КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика констатирующего эксперимента
На начальном, констатирующем этапе эксперимента, исследовались показатели личностной тревожности подростков обеих групп, для получения данных о ее наличии и уровне. Результаты этого обследования приводятся в главе III. Констатирующий эксперимент проходил в период с 17 января 2011 г. по 31 января 2011 г. на базе Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 530 ЮВОУДО. На основе анализа литературы по проблеме изучения личностной тревожности у подростков были выбраны надежные и валидные методы для диагностического исследования, содержание которых было адаптировано к задачам представленного исследования. « Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.» Тест позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, в школе. Методика Теммл-Дорки-Амен включает в себя стимульный материал, состоящий из 14 рисунков размером 8.5х 11 см, (Приложение). Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Методические рекомендации: рисунки предъявляются в строго определенном порядке один за другим. Предъявляя рисунок, дается инструкция и одним предложением описывается ситуация на картинке. Выбор подростка соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Вопросы по каждому из рисунков. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается». Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать». Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной». Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест». При обработке результатов подсчитывается общее количество, выбранных ребенком «улыбающихся лиц» и «печальных». По формуле: ИТ = Число эмоцинальных негативных выборов/14*100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: Высокий уровень тревожности ИТ более 50% Средний уровень тревожности ИТ от 20% до 50% Низкий уровень тревожности 0 до 20% Методические рекомендации: рисунки предъявляются в строго определенном порядке один за другим. Предъявляя рисунок, дается инструкция и одним предложением описывается ситуация на картинке. Выбор подростка соответствующего лица фиксируется в протоколе. «Методика диагностики личностной тревожности Ч. Спилбергера». Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. (Приложение). Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Обработка и интерпретация результатов: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность. Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. «Методика измерения уровня тревожности Тейлора», адаптация Немчинова. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин. (Приложение). Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка: - 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; - 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; - 15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; - 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; - 0-5 баллов — о низком уровне тревоги.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |