Глава 23 552. О царствовании Соломона см.: Р. Киттель. История еврейскогонарода, с. 289 сл.; Ф. Фаррар. Соломон и его время. СПб., 1900; J. Bright. AHistory of Israel, p. 150. 553. См.: W. Keller. The Bible as History, 1963, p. 194. 554. О естественнонаучных сведениях израильтян см.: И. Троицкий.Библейская археология. СПб., 1913, с. 159 555. Числ 21, 17. 556. Очень вероятно, что здесь палеографическая ошибка и вместо "сеферха яшар" следует читать "сефер ха шир" (т. е. "книга песни"). Этоподтверждает греческий перевод Семидесяти, который в 2 Цар 1, 18 делаетуказание на эту книгу, называя ее "Книга песни". В масоретском тексте этогоуказания нет. См.: К. Budde. Geschichte der alttestamentlicher Literatur,1906, S. 18. 557. Ис Нав 10, 14; 2 Цар 1, 18. 558. См. сводную таблицу древнееврейской поэзии в кн.: R. H. Pfeifer.An Introduction in the Old Testament, p. 21. 559. Доказательством этому служит то, что многие места книгиобнаруживают влияние финикийской и египетской литературы XIV и XII вв. (см.:W. Albright. From the Stone Age to Christianity, 1956, p. 365). 560. Эта книга упоминается в 3 Цар 11, 41, и, очевидно, библейскоеповествование заимствовало из нее ряд отрывков. 561. Втор 26, 5 Это одна из древнейших молитв в Библии. 562. Быт 4, 26. Повествование Ягвиста начинается со второй половиныстиха 4 гл. 2 Книги Бытия. Начальные фразы книги заменены редакторомШестодневом. Ягвист предпочитает имя Ягве, ставя его вместо Элогим. Емупринадлежат главы 2, 3, 4, 18, 19, 24, 27, 38 Книги Бытия. В остальныхслучаях текст Ягвиста дается в соединении с Св. Историей т. н. Элогиста,который записал северный ее вариант в VIII в. до н. э., и текстомсвященника-редактора (VI в., т. н. "Священнический кодекс"). Состав Ягвистасм. в приложении 3. К характеристике Ягвиста: A. Weiser. Einleitung in dasAlte Testament, 1966, S. 94; RPIB, v. I, p. 348. 563. См.: W. Albright. From the Stone Age to Christianity, p. 403. 564. См.: RPIB, v. I, p. 352. 565. Это явствует хотя бы из включения Ягвистом в Св. Историюпророчества о царственном положении Иуды (Быт 49, 8 сл.). Иуда оказываетсясреди колен первенцем (Быт 37, 26; 43, 3; 44, 14 сл). 566. А. Карташев. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, с. 40. 567. Б. Вышеславцев. Миф о грехопадении. - "Путь", 1932, Э 34, с. 5. 568. С. Булгаков. Свет невечерний, с. 65. 569. Я. Бердяев. Философия свободного духа, т. 1, с. 53. 570. G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 102. 571. Речь идет о тексте Гексамерона, или Шестоднева (Быт 1, 26, 28). 572. Быт 2, 19. 573. Пс 8. Стих б обычно переводят "немного умалил его перед ангелами".В подлиннике стоит "элогим". Это может означать и "боги" в смысле высшихнебесных иерархий (J. McKenzie. The Book of Psalms, p. 26), но естественнейпереводить слово "элогим" словом "Бог". 574. Речь идет о псалме 103. Выражения, напоминающие ханаанскую поэзию,в первых стихах псалма указывают на его древность. Кроме того, влияние ГимнаЭхнатона, которое трудно отрицать, также говорит о его древности (см.сравнение обоих гимнов в кн.: Д. Брэстед. История Египта, т. 2, с. 52 сл.). 575. Быт 2, 15. Эден еврейск. текста передан в греческом переводе какЭдем. Слово "возделывать" передано глаголом "авода", буквально означающим"работать". Это опровергает мнение, согласно которому Ягвист якобы виделблаженство человека в безделье. 576. См., напр., ассирийские изображения в Эрмитаже. Древо с двумячеловеческими фигурами есть на одной очень древней месопотамской печати(КВНР, р. 16). Некоторые экзегеты сближают Древо Жизни с растением, дающиммолодость, упомянутым в эпосе о Гильгамеше. 577. Платон выразил мысль о воссоединении душ через любовь в своем"мифе об андрогине" (Платон. Пир, е, 190). В стихе 23 гл. 2 Бытия мы видимигру слов: "она будет называться женой (иша), ибо взята от мужа (иш)". ИмяЕва (евр. Хава) означает "жизнь". Это вновь указывает на игру слов, т. к. ушумеров ребро и жизнь обозначались одним словом "ти". А Ева вышла изжизненной сущности (ребра) Адама (Е. Н. Maly. Genesis. - JBC, v. 1, р. 12). 578. Быт 5, 5; 7, 21. 579. Притчи 3, 18 (RFIB, I, p. 354). "Древо истины" упомянуто в титулебожества Нингишзида, что значит "Владыка Древа Истины" (ANET, s. 40, 41, 51,337, 341). 580. Первое указание на учение о Первородном грехе в христианскомсмысле мы находим в 3 Ездр 7, 48. Однако несомненно, что рассказ Ягвистапослужил для богословского учения о Грехопадении отправным текстом (см.: J.McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 125). 581. На такое понимание факта грехопадения указывает Вл. Соловьев(Соч., т. IV, с. 346). Точка зрения Вестермана ничего не меняет в библейскомбогословии и только расширяет объем мифа о Грехопадении (см.: С. Westermann.Der Mensch im Urgescheen. - "Kerigma und Dogma", 1967, Э 13, p. 231). Другойизвестный библеист Г. фон Рад видит в сказаниях Пролога "типичную модельгрехопадения" (G. v. Rad. Old Testament Theology, v. 1, p. 155). 582. Вл. Соловьев. История теократии (Соч., т. IV, с. 347). К этомупримыкает толкование Булгакова, согласно которому до падения не могло бытьразличия добра и зла, т. к. зло было неведомо (С. Булгаков. Невеста Агнца.Париж, 1945, с. 164). 583. R. de Vaux в журнале "Revue Biblique", 1949, Э 56, р. 300. 584. Эта мысль наиболее часто встречается в комментариях Отцов Церкви.См. приложение 8. 585. См., напр., выражения в Быт 24, 50; 31, 24, 29; ср. 2 Цар 13, 22;14, 17. 586. Напр., Быт 4, 1 (в смысле брачных отношений) и 1 Цар 16, 18 (всмысле "владения мастерством"). Там говорится об искусстве Давида-музыканта. 587. Быт 3, 5. Септуагинта переводит слово "Элогим" в данном случае как"боги". Так и в синодальном переводе. Буквально - это вполне оправданныйперевод, хотя логичнее переводить в единственном числе, как это делается вдругих случаях, когда употребляется слово "Элогим". 588. М. Тареев. Основы христианства, т. III, 1908, с. 161. Несмеловподчеркивает суеверный характер попытки Адама овладеть божественностью припомощи "волшебного растения" {В. Несмелов. Наука о человеке, т. 2, 1906, с.251). Только С. Булгаков выдвигает в высшей степени спорное мнениеотносительно сравнительной невинности побуждений человека при падении (см.:С. Булгаков. Агнец Божий. Париж, 1933, с. 172 сл). 589. О демонологии Египта и Двуречья см. выше соответствующие главы, атакже П. Шантепи де ла Соссей. История религии, т. 1, СПб., 1913, с. 238. 590. Слово "сатана" буквально означает "противник" и употреблялось вдопленную эпоху в смысле противника политического (3 Цар 11, 14, 25). Сатанакак ангел-богопротивник впервые появляется в Книге Иова, которая обычнодатируется послепленным периодом или, в самом крайнем случае, временем,непосредственно предшествующим плену. Впоследствии мы находим учение оСатане в апокрифической эсхатологической литературе. В Новом Завете этоучение получает окончательное раскрытие (см. приложение 8). 591. См.: В. Авдиев. История древнего Востока. М., 1953, с. 408; ANEP,р. 470, 511, 571; G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 71; J. McKenzie.The Two-Edged Sword, p. 120. 592. М. Матье. Древнеегипетские мифы, с. 34 сл. 593. Об античном змеепоклонстве см.: Е. Кагаров. Культ фетишей,растений и животных в древней Греции. СПб., 1913. Для позднего эллинизмахарактерен рассказ о змеепоклонстве у Лукиана (сб. под ред. А. Рановича"Первоисточники по истории раннего христианства", 1933, с. 112). Известно,что некоторые гностики (офиты) поклонялись Змею. Змей, меняющий кожу,считался связанным с фазами Луны. В свою очередь фазы Луны ассоциировались сменструацией и культом Богини-Матери (см.: Дж. Томсон. Доисторическийэгейский мир. М., 1958, с. 58, 212). 594. Ползать Змей был осужден в наказание за то, что соблазнил Человека(Быт 3, 14). Четвероногие змеи относятся к очень древним изображениям (см.:"Искусство древнего Востока". М., 1968, рис. 46, 1б7а; Ф. Гоммель. Историядревнего Востока, с. 49). 595. J. McKenzie. Dictionary, p. 273. 596. О херувимах (керубах) см. выше гл. XIX. Молния как символ охраныупомянута на одной ассирийской надписи ок. 1000 г. Царь Тиглатпалассар Iзаявляет, что он поставил в знак неприкосновенности границы "молнию избронзы" (ANEP, 519). 