Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В мире демонов и духов




X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

Начало христианскому пониманию религиозной истории было положеноапостолом Павлом13. Он утверждал, что отпадение человека от Бога поверглоего во мрак идолопоклонства, но что это, однако, не остановило поисковневедомого Божества среди людей. Апостол указывал на двойственный характеррелигиозного процесса в истории. С одной стороны, в нем обнаруживаетсядеградация и затмение Истины, но с другой - виден путь восхождения. Первоначальное непосредственное ощущение Бога ослабевало, оттесняемоеязычеством. Эта нисходящая линия есть результат ложного самоутверждениячеловека, восставшего против Творца. Стремление к автономии, запечатленное вбиблейском сказании о Древе Познания, раскрывается апостолом как кореньГрехопадения. Желание "быть как Бог" отдалило человека от Источника Жизни ипоработило его демонам и стихиям. Оно не только породило многобожие, но ивскормило магию, магическое миросозерцание. Магизм усматривал во Вселенной некие неизменные законы и силы,овладение которыми якобы сулило человеку благоденствие. Он был более всегозаинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняясебе видимый и невидимый мир. Подлинная религиозная жажда была чуждаМагизму, ставившему на место молитвы, веры и любви волхвование, заклятие,принуждение. В этом проявлялась его глубинная связь с Грехопадением, спритязаниями человека утвердить свою волю выше воли Божественной. Но стихия Магизма не смогла окончательно захлестнуть человека, ибо грехне угасил искры Божией, вложенной в него. Поэтому уже в древнейших культурахмы сталкиваемся с первыми попытками сбросить власть магии и обрестиутраченного Бога. Символом этой тоски по Небу апостол Павел избралжертвенник "Неведомому Богу", увиденный им в Афинах. Такое телеологическоепонимание религиозной истории позволяет различать в ней иерархию ценностей исвоего рода этапы, подготовлявшие мир к принятию Благой Вести. Отцы Церквипридавали большое значение этому предварению Евангелия в дохристианскоммире. "Философия, - говорил Климент Александрийский, - была таким жедетоводителем эллинов ко Христу, каким закон был для иудеев"14. Самым большим достижением древних мистиков и философов явилось ихвозвращение, пусть и неполное, к единобожию, которое вновь возрождалосьпосле веков безраздельного господства язычества. Таким образом, в религиозно-историческом процессе обнаруживаются двапротивоположных пути: путь от Бога и путь к Богу. И если упадок и магическийполитеизм суть плоды замутненного грехом сознания, то в богоисканииосуществляется "великий факт исторического откровения, действие спасающегоБога, Божественный план воспитания человека, возможность духовного ростачеловечества и его поступательного движения к высшим ступеням"15. Борьба Магизма с Единобожием не ограничивается древним миром. В нейпроявляется извечное противостояние двух полярных сил религиозной жизни.Анри Бергсон в своей замечательной книге "Les deux sources de la morale etde la Religion" (1932) называет эти два начала "статической" религией ирелигией "динамической". В терминологии Н. Бердяева это -"объективированная", "социоморфная" религия и религия Духа16. М. Тареевопределил магический тип верований как состояние "религиозной вражды",которое преодолевается раскрытием "религии богосыновства"17. Этой духовной борьбе и поискам посвящена настоящая книга. В ней мыпроследим, как ручеек Единобожия пробивался через преграды язычества имагии, познакомимся с духовной историей классического Востока, Индии иГреции. Но в центре картины будет израильская религия, и это не случайно. Откровение Ветхого Завета уникально, даже если смотреть на него простокак на одну из древних религий. Только здесь звучит голос единого,надмирного и одновременно всеобъемлющего и личного Бога. Если предвосхищениеЕвангелия можно найти у многих философов и учителей, то единственными Егопредтечами в прямом смысле слова были пророки Израиля. Огненный рубежотделяет естественное, интуитивное богопознание от библейской Теофании, отсамоявления Бога в Ветхом Завете, от завершенного Богочеловеком ЗаветаНового. "Христианство и иудейство, - как верно замечает Ж. Даниелу, - неявляются следствием имманентной эволюции религиозного гения человечества,лишь сравнительно высокоразвитым ее проявлением. Они представляют собойвторжение в историю трансцендентного Бога, который вводит человека в сферу,прежде для него закрытую. В этом смысле можно, вслед за Гвардини,противопоставить Откровение и религию. Библия - результат БожественногоОткровения, направленного людям всех религий"18. Однако было бы ошибкой мыслить Откровение в виде некоего одностороннеговоздействия на человека. Церковь всегда усматривала в нем богочеловеческуютайну, ибо оно есть преломление небесного света в духе сынов земли. В самойБиблии мы находим пример органического соединения Божественного ичеловеческого. В ней отражен долгий путь раскрытия полноты Слова Божия,процесс постепенного очищения и просветления несовершенной природы человека.