Было бы неправильно считать тотемизм какой-то особой нормой религии. Он- лишь проявление особого мирочувствия, да вся природа предстает передчеловеком одушевленной. Сила "Маны" пронизывает ее повсюду, видимый мир естьтело невидимой Божественной Силы. Именно этот анимизм есть религиознаяоснова тотемизма65. Что же поддерживало это мирочувствие в первобытном человеке? Страх -отвечают нам. Человек боялся ядовитых змей, хищных зверей, боялся поэтомутемноты. Крики ночных птиц он относил за счет лесных духов. Но такоеобъяснение естественно в устах человека городской цивилизации. Наивно былобы думать, что люди, веками охотившиеся в лесах и тундрах, так плохо зналиих жизнь, что легко принимали филина за лешего, а обезьяну за злого духа. Всякий охотник чувствует себя в лесу как дома. Каждый след, каждый звукзнакомы ему. Из поколения в поколение передавался опыт охотников. Ихсведения о природе до сих пор во многом оставляют позади знания европейскихученых. И поэтому считать, что просто страх внушал древним людям веру вдуховные существа, по крайней мере неосторожно. Исследователь, который изучал дикое племя кубу (Суматра), спросилодного из них: - Ходил ли ты когда-нибудь по лесу? - Да, часто. - Слыхал ли там стоны и вздохи? - Да. - Что же ты думал? - Что трещит дерево. - Не слыхал ли ты криков? - Да. - Что же ты подумал? - Что кричит зверь. - А если ты не знаешь, какой зверь кричит? - Я знаю все звериные голоса... - Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься? - Ничего. - И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебяиспугать? - Нет, я знаю все...66 Такие вопросы можно было бы задать охотникам многих уголков земногошара, и результат был бы тот же. Правда, в жизни первобытных людей страх имеет место. Но это реальныйстрах. Страх голода, неудачи в охоте, встречи с опасными животными.Разумеется, в суровых условиях Арктики или тропиков причин реального страхабольше, чем в умеренных странах. И тем не менее мы не видим, чтобы обитателиэтих стран были менее религиозны, чем эскимосы или африканцы. Следовательно,корни веры в духовный мир нужно искать в, чем-то другом.Эдуард Тэйлор считал, что "древние дикари-философы, вероятно, преждевсего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человекаесть жизнь и есть призрак"67. И этот "анимизм" они перенесли на природу. Номы уже видели, что "философствующий дикарь" - это миф. Исследования мышлениясовременных примитивных племен показали, что не рефлексия и не "философия"руководят первобытными людьми, а иррациональная интуиция. Они видят мир"полным духов" не потому, что размышляли о нем, а потому, что ощущалимистическую тайну в природе. И если мы обратимся к религии "дикарей" в ее конкретных проявлениях,то, по словам Л. Леви-Брюля, убедимся, что их вера в сверхъестественный мирне выступает как "заключение, сделанное путем рассуждения". Духовный мир дляних "реален и даже более глубоко реален, чем мир общедоступного и обыденногоопыта. Этот второй мир тоже является объектом опыта, но опытасверхъестественного, имеющего, значит, высшую ценность. Одним словом,согласно Вирцу, как и согласно Тэйлору, существование сверхчувственнойреальности "умозаключается". Мне же, напротив, кажется, что она являетсянепосредственно данной. Там, где ему видится деятельность разума имыслительных способностей, я констатирую то, что он сам в нескольких местахназывает чувством, другими словами, опыт"68. Первобытный человек видел повсюду сокрытую одушевленность: и в стволахдеревьев, и в лесных животных, и в беге облаков. Для него взаимодействиевещей в мире - это не только взаимодействие видимого, но в то же время - иболее всего - взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костраобитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные. Стихии неказались ему чем-то бездушным. Невидимый мир не составлял для него какого-тоизолированного плана бытия. Он был тут же, рядом, он подразумевался во всем."Для первобытного мышления, - пишет Леви-Брюль, - не существует двух миров,соприкасающихся друг с другом, отличных, но вместе с тем связанных, болееили менее проникающих друг в друга. Для первобытного мышления существуеттолько один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие,следовательно, мистичным является и всякое восприятие"69. Духи оказываютсягениями-покровителями каждого клочка земли, имея в своей власти все явленияприроды, совершающиеся в данном месте, и все события в жизни людей, живущихв их пределах. Число их бесконечно. Они наполняют весь мир, и нет в природесилы или предмета, начиная от моря до комка земли на поле, которые бы неимели своего божества. Они охраняют холмы, рощи, реки, ключи, тропинки ихижины. Им известно каждое действие человека, все нужды и интересыместности, находящейся под их властью70. Таким образом, не просто страх перед природой или неведениеотносительно голосов животных и птиц становятся источником веры водухотворенность мира. Если такой страх и появлялся, то он был скореерезультатом чувства этой одухотворенности. Не просто зверь, гора или деревоявлялись причиной мистического страха человека, а то, как он воспринимал их.Животные, которым гиляки оказывают поклонение, - пишет Л. Штернберг, -не самостоятельные боги, даже не боги вообще, это лишь подчиненные настоящихбожеств, хозяев той или иной стихии, тех или иных животных... Боги эти живутв лесах, горах, на дней морей и ведут такую же жизнь, как и сами гиляки. Вкаждой стихии распоряжается один из этих богов, "ыхь" - хозяин. Вот эти-тохозяева и посылают гиляку по сезонам все, что ему нужно: соболей, медведей,лососей, тюленей"71. Само собой разумеется, что эти души стихий, эта таинственная Вселеннаягораздо больше заботила и интересовала доисторического охотника, чем далекоеи туманное Божество. Вступить в дружественный союз с духами леса, приобрестиневидимых помощников и покровителей - вот что было жизненно важно. Характерен такой случай. Один эскимос, приближаясь к ловушке, услышалтревожный крик ворона. Он насторожился и не стал двигаться дальше. Этоспасло ему жизнь. К ловушке подошел гигантский медведь, который растерзалпопавшегося в нее ворона. После того как зверь удалился, охотник подобралостанки птицы и, зашив их в мешочек, превратил в амулет. Он был уверен, чтодух ворона стал его защитником72. Конечно, во всем этом немало бессмыслицы и невежества, но глубиннаяоснова первобытного мироощущения заслуживает самого серьезного подхода иотношения. Если мы утратили способность видеть скрытую жизнь природы, то этоеще не означало неправоту наших предков, а говорит лишь об ослаблении в насдревней интуиции. Особое отношение было у первобытных людей к душам умерших. Если даже внаш скептический век оккультные феномены вызывают все меньше и меньшенасмешек, то легко представить себе, какое впечатление могли произвести онина людей Доисторических времен. Они убеждались, что иные духи умершихпревращаются в бродячие тени, которые вселяют ужас. Для того чтобыпредотвратить это, применялись самые разнообразные меры предосторожности.Тела покойников связывали, над ними произносили заклятия, а если это непомогало, их извлекали из земли и пронзали копьями, чтобы они пересталитревожить живых73. Сейчас трудно установить, как понимали древние люди отношение душумерших к стихийным духам. Скорее всего они в какой-то степениотождествлялись. Полагали, что после смерти душа становится членомтаинственного синклита окружающей человека природы74. Даже и сейчас в насподсознательно живет чувство, что умершие обретают какое-то высшее знание имогущество. Смерть накладывает отпечаток величия даже на ничтожных людей. Иестественно, что души прародителей, великих вождей и шаманов древностиоказались объектами особого поклонения. Они становились высшимипокровителями рода наряду с тотемным предком, порой вытесняя его.Какое же можно дать определение этой "религии духов"? Заключалась лиона в поклонении силам природы или в поклонении душам умерших? Правильнеебудет сказать, что ни один из этих элементов не занимал в нейгосподствующего положения. Религия современных примитивных народов содержитв себе в равной степени и то и другое. Поэтому наиболее точным будет здесьопределение Вл. Соловьева, данное в его исследовании о первобытномязычестве. Эту веру, в которой природа признавалась оживотворенной, вкоторой чтили тотемных покровителей и предков, в которой был и культумерших, он назвал смутным пандемонизмом75. Этот пандемонизм отодвигает назадний план не только Божество, но и саму Богиню-Мать. Торжествует принципплюрализма, согласно которому все и всюду имеет свое особое духовное начало. Это воззрение распространяется буквально на весь видимый мир. Попредставлению австралийских аборигенов, "вся та часть вселенной, котораяпредставляет интерес для человека, объясняется существованием различных душ:эти последние время от времени принимают облик человека или биологическихвидов в явлении природы: они появляются перед людьми во сне и в видениях,как в воплощенном, так и в бесформенном состоянии. Это значит, что междудухами и определенной формой их воплощения нет прочной связи. Духи могутсимволизироваться как предметами, сделанными рукой человека, так иестественными видами"76. Здесь - корни того странного, на первый взгляд, верования, котороеполучило в науке название фетишизма. Фетиши, т. е. священные предметы,сопровождают всю жизнь первобытного человека77. Это может быть и камень, изуб животного, и даже череп родственника. В них обитают духи, и человек,обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Как и тотемизм, вера в фетишине есть какая-то особая религия, как думали некоторые исследователи. "Ясно,- говорит В. Шмидт, - что фетишизм сам по себе нигде не существует, ипоэтому нет никаких этнологических оснований помещать его в качествесамостоятельной ступени в самом начале религии"78. Многие ученые сомневаютсяв правомерности даже самого термина "фетишизм"79. То, что неодушевленному предмету придается сакральное значение,вытекает из общей веры в одушевленность мира, в то, что "Мана" можетраспределяться в мире неравномерно, что один предмет может иметь большесилы, а другой меньше. Очень часто фетишизм связан с верой в тотемы; священными предметамиоказываются эмблемы духа-покровителя. В Австралии такими родовыми святынямиявляются чуринги. Это обычные каменные или деревянные дощечки, расписанныесимволическими знаками80. Чуринги хранятся в особых местах, сокрытых от непосвященных. Время отвремени старейшины осматривают их. На фотографиях, которые удалось снятьнекоторым исследователям, мы видим бородатых вождей, которые с глубокойсерьезностью и с выражением сознания значительности момента созерцаютчуринги. Еще бы! Ведь в этих дощечках заключены тайные силы, которыеуправляют племенем и охраняют его. Чуринга - это живое существо. "Это совсемне кусок дерева или камня, это нечто совсем иное. Чуринга интимно связана спредком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можноуспокаивать, поглаживая чурингу рукой, т. е. таким же путем, какимуспокаивают волнения живых людей"81. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Онпротивопоставляет силе - силу, вредоносному влиянию - свое, защитное. Вера взначение таких амулетов проходит через все века человеческой истории.Найденные в одной ориньякской стоянке хвосты мамонтов и лапки песцов,очевидно, имели такое "охранительное" значение82. Амулеты защищают человекаот воздействия злых духов, от опасности и неудачи. Путешественников,побывавших у африканского племени тома, поразило обилие этих сакральныхзнаков. "В каждой деревне, - рассказывают они - мы видим ритуальныепредметы, которых до сих пор не замечали. На могилах предков лежат кресты избревен, просверленные посредине и нанизанные на длинный стержень, словноналоженные один на другой турникеты. На площадках стоят колышки, около нихкучкой положены кольца. На хижинах по стенам прикреплены пучки лиан-вьюнков.Под крышами висят гирлянды гибких лиан. Все эти талисманы защищают селениеили семью от огня, от смерти, от болезней"83. Охотники имеют свои особые амулеты, женщины - свои, дети - свои. Иногдавыбор фетиша оказывается совершенно случайным. Один туземец рассказывал,что, спасаясь от врага, он споткнулся о камень; он взял его с собой и с техпор почитал как фетиш. Известный русский путешественник С. Крашенинниковрассказывает о том, как некий коряк приобрел себе фетиш-жену. Он нашел нареке камень, и когда взял его в руки, "то камень на него как будто человекдунул". Он испугался и бросил камень. После этого он заболел и, решив, чтоболезнь связана с его поступком, стал искать камень. Скоро он нашел его, нона другом месте. Он взял камень себе в дом, сделал ему платье и считал своейженой84. Иногда человек убеждается, что фетиш бесполезен. Тогда обманувшему егопредмету приходится претерпеть наказание. Его бьют, истязают или простовыбрасывают85. Постепенно фетиши приобретают человекоподобный облик. На них грубонамечают черты человека - предка или духа. Такие фигурки особенно характерныдля африканских народов. Это прототипы будущих идолов. У северных индейцев мы видим превращение тотемного знака сначала видола, а затем в геральдический символ племени. В лесах Америки до сих порстоят эти изумительные по красоте изваяния. Тотемные столбы индейцевявляются подлинными шедеврами мирового искусства. Их фантастические узоры,причудливо переплетаясь, создают жуткие и манящие образы родовых духов.Человеческие маски громоздятся на звериные тела, крылья птиц соседствуют сизвивающимися хвостами легендарных чудовищ. И все это играет яркимикрасками86. В развитом язычестве божество или демон уже не отожествляется с самимизображением. Считают, что оно лишь носит в себе часть силы первообраза. Ноэлемент фетишизации сохраняется долго, и еще в древневосточных и античныхкультах мы находим следы того представления, что бог обитает внутри своегокумира. Но мы крайне обеднили бы понятие о первобытной религии, если бы сталиутверждать, что попытка установить контакт с духовным миром ограничиваласьталисманами, фетишами или тотемными изображениями. Существовал и мистический путь общения с духами, который и составляетглавный непреходящий интерес в первобытной религии. "Стихийному пандемонизму религиозного мировоззрения, - пишет Вл.Соловьев, - соответствует так называемое шаманство в области религиозногокульта"87. Нужно думать, что с течением веков духовная интуиция упервобытных людей ослабевала. И поэтому из их среды стали выделяться люди,обладающие особой мистической и оккультной одаренностью. На них былавозложена миссия посредников между человеческим родом и окружающим его миромдемонов и духов.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 2 51. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 106; Б. Васильев. Основные чертыэтнографии орочей. 52. В. Богораз. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительностик исследованию религиозных явлений. 1923, с. 26. 53. Ю. Аверкиева. О тотемизме у индейцев Северной Америки. - Трудыинститута этнографии, т. 51, 1959, с. 260; Л. Леви-Брюль. Первобытноемышление, с. 61; A. Jensen. Mythos und Kult der Naturvolker, 1951, p. 181. 54. Spenser and Gillen. The Arunta, 1927. 55. См.: 3. Абрамова. Изображение человека в палеолитическом искусствеЕвразии, с. 99. 56. Слово "тотем" взято из языка индейцев-алгоников и так же, как"табу" и "мана", стало употребляться по отношению к религии разных народов. 57. См.: А. Элькин. Коренное население Австралии. М., 1952, гл. VI. 58. Там же, с. 180; С. Токарев. Ранние формы религии, с. 62 59. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 168. 60. П. Гэсо. Священный лес. Магия и тайные обряды племени Тома, 1979,с. 165. 61. См.: С. Токарев. Ранние формы религии, с. 48. 62. Ю. Семенов. Возникновение человеческого общества, 1962, с. 359. 63. С. Токарев. Цит. соч., с. 65. 64. В. Вундт. Элементы психологии народов. Основные чертыпсихологической истории человечества. СПб., 1913, с. 119. 65. Слово "анимизм" означает веру во всеобщую одушевленность (от"анима" - душа). См.: К. Тахтарев. Очерки по истории первобытной культуры.Л., 1924, с. 81; Ch. Dawson. Progress and Religion, p. 76. 66. В. Фольц. Римба. М.-Л., 1931, с. 100. "Австралиец, - говорит А.Элькин, - чувствует себя среди природы непринужденно, так как, включая всеее биологические виды и явления в свою общественную систему, он тем самымвключает природу в единое родство и делает ее частью своей половины, родаили другой организации" (Л. Элькин. Коренное население Австралии, с. 189). 67. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 266. 68. Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937,с. 287. Эта характеристика остается верной при любом отношении к теорииЛеви-Брюля о "дологическом" характере мышления дикарей (которую он сам вконце жизни пересмотрел). См.: Лев Шестов. Миф и истина. - В его сб."Умозрение и Откровение", Париж, 1964, с. 141. 69. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 42. 70. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 384. 71. Л, Штернберг. Гиляки. - "Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айвы",1933, с. 54. 72. Ф. Моуэт. Люди оленьего края. М., 1963, с. 171. 73. О формах погребений см.: В. Харузина. Этнография. М., 1909, с. 415сл.; С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 36, 45, 106 и др.;"Религия наименее культурных племен", с. 283. 74. Вл. Соловьев. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки. -Собр. соч., т. VI, с. 179. 75. Там же, с. 183. 76. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 175. 77. "Слово фетиш - португальское. Когда португальские купцы впервыеосели со своими колониями на Западном побережье Африки, они называли этимсловом предметы, имеющие священное или магическое значение" (В. Харузина.Цит. соч., с. 271). 78. W. Schmidt. Handbuch der vergleichenen Religionsgeschichte, 1930,S. 53. 79. В. Харузина. Цит. соч., с. 302. 80. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 169. 81. Л. Леви-Брюль. Цит. соч., с. 60. 82. С. Замятин. Раскопки у села Гагарина. - Сб. "Палеолит СССР", 1935,с. 62. 83. П. Гэсо. Цит. соч., с. 96. 84. С. Крашенинников. Описание земли Камчатки. СПб., 1785, т. II, ч.III, с. 164. 85. В. Харузина. Этнография, с. 285. 86. См.: Г. Кюн. Искусство первобытных народов. Л., 1933, с. 73. 87. Вл. Соловьев. Первобытное язычество, с. 231. Глава третья ДОИСТОРИЧЕСКИЕ МИСТИКИ Все было ясно для первых людей, тайны природы не были так скрыты от них, как от нас. Яков Беме Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения,жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнеевыражение в культе. Первый элемент обращен к интеллекту человека, второй - кего волевым устремлениям, а третий - к его эмоциональной сфере и интуиции.Причем этот последний является основополагающим. Поэтому-то культ, в какуюбы он форму ни облекался, играет в религии такую важную роль. "Внутреннеесодержание культа, - пишет один французский психолог, - составляетнепрерывное общение с Божеством с помощью осязательных средств; без культаможно знать о существовании Бога или богов, знать их приказания, но толькопосредством культа можно беседовать с Божеством"88. Разумеется, под словом "культ" мы здесь должны понимать нечто оченьширокое. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму,все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать своивнутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать".Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой людиникогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда. Обряд помогаетне только человеческим контактам, но и нашей устремленности к Высшему. В этой главе мы рассмотрим доисторический культ в его главных формах,рассмотрим те пути, по которым душа наших далеких предков поднималась кневидимому миру. Метафизическая катастрофа, которая оторвала человечество от полнотынепосредственного созерцания Бога, привела к оскудению духовной интуиции.Поэтому, стремясь обрести утерянное, люди стали искать способы вернуться кпрежнему состоянию. Одним из таких способов стало искусственное вызываниеэкстаза при помощи плясок, ритмичной музыки, массовых радений. Это былапопытка как бы приступом овладеть крепостью духа. В восторженном опьянении, которое вызывали коллективные ритуалы, людикружились в такт ударам первобытных барабанов; все обыденное переставалосуществовать, казалось, что душа летит далеко и освобождается от гнетущихпут. По существу, это была попытка механическим путем обрести духовнуюсвободу и могущество. Но в этой попытке, при всей ее надрывности,трогательна та сила неутомимой жажды высшего, которая не давала человекупогрязнуть в беспросветном, полуживотном состоянии. Пожалуй, и эпидемияисступленных танцев в наши дни тоже есть, пусть уродливое, отражениедуховной неудовлетворенности и стремления вырваться за пределы обыденности. Массовые радения принадлежат глубочайшей древности, и у нынешнихпримитивных народов от них остались лишь некоторые следы89. У большинства же "диких" народов мы застаем уже следующую стадиюразвития - шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, ктопытается проложить путь к сверхчеловеческим силам. Ясновидцы, мистики,прорицатели хранят и совершенствуют "архаическую технику экстаза". На этомэтапе духовной истории утверждается вера в то, что высшими тайнами "обладаютлюди, исключительно одаренные по своей организации, являющиеся посредникамимежду своими соплеменниками и этими загадочными силами"90. Хотя слово "шаман" сибирского происхождения, оно прилагается обычно какобобщающая категория ко всем духовидцам и экстатикам, какое бы местноеназвание они ни носили91. Сейчас невозможно установить, где впервыезародился шаманизм. Очевидно, он возник независимо у разных народов. Зачаткиего восходят, вероятно, к очень ранним временам, и постепенно он становитсяявлением повсеместным. Мы находим его у примитивных тасманийцев и у кубу, вМеланезии и в Северной Америке, на Огненной Земле и у африканцев, в Сибири иу народов Алтая92. В последнее время это интереснейшее явлениедоисторической религии исчезает быстрее других живых следов прошлого. ШаманыСеверо-восточной Азии вынуждены были отступить перед натиском бурныхобщественных и политических изменений в Сибири, око-юму негритосов и ихафриканские собратья почти вымерли под влиянием европейской цивилизации.Колонисты, как правило, грубо попирали древние священные традиции туземныхкультур. Нередки были случаи, когда решительные методы некоторых миссионеровпрошлого (особенно протестантских) приводили к быстрому и бесследномуисчезновению шаманизма. однако среди многих туземных народов шаманы изаклинатели еще существуют и пользуются прежним влиянием. Сведения о них, атакже данные об уже исчезнувших шаманах дают возможность в какой-то степенивосстановить картину этой древней попытки проникнуть за завесу бытия. Существует немало гипотез о возникновении и характере шаманства. Однисчитают его древнейшей религией, другие связывают с магией, третьи видят внем очень позднее явление религиозной истории. Выдвигается предположение,что шаманизм обязан своим возникновением психическим болезням. Истерия иэпилептические припадки больных людей вызывали суеверное благоговение, итаким образом шаманизм якобы оказывается своеобразным "культомсумасшествия"93. Но такая трактовка является односторонней. Не подлежитсомнению, что в шаманизме действительно было много патологических элементов,но одним этим объяснить его универсальное распространение и влияние накультуру невозможно. Туземцы действительно боятся душевнобольных, но, какправило, они их не "почитают", а убивают. Не говоря о том, что онистановятся опасны, в них видят одержимых демонами и стараются от нихизбавиться94. Кроме того, если бы речь шла только о заболеваниях, то терялабы всякий смысл "архаическая техника экстаза", не нужны были бы те методы,которыми человек вызывает в себе состояние сосредоточения, транса икаталепсии. Теперь установлено, что современные люди, обладающиетелепатическими способностями, и индийские йоги могут произвольно вызывать всебе эти особые состояния и при этом психика их вполне нормальна.Был ли шаманизм особой религией? Против этого свидетельствует тот факт,что шаманы часто существуют наряду с развитой религией и жречеством95.Шаманизм известен и параллельно с тотемическими представлениями, и спервобытным монотеизмом, и с религией Богини-Матери и продолжаетсуществовать в историческую эпоху наряду с самыми различными религиямиЗапада и Востока96. Поэтому В. Харузина справедливо утверждает, что"шаманство не есть стадия религиозной мысли; оно не есть религиознаясистема, предполагающая комплекс религиозных представлений. Шаманство естьтолько одно проявление религиозных верований народа, нередко уже оченьсложных, покоящихся иногда на политеистических воззрениях"97. В шаманстве сохраняется, в качестве пережитка, представление о ВсеобщемБожественном Отце, но главным образом его мистическое восприятие обращено кВеликой Матери, душе мира и к многообразным низшим духовным существам. Этоте силы, существование которых очевидно для ясновидческого зрения, о которыхпостоянно говорят Беме, Сведенборг, Штейнер, оккультисты и мистики. Субъективная эмоциональная сторона шаманизма нередко характеризуетсяощущением великой космической радости причастия к мировой Душе, которое мыпозднее находим в греческом дионисизме. Объективно за религиозным опытомшамана стоят, скорее всего, скрытые носители одухотворенности мироздания изсферы трансфизического бытия98. О том, что мироощущение и мистика шаманизма не есть плод лишь болезни изаблуждений, красноречиво свидетельствует его практическая значимость вжизни туземных народов на протяжении веков.Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, кнему прибегают и для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочноуказывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться длятого, чтобы иметь успех в охоте. Для того чтобы показать роль шамана в жизни первобытного общества,приведем факт, имевший место в Центральной Африке и сообщенный одним молодымврачом, жившим в тропиках и близко наблюдавшим быт "дикарей"99. В племени гола было совершено несколько убийств, виновника которыхобнаружить не удалось. Когда были исчерпаны все обычные методы розыска,вождь племени Бойма-Куи обратился к так называемому "Большому таинствуПрута". Все жители деревни сошлись на поляне перед хижиной собраний, кудапривели женщину-заклинательницу. "Ее небольшая голова с почти мужскимичертами сидела на жилистой шее. Большие пронзительные глаза были запрятаны вглубокие глазницы. Расставив ноги, она опустила перед собой наклонно к земледлинный прут. Направо и налево от нее присели на корточках две другиеженщины. Перед ней молча и неподвижно застыли четверо мужчин и одна женщина- родственники убитого. По знаку Бойма-Куи одна из сидящих женщин началамедленно и ритмично постукивать маленькой палочкой по пруту колдуньи.Мертвая тишина на площади производила непривычное для этих мест тягостноевпечатление. Негритянка непрерывно смотрела на свой прут, зажатый внеподвижно вытянутых руках. Темп ударов палочкой по пруту все усиливался.Руки и тело колдуньи как бы окостенели. Она закатила глаза и начала в тактбить прутом по земле. Дикие судороги свели сильное тело женщины, она упалана бок и покатилась по земле, продолжая бить прутом в тяжелом гипнотическомтрансе. Окружающие в страхе отпрянули назад... Словно ожидавшая этогомомента ведьма полупрыжком настигла сидевшую рядом с четырьмя мужчинамиженщину и, словно обезумев от жестокости, начала наносить ей неистовые ударыпрутом, пока бедная жертва с криком не упала на землю, а мужчины, как отзмеи, не отскочили от нее в сторону". Это странное "следствие", несмотря навсю его дикость в глазах европейца, привело, однако, к положительномурезультату. Обвиненная призналась, и благодаря ей удалось разоблачить идругих участников преступления. В этом эпизоде легко увидеть проявление телепатических способностейзаклинателя. Разумеется, как и в любом подобном явлении, в шаманизме былонемало шарлатанства и фокусничества. Но ведь подобные обманы имели место и впарапсихологии. Они не могут служить опровержением действительныхспособностей шамана. Об удивительных психических силах шаманов было написано много. Самыенепредубежденные исследователи приводят многочисленные личные наблюдения изэтой области. Вот что рассказывает этнограф В. Богораз - убежденныйпозитивист - о своей встрече с шаманом на одном из островов Аляски100: "Шаманство на острове пришло в упадок, так как американцы смотрят нанего неодобрительно. В сущности, остался один шаман, Ассунарак, потомокстарого шаманского рода, глубокий старик. После многих отнекиваний онпоказал мне несколько образчиков своего искусства... Он предложил мненабросить на его голые плечи концы большого красного американского одеяла.Руки шамана были скрещены на груди, но одеяло каким-то чудом прильнуло к егоспине. "Держи крепче!" - приказал он, нагнулся и пополз из внутреннегопомещения. Я крепко держал одеяло за два свободных конца. Одеяло натянулосьи потянуло меня за собой. Я уперся ногами в нижнюю поперечину, скреплявшуюостов шатра. И вот, о диво, весь шатер начал вставать дыбом. Справа и слеваблеснула луна. Я упорствовал. Весь шатер перекосился. Груда посуды, лежавшаяв углу на шкурах, со звоном рассыпалась. Наконец, и ушат с тающим снегом иводой опрокинулся и пролился. Тогда, устрашенный, я выпустил концы одеяла.Старик немедленно уполз из шатра, как змея, и крикнул мне оттуда сторжеством: "А что, одеяло-то - мое!..." Это гипнотическое воздействие особенно проявляется во времямедиумических сеансов шамана, называемых в Сибири камланием. "Многие, -пишет один исследователь, - утверждали всерьез, что видели и ощущали наявувсе, о чем говорил шаман". "Шаман, находясь во время камлания в особомистерическом трансе, и в самом деле может совершать необычные действия,которые человек в нормальном состоянии проделать не в силах"101. Ненцы (самоеды) нередко присутствуют при "таинственном действиикудесника, напоминающем спиритические сеансы. Заклинатель велитприсутствующим связать ему руки и ноги, закрыть ставни и призываетподвластных духов. В темной юрте слышатся всевозможные голоса и звуки. Когдавесь шум оканчивается, отворяется дверь юрты - и шаман входит со двора, несвязанный ни по рукам, ни по ногам"102.Кроме явлений телепатии и внушения в шаманской практике имеют место ифеномены телекинеза. Об одном странном случае подобного рода сообщаетамериканский биолог Ф. Моуэт, долго живший среди вымирающего эскимосскогоплемени ихалюмтов. "Как-то осенью после полудня, - пишет он, - на второй год моегопребывания в стране Барренс, мы с Энди спокойно сидели в хижине у ЗаливаВетров, пили чай и болтали. Внезапно наша хижина сильно затряслась -примерно так же, как трясет в зубах крысу злая собака. Мы вскочили ивыбежали за дверь, уверенные, что произошло землетрясение. Однако на берегуреки ничего подозрительного мы не заметили. Небольшое стадо оленей мирноотдыхало на противоположном берегу. Сентябрьский день был тих и навевалдремоту. Сбитые с толку и несколько обеспокоенные, мы вернулись кпрерванному чаепитию. Едва мы уселись, как хижина снова затряслась. Жестяныекружки упали со стола, заткнутые за стропила распялки с шумом полетели напол. Встревоженные не на шутку, мы опять выскочили из хижины и опять необнаружили ничего, что бы объяснило неожиданное сотрясение хижины".Изумленные путешественники побежали к палаткам эскимосов, но те ничего незнали и ничего не заметили. А один из них посоветовал сходить к шамануКакуми. "Тут недалеко за холмом живет Какуми, - сказал он. - Может быть, онзнает, что случилось. Похоже, это дело рук дьявола". "Я направился к жилищу Какуми, - продолжает Моуэт, - и, когда спросилего, тот ответил сразу же, словно ожидал моего прихода и знал, что я приду."Это был Апопа, - объяснил он, - озорник Апопа. Он пролетел здесь, и язаметил, как задрожал воздух, и понял, что он совсем близко..."103 В другом месте Моуэт рассказывал, как эскимос Утек вылечил его"наговоренной водой". Однажды у путешественника сделались сильные рези.Тогда Утек после длительных колебаний смущенно попросил Моуэта испытать его"средство". Не желая обидеть эскимоса, тот согласился. Утек налил чистуюводу в жестяную кружку и стал петь заклинания. "Он очень хотел помочь мне,но в то же время его мучил страх подвергнуть насмешкам и себя, и своиубеждения". Действие воды оказалось мгновенным104. Много необычайных фактов сообщают этнографы о таинственных способностяхтуземцев. Так, жители островов Фиджи во время священного танца без всякоговреда ходят по камням, раскаленным добела105. У бушменов пустыни Калахариизвестно убийство при помощи одного внушения106. П. Гэсо, рассказывая освоей жизни среди африканского племени тома, приводит такой случай. Когда онсо своими товарищами отдыхал в хижине, их поразили необычные звуки. Ихслышали все трое. Рядом с ними спал шаман Вуане. "Вдруг царапающие звукивозобновляются с еще большей настойчивостью. С пронзительным скрипомоткрывается дверь. На пороге стоит Вуане в коротком бубу, в коротких штанахи с непокрытой головой. Но ведь он - у моих ног, на своей циновке. Он лежитна боку, повернувшись ко мне спиной. Я вижу его бритый затылок. Между намина земле стоит лампа, горящая тускло, как ночник. Я не смею пошевелиться и,затаив дыхание, смотрю на Вуане. Он какое-то мгновение колеблется,наклоняется, проходит под гамаками Тони и Вериля и медленно укладывается всамого себя. Вся эта сцена разыгрывается за несколько секунд". Троефранцузов оказались очевидцами странного явления. "Нельзя найти никакогоразумного объяснения этой коллективной галлюцинации, - говорит далее Гэсо. -Вериль, единственный из всех нас разбирающийся в спиритизме, оказался в этовремя единственным, кто безмятежно спал. Он находит это сверхъестественноеприключение почти банальным"107. Действительно, перед нами характерныйслучай феномена, известного как "произвольный выход в астрал". "Обычно, - пишет А. Элькин, - знахари являются одновременно имедиумами. Этого, конечно, и следовало ожидать, ибо самая важная часть ихподготовки состоит в испытаниях, во время которых они якобы видят душиумерших людей и других Духов"108. Если даже среди европейцев, в значительнойстепени утративших древние способности человека, известны многообразныепарапсихические явления, то тем более вероятно встретить их у туземцев.Именно эти способности, в связи с верой в духовный мир, и составляютреальную основу шаманизма. Эдуард Тэйлор с наивным высокомерием человека XIX века спрашивал: "Необладают ли индийский знахарь, татарский некромант, шотландский духовидец ибостонский медиум одинаковой верой и знанием, которые, может быть, в высшейстепени истинны и важны, но которые тем не менее отброшены великимумственным движением двух последних столетий, как не имеющие никакой цены?Но в таком случае не есть ли то, чем мы обычно хвалимся и что называем новымпросвещением, - не есть ли это на самом деле упадок знаний?"109. И онуверен, что ответ будет отрицательным. Между тем его убежденность в высшей иабсолютной ценности "нового просвещения" есть лишь плод его собственной верыв Прогресс, веры, которая теперь уже не кажется столь незыблемой. Конечно, у"дикаря" нет паровой машины, нет тем более атомного двигателя, но являютсяли эти достижения "нового просвещения" результатом духовного прогресса? Нетерял ли человек вместе с цивилизацией многие свои древние духовныеспособности? Идея регресса казалась Тэйлору немыслимой, но мы теперь хорошознаем, что рост материальной цивилизации вовсе не обязательно способствуетдуховному росту и тем более не является условием для него. Цивилизация какбы говорит устами Великого инквизитора: "Мы дадим вам хлеб и возьмем вашусвободу". Разумеется, сам по себе рост материальной цивилизации не есть зло. Онстановится злом, когда вытесняет духовные ценности. А этот соблазн человекпочти никогда не в силах преодолеть. Одним словом, я здесь не защищаюпервобытного образа жизни а только хочу сказать, что наличие ракет ихолодильников не дает права "цивилизованному" человеку считать себя духовновыше всех тех, кто был лишен этих благ технического века.То, что доисторические медиумы и шаманы оказывались носителяминеобычайных дарований и сил, создавало им прочный авторитет в народе. Ведьне нужно забывать, что шаманизм нередко служил житейским целям. Если быэвенкам или индейцам слишком часто приходилось разочаровываться в реальноммогуществе и духовной силе шаманов, то шаманство давно бы исчезло. Между темеще в XIX и XX веках оно было настолько жизнеспособно, что оказывалоэнергичное сопротивление напору буддизма, христианства и коммунизма110. Следует заметить, что неудача для шаманов - настоящая трагедия. Она нетолько роняет авторитет, но приводит часто к его полному падению или дажеизгнанию. Он считается ответственным за неудачу, и его обвиняют взлонамеренности111. Особенно это относится к тем шаманам, которые берутся лечить людей.Далеко не все шаманы занимаются этим, хотя нередко один человек совмещает всвоем лице и прорицателя, и медиума, и врача-знахаря. Не нужно, впрочем,думать, что шаманское "лечение" - чистое суеверие. Очень часто оно даетудивительные результаты. Так, этнограф Ч. Маунтфорд описывает случай, когдаавстралийский шаман путем внушения вылечил женщину112. "В Ирракала, -рассказывает об Австралии У. Чеслинг, - разразилась эпидемия дизентерии. Я сотчаяния решил напоить обитателей стойбища (их было около двухсот)касторкой, велел сжечь их шалаши и разбить новое стойбище на противоположномберегу ручья". Больше за лекарством никто не пришел. "Оказалось, чтомаррнгит-заклинатель "изгнал духа болезни"113. Эта процедура описывается вомногих исследованиях и имеет общие черты у всех народов. Она сводится ктому, что заклинатель поет гимны и делает вид, что высасывает болезнь. Издесь проявляется могущественная сила внушения114. Впрочем, нередко шаманыотказываются лечить физические недуги. Так, в Якутии специальными"шаманскими болезнями" считают нервные. Именно их в первую очередь берутсяизлечивать заклинатели115 В антирелигиозной литературе очень часто приходится сталкиваться сутверждением, что шаманы "грабили и разоряли народ", что они бессовестноэксплуатировали невежественных людей и обирали их как только можно. А междутем в шаманской древней присяге есть такие слова: "Если позовут тебя вместебогатый и бедный, то иди сперва к бедному и не требуй много за труды"116.Такой благородный принцип сделал бы честь любому современному медику.Напомним, что шаманы, применяя свои способы лечения, никогда не отрицализначения европейских лекарств.Как человек становится шаманом? Им может стать не каждый. У северныхнародов существует поверье, что тотемические духи-предки избирают себе вкачестве медиумов либо потомков шаманов, либо особо полюбившихся им людей.Таким образом, решение стать шаманом исходит в первую очередь не отчеловека. Сами духи призывают его на служение. К. Расмуссен так рассказываето мистическом призвании его друга шамана Игьюгарьюка: "В молодости Игьюгарьюка часто посещали сновидения. Странные существаговорили с ним во сне, и, когда он пробуждался, сновидения стояли перед ним,как живые". Тогда сородичи поняли, что он одарен особой восприимчивостью квоздействиям нездешних сил, и было решено, что он призван стать шаманом117.Будущий заклинатель всеми силами противился своему мистическому дару, тщетнопытаясь освободиться от него. У большинства медиумов-шаманов подобноесопротивление приводит к ужасным галлюцинациям, припадкам, и тягостноесостояние длится до тех пор, пока избранный не изъявит согласия на общение сдухами. В противном случае дело кончается тяжким заболеванием. "Я бы умер,если бы не сделался шаманом", - говорил один гиляк. А якутский шаман,который под влиянием миссионера перестал вызывать духов, жаловался русскомуисследователю: "Это нам даром не проходит; наши господа (духи) сердятсявсякий раз на нас, и плохо нам впоследствии достается, мы не можем оставитьэтого, не можем не шаманить"118. Готовясь к своему служению, будущий шаман удаляется далеко от стойбища.Его оставляют надолго в пещере или в шалаше одного без пищи и питья. В этидни он должен сосредоточиться на мысли о Великом Духе и своемдухе-покровителе. "Истинную мудрость, - говорил шаман Игьюгарьюк, - можноприобрести лишь вдали от людей в великом уединении, и постигается она лишьпутем страданий. Только нужда и страдания могут открыть уму человека то, чтоскрыто от других"119. Через несколько дней посвященному дают немного пищи, апотом испытание снова продолжается. "Игьюгарьюк рассказывал: за эти тридцать дней он натерпелся такогохолода и голода, так истомился, что временами "Умирал ненадолго". Но он всевремя думал о Великом Духе, Мараясь гнать от себя мысли о людях иповседневных событиях. лишь под конец явился к нему дух-пособник в образеженщины. Явилась она, когда он спал, и ему чудилось, что она носится надним... Затем пост повторился"120. Совершенно так же происходит посвящение в шаманы и у других народов. Уавстралийцев, например, "ирунштариния" дух-покровитель, являясь избраннику,вынимает внутренние органы у посвящаемого и заменяет другими. Человекчувствует полное перерождение всего своего тела и духа121. Невольновспоминается библейский пророк, воспетый Пушкиным, который пережил такое жеперевоплощение. Здесь речь идет не о метафоре, а о подлинном потрясении,которое испытывает все существо человека, Таким образом, применяяопределенные искусственные приемы шаман достигает того, что к немувозвращается крупица древнего ясновидения. Но это ясновидение не проникаетдальше низшего мира стихийных духов.Шаманы всего мира, от Огненной Земли до Гренландии и от Чукотки доАвстралии, связывают свое служение духовному миру с особыми обрядами. Вмомент призывания невидимых сил заклинатель должен отрешиться от своейповседневной жизни, иметь определенную символическую одежду, головныеукрашения, жезл или бубен. Последний играет более важную роль, чем думаютнекоторые исследователи. Не случайно во многих странах его считаютобязательным атрибутом шамана. Изготовление его связано с особым ритуалом,части его имеют символическое значение. Североамериканские индейцы на бубнахрисуют красной краской тотемических предков-животных; эвенки делаютизображения духов. Бубен - это не просто музыкальный инструмент. Онвыполняет роль своеобразного медиумического орудия, привлекающего духов122. Вызывание духов, камлание, происходит чаще всего в особых, специальнодля этого оборудованных помещениях. Но иногда оно совершается на открытомвоздухе. Во время камлания шаман прибегает к музыке как к средству, котороезаставляет сердце человека трепетать и биться в унисон с незримымистихийными силами. Эта музыка нередко производит огромное впечатление дажена европейца. Так, по свидетельству Гэсо, звуки священной мелодии племенитома, которую не должны слышать непосвященные, - это "какие-то вздохидопотопных чудовищ, нечеловеческая музыка первых веков существования земли,рождающая в душе невыразимую тоску"123. В пении сибирских шаманов порой звучат слова не известного никомуязыка, который непонятен и самому шаману. Иногда гимн превращается впризывание и заклятие124. Придите, придите, Духи волшебства, Если вы не придете, То я сам к вам отправлюсь... Музыка камлания, рассказывает один очевидец, "вначале нежная, неуловимаяи произвольная, как шум приближающейся бури, она растет и крепнет; по нейзигзагами, точно молнии, пробегают дикие окрики: каркают вороны, смеютсягагары, жалуются чайки посвистывают кулики, соколы да орлы. Все те, ктолетает высоко над землей, ближе к небу, видимо, обеспокоены ожидаемымпоявлением, наполняя юрту своим жалобным криком. Музыка растет идостигает апогея, удары по барабану, частые, сильные, сливаются водин непрерывный, все возрастающий гул: колокольчики, погремушки,бубенчики гремят и звенят не уставая; это уже не буря, а целый водопадзвуков, готовый потопить сознание присутствующих"125. Камлание часто сопровождается танцем, который заканчивается тем, чтошаман приходит в состояние транса. Вот как описывает это явление И. Бьерре,наблюдавший его в пустыне Калахари126: "Бушмены не поклоняются луне, но ее фантастический свет вызывает в нихсильную потребность обратиться к Великому Духу. В пустыне, где безлунныеночи гнетут человека, луна на редкость сильно влияет на его ум. Физическаясила ее притяжения, заставляющая многие миллиарды тонн воды перекатыватьсяпо земной поверхности в приливах и отливах, трогает и чувствительную душупервобытного человека, который под ее неотразимым таинственным влияниемтанцует и поет о своих мечтах. В эти ночи полной луны, когда пустынякупается в призрачном серебристом свете, а воздух подрагивает в тактмонотонной песне и топоту ног, я сам чувствовал на себе чары луны.Ритмическая песня без слов звучала часами. Как бесконечно бегущие волны, онапарализовала ум. Казалось, человек покинул свое бренное тело, и ему чудятсяфантастические видения, время прекратило свой бег. В песне слышалисьстрастные желания и печаль, она проникала куда-то в подсознание и пробуждалавсе это пережитое и давно забытое. Песня доносилась издалека, как будто издревних кочевий Африки... Затем началось нечто совсем необычное. Цонома и Кейгей завыли изарычали по-звериному... Цонома побежал, издавая пронзительные вопли. Всвете луны было видно, как он бегает вокруг поселения. Вдруг, громковзвизгнув, он метнулся между сидящими на корточках женщинами, побежал босыминогами по тлеющим углям костра... Он стонал, дрожал и, наконец свалился безчувств". Каталептическое состояние, которое охватывает шамана, он сам толкуетмистически. Он утверждает, что во время транса он поднимается или опускаетсяв запредельные сферы и беседует с Духами. Он возвращается оттуда, окруженныйсонмом загадочных существ, которые наполняют его жилище. Приходя в себя,заклинатель поет древние песни, в которых выражается радость Сияния с силамибытия, с миром духов. Это чувство передается всем присутствующим. "Когда онапела, - говорили об одной эскимосской шаманке, - то себя не помнила отрадости, и все в жилье тоже, так как их души освобождались от всего, что ихдавило. Они поднимали руки и отбрасывали прочь всякую злобу и ложь"127. Нодалеко не всегда возвращение было столь мирным. "Пробуждение шамана от транса, - говорит Ф. Моуэт, - происходит инойраз чрезвычайно бурно. Он вскакивает на ноги, одержимый совершеннонеобъяснимой физической силой. В этот момент полдюжины человек не моглиудержать его; он может прорваться сквозь стенку палатки и исчезнуть втемноте, а затем вернуться окровавленным и в последней степени изнеможенным.Шаману, выходящему из транса, случается нанести себе телесное повреждение,которое было бы роковым для обыкновенного человека. Однако у шамана такиераны всегда заживают"128. Транс фиджийского шамана сопровождается стонами, вздутием вен."Прорицатель с вращающимися выпученными глазами, бледным лицом, с посинелымигубами, обливаясь потом, с видом совершенно бешеного человека высказываетсовершенно неестественным голосом волю божества"129. Эта одержимость часто сопровождается нервными припадками или некоторымивидами истерии, но от этого далеко до вывода, что всякий трансдоисторических мистиков - только патология. Не являются ли нередкоболезненные процессы в душе стимулом для проявления некоторых высшихспособностей человека? Следует с большой осторожностью судить о шаманизме,ибо в нем, как и в других родственных явлениях, патология нередкососедствует с гениальностью и подлинным созерцанием незримого. Шаманизму изначала была присуща двойственность. С одной стороны,"доисторические мистики" были предтечами носителей свободного религиозноговдохновения исторических времен. Все пророки, харизматики, вседуховно-творческие зачинатели нового психологически, субъективнопринадлежали тому потоку религиозной жизни, который начинается с экстатиковкаменного века. То, что веками воспитывалось в мистике Индии, что нашлозавершение в орфизме и неоплатонизме, имеет корень в этой высшейодухотворенной стороне шаманизма. Семитическое пророчество, бывшееестественной почвой, на которой вырос библейский профетизм, также коренитсяв нем130. Шаманизм сопротивлялся угасанию духовных сил в человеке, тренировал его"внутреннее зрение", совершенствовал методы экстаза и созерцания.Таинственный невидимый мир открывался в нем не только через "предание" имиф, но был "дан в непосредственном опыте"131. С шаманами в мир вступают первые религиозные вожди. "Рольиндивидуальных качеств, - отмечает известный этнограф В. Харузина, -чрезвычайно сильна в шаманстве"132. А следовательно, здесь мы имеем дело сначальной стадией личного религиозного чувства и призвания. Духовидцы былиживыми свидетелями иной реальности, которая обычно недоступна человеку. Одинпутешественник так описывает эвенкийского шамана из Туруханского края: "Онимел, при восприимчивости и впечатлительности своей натуры, пылкоевоображение, веру в духов и таинственное с ними общение; миросозерцание егобыло исключительное... Бледный, истомленный, с острым проницательнымвзглядом, человек этот производил странное впечатление"133. К. Расмуссен не напрасно называл шаманов "искателями правды". Они былиносителями наиболее заветных верований и духовных ценностей своего народа.Они нередко были и его наставниками в добре. А. Элькин свидетельствует, чтопосле "посвящения" знахари-ясновидцы "остаются под глубоким впечатлениемсвоих духовных преимуществ" и это укрепляет в них чувство нравственнойответственности. "В Восточной Австралии, - говорит ученый, - знахаряназывают кураджи, что означает мудрец. Среди знахарей могут попасться ишарлатаны, как это отмечали первые исследователи, но то же самое можносказать о любой профессии. Однако тот, кто прошел через обрядовые и духовныеиспытания, пережив смерть и "возвращение к жизни", должен руководствоватьсяв своем поведении высокими идеалами"134. Эта этика прорицателей тесносвязана и с их ролью целителей. Исследователь загадочного племени айну(Дальний Восток) писал: "Постоянное стремление облегчить страдания своихближних развивает в айнских шаманах более высокий строй мыслей иальтруистические чувства. Разговор с шаманом всегда представляет интерес,так как он обладает живой фантазией, которая часто уносит его за пределыповседневной жизни. Он часто доступнее... чувству сострадания к чужимгорестям"135. Кристофер Даусон особенно подчеркивает большую религиозно-социальнуюроль шаманства в истории. Уважение, которым окружен провидец, по его мнению,есть первое проявление победы Духа над силой. Он подчеркивает, что институтшаманства открывал пути для духовно одаренных личностей. "В СевернойАмерике, - говорит Даусон, - шаман часто и пророк, возглавляющий свой народво время социальных кризисов... Все великие племенные движения в СевернойАмерике можно вывести из учения неких пророков, которые притязали на своегорода мессианское откровение. Такова была проповедь Текумсе и его брата"Пророка" - людей благородного характера и возвышенного образамыслей"136.Однако в шаманизме есть и другая струя, которая в первобытныхкультурах проявлялась очень сильно. Она обнаруживает разлом и раздвоение вмистическом сознании. Не случайно шаманизм называли "черной верой". То, чтомы знаем о шаманах Различных стран и о характере их откровений, позволяетсделать вывод, что их "сверхъестественный опыт" (если оставить в сторонеобман и патологию) был, очевидно, чаще всего опытом оккультным. Темныедемонические силы овладевали человеком и через него оказывали пагубноевлияние на религию и культуру. В шаманизме очень распространены явления,которые были известны в европейском темном оккультизме. Нередко шаманскийкульт выливался прямо в преклонение перед злыми силами и демонами. Этому неприходится удивляться. Люди боялись злых духов и старались завлечь их насвою сторону. Зло обладало даже своеобразным очарованием, что было причиноймногих страшных страниц религиозной истории древности. Кровавые ритуальныеоргии в дебрях Африки, человеческие жертвоприношения в Мексике, ритуальныйканнибализм - все это трудно признать результатом врожденной жестокости. Этичудовищные извращения коренились в глубинах мистического зла, которое встаетна пути человеческих исканий как соблазн и испытание. Каннибализм, по словамГ. Честертона, "не первобытный и даже не зверский, т. е. звериный обычай.Каннибализм искусственен и даже изыскан, как истинное "искусство дляискусства". Люди едят людей совсем не потому, что не видят здесь ничегоплохого. Они прекрасно знают, что это ужасно, и поэтому едят"137. Между прочим, думается, что старинные легенды о девушках, которыхотдают в жертву дракону, не есть сплошной вымысел. Как полагают, даже в нашидни в некоторых изолированных озерах сохранились гигантские представителичудовищного царства рептилий прошлого. Возможно, подобные редкиепресмыкающиеся были известны и в древности. Их окружали суеверным страхом иприносили им в жертву людей до тех пор, пока какой-нибудь смельчак не убивалящера. Отсюда - сказания о рыцарях-избавителях. На демонические черты первобытных шаманских культов указывает однолюбопытное якутское сказание, согласно которому первый Великий Шаман былпротивником Бога138. Через весь шаманский мистицизм настойчиво проходитмысль о том, что духовный мир нужно подчинить человеку, заставить егослужить себе. Эскимосские шаманы, например, в дни своей подготовки ждутдуха-покровителя, чтобы вступить с ним в схватку и покорить его139. Камланиечасто есть приказ духам явиться на зов повелителя140. Здесь происходитизвращение религиозного инстинкта, человек вновь и вновь стремится утвердитьсвою власть и волю над Высшим. Для этого он ищет и, как ему кажется, находитверные способы и пути. Так зарождается магия, о которой речь будет вследующей главе. Итак, шаманизм - не простое суеверие, а одна из древних попытокчеловека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводилиего на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром низших духов,он сам оказывался в их власти.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление