Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционный гамлетовский сюжет драмы




Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

 

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (2000) – драма британского драматурга, режиссера, киносценариста и критика Тома Стоппарда, который трактует традиционный гамлетовский сюжет в духе постмодернизма.

Пьеса построена в форме дискуссии Розенкранца и Гильдернстерна – двух второстепенных персонажей трагедии Шекспира «Гамлет», которые в драме Стоппарда являются главными действующими лицами. Драматург обращается к классическому сюжету, его герои так же, как и у Шекспира, рассуждают о «потерянной связи времен» и невозможности существования в этом мире.

Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» начинается со сцены, которая бесконечно повторяется: 2 друга бросают монету, которая каждый раз выпадает орлом вверх:

«Розенкранц. Боюсь, что сегодня не твой день.

Гильденстерн. Боюсь, что как раз мой» [1].

Философский разговор о теории вероятности падения монеты решкой вниз сопровождает орлянку. Розенкранц и Гильденстерн рассуждают о случайностях и вероятностях, словно пытаясь понять: фатально ли все, что происходит в жизни, и весь ход событий уже предопределен или это всего лишь случайность? И Стоппард словно проводит параллель между жизнью и игрой в орлянку, между судьбой человека и невообразимым образом постоянно падающей орлом вверх монетой.

Гильденстерн и Розенкранц представляют собой две диалогизирующие сущности. Первый склонен к интуитивному философскому мироощущению, второй к математически точному материальному восприятию. «Существует только то, во что ты веришь» [1], – заявляет Гильденстерн, доказывая, что опирается на интуицию.

Дискуссии героев наполнены желанием разрешить мучительные вопросы об окружающем пространстве и времени, вывод из бесконечных и мучительных рассуждений таков: «Единственный вход – рождение, единственный выход – смерть» [1].

Именно в философских беседах Розенкранца и Гильденстерна звучит вся проблематика пьесы Шекспира. Герои то и дело возвращаются к мыслям о «разорвавшейся связи времени», «прогнившему миру». В подтексте явно звучит гамлетовская невозможность существовать в разрушавшей все ценности эпохе.

Появление актеров на сцене также яркий эпизод, имеющий прямую связь с шекспировским «Гамлетом». В интерпретации Стоппарда у актеров появляется свой собственный голос, они вступают в беседу-полемику Розенкранца и Гильденстерна, таким образом, расширяя круг дискутирующих. В подтексте реплик актеров звучат завуалированные намеки на проблемы нынешнего времени, на «упадок», мельчание времен и личностей:

«Актер. Видите ли, мы, так сказать, ржавели, и вы столкнулись с нами в момент нашего – э-э-э-э – упадка. Завтра об эту же пору мы бы уже начисто забыли все, что умели. Мысль, не правда ли? (Щедро смеется.) Пришлось бы вернуться к тому, с чего начали, – к импровизации» [1].

И затем тонко и метко Стоппард отсылает читателя к гамлетовскому сюжету:

«Розенкранц. В чем вы специализируетесь?

Актер. Трагедии, сэр. Убийства и разоблачения, общие и частные, развязки как внезапные, так и неумолимые, мелодрамы с переодеванием на всех уровнях, включая философский. Мы вводим вас в мир интриги и иллюзии...» [1].

Фраза «Не аплодируйте слишком громко – этот мир слишком стар» [1] красной нитью проходит через обе пьесы и выражает суть гамлетовской проблематики. Сначала мотив безнадежного времени, разлагающегося и гниющего мира звучит у Шекспира: «Подгнило что-то в Датском государстве» [2], затем у Стоппарда:

«Актер.<…>и времена таковы, каковы они есть.

Розенкранц. А каковы времена?

Актер. Никакие.

Розенкранц. Плохие?

Актер. Неважные» [1].

Что касается заглавного героя пьесы Шекспира, то в драме Стоппарда принц появляется эпизодически, потому его охарактеризовать его возможно только через восприятие Розенкранца: «Половина сказанного им означала что-то другое, а другая половина вовсе ничего не означала» [1]; и далее: «Потребность в философской интроспекции – его, можно сказать, главная черта. <…> Что может быть и не быть разновидностью безумия» [1], а также Гильденстерна: «Мучительное честолюбие – комплекс уязвленности, вот мой диагноз» [1].

Таким образом, Стоппард устами своих главных персонажей озвучивает то, что скрыто в подтексте у Шекспира: Гамлет – необязательно сошел с ума, просто свойственная ему философичность мышления и особенное восприятие событий вступают в конфликт с мироощущением других персонажей пьесы Шекспира.

Что касается линии отношений принца Гамлета и его возлюбленной Офелии, в драме они охарактеризованы следующей ремаркой автора: «И на сцену вбегает в некоторой тревоге Офелия, поддерживающая руками юбки; ее преследует Гамлет. Офелия, очевидно, шила; в руках у нее какое-то рукоделие. В этой сцене они оба молчат. Гамлет – без шляпы, камзол его распахнут, чулки без подвязок спадают на щиколотки, он бледен как полотно, колени его дрожат. С печальным выражением лица он берет Офелию за плечо и крепко его сжимает, потом отстраняет ее от себя на расстояние вытянутой руки и, прижимая другую руку к своему лбу, вперяется взглядом в ее лицо, как бы желая запомнить его навсегда» [1].

Писатель придает отношениям влюбленных иной оттенок, трансформируя, на наш взгляд, подтекст Шекспира в текст стоппардовской драмы. Таким образом, чистота и непорочность любовной связи становится поводом для дискуссии драматурга с Великим Бардом.

Драма Стоппарда – переосмысленный гамлетовский сюжет. Своеобразие интерпретации писателя состоит в перенесении акцентов с одних действующих лиц на другие: теперь во главе угла не Гамлет, но его друзья – Розенкранц и Гильденстерн. Сам ход событий не изменен, но появляются сцены, которые у Шекспира словно оставались «за кадром»: беседы Розенкранца и Гильдентсерна друг с другом, с актерами и т.д.

Очевидно, драматург, в своем произведении проводит параллель между проблемами 2-х эпох – своей собственной и шекспировской. И оказывается, что и вчера, и сегодня моральный облик человека рушится, терпят крах и его ценности. Таким образом, время новое, а резюме то же: этот «мир прогнил насквозь», и «разорванная связь времен» по-прежнему не восстановлена.

 

Литература:

1. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Т. Стоппард. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/PXESY/STOPPARD/r_g.txt.

2. «Гамлет». У. Шекспир. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.