Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 13 страница




Глава восемнадцатая ЧАЯНИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ИЕРУСАЛИМА 1. 2 Макк 12, 43-45. 2. Шаббат, 21 в. Флавий называет этот праздник "праздником огней" (Арх.XII, 7, 7, Против Апиона; II, 9). Существует предположение, что обычайзажигать огни 25 кислева был еще раньше принесен из диаспоры и связан сторжествами в честь солнцеворота. Но в ветхозаветной традиции он прочносвязан с победой Маккавея. См.: М. Реаrlтап. Тhе Массаbееs. Jerusalem, 1973,р. 144. 3. Полибий, XXI, 11; 1 Макк 6; И. Флавий. Арх. XII, 9, 1-2. 4. См.: С. Dimier. The Old Testament Apocrypha. Nеw York, 1964.Православная и католическая традиции именуют апокрифами те книги, которые невошли ни в еврейскую, ни в греческую Библию (1-3 Кн. Еноха, Кн. Юбилеев,Завет 12 патриархов, Псалмы Соломона и др.). В протестантской литературеапокрифами принято называть неканонические (или второканонические) книгиБиблии, а апокрифические "псевдоэпиграфами". 5. И. Флавий. Иуд война, II, 8, 14; Арх. XIII, 5, 9, XVIII, 1, 2-4.Иосиф отмечает, что саддукеи отрицали Судьбу, ессеи признавалипредопределение, а фарисеи в этом споре занимали среднюю позицию.По-видимому, ессейская точка зрения наиболее близка к идеям апокрифическойапокалиптики. 6. См. С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 281. С. Аверинцев справедливоподчеркивает, что взгляд апокалиптиков на историю тесно связан с их правиломприписывать свои книги мужам древности. "Перед нами не просто мистификация.По очень серьезным и содержательным причинам такому автору нужна дляосмысления истории воображаемая наблюдательная точка вне истории, этупозицию удобно локализовать либо в самом начале истории, либо в самом ееконце- но к концу прикован умственный взор апокалиптика, а в начале онпомещает своего двойника, дав ему имя хотя бы того же Еноха" (С.Аверинцев.Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья.-Вкн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 272). 7. Существуют три книги, приписываемые легендарному Еноху. 3 Кн Енохаотносят к II-III вв. н. э., а иногда даже к средним векам. 2 Книга Еноха(Книга тайн Еноха) сохранилась в славянском переводе ХVI-ХVII вв. Полагают,что это произведение было написано перед Иудейской войной 66-70 гг. н. э. Вданной главе речь идет о 1 Книге Еноха, называемой также "эфиопским Енохом"(целиком сохранился в эфиопском переводе), он является собранием из пятиотдельных книг (гл. 1-36, 37-71, гл. 72-82,83-90,91-108). В Кумранскойбиблиотеке они находились еще как независимые тексты и, следовательно, былисобраны воедино не раньше I в. н. э. Многие исследователи полагают, чтовторая, четвертая и часть пятой книги относятся к эпохе Иуды Маккавея. Намекна него видят в аллегории 1 Енох 90, 10 cл. См.: свящ. А. Смирнов. КнигаЕноха Казань, 1888, с. 156. Если это толкование справедливо, автор писал ещедо смерти Иуды. Английский исследователь и переводчик апокрифа Р. Чарльзотносил ранние части книги даже к эпохе до гонения (АРОТ, v. II, р. 170),однако современные исследователи предпочитают обычно более позднюю дату(165-160). См.: Н. Rowlеу. The Relevance of Apocalyptic. N.Y., 1947, р. 54ff. Книга Еноха цитируется нами (с некоторыми изменениями) по переводу свящ.А. Смирнова. 8. Быт 5, 21-24, Сир 44, 15, Евр 11, 5. 9. См.: В. Рыбинский. Библия и Вавилон. СПб., 1904, с. 72, В. Vawter.Оn Genesis: A New Reading. London, 1977, р. 108. 10. В Послании ап. Иуды есть ссылка на рассказ Кн. Еноха (14), хотя бл.Августин полагает, что апостол имел перед собой иной источник (Град Божий,XV, 23, 4). Л. Буйе дает такое объяснение Еноховой концепции зла. "Силыприроды, которым поклонялись народы Ханаана и их соседи, уже при самомвозникновении ягвистской религии были осуждены как пагубные и положительновраждебные Ягве. Когда же религиозный кругозор Израиля расширяется и егопостепенно просвещающемуся сознанию становится вполне ясно, чтоЯгве-единственный Творец и что все существа зависят только от Него Одного,эти космические силы представляются уже всего только взбунтовавшимисяслугами, старающимися выдать себя людям за то, чем они не являются. А когдаоказывается, что связанные с ними земные царства преобладают в текущейистории. Израиль вполне естественно приходит к мысли, что именно падениемкосмических сил и вызвано общее падение "нынешнего века". (Л. Буйе. О Библиии Евангелии, с. 149). Следует отметить, что в синодальном переводе Сирахназывает Еноха "образом покаяния для всех родов", в то время как болееточный перевод "образ познания". См.: прот. А. Рождественский. Вновьоткрытый текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейскойнауки, с. 679. 