Поэтому так важно исследование исторической и литературной формы Библии,которому служит критическая библейская наука.До возникновения критической библеистики толкователи Писания исходилилибо из буквального его понимания, либо из аллегорического. Буквальное -нередко приводило к соблазнам, недоразумениям и ошибкам. Аллегорическое же -оставляло слишком много простора для произвольных догадок. Библейская наукапомогла преодолеть эти крайности. Литературная критика текста священных книги сравнение их с памятниками Востока способствовали как уточнению прямогосмысла Библии, так и пониманию ее духовного провозвестия. Начало критической библеистике было положено католическими ипротестантскими богословами, а также внеконфессиональными религиознымимыслителями. В настоящее время ее выводы и методы получили полное признаниев западном богословии. Православные библеисты в силу исторических причиндольше других стояли в стороне от новых школ, но, в конце концов,необходимость библейской критики была признана и многими выдающимисяпредставителями православной мысли. Среди них С. Трубецкой, Вл. Соловьев, С.Булгаков, Б. Тураев, А. Ельчанинов, Н. Бердяев, В. Веллас, Н. Арсеньев и др.Особенно нужно отметить выступление известного богослова, историка иЦерковно-общественного деятеля А. Карташева, который выпустил специальнуюкнигу о ветхозаветной критике. В ней он призвал православных богослововоставить устаревшие концепции и пользоваться критическим методом в изученииСвященного Писания. "Тут, - подчеркивал он, - миссионерский долг и подвигверы и церкви"19. По проложенному им пути идет в своих работах ректорПравославного института в Париже О. А. Князев. Итак, в целом современные богословы не усматривают в совершенствованииметодов литературно-критического анализа Библии посягательства на еедуховный авторитет. Уже одно это должно заставить задуматься апологетовотживших представлений, которые еще нередки, особенно среди православных ипротестантов. Думается, что наш религиозный долг гораздо больше заключаетсяв поисках истины, нежели в том, чтобы любой ценой сохранить старыепредставления. Библейская критика помогает более полно восстановить картинуветхозаветной истории, устраняет бесчисленные затруднения, с которымисталкивалось богословие в докритический период, и поэтому она играет и будетв будущем играть важную роль в общехристианском сознании.Предлагаемая книга не есть узкоспециальный труд, и менее всего этоучебное пособие. Она, как и остальные части цикла, была задумана скорее вдухе повести или даже поэмы. Однако читатель не найдет здесь ничего такого,что не опиралось бы на первоисточники и на выводы современных исследований. Для того чтобы рассеять недоумения, связанные с библейской критикой, вконце книги дан ряд приложений, посвященных основным проблемам изученияБиблии. При цитировании Священного Писания в основу был положен синодальныйперевод, но для уяснения смысла некоторые места (особенно поэтические) былипереведены автором заново по критическому изданию Ветхого Завета20. Мне хотелось бы, чтобы эта книга не была воспринята просто как повестьо далеком прошлом. Как бы ни изменялся мир, есть проблемы, которые всегдабудут волновать людей. Поиски, ошибки и духовные прозрения человечества немогут оставить нас равнодушными, особенно сейчас, в эпоху кризисов,разочарований и новых жестоких заблуждений. Сегодня для многих наступаетвремя сделать внутренний выбор. И высшей наградой для автора было бысознание того, что встреча с далекими предшественниками хотя бы в чем-топомогла нашим современникам в их поисках Пути, Истины и Жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение 1. См., например: S. Radhakrishnan. Recovery of Faith, 1956, p. 178. 2. См.: К. Bart. Theologische Fragen und Antworten, B. Ill, 1957, p.10. 3. Об этом подробно в специальной книге: J. Danielou. Les saints paiensde l'Ancien Testament, 1956. 4. Отношение Филона к эллинству рассмотрено в работе В. Ф. Иваницкого"Филон Александрийский" (Киев, 1911). 5. См.: Св. Юстин. Апология, 1, 20; Феофил. К Автолику, 2, 8; Афинагор.Прошение о христианах, 6, 31; Минуций Феликс. Октавий, 18-19. 6. Прп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. Беседа сМотовиловым. 1914, с. 37. 7. Иннокентий Херсонский. О религии христианской. - Собр. соч., т. XI,1877, с. 242. 8. Вл. Соловьев. Чтения о богочеловечестве.- Собр. соч., III. СПб. 1911- 1914, с. 37. 9. А. Туберовский. Воскресение Христово. Сергиев Посад, 1916, с. 152. 10. Н. Бердяев. Наука о религии и христианская апологетика. - "Путь",1928, Э 6, с. 59. 11. J. Danielou. Dieu et nous. Paris, 1956, p. 52. 12. Декларация об отношении к нехристианским религиям. Рим, 1967, с. 4. 13. Мысли ап. Павла о язычестве заключены в Деян. 17, 23-29 и Рим 1, 18См. великолепный комментарий к этим текстам у А. Введенского (Религиозноесознание язычества, М., 1902, с. 206). 14. Климент Александрийский. Строматы, 1, 5. 