Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Научный стиль современного русского литературного языка




Научный стиль современного русского литературного языка

Тема № 8

1. Какова сфера использования научного стиля языка?

2. В чём специфика научного стиля? Почему справедлива мысль о его системном характере?

3. Какое место в лексике научного стиля занимают термины?

4. Каковы признаки научно-популярной речи?

Литература:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. энциклопедия, 1966 и последующ.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987.

5. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 11-12.

Задание 1.

Прочитайте. Укажите термины, относящиеся к методике обучения русскому языку в начальной школе.

Начальные классы – это первая ступень общеобразовательной школы. Она не может дать законченного грамматического образования, но может и должна подготовить ученика к продолжению учения в среднем звене школы, к изучению систематического курса грамматики.

Учась в начальных классах, дети усваивают основные нормы русского языка.

Курс грамматики должен сообщить такие начальные сведения, которые помогли бы выработать у детей осмысленное отношение к основным элементам языка.

Дети, изучая этот курс, приобретают ряд грамматических умений: в области фонетики – умение различать звуки (гласные, согласные; звонкие, глухие, твёрдые и мягкие согласные; ударные и безударные гласные), их произносить; в области морфологии – умение разбираться в морфологическом строении несложных слов, различать части речи и их основные формы; в области синтаксиса – умение устанавливать связи между словами, строить предложения некоторых видов по цели высказывания, разбираться в построении простого и сложного (элементарного типа) предложения и составлять их.

На основе изучения элементов грамматики школа обязана сформировать орфографические и пунктуационные навыки в том объёме, который необходим для дальнейшего обучения в области языка.

(Н. Рождественский)

Задание 2.

Распределяя слова по группам, укажите, к каким областям науки и профессиям они относятся.

Кардиограмма, семантика, косинус, морфемика, периметр, префикс, невралгия, транспортир, бронхоскопия, катет, базис, тычинка, фотосинтез, парацетамол, абцисса, флексия, вакцина, метафора, соцветие, диаметр, философия, стебель, синтаксис, междометие, семядоля, мировоззрение, кульминация, баллада, созерцание, роман, гипотония, умозаключение, эпитет, инфекция.

Задание 3.

Выпишите из справочников, энциклопедических словарей, учебников и т.д. не менее 20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он употребляется.

Задание 4.

Докажите, что приведённые отрывки относятся к научному стилю.

1. В современной лингвистике заметное место занимают гипотезы парадигматической и синтагматической организации языка. Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Фердинанд де Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в отношения, основанные на линейном характере языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно. Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяжённость, можно назвать синтагмами». (127, 155)

«С другой стороны, вне процесса речи слова, имеющие между собой что-либо общее, ассоциируются в памяти так, что из них образуются группы, внутри которых образуются весьма разнообразные отношения. Эти отношения имеют совершенно иной характер, нежели те отношения, о которых только что шла речь. Они не опираются на протяжённость, локализуются в мозгу и принадлежат тому хранящемуся в памяти у каждого индивида сокровищу, которое и есть язык. Эти отношения мы будем называть ассоциативными отношениями». (127, 155-156)

Общая теория языка и его изучения, т.е. общее языкознание, не может обойтись без изложения сведений о парадигматике и синтагматике языка – этих двух типах структурной организации всех его элементов и категорий.

2. Возбуждение в нейронах возникает благодаря быстрым перемещениям ионов между клеточным и внеклеточным пространствами. Ионы проходят через полупропускающую клеточную оболочку – мембрану (двойной слой липидов с макромолекулами белка). Белки мембраны способны менять свою конфигурацию в зависимости от клеточного электрического потенциала и от других факторов. Функционально - это специфические каналы, которые при перемещении ионов находятся в открытом или закрытом состоянии.

При возбуждении нервной клетки (возникновении так называемого потенциала действия) происходит резкое повышение пропускной способности её мембраны, в частности для ионов натрия и калия. Поскольку концентрация ионов натрия во внеклеточном пространстве высока, происходит их перемещение в клетку. В свою очередь, имеющие высокую концентрацию в клетке ионы калия при возникновении потенциала действия перемещаются во внеклеточное пространство.

(Л. Выклицки, чешский нейрофизиолог)

Задание 5.

Прочитайте. Определите языковые средства научно-популярного изложения. Какие знаки препинания и каким образом помогают заинтересовать читателя? Какова роль вопросительных предложений? используются ли в отрывке образные средства? С какой целью?

1. Заглянем в лабораторию… Что там, под микроскопом? Вот ген, «нагруженный» информацией, как трудолюбивый муравей, перебирается на новую квартиру – в новую систему. Устроившись, как следует, он обзаводится потомством – начинает размножаться. Словом, под микроскопом не происходит ничего необычного. Но… система, в которую встроился наш ген, отдаёт своей клетке «привезённую» им информацию. И клетка начинает синтезировать новые вещества. На глазах учёных происходит обыкновенное чудо – рождение нового микроорганизма.

Что сможет биотехнология завтра? Даст невиданные пищевые продукты? Растения, устойчивые к засухе, жаре, холоду? По крайней мере, в уже решённых ею задачах есть выход к этим «болевым» точкам человечества.

(Из газеты)

2. Не раз уже люди пытались подниматься и снижаться на воздушном шаре без затраты газа и сбрасывания балласта.

Мой способ подъёма и снижения воздушного шара основан на расширении и сжатии газа, находящегося в оболочке, посредством изменения его температуры. Вот как я этого достигаю. На ваших глазах погрузили на транспорт вместе с корзиной несколько ящиков, назначение которых вам известно. Этих ящиков всего пять.

Первый из них содержит около 25 галлонов воды, к которой я прибавляю несколько капель серной кислоты для увеличения её электропроводимости. Затем эту воду я химически разлагаю с помощью сильной бунзеновской батареи. Вода, как вы знаете, состоит из двух частей водорода и одной части кислорода. Кислород под действием электробатареи поступает с её положительного полюса во второй ящик. Третий ящик, вдвое бóльшего размера, помещённый над вторым ящиком, принимает в себя водород, получаемый с отрицательного полюса батареи. При помощи кранов, из которых у одного отверстие вдвое больше, чем у другого, эти два ящика соединяются с четвёртым, который называется смесительным ящиком. Здесь действительно смешиваются оба газа, получившиеся от разложения воды. Емкость смесительного ящика – около сорока одного кубического фута. В верхней части этого ящика помещается платиновая трубка, снабжённая краном.

Вы уже, конечно, догадались, господа, что описываемый мною аппарат есть не что иное, как кислородно-водородная горелка, температура которой выше температуры кузнечного горна.

(По Ж. Верну)

Задание 6.

Прочитайте. Определите черты научно-популярного стиля. Чем достигается популярность изложения? Обратите внимание на особенности текста (роль восклицаний, повторов, выделения части предложения в отдельное предложение, прямой речи, кавычек). От чьего имени ведётся рассказ? Какого результата благодаря этому достигает автор?

Про эти «кирпичики» – атомы углерода – нам говорили ещё в школе. Там всё вроде понятно и восьмикласснику. Однако учёные не столь категоричны: «Но мы пока достоверно не знаем, как возникает алмаз в природе. Всегда одним путём или есть варианты, на которые она так хитра?»

Да, в недрах своих природа творит без свидетелей. Рвёт, правит, раскаляет, прессует, выдерживает свою продукцию миллионами лет. Человек пытается повторить её опыты, порой титаническими усилиями воссоздавая схожие условия в своих экспериментах.

Легко сказать! Алмазы из газа. Первое, что услышали, было, конечно, возражение: ничего не получится, всё это противоречит законам термодинамики. Объяснить можно за минуту. А чтобы выяснить закономерность процесса, нужны годы исследований в области поверхностных явлений, сотни хитроумных экспериментов.

«…Когда в луч лазера попадают капли октана из подвешенной капельницы, мгновенно образуются пересыщенные пары, мгновенно в них кристаллизуется углерод в разных фазах, в том числе и в алмазной. Мгновенно эти алмазные пылинки получают закалку, быстро охлаждаясь. Им теперь не страшен разогрев, эти стойкие алмазинки не «сбегут» в графитную фазу».

(Из газеты)

Задание 7.

Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам, выделяя в каждом из них главную мысль. Составьте план текста в форме вопроси­тельных предложений. Подготовьтесь к его пересказу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.