11. 1 Енох 38, 2, 45, 4, 46, 1-3, 48, 10, 59, 29, 90, 38,105, 2. См.:прот. А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев около времениИисуса Христа. Казань, 1899, с. 289 сл. 12. 1 Енох 10, 11 сл. См.: С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 284-285. 13. 1 Енох 22, 13; 26, 27; 63, 10. В некоторых частях Кн. Енохаговорится о всеобщем воскресении (27, 2, 3), а в других-о воскресении толькоправедных. 14. См.: С. Булгаков. Апокалиптика и социализм, с. 66-67, 72-73. 15. 1 Енох 50, 1; 38, 4; 51, 55; 58, 6; 62, 13. В книге присутствуеттема мессианского пира-праздника, которая впоследствии неоднократноиспользована Христом. См.: J. Danielои. The Lord of History. London, 1958,р. 220. Глава девятнадцатая ОТДЕЛИВШИЕСЯ Иудея, 160-135 гг. до н. э. Но не эти дни мы звали, А грядущие века. А. Блок Победа над Никанором стала лебединой песней Маккавея. В апреле войскаСелевкидов снова вторглись в страну. Перед лицом превосходящих сил врагаармия Иуды в беспорядке отступила; сам же он, не желая поворачивать назад,принял бой во главе небольшого отряда. "Если пришел час,-сказал он,-умреммужественно". Вначале ему даже удалось оттеснить сирийцев, но к вечеру иудеи былиполностью разбиты и унесли с поля сражения тело своего вождя, павшего впервых рядах. Для Хасмонеев настали черные дни. Победители яростно преследовали всехучастников восстания. Сыновья Маттафии, Ионатан и Симон, скрылись со своимивоинами в пустыне за Иорданом. Тем не менее со смертью Иуды не погибли плоды его шестилетней борьбы; орелигиозных притеснениях не было больше и речи. Вера Израиля отнынеоказалась вне опасности. А через десять лет братья Маккавея осуществили иего мечту об освобождении страны. Ионатан, человек решительный и дальновидный, воспользовался гражданскойвойной между Деметрием I и самозванцем Баласом, чтобы вырвать Палестину изрук Селевкидов. Каждая из сторон старалась теперь заручиться поддержкойеврейского вождя, который к тому времени мог уже выставить сорокатысячнуюармию. С согласия Баласа Ионатан был облечен в порфиру, что являлось знакомпочти суверенной власти. В 152 году он принял сан первосвященника, посколькуАлкима уже не было в живых (1). Ионатан заключил договор с Римом и занял рядважнейших городов. Но через несколько лет сирийский генерал Трифон заманилего в ловушку и умертвил. Преемником Ионатана стал Симон, энергично развивавший успехи брата. Онвзял наконец приступом Акру и расширил границы почти до пределов Соломоновацарства. А когда он провозгласил полную независимость Иудеи, Селевкиды былиуже не в состоянии этому противиться. В 142 году в Иерусалиме было созвано народное собрание, которомупредстояло решить вопрос о замещении архиерейской кафедры. Сын Ония III,убитого при Антиохе Эпифане, уже давно жил в Египте и не собиралсявозвращаться в охваченную смутой Палестину (2). Поэтому старейшины и народпостановили вручить Симону двойную власть: царя и первоиерарха, с правомпередавать ее своим потомкам. С этого времени Симон стал чеканитьсобственные монеты и все документы должны были начинаться словами: "Втакой-то год при Симоне, великом архиерее и правителе Иуды..." Так была основана Хасмонейская династия. Хотя она происходила не отпотомков Давида, народ на первых порах с радостью признал ее, памятуя озаслугах сыновей Маттафии. Вопрос же о согласовании нового порядка с ЗакономБожиим отложили до прихода "истинного Пророка", то есть до неопределенныхвремен (3). Постановление об этом было начертано на медных досках и вывешеново дворе Храма. Над могилами братьев Симон воздвиг каменные надгробия. В памяти народаМаккавей навсегда остался героической фигурой, защитником веры и рыцаремЗакона. Однако наследники его, как оказалось вскоре, были людьми иногосклада. Они стали светскими правителями и не отличались религиозным рвениемИуды. Сохраняя основы культа, Хасмонеи охотно перенимали греческие обычаи итем самым открыли дорогу новой волне эллинизации. То, чего Эпифан не могдобиться силой, исподволь вводили сами