Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд назад 2 страница




ВВЕДЕНИЕ 1. Смысл слова "наби" проясняется в свете Исх 4,16, где Аарон,говорящий от лица Моисея, назван его "пророком". См. также: Иез 37, 4, где"пророчествовать" означает говорить нечто по повелению Бога. См.: К Корниль.Пророки. М.,1915, с. 6 сл.; прот. А. Князев. Пророки.-"Вестник РСХД", 1972,Э 103, с. 10. См.: J. Мс Кепziе. Dictionагу оf the Вib1е. N. Y., 1966, р.624; В. Ваиеr. Вibel Тheologisches Worterbuch, 1967, S. 1135; G. vоп Rad.Old Теstament Тheоlоgy. London, 1966, v. 2, р. 8, ff; М. Виbеr, ТhеРrоphetic Faith. N. Y., 1960, р. 23; Е. Jасоb. Lе ргорhetisme а lа lumieredes recherches recentes. "Оu еn sont les etudes Вibliques", Раris, 1968, р.91. 2. См.: K. Jaspers. Vom Ursprung und Zeit der Geschichte. 1949, S. 45.Впрочем, следует отметить, что на особую роль этой эпохи (середины Iтысячелетия до н. э.) некоторые авторы указывали и до Ясперса. Например,Макс Вебер, К. Даусон и др. 3. М. Тареев. Основы христианства, т. 2. Сергиев Посад, 1908, с. 91.Другой православный богослов называет профетизм "квинтэссенцией" ВетхогоЗавета (А. Покровский. Ветхозаветный профетизм. Сергиев Посад, 1908, с.14). Профетизм нередко рассматривают как единственный в своем роде диалогмежду Богом и человеком", так как в отличие от большинства книг Св. ПисанияБог говорит у пророков от первого лица. См.: В. Vawter, Introduction to theProphetical Books, 1965, р. 35. 4. Следует напомнить, что в большинстве переводов Библии священное имяБожие заменено словом "Господь". Священное имя, состоящее из четырех буквIHWH, было еще до н. э. запрещено к произношению (во имя благоговения).Поэтому подлинное звучание этого имени было впоследствии забыто ивосстановлено в искаженной форме "Иегова". Однако в XIX веке на основаниисвидетельств учителей Церкви (Климент, Ориген, Иероним, Епифаний, Феодорит)св. имя произносится как Ягве (см.: архим. Феофан. Тетраграмма, иливетхозаветное божественное имя IHWH.СПб., 1905, с. 24.). 5. См.: J. Мс Кепziе. Тhe ТwоЕdged Sword N. Y., 1966, р. 59. Эта чертапророков отличает их от проповедников созерцательного мистицизма, который,по определению Джемса, характеризуется сознанием единства с Абсолютом (см.:В. Джемc. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, с. 408). А. Бергсонусматривал в пророках переходную ступень между пассивным мистицизмом Востокаи действенным мистицизмом христианства; но в его характеристике профетизмаявно ощущается пробел изза недооценки личностномистического начала упророков. См.: H. Веrgsоп. Les dеuх sources de la morale et de la religion,Paris, 1969, р. 254. 6. Бл. Иероним. Творения, ч. 7, с. 3; Златоуст. Беседа 39 на 1 Кор. См.По этому вопросу: А. Покровский. Библейский профетизм и языческаямантика.-БВ, 1909, сентябрь, с. 155. 7. МундакаУпанишада, I, 1, 7. О космогенезе в Упанишадах см. книгу IIIэтого цикла "У врат Молчания". 8. См.: Мirсеа Еliаdе. The Муth оf the Еtеrnal Return, 1965, р. 49 ГГ. 9. См.: С. Булгаков. Два града. М., 1911, т. 2, с. 6465. "У Платона иАристотеля,-говорит Бердяев,-нет философии истории. Философия историизачинается в древнем Израиле, в откровении Бога в истории, в сознаниипророков" (Н. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого. Париж, 1952, с. 203). Само мироздание в Библии имеет характер"истории". "Греческий "космос",-как тонко заметил С. Аверинцев,-покоился впространстве, выявляя присущую ему меру; библейский "олам" движется вовремени, устремляясь к переходящему его пределы смыслу" (С. Аверинцев.Греческая "литература" и ближневосточная "словесность".-Сб. "Типология ивзаимосвязи литератур древнего мира", М., 1971, с. 231). Правда, иудеи, пословам К. Даусона, "не совсем избежали влияния господствующей идеи оцикличности процессов мирового целого, но они переосмыслили это учение вдухе собственной традиции. Зон иудейской апокалиптики-не настоящий цикл, алишь тот этап в развитии единого процесса, который придает ему ценность изначение. Это является, однако, перенесением законов истории в космическийплан, или, вернее, превращением в род космической истории, известной нам подименем апокалиптики". См.: Ch. Dawson, Progress and Religion. N.Y. 1960, р.126. 10. "Пророки,-замечает Р. Киттель,-постоянно подчеркивают, чтовозвещаемые ими требования стоят в полном согласии с известной народу идавно ему дайной Торой" (Р. Киттель. История еврейского народа. М., 1917, с.167). Достаточно указать на выражения у Ам 2, 4; Ос 2, 16; Мих 6, 8. 11. См.: А. G. Неrbert. Worship in Ancient Israel, 1959, р. 40; А.Gelin. Les livres prophetiques posterieurs.-RFIВ, I, р. 484; G. vоп Rad. ОldTestament Theology, v. I, р. 186. 12. В старой литературе характеристика библейских форм поэзии дана у И.Якимова (Очерк истории древнееврейской литературы.- "Всеобщая историялитературы" под ред. В. Корша. СПб., 1880, т. I, с 273 cл.), Э. Рейсса(Поэзия древних евреев.-"Восход", 1888, кн. 12), Ф. Вигуру (Руководство кчтению и изучению Библии. М., 1902, т. 2, с. 220 cл.). Из современных работследует указать на обобщающий очерк: А. Fitzgerald. Hebrew Poetry.-JBC, I,р. 238244. 13. См.: Е. Wurthwein, Det Text des Alten Testaments, 1966, S. 37; R.Е.Rowп. Техt and Versions.-JВС, II, р. 561. 14. Прот. С. Булгаков. Православие. Париж, 1964, с. 67. Говоря онеобходимости исторического исследования Библии, Вл. Соловьев писал:"Смотреть на свидетельства исторического действия Бога Живого как наокаменелую и неприкосновенную святыню, значит показывать мертвую веру игрешить против Духа Святого, говорившего через пророков" (Вл. Соловьев.Когда жили еврейские пророки Собр. соч., т. VII, с. 199). Эти мысли Соловьевразвивал в ряде других своих работ (см 3е издание Собр. Соч, Брюссель,1970, т. XI, с. 7375). 15. О происхождении псалмов см. "Магизм и Единобожие", ПриложенияКрайние выводы критики (см.. Н. Никольский Царь Давид и Псалмы М, 1908)смягчены теперь благодаря открытию финикийской религиозной поэзии (см Е.Кissane. Тhе Вооk оf Рsаlms, 1954, 2 v; А. Wiser. Тhе Рsalms, 1962) 16. Давая свой перевод, автор следовал традиции, установившейся врусской библеистике, где исследователи довольно часто предлагали собственныепереводы текстов. В основу нижеследующих переводов положен тексткритического издания Ветхого Завета, вышедшего под редакцией Р. Киттеля(Biblia Hebraica, Stuttgart, 1966), где собраны основные разночтения иварианты, содержащиеся в древних библейских переводах и манускриптах. Изпереводов нового времени в первую очередь учитывался синодальный. Сделанныйоколо ста лет назад, он и поныне остается общепринятым в РусскойПравославной Церкви Из иностранных переводов были учтены главный образомсовременные католические переводы английский Confraternity of ChristianDoctrine и французский Вilblе dе Jerusalem, а также два английскихпротестантских: Revised Standart Version и The New English Bible.Прежде чем начать повествование о пророках, мы должны напомнить опервых шагах профетизма, вкратце изложив то, о чем было уже сказано в книге"Магизм и Единобожие". Пророки появляются в Ветхом Завете очень рано, можно сказатьодновременно с израильской религией и с самим Израилем. Уже Авраамабиблейское предание в одном месте называет "пророком", хотя сам патриархничем не напоминает пророков позднего времени. Это наименование прилагаетсяк нему скорее всего как к праотцу народа, с которым Бог заключил Союз-Завет. Здесь самый исток народа Божия. Каждый народ возникал в результатеестественных процессов, постепенно формируясь под воздействием различныхфакторов: наследственности, окружающей природы, гибридизации, культурнойтрадиции и т. д. Израиль же-самый молодой среди восточных народов-зародилсякак религиозное движение; он имел вождей, которых единая вера побудилаобъединиться, и уже из этого религиозного единства прорастало единствонациональное. Авраам в качестве главы патриархов был родоначальником этогодвижения и поэтому условно назван "пророком". Но настоящий пророк впервыепоявляется тогда, когда сыны Израиля превращаются из религиозной группы внарод. XIII в. до н.э. ИСХОД. В эпоху угнетения израильтян в Египте напророческое служение был призван Моисей. Его посещают видения, он в страхепротивится призванию, но на него нисходит Дух Ягве, и он несет народу Егослово. Все это-характерные черты подлинного пророчества. Проповедь Моисея приводит к исходу из Египта. В чудесных событиях техдней Израилю открывается Бог-Спаситель, Который владычествует над историей.У подножия Синая заключается Союз, или Завет, но на этот раз не с однимчеловеком или группой верующих, а с целым народом. Аврааму было обещано, чтоот него произойдет большой народ, и вот он создается как бы по мановениюТворца. Этому народу обещана во владение Святая Земля, и Обетованиеподтверждается устами Моисея. Ягве не открывает, в чем будет состоятьпризвание народа, через которого "благословятся все племена и народы земли",Он требует только веры, верности и правды. Пасха должна отныне всегданапоминать Израилю об Исходе, Завете и Обетовании, а Декалог (ДесягьЗаповедей) должен определять отношение человека к Богу. Таковы основыветхозаветной религии, заложенные Моисеем XII в. до н. э. ЗАВОЕВАНИЕ. Вступив в Ханаан, в страну, где процветалисамые омерзительные формы язычества, какие только знал мир, израильтянеощутили себя воинами Божиими, призванными искоренить скверну. Возникает идеясвященных войн Ягве, которая овладевает умами. Пророки в это время исчезают,их место занимают воинственные харизматические вожди, подобные Деборе,которые ведут борьбу, воспламененные суровым пуританским духом. XI в. до н. э. ПЕРВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. Но как только израильтянепереходят к оседлости, они очень быстро оказываются под влиянием ханаанскойязыческой культуры. Они легко заражаются местными суевериями, проникающими ив самую их религию. Появляются изображения Ягве, запрещенные Моисеем. Вособых случаях Ему даже приносят человеческие жертвы, как богам Ханаана. Этопериод двоеверия, нравственного и религиозного одичания. Однако даже тогдаМоисеева традиция не заглохла окончательно; об этом свидетельствуютэтические предписания Книги Завета, получившие письменную форму около XI в. Нападение филистимлян, установивших свое господство в Святой Земле,приводит к взрыву религиозно-патриотического чувства. Назореи, люди,посвятившие себя Богу и отказавшиеся от всех благ оседлой цивилизации, ведутс филистимлянами партизанскую войну. Появляются общины "Бене-ханебиим",Сынов Пророческих, возглавляемые Самуилом. Эти странствующие прорицателиходят большими группами по стране и, охваченные экстазом, возбужденныемузыкой, призывают народ к борьбе. Их образы предстают в Библии освещеннымизаревом пожаров, они прорицают под грохот бубнов и поют грозные боевыепсалмы. Религиозный энтузиазм Сынов Пророческих сделал свое дело. Он передалсянароду, пробудил его и привел в конце концов к образованию царстваИзраилева, способного помериться силами с филистимлянами. Но стороннийнаблюдатель едва ли предугадает в движении Самуила великое будущеепрофетизма. Его всходы прорастают медленно. Х в. до н. э. ДАВИД И МЕССИАНИЗМ. Давид завершает "войны Ягве".Израильтяне, иудеи, моавитяне, идумеи, амонитяне объединены в его царстве.Казалось, исполнилось то, что было обещано Аврааму. Давид постоянноруководствуется советами пророков, он-искренний почитатель Ягве, единогоБога. Пророк Нафан изрекает благословение на его род и предсказывает, чтоименно через его потомство Бог установит Свое Царство на земле. Но тот жеНафан гневно обличает царя, когда он поступает низко и несправедливо.Постепенно среди пророков зреет течение, отличающееся более одухотвореннымпониманием Моисеева наследия. Возникает первая запись Священной Истории, вкоторой даны контуры учения о Творении, Грехе, Избрании, Исходе, Завете инароде Божием. IX в. до н. э. ВТОРОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. После разделения царствана Эфраим (Израиль) и Иудею в Эфраиме начинает сильно ощущаться влияниефиникийской цивилизации. Оно содействует росту имущественного неравенства иодновременно-внедрению в Израиле культа Ваала-Мелькарта. Распространениеязычества происходит под покровительством Иезавели, жены царя Ахава.Защитниками веры являются пророки, которых возглавляет Илия. Он открытовыступает против царского Самовластия и против идолопоклонства. Пророковпреследуют и казнят. Однако Илия и после гонения сумел возродить движениеягвистов. Он завещал своим ученикам не складывать оружия, доколе Ваал небудет окончательно низвергнут. Часть I ДО ИЗГНАНИЯ Глава первая ПОБЕДА, СТАВШАЯ ПОРАЖЕНИЕМ Северное Израильское царство, 850-760 гг. до н. э. Библия это книга народов, ибо она судьбу одного народа делает символом всех остальных. Гете Человека, читающего Библию, невольно поражает то резкое осуждение, скаким она говорит о царях Израиля. Особенно ярко это проявляется в главах,посвященных монархам Северного царства. Если античные писатели, такие, какТацит или Светоний, описывая жестокости и безумства римских императоров,подробно повествуют и о светлых сторонах их правления, то библейские авторыкак бы намеренно делают упор на ошибках, слабостях и преступлениях царскойвласти Когда речь заходит о победах и успехах царей, Библия касается этоговскользь, торопливо, отсылая читателей к летописям. Чем объяснить такое отношение пророков, мудрецов и историков ВетхогоЗавета к "помазанникам"? И почему это отношение осталось господствующим всвященной письменности? Причина здесь, разумеется, не в том, будто израильские цари были самыминегодными из всех монархов мира, и даже не в том, что религиозные вождивообще относились к самодержавию подозрительно Эта оценка царей вытекала изособого библейского понимания истории. С самых первых дней своего существования, со времен Авраама, Израильжил предчувствием необычайной судьбы, уготованной ему. Великие деянияБожий-освобождение из рабства и водворение в Стране Обетованной-мыслилиськак ступени к чему-то неизмеримо большему и значительному: Историю спасениядолжно было увенчать последнее и самое полное Богоявление, когда Создательокончательно воцарится среди людей. Этому конечному Богоявлению, по мыслипророков, должно было предшествовать объединение Израиля в некое идеальноеобщество, целиком подчиненное воле Господней. Подобная "теократия"рисовалась сначала в виде свободного союза колен, ведомых боговдохновеннымивождями, а потом, после некоторых колебаний, пророки признали, что народБожий может идти к своей цели, ведомый монархами, принявшими священноепомазание. Но требования, которые они предъявили обществу и его царям, былиисключительно высокими. Пророки старого поколения, такие, как Самуил, Нафан, Ахия, Илия, хотеливидеть в жизни народа осуществление нравственных идеалов СинайскогоДесятисловия. Поэтому они подходили к "помазанникам" с совсем иными мерками,нежели Светоний к Нерону или Калигуле. Пророки верили в возможность созданияподлинно теократического общества, но действительность постоянно обманывалаих ожидания. Нужны были многие потрясения и разочарования, прежде чем этаидея "земного града" отступила перед более возвышенным пониманием ЦарстваБожия. Пока же не утихала упорная борьба царей и пророков: Самуил порвал сСаулом и помазал на царство Давида, Нафан обличал Давида, Ахия подстрекалИеровоама отделиться от Иерусалима, Илия предсказал конец династии Ахава. Как мы уже говорили, главное, в чем Илия обвинял Ахава,- этопренебрежение правами народа и склонность к чужеземным культам. После смертиАхава борьба последователей Илии против царского двора лишь усилилась. Правда, сын Ахава Иорам приказал удалить статую Ваала-Мелькарта,воздвигнутую отцом в Самарии, но дальше этой уступки не пошел. В капищеМелькарта продолжали звучать гимны, на алтарях Астарты курились благовония,а ее служительницы-гетеры зазывали прохожих в свои вертепы. Оплотомязычества оставалась вдовствующая царица Иезавель. Она оказывала на сыновейтакое же сильное влияние, как в свое время на мужа, и не оставляла тайноймечты сделать культ Ваала если не господствующей, то по крайней мере второйпо значению религией Израиля. Противники идолопоклонства в свою очередь не собирались мириться споловинчатой политикой Иорама. Ненависть к Ваалу они перенесли на весь домАхава, постоянно напоминая всем, что над ним тяготеет проклятие пророкаИлии. На юге, в Иудее, царей могли осуждать, поносить, отказывать им вповиновении, но при всем том оставались верными династии "ради Давида, отцаих". Верили, что настанет день, когда над одним из потомков псалмопевцаисполнится пророчество Нафана и Он будет вечным царем над вечным мессианскимцарством. Цари же Самарии были лишены этого эсхатологического ореола. Народпо-прежнему смотрел на них как на временно поставленных "начальников" и внаследственные права их верил мало. Поэтому положение северных царей всегдаотличалось неустойчивостью за двести лет в Эфраиме сменилось четыре династии(1). Пророк Илия, выступив против Ахава, обличал его словом; но так какположение с тех пор мало изменилось, некоторые ревнители Ягве решили, чтопора от слов перейти к делу. Они возродили старинную идею священной войны,популярную во дни Деборы и Самуила, и им казалось, что насильственнымимерами они смогут обратить общество на верный путь. Душой заговора был Элиша, или Елисей, сын богатого землевладельца изсеверных областей. Ученик Илии, он сопровождал пророка в последние годы егоземного странствия, и, по преданию, тот оставил Елисею свою власяницу в знактого, что назначает его себе преемником. Елисей, каким его изображает Библия, был человеком огромной силы воли,с характером властным и резким. В противоположность своему учителю онникогда не был гонимым одиночкой; его постоянно окружала большая группаучеников, принявших старое наименование "Сынов Пророческих". Повсюду, даже учужеземцев, Елисей пользовался авторитетом, его почитали и как чудотворца икак предсказателя. Пророк не только приходил к царю ходатайствовать заобиженных, но, не колеблясь, вмешивался в политические дела, ходил в походывместе с войсками, участвовал в переворотах. Елисея, как Илию, народ называл"колесницей Израиля и конницей его"(2). Целиком принадлежа к пророкам старого типа, Елисей, как и прежние"наби", верил в необходимость употребить оружие для полного торжества Ягве. Ввиду языческой опасности и возрастающего самоуправства властей этотновый Самуил усмотрел свой долг в том, чтобы окончательно устранить династиюАхава как источник соблазна. Эту мысль Елисей постоянно внушал СынамПророческим, жившим общиной в небольшом поселке близ Иерихона. Они должныбыли стать исполнителями его воли. Кроме них, Елисей рассчитывал и наподдержку израильтян, строго соблюдавших старые обычаи. Среди них наиболееизвестны были рехавиты, которые в знак протеста против разлагающего влиянияцивилизации давал клятву жить только в палатках, не обрабатывать земли и непить вина. В их глазах Ягве был Богом пустыни, Богом свободныхкочевников-пастухов, а все, связанное с оседлостью и земледелием, онипрезирали. Понятно, что семейство Ахава они считали гнездом пороков. Былинедовольные и среди военных, которых возмущали долгие и бесплодные войны сДамаском. Таким образом, замыслы воинствующих ягвистов, настроения средиРфсавитов, крестьян и в армии подготовили почву для восстания. Фрагмент включенной в Библию летописи дает яркую картину"Варфоломеевской ночи" Израиля и показывает, к чему ведет подмена духовнойборьбы внешним насилием (3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.