Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 1 страница




X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

Почему они избрали для себя путь "кротости" и что это означало? Следуетпризнать, что "кротость" и "смирение" - слова, сильно пострадавшие отнеправильного употребления и ложных ассоциаций; смирение легко отождествлятьтеперь с ханжеской елейностью, низкопоклонством, унизительной покорностью.Между тем смирение в библейской и христианской традициях лучше всего можетбыть понято как духовная трезвость и доброта, противоположные опьянениюгордыней. "Кроткие", как и "бедняки Господни", были замечательным явлением вдуховной жизни дохристианского мира. Это становится особенно ясным, когда мывидим их на фоне эпохи. Ведь то было время могущества Ассирии, времяизощренной жестокости и организованных массовых убийств. Могут, впрочем,возразить, что в наше "просвещенное" столетие человеческая злоба несмягчилась и зверств не стало меньше; но нельзя забывать о том, что есть тути существенное различие. Если в XX веке тупое насилие и попраниечеловечности приобретает небывалый размах, то в глазах большинства людей этоуже не является чем-то нормальным, на что можно смотреть спокойно. Чувствонравственного возмущения, которое вызывают любые акты бесчеловечности,вотчто отличает нашу эпоху от прошлых веков. В ней уже действуют силыпротивоположные, сказывается влияние религиозно-нравственных идеалов, дажетогда, когда религия внешне отвергается. Именно поэтому ассурназирпалысовременности вынуждены бывают прикрывать свои действия маской гуманности. Иное дело эпоха пророков. Если ассирийский царь собственноручновыжигает пленным глаза, если Иегу мог любоваться на груду отрубленных голойу захваченного им дворца, а Менахем мог перебить, жителей города, включаябеременных женщин, то все это в общем считалось в порядке вещей. Анналы техвремен с эпическим спокойствием и порой даже с одобрением повествуют огнусных надругательствах над человеком. Но именно в это самое время и пробудились в мире силы добра. Нашлисьподлинно, мужественные люди, захотевшие противопоставить царству злобы ипроизвола свидетельство о правде и справедливости. В Греции это течениепошло преимущественно в русле социально-политических экспериментов, вИзраиле же противники насилия не отделяли нравственную и общественную жизньот религиозной. "Кроткие" и "бедняки Господни" отвергали мир, упоенный тщеславием,построенный на крови. Псалмы свидетельствуют, что анавиты были люди здоровыенравственно, крепкие в вере, твердо державшиеся ее заповедей. Они несоставляли политическую партию и не полагались на меч, но обладалидоблестью, которой обычно лишены насильники. Ведь жестокость - сплошь ирядом проявление страха, болезненной трусости, которую тиран прячет подпоступками с виду смелыми. История деспотизма-это история душевнобольных иманьяков, заражавших народные массы своим безумием. У диктаторов было немалосредств оставить след в веках, они проходили по земле с шумом и грохотом,окруженные солдатами и рабами, шпионами и палачами. А между тем против нихшла незаметная, но неустанная борьба носителей духа. В эпоху Ветхого Завета к этим созидателям Царства Божия принадлежалианавим и эбионим, в которых Исайя. усмотрел святой Остаток. Вплоть доновозаветных времен будет явственно ощущаться это течение. Слова "анавим" и"эбионим" и в евангельские дни будут обозначать тех, кто сознательно вступилна путь добра и нестяжания, и именно поэтому через восемь веков после Исайив Своей Нагорной проповеди Христос прежде всего обратится к "нищим","кротким", гонимым и ищущим правды; и о Себе Он скажет: "научитесь от Меня,ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф 11, 29).Анавиты образовали при храме нечто вроде свободной общины; здесь ониприсутствовали при богослужении, беседовали, сидя во дворе святилища,слагали псалмы и гимны. В этих песнопениях поэты, чьи имена осталисьнеизвестными, провозглашали неотделимость добра от веры: О, Ягве! Кто будет обитателем шатра Твоего? Кто будет жить на святойгоре Твоей? Тот, кто ходит в непорочности и творит правду, кто в сердце имеетистину и языком своим не клевещет, Кто не делает другому зла, не злословит ближнего своего, Кто презирает коварного, кто чтит богобоязненных, Кто не нарушает клятвы своей, кто не дает серебра своего в рост и недает подкупить себя против невинного. Поступающий так неколебим будет вовеки. (Пс 14) Социальный состав этой общины определить довольно трудно. Среди нихнасчитывалось немало храмовых певцов, слагателей песен. Эти левиты частобыли людьми, действительно жившими в скудности, на доброхотные даяниянарода. В их среде сложился особый тип ветхозаветной религиозности, которыйотличался интимностью, теплотой, живым чувством богосыновства. Трудная жизнь"бедняков Господних" наложила на их молитвенную поэзию печать грусти,которая делала ее понятной во все века. Но чем глубже была их скорбь, темсильнее звучал в псалмах мотив надежды и упования. Их авторы сталипредшественниками Ефрема Сирина и Фомы Кемпийского. И сегодня, когда вхрамах звучат их псалмы и гимны, то кажется, что они написаны для нашихсовременников и выражают их чувства.Такова была среда, оказавшая поддержку Исайе в начале его Пророческогослужения. Подробности взаимоотношений между ним и "бедняками Господними"неясны из-за утери многих древних текстов. Но ряд намеков и случайнооброненных фраз указывает на то, что вокруг Исайи сплотились люди, которыхон называл "учениками" и даже "детьми" (Ис 8, 16-18). Так как самому Исайе вэто время было лет тридцать-сорок, то можно предполагать, что эти ученикибыли очень молоды. В кругу горячих, преданных юношей Исайя мог убедиться,что Сион воистину не погиб, что в нем есть силы, зреющие для Царства Ягве.Пусть этот кружок не был так организован и силен, как эфраимские СыныПророков, пусть "дети" Исайи не имели политического веса, были юны,беззащитны, а богаты лишь верой и своими песнями, сила их была именно в ихвнешней слабости. "Бедняки Господни", нищие поэты и мечтатели, гонимыеправдолюбцы, вместе с их наставником были служителями грядущей Церкви.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава четвертая ИСАЙЯ И "БЕДНЯКИ ГОСПОДНИ" 1. Как полагают, первоначальное название Иерусалима Шалем (Салим- Быт14, 18) связано с именем ханаанского божества счастья и благословения Шалема(см.: Н. Никольский. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческихкультов. М., 1948). Другое имя города было Ариэль (Ис 29). Оно, вероятно,означает "Град Божий", т. к. в Кумранских рукописях читается Уруэль (см.: М.Мс Naтаrа. Isaiah, 1-39. 1966, р. 96). Согласно другим предположениям, этоимя связано с аккадским словом "араллу" и еврейским "гарэль", "гора Божия"(см.: F. L. Мoriartу. Isaiah, 1-39.-JВС, I, 278). "Сионские псалмы" (45, 47,75) говорят о победе Ягве над врагами, пришедшими захватить Иерусалим.Попытки экзегетов связать эти псалмы с походом Синахериба теперь оставлены."События, изображаемые песнями,-замечает Г. фон Рад,-не имели места вДавидовом Иерусалиме, но, с другой стороны, в них не чувствуется имифологических мотивов. Возможно, псалмы возникли в до-Давидовом Иерусалиме.Их можно датировать временем до Исайи" (G.vоп Rad. Оld Теstament Тhеоlоgу, р157). 2. Э. Ренан. История Израильского народа, т. I, с. 404. 3. О символике видения св. Василий Великий пишет: "Как "домом" называемвсю совокупность мысленных и чувственных творений, так "престоломпревознесенным"-Божие над всем владычество" (Толкование на пророка Исайю,6.-Творения, 1911, т. I, с. 350). Слово "серафим" множественное число от"сараф"-жгучий, пламенный. Оно встречается только у Исайи и есть, вероятнеевсего, метафора, поясняющая пламенную природу таинственных существ. В КнигеЧисел (21, 6) говорится о "нахашим-серафим"-палящих (жалящих) змеях,насланных на народ за грехи. Это дает богословам основание думать, чтотрадиционный облик существ, называемых серафимами, был связан с образомзмеи. Впрочем, у хурритов есть изображения шестикрылых ангелов, которыхможно сопоставить с шестикрылыми серафимами Исайи (см.: L. Grollenberg.Аtlas оf thе Вiblе, 1956, р 37, 107, 108) Впоследствии серафимами вбогословии стали называть одну из ангельских иерархий (см.: Ареопагит. Онебесной иерархии, гл. VII). 4. Первоначально слово кадош (от корня кdsh - отрекать, отделять)означало нечто посвященное культу или храму, нечто относящееся к сакральнымдействиям. "Исходя из этого культового смысла, термин "святость" развился вВетхом Завете до обозначения самого божественного бытия, обособленного всвоей сущности от всего остального, "иного" в сравнении со всем прочим" (J.Danielои. Dieu et nous, р. 131). В приложении к человеку это слово означалопосвяшенность Богу, а также "моральную незапятнанность, непорочность" (А. Князев. Пророки, с 28). Божественная "святость" может такжеистолковываться в этом последнем смысле, но основа ее в том, что Бог"отделен от всякого несовершенства" (Н Розанов. Книга пророка Исайи. ТБ, т.5, с. 275). Трансцендентность, непостижимость и таинственность Божествасвязана с чувством духовного трепета, которое названо Р. Оttо. mysteriumtremendum (потрясающая тайна). Это чувство порождается тем, что Божествоощущается как нечто совершенно иное, несравнимое с любым земным явлением.Таков библейский аспект "апофатического богословия" (Р. Оttо. The Idea ofthe Holy, 1959, р. 39). Явление святости Непостижимого совершается черезКавод, Славу. "Слава Божия это то, чем Бог обладает как собственностью, ноболее всего это аспект, обращенный к людям. Впоследствии Кавод фактическиотождествляется с Ягве" (L.I. Rопdе1оих. Isaie et le prophetisme. Bourges,1960, р 38) 5. См.: Пс 33, 7; 34, 10; 81, 2-4; 111, 9-10; 112, 7-8, Притч 17, 5. Опроисхождении идеи "праведной бедности" (анавим и эбионим) см.: АlbertGelin. Les pauvres de Jahve. Раris, 1953, р 15, ff. 6. О пророке Михее (евр. Миха) почти ничего не известно. Он назван"ха-Морашти", что, возможно, означает происхождение из города Морешота,который был расположен в Иудее близ областей филистимских (см.: бл. Иероним.Две книги толкований на пророка Михея.-Творения, т 14, с 1; А. Gе1in. Leslivres prophetiques posterieurs. RFIB, I, р. 499). Он проповедовал в те жегоды, что и Исайя. У них есть места, дословно совпадающие. Это указывает наблизость Михея к школе Исайи. Книга пророка Михея состоит из трех частей: 1)Суд, 1-3 главы, 2) Надежда, 4-5 главы, 3) Спасение, 6-7 главы. Опророчествах Михея упоминается в Книге Иеремии (26, 18). Глава пятая СЛОВО О МЕССИИ Иерусалим и Самария, 736-727 гг. Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий - открывается в Новом Бл. Августин Имя Исайя, так же как имя Иисус, переводится - "спасение Ягве". Бытьможет, и сам пророк видел в этом особое предзнаменование, ибо, хотя он былпослан обличить заблудших и возвестить им приговор Божий, он чаще другихговорил о спасении. Спасение... Что означает это слово? Оно столь привычно в религиозномобиходе, что даже теперь смысл его порой затемняется. С чем же было оносвязано в дохристианском сознании? Ведь когда Евангелие возвестило спасениевсем народам, само это понятие уже о многом говорило людям. Мысль о спасении и потребность в нем могли появиться только наопределенном этапе духовной истории. Поиски избавления начались лишь тогда,когда люди пришли к убеждению, что Вселенная не есть лучший из миров, когдав них пробудилось острое чувство несоответствия между тем, чего жаждал ихдух, и тем, что они видели вокруг себя. Именно тогда возникли учения,предлагавшие, каждое на свой лад, способы освободиться от фатальной властизла: от страдания, бессмыслицы и смерти. Это было не только негативноежелание сбросить с себя бремя враждебного мира, но и стремление приобщитьсяк высшей жизни, к гармонии, цельности, божественному совершенству. Однакокаждый из мудрецов и учителей видел преимущественно только один аспектмирового несовершенства, поэтому и обещаемое ими спасение оставалосьотносительным и неполным. Так, Конфуций и многие греческие мыслители виделиего в хорошо организованной общественной структуре. Будда и брахманы-вбегстве от мира, Платон-в созерцании, приготовляющем человека к смерти*. ------------------------------------------------------ * См. книги III и IV В Израиле тоже жила мысль о спасении. Более того, еврейские пророкираньше других учителей отказались примириться со злом, царящим в природе,человеке и обществе. Но для них спасение было не политической утопией и неотказом от мира, а означало жизнь с Богом, участие в Его славе и в полнотеЕго бытия. Они не проповедовали отрешенности, ибо верили в ценность и смыслтворения, и не ставили во главу угла внешнее переустройство, ибо на первомместе для них было переустройство внутреннее. Они говорили о спасении толькопотому, что верили в пришествие самого Бога в мир, Бога, Который издревлеобуздывал мятежные силы зла, а со временем полностью очистит Вселенную,превратив ее в Свое Царство. Это пришествие будет одновременно и судом, испасением миру. Проповедником этого грядущего обновления и очищения явился пророкИсайя, для которого залогом Царства был святой Остаток Израилев. Историядавала ему не один пример чудесного спасения избранников для будущего. Так,Ной, избавленный от водного потопа, а Авраам-от потопа языческого, сталиродоначальниками новых поколений. Грядущее всегда было путеводной звездой для людей Ветхого Завета.Патриархи верили, что их потомки умножатся, как звезды небесные; израильтяневремен Моисея ждали освобождения от рабства, а в пустыне мечтали о ЗемлеОбетованной. Увенчание Давида явилось как бы итогом этого долгого похода вбудущее. Царь-псалмопевец был возведен на престол силою Ягве. Однако длякаждого было ясно, что полное воцарение Бога еще впереди. Пророк Нафанпредрек вечное царство Мессии из дома Давидова, но так как вечность присущатолько Богу, это Царство и явится Малхут Элогим - Царством Божиим. Кого в те времена израильтяне называли мессией? "Мессия", илиправильнее "машиах" (по-гречески "Христос"), означает "помазанник", то естьчеловек, посвященный Духом Господним на служение. Так именовали пророков,священников, но главным образом царей (1). При совершении обряда помазания употреблялся елей - масло оливы. Какогонь был символом духовной мощи, как вода-знаком очищения, так елейзнаменовал сохранение. Елей, возлитый на избранника, означал постоянноепребывание на нем Божественного посвящения. Его совершали во времяторжественной коронации, поэтому в сущности каждый иерусалимский монарх был"мессией". Однако пророчество указывало на Мессию необыкновенного, того,который некогда воцарится в нерушимом Царстве, одесную Ягве: Будет имя Его вовек, пока светит солнце, пребудет имя Его, И благословятся в Нем племена, все народы ублажат Его. (Пс 71, 17) Это не что иное, как исполнение надежд Авраама, и таким образом вера впредназначение рода Давидова обретала эсхатологические черты, указывая напоследнее и величайшее Богоявление. Именно поэтому сама личность СынаДавидова играла в ранних мессианских представлениях роль второстепенную. Еговоцарение будет исключительно делом Божиим: сила Ягве созиждет Его престол. Пророк Исайя на этом строил свое понимание роли Сиона. Для того чтобынайти отклик в сердцах слушателей, он прибегал к знакомым словам онеприступности града Давидова, охраняемого Ягве. Не политическое могущество,а глубокая вера в небесную защиту-вот что было в его глазах единственнымоплотом Иерусалима. Урия и другие священники храма разделяли веру пророка. Они такжеуповали не на военные усилия Иудеи. Псалмы о "Помазаннике Ягве", сложенные вих среде и звучавшие во время богослужений, не связывают вечное Царство счеловеческим оружием. Перед Богом, Который утвердит его, все армии мира, всеполчища врагов - ничто. Иные конями, иные колесницами, а мы именем Ягве, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали, а мы стоим твердо. (Пс 19, 8) Простой народ и иерусалимские цари, напротив, видели в предсказанииНафана гарантию военного торжества Израиля над врагами. Звезда Мессииуподоблялась зловещей звезде ассирийской империи. Но действительностьбезжалостно разбивала все земные мечты. Распад Давидовой монархии,египетское вторжение в Иудею, успешные атаки Дамаска и, наконец, появлениеассирийцев-все это порождало разочарование, маловерие и скептицизм. Исайя и "бедняки Господни" по-иному смотрели на пророчество о грядущейславе Израиля. Прежде всего, они не могли принять мысль, будто Ягве обязалсяв любом случае обеспечивать Своему народу внешнее процветание. Оно стоит впрямой зависимости от нравственного состояния народа, от "богопознания", тоесть верности Богу и любви к Нему. Измена отторгает Людей от Всевышнего илишает источника жизни. Кроме того, вообще торжество Израиля в будущем былов глазах Исайи чем-то неизмеримо большим, чем просто политическоемогущество. Пророк верил, что у Иерусалима есть иная вселенская миссия. Он станетцентром мировой религии и знаменем окончательного торжества правды Божией наземле. В кругу учеников Исайи ходило в те дни пророчество о великим будущемСиона. Оно возвещало День Господень, но уже не в плане суда, а в планеспасения: В тот День утвердится гора Дома Ягве во главе гор и возвысится надхолмами. И соберутся к ней все племена, и придут народы многие, и скажут: "Пойдемте, поднимемся на гору Ягве, к дому Бога Иакова, И Он научит нас путям Своим, и пойдем мы по стезе Его" Это единениесовершится не мечом, а притягательной силой истины Ибо из Сиона выйдетУчение и Слово Ягве-из Иерусалима И Он будет судить между племенами, говорить ко многим народам, И они перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы; Не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться войне. (2)Эти слова о "мече и орале" нередко повторяют и в наши дни, с той лишьразницей, что начало пророчества опускается. Между тем библейский поэт неотделял желанный конец кровопролитий от духовного возрождения мира.Пророчество говорит о том, что зло может быть побеждено только тогда, когдалюди примут учение и Слово Господне. В этом предсказании о мессианском времени нет упоминания о самомМессии. Но следует помнить, что до времени его образ оставался еще как быотодвинутым на задний план, а на переднем стояла слава грядущегомессианского Царства. Первым же, кто в апофеозе Царства увидел осиянный лик Царя, был пророкИсайя Впрочем, и для самого пророка этот Лик открылся не сразу, вначале онговорил лишь о том, что после жестоких испытаний грешный Иерусалим будетомыт Богом: Обращу Я на тебя руку Мою и как в щелочи очищу тебя, и отделю от тебя все нечистое. Тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная" Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою. (Ис 1,25-27) Как произойдет это? Кто будет орудием Ягве в деле обновленияИерусалима? Об этом Исайя в первые годы своей проповеди молчит. В светломвидении все сливается воедино. Но тем не менее пророчество Нафана остаетсяпутеводной нитью: род Давида пребудет вечно. Исайя хотел, чтобы эта вера вдохновляла царя, чтобы он, проникнувшисьею, не поддавался соблазну подражать своим воинственным соседям. Это былоособенно необходимо в те дни, ибо период относительного спокойствия кончалсяи Иудея вступила в полосу войн.Кризис назревал уже давно. Две великие державы, Ассирия и Египет, многолет готовились к решительной схватке, причем перевес был явно на ассирийскойстороне. Между соперниками находились государства Палестины и Сирии, ифараон хотел заручиться союзом с ними, чтобы создать заслон от ассирийцев.Между тем Ассур готовился поглотить эту преграду и выйти на рубежи Египта.Это соотношение борющихся монархий ставило перед обоими еврейскими царствамитрудную задачу: определить свою позицию, пребывая между молотом инаковальней. В 736 году фараон добился больших политических успехов. Посулами,запугиваниями и увещаниями ему удалось создать блок против Ассирии. Сам онего не возглавил, предпочитая загребать жар чужими руками, а предоставилводительство Пекаху, царю Израильскому, и Рецину, царю Дамаска. Однако плохоспаянная коалиция народов, живших до этого во вражде, не могла тягаться смонолитной армией Тиглатпаласара. Поэтому Иудейский царь Иотам отвергпопытки союзников вовлечь его в обреченное на провал предприятие. Бытьможет, в этом он получил поддержку влиятельных людей города и самого пророкаИсайи, который всегда противился военным замыслам. Вскоре после того как Иотам ясно высказался против коалиции, он умер, ина троне оказался его двадцатилетний сын Ахаз. Рецин и Пеках решиливоспользоваться молодостью и неопытностью царя, чтобы силой низложить его.Не успел юноша занять трон Давидов, как объединенные войска Дамаска иСамарии двинулись на Иудею. Их поддерживали эдомитяне, которые претендовалина Элат. В первом же сражении иудеи были разбиты, у них был отнят Элат, а вСамарию увели большое число пленных. Когда войска Пекаха с торжеством возвращались на север. ведя своихсобратьев, захваченных в битве, навстречу им вышел самарийский пророк Одед.Он обратился к победителям с речью, упрекая их в жестокости к "братьям ихиудеям" и требуя, чтобы возвратили пленных. "Ягве, - говорил он, - предалИуду в руки Эфраима за грехи". Но чисты ли сами северяне перед Богом? После Осии мы в последний раз слышим о пророке Северного царства. Иэпилог эфраимского профетизма славно завершает историю. Одед выступает здеськак глашатай братства и милосердия. Библия свидетельствует, что слово провидца возымело действие (2 Пар 28,6-15). Израильские воины не только решили отпустить пленных, но дали имодежду, пищу и ослов для раненых. Они проводили освобожденных доИерихона-границы обоих Царств. Двести лет длилось соперничество Эфраима иИудеи. И вот, накануне гибели одного из царств, в братоубийственной тьмемелькает слабый просвет, как бы предчувствие близкого конца... Но это было лишь мгновенное отрезвление, которое вскоре сменилосьусилением военных действий против Иудеи. Сирийско-Эфраимские войскаготовились к решительному штурму Иерусалима. Рецин и Пеках разработали план,согласно которому у Иудеи будет отобрана часть земель, а на место Ахазапоставлен царь, угодный победителям. В качестве кандидата выдвигали некоегоБен-Табеля (3). Весть о том, что сирийские войска соединились с эфраимскими, чтобысовместно идти в поход, привела Ахаза в отчаяние, но, оправившись от первогоиспуга, он стал лихорадочно готовить Иерусалим к обороне. Поражение у Элатаослабило иудейскую армию, и теперь царь помышлял лишь о том, чтобы отстоятьстолицу.Именно в этот критический час пророк Исайя сделал первую попыткуповлиять на царя. Момент, казалось, был выбран удачно. Молодой монархпребывал в смятении: угроза нависла над его домом. У него не было надеждысправиться с двумя сильными врагами. Единственное, что оставалосьему,-ждать, положившись на Бога. Исайя хотел повернуть сердце Ахаза к вере,ибо, как он знал, только через веру могло свершиться пророчество Нафана. В сопровождении сына Исайя отправился туда, где Ахаз наблюдал заоборонительными работами. Он нашел царя у водовода Верхнего пруда. Ахаз,несомненно, уже слышал о пророке, получившем известность еще в правление егоотца. Во всяком случае он знал, что перед ним посланник Божий, прозорливец,которому ведомы тайны. Слова пророка были исполнены глубокой убежденности и силы. "Будьбдителен и спокоен,-сказал Исайя царю,-не бойся! Пусть не ослабевает твоесердце от этих двух дымящихся головешек..." Вопреки всякой вероятности, онутверждал, что Иерусалим будет спасен, нужно только довериться Богу: "Еслине уверуете, вы не устоите" (4). Но пророчество не произвело большоговпечатления на Ахаза. Царь больше доверял силе оружия, чем силам небесным.