иудейские цари. Внука Симона называлидаже "филэллином", другом греков (4). Но с этим народ еще мирился, взападной цивилизации перестали видеть одну лишь угрозу вере. Вызывалатревогу перемена общей атмосферы в стране. При Хасмонеях на смену чудесам и вдохновению пришла обычная земнаяполитика и дворцовые интриги. Тех, кто думал, что настало наконец царствоправды и справедливости, постигло горькое разочарование. Иудеи хотели оставаться истинным народом Божиим, а это меньше всегозаботило царей-первосвященников. Хасмонеи не устояли перед обычнымискушением властью, которое подстерегает всех самодержавных правителей. Они"сняли иго язычников с Израиля", однако ни на шаг не приблизили его квожделенному идеалу. Напротив, Хасмонеи сами превратились в деспотов, едвали чем отличавшихся от языческих. Нет необходимости описывать все перипетии этого правления. Его кратко идостаточно верно обрисовал Тацит, подводя итог истории Хасмонеев. По егословам, они "практиковали ссылки граждан, разрушение городов, убийствобратьев, жен, родителей и прочие обычные для царей преступления" (5). Вот что получил Израиль вместо праведного мессианского Царства! Показательным симптомом стало появление в Палестине наемных войск Этоозначало, что власти вынуждены были опираться уже не на своих подданных, ана иноземцев. Насильственное введение иудейства в Эдоме и разрушениесамарянского храма не принесло Хасмонеям популярности. Охлаждение к нимвозрастало. Впрочем, политика династии вызывала протест далеко не у всех. Членыродовитых семей, вельможи, военачальники, судьи были целиком на сторонеХасмонеев. Даже архиерейский клан не оспаривал прав у династии, помышляялишь о своих привилегиях. Все, что касалось "новых веяний" в религии, аристократы решительноотрицали, предпочитая старую мудрость в духе Экклезиаста. В их среде не быловыдающихся учителей Закона, и вообще им, по-видимому, был чужд всякиймистицизм. Традиционная респектабельная праведность, сэдека, оставалась длявысшего духовенства и знати чем-то непревзойденным. Быть может, поэтому ониназывали себя "садокитами", или саддукеями, хотя не исключено, что названиеэто связано с именем Садока- праотца древней архиерейской фамилии (6). Было бы ошибкой считать саддукеев эллинистами в духе Ясона или темболее Менелая. Основным их законом была Тора, понимаемая буквально.Неизвестно даже, признавали ли саддукеи книги Пророков и верили ли в Мессию.Во всяком случае, надежда на Его явление в близком будущем казаласьсаддукеям пустой грезой. Отвергали они и бессмертие души, и идеювоскресения, видя во всем этом вымыслы невежд-апокалиптиков. Столь же скептически относились саддукеи и к теории предопределения,склоняясь к другой крайности-своего рода деизму. По словам Флавия, онисчитали, что "Бог не имеет никакого влияния на человеческие дела, ни назлые, ни на добрые". В практической жизни саддукеи проявили себя гибкими прагматиками,преследующими своекорыстные цели и склонными к уступкам. Они окружили себяроскошью, зато народ считали нужным постоянно держать в узде. С этой цельюсаддукеи отстаивали суровые принципы древнего уголовного права. В борьбе за прочное место при дворе они превратились в активнуюполитическую партию. Совет Старейшин, или Синедрион, состоял в основном изее членов. С некоторыми перерывами саддукеи удерживали свою позицию вплотьдо самого крушения Иудейского государства. Естественно, что в народе к этим черствым, надменным людям относилисьпочти враждебно. Деспотизм царей и саддукейское засилье в итоге привели ктому, что властителями умов снова стали хасиды. Еще при Маккавее "благочестивые" без сочувствия относились к планамвождей сопротивления. После конфликта с Алкимом хасидский союз, видимо,распался. Теперь же одна из его групп возглавила оппозицию против двора,выступившую под знаменем Закона и правоверия. Сначала хасиды попытались было соперничать с саддукеями, надеясьподчинить монархов своим принципам. Но они слишком прозрачно намекали нанезаконность соединения светской и церковной власти в одних руках, чтобыХасмонеи могли их долго терпеть (7). В результате хасидам пришлось временноудалиться с политической сцены, что еще больше сплотило их братство. Люди,входившие в него, называли друг друга хаверим, товарищами, и открытопротивопоставляли себя всем решаим. Вероятно, с этого времени их партия получила кличку перерушим,отделившиеся, по-гречески-фарисеи (8). Они и на самом деле обособились нетолько от правящей верхушки, но и от всех, кто, по их мнению, мало знал илиплохо соблюдал Закон. Иосиф Флавий говорит, что фарисейский союз был невелик и насчитывал вего дни не более шести тысяч человек. Между тем они пользовались огромнойпопулярностью в массах. Люди прощали фарисеям их пренебрежение к ам-хаарец,деревенщине, которых считали "невеждами в Законе". Это может на первыйвзгляд показаться странным, но, очевидно, приверженность народа к фарисеямимела какие-то серьезные причины. С евангельских времен слово "фарисей" стало синонимом лицемера. Талмуд,составители которого сознавали себя преемниками фарисеев, содержит многорезких выпадов в их адрес. "Глупый сид, хитрый нечестивец, женщина-фарисейкаи удары фарисеев губят мир",- говорится в Мишне (9). Тем не менее, еслисчитать фарисеев лишь сборищем ветхозаветных тартюфов, останется непонятным,почему многие из них приняли христианство и в чем заключался секрет ихвлияния на народ (10). Ведь показное благочестие было недугом, поражавшим вовсе века представителей любой религии. Необходимо взглянуть на ветхозаветноефарисейство без предубеждения, увидеть его целиком, со всех сторон, а нетолько его карикатурные черты. Есть же какой-то смысл в том, что именно двум фарисеям было сужденоснять с креста и предать погребению тело Господа и что фарисей принес ЕгоСлово языческим народам. Фарисеи были "точнейшими толкователями Закона". Но толкование их былоособого рода. В отличие от саддукеев они не смотрели на Писание как намертвую реликвию или строго зафиксированный кодекс, по крайней мере, впринципе фарисеи исходили из мысли, что вера не может ограничиваться рамкамикниги. Они утверждали, что живая духовная преемственность, или церковноеПредание, играет роль не меньшую, чем канонические книги. Фарисеи верили, что начало "устной Торе" было положено еще Моисеем ичто с тех пор источник ее не иссякает Поэтому Традиция мыслилась какпостоянно даруемое Откровение (11). Тем самым фарисеи предварилихристианскую идею о двух источниках вероучения (12). Пусть голос пророковумолк, но это не значит, что с тех пор Бог говорит только через Книгу.Откровение приходит не только к пророкам; ему причастны и учители, толкующиеСлово Божие, находящие в нем все новые и новые глубины. Их комментарийнаряду с Библией должен стать правилом жизни для Общины. Разумеется, устное Предание легче засоряется человеческими домыслами,"преданиями" с маленькой буквы. Чтобы избежать этого, фарисеи стремилисьсохранить связь между поколениями книжников и разработать миддот - принципыизъяснения Библии. Но именно здесь проявилась скованность их духовноготворчества. "Предания старцев" были канонизированы и возведены в рангобщеобязательной истины. Учение о постоянно обновляющемся Откровении было положено Самим ИисусомХристом, а потом ап. Павлом в основу евангельской проповеди. Она быланеотделима от Писания, заповеди и пророчества которого приобретали в устахИисусовых новое значение. Не только фарисеи, принявшие христианство, но ивсе иудеи, ставшие учениками Христовыми, видели в Нем Учителя, который "имелвласть" истолковывать Слово Божие. Исходя из этого они поверили и Егосвидетельству о Себе. Вожди же фарисеев, зная, что Он "нигде не учился",решительно отвергли Его. Право объяснять сокровенную суть Библии они считалисвоей монополией. Именно поэтому они огульно осуждали не только язычников,но и всех, кто не соглашался с их пониманием Торы. И все же народ уважал их, уважал за строгий, аскетический образ жизни,за глубокую веру в Промысел Божий, в воздаяние в воскресение. Их слова нерасходились с делом. Не раз они кровью доказывали свою верность Богу. Фарисеи оспаривали право династии на священство и поэтому смотрели нанее как на временную. Царь из рода Давидова, обетованный Помазанник - воткто был для них Владыкой, которого они страстно ждали. В Псалмах Соломоновых, написанных в среде, близкой к фарисеям, этанадежда выражена с огромной силой убежденности: Блаженны родившиеся в те дни, Ибо они увидят блага Господни, Которые Он сотворит роду грядущему. Они будут под жезлом суда Мессии Господня В стране Бога своего, В мудрости духа и правды, и силы. А новые цари - узурпаторы, неугодныеБогу, потому что ищут славы только для себя. Они возложили царский венецради возвышения своего, Сделали опустевшим престол Давида в торжествующей гордыне. И Ты, Боже, низвергнешь их. И возьмешь семя их от земли. (13) Чем-то фарисеи напоминают русских старообрядцев с их напряженныможиданием конца света, с их стойкостью в вере и с их национальной ирелигиозной узостью Но при всех теневых сторонах это движение оказало важнуюуслугу ветхозаветной Церкви. Фарисеи не дали погаснуть духу благочестия в народе, предотвратили еговырождение в светскую нацию, управляемую светскими царями. Благодаря имБиблия не превратилась в фетиш, а осталась подлинной книгой жизни. Синагоги и школы оказались со временем целиком в руках фарисеев. Именноим народ был обязан всем лучшим, что выросло в его недрах на пороге НовогоЗавета. Воздавая должное фарисеям, их не следует, однако, идеализировать. Вэтом течении слишком большое место занимали казуистика и ритуализм, которыеподрезали крылья свободному пророческому вдохновению. Если обособленность фарисеев была лишь частичной (они оставалисьчленами иудейской Общины), то иной путь избрало третье направление виудаизме ессейское (14). Полагая, что власть имущие и весь народ сбились систинного пути, и ожидая скорого суда Божия, они порвали с Хасмонеями и сХрамом, образовав своего рода "церковь внутри Церкви". Тем самым углубилсяраскол в иудаизме, начатый еще самарянами, побежденными, но не сдавшимися,которые настаивали, что именно они- подлинный Израиль. То, что было прежде известно о ессеях, или эссенах, вызывало массунедоумении. Эта секта с трудом укладывалась в рамки традиционногопредставления об иудаизме. Монастырский устав, форменная белая одежда,общность имущества-ничего этого не знала история Израиля. Флавий называетессеев "философской школой", Плиний Старший-"вечным племенем", котороепостоянно растет "благодаря появлению толпы утомленных жизнью пришельцев"(15). Филон определяет число сектантов в четыре тысячи человек или несколькобольше. Древние историки говорят, что у них не было ни денег, ни рабов:трудились все. Идеалом была строгая набожность. Чтение и толкование Библиистояло в центре жизни ессеев. "Они философствуют, писал Филон, -по большейчасти с помощью символического толкования". Эти слова свидетельствуют освязи братства с традицией апокалиптиков. Современников поражал высокий нравственный дух ессеев. По словамФилона, их "любовь к добродетели проявляется в отвращении к стяжательству,равнодушии к славе и наслаждениям, в выдержке, стойкости, малыхпотребностях, умеренности, скромности, постоянстве". Иосиф говорит, что ониславились "своей привязанностью друг к другу". Происхождение и история этого полумонашеского ордена долго оставалисьзагадкой. Только в середине XX века находки в пустыне на побережье Мертвогоморя пролили новый свет на ессейское движение. Большинство историковпризнало, что кожаные манускрипты и развалины поселков, обнаруженные врайоне Кумрана, принадлежали ессейским общинам. В пещерах сохранились сотни рукописей (см. перечень основных кумранскихтекстов). Это были копии библейских книг, апокрифы-уже известные и открытыевпервые, астрологические, пророческие и назидательные трактаты. Особоевнимание привлекли Устав ордена и толкования Библии, написанные его членами.Из их содержания выяснилось, что ессеи были крайним крылом оппозиции противХасмонеев, своего рода форпостом людей, готовых ежеминутно встретитьГрядущего. Как ни парадоксально, обилие документов не дало, однако, ясного ответана вопрос: когда и кем была основана кумранская секта. Авторы рукописей либоради осторожности, либо из любви к аллегориям зашифровали почти все имена. Ктому же многие тексты дошли до нас в виде разрозненных фрагментов, чтениекоторых представляет огромную трудность. Поэтому дискуссии вокруг Кумрана неутихают вот уже более четверти века. Плиний называл ессеев "самым удивительным в мире племенем". Изумлениеперед ними сквозит не только в книгах римского ученого, но и во всехсообщениях современников об этой секте. В наши дни особый интерес к нейвызван параллелями, которые обнаружили между Кумраном и христианством. Еще задолго до находок в пещерах у Мертвого моря высказывалосьпредположение, что Иисус был близок к ессеям и что христианство зародилось вих ордене. Когда прочли главные кумранские манускрипты, эта гипотеза,казалось бы, нашла подтверждение. Общность имущества, братские