597. "В лучшем случае, - говорит известный ориенталист Т. Гастер осравнении двух сказаний, - все, что он (Ягвист) использовал, - это слабыеконтуры рассказа для темы и задачи своего совершенно отличногоповествования" (Th. Gaster. The Oldest Stories in the world, p. 911). 598. Указания на Шеол и состояние умерших: Быт 37, 35; Числ 16, 33; 1Цар 28, 13 сл; 3 Цар 2, 6; Ис 14 гл. 38, 9; Втор 32, 22; Иов 3, 13 сл; 7, 9сл; 10, 21 сл.; 17, 16; 26, 5; Пс 29, 4; 87, 11; Иез 26, 20 и др. (см.: П.Страхов. Воскресение. Идея воскресения в дохристианскомрелигиозно-философском сознании. М., 1916, с. 133; Galbiatti. Op. cit., р.250; J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 275). 599. Дан 12, 2; 2 Мак 7, 9, 26, 46; Прем 2. 600. Кениты обитали между Синаем и Аравией. Мадиамский священник тестьМоисея был кенитом (Суд 1, 16). Кениты присоединились к израильтянам и жилив южных областях, в пустынях Негеба (1 Цар 30, 29). Очевидно, им принадлежалпалестинский город Каин, упомянутый в Книге Иисуса Навина (15, 57). См.:RFIB, v. I, p. 355. 601. Ср. родословие, данное в Быт гл. 5, и список шумерских допотопныхцарей (Л. Вулли. Ур Халдеев, с. 251). 602. См. выше гл. iV, 5. 603. Быт б, 4. 604. См., напр., А. Лопухин. Библейская история, т. I. СПб., 1889, с.160. Для этой цели некоторые переводчики переводят слова "бене-хаэлогим",как "люди Божий" (Тора. Берлин, 1872, с. 12. Пер. Л. Мандельштама). 605. Пс 28, 1; 88, 7; Иов 1, 6; 38, 7. См.: Р. Киттель. Цит. соч., с.107; H. Ringgren. Israelite Religion, p. 96; G. von Rad. Old TestamentTheology, I, p. 155. 606. Сравнительное изложение сказаний о Потопе см. в кн.: Д. Фрэзер.Фольклор в Ветхом Завете, 1931, с. 46. Очевидно, шумерское сказаниепослужило прототипом для вавилонского и греческого и, м. б., дажеиндийского. 607. Современное состояние вопроса освещено в кн.: Л. Зайдлер.Атлантида. М., 1966; Н. Жиров. Атлантида. М., 1957. В этой книге разобранагеологическая сторона вопроса; Его же. Основные проблемы атлантологии. М.,1964. Там же дана и обширная библиография; Популярные книги: Е. Андреева. Впоисках затерянного мира (Атлантида). Л., 1961; А. Горбовский. Старыезагадки истории и новые гипотезы. - "Наука и жизнь", 1963, Э 1-6 (естьотдельное издание). 608. Перевод и комментарии фрагментов даны в кн.: С. Крамер. Историяначинается в Шумере, с. 175 609. Эпос о Гильгамеше, XI, с. 75. Пер. И. Дьяконова. Адду - бог грома;Шуллат и Ханиш - его слуги; Аннуннаки - духи преисподней. 610. Л. Вулли. Ур Халдеев, с. 34-35. 611. Напр., Исх 9, 25; 10, 15; Втор 2, 15; 3 Цар 10, 24. Этообыкновение усвоили и писатели новозаветные: Лук 2, 1; Деян 2, 5; Кол 1, 25.Относительно животных в ковчеге следует заметить, что число сухопутных видовприближается к миллиону и вместить их в один корабль - предприятие малореальное. 612. Деление это в основном сохранилось и в нынешней этнографии. Ксемитам относятся аккадцы, ассирийцы, евреи, арабы, финикийцы, к яфетидам -племена, говорящие на арийских языках: персы, греки и др., к хамитам -египтяне, ливийцы, нубийцы. 613. Б. Тураев. История древнего Востока, т. 1, с. 64. 614. В синодальном переводе стоит: "прежде, нежели рассеемся по лицуземли". Но по смыслу и по букве здесь речь идет о мере, котораяпредотвратила бы рассеяние. 615. Быт-11, 9. Это объяснение названия города есть вставка в текст,ведущая свое происхождение от поздней народной этимологии. Слова Бабел(Вавилон) и "балал" мало схожи. Однако позднее слово "балбел" ближе к имениВавилона. Буквально же Вавилон (Бабили, Бабилу) означало "Врата Божий". 616. Зиккурат в Вавилоне носил название "Этемененки", что значит"основание неба и земли". При Навуходоносоре он достигал 90 метров (G.Wright. Op. cit., p. 38). Историки полагают, что лестница на небо, которуювидел во сне Иаков (Быт 28), представлялась в форме зиккурата. 617. См.: 3. Рагозина. История Ассирии. СПб., 1902, с. 323; Е.Galbiati, A. Piazza. Mieux comprendre la Bible, p. 207. 618. Е. Беленсон. Призвание Израиля. - "Путь", 1937, Э 52, с. 56. 619. Б. Паскаль. Мысли о религии. М., 1902, с. 12. 620. А.Князев. Господь Муж брани. - ПМ, 1949, в. VII, с. 112. 621. Л. Буйе. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965, с. 37. 622. Школа Велльгаузена в прошлом даже относила часть Книги ИисусаНавина к ягвистическому источнику. Но в настоящее время, после работ М.Нота, эта точка зрения поставлена под сомнение (см. приложение 4). Однакосвязь основных идей ягвистического сказания с преданиями о Завоеванииочевидна, т. к. именно в овладении Ханааном осуществилось обетованиепатриархам (см.: G. v. Rad. Old Testament Theology, 1, р. 168). 623. Пс 109. 624. С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 206, 217. Глава двадцать четвертая БОРЬБА ЗА ВЕРУ. ПРОРОК И ЦАРЬ Израиль и Иудея, 930 - 850 гг. Автор Священной Истории не случайно с таким недоверием относился кцивилизации. На его глазах с ее распространением приходили в Израильчужеземные обычаи и языческие верования. В плане же социальном она вела кусилению имущественного неравенства и к укреплению деспотического характерамонархии. Соломон, заботясь о престиже своей власти, постепенно усваивал привычкивосточного деспота. Его уже не удовлетворяла сравнительная простота нравов,царившая при дворе отца. Он сооружает себе огромный дворец, который пороскоши соперничает с храмом и строительство которого занимает гораздобольше времени и стоит куда дороже. Чертоги отделываются драгоценнымикамнями и редкими породами дерева. Парадный зал превращен в чудовеликолепия: трон из слоновой кости, украшенный офирским золотом, окружаютизваяния львов по числу двенадцати колен. "Подобного сему, - говоритлетописец, - не было ни в одном царстве"625. По понятиям древности, величина гарема соответствовала могуществувластелина. Поэтому гарем Соломона был превращен в целую колониюразноплеменных женщин, обитавших в обширных покоях, специально для этогопостроенных. Говорили, что число царских жен доходило до тысячи. Этаогромная масса женщин стоила казне очень дорого. Но царь не жалел средств.Он любил показывать приезжим свои богатства, свои огромные золотые щиты,свою драгоценную посуду, обезьян и павлинов, привезенных из Офира. Гарем служил источником соблазна. Жены Соломона исповедовали разныерелигии. Частично для них, а частично для приезжих царь приказал построить встолице святилища Астарте, Милхому, Хамосу и другим сирийским богам626. Этихрамы должны были содействовать торговым связям. Иностранные купцы, посещаяИерусалим, могли теперь приносить жертвы своим богам в городе Ягве. Кстарости Соломон все больше и больше подпадал под влияние своего окружения:женщин и евнухов. Он не останавливался перед крутыми мерами для того, чтобыизыскивать средства для роскошных пиров, приемов и содержания гарема. Нодороже всего обходились постройки в Иерусалиме. Для пополнения казныувеличивали и без того непомерные подати, а хананейское население былообъявлено общественными рабами. Все области, за исключением Иудеи, жестокострадали от поборов. В довершение всего в угоду своим женам сам царь открытостал участвовать в языческих обрядах. Это превращение благочестивого сына Давида в полуязыческого деспотавполне объяснимо. Сам воспитанник придворной среды, Соломон был далек отпуританских традиций старины, а с годами все больше подвергался тлетворномувлиянию неограниченной власти. Подобных примеров известно множество. Не былли даже Нерон учеником Сенеки, подававшим большие надежды на первых порахцарствования? Соломон запечатлелся в народной памяти двуликим. С одной стороны -мудрым и справедливым, строителем храма, а с другой - жестоким угнетателем,самодуром и поклонником чужих богов. Скорее всего, положительная сторона егоправления была оценена позднее. При жизни же Соломона многие видели в немпрежде всего тирана, который принес народу больше зла, чем добра. Когда израильтянин смотрел на зубчатые стены царского дворца, на пышныешествия и вельмож в роскошных одеяниях, он, вероятно, расценивал все это какизмену Богу Израилеву. Священная История рассказывала людям о