15. N. Arseniev. Revelation of Life Eternal. New York, 1963, p. 41. 16. См.: Н. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого. Париж, 1952, с. 222 17. М. Тареев. Основы христианства, т. III. Сергиев Посад, 1908, с. 167сл. 18. J. Danielou. Dieu et nous, p. 14. 19. Л. Карташев. О ветхозаветной библейской критике. Париж, 1947, с. 6.См.: А. Ельчанинов. История религии, М., 1909, с. 97; Б. Тураев. Историядревнего Востока, т. 2. Л., 1936, с. 28; С. Булгаков. Два града, т. 2, 1911,с. 52. 20. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittell. Stuttgart, 1966. Часть I ДОИСТОРИЧЕСКИЙ МИР Глава первая НАЧАЛО РЕЛИГИИ. БОГИНЯ-МАТЬ Земля-Владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. Вл. Соловьев Кто не замечал той удивительной перемены, которая происходит в природепри наступлении ночи? Эта перемена особенно чувствуется в летнем лесу. Днем его оглушаетмногоголосое щебетанье птиц; легкий ветер, раздвигая ветви берез, открываетбезоблачную синеву; солнечные блики проскальзывают сквозь зеленый сумраклистьев, играют среди мха. Поляны напоминают уголки тихого и величественногохрама. Яркие пятна бабочек и цветов, стрекотание кузнечиков, аромат медуницы- все это сливается в радостную симфонию жизни, которая захватывает каждогои невольно заставляет дышать полной грудью... Совсем иначе выглядит тот же лес ночью. Деревья приобретают зловещие ифантастические очертания, голоса ночных птиц похожи на жалобные стоны,каждый шорох пугает и заставляет настораживаться, все проникнуто тайнойугрозой и враждебностью, а мертвенный свет луны придает порой этой картинеоттенок, близкий к видению бреда или кошмара. Природа, такая гармоничная идружелюбная при свете солнца, внезапно как бы поднимается против человека,готовая мстить, уподобляясь древнему чудовищу, с которого сняты чарызаклятия. Этот контраст мог бы стать символом той перемены, которая произошла вмироощущении наших далеких предков на заре человечества. Врата мировой тайнызакрылись перед ними, их стало покидать ясновидение и духовная власть надцарством природы. Они очутились одни в огромном враждебном мировом лесу,обреченные на тяжелую борьбу и испытания. Не только свой хлеб человек стал добывать "в поте лица", но и духовныебогатства ему пришлось завоевывать напряженным усилиями многих поколений.Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития, на которой емупредстояло падать вставать, ошибаться и приближаться к истине, искать ипреодолевать преграды. Величие и красота истории человеческих поисков утраченного Богазаключается в том, что человек всегда испытывать неудовлетворенность,никогда (пусть и бессознательно) не забывал той "райской страны", которуюпокинул. Тогда, когда он впервые осознал себя в мире, он "говорил с Богомлицом к лицу Теперь эта непосредственность общения нарушилась. Духовнакатастрофа воздвигла стену между людьми и Небом. Но человек не утратилсвоего богоподобия, не утратил способности хотя б в слабой степени познаватьБога. На ранних этапах в первобытном богопознании еще ясно жило ощущениеБожественного Единства. Мы уже видели, что у многих примитивных племен,сохранивших быт своих далеких предков, сохранились и след первоначальногоединобожия21. Даже у народов, вступивших и путь развития цивилизации, мысможем обнаружить следы это древнейшей веры. Но каков бы ни был культ, каковы бы ни были формы богопочитания - этоне было уже первоначальное лицезрение Единого. Религия - т. е.восстановление связи между человеком и Богом - начинается в историичеловечества после Грехопадения. "Пафос религии, - говорит С. Булгаков, -есть пафос расстояния, и вопль ее - вопль богооставленности"22. То, что едано, нет нужды связывать, связь возникает как результат стремления преодолетьразрыв. Человек каменного века, как и человек наших дней, остро чувствуеттяжесть Великого Разрыва. А на протяжении веков он порой увеличивался ипропасть углубилась. Происходило это не потому, что Бог покидал человека, ипотому, что человек удалялся от Бога. Правда, уже с самых первых шагов мынаходим выражение чувства вины перед Богом желание ее искупить. Библия неслучайно в начале всякого проявления религиозного чувства, т. е. культа,ставит жертвоприношение23. В нем отразилось пусть смутное, но сильноестремление человека загладить свой грех и восстановить единство с Богом.Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, людикак бы заявляли о своей готовности следовать велениям Высшей Воли. Но обрести прежнюю гармонию было труднее, чем потеря ее. Поэтому мывидим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяютвнимания природному миру. Духовные силы, которые связаны со стихиями,начинают казаться им более близкими, более нужными помощниками в жизни. Ведьот них зависит успех охоты, они властители очага и рода. Постепенно Бог в сознании первобытного человека начинает отступать назадний план, становится далеким и безличным. Характерно, что у большинстваплемен, даже сохранивших следы древнего единобожия, мы почти не видим культаВысшего Божества. О Нем знают, что Оно существует, но Оно бесконечно удаленоот мира, от жизни людей и кажется безразличным к их судьбам24. У некоторых народов образ Бога еще больше расплывается и сохраняетсялишь в виде смутного представления о некой мировой духовной силе. Онабезлична, ибо человек уже утратил личный контакт с ней. К этой силе, всущности, невозможно обращаться с молитвой, хотя в какой-то степени она всеже влияет на жизнь. Так, индейцы-алгонкины под именем Маниту почитают не столько личногоБога, сколько надмирную Силу25. Представления о ней мы встречаем и у жителейМалайи. Эта Сила носит определенно сверхъестественный характер. Ее называютМана26. У папуасов, по свидетельству Миклухо-Маклая, эта таинственная стихияименуется Оним. По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая "Вангарр -вечная, неопределенная, безликая сила, которая проявила себя во дни созданияи продолжает оказывать благотворное влияние на жизнь по сей день"27.Эскимосы так называют эту сверхъестественную энергию - Хила28. У африканскихнародов мы также находим понятие о Мана. У обитателей Западного Судана ееимя - Ньяма, у пигмеев - Мегбе, у зулусов - Умойя, у угандийцев - Жок, усеверных конголезцев - Элима. Некоторые ученые даже считали, что этот культ- характерная особенность всех африканских религий29. Весьма интересно иглубоко по смыслу представление о Высшем начале у североамериканскихиндейцев. "Религиозная вера дакотов, - пишет один исследователь, - не вбожествах как таковых, она - в таинственном непознаваемом Нечто, которогоони суть воплощения... Каждый будет поклоняться некоторым из этих божеств ипренебрегать Другими, но величайшим объектом поклонения, каков бы ни был егопроводник, является Таку Вакан, который сверхъестественен и таинственен. Ниодин термин не может выразить полного смысла дакотского слова "Вакан". Оноохватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность"30. Эта сила,которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров - Вангарр, пронизываетсобой всю природу31. Она объединяет в духовном единстве людей, животных,растения, камни. Она тождественна с идеей Мана у полинезийцев. Сила эта распределяется в мире неравномерно, люди могут обладать ею вбольшей или в меньшей степени. Тот человек, которого сопровождает удача,который отличается ловкостью и красотой, - тот имеет "много Маны". Она можетпередаваться от одного предмета к другому, человек может стать причастен кней посредством прикосновения и посвящения32. Наряду с этим процессом обезличивания Высшего Единства, превращения егов неопределенную Силу все большую и большую роль в первобытном мировоззренииначинает играть Всеобщая стихия природы, или Душа мира.Вл. Соловьев в своем исследовании о мифологии дал блестящий анализэтого выделения из Божественного Единства Богини-Матери. Она начинаетрисоваться как общая Родительница всех живущих, как супруга БожественногоОтца33. В противоположность далекому Богу, утратившему черты личного существа,это женское божество вполне конкретно и неустанно печется о нуждах людей.Она - владычица леса и моря, посылающая удачу в охоте и дающая изобилие. Вэтом веровании нашло свое воплощение острое чувство мистичности природы,одухотворенности всего мироздания. Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщегораспространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На огромномпространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки,вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которыхнайдено в Австрии, условно называют "венерами". Всех их объединяет однаважная черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекаетпервобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалосьпредположение, что древние женщины, как женщины некоторых современныхпримитивных племен, имели в действительности такие огромные груди и отвислыеживоты. Но если признать, что в "венерах" отразилось лишь стремление креализму, то остается предположить, что у первобытных женщин не было лица ибыли крошечные руки. "Порою, - писал П. Флоренский о "венерах", - подчеркивание особенностейженского организма превосходит пределы даже шаржировки, и статуэткаизображает уже женский безголовый торс, в котором особенно выделены бедра игруди. Наконец, последний предел упрощения - статуэтка, представляющая однитолько груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшегонамека на мышление. Это - древнейшее воплощение идеи "вечнойженственности"34. Разгадка необычайных черт в фигурках "венер" кроется в том, что онибыли, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Этоне что иное, как идолы или амулеты Богини-Матери. Изображения "венер" обильны и в исторических слоях. Они найдены и вдоарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере.Сходство их сразу бросается в глаза35. Создается впечатление, что культМатери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережиткиотдаленных неолитических времен, почти повсеместно находим культ всеобщейМатери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного36. Уэвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкойВселенной и одновременно матерью зверей и людей. Кетское женское божествоТомам (ам - дословно "мать") функционально подобно эвенкийской БугадыЭнинитын37. Другое название эвенкийской богини - Бугады Мушун38. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнеминдийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на однойпечати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины,из лона которой поднимается растение39. В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всехкультурных народов периода начала письменности. "Та, которая рождает плодыземли" - египетская Исида, малоазиатская Кибела, чья скорбь несет умираниерастительности, ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонскаяАстарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готоваянакормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней Матери мира. Вязыческой Руси слово "Мать-земля" имело не просто метафорическое значение.Оно обозначало душу природы, богиню, супругу "Хозяина неба". Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляетоживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ейпоют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаютсяцветы и наливаются плоды. Ее радость - это радость всего живущего; ее глазасмотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, онапроносится над миром в дуновении весеннего ветра. Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества изаблуждений? Не свидетельствует ли она о том, что Душа Природы была ближе ипонятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Давпрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира неумерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистическойфилософии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словахТютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности жреческиефункции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцевзаклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание отом, что "обряды плодородия" были учреждены женщинами. По одному ирокезскомупреданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещалапротащить свое тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырасталобильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры40. Там,где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и другихсеверных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду41. А таинственныефрески с о. Крита свидетельствуют о том, что в особо священные моментымужчина должен был облачаться в женский костюм42. Да и кто, как не женщина - живое воплощение мировой Матери, должнадержать в руках тайны культа? Не носит ли она в своем теле тайну рождения?Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих другихнародов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, такжевозглавлялся жрицами. А римские весталки в древности имели гораздо большеезначение, чем впоследствии. Вспомним, что важнейший греческий оракул вДельфах основывался на прорицаниях жрицы. Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах естьлишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магиябыли в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин ониоказывались в роли вождей и руководителей племени. Как отзвук этих временможно рассматривать власть Великой Жрицы на о. Крите. Хотя в настоящее времяученые не пришли к единому мнению относительно происхождения матриархата,тем не менее ясно, что он был свойствен большинству древних племен. Матриархальные верования проливают свет на те изображения каменноговека, где женщина ставится рядом с бизоном, оленем или другим промысловымзверем. Это магические символы, связанные с заклинаниями, которыепроизносили женщины перед охотой. Если судить по наскальным рельефамЛосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды,совершаемые хором женщин43. Материалистические авторы пытаются дать свое объяснение матриархату. Содной стороны, они готовы выводить его из "производственных отношений", а сдругой - ссылаются на групповой брак, известный у некоторых отсталых племен,при котором трудно установить, кто отец ребенка. При групповом браке линияродства велась по матери. Но так как групповой брак современных отсталыхплемен довольно сложное и, в сущности, позднее явление, то высказывалосьпредположение о первоначальном промискуитете, т. е. беспорядочных половыхотношениях в первобытном обществе44. На это можно возразить, что, во-первых, от родства по материнской линиидо главенства женщины в племени еще очень далеко, а во-вторых - гипотеза опервоначальном промискуитете, в сущности, ничем не доказана. Если хотят видеть здесь "наследие животных предков", то не следуетзабывать, что у многих животных и, в частности, у антропоидов мы находимзачатки семьи (с главенством самца). Даже такие далекие от человекасущества, как копытные, хищники или некоторые виды птиц, на периодыспаривания и воспитания детенышей образуют пары, которые часто приобретаютпостоянный характер. Когда думают, что любовь двоих - это какое-то высшее достижениецивилизованного человека, то в этом глубоко ошибаются. Близкое знакомство сбытом отсталых народов заставило признать у них те же чувства, что и у нас.