Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы




Литературного языка

Публицистический стиль современного русского

Тема № 7

1. Какое положение занимает публицистический стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка? Какова сфера употребления публицистического функционального стиля?

2. Как доказать, что этот стиль имеет системный характер?

3. Каков состав публицистически окрашенной лексики?

4. Какие особенности характерны для синтаксиса произведений публицистического стиля?

5. В чём состоит сходство и различие между публицистической речью и языком художественной литературы?

Литература.

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1980.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1981.

3. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 13-14.

Задание 1.

Отметьте в приведённых отрывках морфологические и синтаксические средства публицистического стиля языка.

1. Да живут и здравствуют все страны и все народы мира, борющиеся с фашизмом. (Толстой А.Н.)

2. Преклоняя колена, целуем край нашего святого знамени, клянёмся: не выдать земли русской, не отступить более ни на шаг. Отступать должны не мы, но враги наши. (Толстой А.Н.)

3. Нет, не устыдятся своих внуков суровые и непреклонные пращуры наши, оборонявшие родную землю в годы былых лихолетий. Никогда не поредеет это племя богатырей, потому что самый слух о герое родит героев. Там, в аду несмолкающего боя, стоят они плотным строем, один к одному, как звенья на стальной кольчуге Невского Александра.

… Слава вам, сыны великой матери! (Л. Леонов)

4. Какое отличное утро смотрит нам в лицо; как красивы и праздничны даже эти дымящиеся, с красными флагами пламени берлинские развалины, - в час, когда в них вступает свобода!

Совесть в нас чиста. Потомки не упрекнут нас в равнодушии к их жребию. Вы хорошо поработали, труженики добра и правды, которых фашизм хотел обратить не в рабов, даже не в безгласный человеко-скот, но в навозный компост для нацистского огорода… Слава вам, повелители боя, сколько бы звёзд ни украшало ваши плечи; слава матерям, вас родившим, слава избам, которые огласил ваш первый детский крик; слава лесным тропкам, по которым бегали… ваши босые ножки; слава бескрайним нивам, взрастившим ваш честный хлеб; слава чистому небу, что свободно неслось в юности над головами вашими!..

… Живи вечно, мой исполинский народ, ликуй в близкий теперь день торжества великой правды.

(Л.Леонов)

Задание 2.

Выберите из газет не менее 20 слов, характерных для публицистического стиля. Половина из них должна иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные – отрицательно-оценочную.

В десяти случаях слова должны быть в составе предложений из материалов газеты.

Задание 3.

Приведите десять – двенадцать отрицательно-оценочных публицистических слов с префиксами про-, псевдо-, квази-, ультра-.

Найдите в газетно-журнальных текстах примеры употребления этих слов (5-6 примеров).

Задание 4.

Прочитайте текст. Перескажите его. Какие выводы об использовании лексического богатства русского языка вы можете сделать для себя?

Словарное богатство русского языка, по существу, неисчислимо. А каков словарный запас одного человека, говорящего по-русски?

Конечно, он зависит от степени культуры, образованности и возраста человека и не составляет поэтому определённой, устойчивой величины. Но воспользуемся для нашей цели трудом, выпущенным Академией наук, о языке такого великого представителя русской культуры, как Пушкин. Оказывается, в своих произведениях и письмах Пушкин употребил более двадцати одной тысячи слов. Однако его словарный запас не исчерпывался двадцатью одной тысячей слов.

Каждый из нас знает слов гораздо больше, чем употребляет… Так и у Пушкина в его произведениях нет многих слов, хотя они в его время существовали и, конечно, были ему известны…

Двадцать одна тысяча слов, употребляемых Пушкиным в его произведениях, указывает на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться словарным богатством русского языка.

Словесное богатство Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей, даже тогда, когда ему нужно выразить одни и те же или близкие понятия.

В разных случаях и для разных целей Пушкин называет поэта то поэтом, то певцом, то стихотворцем, то пиитом…

Наряду со словом храбрый он употребляет слово смелый (смелый воин), отважный (отважный боец), бесстрашный (бесстрашный витязь).

Такое разнообразие средств выражения мы встречаем и у других мастеров слова.

(И. Ильинская)

Задание 5.

Исправьте грамматико-стилистические ошибки, объясните их.

1. Утренняя зарядка – самое великолепнейшее средство от лени.

2. Студенты второй группы были более активнее.

3. Журавлёнок был ещё неоперивший, покрытый жёлтым пухом.

4. Писатель в своих произведениях он показывает тяжёлое положение крепостных крестьян.

5. Которые опоздали на сессию, студенты получат предупреждение.

6. В институтской читалке имеются все необходимые книги.

7. Индивидуальная доставка книги заказчикам уже налажена.

8. Широким фронтом летом ведутся малярные работы в школе.

9. Узким местом в школе является стиль сочинений учащихся.

10. Засолка капусты, помидора, огурца или арбуза требует многих тонких знаний.

11. Наши спортсмены завоевали не одну замечательную победу.

12. Пушкин описал русские пейзажи природы.

13. У этого ребёнка прекрасная умственная способность.

14. Крестьяне отказались везти сено неприятелю и уничтожили его.

 

Задание 6.

Прочитайте. Какие факты свидетельствуют о документальной достоверности текста?

Б и т в а н а В о л г е

2 февраля 1943 года закончилось одно из величайших сражений всех времён и народов – битва на Волге.

Она закончилась полным разгромом 330-тысячной немецкой армии, пленением свыше 91000 отборнейших немецких солдат во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом, 23 другими генералами и 2500 офицерами.

Поражены сотни тысяч лучших немецких войск. Поражены в том месте, где они рассчитывали похоронить Россию, куда пришли с земельными планами, дабы нарезать своим офицерам участки поместий, откуда хотели окружить Москву и отбросить русских за Урал.

Но поражены не только лучшие немецкие войска. Эта битва разрушила одно тщательно выстроенное здание в готическом стиле, здание, называемое «непобедимостью Германии».

Миф о «непобедимой Германии» погиб навсегда. Тщательно окрашенное во все переливы крови, сложенное из костей побеждённых здание «непобедимой Германии» даёт трещину. Вой и стенания всё явственней слышны из этого здания: гитлеровцы уже объявили траур по всей Германии.

Много ещё трудных боёв у нас впереди. Но даже и младенец видит эту трещину, которую нанесли гитлеровской армии и гитлеровскому государству своим мечом наши солдаты, трещину, в которую уже ринулись и холод, и ветры, и – главное – страх.

Битва на Волге закончена. Ни одного вооружённого немца нет на древних берегах русской любимой реки нашей.

Видит Волга и радуется за своих сыновей, за своих детей, за Родину нашу в день 2 февраля 1943 года.

(По Вс. Иванову)

Задания:

1. Определите основную мысль газетной заметки.

2. Определите границы следующих композиционных частей текста:

1) информация о важнейшем событии;

2) комментирование события и его деталей автором;

3) обобщение.

3. Составьте тезисный план.

4. Опираясь на план, кратко расскажите содержание заметки.

Задание 7.

Докажите отнесённость текста к публицистическому стилю.

Архив. Каким заманчивым, увлекательным кажется даже само это слово! За ним таятся загадки, оно обещает открытия. Архивные документы способны пролить неожиданный свет на известные всем события, сообщить новые факты, прояснить тёмные места для науки, стереть белые пятна… Но даже и в тех архивохранилищах, где учтена и описана каждая, самая незначительная бумажка, в тысячи тысяч листов никто ещё не вникал, они ещё ждут исследования. Бездны исторических тайн, увлекательнейших, нежели самые напряжённые рассказы о приключениях, хранятся в архивах, и волнует здесь сама правда.

Это в полной мере относится к Рукописному отделу Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. Несметные богатства в подземном хранилище – уникальные документы: исторические, научные, литературные, музыкальные, бытовые, эпистолярные, мемуарные… Достаточно сказать, что в этом подземелье 498 отдельных архивов, причём многие размещены в сотнях больших коробок. Здесь более 25000 рукописных книг и ещё 20 коллекций, каждую из которых составляют сотни и даже тысячи документов.

