Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правописание безударных гласных




Тема № 11

Задание 1.

Запишите слова в две колонки: с не проверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корнях слов.

Подберите, где возможно, проверочные слова.

І. Деревня, трава, огород, нора, корзина, собака, посуда, тарелка, молоко, варить, хвалить, гасить, качать, вязать, чинить.

ІІ. Колоть, поредеть, ремень, тяжёлый, бидон, бетон, пятно, свисток, ловить, давать, конфета, стакан, старик, седой, река.

 

Задание 2.

Вставьте пропущенные гласные, проверьте их ударение.

Т..гач, т..гаться, т..готеющий; св..тыня, св..щенник, посв..щает; про..вить, про..вление, про..вившийся; на прот..жении, прот..нуть, прот..нувший, выт..нувшийся; потр..сение, потр..сающий, потр..сённый, потр..сло; укр..титель, укр..щать; провозгл..шать, согл..шение, согл..шаться; дв..рянство, дв..рянский; л..донь, л..дошка; увл..кать, увл..кательные, увл..чённый, увл..чение; пр..дильный; имп..ратор, имп..раторский, имп..ратрица; кн..гиня, кн..жна, кн..зья.

 

Задание 3.

Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочное слова.

 

І. 1. Бывает п..рою, течёт и в..да за г..рою.

2. В д..лгу, что в море: ни дна, ни б..регов.

3. В камень стр..лять – только стрелы т..рять.

4. В мешке шило не ут..ишь.

5. Дай волю на н..готок, а он возьмёт на весь л..коток.

6. Двое в поле в..юют, а один дома г..рюет.

7. Горькая сл..зинка даром не пройдёт.

8. Других л..чить берёмся, а сами б..льны.

9. Бест..лковая г..л..ва н..гам покою не даёт.

10. Если батька рыбак, и сын в воду гл..дит.

 

ІІ. 1. За печью ничего не выс..дишь.

2. Бывали у в..роны б..льшие хоромы, а ныне и кола нет.

3. Дай вору з..л..тую гору – в..ровать не перестанет.

4. Есть время плакать, есть и в..с..литься.

5. Знаючи – г..в..ри, а не знаючи – м..лчи.

6. З..ви г..стей погл..дать к..стей.

7. Зол..то и в гр..зи бл..стить.

8. Каждый трус о храбрости т..лку нет.

9. Как ни в..ртись, а с д..лгами распл..тись.

10. Каков ур..дился, таков и приг..дился.

 

ІІІ. 1. Как р..са упадёт, так и след проп..дёт.

2. Коли мёд, так и к..вшом.

3. Копейка кругла, см..три, чтоб не ук..тилась.

4. Красивая, как ёлка; к..лючая, как иголка.

5. Какова зв..рушка, такова и н..рушка.

6. Кому в..ршки, а кому к..решки.

7. Красна в..сна цв..тами, осен - сн..пами.

8. Красно, да пол…няло; умно, да пов..тшало.

9. Куда дер..во наклонилось, туда его и с..кут.

10. Ласковая собачка и во сне хв…стом виляет.

 

Задание 4.

Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное. Обозначьте ударение.

1. Посв..тить фонариком, посв..тить другу песню, сп..шите на помощь, сп..шите текст, ум..лять о снисхождении, ум..лять за слуги, зал..зать на дерево, зал..зать рану, вып..лить из ружья, вып..лоть грядки, ув..дать от засухи, ув..дать издалека.

2. Отв..рить форточку, отв..рить вермишель, земляные в..лы, в..лы в упряжи, раздр..жать громким смехом, продр..жать от озноба, разр..дить орудие, разр..дить свёклу на грядке, громко зап..вать песню, зап..вать молоком, ч..стота колебаний, безубречная ч..стота.

3. Полезное приобр..тение, б..соногий малыш, поб..лить стены, за..стрить внимание, выгл..нуть на улицу, громко кр..чать, р..скошный наряд, ч..столюбивый юноша, впеч..тлительный художник, л..нялый костюм, б..р..датый человек.

4. Новая кл..ёнка, омр..чить праздник, фарфоровая с..лонка, разл..чать в темноте, усталая п..хота, осв..житься под душем, прод..лжение романа, пот..мнеть от времени, обгл..дать косточку, проц..дить мол..ко, пов..лить дер..во, раст..нулся в тени, зах..тел уехать.

5. Долго г..л..дать, проз..бать в глуши, ост..лбенеть от страха, ни на минуту не ум..лкая, зам..чать детали, изм..нить взгляды, исч..зать вдали, покл..лись пом..гать друг другу, привл..кать внимание, опер..дить соседа, построить разд..валку, ост..пениться с возрастом, разв..вать речь, дер..во распр..милось, бельё разв..вается на ветру.

 

Задание 5.

Переведите на русский язык приведённые ниже предложения. При этом к выделенным украинским словам подберите однокоренные русские. Укажите отличия в правописании гласных в соответствующих украинских и русских словах.

1. Хто багатому дав його багатство?

2. Розпач ганяв Кіру по вулицях.

3. Гарячі сухі руки швидко і зручно розплутують дріт.

4. І межі капустою доброю буває багацько сухих качанів.

5. Гості знов поздоровкались з хазяїнами.

6. Поїзд давно пішов далі, розійшлися пасажири, й ніч осіння надходила.

7. Майже до вечора люди боролися з стихією, що розбушувалась, і перемогли її.

8. Шовком і кумачем зацвіли квартали нового міста.

9. На якусь мить стало тихо-тихо, як перед дощем у степу.

10. Якийсь щемливий холодок ворухнувся під серцем.

 

Задание 6.

К словам с проверяемыми безударными гласными подберите проверочные слова. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными запомните.

Аромат, увлечение, антагонизм, бахрома, бетон, бидон, валидол, воплотить, дизентерия, прогонять, сидеть, седеть, винегрет, великолепие, гигиена, гегемония, дилетант, поглощать, помогать, наломать, дезинфекция, дистилляция, прожевать, проживать, интеллигент, распевать, распивать, интеллект, каморка, кочан, привилегия, палисадник, панорама, обогащать, пескарь, пропаганда, приоритет, залезать, зализать, репетиция, сапог, собака, сирень, экзаменатор, периферия, умилять, тормоз.

 

Задание 7.

Найдите в приведённых текстах слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Подберите к ним проверочные слова.

 

1. С утра хмурившаяся погода к вечеру разразилась сильным дождём. С первых же капель стало видно, что дождь будет затяжной. Палатки мы поставили хорошо, натаскали сухих дров и потому ночь провели спокойно. Утром дождь пошёл еще сильнее. Пришлось продневать. Мои спутники убивали время разговорами, спали или варили чай, а я вычерчивал маршруты. Часов в одиннадцать утра была короткая гроза. Молнии не было видно; гром грохотал где-то вверху, в облаках; тучи шли вразброд, и ветер часто менял направление. Целый день и всю ночь шёл дождь с удивительным постоянством. На рассвете семнадцатого сентября тучи рассеялись и ударил мороз. Вершины гор забелели от снега и в этом уборе приняли праздничный вид. Земля, пригретая солнечными лучами, стала оттаивать; онемевшая было вода ожила и тонкими струйками стала сбегать по скатам, и чем ниже, тем бег её становился стремительнее; это подбодрило всех. Словно сговорившись, мы проворно собрали свои котомки и бодро пошли дальше. (В. Арсеньев)

 

2. Архимед сталАрхимедом до того, как он воскликнул: «Эврика!». Индивидуальный только поиски и ошибки. Самое открытие обезличено. Законы природы существуют независимо от их выявителей, так же как Америка существовала независимо от Колумба. Закон Архимеда не носит в себе отпечатков его личностей. Америка не изменилась бы, если б её открыл другой. Скорей она открыла бы Колумба.

Само открытие приходит, как правило, с неумолимой неизбежностью. Радио создал Попов, но если бы не было Попова, радио создал бы Маркони или ещё кто-либо. Любое открытие неизбежно. Всё, чем обладает сегодня человечество, должно было появиться. Личности лишь меняли сроки события. И большей частью не очень значительно. Независимо от гения Эдисона электрическая лампочка стала бы сегодня такой же. (Д.Гранин)

Задание 8.

Выпишите из текста 10-15 слов с проверяемыми безударными гласными, укажите проверочные слова. Сформулируйте основную мысль текста, сжато изложите содержание последнего абзаца.

Казалось, всё было светло и безоблачно в окружавшем и радовавшем меня мире, где в неведомые далёкие страны каждую ночь уносил меня наш сказочный плотик. Светлы и почти безмятежны были дни. Был молод, бодр, весел отец; тиха и нежна, ревнива своей любовью мать. Нужда, непоправимые несчастья, болезни, утраты щадили наш дом. В раннем детстве я не знал и не видел тяжёлых обид, ожесточающих человеческие сердца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.