Глава девятнадцатая ОТДЕЛИВШИЕСЯ 1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолго до смерти онпредпринял перестройки в Храме, которые вызвали общее негодование.(1 Макк9,54-57). См.: Е. Shurer. Тhе Нistory of the Jewish people..., Еdinburgh,1973, v. 1, р. 175. 2. Оний IV бежал после убийства отца в 171 г. в Египет. Там, не надеясьна восстановление мира в Иерусалиме, он с позволения Птолемеев построил:храм в Леонтополе (154 г.). Этот храм просуществовал до конца I в. н.э. (И.Флавий. Арх. XIII, 1-3; Иуд. война, I, 1, 1; 7, 10, 2-4). ИерусалимскаяОбщина не признала законности этого храма. См.: Мишна, Менахот, XIII, 10. 3. 1 Макк 14, 41. Этот "истинный пророк" был, по-видимому, одной изфигур позднеиудейской эсхатологии (Втор 18, 15; Ин 1, 21; 6, 14). См.: С.Трубецкой. Учение о Логосе, с. 282-283. 4. И. Флавий. Арх. XIII, 11, 4. 5. Тацит. История, V, 8. История Хасмонейской династии изложена в 1Макк и у Иосифа Флавия. 6. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи. Киев, 1905, с. 73-76.Сообщения Флавия о саддукеях: Иуд. война, II, 8, 14; Арх. XIII, XVIII. Обзористочников: J. Le Moine. Les sadducceens. Paris, 1972. 7. И. Флавий. Арх. XIII, 10, 5. В этом рассказе выпад против царяисходиллишь со стороны одного из фарисеев, но историк дает понять, что всефарисеи были против двойной власти Хасмонеев. См.: И. Каценельсон. Фарисеиисаддукеи. - "Восход", 1897, Э 12, с. 173-179. 8. См.: Г. Скарданицкий. Ук. соч., с. 47-50. И. Флавий о фарисеях: Иуд.война, I, 5, 2; 29, 2; II, 8, 14; 17, 3; Арх. XIII, XVII, XVIII. Талмуд:Мишна, Хагига,II, 7; Эрувин, VI, 2; Сота, III, 4; Маккот, 1, 6; Ядаим, IV,6-8; Нидда, IV, 2; Пара, II, 1, 3, 7. Воззрения фарисеев, по-видимому,отражает 2-я Маккавейская книга. См.: Н. Саzelles. Nаissance de l'Eglise.Paris, 1968, р. 54. Большинство исследователей согласно в том, чтофарисейское движение зародилось в недрах хасидского. См., напр.: М. Nоth.Тhe History of Israel, р. 374. 9. Мишна, Сота, III, 4. 10. См.: Ин 3, 1-2; Деян 16, 5; 23, 6; Филип З, 5. Аргументы в пользублизости фарисейского учения к христианству собраны израильским историком Д.Флюссером (D. Flusser. Jesus. Раris, 1970). 11. "Религиозная жизнь иудейского народа,- пишет Г. Мур,-была спасенапереходом от Торы как законченного откровения, от мертвой буквы-кбукве,вновь обретшей жизнь, от старинного застывшего текста, чье знание,ничто немогло изменить и ничего нового не могло сказать,- к тексту, чьезначение было пластическим, поскольку он получал новое толкование в светевозраставшей от века к веку мудрости религиозных учителей" (G.F. Moore.Judaism in the Centuries of the Christian Era. Cambridge, 1962, V. I, р.66). 12. О ветхозаветном Предании как прообразе новозаветного см. вспециальномприложении к книге: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 213. 13. Псалмы Соломоновы, 18, 7-8; 17, 7-8. Псалмы эти были написаны в60-х годах I в. до н.э. На русский язык переведены прот. А. Смирновым. 14. Из античных и средневековых авторов о ессеях писали ФилонАлександрийский, Плиний Старший (I в.), Иосиф Флавий, КлиментАлександрийский (II-III вв.), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский(IV в.), бл. Иероним (IV в.), Нил Синайский (V в.), Георгий Амартол (IX в.),натр. Фотий (IX в.), Михаил Сирийский (XII в.). Античные, то есть наиболеедостоверные, свидетельства даны в новом Переводе. ТК, I, с. 339-391. 15.И. Флавий. Иуд. война, II, 8, 2; Плиний. Естественная история, V,17, 73. 16. См. И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с 243 cл.; J. Danielои. Lesmanuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1957, р.111, Тh. Gaster. Тhe Dead Sea Scriptures. N.Y., 1956, р. 12 ff. 17. См.: R. Brown. New Testaments Essays. N.Y., 1965, р. 138 ff. 18. Как мы увидим (см. ниже, прим. 31), вполне вероятна тесная связьмежду ессеями и христианами Дамаска. О ессейских элементах фразеологии ап.Павла см.: J. Danielои. Les manuscrits..., р. 94. 19. Напр., для кумранцев характерна тема "двух путей"-Правды и Кривды(Устав, III, 15 cл.), и на этой же теме построено вступление к "Дидахе"(I-V). Этот памятник ранней Церкви был написан ок. 100 г. См. его переводЖМП, 1975, Э 11, с. 68-73. 20. По мнению некоторых историков, под "законодателем" у Флавия (Иуд.война, II, 8, 9) подразумевается Учитель Праведности. Но в этом тексте речьможет идти и о Моисее. 21. Основные источники и литература, касающиеся Учителя Праведности,приведены в статье: И. Амусин. "Учитель Праведности" кумранскойобщины.ЕМИРА, 1964, т. VII, с. 253-277; К. Старкова. Литературные памятникикумранской общины. Л., 1973, с. 43-116; J.Carmignac. Christ and the Teacherof Righteousness. Ваltimorе, 1962; J. Starcky. Le Maitre de Justice etJesus. - "Le monde de la Bible", 1978, Э 4, р. 53. В дальнейшем изложении мыбудем придерживаться выводов, к которым пришел один из главных руководителейраскопок Кумрана о. Ролан де Во, а также о. Ж. Малик, Д. Флюссер, Ф. Кросс идр. В антирелигиозной литературе, как и следовало ожидать, Учитель былобъявлен мифом (см. А. Каждан. Новые рукописи, открытые на побережьеМертвого моря. "Вопросы истории религии и атеизма", М., 1956, т. 4, с. 312). 22. Толкование на Аввак VII, 4-5, ТК, I, с. 154. 23. Гимны, XII, 19 (по нумерации G. Vermes). 24. Один из кумранских текстов говорит, что "исполняющих Закон" Богспасет "за их старание и веру в Учителя Праведности" (Толк. на Аввак VIII,1-3). Однако евр. слово эмуна (вера) отнюдь не обязательно указывает, чточлены общины верили в Учителя как в Мессию. Эмуна прежде всего означаетверность, преданность, доверие. См.: К. Старкова. Ук. соч., с. 60 сл. 25. Гимны, III 5; VII, 12. 13. 26. Толкование на Мих, 6-7. 27. Устав, VIII, 13-14, IX, 19-20. 28. Дд, I, 5-12. Дамасский документ, или "Садокитский трактат", былнайден впервые еще в 1896 г. в Египте. Впоследствии фрагменты его былиобнаружены в Кумране (см. англ. пер. G. Vermes. Тhe Dead Sea Scrolls, 1976,р. 97-117). И Амусин датирует его началом I в. до н.э. (ТК, I, с. 117 сл.). 29. На восточноарамейском диалекте слово хасидим звучит как хасайа, чтовесьма близко к греческому - ессеи. См.: F.М. Сross. Тhe Ancient Library ofQumran and Modern Biblical Studies. N.Y., 1958, р. 51-52. 30. Толкование на пророка Наума придает большое значение периоду "отАнтиоха до появления правителя киттиев", т.е. от 175 по 63 гг. до н. э.(Толк. на пр. Наума, 1,3). Упоминание Антиоха, вероятно, указывает на началодеятельности секты. 31. В "Гимнах" (IV, 7) и Дд (IX) есть прямые указания на то, чтоУчитель и его адепты покинули пределы Иудеи. То, что сразу же послеПятидесятницы в Дамаске возникла христианская община, показывает, что тамбыло много людей, воодушевленных мессианскими чаяниями. См.: Деян 9, 2;22,5. 32. Толк. на Аввак VIII, 8-13. 33. Там же, VIII, 10-11; XI, 12-15; XII, 8-9; ТК, I, с. 309. 34. Толк. на Аввак V, 8-11; XI, 9-12; XI, 4-8; Толк. на Пс 37; III,8-10 См.: К. Старкова. Ук. соч., с. 5, где приведены аргументы в пользуперевода слова токахат словом "обличать", которое иногда переводят как"наказать". 35. См. И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с. 161, М. Елизарова.Община терапевтов. М., 1972, с. 66. А. Жебар выдвинула предположение, чтоученики Христовы тоже пользовались календарем, отличным от официального, чеми объясняется совершение Тайной Вечери до наступления дня праздника(A.Jaubert. The Calendar of Qumran and the Passion Narrative. - In: John andQumran, 1972, р. 62-75). См. об этом статью Карминьяка (J. Саrmignac) в"Revue Qumran" (1964, Э 5, р. 59-79). 36. Гимны, II, 1, 2, IV, 7. 37. Толк. на Аввак X, 9-1. 38. Гимны, V, 9. 39. Так же, V, 8, VII, II. 40. В Толк. на Аввак (IX, 9-12) сказано, что "Нечестивого священника"(Ионатана) "за вину перед Учителем Праведности и людьми его общины Богпредал в руки врагов его, чтобы истязать его мукой и изнурять в горестяхдуши за то, что он учинил нечестие над Избранником Его". Известно, чтоИонатан был захвачен в плен сирийцами и потом убит (1 Макк 12, 39-13, 23). 41. Самая старая монета, найденная в Кумране, датируется 136 г. до н.э. См.: И. Амусин. Находки у Мертвого моря. М., 1964, с. 28. Глава двадцатая "СЫНЫ СВЕТА" Иудея, 135-63 гг. до н.э. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Ап. Иоанн Когда ессейский караван прибыл к цели своего путешествия, перед нимоткрылись серо-желтые, опаленные солнцем скалы и неподвижные, мертвые воды.Но эта картина не могла испугать Учителя и его людей; она напоминала им однях Моисея, себя же они чувствовали Израилем, которому предстояло начинатьвсе сначала. Далеко за горами остался растленный мир; "сыны света", вздохнувнаконец свободно, отрясли прах и повернулись к нему спиной. Вскоре безлюдное плоскогорье ожило: десятки палаток раскинулись вокругруин заброшенной крепости, и на ее месте день ото дня стал вырастать лагерьессеев. Он был обнесен стеной, которая вначале имела не столькооборонительное, сколько символическое значение. Люди, поселившиеся в Кумране, любили называть себя просто "Израилем",ибо считали, что лишь они достойны этого славного имени. Старый Заветнарушался уже многими поколениями, соблазненными духом беззакония инечестия. Теперь здесь, в пустыне, ессеи надеялись заключить с Богом НовыйЗавет, который будет принят непорочным Остатком, бедняками, чающими ДняГосподня. Сама мысль о возобновлении Завета не была изобретена кумранцами. Ведь,согласно Писанию, он заключался множество раз: с Ноем и с Авраамом, на Синае и в Сихеме, при царе Иосии и при Эзре. Аввиду приближавшегося Суда Учитедь полагал, что настало время для тоговечного Завета, о котором пророчествовал Иеремия. Поскольку срок мирового переворота не был известен, ессеям предстоялопрочно обосноваться на берегу Мертвого моря и жить там, неукоснительноследуя велениям Закона. Помимо Торы правилом для колонии являлся Устав. Благодаря ему мы можем и сегодня узнать многое о распорядке жизни всекте. В основу Устава была положена Книга Второзакония, которая предписывалаежегодно совершать обряд обновления Завета (1). Из нее вожди ессеевзаимствовали торжественную присягу верности, во время принятия которойлевиты призывали благословения на праведных и проклятия на беззаконных.Созданная в годы напряженной борьбы с язычеством, Пятая Моисеева книга ввысшей степени отвечала настроению добровольных изгнанников. Но Учительпошел дальше Второзакония. Если оно требовало отделиться лишь отидолопоклонников, то Устав призывал порвать со всеми "сынами тьмы" - будьони иноверцы или иудеи. Только полная изоляция может спасти "новый Израиль".Раз Храм в руках "нечестивого священника" - никто из "избранников" не долженпереступать его порога. Не следует покидать пустыню, разве что в случае крайней нужды; с"сынами тьмы" нельзя поддерживать никаких отношений, даже торговать с ними.Нужно забыть о деньгах, на которых начертаны имена язычников и недостойныхцарей Иудеи (2). В жизни ессеев царило отвращение к греху; они жаждаличистоты - нравственной, телесной, ритуальной. О ней должны были напоминать ибелая одежда братьев, и постоянные омовения, и отказ принимать участие в"делах тьмы". Истинные бедняки Господни обязывались быть непорочными, каксвященники пред алтарем, и тогда лишь они могли стать достойными своегоизбрания. Но, готовясь к вступлению в Царство Божие, кумранскйй Учитель в концеконцов создал настоящий культ исключительности. Его стремление соблюстичистоту веры привело к отталкивающей сектантской гордыне. Устав гласил, что члены яхада (союза) должны "любить всех сынов света,каждого сообразно его жребию в Совете Божием, и ненавидеть всех сынов тьмы,каждого по его прегрешениям" (3). Между Израилем и царством дьявола-Велиалаполагалась "вечная вражда". А к этому царству относились, по существу, все,кроме ессеев. Человек из "мира", раскаявшийся в грехах и поверивший УчителюПраведности, мог, разумеется, войти в общину. Но добиться этого было непросто. На пути неофита ставили множество препятствий. Его подвергалитщательной проверке и испытаниям, а до этого он не имел права даже входить влагерь. Невольно вспоминается порядок подготовки посвящаемых в мистерии. Неисключено, что Учитель кое-что заимствовал из практики эллинистическихрелигиозных обществ. Во всяком случае, структура его ордена родственна им, ав Ветхом Завете не имеет аналогий. Таким образом, осуждая весь мир, ессеи,однако, были обязаны ему многим, и не только в правилах, но и вмировоззрении. Допускали в яхад только мужчин. Брак отвергался ввидублизости последних времен (4). Слепые, хромые и вообще лица, имевшиетелесные недостатки, не могли стать полноправными членами секты (5). Послушник обязан был два года ждать, пока удостоится принятия в общину.По истечении этого срока он приносил страшные клятвы, обязуясь хранить втайне ессейские законы и подчиняться им, что давало ему право отдать яхадусвои "знания, свой труд и имущество". Община была построена по военному образцу, в ней господствовала жесткаядисциплина. Основателям ее, иерусалимским священникам, принадлежалаверховная власть, им подчинялись выборные надзиратели и комментаторыПисания. "Лишь сыны Аарона,-говорится в Уставе,-управляют судом иимуществом, и по их приказу исходит жребий для всякого правила людей общины"(6). Три священника и двенадцать "старших", по числу колен Израилевых,составляли своего рода орденский совет. Каждую десятку возглавлял священник.Во всем соблюдалась строгая субординация. На торжественных сходкахдуховенство шло впереди, за ним-левиты, а уже потом-"Израиль" и обращенныеиз иноплеменников. Поскольку сношения с внешним миром были почти прерваны, у ессееввозникла нужда самим обеспечивать себя всем необходимым. Собственность былаотменена, работали сообща, пользуясь вместе плодами труда. Жилища, инвентарьи даже одежда принадлежали всей общине. Рабов, естественно, никто не имел, ина первых порах рабство в принципе осуждалось. День колонистов начинался с молитвы, которую пели, обратясь к востоку.