Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 2 страница




Глава пятая СЛОВО О МЕССИИ 1. В псалме 104, 15 "помазанниками" названы пророки и патриархи. Вприложении к царям этот термин встречается часто (напр.,1 Цар 2,10, 35;12,3, 5; 16, 6; 24, 7; 26, 9, 16; 2 Цар 1, 14, Пс 131, 10; 2, 2; 19, 7; 88,39). Из этих и других текстов явствует, что обряд помазания елеем знаменовалсхождение Духа Ягве на человека. В так называемых "царских псалмах" (2, 20,21, 45) речь идет скорее не о конкретном "помазаннике"-монархе, а о СынеДавидовом, который являлся идеалом богопоставленного царя. "Мессианизмветхозаветных евреев,-справедливо подчеркивает С.Трубецкой,-нельзя назватьнеподвижным догматом их веры" (С. Трубецкой. Учение о Логосе, 1906, с. 199).Этапы раскрытия учения о Мессии рассмотрены в указанной работе Трубецкого,которая является лучшим в русской литературе исследованием темы мессианизма.Из зарубежных обзоров следует указать. J. Мс Кепzie. Тhе Тwо-Еdged Sword, р.217, ff; J. Мс Кепzie. Аspects of Old Testament Thought - JBС, II, 762; J.К1аusпеr. Тhе Меssianic Idea in Israel. L, 1956; I.Оbеrsteiner. Меssianismus- In: B.Ваиеr. Вibel Thеоlоgisches Worterbuch, 1967, II, S. 1012; G. vопRad. Old Testament Theology, II, р. 169. 2. Ис 2, 2-4. В более полном виде пророчество содержится в Книге Михея(4, 1-5) "Одни авторы полагают, что изречение о Горе Господней принадлежитИсайе, а от него заимствовано Михеем; другие же предполагают обратноеотношение; можно также думать, что Исайя и Михей воспроизводят какое-либоизречение, сохранившееся от древних времен" (В Рыбинский. Книга пророкаМихея -ТБ, т. 7, с. 253). Последнее мнение является сейчас господствующим вбиблеистике (см.: А. Wеiser. Einleitung in das Alte Testament, S. 171). 3. События войны сирийцев и эфраимитов против Иуды изложены в Книгепророка Исайи (гл. 7), в 4 Царств (гл. 16) и 2 Пар 28. Эти текстыдополняются надписями ассирийских царей. Многие детали этой войны не могутбыть в точности восстановлены. Время ее относится к 735-732 годам. Попыткуреконструкции см. Р. Киттель. История еврейского народа, с. 421; J.Вright.A history of Israel, р. 256, D.S. Сhilds. Isaiah and the Assyrian Crisis,1967. 4. Ис 7, 9. "Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены" этотперевод синодального издания Библии не только темен по смыслу, но и далек отлаконичной фразы подлинника: "им ло таамину ки ло теамену", в которойсодержится игра родственных слов: "вера" и "крепость". Смысл пророчества,если не будете в вере-не будете крепки (устойчивы), см.S. Virgulin. La"Fede" nella Profezia d'Isaia. Milano, 1961, р. 37. Здесь раскрывается самаясуть библейской философии веры. Вера для пророка не означает уверенности всуществовании чего-то высшего (в этом смысле Ахаз "верил"), а во вверениивсего своего существа Богу (см. R. Panikkar. Faith - а СоnstitutiveDimension of Man.- "Journal of Ecumenical Studies", 1971, vо1. 8, Э 2, р.224) 5. Слово "алма" обычно переводят как "дева", следуя греческому текстуСемидесяти, который передает слово "алма" как парфенос, однако в еврейскомязыке для обозначения девы есть особое слово "бетула", "алма" же означаеттакже молодую женщину (см.: А. Князев. Откровение о Матери Мессии."Православная мысль", 1953, в. IX, с. 101; прот. П. Светлов. Христианскоевероучение в апологетическом изложении. Киев, 1912, т. 2, с. 379). Греческиепереводчики Библии передавали повсюду слово "алма" словом "юная жена". Но впророчестве об Эммануиле было поставлено парфенос -"дева". Следует отметить,что такой перевод филологически вполне допустим, т.к. в целом ряда местслово "алма" прилагается к девицам (Быт 24, 43). См. также: А. Карташев.Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, с. 35; I. Сорреns. Lарrорhetie de la Alma. Paris, 1952; J. Lindblom. А Study of the ImmanuelSection in Isaiah, 1958; М. Мс Nатаrа. Isaiah, р. 45; F. L. Моriarty. Isaiah-JBС, I, р. 270; А. Gеliп- RFIB,I, р. 509. 6. На существование в библейских пророчествах двойного смысла указывалеще Диодор Тарсийский. Проблема двойного смысла освещена в работах: N.Lоfinс. Sciences Bibliques en Marche. Раris, 1967, р. 150; Е. Gаlbiati, А.Рiazzа. Мiеих соmрrеndre lа Вiblе, 1956, р. 312. 7. Анализ и варианты переводов символических имен Помазанника впророчестве Исайи 9, 1-8 приводятся в обширном исследовании: А. Волнин.Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908, с. 163 cл. О связи этихимен с древней традицией см.: А. Wildberger. Die Тrohnamen desMessias."Theologische Leitschrift", XVI, 1960, S. 314. Глава шестая САМАРИЯ И СИОН 727-705 гг. Вавилон и Египет две грозовые тучи, а между ними Израиль молния. Д. Мережковский Говоря о наводнении, затопляющем Израиль, пророк Исаия избрал образ,наиболее точно отражающий судьбу народа Божия в ассирийскую эпоху. Все вышеподнимались воды, все меньше становилась спасительная суша, превращаясь вкрохотный островок. Но трагедия Израиля усугублялась тем, что оба еврейскихцарства собственными руками приближали конец. Мир, сплоченность, веру онипроменяли на племенную гордость, распри и химерические проекты. Когда в 727 году умер Тиглатпаласар III, самарийский царь Гошея вошел всговор с египтянами и стал задерживать посылку дани в Ассирию. Лазутчикидонесли Салманасару V о военных приготовлениях в Самарии, и Гошея какизменник был схвачен и брошен в темницу. Однако, лишившись своего царя, эфраимиты не опустили стяга восстания.Нашлись военачальники, которые возглавили армию, а стены Самарии казалисьскалой, которую не могут сокрушить никакие тараны. О причиненных вторжениемТиглатпаласара бедствиях вспоминать не хотели; повсюду распевали задорнуюпесню повстанцев: Обвалились кирпичи будем строить из камней. Сикоморы порубили их заменим кедрами. (Ис 9, 10) В Иерусалиме между тем злорадствовали; Ахаз считал себя неуязвимым, таккак был верным вассалом "царя Вселенной". "Мы вошли в союз со Смертью,говорили при его дворе, - и заключили договор с Преисподней, и когда придетпожирающий меч, он не коснется нас". Исайя обращался с предостережением к вождям обоих царств, но его нежелали слушать. Придворные пророки открыто смеялись над ним. Казалось, всехохватило безумие. Положение Израиля в те дни Исайя изображал в виде пьянойоргии, где уже нет ни одного здравомыслящего человека (Ис 28, 7 сл.). Ночем ясней ощущался конец этого "пира во время чумы", тем теснее и сплоченнеестановился круг верных последователей пророка. Он был для Исайи последнимостровом народа Божия. Так говорит Владыка Ягве: "Вот Я положил в Сионе камень, камень испытанный, драгоценный, краеугольный, укрепленный прочно. Верный ему не будет посрамлен И положу правосудие мерилом и праведность как отвес, И истребит град ложное убежище, и унесет вода обманы Рухнет союз ваш со Смертью, и договор с Преисподней не устоит" (Ис 28, 16-18) Под "драгоценным камнем" Исайя подразумевал веру тех, кто не изменилслову Господню и войдет в Остаток народа Его.Египет и на этот раз обманул надежды своих союзников, а в 725 годувойска Салманасара осадили Самарию. Библия в скупых выражениях говорит обагонии северной столицы Израиля; известно только, что под ее стенамиассирийцы стояли три долгих года. В течение этого времени, заглядывая череззубцы стен в долину, израильтяне неизменно видели одно и то же: необозримоеморе палаток, дым костров и зловещие очертания осадных машин. Временами уних вспыхивала надежда: ведь ушел же Салманасар, так и не покорив ТираФиникийского; может быть, и здесь он в конце концов отступит? Однажды, когда третий год изнурительной блокады подходил к концу,самарийцы заметили необычное оживление в стане врагов. По лагерю, вызываягромовой рев солдат, ехала колесница, окруженная стражей. В ней стоялширокоплечий человек в белой тиаре.. Салманасар не был больше властелиномАссирии; заговор сановников возвел на трон человека, принявшего имя Саргон,что значит "истинный царь". Вероятно, этот переворот ободрил осажденных, но скоро они убедились,что Саргон не собирается уводить армию. В одном только отношении появилсяслабый просвет. По слухам, новый царь не был так жесток и беспощаден, какего предшественники. Быть может, эти слухи и обещание Саргона пощадитьжителей ускорили капитуляцию города. Во всяком случае, известно, что послевступления войск в город Саргон не разрушил его, как это делали обычноассирийцы. Двадцать семь тысяч человек были переправлены в Ассирию, где импредоставили удобные места для жительства. Саргон был настолько великодушенпо отношению к побежденным, что, взяв в свою гвардию еврейские колесницы,оставил при них и колесничих, которые таким образом оказались впривилегированной части его войска. Самария же была заселена людьми с востока. "Я поставил над ними моихчиновников, надзирателей и наместников,- гласит надпись Саргона, обложив ихтакими же налогами, какие платят ассирийцы". (1) Постепенно Эфраим приходил в запустение, длительные войны и массовыевысылки подорвали его жизненные силы, обилие иноземцев превратило его вбезликую провинцию, населенную "подданными царя". В разоренной страневспыхнул голод, были случаи, когда стаи голодных львов забегали в самуюСамарию и утаскивали людей. Переселенцы решили, что все эти беды караместного Божества, и обратились к губернатору с просьбой прислать имсвященника религии Ягве. По разрешению Саргона просьба их была удовлетворенав Бетэль возвратили одного из священников, и он восстановил прежний культ.Это был тонкий расчет на сохранение религиозной розни между Севером и Югом.Вдобавок переселенцы, приняв веру в Ягве, не оставили и отечественныхсуеверий. "Сделал каждый народ своих богов,-говорит Библия,-и поставили вкапищах... Ягве они почитали и богам своим служили по обычаю народов, изкоторых выселили их" (4 Цар 17, 29). Одним словом, бедствие не только не сблизило северян и иудеев, нопривело к еще большему отчуждению. Нанесенный Израилю удар был окончательным, и оправиться ему больше небыло суждено. Мы говорим "Израиль", ибо этим священным именем называло себяСеверное царство. Иудея для него была лишь провинцией, которая незаконнопокушалась на верховную власть над народом Ягве. В каком-то смысле северянеимели основание считать себя средоточием Израиля. Их земли были обширнеетерритории Иуды, у них находились древнейшие святыни, связанные сгероическими временами Иисуса Навина и Судей: Сихем, Шило, Бетэль, Дан.Север гордился именами своих великих вождей: Деборы, Ифтаха, Гедеона,Самсона, Эли, Самуила, Илия и Елисея. И вот теперь эта некогда полноводнаярека Израиля иссякла. Жители Севера не были истреблены физически, но ониперестали существовать как Израиль, как богоизбранный народ Божий.Большинство из них-и переселенные и оставшиеся незаметно утрачивалирелигиозное самосознание и культурное единство. В этом отношении онипредставляют настолько разительный контраст с южанами-иудеями, что висчезновение "десяти колен" долгое время отказывались верить. Народныелегенды называли то Африку, то Бирму, то Китай как место, куда они скрылись.Но в действительности от "Десятиколенного царства" осталась лишь горсточкасектантов-самарян; прочее же его население либо слилось с иудеями, либобесследно распылилось среди племен и народов Востока.Падение Самарии было не только национальной катастрофой, но означалокрушение великих надежд на данное Богом Обетование. Неужели Господь нарушилСвое слово? Неужели Он отказался от Своего народа? Израильский поэт тоговремени излил эти чувства в страстной молитве-жалобе: Пастырь Израилев, внемли! Водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, Яви Себя! Пред Эфраимом, Вениамином и Менаше воздвигни силу Свою и приди спасти нас! Боже, восстанови нас, да воссияет Лик Твой, и спасемся! Ягве, Боже Сил! Доколе будешь Ты гневен к молитвам народа Твоего? Ты напитал его хлебом плача и обильно напоил его слезами, Ты унизил нас перед соседями нашими, и враги наши глумятся над нами.Псалмопевец вспоминает те дни, когда Господь принес из Египта винограднуюлозу, расчистил для нее место и она пустила корни и ветви. А теперь не Самли Виноградарь истребляет дело рук Своих? Для чего Ты разрушил ограды ее,так что все прохожие ее обрывают? Вепрь лесной подрывает ее, и зверь полевой объедает ее. Боже Сил! Обратись же, воззри с неба и посмотри, и посети виноград сей, Сохрани то, что насадила десница Твоя, и поросль, которую Ты рассадилдля Себя. Молитва кончается намеком на некоего вождя Израиля, быть может, наглаву самаринского восстания. Он не назван царем, но певец видит в немизбранника, на котором, как в древности, почил Дух Ягве. Да будет рука Твоянад мужем десницы Твоей и над сыном человеческим, которого Ты утвердил Себе, И мы не отступим от Тебя, Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое Ягве, Боже Сил! Восстанови нас, да воссияет Лик Твой, и спасемся! (Пс 79) Ответ на эту мольбу и на этот вопль был дан уже устами Амоса, Осии иИсайи. Эфраим нарушил чистоту веры, изменил Завету Моисея и теперь пожиналплоды своих дел. Соперничество колен было поставлено в Израиле вышерелигиозного единства. Распад царства стал одновременно "церковнымрасколом". Храмы Дана и Бетэля были противопоставлены храму Иерусалимскому.Это явилось роковым "грехом Иеровоамовьм", о котором постоянно говорится вБиблии. Более всего другого эта распря привела Самарию к гибели. В толкованиях св. Отцов раскол между Израилем и Иудой иногдарассматривался как ветхозаветный прообраз церковных разделений (2). И всамом деле, трагедия христианского мира, охваченного враждой перед лицоммусульман и других противников, как нельзя лучше может быть осмыслена всвете судьбы еврейских царств. Участь Константинополя была предрешенаразделением церквей и явилась таким же историческим знамением, как падениеСамарии. Можно указать еще на одну великую церковь, история которой повториласудьбу Эфраима,- церковь Александрийскую. Родина монашества, давшая АнтонияВеликого и таких учителей Церкви, как Климент, Ориген и св. Афанасий, - онабыла стерта с лица земли. И это случилось потому, что некая болезнь поразилаее изнутри. Живя бок о бок с язычеством, в стране, где оно оставалосьнаиболее жизнеспособным, египетские христиане страшились соблазнов и вели смногобожием упорную борьбу. И в конце концов борьба эта выродилась внастоящую войну. Разрушение языческих храмов, кровавые погромы и убийствоГипатии, вот красноречивые свидетельства внутреннего кризиса Александрийскойцеркви, который привел ее к краху. Нечто подобное видим мы и в Северномцарстве Израиля. Он также метался между языческим соблазном и яростнымфанатизмом. С одной стороны, в Эфраиме издавна намечалась тенденция к превращениюягвизма в национальную религию с языческими атрибутами. Соседство Финикиипривело даже к тому, что культ Ваала-Мелькарта стал мощным конкурентомпочитания Ягве и ему оказывалось царское покровительство. Этой тяге к идолопоклонству, с другой стороны, противостоял ригоризмвоинствующих ягвистов, которые вдохновлялись преданиями времен покоренияХанаана. Эфраимитом был Иисус Навин, провозгласивший священную войну, еепроповедовали на Севере Дебора, Самуил, назореи и Сыны Пророческие. ЗдесьИлия расправился с жрецами Мелькарта, Елисей благословил восстание Иегу, амятежный военачальник произвел кровавое избиение именем Ягве. В Иудеесвященная война была переосмыслена как вера в чудесное заступничество Божие,эфраимиты же продолжали видеть в ней путь насилия. Таковы были жестокиепротиворечия, терзающие северный Израиль и в конце концов извергнувшие егоиз лона народа Божия. Библейский автор подводит итог событиям 722 года вкратких словах: "И стали делать Сыны Израилевы дела неугодные Ягве, Богу своему... Исильно прогневался Ягве на израильтян, и отверг их от лица Своего. И неосталось никого, кроме колена Иудина" (4 Цар 17, 9,18). Однако как конец Александрии и Византии не означал гибели ихдрагоценного духовного наследия, так и падение Самарии не уничтожилорелигиозных сокровищ Северного Израиля. Ведь именно там Осия открыл людямтайну Божественной любви, там левиты хранили Книгу Завета, там жило ираскрывалось Предание ветхозаветной Церкви. Но как случилось, что с падением Самарии эта северная традиция неисчезла, а вошла в традицию иудеев, в составленную ими Библию? Заслуга здесьпринадлежит тем людям, которые после 722 года пришли с севера в Иерусалим ипринесли с собой свою веру и свои книги. Эти переселенцы не могли бытьпросто беженцами: после установления мира жизнь в Эфраиме наладилась и сталабезопасной. Скорее всего мы имеем дело с сознательным "исходом". Избежавшиевысылки священники, левиты, учители не могли примириться с мыслью о том,будто Бог изменил Своему Слову. Они знали, что самаринская трагедия не можетбыть концом народа Божия. Кто-то должен был остаться носителем Обетования.Все державы могут разрушиться, но слово Господне непреложно. И вполнеестественно, что взоры этих людей обратились к Иерусалиму. Не там ли, гдестоит древняя святыня, Ковчег Завета, отныне надлежит пребывать истинномуИзраилю? Мы не знаем, как встретили Исайя и его община переселенцев Севера, но,несомненно, они должны были видеть в них единомышленников. Теперь рядыревнителей веры в Иерусалиме пополнились. И пришельцы, и Исайя усматривалируку Ягве в том, что случилось с Самарией. Отныне уделом Божиим осталасьодна Иудея, пустынная и гористая. Ягве умалил Свой народ. Для любого изязыческих богов это было бы равносильно поражению, но величие Ягве в глазахИсайи не измерялось, как мы знаем, внешней силой. Пусть земля Сиона сдавленамежду могучими державами, пусть в двадцати верстах от Иерусалима уженачинается ассирийская территорияЯгве и на этом клочке земли исполнит СвойВселенский замысел. И чем слабее Иудея, чем меньше у ее царя основанийполагаться на меч, тем очевиднее станет, что единственный ее Спаситель иЦарь-Господь. Она должна направить все свои силы на то, чтобы быть достойнойсвоего Бога, исполнить во всем волю Его. Постепенно вокруг Исайи и его учеников образовалась своего рода "партияреформ". В нее входили люди, которые не желали пассивно наблюдать засобытиями, но стремились внедрить в маленькой стране дух Моисеева Завета.Программа этой группы сводилась к двум основным пунктам: соблюдению чистотыверы и требованию социальной справедливости. Поборники реформ сумелипривлечь на свою сторону сына Ахаза, царевича Езекию. Езекия всей душойпримкнул к идее реформы, по-видимому, еще со своего вступления на престол. Впылком и преданном вере юноше Исайя, быть может, некоторое время виделнового Давида, обещанного Богом. Полагают, что именно Езекии был посвященпсалом, в котором выражались идеалы Исайи, "кротких" "нестяжателей": Боже! Правосудие Твое дай царю и праведность Твою сыну царя. Да судит он по правде народ Твой и бедняков Твоих по справедливости. Да принесут горы мир народу и холмы правду. Да воздаст он правосудие бедным народа, и спасет сынов Сиона, инизложит притеснителя. (Пс 71)В 715 году умер царь Ахаз, и Езекия, которому тогда было уже околодвадцати пяти лет, наследовал ему. Царям того столетия Библия, как правило,дает нелестные характеристики, но Езекия составляет исключение. О немговорится не просто с одобрением, но в тонах почти восторженных, ввыражениях, которые употребляются по отношению к библейским праведникам: "На Ягве, Бога Израилева, уповал он, и такого не было среди всех царейиудейских и после него и до него, и прилепился он к Ягве, и не отступал отНего, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Ягве Моисею" (4 Цар 18, 5). Даже если сделать скидку на возможное поэтическое преувеличение, ясно,что Езекия чем-то сильно выделялся среди прочих иудейских царей. Хотялетописи того времени не сохранились, а Библия говорит о правлении егократко, можно не сомневаться в том, что главной заслугой сына Ахаза былазабота о религиозном возрождении страны. При нем наступило время торжестваединобожия, которое можно сравнить только с царствованием Давида, Иосафата иправнука Езекии - Иосии. Новый царь с первых же дней правления связал свою политику с идеями"партии реформ". Есть все основания считать, что Исайя сразу же стал близкимк царю человеком и вдохновил его на проведение религиозных преобразований.Правда, речей пророка от этого времени не сохранилось. Быть может, Исайясчитал нужным записывать лишь пророчества, произнесенные в моменты кризисов,когда он обличал, грозил и предостерегал. Теперь же жизнь вошла в спокойноерусло; предстояла длительная и упорная работа, в которой существенную рольдолжны были играть священники Иерусалима. Им издавна принадлежало правоизлагать народу "тору", т. е. религиозное учение и заповеди. Исайя при этомоставался духовным руководителем их деятельности и служения. Кроме того, вовсех предприятиях Езекии ясно видна направляющая рука пророка, хотя и невезде упомянуто о его участии в государственных делах. Первая мысль, внушенная царю пророком, заключалась в необходимостиукрепить Духовньй авторитет Сиона. Храм Бетэля, многочисленные святилища вгородах и селениях служили препятствием на пути к религиозному единениюИзраиля. Сионский храм должен был стать главным знаменем народа Господня, ккоторому обращены взоры всей Святой Земли. Это заложило бы основание и длянационального единства. В то время ассирийский контроль в северных областяхПалестины ослабел; Саргон вел войны далеко на Кавказе, и у Езекии возникланадежда восстановить целостное царство под эгидой дома Давидова. Хотя овосстании против Ассирии еще не могло быть и речи, но возвышение Иерусалимаявилось первым шагом на пути к независимости. Согласно Библии, Езекия в первый же год своего правления объявил овсенародном и торжественном праздновании Пасхи в городе Давида. До сих порона не была связана с Иерусалимом. Семьи в каждом городе и селенииучаствовали в этот день в священной трапезе, установленной со времен Исхода.С этим горжеством издавна соединяли праздник Опресноков, когда выпекалипресный хлеб перед уборкой ячменя. Этим праздникам - пастушескому иземледельческому-Езекия хотел придать характер Сионского торжества. Каквоспоминание об избавлении от рабства Пасха должна была отныне стать днемпрославления свободы, днем благодарственных молитв в Доме Господнем. Подвлиянием Исайи царь стремился также пробудить в народе дух покаяния.Объявляя свою волю перед собранием священников, Езекия сказал: "Над отцаминашими тяготел гнев Ягве, и вот теперь я хочу заключить Завет с Богом, чтобыОн отвратил от нас Свой гнев". Таким образом, возвращение к чистоте древнейверы стало главным девизом преобразований (3). Перед праздником царские гонцы отправились с трудной миссией на Север.Они несли с собой послание Езекии, в котором "все, уцелевшие от руки царейассирийских", призывались в Иерусалим на пасхальные торжества. Это былсмелый шаг, поскольку наместник Самарии мог расценить это какподстрекательство к мятежу. Но, как ни странно, послы не встретилипрепятствий со стороны ассирийских властей, видимо не придавших значенияэтой религиозной акции. В Иерусалиме тем временем шла энергичная подготовка к празднику. Храмбыл очищен от изваяний и фетишей, поставленных там при Ахазе и другихиудейских царях. Всевозможные реликвии, даже те, которые в глазах народаотносились к культу Ягве, извлекались на свет Божий и без колебанийуничтожались. Царь приказал не щадить даже самого Нехуштана, знаменитогомедного Змея, с незапамятных времен находившегося в храме. Не остановилоЕзекию и то, что это изображение было связано с именем Моисея. Езекию тревожила мысль о том, как простые люди воспримут его скорую ирешительную расправу с почитаемыми "святынями". Огорчали его и приходившие сСевера вести: эфраимиты встретили иудейских послов злобными насмешками. Дажетеперь, когда братоубийство принесло свой горький плод, вражда не утихала.Лишь немногие евреи, жившие у берегов Галилейского моря, откликнулись напризыв и пришли в Иерусалим справлять Пасху. И все-таки праздник удался. После долгого перерыва открылись воротахрама и дым всесожжении поднялся над жертвенником. Обряд был обставлен совсей возможной торжественностью: гремели трубы, хор левитов пел гимны.Пораженный неожиданным зрелищем, народ кричал от восторга; многие падали наколени. Не вернулись ли времена Давида и Соломона? Вероятно, в этот моментвсех объединяло одно чувство: этот алтарь, этот старый Дом Господень естьединственная святыня Израиля, камень Сиона, уцелевший среди ниспосланных загрехи гроз. Ощущение живого присутствия Божия нигде не передано так ярко,как в псалме, который мог быть сложен именно в это время, когда храмоткрылся после долгих лет небрежения: Как вожделенны жилища Твои, Ягве Сил! Истомилась душа моя, стремясь в ограды Ягве, сердце мое рвется к Богу Живому. Даже птичка находит жилище себе и ласточка гнезда для птенцов своих. У алтарей Твоих, Господи Сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны обитающие в Доме Твоем, непрестанно будут они прославлять Тебя Блажен человек, чья сила в Тебе, чье сердце и пути направлены к Тебе! (Пс 83) Праздник кончился тем, что народ по слову царя разобрал городскиеалтари Ягве в знак своей приверженности к Дому Господню. Эта мера вызвала,однако, сильное недовольство у ревнителей старины. В посягательстве нажертвенники они усмотрели оскорбление Бога Израилева. Впоследствииассирийцы, пытаясь подорвать авторитет Езекии, напоминали иудеям об этомразрушении народных святынь. Но ропот не мог омрачить торжества. "Радовался Езекия,- говорит Библия,о том, что Бог так расположил народ, ибо это случилось неожиданно" (2 Пар29, 36). По-видимому, царь ждал гораздо более сильного противодействия.Одной из главных причин его первого успеха явилось то, что на его сторонебыл такой авторитетный человек, как пророк Исайя. Езекия не ограничился очищением храма и общенародным празднованиемПасхи. Он хотел добиться того, чтобы в Иудее утвердилось подлинное "даатЭлогим" знание Бога, и поэтому энергично содействовал религиозномупросвещению. При нем был расширен штат писцов, занявшихся приведением впорядок священной письменности Израиля. Такие корпорации существовалиповсюду при восточных дворах, но писцы Иерусалима, именовавшиеся "МужамиЕзекии", отличались тем, что подчиняли свою работу целям религиознойреформы. Они собрали речи пророков, предсказавших падение Самарии, составилиновую Священную Историю, соединив ее два варианта -северный и южный (4). Онивыпустили сборник изречений "Мудрости". Этот сборник, приписываемыйСоломону, знаменовал появление нового жанра в библейской литературе. И неслучайно возник он в годы мира и просветительских трудов (5). В Книге Притчмы не найдем ни проповеднического пафоса, ни бурных обличении, нимучительных борений души. Вся она-земная, уравновешенная, спокойная. В еетоне слышится голос умудренного старца, который более думает о добромустроении жизни, чем о тайнах бытия. В Библии Притчи образуют полюс,казалось бы, прямо противоположный пророкам. Даже имя Божие редкоупотребляется в сборнике. Но это не должно вводить нас в заблуждение: каквся последующая традиция мудрецов Израиля, книга ищет не просто правильногопути жизни, но такого, который был бы согласен с волей Творца. Поэтому-тоэтика Притч совпадает с нравственным идеалом пророков. Книга осуждает формальное исполнение обрядов: благочестие без добрыхдел тщетно. Кто отклоняет ухо свое от слушания Закона, того и молитва - мерзость. (Притч 28, 9) Мудрец призывает творить добро врагу, чтобы пробудить в нем угрызениясовести, высоко ставит трезвую ясность духа, самообладание, правдивость,скромность, дружбу, трудолюбие, верность слову. Основная идея Притч -возможность служения Богу в обыденной повседневной жизни. И поэтому, хотякажется, что Притчи сводят человека с неба на землю, на самом деле онислужат высокой религиозной цели. Писания мудрецов составили необходимоедополнение к учению пророков. Не случайно, что в Своей проповеди Христоссоединил обе библейские традиции: в Евангелии мы слышим одновременно игромовой голос Пророка, и тихую беседу Мудреца... Знаменательно, что свои моральные требования Притчи распространяют навсех: каждый человек несет ответственность перед Богом, ее не снимает нисан, ни власть. Как рыкающий лев и голодный медведь, так и нечестивыйвластелин над народом. Неразумный князь совершает многие притеснения, а ненавидящий корыстьумножает дни. (Притч 28, 15-16) Это было записано не со слов бродячего проповедника, а в царскомдворце, официальными писцами Езекии, которые посвятили сборник притч ему.Езекия, последователь Исайи, стремившийся сделать Иерусалим истинным ГрадомБожиим, не исключал себя из числа людей, подвластных Закону Господню. Вдохновленное пророком и руководимое благочестивым царем движение немогло остаться без последствий и в общественной жизни. Хотя Библия ничего неговорит о социальных реформах в Иерусалиме, но есть свидетельства, чтоЕзекия упорядочил сбор пошлин, ограничил произвол и злоупотребления (6). Итак, пророк Исайя должен был чувствовать удовлетворение-сбывалось то,чего он так горячо желал: Иерусалим опомнился, раскаялся и вступил на верныйпуть; вместо того чтобы заниматься бесплодными заговорами и лелеять пустыемечты, он увеличивал свое духовное богатство, укреплял веру и стремилсясогласовать свою жизнь с ее заветами. Не наступил ли день воцарения Ягве наСионе?.. Но скоро, слишком скоро теократическая греза была развеяна. Неболее двух лет продолжался спокойный и плодотворный период. Влияние Исайибыло парализовано людьми, сорвавшими дело реформы и вместе с нейпохоронившими надежду на близость Царства Божия на земле. Антиподом Исайи, злым гением царя, явился некто Шебна, один из царскихписцов. Человек незнатного происхождения, он благодаря своим способностямдостиг высокой должности смотрителя дворца. Шебна возглавил партию "князейИуды", которые противились реформам, видя в них ущемление своих интересов.Единственным способом отвлечь Езекию от его планов было соблазнить еговоенными проектами, то есть тем, чего больше всего опасались Исайя и "партияреформ". Минувшие годы ничему не научили "князей Иуды", а многое и совсем былозабыто. Ассирийцы уже десять лет не тревожили Палестину; в окружении жеблизких соседей: филистимлян, моавитян, идумеев-могущество Саргонарисовалось уже чем-то далеким и почти нереальным. Казалось, стоит лишьперестать платить дань - и дорога к свободе расчищена. В 713 году Шебна и его сторонники получили возможность перейти от словк открытым действиям. В это время царь филистимского города Ашдода Азуривошел в сговор с эфиопом Шабако, правившим в Египте. Шабако хорошо понимал,чем угрожает неуклонное сближение границ Ассирии и Египта. Он обещалфилистимлянам поддержку в войне против Саргона, а те в свою очередьобратились к Езекии и другим царям с предложением заключить союз противАссирии. Шебна настойчиво убеждал Езекию принять предложение и, несмотря на всепротиводействие Исайи, преуспел. Царь начал переговоры с Азури, а вскоре кнему прибыли и египетские послы. Пророк понял, что пришло время сновавступить в борьбу. Он произносил направленные против войны проповеди,изобличая честолюбцев, толкавших Иудею в пропасть. Он показывал, насколькобессмысленны надежды на Египет, ослабленный междоусобицами и неспособныйоказать никакой реальной помощи. А тем временем филистимский берег как по волшебству уже наводнилиассирийские войска. Верховный главнокомандующий Саргона начал осаду Ашдода.Но и это не образумило партию Шебны, которая продолжала внушать Езекиимысль, будто Египет не допустит поражения союзников. Исайя больше не мог ждать бездействуя. Любой ценой нужно былопредотвратить участие Иудеи в войне. Однажды он появился на улицах города,собрав вокруг себя толпы встревоженных жителей. Пророк предстал перед людьмив странном виде: вместо почтенного мудреца-нагой юродивый, изображающийпленного раба. На все вопросы он отвечал только одно: "В таком виде поведетцарь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии. И скажут втот день жители нашей земли: вот каковы те, на кого мы надеялись и к комуприбегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как бы мыспаслись?" Что произошло дальше - неизвестно. Из надписи Саргона мы узнаем, чтопротив него восстали не только Ашдод, Эдом и Моав, но и Иудея. Ашдод, былразрушен в 711 году. Кара, однако, миновала Иудею. По-видимому, на этот разИсайя взял верх над "князьями Иуды", и в последний момент Езекия отказалсяот участия в войне. Но Шебна не считал себя побежденным и только ждалподходящего момента, чтобы возобновить свои происки.Предсказание Исайи при его жизни не исполнилось; ни Саргон, ни его сынне смогли покорить Египет; тем не менее именно в эти годы империя Ассураприблизилась к зениту своего могущества. Владения ее простирались от МалойАзии и Кипра до Палестины и Вавилонии. Правда, Вавилон едва не ускользнул изрук ассирийцев. В то время, когда Саргон штурмовал Самарию, там захватилвласть халдейский царь Мардук-Палиддин. Трудно найти человека, который бы с таким изумительным упорством велборьбу против Ассирии. Его портрет весьма мало вяжется с его биографией.Скульпторы представляли царя в виде приземистого тучного бородача сдобродушным выражением лица. Между тем у Ассирийской империи не было болееопасного, смелого и изворотливого врага. Саргон лично возглавил поход на Вавилон. Сопротивления ему неоказывали, а многие даже встретили его как освободителя. Но самогоМардук-Палиддина Саргону захватить не удалось. Когда ассирийцы торжественновступали в Вавилон, халдей уже был далеко в горах Элама. За ним выслалипогоню, но он скрылся на востоке, для того чтобы еще раз появиться уже припреемнике Саргона. Присоединив наконец Вавилон к своей державе, Саргон вознамерился датьей достойную столицу. Выбор его пал на местечко близ старинного городаНиневии на Тигре. Там по повелению царя началось огромное строительство,длившееся несколько лет. Город получил название Дур-Шарукин, Град Саргона.Это было любимое детище завоевателя, он сам указал место, где будет стоятьего дворец, и непосредственно следил за выполнением проекта. Работы шли днеми ночью. К 707 году крепость, дворец и башня-зиккурат были завершены. Вопросо населении города решился вполне по-ассирийски. "Людям со всех концовсвета,-с гордостью писал Саргон,-разноязычным, проживающим в горах идолинах... которых я увел в неволю, я приказал говорить на одном языке ипоселил их тут". Мог ли он предвидеть, что ему не суждено будет прожить всвоей столице и двух лет и что недалеко время, когда пески погребутДур-Шарукин на двадцать пять веков? Еще меньше он мог подозревать, какойнеобычный соперник его власти жил в те дни в Иерусалиме. В то самое время,когда властитель Ассура воздвигал свой великий город, пророк Исайя тожетрудился для некоего всемирного царства. Оно рождалось не на полях сраженийи не под стенами крепостей, а без насилий и кровопролитий в доме, принеровном свете лампы. Пусть оно вырисовывалось еще неясно, проступая как быв предрассветной дымке, но оно уже заявляло о себе как о реальности, как осиле. Пророк Исайя пишет.. Он мысленно идет по следам ассирийских солдат: вотТир Финикийский, окруженный парусами город-остров, башни его смотрят взеленые воды моря; вот равнины Моава с их несметными стадами овец, вотобожженный солнцем Египет, а вот мрачные цитадели Ассура и, наконец,Израиль, народ Божий, Иерусалим, Град Господень. Исайя пишет... Он говорит о войнах, возмущениях, междоусобицах игибели, но заключает словами надежды. Возвещенное в Сионе имя Божие воссияетнад всеми народами, мир склонится перед истинным Богом. Ему посвятит себяТир, дары Ему принесут эфиопы. "В тот День жертвенник Ягве будет в землеегипетской и обелиск во имя Ягве на границе ее". Бури минуют: "Поразит Ягве Египет, поразит и исцелит, и он обратится к Ягве, и Онуслышит и исцелит его. В тот День из Египта в Ассирию будет большая дорога,и будет приходить Ассур в Египет, и египтяне в Ассирию. И египтяне сассирийцами будут служить Господу. В тот День Израиль будет третьим сЕгиптом и Ассирией. Благословение будет на земле, которую благословил ЯгвеСил говоря: благословен народ Мой, египтяне, и создание рук Моих, ассирийцы,и население Мое, Израиль" (7). В тот час, когда были написаны эти слова, пророк победил императора.Ассур и Египет, злейший враг и закоснелый идолопоклонник, символизировалидля Исайи весь языческий мир. Вводя их под сень благословения Божия, онпредвозвестил грядущее вселенское Царство, "в котором нет ни эллина, нииудея". Из тесного мирка национальной веры пророк вышел на просторы мировойрелигии Духа.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.