Для примера приведем одну австралийскую легенду. "Жили в далекие временаюноша и девушка. Они очень любили друг друга. Когда юноша достигсовершеннолетия, его внезапно оторвали от дома и от девушки: он должен былпройти обряды посвящения, продолжающиеся год или больше. Разлука сильноподействовала на девушку. Она смутно представляла себе те болезненныеиспытания, которые ждали ее возлюбленного, и боялась за него. Когда началосьпосвящение и всем женщинам приказали удалиться, девушка, нарушив самыйсуровый закон аборигенов, под покровом темноты пробралась к священномуместу. Поздно вечером один из стариков увел юношу в сторону от стоянки. Тамони устроились на ночь. Но парень не мог спать - очень болели свежие раны.При виде страданий своего возлюбленного девушке захотелось увести его отстариков и уйти с ним куда-нибудь далеко-далеко, где бы они могли житьспокойно и счастливо. Подобравшись поближе к костру, она, чтобы привлечьвнимание юноши, стала подражать крикам зверей. Когда юноша заметил ее,девушка велела ему следовать за собой. Но не успели они очутиться вместе,как проснулся страж и начал разжигать костер. Зная, что их обоих ожидаетсмерть, если их поймают, девушка обвила руками юношу и полетела с ним нанебо"45. Эти австралийские Ромео и Джульетта достаточно ярко показывают, чточеловеческое сердце всегда и всюду живет по своим законам. Путешественникиочень часто с удивлением отмечали, что отношения мужчин и женщин у самыхдиких племен удивительно похожи на те, которые имеют место у нас. Об этомсвидетельствует, например, английский исследователь Адриен Коуэлл,побывавший среди туземцев непроходимых лесов Южной Америки46. Эти наблюденияне дают нам права считать, что первобытный мужчина обращался со своей женойхуже, чем его потомки. Скорее наоборот - подчиненное положение женщины естьрезультат более позднего этапа, периода патриархата. Моногамный брак был обнаружен у пигмеев Конго и у диких туземцевМалакки, у одного из наиболее примитивных племен Колумбии и у народа ведда -обитателей Цейлона, у папуасов Доре, у туземцев Канарских островов и многихавстралийских племен47. Разумеется, при этом достаточно развито и чувство верности, и чувстворевности. А. Коуэлл в беседах с туземцами убедился, что и у них есть изменыи свои Отелло. "Ведь муж убьет, если узнает", - говорил один из туземцев,рассказывая о своих похождениях48.Исследования этнографов показали, что полигамия и полиандрия в целомбыли вторичными явлениями, которые обязаны своим возникновением особым,специфическим условиям жизни того или иного народа, того или иного племени.И даже в случаях узаконенной полигамии всегда выделяется "главная" или"старшая" жена, в чем легко усмотреть отзвук изначальной моногамии. "Оказались слабыми все аргументы, - говорит В. Вундт, - при помощикоторых старались из существующего положения первобытных народов вывестипервоначальное состояние человечества в виде орды, обходившейся без брака исемьи. Скорее и при групповом браке, который ценится как важнейшая частьэтого доказательства, и при более простых формах полигамии факты вездеуказывают на моногамию как на основу развития этих образований"49. Пусть естественная моногамия сохранилась не везде и не всегда, пустьистория человеческой семьи сложна и запутанна, ясно одно: посколькугрупповой брак не был изначальным и всеобщим, он и не мог послужить основойдля возникновения матриархальных представлений. Не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностяхпервобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание ролиженщины в доисторическом обществе было, несомненно, связано с расцветомкульта Богини-Матери и ведущей ролью шаманок и жриц. Эту связь на примере доисторической Греции с удивительнымпроникновением в дух верований проследил Вяч. Иванов. "Чем в отдаленнейшуювосходим мы древность, - писал он, - тем величавее рисуется нам образвещуньи коренных изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из ихтемного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы,восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительницы умершего. № Эпоха наибольшей чуткости к подсознательному и верности мнойотрицающей индивидуализацию Земле была эпохой владычества матерей... Всякоеисследование истории женских божеств, каким бы именем ни таиласьМногоимянная,...наводит нас следы первоначального феми-монотеизма, женскогоединобожия. все женские божественные лики суть разновидность единой богини,а эта богиня - женское начало мира, один пол, возведенный в абсолют"50. И подобно тому, как родоначальница племени была его общей матерью, таки первобытный культ Богини-Матери породил все последующие формы язычества.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1 21. См.: А. Мень. Истоки религии, гл. 10; N. Arseniev. Revelation ofLife Eternal. New York, 1963, p. 40 ff. 22. С. Булгаков. Свет невечерний. М., 1917, с. 321. 23. Быт 4, 3. Сторонники теории происхождения религии из культа мертвыхпытались вывести и жертвоприношения из этого культа. Однако известно, чтообычай класть пишу и предметы вместе с умершим далеко не повсеместен средипримитивных народов. 24. См., напр.: Е. Eylmann. Die Eingeborenen der KolonieSudaustraliens, 1908, p. 234; M. Kinsley. Travels in West Afrika, p. 442; Л.Skinner. Lenape. N. Y., 1921, p. 19. 25. С. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1964, с. 96. 26. Е. Durkheim. The Elementary Forms of the Religious Life, 1961, p.223. 27. У. Чеслинг. Среди кочевников северной Австралии, с. 169. 28. С. Токарев. Цит. соч., с. 89; К. Расмуссен. Великий санный путь.М., 1958, с. 65. 29. Б. Шаревская. Религия Африки, с. 67, 86, 188. 30. Цит. по: Ch. Dawson. Progress and Religion, I960, p. 76. 31. Ch. Dawson. Progress and Religion, I960, p. 71-72; E. Durkheim. TheElementary Forms of the Religious Life, p. 222; E. Norbek. Religion inprimitive world. 1961, p. 37. 32. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1930, с. 270. 33. Вл. Соловьев. Мифологический процесс в древнем язычестве. - Соч.,т. 1, с. 24 сл. В этой работе Соловьев исходит из работ Макса Мюллера поизучению Ведических текстов и из философии религии Шеллинга. 34. П. Флоренский. Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917, с. 57.Там же даны и сравнительные изображения "венер". См. также: 3. Абрамова.Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М., 1966, с. 64;П. Ефименко. Первобытное общество, 1938, с. 403; С. Дикшит. Введение вархеологию. М., I960, с. 167; С. Токарев, Религия в истории народов мира.М., 1976, с. 33, 15; S. К. Dikshit. Mother Goddess. Poona, 1943. 35. Сравнительные изображения см.: В. Никольский. Атлас по историирелигии. М., 1930, табл. 77; Д. Чаттопадхьяя. Локаята Даршана. М., 1961, с.333. 36. Л. Рид. Мифы и легенды страны Маори. М., I960, с. 9 сл. 37. Л. Анисимов. Космологические представления народов Севера. М.-Л.,1959, с. 21. 38. См.: Его же. Религия эвенков. М., 1958, с. 29; В. Анучин. Очеркишаманства у енисейских остяков. СПб., 1914, с. 76; Л. Штернберг. Первобытнаярелигия в свете этнографии. Л., 1930, с. 160; В. Равдоникас. Историяпервобытного общества, т. 2. Л., 1947, с. 31. 39. Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с. 296, 322. 40. Эскимосский охотник говорил Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины,убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашнихочагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться подудары" (В. Богораз. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительностик исследованию религиозных явлений. М.-Л., 1923, с. 23). О женщинах-шаманкахсм.: С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 147; Л. Анисимов.Религия эвенков, с. 179, 180, 182, 184, 205; Б. Шаревская. Цит. соч., с. 63. 41. См.: С. Токарев. Цит. соч., с. 148; Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с.300. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 356. 42. См. ниже главу XIV о Критской культуре; Ch. Dawson. Progress andReligion, p. 90. 43. См.: А. Анисимов. Этапы развития первобытной религии. М. - Л., 1967с. 28. 44. Эта точка зрения изложена Энгельсом в его книге "Происхождениесемьи, частной собственности и государства". Официально принятая у настеория первоначального промискуитета, т. е. беспорядочных половых отношенийв первобытном обществе, базируется на работах И. Баховена (1861) и особенноЛ. Моргана. Однако следует заметить, что маститый автор "Древнего общества"был, к сожалению, склонен к рискованным обобщениям, а за десятилетия,протекшие с выхода его книги (1877), открылись многие новые факты и многоеизменилось в методах этнографического исследования. "Это заставляет, - пишетсоотечественник Моргана американский этнограф Р. Лоуи, - признать Морганабезнадежно устаревшим. Его труд остается крупным, открывающим новые путипроизведением человека, обладающего большим умом и примерным трудолюбием, ночерпать оттуда познания о первобытном обществе в наше время - это то же, чтоизучать биологию по работам какого-нибудь натуралиста додарвинской эпохи"(Р. Lome. Primitive Society, 1925, р. 25). 45. Ч. Маунтфорд. Коричневые люди и красные пески. Путешествие по дикойАвстралии. М., 1958, с. 124. 46. А. Коуэлл. В сердце леса. М., 1964, с. 194. 47. "Религии наименее культурных племен". М., 1931, с. 192; о пигмеяхсм.: В. Вундт. Элементы психологии народов, СПб., 1913, с. 113. У бушменов,которые не обрабатывают земли, не имеют домашних животных и живут семьями,"общепринята моногамия" (И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с.129); X. Матей. Пигмеи. Бухарест. 1966, с. 100. 48. А. Коуэлл. Цит. соч., стр. 188. 49. В. Вундт. Элементы психологии народов. СПб., 1913, с. 40. 