Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.М. Петросян




Р.А. Мамалимова

 

магистрант 1.г.о филологический факультет БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Г.Г. Ишимбаева

д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА В РАССКАЗЕ А. КАМЮ «ГОСТЕПРИИМСТВО»

Альбер Камю – французский писатель, философ, мыслитель, публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), представитель атеистического экзистенциализма.

Экзистенциализм – философское направление середины ХХ в., которое выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, поднимает проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» – например, перед лицом смерти. И осознание человеком своей собственной смертности и несовершенства является для экзистенциалистов самым глубоким знанием о природе человека.

А.Камю в своих произведениях рассматривал проблему выбора и ответственности, бытия и смерти, но главной темой его экзистенциональной философии стала проблема поиска человеком смысла своей жизни. И писатель приходит к выводу, что жизнь человека – бессмысленна, абсурдна – как бы человек ни жил, к какой бы не стремился цели, конец один – смерть, пустота, Ничто.

«Абсурд» является одной из фундаментальных категорий философии Камю: «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест» [1;138].

В отличие от религиозных экзистенциалистов (вроде К.Ясперса) и «бунтаря» Ж.Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Бунт по Камю – это выход из истории, из мира целей и средств, рациональной целесообразности в морально завершённое «нет».
Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта, по словам Камю, в том, что «человек ­– единственное животное, которое отказывается быть таким, как оно есть. Цель бунта — преображение» [1, 69].

Бунт – это преодоление несправедливых законов мира, моральная готовность противостоять им. Бунт направлен на осуществление своего личного нравственного выбора.

Поясним, что такое бунт для Камю, на примере небольшого рассказа из сборника «Изгнание и царство» – «Гостеприимство» (1957).

Учитель начальной школы, заброшенной в Алжирской пустыне, француз, получает под расписку арестованного за убийство араба и должен его отправить по этапу в отдалённый полицейский пункт. Он предупреждает жандарма, что эти функции выполнять не может, но тот напоминает ему, что все белые под угрозой, фактически война уже идёт. Учителю неприятен молодой примитивный араб, которому ничего не стоило перерезать ножом глотку такому же, как он, но хозяин школы кормит его, укладывает спать и всё ищет приемлемого решения. Учитель, конечно, не может принять призыв гостя – «иди к нам», но не может и стать хоть ненадолго полицейским. Утром он выводит гостя далеко в пустыню, даёт ему денег и пищу, показывает, как дойти до полицейского участка, и возвращается домой. А дома на школьной скамье читает написанное мелом: «Тысдал нашего брата, ты заплатишь».
В этом коротком рассказе А. Камю предоставляет читателю возможность увидеть столкновение с главной проблемой философии экзистенциализма – проблемой тяжелейшего выбора.

Учитель принял единственно нравственно приемлемое для него решение – отправил убийцу добровольно сдаваться полиции, а последствия могут быть самые разные: парень может и сдаться, а может и уйти к своим через пустыню, и ещё не раз пролить кровь, учителя, скорее всего, убьют. Однако острота сюжета не в этом, а в поиске по-человечески правильного решения.

Рассказ является типично экзистенциальным. Всё по канонам экзистенциализма. Мир враждебен по отношению к человеку и всё время ставит его перед выбором. Холод и отчуждение царят между людьми, но даже в таких условиях человек обязан сохранить своё духовное достоинство.
Жизненные обстоятельства подталкивают героя к действиям, которое противоречат его моральным принципам, тем самым заставляя поступиться ими. Герой оказывается в ситуации морального выбора. Место человека в этом мире зависит от него самого – подчинится ли он этим обстоятельствам или будет действовать в согласии со своей совестью, выбирая собственный вариант. Этот уникальный выбор, который каждый делает для себя сам, и превращает человека либо покорную марионетку в руках судьбы, либо личность, которая не позволит навязать себе чужую волю.

Учитель делает выбор. Он знает, что за такой поступок его ждёт расплата, однако выбор сделан в пользу человечности. Возникает вопрос: раз его поступок стал бессмысленным (араб всё равно сдался властям, хотя мог выбрать свободу), то не бессмысленна ли смерть его? Мы ответим на него «нет», потому как учитель прекрасно знал об исходе, но не поступился своими моральными принципами. Это и есть своего рода бунт против абсурда системы.

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение – герой стоит на перепутье дорог и ему приходится выбирать, в результате чего должно наступить прозрение. И учитель делает выбор в пользу своих моральных принципов, таким образом, признавая абсурдность как данной ситуации, так и жизни вообще и тем самым одерживая победу в своём бунте.

Камю ставит своего героя перед сложным нравственным выбором – либо подчиниться абсурдному и несправедливому миру, либо отстоять свои моральные принципы в этой ситуации. Герой решается на бунт, так как видит истинную суть окружающей его действительности. Этот моральный мятеж приводит его к прозрению.


Литература

1. Камю А. Бунтующий человек. Избранное. М., 1989, 428 с.

2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. Избранное. М., 1989, 464 с.

3. Камю А. Гостеприимство. Изгнание и царство. М., 2011, 220 с.

4. Моторина Л.В. Философская антропология. М., 2003, 256 с.

5. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.- 142 с.

© М.М. Петросян, 2014

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.