Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О библейской религии и библейских чудесах 7 страница




Глава 17 371. 1 Пар 7, 21, 24. Ср.: Ис Нав 16, 5. Ср. Амарнскую переписку: Б.Тураев. История древнего Востока, т. I, с. 297. 372. Библия определяет время пребывания евреев в Египте в 430 лет (Исх.12, 40), а так как исход совершился при сыне фараона, строителя городовПитона и Рамсеса (см. Исх 2, 23), след. при фараоне Мернептахе, то, как мыуже говорили, переселение в Египет произошло при гиксах, правивших более чемза 400 лет до того, как о том свидетельствует "Стела 400-го года" (см.: ВДИ,1958, Э 3, с. 98; J. Bright. A History of Israel, p. 111). 373. Согласно Библии, в египетский период некоторые израильтяне стализабывать монотеизм отцов. "Отвергните богов, которым служили отцы ваши зарекою в Египте", - говорит Иошуа народу (Ис. Нав. 24,14). См. также: Иез.20,8; 23,3. О культе Сутеха в одном папирусе говорится следующее: "ЦарьАпони избрал своим богом Сутеха и не кланялся никакому богу египетскому"(Пап. Салье I, пер. Б. Тураева. - Б. Тураев, История древнего Востока, т. I,с. 258). 374. См.: Лев 17,7, где "козлы" (сереим) в синодальном переводепереданы как "идолы". О козле, которого изгоняли в пустыню в жертву демонуАзазелу, см.: Лев 16,8; синодальный перевод вместо "Азазел" ставит"отпущение", однако уже Отцы Церкви считали, что это имя демона (ср.:Ориген. Против Цельса, VI, 43). Такого же мнения придерживаются современныеисторики. 375. Вместо слова "шатер" уже употребляется слово "дом" (Исх 12,7). 376. См.: В. Струве. Происхождение алфавита, Пг., 1923, с. 57; В.Истрин. Развитие письма. М., 1961, с. 212 (о синайском письме). 377. См.: Д. Брэстед. История Египта, т. II, с. 94. 378. Об этих городах, упоминаемых в Библии, есть много данных, добытыхегиптологией. Именно это указание в кн. Исхода является отправной точкой длядатировки нашей истории. О раскопках Питома, Секу и Рамсеса см.: G. Е.Wright. Biblical Archaeology, p. 58. 379. Исх 1, 11, 13-14; 5, 11. 380. "Дай припасов солдатам и людям из племени "аперу", которые таскаюткамни для большой крепости храма Рамсес-Мери-Амон", - читаем мы в одномпапирусе (Р. Киттель. Цит. соч., с. 43. см.: КВНР, р. 90). 381. См. перевод текста договора в ХИДМ, с. 103. 382. То, что у евреев существовал праздник первенцев еще до Исхода,видно хотя бы из следующего места Библии: Лев 23,5-6 - или из указания набольшой праздник в Исх 5,1. Со времени же исхода праздник связывали сизбавлением от рабства (см.: Ю. Велльгаузен. Введение в историю Израиля.СПб., 1909, с. 71). Точно так же другие праздники имели двойноепроисхождение (сельскохозяйственно-магическое и священно-историческое). См.:J. J. Castelot. Religious Institutions of Israel. - JBC, v. 2, p. 729. 383. Исх 2,19. Имя Моисей (Моше, Мосе, Месу) соответствует египетскомуслову "сын", "рожденный". Обычно у египтян это слово входило в составныеимена: Тот-месу (Тутмос), Рамесу (Рамсес), где первой частью было имябожества. Некоторые полагают, что имя Моисей происходит от глагола "маши" -"идти", "вести". Египетскими были имена других левитов: Пинехас, Хофни,Пасхор, Хур, Мерари и, вероятно, Аарон (Исх 6,16,25 и др.). Еврейскаяэтимология имени Моисея, очевидно, неправильна, т. е. Моше не означает"вынутый", а, наоборот, "вынимающий", "извлекающий" (J. McKenzie. Dictionaryof the Bible, p. 586). 384. Напр., Исх 12,13,33,5; ср. Быт 9,12-15 и др. места сантропоморфическими выражениями. Интересные наблюдения в этом направлениисделаны в работе М. Гершензона "Ключ веры" (Пг., 1922). 385. См.: J. Bright. A History of Israel, p. 110. 386. Исх 2; Деян 7,21; И. Флавий, 2,9. О том, что Моисей был египетскимжрецом, говорят эллинистические писатели (см.: Г. Роулинсон. Библия и наука.СПб., 1899, с. 38 сл.). Однако это маловероятно, т. к., по свидетельствуБиблии исторически вполне достоверному, Моисей долго чувствовал себянеподготовленным к религиозно-общественной деятельности (Исх 4,10; 6,30).Тем не менее в Декалоге, в устройстве ковчега и в одеждах священников,установленных Моисеем чувствуется египетское влияние. 387. См.: Памятники Востока. Вып. 3. Рассказ Египтянина Синухета пер Б.Тураева. М., 1915, с. 23. 388. Исх 2, 16. Мадианитяне, так же как и израильтяне, вели своепроисхождение от Авраама (Быт 25, 1-4). Центром их местожительства былаобласть на восток от залива Элат. Вождь мадианитян назван в Библии двумяименами: Рагуэль и Иетро. То, что у него было не одно имя, объясняется,возможно, тем что сам он принадлежал к клану кенитов - особой семитическойгруппе (Суд 1,16). См.: W. Albright, статья в "Catholic Biblical Quarterly",1963. Э 25, р. 6. 389. JHWH. Впоследствии возник благочестивый обычай не употреблять вобиходной речи Св. Имени. Его заменили словом Адонаи, Господь. Закрепляя этоправило, хранители текста Библии поставили к согласным имени Ягве (веврейском алфавите нет гласных) значки, соответствующие гласным словаАдонаи. Из этого соединения возникла позднее искаженная транскрипция Иегова.Между тем еще Отцы Церкви указывали на правильное произношение (бл.Феодорит, Климент Александрийский). См.: ]. Hastings. Dictionary of theBible, 1963, p. 334; J. Bright. Op. cit., p. 137. 390. Исх гл. 3. Из ст. 1 следует, что гора Синай или Хореб уже доМоисея почиталась святой. Следует обратить внимание и на ст. 5. Возможно,здесь издревле почитали Бога под именем Ягве. "По всей вероятности, под этимименем поклонялся Богу священник мадианский", - говорит Вл. Соловьев (Собр.соч., т. 4, с. 26). Это мнение разделяет большинство современных историков.Однако, как говорит Дж. Брайт, хотя имя Ягве Моисей мог слышать у кенитов вМадиане, но он вложил в него совершенно новое содержание (J. Bright. Op.cit., p. 116; Н. Н. Rowley. From Joseph, to Joshua. London, 1950, p. 149 ff;M. Noth. Exodus. London, 1962, p. 30 ff). 391. Исх 5, 21. 392. "Они проводят время, идя по стране и сражаясь, дабы наполнятьежедневно свои утробы", - говорит о ливийцах хроника того времени (Д.Брэстед. Цит. соч., т. II, с. 149). 393. Обстановку на границе Египта и Палестины хорошо рисуютбеспорядочные записи египетского чиновника, который рассказывает о потокедепеш, о прибытии офицеров из Палестины, отряды которых располагались уколодца Мернептаха (место близ Иерусалима, известное автору кн. Иошуа, 15,9). Русские переводы неправильно передают "источник вод Нефтоах" вместоисточник Менефтах (перевод дневника чиновника: В. Струве. Израиль в Египте,с. 22). 394. Израильтяне восприняли стихийные бедствия - эпидемию и эпизоотию -как "казни", которые Ягве наслал на египтян за их жестокость. ГекатейАбдарский (IV в. до н. э.) так описывал эти события: "Однажды, когда вЕгипте свирепствовал мор, народ приписал этот бич гневу богов за то будтобы, что многие чужестранные народы, жившие в то время в Египте, вносили вкульт и жертвоприношения египтян странные обычаи" (см.: Диодор Сицилийский.Историческая библиотека, XI, 3. О "казнях" см.: G. Ricciotti. History ofIsrael, I, 1955, p. 243). 395. Очевидно, так следует понимать указание Исх 12, 35, 26. 396. Исх 12, 38. Вероятно, к израильтянам примкнули восставшие рабы.См. сообщения о восстании "вавилонских рабов" при Рамсесе у ДиодораСицилийского (Ист. библ., I, 56). Суккот, или по-египетски Секу, расположенюжнее Рамсеса и является важным пограничным пунктом (через него пропускалиэмигрантов). 397. Исх 14, 21. Место первой стоянки Библия определяет между тремягородами: Пигахеортом, Мигдолом и Баал-Цефоном. Первые два упоминаются вегипетских надписях, но точное место их не определено. Баал-Цефон иногдаотождествляют с Дафне (недалеко от северного залива Менсале), а иногдапомещают южнее, на востоке от Горьких озер (см.: G. Е. Wright. BiblicalArchaeology, р. 62; L. Grollenber. Atlas of the Bible, p. 48). Глава восемнадцатая ПУТЬ К СИНАЮ Египет - Синай, весна и лето ок. 1230 г. Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса! Псалом Когда египетские колесницы, вздымая тучи песка, подкатили к берегуТростникового моря, была ночь. Однако в темноте они заметили последниеотряды Израиля, прикрывавшие бегство через камыши. Все это время дул сильныйвосточный ветер, и он обнажил проходы среди стен тростника. Это неожиданноеобстоятельство помогло израильтянам выбраться из западни... Невзирая на то, что над топями собрались тучи и надвигался настоящийураган, египтяне продолжали погоню. Возможно, они и успели настичь частьбеглецов, но с каждым шагом им было все труднее и труднее пробираться всгустившемся мраке. Тяжелые колесницы застревали в вязком иле, грозабушевала, ветер переменился и теперь гнал волны на преследователей. Толькотеперь поняли египтяне, какая опасность им угрожает, и поспешно повернулиобратно. Но вода настигла их. Израильтяне, которые тем временем уже стояли на сухой возвышенности,наблюдали за отчаянными попытками всадников выбраться и не верили своимглазам... Так или примерно так происходило это событие, сыгравшее столь большуюроль в истории ветхозаветной религии. Многие его подробности навсегдаостанутся загадкой. Трудно даже определить точное место, где произошлапереправа. Можно утверждать единственное: под Ям-суф, "Тростниковым морем",Библия подразумевает не Красное море, берега которого всегда были голы икаменисты; скорее всего, здесь речь идет об одном из Горьких озер, которыетянулись цепью между Красным и Средиземным морями. Как бы то ни было, произошло нечто такое, чего не ждали ни евреи, ниегиптяне398. Всего час назад израильтяне были на волосок от гибели.Преследователи беспощадно расправились бы с ними; но вот теперь Ягве спассвой народ и остановил грозного врага. Это было несомненное чудо, хотявнешне действовали обычные стихийные силы. В том, что помощь воды и тьмы,бури и грома явилась столь своевременно, израильтяне почувствовалиохраняющую руку Провидения. Никакое событие не производило на них стольсильного впечатления. Пройдут века, но как живые будут представать передними подробности исхода и чудесная переправа через море. Здесь родилась вераИзраиля, вера в Моисея, в его миссию и в то, что открывшийся ему Бог естьвоистину Бог Авраама, "Бог отцов". Итак, Израиль благополучно скрылся в пустыне, между ним ипреследователями легла непроходимая преграда, а уцелевшие египетскиеколесницы повернули от берега. Мернептах был уверен, что Израиль обречен нанеминуемую гибель среди безводных пространств. Кампания в Палестине прошладля фараона необыкновенно удачно. Он разбил хеттов, опустошил ханаанскиегорода и селения, толпы рабов и военнопленных снова были приведены измятежных городов побережья - Аскалона и Гезера. В Галилее был предан огню имечу ряд крепостей. Сирия снова лежала у ног фараона. Египет ликовал. В честь своего триумфа Мернептах приказал высечь на каменных стелахпобедный гимн, заканчивающийся такими словами: Враги повергнуты и просят пощады, Ливия опустошена, Хета присмирела, Ханаан пленен со всем своим злом, Захвачен Аскалон, Гезер полонен, Племя Израиля обезлюдело, семени его больше не стало, Сирия стала вдовой для Египта, Все земли успокоились в мире, Скован всякий бродяга царем Мернептахом...399 Но когда в Мемфисе и Рамсесе распевали этот гимн, пустыня оглашаласьударами бубнов: в центре стана израильского кружился хоровод женщин, и кнему неслась ликующая песня избавления: Воспою Ягве - Высоко вознесся Он, Коня и всадника его Он низвергнул в море. Оплот и слава моя Ягве, Он спасением мне был. Это Бог мой - я прославлю Его, Бог отца моего - вознесу Его. Ягве - муж битвы, Ягве - имя Ему. Колесницы фараона и полки его низвергнул в море, И избранные воины его утонули в море Тростниковом. Сказал враг: погонюсь и настигну, Разделю добычу и насыщу душу свою, Обнажу свой меч, Уничтожит их рука моя. Дунул Ты дыханием Твоим, и покрыло их море, Как свинец погрузились в бушующие воды. Кто Тебе подобен между богами? Кто как Ты святостью силен? Исполненный славы, творящий чудеса!.. Так пели израильские женщины, а весь народ подхватывал припев: Воспою Ягве - Высоко вознесся Он, Коня и всадника его Он низвергнул в море400. Этот импровизированный псалом стал отныне боевым походным гимномИзраиля. Впоследствии говорили, что сам фараон гнался за израильтянами, нобыл остановлен Богом401. Исход евреев из Египта был началом надвигавшейся на страну анархии.Едва только умер Мернептах, как наступила новая полоса смут и междоусобиц."Земля египетская была покинута, - говорится в одном папирусе того времени,- всякий бежал из нее, не было повелителя много лет... Один убивал другого,как великие, так и малые... Наступили другие времена, Ирсу, некий сириец,захватил власть. Он заставил всю страну платить себе дань"402. Палестинаокончательно ускользала от власти фараонов.Тем временем караваны израильтян продвигались на юг вдоль побережьяКрасного моря. Моисей уводил своих людей все дальше и дальше в глубьпустыни. У него были свои, одному ему известные цели. Счастливый переходчерез Тростниковые воды и избавление от египтян создали Моисею прочныйавторитет; все с надеждой смотрели на этого необыкновенного вождя,казавшегося сверхчеловеком. Евреи воочию убедились, что Бог, возвещенный им,оказался сильнее Амона и других богов египетских. Кто, как не Он, помог импройти по морю, как посуху, кто, как не Он, покарал фараона и землю Мицраим?Эта горячая вера простодушных пастухов и рабов, только что познавших радостьсвободы, - первое, чего достиг Моисей403. Имеет ли право современный человек смотреть свысока на эту уверенностьбеглецов в особом покровительстве Неба? История небольшого племени, каким-точудом уцелевшего среди превратностей судьбы и ставшего носителем Единобожиясреди языческих народов, поистине изумительна. Для тех, кто отрицаетвнутренний смысл в судьбах народов, здесь - лишь какое-то необычайносчастливое стечение обстоятельств. Но христианство оценивает ветхозаветнуюисторию с иной точки зрения и признает в ней проявление того незримогоРазума, который направляет ход мироздания, человеческую историю и судьбуотдельной личности. Вера древних израильтян в то, что они "народ Ягве", небыла проявлением их умственной ограниченности, но выражала живое ощущениенарода, что его призвал и охраняет сам Бог. Моисей отказался от мысли повернуть со своим караваном на восток исразу двинуться по направлению к Ханаану. Он знал, что там израильтяножидает столкновение с многочисленными ханаанскими и еврейскими княжествами,знал, что Обетованная Земля покрыта укрепленными городами, в которых ещенаходились кое-где египетские гарнизоны404. Следовательно, пока не былоникакой надежды на завоевание страны, "текущей молоком и медом". С другой стороны, он видел, что Израиль еще не способен к борьбе. Нужнобыло, чтобы беглецы расправили крылья после многих лет унизительногорабства, научились воевать, научились уважать себя, превратились бы в народсплоченный, энергичный и закаленный. Моисею предстояло вдохнуть в израильтянверу и сделать Истину, открывшуюся ему, их достоянием. Многие историки полагают, что не только во время странствий в пустыне,но и после вторжения в Ханаан Израиль, вплоть до эпохи царей, не былнародом. Это мнение, однако, несколько утрировано. Из надписи на победнойстеле Мернептаха мы узнаем, что египтяне, долгое время не дифференцировавшие"аперу" (евреев), увидели в якобы уничтоженном ими племени нечто целое,племя, носившее единое имя. Однако это было лишь внешнее единство, легкоразрушимое под влиянием обстоятельств. Возникло оно, как мы видели, преждевсего в результате притеснения. Здесь была лишь простая солидарность рабов,над головами которых свистела одна плеть, солидарность, укрепляемая, крометого, общими преданиями и общим происхождением. В духовном отношении жизнь в Гесеме дала самые плачевные результаты.Израильтяне лишились тех великолепных качеств, которые отличали их предков.Миролюбие, смелость, терпимость, Дружеское отношение к другим народам,присущие Аврааму и его людям, исчезли у обитателей Гесема, для которыхчетыре столетия пролетели как дым, не нарушая их однообразного полусонногобытия. Как ни тяжелы были работы на строительствах, как ни жестоки былидискриминационные меры египтян, многие израильтяне без особенногоэнтузиазма, почти неохотно последовали за левитами, увлекавшими их впустыню. При этом они укоряли своих вождей на каждом шагу, вспоминая о своейотносительно сытой жизни в "Доме рабства". В общем, не будет преувеличением сказать, что те, кого Мернептахназывал "племенем Израиль", в сущности, представляли собой разноплеменнуютолпу, состоявшую из нескольких тысяч рабов, пастухов, рабочих и простобродяг, искавших приключений405. Многие из них были людьми битыми изапуганными. В годы угнетения они отупели и приобрели дурные привычки,рождаемые унижением. Таков был "человеческий материал", с которым пришлосьиметь дело пророку Ягве. Здесь не было ни одного обнадеживающего элемента, аодни лишь препятствия. Первой задачей Моисея было завоевать доверие народа и старейшин. В этомрешающую роль сыграли обстоятельства исхода. Мор, который не коснулсяизраильтян во время эпидемии, свирепствовавшей в Египте, чудесная переправачерез море - все это рисовалось им как цепь небесных знамений, как явноевмешательство Верховной Воли в их жизнь. Моисей, на которого даже египтянесмотрели с суеверным страхом, как на колдуна и мага, представлялся им всовершенно необыкновенном свете406. Это была большая победа, так как толькотакое отношение отдавало неорганизованную толпу в руки вождя. Но вот исход совершился, страшные заросли Тростникового моря позади, неслышно больше шума погони. Впереди раскинулись недвижимые просторы мертвойпустыни. Безоблачное небо, бурые холмы, безводная вымершая страна. Здесьцарит смерть. Это область мрачного Азазела, владыки волосатых демонов.Козлоликое чудовище стелет свое губительное дыхание над каменистой почвой. Сужасом всматриваются беглецы в горизонт, подернутый красноватой дымкой. Дляних, привыкших жить среди влажных лугов и болот, эта картина мертвой природыкажется невыносимо жуткой. Все здесь для них незнакомо, таинственно,угрожающе: и молчание барханов, и оголенность почвы, и непонятные звуки...Три дня продолжался томительный, непривычный путь. К этому временизапасы воды уже подошли к концу. Напрасно вожаки каравана всматривались вдаль. Нигде не видно было никакого признака источника, ручья или колодца.Наконец набрели на водоем, который местные бедуины называли Меррой (т. е.горечью). Вода в нем действительно была непригодна для питья. Дляистомленных путников это было уже слишком. С упреками окружили они Моисея:"Что нам пить?" Но опытного вождя, прекрасно знавшего пустыню, трудно былоудивить горьким источником. Он указал людям растение, которое, будучиопущенным в воду, отбивает у нее неприятный вкус, и путники могли утолитьсвою жажду407. Этот случай вновь поднял авторитет Моисея, пошатнувшийся было подвлиянием первых впечатлений от ужасов пустыни. Вообще все дальнейшее путешествие Израиля среди безводных долин и горсостояло из страхов и неожиданных радостей. Им казалось, что они попали вкакую-то волшебную страну, где на каждом шагу их ждут чудеса. Однажды,проснувшись утром, голодные путники увидели, что земля, как инеем, покрытамелкой крупой. Удивлению их не было границ, а когда Моисей, знавший, чтобедуины употребляют эту крупу в пищу, объяснил, что ее можно есть, изумлениепревратилось в ликование. Поистине Ягве посылает с неба пищу своему народу.Они называли эти мелкие съедобные зернышки "даром небесным" - манной408. Вдругой раз тучи перелетных перепелов пронеслись над станом Израиля иопустились близ него. Охота на птиц, ослабевших после долгого пути, непредставляла труда, и изумленные неожиданной Удачей израильтяне вновь ивновь повторяли слова: "Ягве хранит людей своих"409. Один эпизод навсегда врезался в память народа. На границе пустыни Син,у предгорий Хоривского хребта, караван вступил в оголенную местность идолгое время продолжал путь, не встречая ни колодца, ни ручья. Путниковмучила жажда, уныние охватило всех. Ропот недовольства против вождя,приведшего их в такую дикую местность, перешел в открытое возмущение. Онипочти ненавидели своего избавителя. Годы мук и унижений в Египте уже неказались им такими ужасными; пустыня была куда страшнее строительныхплощадок, а голод и жажда беспощадней египетских надсмотрщиков. "Зачем тывывел нас из Мицраима? Уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши?" -кричали все. Было мгновение, когда в голову Моисея чуть было не полетеликамни. Это был критический момент: власть над взбунтовавшейся толпойускользала из рук вождя... В эту трудную минуту Бог вновь пришел на помощь своему избраннику.Моисей приказал долбить известковую скалу шестами, и, когда после долгихусилий образовалась впадина, он сильно ударил своим посохом, и вобразовавшееся отверстие хлынула ключевая вода. Раздались радостныевосклицания. Путники были спасены410. Все эти на первый взгляд незначительные события играли колоссальнуюроль для Сынов Израиля, непрерывно колебавшихся между страхом и надеждой. Какова же была конечная цель Моисея? Почему он уводил свое племя вседальше и дальше на юг, в глубь пустыни? Ответ на этот вопрос может бытьтолько один. Он решил дойти до тех самых мест, в которых он пас стада вовремя бегства, где прозвучал для него голос Божий. Он хотел там, у святойгоры, вдохнуть в Израиль новый дух, вдохнуть веру, энергию, смелость. Онхотел привести к подножию Синая своих соплеменников, как бы говоря: "Боже!Вот люди, которых Ты призвал меня спасти. Я привел их к Тебе". Он верил, чтотам, где ему открылся Бог мира, откроется Он и Израилю и, открывшись,окончательно возьмет его под свое могущественное покровительство. Только для этой цели Моисей, вместо того чтобы свернуть к горе Сеир,заставил евреев пробираться в горную синайскую страну, над которой, какподножие Божества, высились священные утесы Хорива. Только ради этогопришлось израильтянам перенести все тяготы пути по безводным равнинам, гдекаждая пальмовая роща казалась вестником из другого мира. У одного из такихоазисов произошло первое столкновение евреев с бедуинами. Синайское племяамаликитов выслало свои отряды против Сынов Израиля. Им навстречу изеврейского стана двинулся вооруженный отряд, который возглавилИошуа-бен-Нун411. Моисей же с вершины скалы следил за исходом схватки.Предание гласит, что успех сопутствовал евреям лишь тогда, когда Моисейвзывал к Богу с воздетыми руками, и поэтому поддерживаемый с обеих сторонвождь не опускал рук до заката. После жестокой битвы бедуины были рассеяны, народ воспрянул духом; внем стало просыпаться чувство собственного достоинства, утраченное в Египте. Израильтяне были уверены, что сам Ягве сражался вместе с ними, чтовойна за их свободу - Священная Война. Поэтому они называли свои битвы -"битвами Ягве"412. Но не только враждебными были встречи в пустыне. В израильском станепобывал мадианитянский шейх Иетро - старый учитель Моисея, который некогдаприютил его у себя. Эта встреча принесла большое облегчение вождю: мудрыйстарик помог ему советами, указав, как удобнее установить порядок изаконность среди израильских родов. Взгляд историка не может проникнуть сквозь густую тьму, окутывающуюфигуру тестя Моисея и его взаимоотношения с пророком. Одно только ясно: покрайней мере дважды в поворотные моменты жизни вождя синайский жрецпоявлялся на его пути и протягивал дружескую руку. И эти встречи становятсярешающими для дальнейшей судьбы Моисея413.Шел третий месяц с того дня, когда толпы Сынов Израиля покинулиДельту414. Теперь они двигались через пустыню Синайскую, которая окружаласвятую гору. На горизонте уже были видны ее зубчатые вершины415. "Синайскаягора, - говорит французский писатель, - состоящая из глыбы темного гранита,которую уже много веков купает в своих золотых лучах солнце, есть одно изсамых своеобразных явлений земного шара. Это законченный пейзаж безводногомира, какой мы себе представляем на Луне или на другой планете, лишеннойатмосферы. Правда, на вершинах Синая часто скопляются страшные грозовыетучи, но гроза, вообще благодатная, здесь внушает только ужас... Из всехэлементов природы здесь есть только камень, изборожденный жилами руды, поройсияющий на солнце своей алмазной поверхностью, но всегда враждебный жизни иее влияниям. Тишина этих уединенных мест наводит ужас; слово, произнесенноетихо, рождает странные отголоски; путника смущает звук его собственныхшагов; эта гора, с ее неуловимыми очертаниями, с ее обманчивойпрозрачностью, ее странными отсветами, поистине "гора Элогима"416. У подошвы Синая, в оголенной долине, Моисей приказал разбить лагерь. Сострахом смотрели израильтяне на гранитные утесы, которые стояли подобносторожевым башням при входе в загадочный мир духов. Из уст в устапередавались леденящие кровь рассказы. Здесь, в обители грозного Ягве,оживали все те предания, которые издревле окружали священную гору. Говорили,что ночами Владыка Синая ходит среди ущелий и горе тому, кто встретит Его напути417. Ягве обитает в таинственном мраке, У Него нет никакого образа, итолько голос Его может прозвучать с вершины, как он прозвучал Моисею изпылавшего куста418. Другие, напротив, полагали, что Ягве имеетчеловекоподобный облик, но ни один смертный не может остаться живым,взглянув на Его лицо419. Для народа синайский Бог был прежде всего Божеством огня и бури. Бытьможет, не случайно само Его имя созвучно со словом "хава" - "веяние". Онвсегда является в пламени, от Его раскаленного дыхания тают холмы и плавятсягранитные утесы. Его окружают сонмы "сынов Божиих", Он повелевает небеснымисветилами. Среди богов нет более могущественного, чем Ягве. Он Бог Синая, ноон же Владыка пустыни, Сеира и Ханаана. После исхода Ягве показал своювласть над Амоном и другими богами Мицраима420. Так постепенно в сознаниикочевников синайский бог грома и огня превращается в мирового Бога. Ведь"мир" для них ограничивался Египтом и Передней Азией, а дальше начиналисьокраины Вселенной. Наконец Моисей открыл свою цель народу. Он объявил, что Ягве для тогоосвободил Израиль и привел к Себе, чтобы заключить с ним вечный союз, илиЗавет. Отныне Израиль станет избранным народом Ягве, а Ягве берет на себяособое попечение о своих людях. Если в прежние времена евреи молились тому же Божеству, что и многиесемитические народы, то теперь они обретают своего Бога и благодаря томустановятся нацией. Ибо ничто не может явиться более прочным фундаментом дляединения людей, чем общая вера. Через несколько дней после остановки у Синая вождь велел готовиться квеликому моменту: люди заключали торжественный союз с Богом. Это было нечтонеслыханное, ибо в сознании восточных народов человек был совершеннымничтожеством по сравнению с Божеством и заключение между ними союза было быневероятной дерзостью421. Но здесь сам Владыка Жизни устами своего пророка объявляет условияэтого поразительного договора: "Если вы будете слушаться гласа Моего исоблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя всяземля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым". Так рождается Народ Завета, Народ Божий, из семени Авраамова выходятпервые, еще слабые ростки Ветхозаветной Церкви, прародительницы ЦерквиВселенской. Отныне история религии будет уже не только историей тоски,томления и поисков, но она станет историей Завета, диалога между Творцом ичеловеком. "Отделившись от язычества и поднявшись своей верой выше халдейскоймагии и египетской мудрости, - говорил Вл. Соловьев, - родоначальники ивожди евреев стали достойны Божественного избрания. Бог избрал их, открылсяим, заключил с ними союз. Союзный договор или завет Бога с Израилемсоставляет средоточие еврейской религии"422. Библейское предание рисует величественную картину заключения этогосвященного Завета. Народ покинул лагерь и подступил к самой подошве горы. Все в трепетеустремили взоры на ее вершину, над которой повисли непроницаемые тучи. Времяот времени среди них вспыхивали молнии, и удары грома отдавались средирасселин трубными звуками... Между тем Моисей отделился от толпы и стал подниматься все выше и вышек синайской вершине. Вот он уже скрылся среди утесов, уходя туда, где тучи,где неистовствует гроза и буря, где густой сумрак окружает божественнуюТайну...

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 18 398. Обстоятельства перехода через море отражены в Исх 14, 21; 15, 4;Пс 76, 15. Очевидно, Ям-суф Библии соответствует "Великой черноте",упомянутой у Синухета. См.: G. Е. Wright. Biblical Archaeology, p. 60. 399. Буквальный перевод строки об Израиле: "Израиль - людей его мало,семени его нет". Причем перед словом "Израиль" стоит детерминатив,свидетельствующий, что имеется в виду не город или местность, а народ(полный перевод у Д. Брэстеда. Цит. соч., т. II, с. 152). См. приложение "Квопросу о хронологии Исхода". Впрочем, можно лишь предполагать, что в этойнадписи имеется ввиду стычка при переходе Тростникового моря. Многиеисторики полагают, что под именем Израиль упомянуты израильтяне, ужеобитавшие в то время в области Эфраима (см. гл. XVIII и приложение 7). 400. Исх 15, 1-19. По общему мнению специалистов, этот отрывок являетсядревнейшим в Пятикнижии. Песнь избавления стала достоянием всего народа ивошла в один из самых ранних сборников гимнов (см.: W. Albright. Archaeologyof Palestine, p. 232), где отмечается сходство песни с древнейшимипамятниками семитической поэзии. 401. Сам по себе факт участия царя в погоне представляется вполневероятным. Мернептах, как мы видели, участвовал в военных кампаниях, которымпридавал значение, и поэтому мог возглавить отряды колесниц, настигшихИзраиль у границы. Но вскрытие мумии Мернептаха показало, что он умер своейсмертью, так же как его отец, которого некоторые историки считают фараономИсхода. 402. Большой папирус Гаррис, пер. - ХДВ, с. 132. 403. См. выражения вроде тех, которые приведены в Исх 12, 12; 15, 11;18, 11. 404. Смута, погубившая XIX династию и лишившая Египет Сирии, началасьтолько после смерти Мернептаха (ок. 1220 г.). В эпоху же Моисея разгром,учиненный Мернептахом в Ханаане, на ряд лет сохранил за Египтом его престижна Востоке. 405. Исх 12, 38. Некоторые значительные израильские колена были сильносмешаны с египтянами (Быт 41, 50-51). Из указания Книги Чисел 12, 1 можнозаключить, что среди израильтян были и эфиопы. Пятикнижие определяетчисленность Израиля после Исхода в 600 тысяч (Исх 12, 37; Числ 1, 46).Однако историки, исходя из средней цифры сегодняшнего населения Синая,предполагают, что цифра эта не соответствует действительному положениювещей. Одни думают, что библейский автор исходил из данных переписи временДавида (В. Олбрайт); другие (Ф. Петри) полагают, что исчисление, на котороеуказывает Книга Чисел, имеет в виду не "тысячи" в прямом смысле слова, ароды и семьи. Первая цифра исчисления каждого колена, согласно такомупониманию, есть число палаток, вторая - число людей, входящих в палатки.Следовательно, общее число людей Бене-Исраэля во время Исхода не превышало бтысяч (см.: J. Bright. A History of Israel, p. 120 ff; G. E. Wright.Biblical Archaeology, p. 66; G. E. Mendenhall. - "Journal of Biblicalliterature", 1958, Э 77, p. 52). 406. Исх 11, 20. Втор 34, 10-12. 407. Исх 15, 22 сл.; Числ 33, 8. Мерра находилась в пустыне Шур, илиСур, в трех днях пути от Тростникового моря, на западном побережьеСинайского полуострова, на рубеже пустыни Синай. О растении, котороеулучшает вкус воды, см.: А. Лопухин. Библейская история при свете новейшихисследований и открытий, т. I, с. 620. О дороге Израиля от Египта до Ханаанасм. также с. 821 и др. 408. Исх 16, 15 Книга Чисел говорит, что "манна была подобнакориандровому семени, видом как бодлах" (Числ 11, 7). Под "бодлах" имеются ввиду мелкие драгоценные камни (жемчуг или янтарь, см. Быт 2, 12). Манна, пообщему мнению исследователей, есть не что иное, как застывшие капли сокаодного из растений пустыни. Эти капли выделяются через отверстия,прогрызаемые насекомыми. И до наших дней в Синайской пустыне арабыупотребляют манну, которая особенно обильно выпадает летом. Израильтяне, незнавшие происхождения этой крупы, могли действительно вообразить, что онападает прямо с неба. Некоторые ученые предполагают, что вещество, годное впищу, действительно могло выпадать с осадками, как это наблюдалось в рядестран. В этих случаях имеет место перенесение ветром (А. Лопухин. Цит. соч.,с. 623; J. McKenzie. Dictionary of the Bible, p. 541; JBC, p. 55). 409. Исх 16, 13. Через Синай и поныне лежит путь перелетных перепелов,которые из столетия в столетие пересекали его, летя из Африки на север.Диодор (I, 60) сообщает, что эти перелетные птицы служили пищей странникам,изгнанным и бродягам в пустыне. Перепела совершают свои путешествия большимистаями. Для их передвижения ветер играет большую роль, так как крылья ихслабы. Когда ветер не благоприятствует, "перепела, утомленные до смерти, какбезумные кидаются на утесы или на палубы судов" (А. Брем. Жизнь животных, т.2, СПб., 1903, с. 538). Именно с такими усталыми птицами и столкнулись нашипутники в пустыне. Библия говорит, что перепела "покрыли стан".Следовательно, они были уже не способны лететь и сделались легкой добычей.См.: W. Keller. The Bible as History, p. 129. 410. Предание об этом событии сохранилось в двух вариантах: Исх 17, 1-7и Числ 20, 1-13. Причем в первом случае оазис Мериба кажется находящимся наюге, а во втором его местоположение приближается к Кадешу. Сейчас трудноустановить его точную локализацию. Во всяком случае ясно, что это место былоблиз горы Синай. Где-то неподалеку находился и Кадеш. Предание изображаетдело так, как будто бы Моисей один ударил жезлом по скале и пробил родник.Однако, вероятно, это обычная поэтическая гипербола. Наиболее ранние данныео событии мы почерпываем из отрывка песни, входившей в один из древнихсборников (Числ 21, 16-17): Источник, наполняйся, Источник, наполняйся, Воспевайте его, Источник, что прорыли князья, Прокопали вожди С законодателем Своими жезлами, Своими посохами. Один путешественник наблюдал в пустыне Синай аналогичный случай.Однажды отряд людей пытался найти воду среди известковых скал. Сколько онини копали, все было безуспешно. Но вот один из них сильно ударил по скалежезлом, и ключ внезапно пробился (С. Jarvis. Yesterday and to-day in Sinai,1931). 411. В греч. транскрипции и русской Библии - Иисус Навин (Исх 17, 3).См. в конце книги приложение "Библейские имена". 412. Так назывался древнейший поэтический сборник еврейских песен (см.:Числ 21, 14; "Песнь Деворы" - Суд 5, 20). 413. Исх 18. 414. Исх 19, 1. 415. Синай является одной из вершин горного массива Хореба (Хорива).Какая из этих вершин была в древности священной горой, точно не установлено.Однако большинство исследователей склонно считать, что таковой была вершинаДжебель-Сербал. Само название горы (происходящее от имени вавилонскоголунного бога Сина) свидетельствует в пользу того, что Синай был издревлесвященным у окружавших его народов. 416. Э. Ренан. История израильского народа, т. 1, с. 87. 417. Исх 4, 24. 418. Втор 4, 15; Исх З, 2; 20, 21. 419. Исх 19, 21; 33, 17-23. 420. Исх 15, 11. 421. Исх 19, 4 Следует заметить, что форма завета или союза, котораябыла употреблена Моисеем на Синае, довольно точно соответствовала формамсоюзов между человеком и человеком, между господином и вассалом. Но вотличие от этих человеческих союзов - это был союз Бога и нации (см.: Р.Ellis. The Men and the Old Testament). 422. Вл. Соловьев. История теократии. Соч., т. 4, с. 435. Богословскоезначение учения о Завете рассмотрено в замечательном исследовании М. Поснова"Идея Завета Бога с Израильским народом в Ветхом Завете" (Богуслав, 1902). Глава девятнадцатая ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Синай, ок. 1230-1200 гг. Каким маленьким кажется Синай, когда Моисей стоит на нем. Г. Гейне Человечество во все века смотрело на горные вершины с каким-тоневольным благоговением и страхом. Эти гиганты, вздымающиеся высоко надгрешной землей, уходящие пиками в небесные дали, кажутся святилищами,созданными самой природой, естественными алтарями и храмами, своим немымвеличием прославляющими Творческую мощь. Поэтому легко вообразить, чточувствовали израильтяне, когда их пророк начал восхождение на священныйСинай. Они строили догадки, рисовали себе грандиозные и устрашающие картинывстречи Моисея с Ягве. Человек, дерзнувший взойти по ступеням великогоАлтаря, не побоявшийся проникнуть во мрак, где сокрыто Божество, казалось,не мог быть простым смертным... Но вот Моисей снова в лагере Израиля. В торжественной тишинепровозглашает он Божий Завет и кропит народ жертвенной кровью в знакзаключения Союза.В чем же заключался этот Завет? Что открыл Моисей людям как ВечныйБожественный Закон? От ответа на этот вопрос зависит ответ на вопрос о том,кто был Моисей и в чем заключалась сущность религии, им основанной. В прежние времена думали, что этот Моисеев Закон, или Тора (т. е.Учение), есть не что иное, как Пятикнижие с его законодательствами. Однакоэто мнение не имеет основания в самой Библии, и оно почти полностьюоставлено современным библейским богословием423. Тем не менее, в еще большую ошибку впадают те, кто отрицает за Моисеемроль законодателя и полагает, что до нас от него не дошло ни строки. Стойкаятрадиция, засвидетельствованная письменно уже через несколько поколенийпосле смерти вождя, говорит именно о Моисее как о пророке, давшем народуЗакон. Остается открытым лишь вопрос: что же считать за первоначальнуюМоисееву Тору? В Пятикнижии мы находим сложное ритуальное законодательство (КнигаЛевит), которое не только не могло возникнуть в условиях пустыни, но и небыло известно в допленную эпоху. Иерусалимский священник Иезекииль в 570 г.еще не знает важнейших уставов Левита424. Далее имеется Второзаконие, оно, возможно, и восходит к Моисеевымпреданиям, но строгая централизация культа, которой эта книга требует, небыла известна ни народу, ни религиозным вождям до VIII в. Гедеон, Давид,Илия приносят жертвы в самых различных местах, там, где подсказывало имсердце или обстоятельства425. В Священной Истории, записанной в VIII в., содержится так называемая"Сефер-ха-Берит" - Книга Завета426. Это религиозно-правовой кодекс,юридическая часть которого опирается на известные древневосточные законы.Кодекс упоминает поля, виноградники, крупный рогатый скот и, следовательно,относится к послемоисееву периоду. Во всяком случае он не мог быть составленв годы пребывания в пустыне. В Священной Истории, которая была записана в Иудее около Х в.,приводится так называемый Малый Обрядовый Кодекс427. Он состоит из 10 или,вернее, из 12 заповедей. По мнению Роули и других историков, этот кодекспринадлежал мадианитянским поклонникам Ягве и был как бы символом веры Иетро- тестя Моисея428. Остается Декалог, или Скрижали Завета. В нем нет указаний на оседлуюжизнь, нет сложной ритуальной системы, он не представлял собой обширногоманускрипта, как Левит или Второзаконие. Все его десять заповедей умещалисьна двух каменных плитах - скрижалях. И сам этот способ написания Декалогаговорит о его древности. Нет такого периода в истории Израиля, о котором можно было бы сказать,что заповеди Декалога ему неизвестны. Его цитируют пророки, он включен вСвященную Историю VIII в. (Элогиста), включен во Второзаконие, Формулировкиего напоминают Книгу Мертвых и свидетельствуют о том, что автор знаком сЕгиптом429. Эти и многие другие соображения приводят большинство историков к тоймысли, что именно Декалог и есть первоначальная Моисеева Тора. При его записи был использован, видимо, так называемый "синайскийалфавит", который в ту эпоху употребляли семиты, соприкасавшиеся с Египтом.И лишь впоследствии, когда евреи восприняли ханаанскую письменность, Декалогбыл переписан на пергамент или папирус. Хотя при включении в Св. Историю онбыл несколько переработан, но сущность его осталась неизменной430. Заповеди, начертанные на скрижалях, гласили:431 1. Я - Ягве, Бог твой,который вывел тебя из земли Мицраим, из Дома рабства. Ты не должен иметьдругих богов пред Лицом Моим. 2. Ты не должен делать себе никакого изображения божества. 3. Ты не должен употреблять понапрасну имя Ягве, Бога твоего. 4. Помни день субботы, чтобы праздновать его. 5. Почитай отца и мать, 6. Ты не должен убивать. 7. Ты не должен распутничать. 8. Ты не должен красть. 9. Ты не должен давать ложного свидетельства на ближнего своего. 10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ничего, что у ближнеготвоего. Какие простые на первый взгляд слова! Но если нам они кажутся чем-тосамо собой разумеющимся, то для древнего мира они звучали небывалымоткровением. Достаточно вспомнить, какие отношения между человеком иБожеством царили в Египте, Вавилоне, Греции, чтобы понять, наскольконеобыкновенными должны были представляться современникам священные законы,начертанные на скрижалях. Эти два невзрачных, грубо отесанных камня имелинеизмеримо большее значение для духовной истории человечества, чем тысячиискусно украшенных ассирийских и египетских памятников. Есть что-то глубоко символическое в том, что самый древний отрывокВетхого Завета, сохранившийся до наших дней, - это "папирус Нэш", содержащийименно Десять Заповедей Моисеевых...В Декалоге нас поражают две основные черты: учение о Боге и учение опутях служения Богу. Первая заповедь повелевает Израилю поклоняться только тому Богу,который избавил его от египтян. Поклонение другим богам, безусловно,запрещается. Был ли это чистый монотеизм? Многие авторы ожесточенно этоотрицают, полагая, что религия Моисея есть в лучшем случае лишь монолатрия,т. е. поклонение одному Богу при признании существования других432. Здесь отвлеченное мышление историков сталкивается с живым мироощущениемлюдей древности и обнаруживает полное его непонимание. Для первобытного идревнего человека не могло быть несуществующих богов. Он чувствовал всеколоссальное многообразие духовного мира и был восприимчив к еговоздействиям гораздо больше, чем человек позднейших эпох. Он мог знать, чтонад миром царит, как Верховный Владыка, Всевышний Творец, но при этом ему неприходило в голову отрицать бытие существ второго порядка. Более того, прислучае он не считал зазорным принести жертву этим богам, или обратиться кним с просьбой, или заклясть их магической формулой. Лишь тольковпоследствии пророки в разгар полемики против культа низших божеств сталиотрицать их бытие совсем. Однако поучительно то, что Моисей в первой же заповеди запрещаетпоклонение каким бы то ни было богам, кроме Сущего. Ягве - Богу Вселенной,Богу отцов - единому подобает слава. Он есть единственный Бог Израиля. Этимкатегорическим запретом еврейский пророк преградил путь, на который в товремя была увлечена индо-арийская религия и по которому пошли религиигреков, египтян и семитов. Приспосабливаясь к мышлению своих людей, онпросто объявил им, что Ягве взял народ израильский под Свое особоепокровительство и что Он, в свою очередь, требует, чтобы израильтяне необращались ни к каким богам, кроме Него. Это был поворотный момент:приходилось выбирать между живым сопричастием одухотворенному космосу испасением Единобожия. Пророк выбрал второе и одним ударом разрубил нити,протянутые из сердца человека к сердцу стихий. "Да не будет у тебя другихбогов". Это навсегда исключает всякую двойственность433. Весь многоликий пантеон богов Востока и Запада был запутан в сложныхродословных; боги вступали в браки, рожали, умирали, воскресали. Они воевалис чудовищами, как Мардук или Аполлон, они подчинялись Судьбе, как Зевс, онинуждались в пище и жертвоприношениях. Боги создавали группы, семьи, войска,образуя родственные Триады, Эннеады. Но Бог Моисеевой религии стоит вне этих мифологических сплетений. Мысльо Его рождении или зависимости от иных сил - кощунственна. В этом отношении очевидна связь Моисеевой веры с религией Авраама. Этасвязь засвидетельствована хотя бы в наименовании Ягве "Богом отцов", Богомпатриархов. Поздние пророки классической поры: Амос, Осия, Исайя, Иеремия -исходили в своей проповеди из основ, заложенных Моисеем. В то же время самМоисей отождествлял свое Откровение с древней религией семитическихкочевников, которые не знали ни мифологии, ни идолов и чтили лишь одногосвоего Бога-Покровителя434. Итак, Ягве - это Бог, как бы открывшийся заново, но известный людямиздревле. Бог, который чтился народами под такими именами, как Эль, ан, Бэл,Дьяус, Атум. И в то же время Ягве отличается от абстрактных безликих божеств вродеБрахмана или Атона тем, что Он Бог Живой, что Он Личный Бог, действующий всозданной им Вселенной и в истории людей. Бог, который может открыватьсячеловеку. Это Он создал на земле Свой удел - народ Израильский, Он "как бына орлиных крыльях" привел его к Себе, остановив преследователей. Он некогдазаключил Завет с Авраамом и обещал дать его потомкам землю Ханаан для того,чтобы они взрастили там "благословение всех племен земли". Авраам былпришельцем в Ханаане. Потомки его стали изгнанниками в Египте. Теперь роготкрывает Народу Завета путь к Обетованной Земле. Он заключает с ним второйЗавет через Моисея и является как "Бог Израилев", как Избавитель от рабства. Во второй заповеди Декалога пророк требует отказа от всяких изображенийБога. Это стало отличительной особенностью ветхозаветной религии. Если арьипервоначально и не имели идолов, то у них не было никакого запретаизображать Божество. Эхнатон допускал символы Бога в виде сокола исолнечного диска. Моисей же отмел всякие попытки воплотить невоплотимое. Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге как осуществе человекоподобном, звероподобном или, по крайней мере, имеющемформу, облик. Моисей решительно отвергает эти представления. Бог невидим. Онне имеет изобразимой формы. Когда Он является человеку, он обретает обликМалеах-Ягве, т. е. "Ангела Ягве". Это не ангел в обычном смысле слова. Этотеофания, богоявление. Бог не может непосредственно говорить с человеком,ибо смертный не может вынести Его испепеляющей мощи. Поэтому и голос Ягве,обращенный к Моисею из пылающего терновника, - это только "Ангел", иСинайское Откровение есть явление "Ангела", как и все теофании ВетхогоЗавета435. Малеах-Ягве, по словам о. С. Булгакова, "есть тварный бог, не поблагодати только, как человек, но и по причастию. Однако именно этатварность ангельской ипостаси только и делает возможным для человека вынестинестерпимый огонь богоявления. Это есть та мера, в которую человек можетпринять явление Бога раньше Его вочеловечения"436. Но в таком умаленном, "ангельском" облике не должен, согласно Моисею,изображаться Создатель. Кажется невероятным, чтобы в такую отдаленную эпоху явилось стольвозвышенное понятие о духовности Божества. Это приводило многих к отрицаниюподлинности второй заповеди, тем более что впоследствии израильтяне нередкособлазнялись идолопоклонством. Тем не менее, существует свидетельство впользу того, что в целом евреи остались верны Моисееву завету. Археологиобнаружили в почве Палестины древнее оружие и домашнюю утварь, жертвенники иукрашения, языческие амулеты и надписи на камне, развалины дворцов,крепостей, конюшен, хозяйственных построек; есть среди находок изображенияхерувимов, львов, птиц, есть изображения ханаанских богов. Но изображенийЯгве не было найдено437.Но самым оригинальным в Декалоге нужно считать учение о Богослужении.Мы видели, что основным языком, на котором человек того времени обращался кБожеству, был язык ритуала и магии. Заклинания, священные формулы,таинственные действия, жертвоприношения, циклы обрядов, табу-запреты - вотчто было главным содержанием религиозной практики. Только строго соблюдаявсю систему ритуального порядка, можно было угодить Богу. Вспомним, какоезначение придавали египтяне обрядам погребения для решения своей загробнойучасти. А раб в вавилонской "Беседе господина с рабом" лишь потому отвергаеткульт, что сомневается, можно ли заставить "научить божество ходить за собойкак собака". Такова была цель Магизма: овладеть духовными силами в своихкорыстных интересах. Моисей не отвергал культовых форм. После победы над амаликитянами онвоздвиг из камней жертвенник, назвав его "Ягве-Ниши" (Ягве-мое знамя), ивпоследствии он приносил жертвы. Но в Декалоге о них нет ни слова. Это кажется неправдоподобным, но тем не менее это бесспорный факт: восновном Законе, данном всему Израилю, текст которого народ учил наизусть,внешние формы Богопочитания обходятся полным молчанием. Здесь, в пустыне, уподножья Синая, было выковано оружие, которое пророки вознесут над всемграндиозным храмом магического миросозерцания.Что же заменяет в Декалоге внешний культ? Как Ягве повелевает человекуслужить себе? По учению Моисея, это служение заключается в соблюдениинравственного закона; человек тогда исполняет волю Неба, когда избегает злаи учится творить добро другим людям. Смысл этого этического монотеизмавеликолепно передан в известной молитве, ставшей знаменем Израиля, молитве,которую предание вложило в уста Моисея: "ШЕМА ИСРАЭЛЬ! Слушай, Израиль! ЯгвеБог наш, Ягве един есть, и люби Ягве, Бога твоего, всем сердцем твоим и всеюдушою твоею и всеми силами твоими". К этой молитве добавляется заповедь:"Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Выше этих заповедей нет ничего, говорил столетия спустя Иисус Назарянинфарисеям438. В них - сердце Закона Божия, их суть в том, что человек служитНебу, делая добро для других людей. Именно через соблюдение этогоБожественного Завета будет достигнута цель, которую Бог ставит перед своимилюдьми, - "стать царством священников и народом святых". Величайшая заслуга Моисея перед человечеством заключается в том, что оносмелился провозгласить утраченный Закон, открыть забытые пути к Богу, неустрашившись противодействия и непонимания. Он говорил, обращаясь не толькок Израилю, а ко всему миру, к будущим векам. Бесстрашие, с каким он началломать ложные представления людей о религии, поистине заслуживаетвосхищения. Если проповедь Магомета была подготовлена распространением воззренийхалифов, то Моисей трудился над почвой, заросшей вековыми сорняками. Если уЭхнатона для проведения его реформы были под рукой все средства абсолютнойвласти, то еврейский пророк мог опираться только на свой моральныйавторитет, который нередко колебался в глазах толпы, вздыхавшей о египетскихгоршках с мясом.В дни торжественного праздника в честь заключения Завета с Богом Моисейчасто уходил в горы из шумного лагеря, и напрасно мы будем пытатьсяпроникнуть в тайну его синайского уединения. Мы знаем лишь, что там, высоко,в соседстве с проносившимися над горой облаками, среди гранитных глыб, внадмирной тишине, Моисея осенило высшее вдохновение, плодом которого явилисьпростые, но вечные глаголы, выбитые на скрижалях. Иногда пророк скрывался в горах по многу дней. В таких случаях частьпути его сопровождал Иошуа или кто-либо из левитов. Однажды Моисей исчезособенно надолго, а тем временем наступил один из скотоводческих праздников,во время которого пастухи водили хороводы, пели песни, пировали под открытымнебом, прославляя своего Бога-Покровителя. В этот день приносились жертвыперед традиционным семитическим идолом, имевшим облик быка439. Теперь, послестрогого запрета, данного вождем, этот праздник лишался видимого знакаприсутствия Божества. Накануне праздника, как повествует автор Св. Истории, толпа окружилабрата Моисея - левита Аарона. "Сделай нам Бога, - требовали пастухи, -который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывелнас из земли Мицраим, не знаем, что сделалось". В этой просьбе нельзя неуловить нотки некоторого облегчения, которое испытали израильтяне, когдасуровый вождь покинул их440. Между тем, продолжает летописец, Моисей спустился с горы и шел к станувместе с сыном Нона. Внезапно из долины послышался шум. "Это шум битвы", -решил воинственный Иошуа. Но Моисей разобрал в шуме пение. Когда же ониприблизились к лагерю, то увидели, что праздник был в полном разгаре. Вцентре возвышался камень, на котором стояла фигура тельца, наскоро сделаннаяк торжеству. Народ пел и плясал вокруг идола, слышались восторженные крики:"Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Мицраим!" При виде этогозрелища Моисей в порыве гнева бросил на землю скрижали, и они раскололись накуски. Вслед за тем на глазах смутившейся и растерявшейся толпы оннизвергнул идола в костер, горько укоряя брата за предательский поступок."Ко мне все, кто верен Ягве!" - воскликнул он громовым голосом, перекрываяшум толпы. Его окружили только левиты. Народ смотрел на своего пророканедовольно и враждебно. Еще минута, и они бросятся на вождя и его дружину иразорвут их в клочья, мстя за своего идола. Ждать было некогда. На карту было поставлено все: судьба Израиля,судьба новой религии, жизнь Моисея и левитов. В следующее мгновение посигналу Моисея левиты обнажили мечи и бросились на толпу. Началосьпобоище... На следующее утро в лагере было тихо. Суровость возымела свое действие.Больше никто не смел вспоминать о злополучном "золотом тельце". Моисей жеснова ушел в горы, чтобы прийти в себя после потрясения. Очевидно, егомучили сомнения, может ли дикий народ, врученный ему, когда-нибудьприблизиться к возвышенным идеалам Закона-Союза. Гнев его прошел. Теперь онтолько молил Владыку Жизни пощадить неразумных людей. "И возвратился Моисейк Ягве, - читаем мы в Библии, - и сказал: "О Ягве, народ сей сделал великийгрех - сделал себе бога, прости им грех их, а если нет, то изгладь меня изкниги Твоей, в которую Ты вписал"441. В этом рассказе запечатлелось великоесамопожертвование пророка, который, несмотря ни на что, продолжал большежизни любить свой злосчастный народ.Все говорит о том, что эпизод с идолом заставил Моисея глубокозадуматься. Быть может, раньше он полагал, что народу достаточно веры в то,что Ягве хранит его и ведет по пути к Обетованной Земле, но теперь он понял,что его людям необходим внешний знак присутствия Божества. Им нужен былсимвол Бога, "который бы шел перед ними" и вселял в них бодрость. Это не было просто данью суевериям толпы. То, что Господь воистинуприсутствует среди Израиля, было основным догматом Моисеевой веры. Богсокровенный, голос Которого гремит с вершины Синая, всемогущий и опаляющий,сошел с высот, чтобы посеять в мире Свой народ, как семя будущего. Онизменил течение судеб. Он избавил Израиль, и Он идет вместе с ним попустыне. Моисей - вождь народа и его представитель - "вступил во тьму, гдеБог"442. Он достиг высочайшего богообщения, какое только было возможно вВетхом Завете. Действие воли Бога проявилось в чудесных событиях Исхода. ИЕго присутствие должно было иметь видимый символ. Библия прямо говорит, что мысль о создании этого символа была внушенапророку свыше443. Однако возможно, что некоторые детали его были навеяныМоисею воспоминаниями о Египте. Он мог часто видеть в стране Мицраимторжественные процессии жрецов, несших на плечах священную барку, наос, иликовчег. Это был миниатюрный храм, в котором помещалось изображение божества.Когда такой ковчег с пением проносили по улицам, для египтян это былоравнозначно тому, что сам Амон-Ра или другой бог проходит среди них. Такаяпереносная святыня, разумеется без идола, как нельзя лучше подходила целямМоисея. Итак, в один прекрасный день вождь приказывает изготовить священныйКовчег Завета (Арон-ха-берит). Его переносят в особый шатер, или Скинию,которая устанавливается вне лагеря 444. Внешне ковчег выглядел довольно скромно: это был ящик, сколоченный издеревянных досок, длиной немногим больше метра. Снаружи он был обитметаллом, над его крышкой простирали крылья грубо сделанные керубы, илихерувимы, - фантастические существа с львиным телом, ликом человека икрыльями орла. Они склоняли свои головы над ковчегом, а их крылья служилипрестолом, на котором незримо восседал Бог Израилев. Вероятно, керубы былиизображением духов бури, которая в израильской поэзии обычно сопровождалаБогоявления445. Когда народ снимался с лагеря или выступал в сражение, левиты шливпереди и несли ковчег на шестах, продетых в его боковые кольца, а Моисейпроизносил молитву: Восстань, Ягве! И да рассеются враги Твои, И да бегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда ковчегостанавливался, Моисей говорил: Воссядь, Ягве! И благослови Тысячи Израиля!446 Вероятно, одновременно с введением ковчега Моисейустановил ряд обрядовых предписаний. Ему пришлось, например, сделать уступкународу и сохранить обычай принесения в жертву демону пустыни Азазелу козла.Но он преобразовал этот обряд, превратив его из жертвы в очистительныйсимвол. Перед тем как козла угоняли в безводную пустыню, как того требовалобычай, левиты возлагали на него руки, и козел уносил с собой грехи всегонарода447. Быть может, Моисей установил и особую одежду для совершающихжертвоприношения448. Очевидно, навсегда останется загадкой, что представлял собой Нехуштан,или Медный Змей, которого, согласно преданию, Моисей укрепил на племенномштандарте, или знамени. Известно, что культ его продержался у евреев до VIIIвека, до тех пор, пока царь Иудейский Езекия не приказал истребитьНехуштана. Быть может, в сооружении этого Змея нужно видеть очереднуюуступку народу со стороны Моисея. Но не исключено, что и сам Моисей придавалему какое-то особое значение. Существует предположение, что Змей был геральдическим знаком левитов,аналогичным египетскому урею, что само название клана "леви" связано сословом "Левиафан" (извивающийся), которым в Библии обозначаются змеи ичудовища449. Можно предполагать, что установление специфически левитскогокульта Змея исходило от Аарона и других левитов, которые претендовали навласть в Израиле. Все это сокрыто во мраке истории450.Наконец наступило время покинуть Синай. Теперь перед Израилем стоялановая цель: захват территории в стране, где в древности обитал Авраам. Таборкочевников превратился в военный лагерь. Сам Ягве, восседавший на херувимахковчега, вел свой народ в Землю Обетованную. Он говорил: "Довольно вам житьу этой горы! Поднимитесь и отправляйтесь в путь, и идите на горы аморитов ико всем соседям их, живущим в долине Иордана... Я даю вам землю эту"451. Путь от Синая к южным границам Палестины был хотя и недолог, нотруден452. Каменистые пустыни, непроходимые горные кряжи и обрывыпреграждали дорогу каравану. Вновь начался ропот и усилились жалобы. Вдовершение всего те же самые левиты, которые были опорой и дружиной Моисея,изменили ему. Аарон, видя приближение решительного дня вторжения в Ханаан,очевидно, решил захватить руководство племенем. Он стал открыто возмущатьсятем, что Моисей сделал себя единственным вождем453. Его поддержали другие левиты. Но Моисей сумел успокоить недовольных. Онобратил все помыслы Израиля на зеленые нивы и тенистые рощи ОбетованнойЗемли, которая была уже где-то близко за горами. Когда был разбит лагерь в пустыне Фаран, на западе от залива Элат,Моисей сделал решительный шаг. Он послал разведчиков на восток, чтобыузнать, можно ли рассчитывать на успех вторжения. Разведчики вернулись, несяроскошные плоды Обетованной Земли. Кочевники с восхищением смотрели наогромные виноградные кисти, на гранаты и смоквы. Они уже столько месяцев невидели ничего подобного, блуждая среди песчаных просторов. Им давно ужеопротивела манна, которой они кое-как утоляли голод. Разведчики наперебойрасхваливали Ханаанскую землю, говоря, что она действительно "течет молокоми медом". Но, с другой стороны, они наговорили таких страхов о жителяхПалестины, об их силе и смелости, об их неприступных крепостях, чтокочевников охватила паника, перешедшая в новый мятеж против Моисея. Напрасно Иошуа, бывший одним из разведчиков, пытался успокоитьразбушевавшуюся толпу. "Побить их камнями!" - стоял вопль. Было решеноповернуть на запад и снова просить милости у фараона. С огромным трудомудалось вождю и на сей раз удержать власть в руках. Из этого эпизода онпонял, что несчастные беглецы, которые, избавившись от египетских палок,готовы были вновь идти под их удары, никогда не будут способны к завоеванию.Поэтому он торжественно объявил, что отныне пустыня станет жилищем Израиля ичто лишь следующее поколение вступит в Землю Обетованную. Однако были уже в то время среди евреев смельчаки, которым не нравилосьэто решение. Покинув соплеменников, они направились на восток и, невзирая назапрет Моисея, вторглись в пределы Негиба. Но там на них напалипревосходящие силы хананеев и рассеяли их. Так окончилась первая неудачнаяпопытка начать завоевание Ханаана454.После этого еще не один год обитали израильтяне в пустыне455. Ихцентром стал большой оазис Кадеш. Снова потянулись однообразные дни средибезводных холмов. Не один раз вспыхивал мятеж против старого вождя. Один изтаких заговоров возглавил левит Корах, у которого нашлось много сторонников.Они хотели насильственно устранить Моисея и начали с того, что сталиподрывать его авторитет. Они обвиняли его в том, что он оказался беспомощными не сумел привести народ, как обещал в землю, текущую молоком и медом,обвиняли в том, что он превозносится перед всеми, выставляя себя особымдоверенным лицом у Бога. Легенда говорит, что сама земля разверзлась ипоглотила мятежников. Очевидно, в стане израильском было все-таки многолюдей, преданных вождю до конца456. Наконец, после долгих скитаний, около 1200 года Моисей решил, что пораначать наступление на север.Ханаан в то время представлял собой следующую картину. На югеобразовалось два маленьких еврейских государства - Моав и Эдом, или Идумея;на востоке в Заиорданье находилось царство амонитян. Амориты, которыеутвердились в Северной Палестине, стали продвигаться на юг. Они захватывалигород за городом и прочно оседали в них, как некогда в Месопотамии. Хананеи- народ, родственный финикийцам, - владели многочисленными крепостями повсей стране и оказывали аморитам отчаянное сопротивление. Непрерывные войны,племенные распри и столкновения превращали Палестину в бурлящий котел. Кактолько ослабела власть Египта и многочисленные царьки получилисамостоятельность, началась настоящая "борьба всех против всех". Этот моменткак нельзя лучше подходил для вторжения457. Сами израильтяне за годы жизни в Кадете сильно переменились. Это былиуже не те жалкие рабы, которые, только услышав о ханаанских крепостях, былиготовы бежать обратно в Египет. Теперь Моисей вел новое поколение, выросшеев пустыне среди трудностей и испытаний, закаленное в стычках с бедуинами,буквально рвавшееся начать нашествие на Ханаан. Первые стычки с ханаанскими царьками не принесли успеха. Дорога навосток преграждалась войсками царя Эдома. Напрасно Моисей высылал своихлюдей для переговоров, обещая мирно пройти через землю эдомитян и напасть наидущих с севера аморитов. Эдом отказался пропустить воинственные ордыкочевников. Моавитяне оказались более сговорчивыми. Они были слишкомизмотаны войнами с аморитами, которые постоянно угрожали им. Нашествиеизраильтян, казалось, могло принести избавление от более могущественноговрага. Итак, миновав возвышенность Сеир, израильтяне двинулись по равнинеМоава навстречу аморитам. На восток от Мертвого моря произошлокровопролитное сражение. Амориты бежали на север458. Эта победа встревожила все окрестные города. Моисей приказал разбитьбольшой лагерь на территории, отбитой у аморитов. С ужасом смотрели моавитяне на неотвратимое нашествие. Рассказывают,что моавитский князь Валак, не решаясь оказать сопротивление незванымпришельцам, в страхе прибегнул к колдовству. В то время огромнойпопулярностью пользовались прорицатели из Вавилона, жившие во всех восточныхстранах. Валак решил обратиться к одному из таких кудесников, по имениВалаам, с просьбой подняться на вершину и оттуда произнести проклятие накочевников. Он был уверен, что анафемы колдуна принесут гибель Израилю. Но даже и в этом предприятии Валак не преуспел. Когда перед вавилонскимзаклинателем с крыши храма Ваала открылся вид на холмы, усеянные палаткамиизраильтян, он отказался выполнить просьбу Валака. Вещун привык повиноватьсялишь своему внутреннему голосу, а тут, очевидно, он почувствовал, что в этомкочевом народе, вторгшемся в Палестину, заключены великие силы и его ждетславное будущее. Вместо того чтобы произнести магические проклятия, онблагословил пришельцев и после этого скрылся, к немалому разочарованиюВалака. Впрочем, он дал моавитянину добрый совет не относиться к Израилю какк врагу, а постараться сблизиться с ним и заключить с ним союз459. Вероятно,его совет возымел действие. Постепенно местное население перестало боятьсякочевников и вошло с ними в дружеские отношения. Язык у них был общий, и теи другие были евреями и сознавали себя братскими племенами. Но это мирноесодружество оказалось чреватым опасностями. Моавитяне целиком воспринялиханаанскую культуру. Они не только приносили своему богу человеческиежертвы, но и предавались открытому распутству во время праздников. И вновь, как во время поклонения золотому тельцу, Моисей мог видеть,что его люди увлечены сладострастным языческим культом и забыли о всехзаветах и клятвах. На веселом празднике Бога Ваал-Пеора многие израильтянепредавались разврату и без смущения приносили жертвы перед идольскимиалтарями460, Таково, казалось, было печальное завершение многолетнегоМоисеева руководства народом. Вновь, как и тогда, у подножья Синая, Моисеюпришлось идти на крайние меры, и левиты жестоко наказали забывшихся. Согласно преданию, именно в это время в Моаве Моисей вновь заключилЗавет с Богом и заклинал народ не соблазняться языческими верованиями. Онпризывал разрушать все идольские жертвенники и строго следить



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.