50. Вяч. Иванов. По звездам. СПб., 1909, с. 383, 412. Глава втораяВсе полно богов. Фалес Милетский Богиня-Мать - всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения,животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувствородства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного веказубры и медведи, орлы и бобры - это такие же дети природы, как и они сами.Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следыэтого чувства мы находим у многих примитивных народов. Когда эвенки охотятся на медведя, они окружают его берлогу, произносяформулы "уговоров", и, когда медведь убит, долго извиняются перед ним иуверяют, что они не виноваты в его гибели51. У северных народов есть обычай,по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь часть ее бросают в водусо словами: "Тюлень ушел в море!" Черепа убитых зверей приносят в дом ивсячески ублажают их, как дорогих "гостей". Охотники танцуют вокруг и поют:"Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас"52. Идея братства человека и животного нашла свое выражение в широкораспространенных мифах, согласно которым предки людей имели смешанныечеловеко-звериные черты. Индейцы верят, что эти существа могли легко менятьсвой облик. В подобных легендах прочно установилось понятие"животные-люди"53. По верованиям австралийцев, эти получеловеческие предки бродили по всейстране урабунна, совершая священные обряды, а впоследствии некоторые из нихпревратились в мужчин и женщин. В этом мифе звучит как бы смутная догадка об общности происхожденияживотных и людей54. Звероподобные духи обитают на земле и поныне. "Старик по имениПокатегемун, - рассказывает один этнограф, - в особом видении встретилсвоего покровителя. Покровитель имел человеческий образ и дал ему своеблагословение. Только уже уходя, это существо вдруг закричало: "Кванк,кванк, кванк!" Тогда Покатегемун заметил, что это, в сущности, утка и чтодаже тело ее наполовину белое, наполовину черное". Такие превращения весьмачасты в рассказах шаманов и духовидцев. В пещерах - местах обитания первобытных людей - обнаружено многостранных рисунков. Они изображают невероятных чудовищ с ногами людей имордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем. Некоторые полагали,что это портреты загримированных колдунов. Но даже если согласиться с такимтолкованием, то легко догадаться, что сам этот необычный костюм заклинателяведет свое происхождение от мифа о человекозверях. Кроме того, некоторые рисунки дают настолько фантастическоепереплетение звериных и человеческих признаков, что трудно предполагатьздесь какую-либо маскировку. Очевидно, вера в зооморфных предков восходитеще к пещерным жителям55. Эта вера оказала огромное влияние на общественный уклад древних людей.Она объясняет возникновение такого своеобразного явления, как тотемизм56.Тотем - это, как правило, животное, которое считается предком и покровителемданного племени. Тотемизм характерен почти для всех австралийских племен57.В его основе лежит вера в то, что люди кровно связаны с миром животных, аданное племя - с определенным видом животного58. Одна из важных черттотемизма - это связь его с ощущением коллективности. Семья, племя сознаютсебя чем-то единым в самом глубоком смысле слова. Обостренный индивидуализм- детище цивилизации. Первобытный человек еще не утерял ключа к тайнеЕдинства человечества. Залогом этого единства является общий тотемическийпредок и дух-покровитель рода59. Когда ребенок становится членом общины, то"в момент его посвящения открывается эта великая коллективная сила. Онотказывается от своей индивидуальности, чтобы стать членом этой общины...которая сопричастна... духу и отождествляется с животным миром через свойтотем"60. Тотемными покровителями у австралийцев являются обычно кенгуру,опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Члены тотемической общины не имеютправа употреблять мясо "своих" зверей в пищу. Хотя в исключительных случаяхэто допускается как часть ритуала61. Некоторые ученые выдвигали гипотезу, что тотемы - это не что иное, какобъекты охоты племени или животные, внушающие особый страх62. Но это несоответствует действительности. Животные-тотемы - совсем не обязательноопасны и ценны для промысла. С. Токарев совершенно справедливо отмечает, что"нельзя видеть основу тотемизма в этой "хозяйственной" его стороне"63. Источник тотемизма - вера в духовное единство с природой. Он имелширокое распространение в различных частях света. Следы его обнаруживаютсяне только у примитивных племен Азии, Африки и Америки, но и у цивилизованныхисторических народов. Запрет на убийство коровы в Индии, табу на свиней уизраильтян и мусульман - отдаленные отголоски седой старины, когда этиживотные были священными тотемами. Кроме коллективного родового Тотема, существовали и тотемыиндивидуальные. Связь человека с избранным духом-покровителем, которую мынаходим в религии африканцев, эскимосов, индейцев, не менее древняя, чемгрупповой тотемизм64. Постепенно групповые тотемы стали утрачивать свой звероподобныйхарактер, превращаясь в духов-патронов племени или народа.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.