Моисее, овременах странствования в пустыне, о свободной жизни пастухов до появленияцарей. Прошлое все больше рисовалось утраченным раем, о котором вздыхалисвободолюбивые израильтяне. Возможно, что именно в это время возник цикл свадебных песен, в которыхговорилось о юной девушке, не желающей идти в гарем Соломона, апредпочитающей ему своего возлюбленного пастуха627. Эти перекликающиеся песни, которые Гете назвал "самым нежным инеподражаемым из всего, что дошло до нас, как выражение страстной, пламеннойлюбви", превращаются в ликующий гимн свободе, весне, юности. Они передаютбуйный ритм захватывающего танца среди зеленых полей, виноградников ирасцветающих лилий. Картины весенней природы выступают как контрастмертвенной роскоши Соломонова дворца. В последние годы царствования Соломона северные области стали очагомнепрестанных волнений. Одно из самых значительных восстаний было вдохновленопророком Ахией из Силома. Он побудил к мятежу эфраимита Иеровоама,начальника строительных работ в столице, который хорошо знал недовольствонарода, отбывавшего повинности. Подробности заговора неизвестны. Летописецговорит лишь, что Иеровоам "поднял руку на царя"628. Заговор был раскрыт, иИеровоаму пришлось бежать в Египет. Там мятежник был встречен как желанный гость. Дело в том, что фараон,который состоял в союзе с Соломоном, умер и теперь царствовал Сусаким I(935-914 гг.), мечтавший восстановить египетскую гегемонию в Сирии. Смуты веврейском царстве внушали фараону надежды на успех.Таким образом, закат Соломона был омрачен его собственнымотступничеством, неудачами и восстаниями. Едва только гробница в сионскойцитадели приняла под свои своды тело царя, как северные коленазаволновались. Старейшины племен образовали сильную оппозицию Иерусалиму. Еевожди хотели, чтобы наследник Ровоам (Рехабеам) явился на их сходку в Сихеми там выслушал их условия. Ровоам вынужден был пойти на переговоры; северянепотребовали от него смягчения налогов и барщины. Но царь под влиянием своихмолодых советников отвечал угрозами. Он высокомерно заявил, что если Соломоннаказывал непокорных плетками, то он, Ровоам, будет стегать их бичами. Этотответ вызвал взрыв возмущения и послужил сигналом к восстанию. Сновазазвучала старая песня северян: Что нам за дело до Давида? Нет у нас доли в сыне Иессея. По шатрам своим, Израиль! Теперь держись за свой дом, Давид! В это время в Сихеме появилсяИеровоам, спешно прибывший из Египта. Северяне единодушно провозгласили егоцарем. Чиновник Ровоама, который был послан к восставшим, был встреченградом камней. Ровоам едва успел бежать из Сихема и запереться в Иерусалиме.Единству Израильского царства был положен конец. Это произошло в 922 году.Область, управляемая династией Давида, сузилась до размеров коленаИудейского629. В политическом отношении раскол был губительным. Началась цепьбратоубийственных войн. Палестина снова стала добычей соседей. Сусаким I неупустил случая вмешаться в борьбу Севера и Юга. Вероятно, призванный напомощь Иеровоамом, он вторгся в Палестину, взял богатый выкуп у иудейскогоцаря, а потом прошел как победитель и по землям своего недавнего союзника. Впобедной надписи, установленной после этого похода в Фивах, Сусакимперечисляет многие десятки захваченных им еврейских городов. Еготриумфальная плита была поставлена в Меггидо. Только смерть помешала фараонуокончательно овладеть раздробленной страной630. Воспользовались ослаблениемИзраиля и сирийцы Дамаска: в союзе с Иудеей они нанесли Эфраиму тяжелыепоражения. Тем не менее "разделение царств" имело, как это ни странно,положительное значение. "Будущность Израиля в области религии, - как верноотмечал Ренан, - зависела от степени свободы, которой будут пользоватьсяпророки"631. А между тем монархия Соломонова типа угрожала задушитьпроявление свободного духа. Не случайно к восстанию был причастен пророкАхия. А впоследствии пророк Самея протестовал против попыток Ровоамаотвоевать власть над Севером. Ослабление царской власти в обеих частях Израиля обеспечило возможностьпроповеди независимых взглядов и открытой религиозной оппозиции противвласть имущих.В Иерусалиме бедствие было воспринято как кара Ягве за грехиСоломона632. Однако Ровоам, будучи сыном амонитянки, почитательницы богаМилхома, религиозной щепетильностью не отличался. К тому же ему вообще былосвойственно упрямство, и он не отменил ничего из порядков, бывших при отце.Только его внук Аса (913-873) начал планомерную и решительную борьбу противязычества, побуждаемый проповедью пророка Азарии633. Преемник Асы - царьИосафат (873-849) - посылал священников в иудейские города с книгой "ЗаконаЯгве", чтобы они наставляли народ634. Таким образом, в первые десятилетияпосле раскола Иудея сумела в какой-то степени преодолеть посеянный Соломономсоблазн. Совершенно иную картину мы видим в северном Эфраимском, илиИзраильском, царстве.Иеровоам I (922-901) оказался во главе царства по размерам гораздобольшего, чем Иудея, и где сосредоточивалось основное крестьянскоенаселение. Здесь были наиболее прочные староханаанские традиции. Древниегорода: Вефиль, Сихем, Дан - связывали себя с великими героями прошлогоИаковом, Моисеем, Иисусом Навином, Деворой, Самсоном, Гедеоном. Здесь жилаосновная часть хананеев. Управлять этой разнородной и строптивой массой былонелегко. Дух независимости, который послужил отделению от дома Давидова, могпошатнуть любой трон. Резиденцией Иеровоама сначала был Сихем, но потом он покинул его,поселившись в Фирце. Однако основная трудность заключалась не в выборестолицы. Нужно было решать вопрос религиозного единства Эфраима. Дело в том,что Иерусалим с Ковчегом и храмом стал постепенно даже в глазах северянобщенациональной святыней. Храм, встреченный поначалу несколько холодно,приобретал популярность. В Иерусалим на торжественные богослужения стекалисьлюди со всей Палестины. Иеровоам I понимал, что это угрожает его престижу, и решил ослабитьпривлекательность иудейской столицы сооружением собственного храма. Выборего пал на Вефиль. Здесь издревле было ханаанское святилище. Говорили, чтосам патриарх Иаков называл это место "домом Божиим" и приносил здесь жертвы.Вефильский храм был установлен на высоком холме, и перед ним сооруженбольшой жертвенник. Знаком присутствия Божества здесь были уже не херувимы,как в храме Иерусалимском, а священный бык635. Таким выбором царь, очевидно,шел навстречу старой склонности северных колен к этому символу. Для простогонарода он уже вскоре стал образом Самого Ягве. О нем говорили: "Это Бог наш,который вывел нас из земли Египетской"636. Уступив языческим инстинктамтолпы, Иеровоам низвел ягвизм на уровень примитивной земледельческойрелигии. Деревянный бык, покрытый листовым золотом, превратился в настоящегоидола, которому оказывались божеские почести. Кроме царского святилища Иеровоам учредил и второе - в Дане, насеверной окраине подвластных ему земель. Еще в смутную эпоху Судей здесь былпостроен храм с изображением Ягве637. Теперь вместо изображения Иеровоамприказал установить в Дане священного быка, такого же, как в Вефиле. Для новых храмов был назначен штат жрецов и установлены праздники,чтобы отвлечь паломников от Иерусалима. Народ приводил во дворы храмовжертвенных животных, и после совершения обрядов начинался веселый пир "предлицом Ягве". Эти торжества мало чем отличались от ритуальных трапезязычников. Но мало этого: царь стал, вероятно, считаясь с местнымиханаанскими обычаями, покровительствовать некоторым старым культам. Такимобразом, он пошел по стопам Соломона и толкал Израиль на путь синкретизма,угроза которого стала теперь столь же реальной, как и при Судьях.Впоследствии пророки окрестили это двоеверие "грехом Иеровоамовым", а егосвященных быков в насмешку называли "телятами" и "телками". К сожалению, очень мало известно о реакции ревнителей веры тех лет нарелигиозную политику Иеровоама. Но есть свидетельства.того, что она вызвалапротест с самого начала. Языческий характер новоучрежденного северного"ягвизма" был разгадан скоро. Уже во время первого праздника в Вефиле, когдаИеровоам готовился принести жертву, некий "человек Божий" из Иудеи явился наторжество и в присутствии царя проклял нечестивый царский алтарь. ПророкАхия, который еще при Соломоне поддерживал Иеровоама, теперь отвернулся отнего, предсказывая падение его дома638. И действительно, династия пресеклась уже на сыне Иеровоама, убитомзаговорщиками. Это было начало династических смут и переворотов, которые непрекращались до самой гибели Северного царства в 722 г. Половина эфраимскихцарей погибла насильственной смертью. В Иудее верность дому Давидаподкреплялась религиозными мотивами. На Севере их не было, и поэтомумонархия там находилась постоянно под дамокловым мечом. Это не значит,впрочем, что цари Эфраима были людьми колеблющимися и слабыми. Библия привсей антипатии к ним не умалчивает ни об их военных подвигах, ни оположительных сторонах их правления. Одним из наиболее выдающихся властителей Эфраима был Омри (876-869),имя которого стяжало известность на всем Востоке. Поколение спустя ассирийцыпродолжали называть Израиль "Бит Хумри", т. е. дом или царство Омри. Надписьна знаменитом памятнике моавитского царя Меши свидетельствует о том, чтоОмри покорил Моав и взимал с него дань в виде отар овец639. Омри купил землю на вершине холма близ Сихема и построил там крепостьШомрон, или Самарию. Она стала новой столицей Эфраимского царства, способнойвыдержать длительную осаду. Это была разумная мера, т. к. на востоке впервыепоявились ассирийские армии. Тир и Сидон откупились от завоевателей богатымидарами, и они ушли восвояси. Но можно было в любой момент ждать новогонападения. С этого времени финикийцы стали снова искать дружбы с Израилем. В эпохураскола и переворотов прежние связи с Тир-ским царством ослабели. Но теперьсоюз с ним был возобновлен. Его закрепили тем, что дочь финикийского царяЭтбаала I была выдана за сына Омри Ахава. Когда Ахав (869-850) унаследовал самарийский престол, эти связи сФиникией стали еще более тесными. Торговцы мирового масштаба, финикийцынуждались не только в военном союзе, но и в деловых партнерах. Они постоянновтягивали израильтян в орбиту своих операций, приводя караваны в Самарию,скупая продовольствие, привозя на продажу дорогое оружие, изящные предметыроскоши, ювелирные изделия и ткани. Ахав вел продолжительные войны с сирийцами, но после победы над нимизаключил союз с сирийским царем. Этот шаг был продиктован новой опасностьюсо стороны Ассирии. На этот раз ассирийского царя Салманасара III встретилоогромное войско, которое преградило ему путь. В войске были соединенысирийцы, израильтяне, финикийцы, амонитяне. Ахав выдвинул 2000 колесниц и 10000 воинов. Столкновение произошло у Каркары в Сирии. Салманасар в своейнадписи похваляется, что разбил войска коалиции. Однако это сомнительно, т.к. после сражения он спешно отступил на восток640. Таким образом, и политические, и экономические мотивы содействовалисближению Израиля с соседями, особенно с Финикией. Однако это сближение былочревато внутренними опасностями. Еще при Соломоне торговля способствовала росту имущественногонеравенства. Введение монетной системы привело к концентрации богатств. Былаподорвана сплоченность маленьких сельских общин. Появились люди, которыескупали и перепродавали земли. Это было чем-то неслыханным. В прежниевремена "земли отцов", почва, над которой трудились предки, была священна;патриархальный обычай охранял права вдов и сирот на владение земельнымиугодьями. Продажа отцовской земли рассматривалась как грех, чтоспособствовало стабилизации в сфере землевладения. Новые экономическиеотношения не щадили обычаев. Крестьяне очень быстро стали попадать в кабалу,закладывать и даже продавать землю. Распространилось долговое рабство.Состоятельная верхушка тяготела к роскоши; в домах купцов, чиновников,царедворцев предпочитали все "финикийское", как во времена Соломона. Библияговорит, что Ахав построил себе дворец из слоновой кости. Раскопкиобнаружили на этом месте тысячи обломков костяной резьбы. Очевидно, онашироко применялась в царском доме для облицовки641. И подобно тому как финикийская цивилизация при Соломоне шла рука обруку с язычеством, так и при Ахаве религия Моисеева оказалась перед лицомновой языческой опасности. Очагом идолопоклонства явилась опять-таки женскаяполовина дворца.Жена Ахава Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на мужа. Отецее Этбаал в прошлом был жрецом тирского Ваала - Мелъкарта. Вероятно, от негоИезавель унаследовала страстную привязанность к этому культу642. Впрочем,легко заметить, что сиро-финикийские верования вообще были популярны средиженщин. Ахав считал Ягве национальным Богом Израиля. При его дворе быливсегда "пророки Ягве", которых он вопрошал перед походами или в делахгосударственной важности643. Однако ему казалось вполне допустимым почитатькроме Ягве и других богов, как это повелось со времен Иеровоама I. К тому жеон не мог ни в чем отказать своенравной царице, требовавшей от него льготтирскому культу. По ее настоянию в Самарии был построен храм Мелькарта,который первоначально, видимо, посещался только финикийцами644. Но Иезавельимела широкие планы и активно способствовала распространению в Израиле своейрелигии. В честь Ваала устраивались великолепные торжества. Красочныемистерии изображали его борьбу с богом смерти Мотом, его схождение впреисподнюю и оживление. Возможно, участие в этих мистериях обещалопреодоление смерти, и поэтому они обладали особой притягательностью. Сдругой стороны, многие обряды Мелькартовой религии сопровождалисьзахватывающими плясками и исступленными вакханалиями, манившими, какзапретный плод. Символом Мелькарта был священный бык - образ, привычный дляизраильтян, хотя иногда Ваала изображали в виде бородатого, длинноволосоговоина с мечом и молнией в руках и рогатым шлемом на голове. Все места егокульта украшались массебами - каменными столбами, которые также былиизвестны в Израиле. Эти внешние точки соприкосновения с народной верой,соблазнительные стороны культа и, наконец, покровительство царицы сделаливаализм серьезным соперником религии Моисея. Иезавель содержала несколько сот прорицателей Мелькарта, участвовавшихв радениях и пышных процессиях. Храм Ваала и его символы постояннонапоминали о добром Господине, повелителе земных благ, и о его супругеАстарте, сулящей все мыслимые радости плоти. Зараза постепенно сталараспространяться в Самарии и за ее пределами; уже не только финикийцы, но исами израильтяне участвовали в поклонении Мель-карту645. Впрочем, все это,кажется, мало смущало придворных "пророков Ягве", которые безропотно делилис жрецами Ваала царские милости.Однако с какой бы быстротой ни распространялась языческая эпидемия,оппозиция созрела не менее быстро. Центром ее был клан рихавитов, которые,подобно назореям, не только строго держались веры в Ягве, но и частичноотрицали всю ханаанскую цивилизацию. В знак протеста они отказывались отвина, жили в шатрах, не обрабатывали земли646. Эта попытка остаться вольнымипастухами в земледельческой стране была формой пассивного сопротивлениятлетворному влиянию языческой цивилизации. Но этим сопротивление не ограничивалось. Вновь появились общиныпророков, именовавшиеся, как и встарь, "Бене-ха-Небиим" - Сынамипророческими. Члены общин ставили своей задачей ниспровержение Мелькарта ивосстановление чистоты веры. Подробности их борьбы неизвестны. Вероятно, эти"люди Божии" ходили по городам и весям, проповедуя против языческой веры,громя отступников и колеблющихся. Этот "крестовый поход" был вскоре пресеченцарицей. Она приказала схватить и казнить бунтовщиков, а алтари Ягве,сооруженные ими, разрушить. Только некоторые из пророков были спасеныбогобоязненным царедворцем Авдием, который скрыл их и тайно снабжалпродовольствием в горах647. Но Иезавель не достигла главного: не был схвачен вождь мятежников ИлияФесвитянин. Жизнь и деятельность этого необычайного человека - какая-то непрерывнаяцепь загадок. Он пришел с востока, с границ пустыни648. Никто не знал,откуда он появлялся и где проводил большую часть времени. С непостижимойбыстротой переходил он с места на место. Тщетно искали его слуги царицы - оноставался неуловимым... Вид его поражал с первого