Потом все расходились по своим делам, получив задания. Там, где это было возможно, кумранцы занимались обработкой земли искотоводством. Они освоили оазис к югу от крепости, добывали на берегах сольи асфальт, изготовляли посуду и прочую утварь. Спартанское воздержаниесчиталось нормой. Пища сектантов была проста, повседневный быт свободен отизлишеств. "Они презирают богатство,-писал Флавий,-поэтому среди них нет ниунизительной бедности, ни чрезмерного богатства". Режим братства был весьма похож на монастырский, а еще больше напроекты Фурье и порядки в коммунистических сектах Америки и Европы.Сомнительно, чтобы Учитель был знаком с утопией Платона, но социальный идеалессеев сходен с тем, который предлагался в "Государстве" и "Законах". И также, как у греческого философа, этот древний "коммунизм" оказался неотделимог строгой регламентации и авторитарности. В Уставе разработана целая система наказаний: от недельного покаяния дополного изгнания из общины. Карали не только за клевету, оскорбление"старших" или критику правил, но и за мелкие проступки: глупый смех, плевки,несвоевременное вмешательство в беседу. Кажется странным, почему Наставник яхада одобрял столь нелепыйпедантизм. Но, во-первых, следует помнить, что его понятие о праведностибыло еще вполне законническим. Хотя говорили, что Учитель постиг все тайныпророческих книг, он был не столько наследником пророков, сколько истиннымсыном Закона. А во-вторых, его целью было сформировать такое общество,которое было бы всецело проникнуто благолепием и благочестием. Во имя этогоон пожертвовал духовной свободой профетизма. Сплоченность сектантов поддерживалась, разумеется, не толькоказарменным распорядком. Беседы, молитвы, богословские диспуты скреплялидуховное единство этих людей. Особую роль играли трапезы. У многих народовим издавна придавали религиозное значение. Для кумранцев же трапезы былипочти обрядом. Одетые в белые одежды, в глубоком молчании входили они вчистый освещенный зал. Рассаживались неторопливо, по "чинам"; главе братствапринадлежало особое место на возвышении. Священник произносил молитву,благословляя хлеб и виноградный сок. Во время трапезы разговариваливполголоса, сознавая торжественность минуты. Столь же серьезно относились и к совместному чтению и толкованию СловаБожия. Говорили по очереди, в порядке старшинства. Тех, кто повышал голосили засыпал на обсуждении, подвергали взысканиям. Словом, во всем царилаатмосфера строгой иноческой обители. Руководители яхада хотели, чтобы братья хорошо знали Писание ирелигиозную литературу. С этой целью для книжников была отведена специальнаякомната, где они, чередуясь, день и ночь переписывали манускрипты (прираскопках были найдены их папитры и чернильницы). Огромная библиотека ессеевпоказывает, с каким рвением трудились неутомимые писцы. Треть всех ночей "старшие" отдавали изучению священных текстов. Быливыделены и комментаторы-профессионалы, освобожденные от физическою труда изанимавшиеся только богословием. Кумранские толкователи исходили из принципа-в общем глубоковерного,-что в Библии заключен гораздо более емкий смысл, чем видно спервого взгляда. Возможно, здесь сказалось влияние евреев диаспоры с ихаллегорической экзегезой. Некоторые кумрановеды полагают даже, что ессеизаимствовали ее непосредственно от греков. Подобно автору Книги Даниила, кумранские комментаторы искали в древнихпророчествах объяснение смысла событий своего времени и указаний на будущее.Так возник особый жанр иудейской письменности-пешарим. Рядом с текстомБиблии помещалось толкование, дающее ответ на запросы дня. Пешарим сталвпоследствии прообразом для раннехристианской экзегезы. Среди библейскихавторов особенно привлекали ессеев те, кто возвещал грядущее спасение. Чащевсего в их собрании встречаются копии с Книги Исайи. Поражает тот факт, что большинство свитков Кумрана не вышло за пределыИудейской пустыни. Их охраняли от непосвященных. А когда во время войны сРимом ждали неприятеля, ессеи предпочли спрятать рукописи в окрестныхпещерах, чем распространить их по миру. Там они и пролежали вплоть до нашихдней. Ежегодно ессеи собирались для общего покаяния и подтверждения верностиобновленному Завету. В эти дни, предназначенные для назидания, специальный"наставник" читал им вслух изложение основных доктрин секты. Оно содержитсяв Уставе, и в нем без труда узнается тот самый круг идей, которыми жилиапокалиптики. Особенно четко выражен в этом исповедании веры дуализм. Он настолькоглубоко проник в мировоззрение секты, что некоторые историки ставили вопрос:не заимствован ли он прямо из Ирана? Вполне возможно, что юность УчителяПраведности прошла на Востоке, где он мог познакомиться с дуалистическойрелигией Авесты. Но эту гипотезу нельзя доказать, тем более что маздеизм ещераньше наложил свою печать на эсхатологическую литературу иудеев. Как бы тони было, догматический раздел Устава весьма напоминает символ верыЗаратустры. "От Бога всезнающего все сущее и бывшее. Прежде их бытия Он направилвсякую их мысль, и в своем бытии они выполняют свои дела ради свидетельствао себе, согласно величавому замыслу, и не подлежат изменению. В руке Егозаконы всему, и Он их поддерживает в их нуждах. Он сотворил человека длявладычества над миром и положил ему два духа, чтобы руководиться ими доназначенного Им срока. Это духи Правды и Кривды. В чертоге света-родословиеПравды, и из источников тьмы-родословие Кривды" (7). Означает ли этот текст, что ессеи верили в извечность зла? Безусловно,нет; до такой степени их дуализм не дошел. Они, как и все иудеи, оставалисьверными единобожию. Возникновение же зла кумранцы, вслед за автором КнигиЕноха, связывали с падением небесных иерархий. В "Дамасском документе"говорится: Они пали, "стражи небесные", поражены были, ибо не хранили велений Божиих, Ибо они следовали собственной воле. (8) Авестийская терминология лишьпомогла ессейским богословам подчеркнуть остроту мировой борьбы добра и зла,о которой говорили уже Даниил и пророки-апокалиптики. Знаменательно, что критерий разделения двух враждующих начал Уставвидит не в национальной или культовой области, но прежде всего в сфере этикии благочестия*. В этом, бесспорно, проявилось величие ессейства и значениеего в духовной истории. Здесь оно ближе всего к профетизму и Евангелию. ------------------------------------------------------------- * Отметим, что в яхад принимались и иноплеменники (герим),исповедовавшие иудаизм (СД, XIV, 3-6) Тремя столпами Кривды, или Велиала, названы невоздержание, богатство инечестие. Слуги Кривды-это насильники и угнетатели, люди растленные иалчные, беззаконно попирающие своих собратий. Правда же, напротив, стоит нааскезе, нестяжании и благоговении перед Сущим. Дух ее-это "дух смирения,долготерпения, великого милосердия, вечного блага, разума, разумения имогучей мудрости, которая внушает веру во все деяния Божий" (9). Но второй пункт кумранского символа веры сводит значение этого высокогоидеала едва ли не к нулю. Его подрывает идея предопределения, которая уессеев играла еще большую роль, чем в Книге Еноха. Иосиф Флавий не случайно приписывает им веру в Судьбу. Кумранскиетексты постоянно говорят, что пути людей обозначены "еще прежде, чем онибыли созданы" (10). И понимается это не в плане божественного предвидения,но в кальвинистическом духе -как неотвратимый детерминизм. Слуги Кривдытаковыми навек и останутся, спасены же будут одни "избранники"; они минуютСуд "за свои страдания и веру в Учителя Праведности" (11). Когда Богустановит владычество Правды, "дух Кривды будет уничтожен вместе со своимислугами". "Люди Нового Завета" с радостью должны ждать расправы надгрешниками. Боевой пыл хасидов превратился таким образом в мрачный догмат омщении, несовместимый с евангельским призывом: "Молитесь за гонящих вас..." Если довести этот взгляд до логического конца, то окажется, чтокумранцы представляли себе мессианскую эру в виде полного искоренения всегочеловечесгва, кроме "сынов света". Некоторым ессеям подобная мысль все же стала казаться чудовищной. Онизадавались вопросом: не присутствует ли Правда где-нибудь еще, кроме ихпустыни? "Разве не все народы ненавидят Кривду? Разве не из уст всех народовраздается голос истины? Но есть ли уста и язык, придерживающиеся ее? Какойнарод желает, чтобы его угнетал более сильный, чем он? Кто желает, чтобы егодостояние было нечестиво разграблено? А какой народ не угнетает своегососеда?" (12) Конец этого текста утрачен, но вывод автора скорее всего малоуешителен.Хотя в мире есть тяготение к добру, но люди не способны его осуществить и,следовательно, обречены. Суровость Второзакония, помноженная на фанатизм Авесты, воскресила вКумране давно забытые идеи "священной войны". Вся литература ессеевпроникнута враждой к иноверцам, к миру. Община, которую хотят изобразитьчуть ли не "колыбелью Евангелия", довела нетерпимость до крайнего предела."Сыны света" отнюдь не желали обращать других к истине, миссионерский духбыл чужд им. Напротив, они с нетерпением ждали, когда их призовут на битвупротив "сынов тьмы". В одном из свитков это сражение описывается с весьма реалистическимиподробностями. Там перечислены рода войск и оружие, боевые порядки иманевры. В бой выступят "избранники" вместе с ангелами, чтобы "никто изсынов тьмы не избежал гибели". Эсхатология выглядит уже как своего родамировая революция, как террор праведников. "Идите и научите все народы",-говорит Христос, девиз же секты можнобыло бы выразить словами: "Истребите все народы", ибо она считала, чтозаблудшим нет ни помилования, ни спасения. Нравственный облик ессеев омрачает не только эта тенденция. Ихзаконническое буквоедство оставило далеко позади даже самых закоснелыхформалистов среди фарисеев. Правда, отрыв от Храма ослабил для них значениецерковных ритуалов, а священные омовения и другие внешние знаки набожностисчитались бесплодными без искреннего покаяния. Но наряду с этим в Кумранепроцветала дотошная пунктуальность по отношению к законам о чистом инечистом, об осквернении и субботе. В субботу запрещалось брать на рукиребенка, мести пол, вытаскивать скотину или человека, упавших в яму. В этотдень нельзя не только работать, но и говорить о работе (13). Подобные предписания делают секту настоящим антиподом христианства.Ведь Тот, Кто ставил самарянина в пример священнику и левиту, Кто говорил:"Суббота для человека, а не человек для субботы", Кто входил в дома мытарейи грешников, должен был в глазах ессеев казаться величайшим нарушителемЗакона. Если они и знали Иисуса, то несомненно судили Его куда строже, чемфарисеи Принявший же Евангелие член секты неизбежно был вынужден отойти отнее. И пусть эти обращенные "сыны света" принесли в Церковь некоторые своиобычаи, но, став христианами, они должны были внутренне переродиться,отринуть мнимый "Новый Завет" и обрести подлинный, "начертанный в сердцах",тот, который действительно предсказывали пророки. Те же ессеи-христиане,которые не смогли освободиться от законнического гипноза, обречены былисоздавать ереси и расколы, отделяясь от Вселенской Церкви. Знаменательно,что учение первых сект христианства обнаруживает тесное родство с доктринойКумрана (14). Учитель Праведности умер, вероятно, между 120 и 110 годами (15).Некоторые историки доказывали, что он кончил жизнь мучеником и что в Кумранеждали его вторичного явления в качестве Мессии. Основание к этому дают лишьдве, впрочем, весьма неясные фразы. В первой говорится о "людях совета",которые не помогли Учителю против "человека лжи", когда праведник "былобличаем". Слово "обличаем" иногда переводят как "наказан" и видят в этомсвидетельство о казни Наставника. Между тем "человеком лжи" был один изсоперников реформатора внутри общины, который едва ли мог его казнить. Крометого, слово бето-кахат не означает обязательно кару; чаще всего онопереводится как порицание, выговор, обличение, что вполне гармонирует сконтекстом (16). Но даже если речь шла о наказании, оно могло заключаться нев насильственной смерти, а в тюремном заключении. О темнице, как мы ужевидели, говорят и "Гимны". В толковании на 37-й псалом упомянуто о суде надУчителем, но нигде нет прямых указаний на гибель от руки палача. Во втором тексте сказано, что Учитель "восстанет в конце дней". Ноздесь, вероятно, имеется в виду общее воскресение мертвых, которого ессеиожидали в будущем (17). Усматривать же в этой фразе аналогию с пасхальнойтайной по меньшей мере неосновательно. "Дамасский документ" упоминает о "кончине" Учителя в спокойном,эпическом тоне без малейших намеков на мученичество. При этом сказано, чтовремя заключенного с ним Завета продлится "до предстания Мессии Аарона иИзраиля" (18). Следовательно, сам Наставник не отождествлялся с Мессией. Но почему Помазанник носит столь необычный двойной титул? Дело в том,что мессианские идеи ессеев были крайне запутанны и противоречивы. СынДавидов был для них "помазанником Израиля", но многие считали его лишьвоенным вождем. Поэтому они говорили также о втором Мессии-"ПомазанникеАарона", то есть архиерее будущего Царства. Кроме того, ждали, кажется, ещеи третьего Мессию-Пророка. Помазанник-архиерей считался рангом выше "Мессии Израиля". В одном изкумранских толкований описана священная трапеза, происходящая после победынад "сынами тьмы". На ней восседают оба: Царь и Первосвященник, причемпоследний явно главенствует. Ему принадлежит честь начать торжество. Ивообще во всех своих делах "Сын Давидов" обязан будет следовать"наставлениям священников". Тут явно сказались антимонархические настроенияэпохи (19). Бытовало среди ессеев и другое представление о Мессии. Некоторые из нихсчитали, что Владыкой Царства Божия, победителем Велиала станет воскресшийМелхиседек, древний царь-жрец Иерусалима. Ему будут вручены и митра и корона(20). Впоследствии автор Послания к евреям, которое, как полагают, былоадресовано к обратившимся ессеям, назовет Иисуса Мелхиседеком, давая тем самым понять, что в Его Лице соединялась всяполнота мессианства (21). Смерть Учителя не привела к угасанию его секты. В разных уголкахпобережья стали даже появляться новые поселки ессеев. Некоторые из нихотказались от монашеских правил. Только в Кумране сохранился принципбезбрачия; в других же местах возникли лагеря женатых людей. "Коммунизм"очень скоро был ими оставлен: каждая семья имела во владении дом, участокземли и рабов (22). На кладбищах этих общин найдены останки и мужчин, иженщин, и детей. Во времена Флавия уже давно существовали две ветвиессейства: аскетическая и менее строгая. На рубеже II и I веков до н. э. ессеи стали поселяться и в городах. Уэтих сектантов, живших "в миру", естественно возникали контакты синоверцами. Некоторые ессеи даже пытались распространять свои взгляды. Так,Иосиф Флавий рассказывает, что в Иерусалиме около 100 года до н. э. приобрелизвестность некий ессеи по имени Иуда. Он обладал даром прозорливости иблагодаря этому завоевал немало последователей (23). Флавий утверждает, чтоИуда никогда не ошибался в своих предсказаниях. Тем не менее исход из пустыни части ессеев не означал отказа отпринципа обособленности. Они по-прежнему относились к людям иного толка сосуждением и неприязнью. Особенно враждебны они были к саддукеям. Впрочем, ифарисеев они не щадили, называя их "толкователями скользкого" и "Эфраимом",то есть племенем, отпавшим от истинного Израиля (24). Фарисеи переживали тогда трудные годы. Страной правил Александр Яннай(104-78). Современник Суллы, он был столь же жесток и деспотичен, как иримский диктатор. За свои зверства Яннай был прозван "фракийцем". Егопридворные - саддукеи - вели постоянную борьбу с фарисеями, популярностькоторых в массах день ото дня росла. Вместе с Яннаем саддукеи ходили в военные походы, которые, как правило,кончались успешно. Но победитель нашел непримиримого врага в лицесобственного народа. Подданные не любили его и, казалось, ждали любогопредлога для возмущения. Яннай смог в этом убедиться, когда явился в Храм напраздник Кущей, чтобы в качестве первосвященника принести жертву. Царь не захотел совершить возлияния водой, ибо этот обычай одобрялифарисеи, и выплеснул ее на землю (25). Вызов был принят, толпа стала кричатьи швырять в Янная чем попало. Греческим наемникам было приказано немедленноподавить бунт. После бойни вокруг Храма осталось несколько тысяч трупов. Но евреи,которых не запугал даже Антиох, тем более не собирались отступать передсобственным тираном. Фарисеи, прежде вполне миролюбивые, решились возглавитьвосставший народ. В результате вспыхнула гражданская война, которая длиласьнесколько лет. В конце концов доведенные до крайности фарисеи пошли набезумный шаг. Они призвали в Иудею Селевкидов. Деметрий III, решив, что представился случай вернуть потерянныевладения, поддержал врагов Янная; на стороне же иудейского царя сражалисьгреки-наемники. Однако в критический момент патриотизм взял верх надненавистью и многие вновь перешли в Яннаево войско. Это спасло Хасмонея, асирийский царь предпочел удалиться из Палестины. Подавив в 88 году восстание, Александр жестоко отомстил фарисеям. Онвелел распять на крестах восемьсот зачинщиков и пировал, глядя на ихсмертные муки. Ессеи были встревожены этими трагическими событиями, хотя прямо вборьбу не вмешивались, предпочитая, чтобы "сыны тьмы" сами пожирали другдруга. Впрочем, они ввели у себя воинскую повинность, чтобы быть готовыми клюбым неожиданностям (26). Хаос в стране, вероятно, казался им предвестиемпоследней всемирной битвы между "избранниками" и полками Велиала. Они осуждали "толкователей скользкого", по вине которых "не переводитсяиноземный меч, пленение, грабеж, разжигание междоусобной борьбы, уход визгнание из страха пред врагом и множество трупов грешников" (27). Но иЯнная, этого "яростного льва", кумранцы считали преступником. Они быливозмущены его "местью, учиненной над толкователями скользкого", особенно егоприказом "вешать людей живыми, чего не делалось прежде в Израиле" (28). Этастрашная казнь-пытка вызвала у всех ужас и отвращение. Раньше ее применялилишь финикийцы, а от них через Карфаген заимствовали римляне (29). И воттеперь в святом граде впервые поднялись кресты, вопия к небу о безмерностичеловеческого падения и сатанинской жестокости. После казней восемь тысяч иерусалимлян бежало из города. Среди них,конечно, было много фарисеев. Одни скрылись в соседних землях, другие ушли впустыню, где им пришлось столкнуться с эссенами. В кумранском толковании на пророка Наума мы читаем: "Простецы Эфраима отделились от их собрания и, покинув вводящих взаблуждение, присоединились к Израилю" (30). Следовательно, часть фарисееврешила примкнуть к "сынам света" и вошла в их общины. Из-за притока беженцев ессейские поселения сильно разрослись. Искателейуединения это должно было тяготить и смущать, и, быть может, именно тогданекоторые ессеи и задумали эмигрировать из Палестины. Столетие спустя Филон писал, что к западу от Александрии, в тихих рощаху берегов Мареотидского озера живут люди, которые "стремятся к бессмертнойблаженной жизни". Они отказались от имущества, семьи, родины