трапезы,ночные бдения, мессианские толкования Библии и, наконец, вера в скоруюгибель мира-все это роднит ессеев и первохристиан. У тех и других сходнаятерминология. Слово мевакер, надзиратель, соответствует христианскому"епископ". Кумранцы, как и ученики Иисусовы, называли себя "бедняками","сынами света", "общиной Нового Завета". В одной из их книг встречаетсяизвестное евангельское выражение "нищие духом". Символика двух миров света итьмы-характерна и для ессейских и для новозаветных авторов (16). Первые последователи Христа в Галилее едва ли, однако, принадлежали ккумранскому ордену. В отличие от его членов, они часто посещали Храм и неотделяли себя стеной от иудейства в целом. С ессеями связан был, вероятно,только апостол Иоанн. Сохранилось предание о его безбрачии, которое веврейской среде было только у ессеев. Иоанновы писания по стилю очень близкик ессейским (17). Объясняется это тем, что апостол сначала был ученикомКрестителя, который, как мы увидим, мог иметь контакты с Кумраном. Гораздо труднее понять, откуда ессейская фразеология проникла вПослания апостола Павла, этого потомственного фарисея, ученика Гамалиила.Разгадка здесь может крыться в обстоятельствах обращения Павла. Известно,что его первыми наставниками в Евангелии были христиане Дамаска, которые впрошлом скорее всего принадлежали к ессеям (18). Примечательно, что еще сильнее отголоски ессейства чувствуются влитературе, возникшей позднее Нового Завета: "Дидахе" и "Пастыре" (19). Это,по-видимому, означает, что в раннюю Церковь влилось немало людей изкумранской секты и они оказали влияние на идеи, символику и обычаипервохристиан. Но при всем том рукописи из пещер показали, насколько глубока была ипропасть, отделявшая учение Кумрана от Евангелия. Если еще можно было одновременно считать себя христианином и фарисеем,то ессей, принявший Благовестие Христово, должен был коренным образомизменить взгляды, порвать со своим орденом и его устоями. Исследование кумранских свитков навело историков на след вождя или дажеоснователя секты. Имя его остается тайной; в текстах он фигурирует какСвященник, Избранник, Взыскующий Торы, Единственный Учитель, а чаще всегокак Учитель Праведности. Этот последний титул заимствован из Книги пророкаИоиля, который обещал, что в конце времен Бог пошлет Израилю Морэхасэдек-Учителя Праведности, или Праведного Наставника (См. выше, гл. XIV). Почему Маккавейские книги молчат о нем - понять нетрудно. Учительпринадлежал к лагерю, враждебному авторам этих произведений, и они моглинамеренно игнорировать его деятельность. Но в высшей степени странно, что обэтом человеке ничего не говорят ни Филон, ни Иосиф, хорошо знакомые сессеями и благожелательно к ним настроенные (20). Ведь Учитель, бесспорно,был выдающейся личностью, и память о нем жила долго. Первые исследователи свитков Кумрана пытались доказать, что"евангельский Иисус есть двойник ессейского Наставника". Одни из них былиготовы считать Учителя Праведности Самим Основателем христианства, другиеже-Его прототипом (21). Первая гипотеза отпала, когда выяснилось, что Учитель жил до прихода вИудею римлян (63 г. до н. э.). Вторая-утверждала, будто кумранский Наставникбыл "распятым Мессией", или, как иногда выражались, "Христом до Христа".Однако дальнейшее изучение рукописей и новые открытия показали всюнеобоснованность этой теории. Последователи Учителя Праведности называли себя "сынами Садока".Некоторые историки видят в этом указание на имя самого реформатора, носкорее всего в данном случае речь шла о первосвященнике Садоке, потомкикоторого считались полномочными наследниками архиерейского трона. Неисключено, что Учитель принадлежал к этому роду; во всяком случае, он, как ивсе руководители ордена, происходил из духовенства. Его антагониста исоперника ессеи называли "нечестивым священником". По-видимому, это былкто-то из Хасмонеев. Из текстов явствует, что Наставник полагал своей главной цельювозвещать скорое пришествие Христа. Он утверждал, что Бог "открыл ему всетайны слов рабов Своих-пророков" (22). Отвергая авторитет фарисейскихтолкователей, он считал, что сам владеет даром находить в Писании признаки,указывающие на близость мессианской эры. Учитель сознавал себя человеком,посвященным в замыслы Провидения. В "Гимнах", которые обычно приписывают ему, об этом говоритсядостаточно недвусмысленно: Я, Учитель Мудрости, я познал Тебя, Боже мой, Духом, который Ты вложил в меня, И я преданно повинуюсь дивному Совету Твоему. Духом святости Твоей Ты явил во мне ведение И Ты сделал из меня как бы отца для сынов милости, Как бы питателя для людей предзнаменования (23). Хотя по форме "Гимны"представляют собой довольно слабое подражание псалмам, в них есть иискренняя вера, и молитвенный порыв. За строками "Гимнов" угадываетсячеловек подлинного благочестия. От людей, вступавших в секту, требовалась вера в пророческую харизмуНаставника, полное доверие к его словам (24). Быть может, у некоторых егоприверженцев даже возникала мысль: не он ли есть обещанный Богом Мессия, каквпоследствии думали относительно Предтечи. Но на прямой вопрос: "Ты лиХристос?" Учитель, подобно Иоанну, вероятно, ответил бы: нет. Ни в одном изтекстов не назван он Мессией, и сам, видимо, никогда не приписывал себетакой роли. Как и Иоанн, ессейский Наставник не творил чудес. Его миссиясводилась прежде всего к боговдохновенному толкованию Слова Божия. Себя жеон сознавал немощным и грешным человеком. Центральная мысль "Гимнов"-ничтожество смертного перед лицом Всевышнего: А я - создание из праха. Что я такое? Глина, смешанная с водою. Для чего я сотворен? И в чем моя сила? Ты - Бог вечности, И все пути Твои утверждены во веки веков, И нет ничего вне Тебя. Что такое человек, это ничтожество? Нет у него ничего, кроме дыхания. Как может он постичь Твои удивительные дела, Если Ты его не наставишь? Ты призвал меня по милости Твоей И дал мне прощение ради полноты благости Твоей И по безмерности Твоего милосердия (25). В преддверии мессианских дней Учитель Праведности задумал основатьобщину "сынов света", веря, что, когда явится высший Судия, все "выразившиеготовность присоединиться к избранникам" будут спасены (26). В Уставе,который, по-видимому, был создан при участии Учителя, верные призываютсястоять на страже. "Се время уготовить путь в пустыне и научить их всему, чтоокажется нужным делать в это время" (27). Таким образом, секта относила ксебе те же слова Исайи, что и Иоанн Креститель. И если он былнепосредственным Предтечей Господа, то ессейского вождя в свою очередь можносчитать предшественником пророка, возвестившего наступление Царства Божия. Из "Дамасского документа" одного из важнейших текстов общины-следует,что Учитель не создал чего-то совершенно нового, а принял руководство наддвижением уже сложившимся (28). Но как возникло само движение? Многие ученыесчитают, что название "ессеи" происходит от арамейского варианта слова"хасиды" (29). Если это так, то значит корни ессеев и фарисеев были общими. Составитель "Дамасского документа" говорит, что союз "избранников"зародился через 390 лет после захвата Иерусалима Навуходоносором, то естьоколо 190 г. до н. э. Разумеется, хронологические познания книжников тоговремени были далеко не полными, но первые упоминания о хасидах,действительно, относятся к началу II века до н. э. Далее "Дамасскийдокумент" сообщает, что люди возрожденной "отрасли" Израиля двадцать лет,как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, "пока Бог не поставил имПраведного Учителя, чтобы направить их по пути Своего Сердца и чтобы онизвестил последующие поколения о том, что (Он) сделал с последним поколениемотступников". Это может означать, что Учитель сгал духовным главой общины во времягонений Антиоха (30). Едва ли он тогда был старцем; известно, что пророкиобычно начинали свое служение в молодые годы. Как мы знаем, многие жители Иерусалима, спасаясь от насильственногообращения в язычество, бежали в горы и пустыни, "питаясь, подобно зверям,травами, чтобы нс сделаться причастниками осквернения". Скорее всею, именнотак поступил и Учитель со своими единомышленниками. В текстах говорится, чтоон покинул Иудею и переселился в "страну Дамаска". Что подразумеваетсяздесь-неясно: условное ли обозначение пустынь на востоке или действительнопограничные районы Сирии. Последнее, впрочем, более вероятно (31). В Маккавейской войне ессеи еще могли принимать какое-то участие, ноцарям-первосвященникам активно воспротивились. Библейские комментарии изКумрана со всей определенностью обрисовывают отношение секты к новойдинастии. Авторы их с гневом говорят о деградации потомков Маттафии, опреступлениях нечестивого священника, который "был призван во имя правды,когда впервые был облечен своим саном, но, когда правил в Израиле,вознеслось сердце его и он оставил Бога и изменил законам из-за богатства. Ион грабил и собирал богатство людей насилия, восставших против Бога, иимущество народов отбирал, чтобы умножить грех своего преступления, и путямимерзости он действовал во всей скверне нечистоты" (32). Толкователи обвиняют его в "насилии над многими народами", "насилии надстраной", в "осквернении Храма", "ограблении имущества бедных" ивсевозможных пороках. В одном из текстов есть намеки на двух братьев,которые стали "западней для народа своего и для всех его соседей", "орудияминасилия" (33). По-видимому, здесь имеются в виду Ионатан и Симон. Хасмонейские цари, люди суровые и беспощадные, вряд ли могли долгооставлять подобные нападки на них безнаказанными. Кумранцы описываютрепрессии, которые обрушились на их Учителя со стороны "нечестивогосвященника". Повествуется об этом в завуалированной форме, но так, что можноуловить общий ход событий. Учитель был "обличаем", предан суду; какие-толюди, на помощь которых он рассчитывал, не поддержали его. Быть может, этобыли фарисеи или иная хасидская группа. Учителя с его сторонниками отправили в ссылку, но и там не оставляли впокое. К нему подсылали убийц, а в День Очищения центр общины подвергсянападению "нечестивого священника", который "пришел поглотить их, чтобыпомешать им в день субботы их покоя" (34). Кажется странным, как мог первосвященник настолько пренебречь Законом,чтобы в самый Судный День гоняться за сектантами. Но кумранские тексты иапокрифы разрешают эту загадку. Оказывается, порвав с храмовымбогослужением, ессеи сохранили старый календарь, который был при АнтиохеЭпифане заменен другим. Поэтому их праздник не был священным днем дляостальных иудеев (35). По-видимому, именно в эти годы скитаний и притеснений Учитель написалгимны, напоминающие скорбные сетования Иеремии: Глумители скрежетали зубами, И я был осмеян грешниками, И против меня свирепствовало сборище нечестивых, И они шумели, как шторм морской. Злобствующие ищут души моей За то, что я предан Завету Твоему, А они сборище суеты и община Велиала. Ибо они изгнали меня из моей страны, Как птицу из ее гнезда, И все мои близкие и родные далеко от меня И они еще прибавили к моим бедствиям: Заключили меня в темницу, И я ел хлеб со слезами, И питие мое было в слезах бесконечных. Я был связан прочными веревками и цепями, Которые невозможно было разбить, И крепкая стена держала меня взаперти (36). Не меньше, чем от царя, пришлось вытерпеть Наставнику от иных изсобратий. Среди них появился некий "человек лжи", который произвел настоящийраскол в общине. Хотел ли он пойти на компромисс с двором или простодомогался главенства-мы не знаем. Во всяком случае, часть эссенов примкнулак нему и поселилась отдельно (37). В "Гимнах" мы читаем: Люди моей общины возмутились против меня И растоптали тайну, которую Ты открыл мне. Они оклеветали меня перед сынами нечестия (38). Слова эти - весьма красноречивое свидетельство о настроениях в среде"избранников". Однако полоса невзгод окончилась для Учителя благополучно: Нечестивцы народов ринулись на меня Вместе со всеми мучителями своими. И терзали душу мою. Но Ты, Боже мой, Ты превратил бурю в легкий ветер, Ты освободил душу бедного... Ты вложил ответ в мои уста, И Ты поддержал жизнь мою, дав силу чреслам... Ты утвердил стопы мои в доме нечестия,- И я стал западней для грешников... И они были рассеяны, так что и остаток не сохранился. Люди, которые воевали со мной и искали со мной раздора, Они дым, гонимый ветром (39). Очевидно, здесь можно видеть намек на судьбу Ионатана и Симона, которыепогибли насильственной смертью. Комментарии говорят о возмездии, постигшем"нечестивого священника" за его вражду к Учителю (40). Сам же он, должнобыть, пережил врагов. Первые следы поселения на берегу Мертвого моря относятся ксороковым-тридцатым годам II века до н.э. (41). Это означает, что Учителюудалось получить во владение участок земли в Кумране. При дворе моглирешить, что удаление сектантов в пустыню - самый лучший способ прекратитьраспрю. Для Наставника же не было места, более соответствовавшего егопланам. Он призвал всех "верных Закону" выйти, подобно Аврааму, из средыгрешников, чтобы готовить себя к последним дням.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.