взгляда: смуглое лицо, обрамленное косматойгривой волос, простая пастушеская власяница; движения его стремительны, онрезок, импульсивен, весь в порыве, в огне и буре649. Его имя означает "МОЙ БОГ - ЯГВЕ". В этих словах - кредо загадочногостранника, альфа и омега его учения. Он объявляет Ваалу войну не на жизнь, ана смерть и не успокоится до тех пор, пока не поразит финикийского демона. Илия произвел огромное впечатление на современников, быть может, самоебольшое после Моисея. Его окружал ореол легенд и тайн. Народ смотрел на негос каким-то суеверным страхом. Столетия спустя он продолжал свое странствиепо земле. Говорили, что он явится помазать на царство Мессию. Евреиоставляли для него прибор за трапезой; он взирал на мир с византийскихфресок и русских икон. Илия - воплощение бескомпромиссности и страстный защитниксправедливости. Когда Иезавели удалось расправиться со всеми поборникамиБога Израилева, он выступил один против царицы и царя, против Ваала исоблазненного народа. О таких людях не пишут биографий. Их жизнь - это легенда, явлениенебывалого и немыслимого. Пророк казался пришельцем из неведомых миров,истинным "наби", провозвестником и орудием Бога. Он предстает перед нами каксущество, которому подчиняются стихии, и одновременно как человек, в которомвдруг ярко проявляются слабости обычных смертных. Это делает фигуру Илииособенно привлекательной. В общине Сынов пророческих сказание об Илии существовало, вероятно, вболее полном виде, чем в Библии. Составитель Книги Царств внес в нее толькочетыре основных эпизода, которые условно можно назвать: "Засуха и состязаниена Кармиле", "Илия на Синае", "Виноградник Навуфея", "Вознесение Илии"650.Отделить в этих сказаниях историческую часть от поэтического орнаментапоистине невозможно. Да и важны здесь не столько детали и подробности,сколько сам дух, атмосфера, которая создавалась вокруг Илии. А именно это-тои передано великолепно.В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицынад пророками. "Клянусь Ягве, Богом Израилевым, перед Которым я стою, в этигоды не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему!" Произнеся этогрозное пророчество, Илия скрывается за Иорданом. Между тем бедствие превзошло все ожидания. В условиях того края засуха- это неизбежный и страшный голод. Зной выжигает нивы Эфраима. Выгораютлуга, высыхают источники, гибнет скот. Даже до царского дворца добираетсяголод. Ахав вынужден покинуть дом и отправиться со своей свитой в поискахпропитания для своей кавалерии. Илия тем временем живет в пустыне, на берегу потока Хорафа, и воронприносит ему пищу. Когда поток высыхает, он удаляется в Финикию и там живетинкогнито у бедной вдовы. Пребывание в ее доме человека Божия становитсяблагословением для финикиянки. Чудесным образом не истощаются запасы в доме,а когда умирает ее сын, Ягве по молитве Илии возвращает ему жизнь... Наконец силы народа истощились, и все стали понимать, что над землейтяготеет проклятье. В это время Ахаву объявляют: "Илия здесь". Пророк и царьвстречаются лицом к лицу. "Ты ли это, губитель Израиля?" - мрачно спросил Ахав. "Не я губительИзраиля, - резко ответил пророк, - а ты и дом отца твоего, тем, что выпрезрели повеления Ягве и идете вслед ваалам". В этом лаконичном ответе весьИлия со всей решимостью биться до конца. Он не колеблясь бросил вызов Ахавуи предложил созвать прорицателей Ваала для того, чтобы они показали силусвоего бога. Будут воздвигнуты два жертвенника - один Ваалу, другой - БогуИзраилеву. На чей жертвенник снизойдет огонь - тот истинный Бог. Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила651.Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову. Прошливремена, когда они беззаботно смотрели на нововведения царя и сами курилифимиам перед изображениями чужеземных божеств. "Долго ли вы будете хроматьна оба колена? - воскликнул Илия, обращаясь к народу. - Если Ягве есть Бог,то последуйте Ему, а если Ваал - то ему последуйте". Это было решительное иокончательное осуждение религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле. Все в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голодзаронил в сердца сомнение относительно всемогущего Ваала и его жрецов. "Я один остался пророк Ягве, - продолжал говорить Илия, напоминаянароду о том, что никто не вступился за преследуемых, - а пророков вааловыхчетыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть онивыберут себе одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пустьне подкладывают. А я приготовлю другого тельца и огня не подложу; ипризовите имя бога вашего, а я призову имя Ягве - Бога моего. Тот бог,который даст ответ посредством огня, есть Бог". "Пусть будет так", -закричала толпа. Эта картина нарисована в Библии широкими, смелыми мазками; Илия одинокостоит перед десятками ожесточенных языческих жрецов и перед полуязыческойтолпой, жаждущей чуда. Внизу, у подножья горы, расстилается сухая,раскаленная долина... И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали икружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая: "Ваале,Ваале, услышь нас!" Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным,по-прежнему неумолимо жгло солнце... "Кричите громче, - иронически заметилИлия, наблюдавший их заклинания, - может быть, он задумался и занятчем-нибудь, или в дороге, а может быть, он спит, так он проснется". Ножрецам было не до шуток. Нестерпимый жар палил их головы, они елепередвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивыевзгляды толпы. Наконец в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, сгромким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. "Онибесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ниголоса, ни ответа, ни слуха". И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент.Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Онзнал, какая участь ждет его, если Господь не услышит его молитвы. Народ былбеспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. Но подобно св.Стефану Пермскому, бесстрашно привлекшему зырянского шамана в пылавший сруб,Илия готов был отдать жизнь для торжества истины. "Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! - воскликнул пророк. -Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, чтоТы один Бог в Израиле и что я, раб Твой, сделал все по слову Твоему. Услышьменя, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Ягве - Бог, и Тыобратишь сердца их". Он призывал Бога "в огне", ибо огонь был той стихией, через которуючаще всего проявлялось присутствие Ягве. Он явился Моисею в неопалимойкупине, Он шел перед станом Своего народа в виде Столпа огненного. Он даваллюдям Своим заповеди на святой горе "из среды огня". И теперь Он долженявить перед заблудшими силу и славу Свою, и явить через знамение огня. Самслужитель Его подобен огненному пламени, глаза его сверкают, как молнии,голос гремит, как гром. Седые волосы как дым развеваются вокруг головы.Народ со страхом ждет исхода. Явит ли Огненный Бог силу свою?.. В следующее мгновение блеск молнии ослепил присутствующих, и всеувидели, как черный дым поднялся над опаленной жертвой. Пораженныеизраильтяне пали ниц, восклицая: "Ягве есть Бог!" А с моря тем временем потянул ветер, и показаласьтуча. "Иди домой, ешь и пей, - обратился Илия к потрясенному Ахаву, - ибослышен шум дождя"... Для жрецов Ваала состязание на Кармиле кончилось плачевно. Вооруженнаятолпа стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были убиты. В расправепринимал участие и Илия, сам подавший сигнал к истреблению лжепророков.Здесь обнаружилось, насколько он был еще сыном жестокого древнего мира, вкотором царил суровый закон "око за око, зуб за зуб". Так рассказывает легенда, в основе своей, вероятно, передающаядостоверное событие. Засуха много месяцев свирепствовала в Сирии, о чемсвидетельствуют финикийские источники652. Естественно, что каждый молилсясвоему богу или покровителю. Несомненно, что Илия и его сторонники говорили,что бедствия - наказание свыше. Очень возможно, что сцена на вершине Кармилапроизошла в действительности. Древняя и средневековая история знает немалопримеров подобных "судов Божиих".Когда Иезавель узнала о побоище, она пришла в ярость. Конец засухи она,конечно, приписала молениям своего отца Ваалу, а никак не Илии653. Но затоона поклялась всеми богами отомстить пророку. И снова Илии пришлосьскрываться. Он бежал на юг - в Иудею, а оттуда отправился в далекую пустыню.Ему хотелось своими глазами узреть Божию гору Синай и там узнать волю Неба. Путь его был долог и утомителен. После торжества над язычниками Илия,очевидно, почему-то не чувствовал удовлетворения. Быть может, жестокостьборьбы внесла горечь в его душу, быть может, вообще наступил закатный часжизни, когда усталость и разочарование стучатся в сердце. Он сетовал на своеодиночество и бессилие, и не раз ему казалось, что все его стараниянапрасны, а борьба бесполезна. "Довольно уж, - восклицал он, - о Ягве!Возьми мою душу, ибо я не лучше отцов моих!" К концу второй недели перед пророком открылись вершины Синая. В грозном молчании застыли голые скалы. С трепетом священного ужасасмотрел Илия на гранитные утесы, где некогда Моисей говорил лицом к лицу сБогом. Ночь застала его в пещере у подножья Хорива. Там, гласит сказание,совершилось самое значительное событие его внутренней жизни. Во времягорьких жалоб и молитв пророк вдруг почувствовал приближение Всемогущего. Онзакрыл лицо свое плащом, ибо знал, что Ягве - это палящий Огонь, и обратилсяк Господу: "Возревновал я об Ягве, Боге Воинств, ибо сыны Израилевы оставилизавет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом, осталсяя один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее". И что же? Над Илией пронессяураган, сокрушающий горы, "но не в вихре Господь", затем страшноеземлетрясение заставило вздрогнуть горные уступы, "но не в землетрясенииГосподь", после землетрясения палящий жар охватил пещеру Илии. Вот она,священная стихия! "Но и не в огне Господь". Внезапно жар сменился веяниемтихого прохладного ветра. "И там Господь". Что означают эти слова сказания? Нет ли здесь первого намека на какую-то новую сторону в Богопознании,неведомую доселе?.. Во всяком случае уже через столетие после Илии в Северном царствевыступит пророк Осия, который первый заговорит о Божественной Любви. С этоговремени "веяние прохладного ветра" будет постоянно ощущаться в огненныхбогоявлениях Ветхого Завета. Оно, по словам Дармстетера, "придаетпророчеству тот неповторимый характер гнева и нежности, под влияниемкоторого растаяло каменное сердце древнего человечества"654. "Не в громе Господь, а в веянии прохладного ветра"... Это одно изпотрясающих мест Ветхого Завета. В мировой литературе нет ему подобных. Сним можно сравнить лишь финал "Бранда", где суровый пастырь, неумолимый ксебе и к людям, погибая под лавиной, слышит последний свой приговор: "Онесть Deus Charitatis!" Бог милосердия... Легенда связывает Синайское богоявление Илии с концом его жизни. Ягве втот день велел пророку назначить себе преемником Елисея и помазать нацарство в Дамаск Азаила, а в Израиль Ииуя. Однако, очевидно, здесь отраженызамыслы самих Сынов пророческих, сподвижников Елисея. Именно они имели связис Дамаском, и они подготовили переворот Ииую. Им хотелось освятить своидействия именем Илии. Единственное, что, вероятно, соответствуетдействительности, - это призвание Елисея, который стал учеником Илии.Второе сказание об Илии рисует его как защитника угнетенных ипровозвестника правды Божией. Очевидно, это - один из наиболее историческидостоверных эпизодов сказания, т. к. он лишен всяких поэтических украшений. Это происходило в лучшие годы царствования Ахава, когда он, окончивблагополучно войны на востоке, занимался украшением своей резиденции. Вгороде Изрееле, своей второй столице, царь построил дворец и захотел разбитьвокруг него сад. Препятствием к этому служило то обстоятельство, чтопримыкавший к дворцу виноградник принадлежал крестьянину Навуфею, который низа какие деньги не хотел расставаться с наследием отца и деда.Патриархальное право было еще достаточно сильным в Израиле, чтобы царьрешился просто отобрать участок, поэтому отказ Навуфея очень огорчил его.Иезавель, узнав о причине его печали, была изумлена. Для высокомернойфиникийской принцессы отказ крестьянина царю и бессилие царя перед этимотказом казались нелепостью. "Что за царство было бы в Израиле, если бы тытак поступал?" - говорила она. "Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я добудутебе виноградник Навуфея Изреелитянина". Она написала письмо старейшинам отлица Ахава и обвинила ничего не подозревавшего крестьянина в поношении Богаи царя. По ее поручению нашли лжесвидетелей, был назначен лицемерный суд, излополучного Навуфея приговорили к смерти. Немедленно после его казни Иезавель с торжеством объявила мужу о том,что теперь он хозяин виноградника. Ахав был огорчен, узнав о смертиневинного, однако не утерпел и поспешил полюбоваться на виноградник. Но тамслучилось неожиданное. Среди зеленых кустов стоял не кто иной, как сампророк Илия. "Ты убил и еще вступаешь в наследство?" - сурово спросилпустынник. "Настиг ты меня, враг мой!" - пробормотал в смущении Ахав. Апророк продолжал обличать и грозил полным истреблением династии Омри. Царьвоспринял голос Илии как голос самого Ягве. Это смягчило пророка, и онсказал, что гибельные для Израиля дни наступят лишь после смерти Ахава. Если сравнить это сказание с другими эпизодами, то не может неброситься в глаза, что именно попрание справедливости вызвало самое сильноенегодование пророка. Распространение ваалова культа было наказано временнойзасухой, произвол же повлек за собой смертный приговор династии. Этотприговор Илия выносит не на Кармиле, а в винограднике Навуфея. Как и вистории Давида и Нафана, бесстрашное обличение царя было свидетельствомвысоких этических требований религии Ягве и решимости пророков отстаивать ихдо конца. Илия сохранился в памяти людей как заступник гонимых перед сильнымимира сего, как пророк униженных и оскорбленных. Это сделало его имябессмертным. Пророк пережил царя. Ахав погиб раньше, чем Израиль вынужден былсклониться перед Ассирией. После битвы с Салма-насаром царь, очевидно,полагал, что опасность миновала, и вновь порвал союз с Дамаском. Он захотелотнять у сирийцев важный стратегический пункт на востоке. Пророк Михей предупреждал его, что поход кончится плачевно, но царьвелел посадить его в темницу до того дня, пока израильское войско невернется с победой в Самарию. Пророк оказался прав. Во время сраженияпроизошел несчастный случай. Один воин, натягивая лук, смертельно ранилАхава: стрела вонзилась между швами лат. Царь не хотел уходить с поля боя ивечером умер от потери крови655. После его гибели на престол вступил Охозия, при котором фактическипродолжала править Иезавель. Книга Царств говорит, что он "служил Ваалу ипоклонялся ему". Кроме Ваала Мель-карта Охозия почитал филистимскогоВаала-Зебуба и во время болезни посылал вопрошать оракулов этого божества.Существует сказание о том, как Илия встретил посланников Охозии и предсказалцарю смерть в наказание за его измену Богу Израилеву656.Последняя легенда об Илии повествует о конце его земного странствия. Почувствовав приближение кончины, пророк стремился к уединению. Елисейне мог не заметить волнения, которое охватило учителя. Невзирая на егопросьбы, он не отставал от Илии. Со свойственной ему стремительностью пророкпереходил из города в город, а Елисей неотступно следовал за ним. Илия ужедал понять своим ученикам, что час его настал, но что он встречает его некак час ужаса, а как час торжества, ибо он избегает мрачного Шеола, кудаидут души умерших, а сам Ягве "берет его". Последний раз Илия,сопровождаемый Елисеем, встретился со своими последователями у Иерихона."Знаешь ли ты, что сегодня Ягве берет господина твоего?" - спрашивали ЕлисеяСыны пророческие. "Знаю, молчите", - отвечал тот. Так шли они вдвоем по берегу Иордана; Илия спросил Елисея, каково будетего последнее пожелание. Тот попросил, чтобы Илия сделал его своим достойнымпреемником. "Дух, который в тебе, пусть будет во мне вдвое". "Трудного тыпросишь", - отвечал Илия. Это была их последняя беседа. Легенда повествует о том, что Елисей действительно увидел взятие своегоучителя на небо. Сверкающая колесница, запряженная огненными конями, умчалапророка в небесные выси. Что скрывается здесь под обличием легенды? Скорее всего "вознесениеИлии" знаменовало веру Израиля в то, что пророк избавлен от общей участипребывания в Шеоле. А быть может, и действительно последние минуты великогоборца сопровождались какими-то необыкновенными явлениями, описанными вБиблии в виде "огненной колесницы". Достоверные биографии многих мистиков исвятых дают в этом отношении немало примеров.Илия был как бы вторым Моисеем Израильской религиозной истории. Врешительный момент, когда угроза язычества была самой серьезной, он нанес понему сокрушительный удар. Выступая как глашатай справедливости, он непосчитался с притязаниями самодержавной власти, ибо был рыцарем и служителемединого царя - Бога. Исполинская фигура Илии стоит как маяк на стыке двух эпох. Он былсуровым воином, высоко поднявшим знамя Моисея, и своей борьбой расчистилпуть великим еврейским пророкам - проповедникам этического монотеизма. Но ни Илию, ни пророков, которые пришли ему на смену через столетие,нельзя рассматривать как изолированные явления. В то время уже всечеловечество как бы просыпалось после магического сна, готовясь освободитьсяот власти демонов, тяготевшей над миром. Авторы Упанишад и Будда, Лао Цзы иЗаратустра, Анаксагор и Сократ одновременно с Амосом и Исайей готовилисьоткрыть миру новые пути Богопознания, но об этом будет рассказано вследующих книгах.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 24 625. 3 Цар 10, 20. 626. 3 Цар 11, 4 627. Легенда впоследствии приписала Песнь Песней самому Соломону, т. к.первоначальный смысл ее был утрачен. То, что Песнь Песней сталаупотребляться на свадьбах, придало ей ритуальное значение, а впоследствии вней видели символ любви Бога к своему Народу. См. статью Э. Ренана,приложенную к переводу Песни Песней А. Эфроса (СПб., 1909, с. 137).Упоминание старой северной столицы Израиля Фирцы указывает на северноепроисхождение Песни и на ее древность. Впрочем, окончательная редакциякниги, очевидно, послепленная. См.: М. И. Занд. Песнь Песней. - Литературнаяэнциклопедия, т. 5, 1968, с. 709. 628. 3 Цар 11, 26 сл. 629. 2 Цар 12. Несомненно, расколу способствовал старый сепаратизмИзраиля и Иуды, который давал о себе знать с самых ранних времен. 630. 3 Цар 14, 25. Библия относит поход (Сусакима) к 915 г. Такимобразом, он произошел за год до смерти фараона. О походе в североизраильскиеземли Библия молчит. О них свидетельствуют памятники (см.: J. Bright. AHistory of Israel, p. 214; КВНР, р. 196). 631. Э. Ренан. История израильского народа, I, с. 278. 632. 3 Цар 12, 22 сл. 633. 3 Цар 15, 11 сл. 634. 2 Парал 17, 3 сл. 635. Археология свидетельствует о том, что высшее Божество (Эл) усемитов не изображалось в виде быка. Так изображались Ваалы "второгопоколения". В то же время хорошо известны изображения, где боги стоят набыке, как на троне. Это дало основания В. Олбрайту интерпретироватьсвященных быков Иеровоама именно как "эквивалент херувимов" (W. Albricht.From the Stone Age to Christianity, p. 238; G. E. Wright. BiblicalArchaeology, p. 147). 636. 3 Цар 12, 26-33. 637. О происхождении святилища в Дане - Суд 18, 27 638. 3 Цар 13, 1 и 14, 1 сл. 639. См. надпись Меши (ХИДМ, т. 1, с. 245. Пер. Я. Борисова). НазваниеБит Хумри встречается в ассирийском памятнике от 740 г. (КВНР, р. 213; 3.Рагозина. История Ассирии, с. 207, 236). 640. Библия не упоминает этого сражения. О нем известно из надписисамого Салманасара (см. ее перевод в ХИДМ, I, с. 193). 641. См.: G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 152; W. E. Keller. TheBible as History, p. 229. Костяная резьба изображает животных, растения,человеческие фигуры, херувимов и языческих богов. 642. О царе-жреце Этбаале, свергнувшем своего предшественника, см.: И.Флавий. Против Апиона, 1, 8. 643. См.: 3 Цар 22, 6. В имена всех детей Ахава включалось имя Ягве.Это доказывает, что он не имел намерения отказаться от Бога Израилева какнационального патрона. 644. 3 Цар 16, 32. Ваал Мелькарт был покровителем города Тира. Тир былродным городом Иезавели. То, что отец ее назван в Библии царем Сидонским (3Цар 16, 31), не должно вводить в заблуждение, т. к. "сидонцами" евреиназывали финикийцев вообще. Весьма возможно, что Этбаал хотел через своюдочь и свою религию подчинить себе и политику Израиля. 645. На это указывает 4 Цар 10, 20, откуда явствует, что числоизраильтян - поклонников Мелькарта - было велико. 646. См.: 4 Цар 10, 15, 23; Иерем 35. Рихавиты были связаны с коленомкенитов, в основном живших на юге, но частично проникших на север. 647. 3 Цар 18, 4. 648. Местонахождение его родины неизвестно, но, по общему мнению, еенужно искать в Заиорданье, на рубеже пустыни. 649. 4 Цар 1, 8; 3 Цар 18, 12, 46. Одежда Илии, возможно, указывает нато, что он был "назореем" (J. Bright. Op. cit., p. 227). 650. Сказание о засухе: 3 Цар 17-19. Сказание о винограднике: 3 Цар 21.Вознесение Илии: 4 Цар 2. Кроме этого есть в 4 Цар 1 эпизод Илии и Охозии,который примыкает к истории вознесения пророка. 651. Предполагают, что Кармил был местом почитания Мелькарта и границейвладений Ахава и Этбаала (W. Albright. Archaeology and Religion of Israel,1953, p. 156). 652. Согласно Менандру, голод в царствование Этбаала длился около года(И. Флавий. Против Апиона, 8, 13, 2). 653. Так объясняли прекращение бедствия финикийцы по сообщениюМенандра. 654. Darmsteter. Les Prophetes d'lsrael. 655. 3 Цар 22. 656. 4 Цар 1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. БИБЛЕЙСКАЯ НАУКА И ПРОБЛЕМА БОГОВДОХНОВЕННОСТИ Ряд глав этой книги был посвящен ветхозаветной истории. Нет надобностидоказывать, что для того, чтобы глубже осмыслить и понять ееисторико-философское значение, необходимо как можно ближе к истиневосстановить картину развития израильской религии. Основным источником вданном случае служат библейские книги. Однако подход к ним может быть самыйразличный, и от этого подхода будет зависеть то или иное освещениеветхозаветной истории. Древние библейские тексты приняты иудео-христианским миром какСвященное Писание в силу их боговдохновенности. Через Библию само ВечноеСлово обращается к миру устами Своих пророков и апостолов. СвященноеПисание, таким образом, заключает в себе Откровение, данное человеку дляуказания пути к спасению. Встает вопрос: как же создавалось Писание, что представляет собой этабоговдохновенность?Если признать, вслед за христианскими писателями II в. Афинагором,Юстином, Тертуллианом, что библейские авторы были лишь слепыми орудиями вруках Духа Божия, то авторство их должно быть понимаемо совершенно условно.Тогда его можно сблизить с так называемым "автоматическим письмом", прикотором медиум в состоянии бессознательного транса становится проводникомтаинственных инспираций. При таком "вербалистском" (от verbum - "слово")понимании каждое слово, каждая буква Библии должны пониматься буквально, безмалейшей историко-филологической критики, ибо перед нами будет непроизведение человека, а лишь запись Божественных глаголов. Однако уже в святоотеческой литературе классической поры (IV-Vвв.) мывидим переход к другой точке зрения. Отцы Церкви обращают главное вниманиене на букву, а на дух Писания и тем самым постепенно отходят от вербализма.Так, св. Василий Великий уже указывает на неясности и неточности Писания,видя в них залог свободы человеческого исследования (св. Василий Великий.Шестоднев. Творения. Рус. пер. СПб., 1911, т. 1, с. 224 632). Для св. Иоанна Златоуста бытописатель отнюдь не просто пассивныйпередатчик слов Божиих. Он активно участвовал в создании священных книг ипри этом облекал их в нарочито упрощенную форму, "снисходя к обычаючеловеческому" (св. Иоанн Златоуст. Беседы на "Бытие", III, 3, с. 17). Он"употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой", ибо он"говорил людям, которые не могли слушать иначе" (там же, XV, 2, с. 121; XII,4, 5, с. 98). Эта тенденция отделять в Писании божественный элемент от человеческого,появившаяся в классической патристике, стала гаснуть в период раннегосредневековья. Снова возобладало механическое понимание боговдохновенности,снова начали думать, что Откровение в Библии распространяется на ее внешнююформу и даже на каждую букву. Сомнениям вербализм стал подвергаться лишь в схоластическом богословии.Так, французский теолог Пьер Абеляр (1079- 1142), предшественник великихсхоластиков, критиковал его, правда, крайне осторожно, ссылаясь на фактмногочисленных разночтении в Св. Писании. Он указал на то, что человеческомуразуму принадлежит Богом данное право избирать из противоречивых текстовтот, который более выдерживает разумную критику. Для этой цели Абеляр собралвоедино эти тексты (как библейские, так и святоотеческие) в своем известномсочинении "Sic et non" ("Так и нет"). В толковании на Послание к Римлянам Абеляр выделял три элемента, изкоторых складывается Писание: а) непогрешимое божественное Откровение; б)личные черты писателя; в) обстоятельства написания, т. е. эпоха, особенностизаписи и сохранения текста, фактическая осведомленность автора и т. д.Следовательно, то, что есть в Библии вечного и божественного, составляет ееядро, сущность, вокруг же этого ядра, согласно Абеляру, нарастают элементыпреходящие, человеческие, подлежащие, в отличие от боговдохновеннойсущности, критике разума. Крупнейший представитель схоластическогобогословия Фома Аквинат (1225-1274) был также близок к подобной точкезрения. Он подчеркивал, кроме того, качественную разницу между вдохновениемпророка и трудом библейского летописца. Последний был писателем, созидающимс помощью Божией. Пророк же, в отличие от него, есть вестник Высшей Воли,откровение о Которой он получил непосредственно.В эпоху Возрождения среди гуманистов начинается углубленное изучениеБиблии в подлиннике. Богословы овладевают греческим и древнееврейскимязыками, что дает им возможность понять несостоятельность вербализма; изсравнения переводов явствует, насколько часто они бывают неточны, наскольковообще невозможно создать перевод, совершенно адекватный подлиннику. Между тем Реформация совершила неожиданный поворот к старым воззрениям.Отказавшись от церковной традиции, от Священного Предания, ранниепротестантские мыслители с особой силой подчеркивали значение и авторитеттого, что у них осталось, - Библии. Идеологи раннего протестантизмавернулись к самому первоначальному взгляду на Откровение в Св. Писании, видяв нем исключительно лишь Слово Божие, лишенное каких бы то ни былочеловеческих сторон. Библейский автор понимался ими, как у христиан II в., вдухе механического вербализма, подобно простому "органу Духа". Однакосравнительно-филологическое изучение Св. Писания уже началось, и онопостепенно вырабатывало существенные аргументы против вербалистов. Работы Б. Спинозы (XVII в.) и Ж. Астрюка (XVIII в.) по выяснениюисточников Пятикнижия подготовили почву для создания в протестантизме"либерально-теологического" воззрения на Библию. Литературная критика Библиистала все меньше и меньше считаться с учением о боговдохновенности,рассматривая Св. Писание лишь как произведение рук человеческих. В серединеXIX столетия эта тенденция нашла наиболее яркое выражение в так называемой"религиозно-исторической школе", которая применяла к изучению Библии общиепринципы исторической науки. Эта школа возглавлялась протестантскимбогословом-библеистом Ю. Велльгаузеном (1844-1918), который в своейизвестной работе "Prolegomena zur Geschichte Israels" (1878), подытоживработы Астрюка, Эйхгорна, де Ветте, Графа, Блека, предложил полностьюпересмотреть принципы ветхозаветного источниковедения и экзегетики. Егошкола полностью отвергла традиционные воззрения на авторство и времянаписания ряда библейских книг, что должно было в корне перестроитьконцепцию ветхозаветной истории. В частности, был пересмотрен взгляд наМоисея как автора всего Пятикнижия (см. приложение 3), и в книге пророкаИсайи были выделены две разнородные части, написанные, по мнению этихэкзегетов, в разное время; эсхатологическая часть книги пророка Даниила былаотнесена к середине II в. до Р. X. Одной из главных ошибок нового течения в левопротестантской экзегетикебыла ее ориентация на позитивизм и эволюционизм. Этим не замедлиливоспользоваться ее противники, указав на ее предвзятость, односторонность иотрыв от христианских принципов. Однако значение "либеральной библеистики"было не только отрицательным; она пробудила, вместе со стремлением отстоятьтрадицию, живой интерес к историко-филологической экзегетике, к болееглубокому развитию науки о Св. Писании.Господствующий взгляд Католичества на проблему боговдохновенности вэпоху Реформации склонялся к вербализму. Так, на IV заседании ТридентскогоСобора (1554) было дано определение, в котором говорилось, что апостолыписали "под диктовку Св. Духа" (Spiritu Sancto dictante). Впрочем, этаформулировка допускала широкое толкование, так как оставался открытымвопрос, что именно "диктовалось" - буквальный текст Писания или основное егосодержание. Оппозиция против слишком формального понимания боговдохновенности средикатолических богословов наметилась уже в XVII в. В основном она былапредставлена богословами из Общества Иисуса (Беллармин, Лессий). Вдальнейшем развитие католического взгляда на вопрос все более и болееприближалось к четкому разделению божественной и человеческой сферы в Св.Писании. Это отразилось на многочисленных богословских исследованиях (работыГеттингера, кардинала Ньюмена и др.) и на определении I Ватиканского Собора,на III сессии которого (24 апреля 1870 г.) была изменена тридентская формула(вместо слова dictante употреблено слово inspirante). Ряду католических библеистов, подобно многим протестантам, не удалосьизбегнуть крайности и увлечения рационализмом. Это достаточно явно показалпример известного экзегета Альфреда Люази (1857-1940) - главы католическихмодернистов. Эти последние в известном смысле пошли еще дальше либеральнойтеологии протестантизма и почти перешагнули рубеж христианства как такового.Поэтому высшие церковные власти отнеслись к новому течению снастороженностью, а Лев XIII в своей энциклике "Providentissimus Deus"(1893), в противовес увлечениям, предписывал держаться консервативной точкизрения на боговдохновенность. Однако именно в этой энциклике папа указал на невозможность принятиявербализма. Более того, он отверг попытки видеть в Писании источникпозитивных научных сведений. По словам энциклики, священные писатели частоописывали вещи "или метафорическими выражениями, или языком, общим для ихвремени" (УУ 18,20). В 1902 г. Лев XIII создал специальную Библейскую комиссию для того,чтобы богословы имели возможность более тщательно и на более серьезнойнаучной основе изучать и толковать Писание, в то же время избегая крайностеймодернистов. Его преемник Пий Х превратил эту комиссию в особый Библейскийинститут, ставший отныне центром католической экзегетики. Из этого институтавышли выдающиеся представители ветхозаветной и новозаветной наукикатоличества, и его огромный вклад в библеистику был признан богословамиразных исповеданий. Одним из основоположников новой католической экзегетики стал А.Лагранж. (1855-1938), который сочетал в себе выдающегосяисследователя-ученого и богослова, исповедующего веру в боговдохновенностьБиблии. Он был убежден, что научная критика текста не вредит благоговейномуотношению к Писанию, а напротив, способствует более точному его пониманию. Энциклика папы Пия XII "Divino afflante Spiritu" (1943) указала нанеобходимость изучения "литературного жанра" того или иного библейскогописания, этим самым открывая возможность критического изучения Библии. Еслипризнается, что разные библейские книги отличаются по "жанру",следовательно, в них можно выделить человеческую и литературную сторону(см.: RFIB, I, с. 201). Видный современный богослов Карл Ранер подверг попытки возрождениявербализма резкой критике. "Люди - авторы Библии, - утверждал он, - непросто секретари, записавшие то, что продиктовано им БожественнымПровидением. Они не являются секретарями и в том смысле, что с полнымпониманием и добровольно приняли то, что было им вн
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление