КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С. А. Файзихакова
студентка 4 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа Научный руководитель: С. Ю. Данилин старший преподаватель БашГУ, г. Уфа
ПЕЧОРИН КАК СВЕРХЧЕЛОВЕК. (К ПРОБЛЕМЕ «ЛЕРМОНТОВ И НИЦШЕ») Прежде всего, определимся с термином. Как формулируют современные философские словари – Сверхчеловек в истории философии это метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин "Сверхчеловек" у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения — овладения им его же пробужденными иррациональными силами (1). Главными источниками идеи Сверхчеловека явились провозглашенные Ницше бунт против Бога, борьба против христианства. Отсюда как следствие отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека, переход последнего "по ту сторону добра и зла". По Ницше, "этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение, — и никогда как нечто преднамеренное. Наоборот, его боялись более всего; до сих пор он внушал почти ужас, и из страха перед ним желали, взращивали и достигали человека противоположного типа: типа домашнего животного, стадного животного, больного животного — христианина". Сверхчеловек у Ницше не утрачивает собственных инстинктов и желаний, он контролирует их, будучи способным творить себя сам. Идея Сверхчеловека оказалась призывом к началу великой борьбы человека за человеческое в себе. Его Заратустра говорит: "... человек есть нечто, что должно превзойти. <…>Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель". Проповедуя преодоление страха смерти из гордости, ибо "жертвенность — удел слабых", — Ницше трактовал обретение подлинной свободы как высшего смысла бытия Сверхчеловека в качестве процедуры осуществления решительных волевых актов вне морали. Первым высказал мысль о ницшеанстве Лермонтова В.С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1899). Чуть позже в статье «Лермонтов поэт сверхчеловечества» Д.С. Мережковский соглашался с Соловьевым, что Лермонтов идет от богоборчества, но куда, спрашивал Мережковский, к богоотступничеству или богосыновству? В этом, по Мережковскому, и заключалась проблематика сверхчеловечества. От богоборчества, считал он, есть два пути, одинаково возможные. В лирическом герое Лермонтова он предполагал путь к святому богоборчеству, то есть к богосыновству. Действительно, между сверхчеловеком Ницше и лермонтовским Печориным много общего. «Из двух друзей, — говорит Печорин, — всегда один раб другого... рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги». Ницше как будто вторит лермонтовскому герою. «Что же до хороших друзей, — пишет он, — они всегда ленивы и, будучи хорошими друзьями, полагают, что имеют на это право... или уж совсем их упразднить, друзей хороших....». Ницше занят той же переоценкой ценностей, которая определяет внутреннюю жизнь Григория Александровича Печорина. Его мысль вращается в противоречиях и ставит под сомнение ценностные противоположения. В сомнении Ницше видит путь преодоления страданий и возможность становления нового человека. Он убеждает себя «не привязываться к собственным добродетелям, чтобы, как целое, не пасть жертвой частности...». Как это напоминает Печорина, утверждавшего, что счастье есть насыщенная гордость и что первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого! Ницше считает своей обязанностью противодействовать привычной системе ценностей, ибо мир, в котором мы живем, говорит он, ошибочен, и единственно достоверным в нем является воля к власти. Нетрудно и в этом кредо Ницше увидеть сходство с воззрениями Печорина, любящего "уничтожать сладкие заблуждения ближнего«(IV, 400). «Первое мое удовольствие,- признается он, — подчинять моей воле все, что меня окружает» (IV, 401). В честолюбии Печорин узнает жажду власти. Его философия, как и у Ницше, базируется на скепсисе и сопрягается с решимостью делать практические выводы. «Идеи, — записывает в дневнике Печорин, — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие» (IV, 401). Нечто подобное утверждал Ницше. Мотив изгнанничества и скитальчества особенно трагически звучит в “Герое нашего времени” - “истории души человеческой”. Мы видим как Печорин приходит к состоянию полного безразличия как весь мир окружающий этого противоречивого «странного» человека будто существует где-то вне его сознания и чувства. Чем живет во что верит этот безжалостный и к себе и к другим “эгоист” (как современники Лермонтова так и ученые наших дней сравнивали Печорина и демона - самых ярких выразителей идеи сверхчеловека)? И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник—не что иное, как саморазоблачение. Не случайно Белинский говорил о том, что “...в самих пороках Печорина, поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”. Сверхчеловек у Ницше в своем развитии проходит три стадии: 1. Свободный человек и эгоист, скептик и эпикуреец, стоящий по ту сторону добра и зла; 2. Аристократ и господин, стоящий как над чернью, так и над людьми власти, главное для которого чувство высокого благородства; 3. Собственно Сверхчеловек как идеал, для которого у Ницше нет четкого определения, это квинтэссенция новой аристократии, мечта, желание. С этих позиций Печорин это некий синтез 1 и 2 ступени, его нравственные страдания свидетельствуют о незавершенности в нем становления «чистого» сверхчеловека третьей стадии. Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.
ЛИТЕРАТУРА 1. Асоян. А. А. «К филолосфскому самоопределению Печорина» // «Филологический класс» № 2 (1997) 2. Анненский И.Ф. Избранное М., 1987. 3. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. М.: Издательство академии наук СССР, 1971. 4. Белинский В.Г. Избранные статьи. М.: Детская литература, 1980. 5. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. 6. Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше // Электронный ресурс. http://www.nietzsche.ru/look/century/znamenski/ Дата обращения 19.06.2013 © Файзихакова С. А, 2014
Е.А. Филотенкова
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |