Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль художественной литературы




Тема № 9

Вопросы:

1. Почему стиль художественной литературы занимает особое место среди стилей русского литературного языка?

2. Какова сфера применения художественного стиля языка?

3. Каковы основные характерные черты стиля художественной литературы?

4. С какой целью в языке художественной литературы используются различные шары лексики (архаизмы, историзмы, диалектизмы, экзотизмы, термины)?

5. Какие изобразительно-выразительные средства присущи языку художественной литературы?

Литература:

1.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочник для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

2. Ижакевич Г.П., Кононенко В.И. Русский язык. – Киев: Рад. школа, 1987. – С.30-43.

3. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. – М.: Русский язык, 1978.

4. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990. – С.14-17.

Задание 1.

Пользуясь «Словарём русского языка» С.И. Ожегова, определите, в каком значении употреблены слова идти, стоять в данных предложениях.

1. Днём и ночью на Цейлоне теплынь, благодать, лето за летом идёт.

2. Снег всё идёт, всё идёт! Какой мокрый снег!

3. «Вот что, ребята, - сказал председатель. – Война идёт, и придётся нам жить по-военному».

4. Стрелочник отнял мои руки от лица и сказал: «Идёмте, я провожу вас до вагона, холодно».

5. Вечер стоял светлый, долго не темнело.

6. На бугре стоят два больших тополя.

7. Кони спокойно стояли, уткнувшись мордами в сено. (Ч. Айтматов)

Задание 2.

Спишите. Пользуясь словарями, определите значение выделенных слов и укажите, когда эти слова употребляются в прямом значении, а когда – в переносном.

1. Из-за перегородки вышел высокий человек в тёмных очках, в военном кителе. Он приветливо улыбнулся и назвал себя: «Капитан Рябинин». Золотая звезда блестела на кителе. Этот золотой блеск здесь… был очень кстати – он вязался со спокойным осенним утром, с ясностью неба, со стоявшей вокруг тишиной.

2. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, кирпичную, чёрную, серую и почти белую.

3. Наша дорога – в золотой век. Он наступит.

4. Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце. (К. Паустовский)

Задание 3.

Составьте и запишите словосочетания с данными словами, употребляя их в прямом и переносном значении.

Образец: лёгкий - лёгкая ноша, лёгкий характер.

Тёплый, горячий, холодный, зелёный, быстрый; вершина, зерно, шапка, школа; распутать, сдержать, тянуться, терять.

Задание 4.

Приведите 5-6 известных вам пословиц, в которых встречаются антонимы. Запишите их.

Задание 5.

Подберите антонимы к словосочетаниям, учитывая многозначность прилагательных. Переведите антонимические пары на украинский язык. Отметьте сходство и различие этих словосочетаний в обоих языках.

Свежая булка, свежая газета; тихий смех, тихий город; горький вкус, горькая жизнь; густой лес, густая каша; прямая линия, прямая речь.

Задание 6.

Учитывая значение выделенных слов, подберите к ним по одному синониму.

1. Он совсем не думает о своих обязанностях; Он думает только о себе; Думаю, мы ошиблись.

2. Объясните мне, пожалуйста, значение слова «архив»; Он говорил о значении театра для страны; Найдите переносное значение слова.

3. Он сидел нахмуренный и серьёзный; Ведут серьёзный разговор; Дом требует серьёзного ремонта.

4. Некогда в этих горах жило могучее племя; Мне некогда с ним разговаривать.

Задание 7.

Выделите синонимические повторы и определите, какими частями речи они выражены.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть…

Снарядили они (старик со старухой) всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжёлые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнём-пламенем пышут.

Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём его жжёт-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю вгоняет.

Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.

Захотят братья полежать-отдохнуть – тут-то им и конец!

(Из русских народных сказок)

Задание 8.

Пользуясь словарём синонимов, подберите к приведённым ниже словам синонимы; разъясните значения каждого из них.

Вмешиваться, бугор, бранить, взгляд, пасмурный, известие, свободный, аккуратный, подчиняться, боязнь, безветрие.

Задание 9.

Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Найдите синонимы и антонимы в тексте и укажите, с какой целью их использует автор?

Задание 10.

Прочитайте текст. Найдите в нём три-четыре многозначных слова и объясните их значения, пользуясь «Словарём русского языка» С.И. Ожегова. Составьте и запишите предложения с этими словами во всех их значениях.

Сибирь! Едва услышишь это слово, и перед глазами встают горы, укрытые плотной шубой лесов, раздольные степи, могучие реки. Теперь все больше становится людей, кому довелось пересечь сибирские просторы по воздуху.

Оттуда, с высоты, хорошо виден исполинский разлёт этой земли чудес; поражает властная, влекущая красота широких рек, величавая прелесть горных кряжей. Всякий, кому доведётся побывать в Сибири или только пролететь над её просторами, глядя в иллюминатор самолёта, невольно подумает: вот где непочатый край…

(Г. Титов)

Задание 11.

Найдите фразеологизмы, объясните их значение.

Петя закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

Команда высадилась на берег и разошлись – кто куда.

Весь вид отца говорил: ничего не произошло, ни о чём не надо расспрашивать, а надо сидеть на своём месте как ни в чём не бывало и ехать.

Одно только знал Родион наверняка: что к прошлому для него все пути заказаны, что прежняя его жизнь… отрезана от него навсегда.

Знал он (Гаврик), что Петины приключения не стоили выеденного яйца!

Не в правилах Гаврика было совать нос в чужие дела.

Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было, а он только хотел над ним посмеяться.

Все эти люди на своём веку довольно хлебнули горя и на собственной шкуре испытали, «почём фунт лиха».

У мальчика захватило дух. В ушах так зашумело, что он перестал слышать море.

Он меня знает как облупленного, - сказал Гаврик с досадой.

(По В.П. Катаеву)

Задание 12.

Из «Фразеологического словаря русского языка» А.И. Молоткова выпишите фразеологические единицы со словами голова, глаза, зубы. Есть ли соответствующие им по смыслу фразеологические единицы в украинском языке?

Задание 13.

К данным фразеологическим единицам подберите синонимы. С фразеологизмами каждой синонимической группы составьте предложение.

Вывести на чистую воду, быть под боком, в один миг, от мала до велика, не покладая рук.

Для справок: в двух шагах, в мгновение ока, засучив рукава, сорвать маску, в два счёта, и стар и млад, поймать с поличным, все до одного, в один мах, припереть к стенке, рукой подать.

Задание 14.

Объясните значения пословиц. Найдите соответствующие им по смыслу пословицы в украинском языке.

По одёжке встречают, по уму провожают.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Чужим умом умён не будешь.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

Близкий сосед лучше дальней родни.

Без ума голова ногам покою не даёт.

Ум хорошо, а два лучше.

Что на уме, то и на языке.

Задание 15.

Прочитайте. Найдите историзмы и укажите их стилистическую роль.

Сумеречно и рано. Перед Кремлём в рядах идёт торг. Стоят возы со всякими товарами.

Площадной дьяк с двумя стрельцами ходит между возов в длиннополой котыге [кафтане], расшитой шнурами; на голове бархатный клобук, отороченный полоской лисицы. Дьяк собирает тамгу [сбор с товаров] на царя, на церкви и часть побора с возов – на монастыри. Звенят деньги…

Через площадь проезжает боярин, чёрная борода с проседью… он в голубой бархатной ферязи, от сумрака цвет ферязи мутно-серый, на голове клобук, отороченный соболем.

Боярина по бокам и сзади провожают холопы. Огонь факелов колеблется в руках челяди…

- Воевода-а!

- То хто?

- Князь Юрий Олексиевич!…

В расписной, сумрачной прихожей с окнами из цветной слюды встретил грозную толпу седой дворецкий в синем доломане [кафтане] с протазаном [топором на длинной рукоятке] в руках… Толпа хлынула в горницы.

Разбили крышку ларя, окованного серебром, но там оказались кортели, кики, душегреи. Пихали в карманы, роясь в ларе, боярские волосники, унизанные жемчугом и лалами [яхонтами].

Наткнулись на сундук с кафтанами, ферязями – стали переодеваться: сбрасывали сукманы и сермяги, наряжались в ферязи и котыги. Сбрасывали с ног лапти и уляди, обувались в чедыги узорчатого сафьяна…

Одевшись в бархат, ходили в своих валяных шапках и по головам лишь имели сходство с прежними холопами и смердами.

(А. Чапыгин. Разин Степан)

Задание 16.

Выпишите устаревшую лексику из стихотворения А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и укажите их стилистическую роль.

Задание 17.

Прочитайте, найдите экзотизмы, укажите их стилистическую функцию.

Если китайская кулинария – это алхимия, это магическое умение творить неведомое из невиданного, то кулинария японская – это искусство создавать натюрморты на тарелке. Японский повар… стремится, чтобы внешний вид и вкус кушанья как можно больше сохраняли первоначальные свойства продукта. Такие блюда, как сукияки и темпура отнюдь не типичны для японской кухни. Первое из них заимствовано у монголов, а второе – у португальцев.

Подобно японскому поэту, который в хайку – стихотворении из одной поэтической мысли – обязательно должен выразить время года, японский повар стремится подчеркнуть в пище её сезонность.

В японской кухне нет места соусам или специям, которые искажали бы присущий продукту вкус. Васаби, или японский хрен, который… подаётся к сырой рыбе, как бы служит ретушью. Не уничтожая присущий рыбе вкус, он лишь подчёркивает его. Пример подобной комбинации – суси, рисовый шарик, на который накладывается ломтик сырой рыбы, проложенной хреном.

Универсальной приправой в японских кушаньях служит адзи-но-мото. Слово это буквально означает “корень вкуса”. Его назначение – усиливать присущие продуктам вкусовые особенности.

…Мерами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто, а четвёртое (югэн) навеяно буддийской философией.

“Саби” – всё, что неестественно, не может быть красиво.

“Ваби” – отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого.

“Сибуй” – первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью.

“Югэн”, или прелесть недосказанности – это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на их поверхность.

(В. Овчинников. Сакура и дуб).

Задание 18.

Прочитайте. Найдите диалектизмы. С какой целью их использует автор?

В лето, как быть тому, Касьян косил с усвятскими мужиками сено. Солнце едва только выстоялось по-над лесом, а Касьян уже успел навихлять плечо щедрой тяжестью. Под переменными дождями в тот год вымахали луга по самую опояску, рад бы поспешить, да коса не давала шагнуть, захлёбывалась травой. В тридцать шесть годов от роду силёнок не занимать, самое спелое, золотое мужицкое времечко, а вот поди ж ты: как ни тужься, а без остановки, без роздыху и одну прокошину нынче Касьяну одолеть никак не удавалось – стена, а не трава! Уже в который раз принимался он монтачить, вострить жало обливным камушком на деревянной рукоятке.

По утренней росе с парным сонным туманцом ловкая обношенная коса не дюже-то и тупилась, но при народе не было другого повода перемочь разведённое плечо, кроме как позвякать оселком... А заодно оглянуться на чистую свою работу и ещё раз поудивляться: экие нынче непроворотные травы! И колхоз и мужики с кормами будут аж по самую новину, а то и на другой год пойдёт запасец.

Вышли хотя и всей бригадой, но кусты и облесья не позволяли встать всем в один ряд, и порешили косить каждый сам по себе, кто сколько наваляет, а потом уже обмерить в копнах и определить сдельщину.

…Знал Касьян, что ежели поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, а за Ливнами через столько-то дён объявится и сама Москва. А по тому вон полевому шляху должен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что ещё. А ежели поехать мимо церкви да потом прямки, прямки, то на третьем или четвёртом дне покажется Воронеж, а уж за ним, сказывали, начинаются хохлы…

(Е.Носов. Усвятские шлемоносцы)

Задание 19.

Прочитайте. Определите, какую смысловую роль выполняют специальные названия. В какой мере способствуют они созданию образа персонажа?

Дранка, щепа, клёпка… И сразу посыпались вразнобой отцовские слова: накат, баланс еловый, слипер, рейка, швырок, подтоварник, грядки. Слова означали разные сорта леса, никогда и нигде больше ни по какому поводу я не слыхал их, они сохранились как бы в том детском виде: баланс – обструганная, окоренная коротышка, розоватая, с нежноплёночными остатками кожицы; прож – вот этого не помню, зато помню горбыли, удобные для наших мальчишеских построек, и рейки – длинные, ломкие, которыми мы сражались. Кряжи, шпалы, крючки, капбалка. Эти удивительные слова, то красивые, то некрасивые, произносились на лесобирже, где отец ходил с деревянным метром в руке, а в лесу он был с рулеткой, и там были другие слова – живица, сеянцы, делянка, бонитет. Были волшебные слова, которыми он заставлял деревья расти быстрее или же лечил их: он шёл и выстукивал и выслушивал их на ходу, как врач, а иногда останавливался и слушал, как они дышат. Он по срезу рассказывал жизнь дерева: когда была сушь, когда угнетали соседи, казалось, он знал всё, что творилось в этом лесу, ещё до его рождения. (Д. Гранин)

Задание 20.

Прочитайте. Укажите слова, созданные писателями и поэтами. стали ли эти слова общеупотребительными?

1. Огромные вопросища, огромней слонов, страна решает миллионолобая.

(В. Маяковский)

2. Я смотрел из окошка на синий платок, кудри чёрные змейно трепал ветерок. (С. Есенин)

3. Сергей увидел перед собой ртутно скользнувшие глаза. (Ю. Бондарев)

4. В лесу ручьисто журчился ветер. (М. Шолохов)

5. Семь холмов – как семь колоколов.

На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сóрок сорокóв, -

Колокольное семихолмие!

(М. Цветаева)

6. Хорошо, коль из ружья метко целятся,

Хорошо, коли братья верно делятся,

Коли сокол в мужья метит – дéвица…

Плясовница только я, да свирельница.

(М. Цветаева)

7. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

(И. Северянин)

8. Стрёкот аэропланов! Бéги автомобилей!

Ветропрóсвист экспрессов! Крылолёт буеров!..

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

(И. Северянин)

9. Накорзинив рыжики и грузди,

С тихим смехом, в чуть весёлой грусти,

Кушала лиловую чернику. (И. Северянин)

10. Полноструйный родник, полнозвучный,

Мой родной, мой природный родник,

Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)

Неотбрасываемо я приник.

И светло мне глаза оросили

Слёзы гордого счастья, и я

Восклицаю: ты – символ России,

Изнедривающаяся струя!

(И. Северянин)

Задание 21.

Переведите на русский язык.

Надворі виднішало та прояснювалось. Соловейки аж лящали внизу над Россю, а ліс стояв і неначе через легку дрімоту слухав ті дивні співи та дивився на рожеве, блискуче небо.

Олеся сіла на призьбі й похилила голову. Перед нею стояли чорні стіни лісу і дві стіни сходились за корчмою докупи, і дорога пірнала, неначе в чорний льох. Олеся глянула на ту чорну пляму, і їй знову стало страшно. Вовки, розбишаки, відьми, русалки й усякі дива приходили їй на думку. Вона одвела очі од тієї темноти й повернула голову на другий бік.

Збоку коло корчми стояли високі берези, під ними чорніла така сама чорна ніч. Вона згадала всі страшні оповідання за цвіт папороті, за те, як нечиста сила стереже папороть, яким страхіттям вона лякає людей. Їй прийшли на думку чорні рогаті дідьки з страшними чорними цапиними мордами. Олесі здалось, що під березами в темряві блиснули, як жар, якісь очі. Вона скочила з призьби й вибігла на середину шляху, що пролягав серед невеличкої галявини.

Вище лісу вже видно було ясну рожеву смугу, - той тихий світ прогнав всі страхи. Олеся підвела очі, зиркнула на той знак веселого ранку й набралась в йому сміливості, неначе побачила живих людей.

Ранок яснішав та виднішав. Ліс стояв, обсипаний важкою росою. На високому дубі зацвірінькала якась пташка, затріпала крильцями й струсила важкі краплі роси. Десь узявся горобець і пурхнув на покрівлю. Олеся зовсім опамяталась і почала проходжуватись по широкому шляху.

(І. Нечуй-Левицький)

 

Задание 22.

Докажите, что данный отрывок относится к художественному стилю.

С хребта, насколько хватал глаз, открылись громады гор. На горизонте зазубренные, с тонкими гранями, они дрожали в нежно-сиреневом мареве. Ближе – густо-фиолетовые, гранитными фонтанами всплеснулись к небу. Гора -конская голова, гора - стол, гора - петушиный гребень. Чёрная щетина тайги некоторым из них взбежала на самую макушку. Иных укрыла только до пояса, обнажив крупные плеши.

Косой солнечный луч вырвался из-под набежавшей тучки и облил жидкой позолотою девственную лазурь ледников: они засверкали, заискрились, точно в глубине их зажгли костёр.

Волшебник! В сверкающие бриллианты убрал он сочный куст крыжовника на ближнем утёсе, проник в душистую мякоть каждой ягодины, всеми цветами радуги горел на нежной кожице.

Не достиг, не пробил всесильный солнечный луч только сырое, тёмное ущелье. Извечно прели там по крутым склонам мхи.

По топким берегам ручья густел лапчатый черносмородинник, и голубоватый малинник, и кружевные папоротники в рост человека на первозданно-холодной, сырой, пахучей земле.

(По Е. Пермитину)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.