Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

PB I, 89. 4 страница




Глава 7 187. Быт, 10, 11. 188. Самоназвание шумеров было "народ черноголовых". Библейское"Шинеар" есть гебраизированное "Шумер". Историю открытия шумеров см.: M.Bielicki. Zapomniany swiat sumerow. Warszawa, 1966, s. 22; Zamarowsky. AnAnfang war Sumer. Leipzig, S. 62. 189. С. Крамер. История начинается в Шумере. M., 1965, с. 92. 190. См.: 1. Klima. Gesellschaft und Kultur des alten Mesopotamien,1964, S. 30. 191. Достоверность предания подтверждена раскопками. См.: Л. Вулли. УрХалдеев. M., 1961, с. 19 Это наводнение многие исследователи отождествляли спотопом, описанным в Библии. См. ниже гл. XXIII. 192. Гильгамеш и Агга, 19, 24. - ХДВ., с. 266. 193. См. С. Крамер. Цит. соч., с. 122. "Хранителем и стражем" Me былбог-созидатель Энки (M. Bielicki. Zapomniany swiat sumerow, 1966, s. 196). 194. M. Bielicki. Op. cit., s. 316. 195. С. Крамер. Цит. соч., с. 250. 196. Там же, с. 130. 197. Там же, с. 139. 198. ХДВ, с. 177. Надпись Урукагины, пер. В. Струве. 199. Там же, с. 180. 200. и. Струве. Государство Лагаш в XXV-XXIV вв. до н. э. M., 1961, с.31. 201. См.: В. Струве. Основные вехи войны Урукагины и Лугальзаггиси. -ВДИ, Э 4, с. 9 202. Б. Тураев. История древнего Востока, Т. I, с. 81. Пер. автора. 203. См.: И. Дьяконов. Общественный и государственный строй древнегоДвуречья. M., 1959, с. 206 204. См.: И. Дьяконов. Цит. соч., с. 235 205. Th. Caster. The Oldest Stories in the World, 1959, p. 85. 206. Idem, p. 71. 207. Гильгамеш, 2, с. 21. Пер. И. Дьяконова. 208. Там же, 2, с. 22. 209. Там же, 10, с. 64. 210. Там же, 10, с. 71. 211. Там же, 12, с. 85. 212. См.: "Религия и общество". Л., 1926, с. 41 и ХДВ, с. 277. ПереводВ. Струве. 213. Б. Тураев. История древнего Востока, т. I, с. 137-138. Пер.автора. Часть III ВОСТОК И ЗАПАД ВО ВТОРОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. Глава восьмая ПАСТУШЕСКИЕ НАРОДЫ. АРЬИ В ИНДИИ Ок. 2000-1700 гг. Язычник, с осязаемым жаром молящийся своему идолу, воистину молится Богу. С. Къеркегор На заре второго тысячелетия до н. э. весь цивилизованный мир пришел всмятение. Орды пастушеских народов появились на границах государств старойкультуры. Казалось, какие-то загадочные силы вдохнули в миллионы людейнепреодолимую страсть к передвижениям и завоеваниям. Народы и племена, втечение веков не покидавшие насиженных мест, поднялись и огромными лавинами,тесня друг друга, потянулись через степи и пустыни, реки и горные хребты.Почти всюду происходило нечто подобное Великому переселению народов Европыили наступлению арабов, подвигнутых проповедью Магомета. Из Аравийских пустынь хлынули кочевники-амориты, наводнившие Двуречье;в Малой Азии появляются хетты; ахейцы вторгаются с севера на Балканскийполуостров; у порога Индии показываются скотоводческие племена арьев. Амориты уже не первый раз приходили на берега Евфрата. Они уже многовеков пасли стада в области Аккада; аморитом был, вероятно, Саргон,создатель первой семитической державы. Теперь, когда земля Сеннаарская вновьраспалась на враждебные Царства, новая волна аморитов переходит ее рубежи. Воинственные и энергичные пришельцы как бы влили новые силы в угасавшуюцивилизацию. Они не только возродили старые культурные центры Мари и Ур, нои основали новый мировой центр - Вавилон, по имени которого стали называтьсяотныне и страна, и население Сеннаара. Завоеватели усвоили письменность,религию, искусство местного населения. Их архитекторы возводили дворцы,храмы и зиккураты. Самый грандиозный из них, сооруженный в Вавилоне,назывался Этеменанки, т. е. "основание неба и земли". Одним из великихаморитских правителей был Хаммурапи (ок. 1728-1686 гг.), который пошел постопам Саргона и создал Вавилонскую империю; она обнимала Шумер, Аккад иАссирию. Его войска стали угрозой горцам и жителям побережья, его купцыпрокладывали новые караванные пути. При Хаммурапи был издан свод законов,который наряду с шумерским кодексом Урнамму является древнейшим из известныхправовых документов214. В религиозной сфере произошли лишь внешние перемены. Место Энлиля -старого покровителя шумеров - занял Мардук - бог Вавилона, объявленный царембогов. Но в сущности вавилонская религия, как мы увидим ниже, осталасьвполне тождественной религии Шумера. Не все амориты осели и влились в цивилизованные общества. Некоторые изсемитических кланов продолжали вести полуоседлый образ жизни в сирийскойстепи, другие, оказавшись в Палестине, угрожали Египту. Близился день, когданога завоевателя вступит на землю фараонов.Эта эпидемия нашествий не могла пройти бесследно для человечества. Онаглубоко потрясла старые цивилизации и старый строй мышления. Дотолезамкнутые в узком мире привычных представлений, часто существовавшие визоляции, народы внезапно оказались поставленными друг перед другом;столкнулись разные культуры, разные душевные склады, разные обычаи,традиции, верования. Чем больше различались встретившиеся народы, темсильнее было потрясение от этого столкновения. Если амориты нашли в Двуречьеуже множество соплеменников-семитов и легко приняли местную религию,смешавшись с коренными жителями, то совершенно иную картину мы находим вИндии. Здесь завоеватели - арьи - были настолько чужды туземным индийцам,что первоначально не только не смешивались с ними, но и надолго сохранили заними название "дасыо" - враги. Письменность древних индийцев до сих пор еще не расшифрована, нораскопки свидетельствуют о том, что цивилизация, возникшая на севереИндостана, по своим внешним достижениям не уступала цивилизациям Шумера иЕгипта того времени. По найденным изображениям мы можем догадаться, чтообитатели Хараппы и Мохенджо-Даро в своей жизни и поступкахруководствовались примерно теми же понятиями и верованиями, которые былисвойственны прочим людям древнего Востока. Зверообразные боги, фигуркиБогини-Матери - все эти предметы, извлеченные археологами из земли,красноречиво свидетельствуют о характере миросозерцания доарийской Индии.Очевидно, власть магии и языческих обрядов признавалась здесь не меньше, чему Фивах или Уруке. В древнеиндийских городах были созданы специальныебассейны для ритуальных омовений215. Совершенно в иной мир попадаем мы, когда обращаемся к пришельцам-арьям.Они не жили в больших городах, не строили дворцов и храмов, не носилиизысканных одежд. У них не было ни идолов, ни жрецов. Дым костров и лайсобак, походные хижины и мычанье стад - таков был обычный фон их простого,почти первобытного уклада жизни. Слово "арья" означает "благородный", хотя возможно, что в глубокойдревности оно имело иной смысл. Так, некоторые производят его от слова "ар"- пахать. Быть может, на своей первоначальной родине арьи действительно былиземледельцами, но, во всяком случае к 2000 году, перед вторжением вИндостан, они уже не одно столетие вели привольную жизнь скотоводов216. Часть их осела в Иране, и именно от них эта страна получила свое имя, адругие продолжали проводить свои дни под открытым небом, следуя верхом налошадях за стадами длиннорогих коров. Корова была для них всем; на их языкевойна звучала как "добыча коров", господин - как "владелец коров". Арьиокружали этих медлительных, спокойных животных с короткими, умными глазамитрогательной любовью, граничившей с благоговением. Арьи были разноплеменным народом и по внешнему облику меньше всегопоходили на мифических "арийцев", которых измыслили в XIX и XX вв. Среди нихбыло много пришельцев с севера, светловолосых людей высокого роста. Однакопреобладал у них облик, близкий к семитическому. Их родичи, заселявшиеГрецию, Италию, Персию, Индию, отличались ярко выраженными чертами той расы,которую принято называть индо-средиземно-морской. Темные волнистые волосы, густые бороды, крупные черты лица свыдающимися носами - все это были признаки, свойственные как эллинам ииндийцам, так и евреям и ассирийцам217. Впрочем, по характеру арьи несколько отличались от своих семитическихсобратьев, на духовном облике которых всегда лежала печать суровой пустыни -их родины. Среди безводных Равнин семит чувствовал себя наедине с неведомымБожеством, o1Цущал себя как жизнь, противопоставленную смерти; человек был впустыне разумом, стоящим выше мертвой природы. Совсем иное мироощущение выработалось у арьев среди Чтущих долин ихблагодатной земли. Так, у них необычайно обострилась чуткость к красотеприроды. Бог был у арьев не над миром, как у семитов, а среди мира, внутриего, как всепроникающая и животворящая сила. Они имели тягу кмечтательности, сладостным грезам, созерцанию и научились погружаться вфантастические миры, созданные воображением. Склонные к опьяняющим экстазам,живо ощущая свое мистическое сопричастие с Мирозданием, потомки арьеввыработали одну из самых интересных философий, какие только знал древниймир. В свое время знаменитый филолог и историк Макс Мюллер даже утверждал,что европейская культура, воздвигнутая на трояком фундаменте: римском,греческом и еврейском, может немало обогатиться и усовершенствоваться,почерпнув из дотоле ей неизвестного индийского родника. Развитие миросозерцания арьев проходило по сложному и запутанному пути,и в лоне их культуры на протяжении веков шла непрерывная борьба языческогомагизма с единобожием. Подобно многим первобытным народам, предки арьевпервоначально сохраняли древнюю веру в единого Творца Вселенной. Ониназывали его Дьяушпитар - Светозарный Отец218. В ведическую эпоху религия Небесного Отца уже была побежденаполитеизмом, и от нее дошли лишь отзвуки. Вероятно, расцвет ее относится ктем доисторическим временам, когда предки арьев и родственных им племенпредставляли собой нечто "единое. Зевс - патер греков. Юпитер - римлян, Тиу- германцев - все они, вероятно, не что иное, как трансформированные образыдревнейшего общеарийского Бога Неба. Это была чистая, непосредственная вера,еще не засоренная плевелами обрядоверия. Молитвы Дьяушпитару возносилисьпоистине с библейской простотой прямо под открытым небом; жертва Ему былалишь естественным выражением благоговения; образ Его был долгое время лишенкаких-либо антропоморфических черт, и лишь в эпоху, когда арьи покинули своюпервоначальную родину, по древнеарийской религии был нанесен первый удар.Около 2000 г., во время всеобщего передвижения народов, арьи спустилисьс Иранского плоскогорья и двинулись на юг в поисках новых земель для своихстад. Они знали, что за темными хребтами и ослепительными пиками Гималаевнаходится чудесная страна, похожая на волшебный сад. Для того чтобыдостигнуть ее границ, нужно было преодолеть трудный путь через ущелья игорные перевалы. Продвигаясь к заветной цели со своими стадами, повозками илошадьми, арьи оказались в сердце высочайших в мире гималайских твердынь, вцарстве вечных снегов, обвалов и туч. Есть художник, который в XX веке сумел взглянуть на эти горы глазамидревнего духовидца, способного угадывать в природе скрытую мистическуюжизнь. Глядя на полотна Рериха, мы в какой-то степени можем представитьсебе, какое впечатление произвел горный мир на арьев, пересекавших его вовремя своего переселения в Индию. Эти неподвижные облака в лазури, похожиена заснеженные вершины, эти воздушные пики, похожие на облака, этапрозрачная атмосфера, которая чудесно раздвигает горизонт, и, наконец,чувство оторванности от всего земного создают в горах ощущение, чтонаходишься где-то у границы в другие, неведомые смертным миры. Много молитв слышали и поныне слышат Гималаи - удивительные горы,издревле населенные пустынниками и искателями Бога, и одной из них быламолитва арьев, прозвучавшая четыре тысячи лет тому назад, перед ихвступлением в новую землю. Нам почти ничего не известно о том, как совершилось это вступление.Правда, раскопки свидетельствуют, что древнеиндийские города слышали военныеклики и стоны умиравших, но мы не знаем, связано ли это с нашествием арьев.Одно лишь можно утверждать с достоверностью: арьи укрепились в Кашмире,потом продвинулись на юг, в Пенджаб, и наконец, после многолетней жестокойборьбы, стали полновластными хозяевами Северной Индии, поработив коренныхжителей, частично же истребив их или оттеснив на юг. Но если мы не имеем никаких памятников, если от древних арьев до нас недошло ни одного изображения или надписи, то можем ли мы говорить что-либо обих культуре, миросозерцании, об эволюции их идей, об их духовной жизнивообще? К счастью, несмотря на молчание археологии, мы не потеряли следовкультуры арьев. О ней свидетельствует древний сборник гимнов, называемыйРиг-Веда. Арьи были народом музыкальным и любили пение. В каждом роде или племенипевцы и сказители пользовались большой любовью и популярностью. Эти народныепоэты - риши - слагали религиозные гимны, былины, поучения. Правда, ничегодостоверного мы не знаем об этих мудрецах древности. Представления о нихболее поздних поколений были спутанными и неправдоподобными, часто ихсмешивали с богами, мифическими героями и духами. Быть может, именанекоторых риши, дошедшие до нас в Риг-Веде, действительно носили когда-тоисторические лица, но это, пожалуй, самое большое, что можно о них сказать. Риши были не простыми поэтами. Они сознавали себя пророками иясновидцами, сердцам которых открывается высшее знание ("веда" - ведение,знание). По словам Радхакришнана, риши "видит духовным оком или интуитивнымзрением. У риши глаза не подернуты туманом страстей, и он может видетьистину, скрытую от чувств. Он только передает истину, которую видел, а несоздал... Душа поэта слышит истину, она открывается ему в том Вдохновенномсостоянии, когда дух возвышается над ограниченным и поверхностным логическимпознанием". Впрочем, можно сомневаться, что все создатели гимнов владелиэтим великим Даром прозрения. Очевидно, в их среде было немалопосредственностей и подражателей. Однако некоторые из них действительноподнимались до таких высот, до которых доходили лишь величайшие религиозныегении человечества. Через несколько веков после завоевания арьями Индостана гимны былизаписаны и собраны в книгу "Самхиту". К тому времени многие знали ихнаизусть, и они уже получили авторитет священного писания. Гимны Риг-Веды разнородны и даже противоречивы. Неожиданные духовныевзлеты, чарующей красоты образы, пламенные порывы к Богу и правде чередуютсяздесь с варварским антропоморфизмом, примитивным чародейством, грубойчувственностью и ярко выраженным многобожием. Но совершенно непостижимым напервый взгляд кажется причудливое переплетение единобожия и язычества водних и тех же гимнах. В Риг-Веде упоминается более трех тысяч богов, имногим из них приписываются свойства Верховного Начала. Каждый из боговпоочередно как бы становится Богом. Это странное смешение двух религиозных восприятии объясняется тем, чтоведические гимны были записаны в эпоху разложения и упадка единобожия. Ихможно сравнить с прекрасным храмом, превращенным рукой осквернителя в жилойдом. То тут, то там мы наталкиваемся на следы былого великолепия, на изящныекапители, на остатки лепки, на уцелевшие колонны. Все это лишь части храма,самого его уже нет. Точно так же в Риг-Веде мы обнаруживаем остаткипервоначальной веры в Единого Бога, элементы которой вплетены в зданиеполитеизма. Торжеству язычества в арийской религии, очевидно, немало способствовалопереселение в Индостан.Когда арьи, миновав пустынные области Гималаев, вступили на индийскуюземлю, она сразу же должна была поразить их своими необыкновеннымиландшафтами, своей буйной растительностью, пестротой красок, непривычнымизвуками и ароматами. После безмолвия гор эта тропическая страна моглапоказаться причудливым вымыслом. Индия и в самом деле отмечена какой-тоособенной печатью. Ее деревья с воздушными корнями и бамбуковые джунглимогут сравниться только с лесными чащами Африки и Амазонки. Здесь обитаютсамые ядовитые змеи, самые красивые птицы, самые величественные изсухопутных животных-слоны. Индия и прилежащие к ней области-редчайший уголокземного шара, где сохранились белые носороги, тигры, человекообразныеобезьяны. Отгороженная Гималаями от всего мира, она готовила несравненныесюрпризы всем осмелившимся пересечь ее горную границу. Как мы говорили, арийские пришельцы были очень чутки к красотамприроды, и открытие новой страны должно было оказать огромное влияние на ихмиросозерцание. Поэтому понятно, почему в ведических гимнах звучитнеподдельное восхищение и восторг перед многоликим мирозданием, и, читая этигимны, мы можем легко представить себе всю гамму переживаний, которыеохватили душу пришельцев при вступлении в Кашмир и Пенджаб. Однако природа на определенном этапе духовной истории человечестваявлялась не только источником богопознания, но и источником великихсоблазнов. С ослаблением чувства Бога она все более и болееперсонифицировалась, приобретала черты Богини, Божественной Матери всегосущего. Именно Она, эта Богиня-Мать, была, как мы видели, первым сюжетом длязарождавшегося изобразительного искусства. Ее изваяния обнаружены и вдревнейших центрах доарийской цивилизации Индии219. Арьи, так же как и другие народы, стали видеть рядом с Божествомобожествленную Природу, Вечную Женственность, пассивную мировуюПрародительницу, Мать, кормящую Землю. Они называли ее Адити, т. е.свободная или безначальная, вечная. Она стала мыслиться как всеобщий кореньбытия, как некая Праматерь и наконец постепенно заслонила образ Дьяушпитара."Адити, - говорится в Риг-Веде, - это небо, Адити - это промежуточнаяобласть, Адити - это отец, и мать, и сын, Адити - все боги и пять племен,Адити - это все, что когда-либо будет рождено"220. Итак, Божественная Мать рождает мир, рождает человечество, рождаетбогов. Культ ее есть путь от единобожия к многобожию. Вместо незримогоСветозарного Отца в Риг-Веде фигурируют уже "сыны вечности", дети Адити,боги ("адитья") и духи (Дэвы). Но монотеистический инстинкт еще не утрачен арьями. В колоссальной,многоликой, текучей массе духовных существ, которые то сливаются воедино, тодробятся на тысячи прекрасных и уродливых ликов, они продолжают некотороевремя смутно чтить Высшее единое Начало. "Единое называется мудрецамипо-разному"221. Обоготворив душу Твари, Адити, арьи обоготворяют теперь ее детей,проявляющих себя во всем многообразии стихийной жизни мира: в белоснежныхоблаках, в ослепительном солнце, в тихом плеске священных вод, втаинственном сумраке джунглей. Но превыше всего чтили они Небо. Небо! Что может выразительней поведать нам о бесконечности, о величии,о вечном покое? Что может служить лучшим символом Бога, чем бездонный океаннебосвода? Он - всеобъемлющий, он - манящий, он раскинулся и царитбезмятежно. Его кФасета не похожа на красоту земли. В нем пустота, но в нейвключено все. Небо чисто, в нем нельзя укрыться. Его голубая безднабезгранична, безмерна, она вызывает невольный трепет благоговения. Ночноенебо завораживает своей таинственностью, своей чреватостью великими ужасамии немыслимыми исполинскими видениями. Масштабы неба - сверхчеловеческие,божественные масштабы. Именно там, за этим блистающим небосводом, покоторому проносятся, подобно живым существам, облака, с которого светитсолнце, на котором мерцают мириады звезд, именно за этой грандиознойкосмической завесой кажется сокрытым самое великое, самое святое, сокрытатайна мира. И арья возносит мольбу этому Богу. Он забывает, что Небо, Варуна- лишь "адитья", сын молчаливой Бесконечности, он обращается к небесномуВаруне с такими словами, которые его предки возносили Светозарному ОтцуДьяушпитару222. Могущественный Владыка Всевышний Зрит издалека на наши деяния, Словно они совершаются близко. Неудержима творческая мощь Варуны. Онпростирает над миром беспредельный покров небес. Он прокладывает путьсолнцу, направляет течение рек. Он послал прохладные ветры через леса, Вложил резвость в коня, молоко в коров, Мудрость в сердца... В небесное царство Варуны устремляется"нерожденная часть" человека, его душа. Там она будет предаваться вечномуликованию, прославляя своего Владыку в сладостном блаженстве. В раннихгимнах проблема смерти не носит трагического характера. Люди еще не утратилиживого чувства бессмертия, не шевелилось сомнение в их сердцах. Они уверены,знают, что после погребения тела (у арьев еще не появился обычай сжигатьтрупы) все угодные Варуне блюстители его закона перейдут в горние сверкающиемиры223. В гимнах Варуна выступает уже не как "адитья", а как Сам вечный Твореци Вседержитель. Он управляет космосом согласно непреложному всеобщемузакону, который ведийские риши называют Рита. Этот закон, в чем-тоаналогичный шумерскому Me, - основа естественного порядка вещей. Согласноему совершается все в мироздании. "Законом земля стоит твердо, небеса исолнце держатся, и сыны вечности"224. Даже боги подчинены этой всеобщейуниверсальной закономерности. Рита осуществляет во Вселенной принципединства: Един Огонь, многоразлично возжигаемый, Едино Солнце всепроникающее, Едина Заря всеосвещающая, И едино то, что стало всем этим225. Но Рита, по представлению риши,правит не только строем физического космоса, но включает в себя иуниверсальную этическую закономерность. Под словом "Рита" риши понималивечную объективную реальность нравственного Миропорядка. Вселенский строй,согласно их учению, сплетается из двух закономерностей: материальной идуховно-нравственной. Невозможно не удивляться, когда встречаешь такие глубокие мысли ународа, сделавшего только первые шаги по пути к цивилизации. Какие толькогипотезы не измышлялись для объяснения этого факта! Скорее всего, однако,перед нами не мировоззрение, достигнутое в процессе долгих и мучительныхисканий, а чудом сохранившееся наследие далекого первобытного прошлого. ВРиг-Веде большинство самых возвышенных идей восходит к доисторическимвременам, к тем временам, когда в человечестве еще жила первоначальная верав Единого. Молясь Варуне, арийский риши эмоционально воспринимал его какистинного Бога, но рационально он осмысливал Варуну лишь как адитью - сынаВечности, подчиненного Рите. А откуда взялся сам закона Рита? Слово "Рита" означает "соответствие".Соответствие чему? И здесь мыслители Риг-Веды уже колеблются с ответом. Чья высшая воля создала Закон? Напрасно всматривается риши в туманную глубину. Его народ и он сам ужеслишком далеко отошли от Источника высшего знания. Светозарный Отец,Дьяушпитар, стал для них бледной тенью, абстрактным понятием, растворился,исчез, заслоненный исполинским телом Матери-Природы и полчищами рожденных еюадитий... Но хотя Бог все больше и больше ускользает от сознания человекаведической религии, это не означает угасания в нем живого религиозногочувства; он начинает переносить на богов свойства Вседержителя. Вступая впротиворечие с самим собой, он объявляет Варуну носителем Риты и создателеммира. Египетские жрецы отождествляли богов с Единым. У индийских риши мывидим нечто сходное с религиозными поисками Месопотамии. Риши, говорит МаксМюллер, "обращается к Индре, или Агни, или Варуне как к единственному богу,на время совершенно забывая о других богах... Именно эту фазу, вполнеразвитую в гимнах Вед, я и желал окончательно отметить, дав ей отдельноеназвание, и назвал ее генотеизмом"226. Ведические гимны содержат указание на углубившееся сознание греховностичеловека, который чувствует, что он сам является причиной удаления от Бога,что его пороки и поступки воздвигают стену между ним и Богом. Поэтому такимгорячим и искренним чувством проникнуты псалмы Риг-Веды, которые можносравнить лишь с лучшими произведениями мировой религиозной поэзии227. Хотячасто, о Варуна, Нарушаем мы закон твой. Боже, Как дети человеческие день за днем, Не отдавай нас в жертву смерти, В жертву ударам и дикому гневу... Когда умилостивим мы Его, Далеко взирающего подателя благ Варуну, Он, знающий пути птиц в чистом воздухе И кораблей в море, Знающий двенадцать месяцев с их плодами... Да благословит он ежедневную жизнь нашу И умножает число дней наших... Если мы согрешили против человека, Который любит нас, Причинили зло другу или товарищу, Нанесли зло соседу, живущему с нами, Или даже незнакомому путнику, О Господи, отпусти нам эти прегрешения. С чувством трогательногодоверия обращается риши к Богу и сокрушенно кается в пристрастии к вину, казартным играм, кается в склонности к насилию и распущенности. Он проситВаруну освободить его от тяжести грехов и простить за слабоволие ималодушие. В гимнах Варуна нередко называется Другом и звучат горькиесетования на то, что эта дружба с Небесами нарушается проступками и грехами. Как много, казалось бы, обещают эти порывы! Радостное предчувствиеохватывает нас. Не здесь ли мы можем начать странствие по той дороге,которая поведет нас через тернии к звездам? Но торжествовать еще рано. Вотвпереди маячат странные тени. Дорогу преграждают, кивая и гримасничая,причудливые фигуры духов. Как зачарованный смотрит на них человек... Вглазах у него темнеет. Он не находит в себе энергии, чтобы решительнооттолкнуть эти влекущие, завораживающие лики: они окружают его... Он всетях... Он сбился с пути.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 8 214. См.: J. Klima. Op. cit., S. 48, 179. 215. Г. Чайльд. Древний Восток в свете новых раскопок. M., 1956, с.266; Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. M., 1951, с. 67; Д.Косамби. Культура и цивилизация древней Индии. M., 1968, с. 71. 216. Первоначальная родина арьев неизвестна. Одни ученые помещают ее вАзии, в районе Гиндукуша, другие - в Европе, в южнорусских степях. Однаковсе эти гипотезы имеют весьма сомнительную обоснованность. Так же неясенплеменной состав этой группы народов. Установлено только, что у арьев ярковыраженная языковая общность с предками персов, эллинов, хеттов, а также срядом североевропейских народов. Эти языки принято называть индоевропейскимиили арийскими. 217. Ариан. Индия, VI. 218. Риг-Веда 1, 54, 3. 219. См.: J.Finegan. Light from the Ancient Past, 1946, p. 19.221. PB I, 164, 10, 82 и др. 222. PB I, 25; V, 85, VII, 87 и др.; Атхарва-Веда IV, 16; PB I, 115,154; II, 26.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.