Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму на объектах транспортных узлов – аэропортов




Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.. Противодействие терроризму является одной из приоритетных задач государства. В ее выполнении задействованы многие правоохранительные ведомства, а также прокуратура Российской Федерации. В соответствии с Приказом Генерального прокурора № 339[693] в прокуратуре РФ организован прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии терроризму.

В своей работе я хочу затронуть тему по организации прокурорского надзора, за исполнением законодательства о противодействии терроризму на воздушном транспорте. Это направление является одним из приоритетных, т.к. объекты транспортной инфраструктуры являются наиболее приоритетными для исполнения целей террористической атаки из-за большого скопления людей в одном месте. Последний масштабный теракт, произошедший в Российской Федерации, 24 января 2011 года в Домодедово, который является крупнейшим по пассажиропотоку не только в России, но и в Восточной Европе, подтверждает актуальность данной работы. Изучив материалы связанные с авиационной безопасностью, обеспечению безопасности в аэропорту, признанному мировым сообществом самым защищенным от терроризма - аэр. Бен-Гурион (Израиль), обеспечению безопасности в аэр. Домодедово. Я выявила, на мой взгляд, наиболее уязвимые места, подлежащие проверке работниками прокуратуры.

Так приведение взрывного устройства в действие возможно в зале регистрации, в зале прилетов; также надо учитывать, что террористический акт может быть осуществлен путем угона самолетов. В соответствии, со ст.8 Воздушного Кодекса обязательной сертификации подлежит ряд субъектов, но в данном случае нам интересны:

юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники – интерес в данном случае обусловлен тем, что в технику стоит включать не только летательные аппараты, но и авиационные средств спасания, со стороны террористической угрозы средства спасания должны находиться в исправном состоянии при возможности эвакуации пассажиров, путем переговоров или в других чрезвычайных ситуациях;

аэродромы, аэропорты – в соответствии с ФАП-98[694] у аэропорта имеется комплексный сертификат соответствия аэропорта, в котором указываются какие виды деятельности должны осуществляться в аэропорту, какие здания, строения, сооружения и машины должен иметь аэропорт, а также наличие фонда официально-правовой и организационно-методической документации, используемой в соответствующей области системы сертификации, на основании данных документов прокурор может более точно разобраться в сложной системе документации и оборудования аэропорта, чтобы спланировать проведение дальнейшей проверки;

юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности; а деятельность по обеспечению авиационной безопасности подлежит лицензированию, таким образом, для прокурорского надзора в данном случае проверка данного сертификата будет служить своеобразным гарантом надлежащего исполнения своих обязанностей данным юр.лицом. В аэропорту Домодедово авиационную безопасность осуществляет ЗАО "ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ АВИЭЙШН СЕКЬЮРИТИ". Предприятие имеет Лицензию и Сертификат соответствия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на обеспечение авиационной безопасности. Так за авиационную безопасность отвечает предприятие, то прокурорская проверка в отношении него, служит отправной точкой в проверке следующих объектов[695].

Данными объектами будут являться мероприятия, которые должны соблюдаться на объектах гражданской авиации, не связанной с коммерческой воздушной перевозкой согласно ФАП – 29[696]: основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта авиации общего назначения (далее - АНВ) являются:

а) соблюдение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах базирования; б) организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов эксплуатанта АОН; в) оборудование воздушных судов противоугонными устройствами; г) обеспечение экипажей воздушных судов инструктивными документами по авиационной безопасности; д) досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов; е) предполетный досмотр гражданских воздушных судов; ж) организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ.

Эксплуатант АОН при этом обязан обеспечить следующие меры авиационной безопасности:

а) установку тормозных и противоугонных устройств; б) закрытие и блокирование (опечатывание на воздушном судне дверей, люков (лючков), заправочных горловин; в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц; г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных устройств и пассажирских транспортных средств; д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна.

Исходя из этого надзирающий прокурор должен будет проверить у предприятия, отвечающего за авиационную безопасность, со стороны террористической угрозы наличие – фото – видео фиксирующих/регистрирующих устройств на территории аэропорта, а также в зоне безопасности аэропорта (п.1.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О транспортной безопасности") и на стоянке воздушных судов; соблюдение нормативов при установлении периметрового ограждения аэропорта; соблюдение пропускного режима в контролируемую зону аэропорта; наличие детекторов паров взрывчатых веществ, газоанализаторов; современное досмотровое оборудование[697], а также сертификационную документацию на все вышеуказанные объекты, соблюдение сроков сертификата (в случае его приближения до истечения сертификата, наличие заявки в сертифицирующий орган не позднее, чем за 6 месяцев); журналы учета и контроля выполняемых работ на территории аэропорта, технологические паспорта оборудования, его наличие и фактическая и исправная работа данного оборудования.

И в заключении хотелось бы отметить, тот факт, что в нашей стране состояние государственного надзора в сфере гражданской авиации характеризуется крайне низкими показателями. На мой взгляд, повышение его состояния, а соответственно и уровня безопасности в аэропортах нашей страны будет зависеть от взаимодействия таких ведомств, как ФСБ, МВД, НАК, Прокуратуры. Подготовка к террористическим атакам начинается заранее, и последние тенденции показывают, что вербовка происходит в сетях интернет. Т.к. выявлением такой информации занимается ФСБ, то представляется возможным при наличии данной информации у органов МВД, надзирающих, а возможно целесообразнее у уполномоченных прокуроров данной информации позволит целесообразно выстроить тактику проведения прокурорской проверки и оперативной работы.

 

Ворышев И.А.*

Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности.

В настоящее время, на прокуратуре лежит ответственность по надзору за соблюдением законодательства в органах исполнительной власти. Не исключением является и деятельность органов Федеральной Службы Безопасности. На основании действующих ФЗ «О прокуратуре»[698] и «Об оперативно-розыскной деятельности»[699]: Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проверки соблюдения законности необходимо проводить:

по обращениям граждан и должностных лиц;

по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам;

при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указания прокурора;

· в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.

При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам он вправе:

знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, с учетно-регистрационной документацией, а также материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок

принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а также других незаконных решений начальников органов федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

требовать письменные объяснения от должностных лиц органов федеральной службы безопасности, допустивших нарушения закона при реализации своих полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

принимать меры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета;

в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки состава преступления;

при необходимости давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам дополнительных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать прекращения проведения таких мероприятий;

высказывать предложения о направлениях работы по делам оперативного учета.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам необходимо не реже одного раза в полугодие о результатах надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности органами федеральной службы безопасности информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам в те же сроки - Главную военную прокуратуру. О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.

Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре каждое полугодие анализировать состояние законности при осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно - розыскной деятельности, а также практику прокурорского надзора.

В свою очередь, руководителям подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений необходимо:

представлять уполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условных наименований, регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров журналов, в которых они зарегистрированы;

по требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативного учета и регистрационные документы, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для оценки законности проведения оперативно - розыскных мероприятий;

создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию и проведение проверок.

Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно-служебных материалов должны производиться в порядке ведения секретного делопроизводства, установленном нормативными актами.

По результатам проверки выносится указание, которое направляется: начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а так же руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. Его содержание доводится до сведения подчиненных работников. Контроль за выполнением указания Генеральной прокуратуры, ФСБ РФ «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об Оперативно-розыскной деятельности»[700] органами федеральной службы безопасности»[701] возлагается на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и заместителя Директора - начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Таким образом, теоретическими проблемами прокурорского надзора за исполнением законов органами ФСБ являются: определение объектов прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности, концептуальные расхождения в законах и проблемы прокурорского надзора а так же направления совершенствования правового регулирования надзора прокурора за осуществлением ОРД. Фактически, в настоящее время абсолютно не контролируемой остается контрразведывательная и разведывательная деятельность спецслужб, в результате чего, надзор за исполнением законов в этой сфере отсутствует. Для решения данной проблемы, я считаю необходимым наделить прокуратуру соответствующими обязанностями, то есть фактически – устранить пробел права в этой области.

 

Д.Е. Глухова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.