и целикомпосвятили себя молитве, созерцанию и изучению Библии. Их называлитерапевтами, целителями, что, по-видимому, есть ошибочный переводарамейского слова хасайя, ессеи. Весь образ жизни терапевтов и уставы их монастырей настолько сходны скумранскими, что историки почти единодушно признали в них египетскую ветвьессейства (31). Возникла она скорее всего в те годы, когда смуты в Палестинеи перенаселенность ессейских лагерей заставили некоторых членов орденапокинуть страну и образовать свои "скиты" в Египте. Яннай между тем стал понимать, что его война с собственным народомможет погубить династию. Его жена Саломея, женщина умная и энергичная, быласестрой известного фарисея Симона бен-Шетах. Она поддержала мысль царя онеобходимости мира с "благочестивыми". Умирая, Яннай передал ей власть изавещал отныне опираться только на фарисеев. С тех пор положение в стране резко изменилось. Саддукеи были отстраненыот власти, а те, что подстрекали царя расправиться с фарисеями, наказаны.При Саломее партия Симона бен-Шетах достигла господства. Симон смягчил иулучшил уголовное право, основал школы для обучения детей Торе. Талмудназывает его "восстановителем Торы, вернувшим короне Закона ее прежнийблеск" (32). Фарисеи добились и того, чтобы духовная и светская власть былиразделены. Царица правила единолично; старший сын ее, вялый и изнеженныйГиркан, был поставлен архиереем, а младший, властный и заносчивый Аристобул,удален в частную жизнь. Однако мир длился недолго. При поддержке саддукеев Аристобул стал тайноготовиться к захвату престола. В 69 году, когда Саломея скончалась в своемдворце, часть войска провозгласила его монархом и первосвященником. Гиркан был лишен сана, но оставлен в Иерусалиме под надзором. Этотинертный человек легко смирился бы со своей участью, если бы не сталигрушкой в руках идумеянина Антипатра. Тот подбил Гиркана бежать изИерусалима и искать помощи у иноземцев. Неизвестно, как далеко шли планыАнтипатра, впоследствии ставшего основателем династии Иродов, но именно оноказался могильщиком Хасмонейского дома. Он раздул пламя вражды междубратьями и внушил Гиркану мысль, что его права защитят римляне. К этому времени Рим пережил борьбу вокруг реформы Гракхов и диктатуруСуллы, подавил восстание Спартака и начал развернутым фронтом вестинаступление на Восток. В 66 году Гней Помпеи сломил военную мощь Понта иКавказа, а через два года появился в Сирии. Иудеи уже понимали, что избежать нового иноземного владычества неудастся. Стоял лишь вопрос: кого из претендентов на трон признает римскийполководец. Аристобул допустил ряд тактических ошибок, и Помпей принялпоэтому сторону Гиркана. Однако Аристобул не согласился с этим решением, икогда Иерусалим открыл римлянину ворота, он укрепился в храмовой цитадели,готовясь выдержать штурм. Три месяца длилась блокада; наконец 10 октября 63 года крепость былазахвачена. Римские солдаты ворвались в святилище. Даже в самом Храме онивстретили отчаянное сопротивление. Среди общей сумятицы лишь священникипродолжали совершать богослужение... Аристобул был взят в плен и отправлен в Рим. Помпей же после захватаХрама проник в Святая Святых. Но, удовлетворив свое любопытство, он ни кчему не притронулся, ибо римляне привыкли терпимо относиться к чужеземнымкультам. Фарисеи просили Помпея не восстанавливать монархии, и весь народподдержал их. Поэтому, объявив о присоединении Иудеи к Риму, Помпеи сохранилза Гирканом лишь звание первосвященника. Падение Хасмонеев никто не оплакивал. Хотя основатели династии былипрославленными героями, наследники их слишком часто испытывали терпениенарода. Фарисеи могли быть довольны исходом дела. В "Псалмах Соломоновых"приход Помпея изображался ими как справедливый Божий приговор. Истиннымцарем Иудейским они могли признать только потомка Давида, а до его прихода,по их мнению, царствовать должен был только Закон. Его блюстителей несмущало, что страна подпала под иноземное иго. Ведь оно проявлялось лишь всборе дани и поддержании порядка и не касалось религиозной жизни Общины. Точно так же отнеслись к концу Хасмонеев и ессеи. Они утверждали, чтопророки уже давно предсказывали нашествие киттиев, могучего западногонарода, который станет орудием наказания грешных. Толкуя книгу пророкаАввакума, один из кумранских книжников писал о новом "биче Божием": "Этоотносится к киттиям, которые топчут страну конями своими и скотом своим;издалека идут они, с островов моря, чтобы пожирать все народы, подобно орлу"(33). И в самом деле, Рим шел к созданию мировой державы. Открывалась новаяглава истории, и уже народилось поколение, которому предстояло бытьсовременником евангельских событий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление