Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сведения о предложении и пунктуации. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения




Тема № 10

Вопросы и задания:

1. Расскажите об употреблении точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

2. Какими признаками различаются словосочетание и предложение?

3. Чем различаются по значению подлежащее и сказуемое? Почему в роли подлежащего чаще всего выступают именные части речи в форме именительного падежа? Почему сказуемое чаще всего выражается глаголом?

4. Чем второстепенные члены предложения отличаются от главных членов? Какова смысловая роль второстепенных членов в предложении?

5. Почему в односоставном предложении достаточен один главный член? Назовите группы односоставных предложений.

6. Какие признаки позволяют разграничить простое и сложное предложения?

7. Как синтаксис связан с пунктуацией?

8. Докажите, что знаки препинания выполняют важную смысловую роль в письменном тексте.

9. Расскажите о правилах употребления запятой, точки с запятой и тире между частями сложного предложения.

10. Назовите и охарактеризуйте способы передачи чужой речи.

Литература:

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 1979.

2. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М.: Знание, 1983.

3. Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1980.

4. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 20-28.

Задание 1.

Выделите в предложениях словосочетания, установите главное и зависимое слово и укажите способ их связи.

… Самое красивое здесь – это рощи с их берёзовыми опушками. Они поминутно меняют свои краски. Только что стволы сияли самой яркой белизной, осенённые воздушной, лёгкой как шёлк, словно нарисованной пастелью, зеленью листвы; проходит ещё мгновение, и всё окрашивается в голубовато-опаловый цвет, который надвигается, отливая серебром, со стороны опушки и гасит зелень, а в одном месте он тут же сгущается почти до чёрного, - это на солнце набежала тучка. Её тень скользит, как призрак, между поблёкшими стволами, всё дальше и дальше по просторам степи, к самому горизонту, а тем временем берёзы уже снова стоят, как праздничные знамёна с белыми древками, и листва их пылает багрянцем и золотом.

(Эрих Мария Ремарк)

 

Задание 2.

Разбейте текст на отдельные предложения, отделяя их друг от друга по смыслу и интонации. Перепишите, расставляя знаки препинания. Какое значение имеют знаки препинания в конце предложения?

Вы бросаетесь на землю вы напились но вам лень пошевельнуться вы в тени вы дышите пахучей сыростью вам хорошо а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце но что это ветер внезапно налетел и промчался воздух дрогнул кругом уж не гром ли вы выходите из оврага что за свинцовая полоса на небосклоне зной ли густеет туча ли надвигается но вот слабо сверкнула молния э да это гроза кругом ещё ярко светит солнце охотиться ещё можно но туча растёт передний её край вытягивается рукавом наклоняется сводом трава кусты всё вдруг потемнело скорей вон кажется виднеется сенной сарай скорее вы добежали вошли каков дождик каковы молнии кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено но вот солнце опять заиграло гроза прошла вы выходите.

(И.С. Тургенев)

Задание 3.

Перепишите. Выделите нераспространённые предложения. С какой целью они используются?

1. Пестреют шапки. Копья блещут. Бьют в бубны. Скачут сердюки. В строях равняются полки. Толпы кипят. Сердца трепещут. (А. Пушкин)

2. Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

(А. Блок)

3. Вот август подоспел вослед июлю. Пошли дожди. Отхлынула жара.

(А. Сурков)

4. Стекает краска. Капают белила. (Е. Винокуров)

5. Вот тюбики. А вот пастель. Вот мел. (Е. Винокуров)

6. Липнет грязь. Расползаются ноги. (И. Шкляревский)

Задание 4.

Подберите по два предложения, которые в зависимости от интонации могут быть:

а) повествовательными или вопросительными;

б) вопросительными или побудительными;

в) повествовательными или побудительными.

Запишите их.

Задание 5.

Прочитайте. К какому типу предложений относятся приветствия? К какой форме восходит данное приветствие? С какой целью автор прибегнул к вопросительным предложениям? Почему они не получают ответа?

-Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Задание 6.

Составьте таблицу способов выражения подлежащего. Подберите примеры из художественных текстов в качестве иллюстраций.

 

Чем выражается подлежащее Примеры
   

 

Задание 7.

Определите подлежащее и дополнение. Чем затрудняется их разграничение? Что поможет их установить?

1. Вот и рёбра моста пересчитали вагонные колёса. (В. Астафьев)

2. Струи Агавы и Куры узрели русские шатры. (А. Пушкин)

3. А слёзы прольют разве тучи, над степью плывя в небесах.

(А. Толстой)

4. А какой гриб любит папоротник? (М. Горький)

5. Шум шагов гасил размягчённый асфальт. (Б. Полевой)

Задание 8.

Сопоставьте примеры. Какова смысловая и синтаксическая роль повторяющихся прилагательных? Чем отличаются они друг от друга?

1. Звёздная ночь казалась мне глуше, неприветливей и темнее, чем она была на самом деле. (А. Чехов)

2. Ночь была августовская, звёздная, но тёмная. (А. Чехов)

3. Упругие дождевые струи сгибали ветки кустов до самой земли. (Г.Марков)

4. Грозы были короткие, стремительные и дождевые. (Г. Марков)

Задание 9.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы. В каком времени они употребляются? Содержат ли указание на лицо?

 

Синцов только что вошёл в землянку. До этого ходил по окопам требуя от всех чтобы были готовы к возможной контратаке…

Ходил не давая покоя людям выгонял их из землянок требовал чтобы все пулемёты были наготове и чтобы у каждого сменяя друг друга дежурили люди. Ходил и проверял заставив то же что делал сам делать и других.

Нервничал и оттого что до сих пор не было связи с полком. От окопов до высотки сразу тянули провод за собой но когда дотянули телефон не заговорил где-то обрыв.

Знал что и по ракетам и по отзвукам гранатного боя в полку уже поняли что высотка взята и надеялся что приняли меры послали людей на поддержку на случай контратаки. Чувствовал значение достигнутого успеха для завтрашнего боя и от этого тревога была ещё больше.

(К. Симонов)

Задание 10.

Составьте таблицу видов сказуемого и способов их выражения. Подберите примеры.

 

Вид сказуемого Чем выражается Примеры
     

Задание 11.

Переведите с украинского языка на русский. Как изменится форма сказуемого?

1. Тверда земля була за ліжко. (Д. Павличко)

2. Був він одягнений в кращу одежку. (П. Воронько)

3. Кожна хвилина здавалась за цілі роки. (М. Коцюбинський)

4. В бетон і сталь наш край закутий. (Ю. Яновський)

5. Павло Гейбо залишився за провідника. (Ю. Яновський)

6. Тоня стала для нього понад усе. (О. Гончар)

Задание 12.

В данных предложениях определите, в каких формах числа, лица или рода сказуемые согласуются с подлежащими.

Дерево – это целый мир! В стволе его дырки, продолбленные дятлами, в каждой дырке кто-нибудь живёт: то жук какой-то, то птичка, то ящерка, а выше – летучие мыши. В травке, в сплетении корней позапрятаны гнёзда. Мышиные, сусликовые норки уходят под дерево. Муравейник привален к стволу. …Круглая зелёная полянка возле лиственницы есть. Видно по обнажённым, соскобленным корням, как полянку хотели свести, но корни дерева сопротивлялись плугу, не отдали полянку на растерзание.

Сама лиственница внутри полая. Кто-то давным-давно развёл под нею огонь, и ствол выгорел. Не будь дерево такое большое, оно давно б уже умерло, а это ещё жило, трудно, но жило, добывая опаханными корнями пропитание из земли, и при этом ещё давало приют муравьям, мошкам, птицам, жукам, метлякам и всякой другой живности.

(В. Астафьев)

Задание 13.

Перепишите. Найдите случаи употребления слов и словосочетаний в несвойственной им синтаксической роли. Какими членами предложения они являются? С какой смысловой и стилистической целью используются? Какие знаки препинания употребляются при таких членах предложения?

1. Мы ищем не “нельзя” во всём, а “можно”. Мы в деле, даже самом безнадёжном, всегда “авось!” имеем про запас! (С. Викулов)

2. Этот ответный крик “иду” особенно меня взволновал. (К. Паустовский)

3. Адмирал сказал “но”. (А. Чехов)

4. Скажу “да” – не поверите; скажу “нет” – тоже не поверите. (А. Толстой)

5. В голове кто-то скомандовал “смирно”. (А. Макаренко)

6. Но перед началом позвони, ещё раз запроси “добро” у командира полка. (К. Симонов)

7. Артемьев понял, что слова “если вы хотите” означали, что слово “турист” забыто. (К. Симонов)

8. Я когда-то начинал стихи с “О”! (Е. Винокуров)

Задание 14.

Перепишите. Подчеркните второстепенные члены предложения. Какую смысловую нагрузку они несут?

Долго ещё звучал во мне деревянный стон, слышный только в дупле лиственницы. Теперь я знаю, что дерево тоже умеет стонать и плакать нутряным, безутешным голосом.

Я наддал шагу, и вот уже дорога пошла под уклон между двумя горами. Но я свернул с дороги и осторожно начал подбираться к обрывистому срезу горы, спускавшейся каменистым углом в Енисей. С этого отвесного склона видны наши пашни, заимка наша. Я давно собирался посмотреть на всё это с высоты, но не получалось, потому что ездил с другими людьми. На гриве горы сосняк был низкорослый, с закрученными ветром лапами. Боярка здесь росла люто острая. И все кустарники были сухи, ершисты и зацеписты. Но здесь же случались ровные березнячки, чистые осинники. Пни и валежины обметало всходами сладкой, в налив идущей клубники; костяника белела и наливалась соком; под соснами хрустел мелколистый, крепкий брусничник, а по склону пластал ромашечник – любимое его тут место.

Бабушка не обходит этот разлив ромашки, всегда нарывает цветов на лекарство.

Я пластал цветы под самый корень, набрал их столько, что едва в беремя поместились, и вот иду, а запах вокруг меня, словно в аптеке или в кладовке, где сушит бабушка травы; густо пылит и пахнет ромашка, особенно жёлтая.

Над обрывом, где уже не было деревьев, только акация, колючки и выводки горной репы пятнали камни. Я остановился.

(В. Астафьев)

Задание 15.

Перепишите. Укажите простые предложения с однородными сказуемыми и сложные предложения.

1. Изредка и ненадолго тучи разрывались, и в образовавшиеся просветы проглядывали зеленоватое небо и бледные звёзды. (Сотник)

2. Книга освещает и утверждает человека на земле. Она открывает человеку тайны природы и её законы, помогает овладеть ими. (Ф. Гладков)

3. Недавняя вечерняя усталость в траве росой всплакнула перед сном, и лодки перевёрнуты вверх дном, и чья-то тень туманом расплескалась. (Кайсарова)

4. Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (К. Паустовский)

5. Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад. (Е. Носов)

6. Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. (Е. Носов)

7. Мы осторожно дышали на снежинки, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер. (Е. Носов)

8. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины, - это была последняя память о лете, об осени.

(К. Паустовский)

9. Невидимой стальной паутиной оплёл, окутал город мороз и целую неделю стягивал, сжимал неумолимые нити. (Лагунов)

10. Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. (К. Паустовский)

11. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перепевы в кустах по сторонам полотна. (К. Паустовский)

Задание 16.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите, простыми или сложными являются предложения.

1. Месяца не было но звёзды ярко светили в чёрном небе. (Л. Толстой)

2. В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса тачек. (М. Горький)

3. Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М. Шолохов)

4. Около пятисот лет прожил этот кедрач однако он ещё даёт устойчивые и обильные урожаи. (В. Чивилихин)

5. Либо моя речь произвела сильное впечатление либо и без того у колонистов накипело но на Буруна обрушились дружно и страстно.

(А. Макаренко)

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

(В. Короленко)

7. Я пойду один а вы дождитесь меня здесь. (А. Рыбаков)

8. Листва на липах лишилась нежной весенней желтизны и листья уже шумели от прикосновения тёплого ветра. (Б. Полевой)

9. То ли балалайка ему рассказывает что-то очень дорогое давно забытое им то ли он передаёт ей свои неторопливые стариковские думы.

(В. Шукшин)

10. Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

(И. Крылов)

11. Воздух снизу перестал казаться мне каким-то особенным да и берёзы выглядели ничуть не хуже подмосковных. (А. Алексин)

Задание 17.

Переведите с украинского языка на русский. Перевод запишите. Изменился ли тип предложения? Если изменился, то почему?

1. Весь світ мені видно з вікна. (І. Негода)

2. Нападало яблук, пашистих, червоних. (М. Стельмах)

3. Мені б до школи в цюю пору, та школу замкнуто. (А. Малишко)

4. Хай скроні вкрито сивиною. (Н. Нагнибіда)

5. Враз було вбито всі хлоп’ячі мрії. (О. Донченко)

6. А в грудях у парубка немов теж струну натягнено одиноку.

(А.Головко)

Задание 18.

Укажите среди сложных предложений сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Перепишите, подчёркивая грамматические основы.

7. Чудесным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё… (М. Горький)

8. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин)

9. Время от времени набегал ветерок, и тогда большое ржаное поле справа от тропинки глухо шелестело колосьями. (Сотник)

10. Знаю: из всех лесных тайничков следят за мной быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие от меня струйки ветра. (Сладков)

11. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (И. Тургенев)

12. Мы спустились к узенькой речке, которая ровной, спокойной, тёмной полосой протекала между невысокими, но крутыми берегами, поросшими густым лозняком. (И. Куприн)

13. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. (И. Тургенев)

14. Листья берёз и осин устилают воду так густо, что лодка шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

(К. Паустовский)

15. Чёрная вода обладает редким свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли от их отражения в воде. (К. Паустовский)

16. По утрам мы встречаем солнце, ярко загорающееся над тундрой, а ветер обсушивает наши лица, шелушащиеся от загара. (Соколов-Микитов)

Задание 19.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Назовите пунктограммы.

После трескучих морозов и затяжных буранов несказанно хороши бывают февральские оттепели. Люди знают что ещё не весна что будут ещё не раз стоять над землёй неподвижные холодные туманы и бесноваться непроглядные вьюги. И может быть потому-то так дороги эти редкие тёплые дни.

В полдень начинаются капели. Нечасто и как будто нехотя скатываются с крыш первые капли и падают в сугробы нанесённого буранами снега. Они летят до земли медленно продолговатые синевато-прозрачные. Вечерами над крышами повисают сосульки. Горящий закат окрашивает их в оранжево-золотистый цвет и тогда искрятся карнизы домов отделанные причудливой хрустальной бахромой.

В оттепель Матвей любил бывать в кедровнике. Кедровник был в пяти верстах от села. Он рос по склонам холмов и берегам едва сочившихся ручейков. Кедры были один к одному все как на подбор высокие. Ветвистые макушки деревьев закрывали небо и в кедровнике всегда было сумеречно и по-таёжному уютно. Вёрст на десять тянулся кедровник и на редкость был плодоносен.

В февральские оттепели подтаявший снег опадал с ветвей и кедровник зеленел по-весеннему ярко и свежо.

Матвей с трудом поднялся на крутой холм. Лыжи обшитые оленьей шкурой не держали и скользили назад. Отсюда с холма хорошо были видны уходящие к горизонту осинник и березник. Где-то далеко из-под горы лёгким дымком курился посёлок. В лесу было тихо но вершины кедров шумели нескончаемо.

(Г. Марков)

Задание 20.

Подберите и запишите отрывок художественного произведения, в котором часто употребляется точка с запятой.

Задание 21.

Перепишите. Объясните постановку точки с запятой.

1. Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду, с криком носились над садом. Чем ближе к огороду, тем аллеи становились запущеннее, темнее и уже; на одной из них, прятавшейся в густой заросли диких груш, кислиц, молодых дубков, хмеля, целые облака мелких чёрных мошек окружили Ольгу Михайловну; она закрыла руками лицо.

(А. Чехов)

2. Мать топила печку; опять пахло дымом, но только это был иной запах – древесный, сухой, утренний. Когда мать выходила на улицу и открывала дверь, с улицы тянуло свежестью, какая исходит от лужиц, подёрнутых светлым, как стёклышко, ледком; от комков земли, окроплённых мелким бисером изморози; от вчерашних кострищ в огородах, зола которых седая, и влажная, и тяжёлая; от палого листа, который отсырел весной, но всё равно, когда идёшь, громко шуршит под ногами.

(В. Шукшин)

Задание 22.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите случаи обязательного и необязательного употребления тире.

 

Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того чтобы сокровища эти охранять их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы. В лесах степях горах разные ценные животные будем охранять наши леса степи горы.

Рыбе вода птице воздух зверю лес степь горы. А человеку нужна вся Земля. И охранять природу значит охранять Землю.

(По. М. Пришвину)

Задание 23.

Составьте таблицу употребления тире в простом и сложном предложении.

Задание 24.

Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «В художественном произведении знаки зачастую играют роль нот, и выучиться им по учебнику нельзя; нужны чутьё и опыт». Означают ли эти слова, что изучать правила пунктуации вообще не следует?

Перепишите. Определите, в чём своеобразие использования писателем знаков препинания. С какой целью вводятся необычные знаки препинания?

1. Даже вода взволновалась, - вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, - что ни шаг, то лягушка. (М. Пришвин)

2. Ма-альчишко, - да ты что это? Это – про него, ты?.. Да – я тебя… тебя надо на мельнице смолоть! Ты – с ума сошел? (М.Горький)

3. Миллионы звезд – высоко, только две звезды – глубоко: не упали в душу – вошли, как два взгляда в меня вожгли. (П. Вегин)

Задание 25.

Перепишите. Объясните постановку двоеточия.

1. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.

(К. Паустовский)

2. Дедушка произносит тихим, печальным голосом: «О войне… рассказывать легко. Видеть её тяжело… Но не войной жив человек, а мирным трудом».

(М. Магомедов)

3. Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить,

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студёные, влажные дни?

(А. Ахматова)

4. Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

(А. Ахматова)

5. Знала я: с кем бы царевич ни был,

Слышит он голос мой, смутившись… (А. Ахматова)

6. Странно вспомнить: душа тосковала,

Задыхалась в предсмертном бреду.

(А. Ахматова)

7. Пушкиногорье… Этот край, где всё: и небо, и рощи, и трава, и сам ветер дышит Пушкиным – должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта, мир, который делает человека духовно богаче.

(Из газеты)

8. Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум.

(А. Пушкин)

Задание 26.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Пугачёв узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. А ваше благородие сказал он мне с живостию. Как поживаешь. Зачем тебя бог принёс. Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди меня остановили. А по какому делу спросил он меня… Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту которую там обижают. Глаза у Пугачёва засверкали. Кто из моих людей смеет обижать сироту закричал он. Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт. Говори кто виноватый. Швабрин виноватый отвечал я. Он держит в неволе ту девушку которую ты видел… И насильно хочет на ней жениться. Я проучу Швабрина сказал грозно Пугачёв. Он узнает каково у меня своевольничать и обижать народ.

(А. Пушкин)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.