Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан




Родиной права на обращение в органы публичной власти является Великобритания, на территории которой оно было впервые закреплено юридически в виде права на петиции. В «Билле о правах» 1689 г. предусматривалось «неограниченное право подданных обращаться с ходатайствами к королю», причем всякое задержание и преследование за такое ходатайство признавалось незаконным. Сегодня право на обращение в органы публичной власти закреплено в Конституциях разных стран мира.[671] Данное право закрепилось и в 33 статье Конституции Российской Федерации.

Значимость института обращений граждан в публичные органы власти в целях формирования эффективного механизма диалога власти и населения не вызывает сомнений. Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.[672]

Правонарушения, предусмотренные статьей 5.59 КоАП РФ, возникают в сфере публичных отношений. Они посягают на конституционное право граждан, снижая авторитет органов власти, в связи, с чем рассмотрение дел данной категории требует внимательного подхода, исключающего необоснованное привлечение к административной ответственности лиц, не являющихся субъектом правонарушения, и нарушение процессуальных требований.

28 марта 2014 года Генеральная прокуратура РФ на своем официальном сайте опубликовала обобщенную практику надзора в сфере соблюдения конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления за 2013 год.[673] За указанный период по выявленным фактам нарушения порядка рассмотрения обращений граждан по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ привлечено 4 741.

По выявленным данным можно сделать вывод, что большинство дел связано с несоблюдением установленных сроков подачи ответа на обращение. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок рассмотрения жалобы, заявления или предложения не должен превышать 30 дней.

Каким образом мы можем решить проблему с несоблюдением требований закона о сроках рассмотрения обращений? По нашему мнению, к вопросу нужно подходить дифференцировано - определить нагрузку на специалистов и провести кадровые решения. В реальности, интенсивность подачи обращений в разных органах складывается по-разному.

Нельзя не учитывать форму самих обращений, постановку вопроса и обоснованность требований граждан. Многие заявления содержат информационные неточности, имеют стиль безапелляционного требования, низкий культурно-правовой уровень изложения и отражают мнение одного или нескольких граждан. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области опубликовало сведения о рассмотрении обращений граждан и организаций за 2013 год. Управление отмечает, что возросло количество обращений граждан, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации, одной из причин роста обращений граждан данной категории послужило многократное обращение гражданки «Р», только в ноябре-декабре 2013 года от неё поступило 33 обращения.[674] Такие обращения поступают в органы государственной власти и органы местного самоуправления ежедневно. Поэтому при оценке судами нарушений порядка рассмотрения заявлений, жалоб, предложений стоит обращать внимание на формулировку поставленного вопроса в обращениях и возможности в действительности реализовать просьбу граждан.

Таким образом, нарушения порядка рассмотрения обращений граждан и привлечения виновных к административной ответственности носят многогранный характер. Причинами нарушений являются самые разные обстоятельства. С одной стороны, должностные лица не уделяют должного внимания обращениям граждан, обходят стороной сущность проблемы и невнимательно относятся к срокам при их рассмотрении. С другой стороны, из-за низкого уровня правовой грамотности населения в органы государственной власти и местного самоуправления поступают многочисленные бессодержательные жалобы с резкой и неуместной критикой, необоснованными требованиями.

Очевидно, что количество обращений, поступающих в органы публичной власти, со временем, не уменьшится. Для того чтобы решить или хотя бы сократить количество нарушений, связанных с обращениями граждан, необходимо найти оптимальный способ сокращения сроков при их рассмотрении, снизить нагрузку у органов власти. Таким способом могут являться информационные технологии.

На наш взгляд, необходимо развивать и использовать современные технологии, информировать и распространять среди населения возможность защитить свои права, не выходя из дома. Электронное обращение расширяет круг лиц, которые обращаются в государственные органы и органы местного самоуправления со своими проблемами, просьбами, а также идеями об улучшении процессов управления государством. Информационные технологии позволяют также реализовывать возможность обобщения обращений граждан, выявления наиболее часто задаваемых опросов и информирования населения через официальные серверы органов государственной власти о тематике поступивших обращений, о наиболее острых проблемах и каким образом они были разрешены. Данный способ защиты прав является перспективным, поэтому необходимо создать единообразную нормативно-правовую основу данного института, устанавливающую порядок подачи и рассмотрения именно электронных обращений с определением формы, содержания и особенностей подачи данного обращения.

 

М. Спицына, А. Спицына*

Проблемные аспекты института наставничества на государственной гражданской службе.

В настоящее время мы можем наблюдать «кадровый голод» и поколенческий разрыв на государственной гражданской службе. Чем это обосновывается?

После окончания учебного заведения выпускники вузов приходят на работу и становятся молодыми специалистами, которые многого не знают и не умеют. Если говорить глобально: не умеют применять свои теоретические знания в практической деятельности государственных органов, молодые специалисты не мыслят в категории «управление», не умеют вести деловые переговоры, не могут грамотно выстроить отношения в рамках должностной иерархии. Часть этих пробелов, так или иначе, восполняется в процессе профессиональной деятельности, часть - корректируется с помощью программ дополнительного профессионального образования.

Естественно, с увеличением стажа государственной служебной деятельности у молодых специалистов появляется опыт, который они могут оперативно применять. Но на государственной службе чаще всего деятельность осуществляют специалисты среднего и старшего возраста, невольно возникает вопрос: кто останется на ней через несколько лет?

Молодые специалисты, как правило, очень активны и динамичны. Однако до определенного возраста они находятся в поиске себя, интересной работы, подходящего работодателя, а значит, и текучесть среди них выше.

Для того чтобы молодые специалисты не чувствовали себя брошенными и поняли, чем же нужно заниматься на государственной гражданской службе, как правильно выполнять те или иные задания, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601[675] были разработаны рекомендации по введению наставничества на гражданской службе. Они основаны на передовом российском и зарубежном опыте.

В соответствии с пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[676] в рамках реформирования и развития государственной гражданской службы было предусмотрено внедрение наставничества.

Наставничество, как новая кадровая технология, представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, предполагающую передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития[677].

Целями наставничества являются оказание помощи государственным гражданским служащим в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.

Выделены 4 этапа внедрения наставничества. Первый - организационные мероприятия. Принимаются необходимые документы, определяются ответственные лица, выбираются формы наставничества. Второй - назначение наставников и лиц, в отношении которых проводятся мероприятия. Третий - прохождение наставничества. Перечисляются конкретные мероприятия, определяются формы и методы работы. Четвертый - завершающий. Подводятся итоги работы. Наставников поощряют по результатам мероприятий.

Особое внимание рекомендуется уделять впервые поступающим на госслужбу. Для таких лиц предусмотрено специальное пособие "Первые шаги". Помогают оформить документы, знакомят с организационной структурой, учат пользоваться информационными ресурсами органа. Рассматриваются основные положения законодательства о противодействии коррупции.

Однако существует серьезная проблема, связанная с формальным отношением наставников к возложенным на них обязанностям (несмотря на то, что соответствующие процессуальные документы ими планомерно составляются, фактические же действия осуществляются в недостаточном объеме). Причина, как нам представляется, заключается в следующем.

Так, в приказах Министерства транспорта РФ от 11 июня 2014 г. № 157 «Об утверждении Положения о наставничестве в Министерстве транспорта Российской Федерации»[678], Федеральной антимонопольной службы от 11 марта 2011 г. № 166 «Об утверждении программы наставничества в Федеральной антимонопольной службе»[679] и др. наставничество рассматривается не только как хорошая форма мотивации для опытных служащих, подчеркивающая их значимость и весомость в коллективе, но и как выполнение особо важного и сложного задания на гражданской службе, то есть фактически и юридически наставничество включается в круг служебных обязанностей государственного гражданского служащего, получившего статус наставника. Однако во всех проанализированных правовых актах, речь идет только о поощрении наставников (продвижение по службе, материальное и нематериальное стимулирование и т.д.) по результатам рассмотрения их отчетов по итогам наставничества. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[680] неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. В связи с изложенным, представляется целесообразным дополнить соответствующие ведомственные Положения о наставничестве нормами о дисциплинарной ответственности наставников за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Г.В. Харьковский*

Перспективы административного правосудия в Российской Федерации.