Сюда были доставлены на извозчике рукописи Александра Сергеевича Пушкина, которые пожертвовал библиотеке его сын – генерал Александр Александрович Пушкин. Сюда поступили рукописи великого драматурга А.Н. Островского. Софья Андреевна Толстая перевезла сюда берёзовые сундучки с рукописями Льва Николаевича Толстого.

Рукописей Пушкина, Льва Толстого и Горького в отделе увидеть уже нельзя. Они переданы: пушкинские – в Пушкинский дом в Петербурге, толстовские – в Толстовский музей в Москве, горьковские – тоже остались в Москве, но хранятся в архиве Горького. Но до этого в продолжение многих лет в Рукописный отдел приходили и пушкинисты и знатоки толстовского почерка.

Что же касается учёных, то иные проводили здесь месяцы, а то и целые годы!

Задание 8.

Переведите тексты на русский язык.

1. Шкода від слова набагато серйозніша, ніж від мовчанки; рідко трапляється жалкувати за тим, що лишилось несказаним.

Ніколи не вдавайте, ніби знаєте більше, ніж це є насправді. Коли ви кажете, що прочитали ту чи іншу книжку, а потім виявляється, що нічого з прочитаного ви не зрозуміли, усім стає очевидною ваша нетямущість. Жодна справді розумна людина ніколи не боїться сказати: “Я не знаю”.

Люди, які говорять надто легко, дуже часто говорять надміру багато, а часом і необачно. Балакуни, що мають надто живу уяву, нерідко не викликають довіри у слухачів. Тим часом мовчун, який озивається тільки в тих випадках, коли справді має щось сказати, непогано почуває себе в колі знайомих, дарма, що небагато додає до веселощів дружньої вечірки. У спілкуванні, як і в більшості інших випадків, найкращою є золота середина. Не будьте ні надто мовчазним, ні надміру балакучим. Знайте, коли треба вислухати інших, але знайте також, коли слід самому підтримати розмову.

Намагайтесь не повторюватись – ні переказуючи одну історію декілька разів, ні смакуючи подробиці своєї розповіді, які, на вашу думку, справили найбільше враження чи сподобались слухачам. Більшість речей цікаві тільки тоді, коли про них розповідають стисло і один раз; мало хто полюбляє повторення.

Пам’ятайте, що уважний, співчутливий слухач – це благо з усіх благ. Людина, ладна залюбки вислухати вашу новину, захопиться розмовою з вами, яка невимушено й щедро дарує вам свою увагу, - це саме той співрозмовник, якого вам слід обирати з-поміж усіх інших.

(Емілія Поуст)

2. Мова для будь-якого народу стає ніби другою природою, що органічно оточує його, живе з ним всюди і завжди; без неї, як і без сонця, повітря, рослин, людина не може існувати. Як великим нещастям для людини обертається нищення природи, неповага до неї, відмова від її пошанування – так і катастрофічно боляче б’є по народові зречення рідної мови чи навіть неповага до неї, що є рівноцінним неповазі до батька й матері. І якщо ми нарешті зрозуміли, що треба берегти природу, то давно треба зрозуміти, що екологія мови – це екологія наших душ, так як розумних істот, а не просто як живих мешканців землі. Зречення рідної мови призводить до найбільшої кари – духовного каліцтва. Треба, щоб доросла людина цю велику істину пам’ятала повсякчас і прищеплювала її своїм дітям. Нероздільність дитини з рідною мовою починається з першого слова матері, промовленого до немовляти.

Мова – основа культури нації, найбільший скарб, і відбирати її в людини чи народу – значить відбирати все минуле й сучасне, позбавити людину й народ найлюдянішого в їх творчому існуванні. Як ніхто не має права відбирати життя в людини, так ніхто не має права і відбирати мову, права користуватися рідним словом. І той, хто намагається забороняти, убивати мову, обмежувати вживання, - стає на шлях найбільшого злочину, спрямованого не тільки проти одного народу, а й проти всього людства.

(Г. Нудьга)

 

Задание 9.

Перечитайте интервью-мнение. Скажите, каково мнение академика Е.П. Велихова о том, какой быть школе, какими качествами должен обладать учёный.

Молодой человек в науке

К о р р е с п о н д е н т: Если спуститься ещё на ступеньку ниже в системе подготовки будущих кадров для нашей науки, то здесь – не кажется ли Вам? – образовалась какая-то “ничейная земля” между школой, вузом, т.е. между тем, что требует от абитуриента вуз, и тем, как его учит школа.

В е л и х о в Е. П.: Мне кажется, что школьное образование, как и всякое образование, должно быть существенно перестроено на следующих принципах: самое главное – получить некое базовое, фундаментальное образование, которое даст возможность затем учиться самому. А человек, в свою очередь, и в школе, и в вузе, и на работе должен сейчас непрерывно учиться. Ведь всё так быстро меняется, что если он не учится непрерывно, то не просто отстаёт, но выпадает из творческого процесса. И вот для того, чтобы можно было учиться дальше, человек должен иметь то самое базовое образование. Школа, насколько я могу судить, разбилась, так же, как и вуз, в значительной степени за счёт системы образования учителей на отдельные ручейки-предметы, которые очень слабо связаны между собой. И возникает у преподавателя любого – и в вузе, и в школе (и я по себе это знаю) – такая тенденция к “изложению деталей”. Вот рассказываешь студентам всё, что ты знаешь, всё в деталях, не заботясь о единстве фундаментального его образования. В результате получается, что ученик твой напичкан фактами, но может не научиться творчески мыслить, работать с литературой, знать и понимать, что такое наука, научный метод, любить науку… А Эйнштейн говорил, что образование – это то, что остаётся у человека после того, как он забудет всё, чему его учили.

К о р р е с п о н д е н т: То есть школа должна развивать интеллект как способность воспринимать и обрабатывать информацию, должна воспитывать творческую личность.

В е л и х о в Е. П.: Конечно. Ещё со времён Выготского психологи отказались представлять ребёнка как сосуд, наполняемый знаниями, стали учитывать его собственную встречную активность по отношению к знаниям. Способности ребёнка, учил Выготский, развиваются в процессе обучения. Значит, развитие способностей должно быть основной функцией обучения, и при этом следует самое серьёзное внимание уделять различиям в темпах развития. А сегодня, к сожалению, школа иногда тормозит развивающихся быстро и не ускоряет тех, кто, развиваясь медленно, зачастую просто выпадает из процесса.

К о р р е с п о н д е н т: Евгений Павлович, раз уж речь зашла о личных качествах учёного, скажите, пожалуйста, какое человеческое качество Вы считаете наиболее ценным в учёном – настолько ценным, что обладателю его предложили бы сотрудничество?

В е л и х о в Е. П.: Видите ли, для работы в науке могут пригодиться разные человеческие качества, в том числе и такие, которые не считаются неоспоримыми достоинствами, например, скептический ум или критический настрой ума, мешающий порой собственному творчеству… А обладатели этих качеств тем не менее очень нужны и важны в научном коллективе. Нужны и “витающие в облаках”, и прагматики, и те, кто всегда воодушевлён, приносит новые идеи, и те, кто очень упрям и способен довести до конца начатое дело, каким бы сложным и трудным оно ни было, пройти через все препятствия… В одном человеке сочетание всех этих качеств невозможно. Возможно в коллективе. Поэтому сегодня так важен коллектив в науке, особенно для крупных задач. И сформировать его, правильно подобрать людей – всё это должен уметь делать руководитель коллектива, он должен быть в нём “клеем”…

К о р р е с п о н д е н т: А какое качество в человеке Вы считаете несовместимым с научной деятельностью настолько, что обладателю его следует уходить из науки, как говорится, не оборачиваясь?

В е л и х о в Е. П.: Безусловно, вредны люди, преследующие в науке посторонние цели, - карьеристы и прочие. Они часто бывают весьма энергичны, умеют произвести впечатление, но для науки они просто разрушительны. В этом плане научную молодёжь надо воспитывать, чтобы потом не возникло разочарований (Беседу вела И. Аглицкая).

 

Подготовьте и проведите беседу на одну из тем: “Каким должно быть школьное образование”, “Легко ли быть учителем?”, “Основные качества учёного”. Наметьте основные вопросы. Определите ведущего и интервьюируемых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.