимание на условия договора. «В ст. 199 ТК РФ указаны только условия, которые должен содержать ученический договор, при этом нет разграничений на необходимые условия и дополнительные. Полагаем, что это является одним из существенных недостатков законодательства. В связи с этим следует согласиться с В.Г. Глебовым, который полагает, что закрепленные в статье условия законодатель относит к числу существенных»[552]. Таким образом, не всякий договор о целевой подготовке можно признать договором ученическим.

3. Интерес представляет действующее Постановление Госкомтруда СССР № 198, ВЦСПС № 12-21 от 9 июля 1980 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке применения п. 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве». Разъяснение прямо называет уважительные причины увольнения: болезнь, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; зачисление в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру, либо клиническую ординатуру; нарушение администрацией коллективного или трудового договора.

4. Суды оценивают добросовестность поведения сторон, что можно объяснить влиянием частноправовых начал трудового права. Например суд освободил от возмещения затрат на обучение работника, неоднократно являвшегося к работодателю для дальнейшего трудоустройства в течение месяца после окончания учебного заведения, однако в трудоустройстве которому было отказано с формулировкой «отсутствие вакансий», а предложенные вакансии находились в другой местности или не по полученной специальности[553]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что если уважительные причины невыхода на работу по окончанию ученичества или увольнения относительно определены, то основания невыполнения других обязательств работника по ученическому договору полностью оставляются на усмотрение суда. Необходимо законодательно закрепить какие причины являются уважительными для целей ч. 2 ст. 207 ТК РФ, при этом классифицировав их: по инициативе ученика, по инициативе работодателя, независящие от воли сторон. Пока такие изменения не внесены, сторонам трудовых отношений следует оговаривать уважительные причины непосредственно в ученических договорах.

 

Е.В. Симонова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.