Современный мир настолько сложен и противоречив, что порождает много серьёзных проблем. Много споров и нарушений законности встречается в нашей жизни. Среди них немало административных дел, понимаемых как спор гражданина и органа исполнительной власти. В своей работе я бы хотел коснуться очень актуальной проблемы, а именно проблемы правосудия по административным делам в РФ. В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашается, что Россия является демократическим правовым государством, это подразумевает движение по пути интеграции в мировое сообщество. На данном важнейшем этапе нашей истории общественно – правовые отношения, регулируемые административным правом, предстали во всем своем многообразии и, как следствие, стали чрезвычайно важны, а одним из показателей уровня развития правового государства, по мнению некоторых учёных, в том числе является и наличие административных судов. В Конституции РФ Россия определяется как правовое государство, которое имеет множество важнейших современных целей, требующих правового определения в законах. Анализ становления судебной системы на фоне исторического развития правового государства в качестве признаков, с наибольшей силой характеризующих материальную правовую государственность, позволяет обнаружить: во-первых, нормативное установление взаимно корреспондирующих прав и обязанностей граждан и государства, их целостной системы, обеспечивающей и защищающей права, свободы и законные интересы граждан; во-вторых, наличие такой системы правосудия, которая обеспечивала бы правовую защиту физических и юридических лиц. Суд служит гарантией соблюдения установленных законодательной властью границ по реализации функций, принадлежащих исполнительной власти. При осуществлении судебной власти как особой государственной деятельности проявляются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, определяются основы фактического и правового равенства каждого гражданина перед законом и судом. Поэтому судебная власть должна иметь оптимальную структуру и необходимую специализацию. Наличие органов административной юстиции считается показателем «полисистемности судебной организации», т.е. развитости различных форм осуществления правосудия в той или иной стране. Одной из форм судебного контроля в сфере управления, касающейся защиты прав граждан, является институт судебного обжалования неправомерных действий (бездействия), решений государственной и муниципальной администрации. Административный суд должен разрешать конкретное дело и осуществлять контроль над законностью и обоснованностью действий публичной администрации. Необходимо вести речь об административных делах, возникающих из публично-правовых отношений. Данный вид юстиции представляет собой юридическую форму разрешения конфликтов, возникающих в связи с правовой оценкой законности актов и действий того или иного органа (должностного лица) публичной власти.

Вопрос о необходимости создания административной юстиции в Российской Федерации возник уже давно, а споры по этому поводу ведутся до сих пор. Большая часть современных ученых считает, что «появление административных судов создаст дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан и повысит эффективность правосудия».[681] Из этого исходили, принимая «Программу развития системы судов общей юрисдикции РФ и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период 2023 года». В ней говорится о необходимости создания административных судов в «целях совершенствования, развития и повышения эффективности судебной системы, что, в свою очередь, служит обеспечению доступности правосудия»[682]. Выделяются и другие предпосылки формирования административных судов в России: высокий удельный вес в России государственного регулирования, участия государства в структурах гражданского общества; близость российской правовой системы к континентальной (западноевропейской) модели; хорошо изученный и традиционно популярный у российских ученых-юристов как до революции 1917 г., так и после нее немецкий и французский опыт организации системы административной юстиции; насущная необходимость предоставления судам права отмены незаконных актов управления; перегруженность российских судов и многочисленные факты произвола исполнительных органов власти, нарушающих права граждан. Одними из главных, на мой взгляд, предпосылок и в то же время будущих результатов создания в России системы административных судов являются: необходимость реформирования государственной власти в стране; укрепление судебной власти и придание ей большей оперативности и эффективности; совершенствование правового механизма обеспечения прав и свобод как физических, так и юридических лиц.

Позиция нового суда в административном процессе должна быть более активной, нежели суда общей юрисдикции в исковом судопроизводстве, так как поиск административных актов, управленческих решений и выяснение обстоятельств совершения органами управления и государственными служащими действий, нарушающих права и свободы граждан, дадут результаты только в том случае, если они будут осуществляться судом — независимым государственным органом, имеющим на это полномочия. Гражданин не обязан доказывать неправомерность действий и решений органов управления; этим будет заниматься административный суд. Граждане, как правило, лишены возможности на равных дискутировать с органами управления по поводу того или иного решения (действия). Административный суд стал бы помощником граждан в споре с «властвующей» стороной управленческого процесса. Это подтверждает уже имеющаяся судебная практика рассмотрения дел по жалобам на действия органов управления и должностных лиц. Создание административных судов, очевидно, будет направлено на усиление внимания субъектов исполнительной власти, органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих к правам и свободам граждан и других субъектов права, а также к публично-правовым нормам, устанавливающим процесс управления. Специализированное правосудие обеспечит признание и соблюдение прав и свобод граждан, повысит ответственность публичной власти за свои действия и решения. Интересна точка зрения А.В. Власова, который утверждает, что «рассмотрение дел, возникающих из административно – правовых отношений, должны рассматриваться исключительно в специализированных судах»[683]. К схожему умозаключению приходит и А.И. Сапожников. Он утверждает, что «введение административных судов является конституционным долгом законодателя. Создание органов административной юстиции не только осуществит закрепленные Конституцией положения, но и выведет Россию в этом вопросе на общеевропейский уровень»[684].

Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что на современном этапе необходимо начать скорейшую подготовку для создания административных судов, нынешняя политическая и экономическая ситуации, однако, делают трудным, но осуществимым, решение данного вопроса, особенно в связи с активизацией процессов по созданию Кодекса административного судопроизводства, что, наконец, даёт импульс к созданию специализированных административных судов.

 

Т.С. Хмелевский*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.