Видя его равнодушие, Исайя стал настаивать на том, чтобы Ахаз как потомокДавида испросил у Господа знак, который подтвердил бы Сионский Завет. Ноцарь лишь отмахнулся от него: "Не буду я испытывать Ягве". Пророк и царь явно не понимали друг друга. Ахазу было важно сохранитьсвою власть, а для Исайи Иуда являлся не просто одним из царств, а избраннымуделом Ягве, где должна была торжествовать вера и создаться духовная общинадля грядущего мессианского Царства. Невзирая на отказ маловерного Давидова потомка, пророк в.присутствиивсех окружающих торжественно провозгласил явление "знака от Ягве",указывающего на неприкосновенность святого града: "Слушайте! Дом Давидов! Мало вам испытывать людей, что вы испытываетеБога моего? И все же даст Сам Господь вам знак: вот некая Жена (Ср.: Мф 1,23; Откр 12,1-5) зачнет, и родит Сына, и даст ему имя Эммануил ("С намиБог"). Маслом и медом будет он питаться, пока не научится отвергать злое иизбирать доброе. Но прежде, чем отрок научится отвергать злое и избиратьдоброе, будет опустошена земля, которой страшишься ты из-за двух царей ее"(Ис 7,13-16) (5) Смысл предсказания был ясен: на протяжении двух-трех лет, за которыеуспеет зачаться, родиться и получить первые понятия некое Дитя, врагиИерусалима будут повержены. Семь веков спустя евангелист вспомнит это пророчество и отнесет его крождению Иисуса Христа. Естественно, возникает вопрос: о чем же в действительности говорилИсайя - о грядущем Избавителе или только о спасении столицы отсиро-эфраимитских войск? Если ограничиться прямым историческим контекстом слова об Эммануиле, толегко сделать вывод, что смысл его сводился лишь к избавлению Иерусалима отврагов. Но мы не имеем права брать это пророчество изолированно, в отрыве отучения Исайи в целом. В символических именах пророк выражал свое видение судеб Израиля (как иОсия, он дал их своим двум сыновьям). В пророчестве об Эммануиле речь,несомненно, идет о доме Давида. Это было исповедание веры в исполнениеСионского Завета. Хотя Ахаз и большинство иудейских царей мало походили наидеального Помазанника, Исайя не сомневался в осуществлении слова Господня.Рождение младенца, которого нарекут "С нами Бог", знаменовало не толькоспасение Сиона от врагов, но и наступление в будущем Царства Божия. Поэтому пророчество имело двойной смысл. Оно одновременно относилось ик событиям сиро-эфраимитской войны, и в то же время явилось первыммессианским пророчеством Исайи. Таким образом, в нем можно видеть связующеезвено между Исайей и Евангелием, между кризисом в Иудее VIII в. до н. э. исобытием в Вифлееме. И евангелист не ошибался, усмотрев в РождествеХристовом подлинное исполнение слова об Эммануиле (6).Исайя требовал от царя подвига веры. Но Ахаз не выдержал испытания.Слушая пророка, он уже в душе сделал выбор и решил искать спасения в силеземных владык. По его приказу тайные гонцы с богатыми дарами отправились вставку Тиглатпаласара. Это был отчаянный шаг, подобный прыжку в пропасть. "Яраб и сын твой,- писал Ахаз грозному завоевателю,приди и защити меня от рукицаря Сирийского и царя Израильского, поднявшихся против меня". Так произошло непоправимое. Помощь ассирийца была подставлена вышепомощи Ягве. Узнал ли Исайя о роковом посольстве? Очевидно, узнал, хотя на это нетпрямых указаний. Во всяком случае он убедился в бесплодности своих усилийобратить царя. Теперь он понял, что из-за трусливой близорукости Ахаза Иудееугрожает страшное бедствие. Царь отверг веру и призвал в Палестину чудовище.Об угрозе со стороны Ассирии говорили и Амос, и Осия. Как мы видели, самИсайя в стихах изображал стремительное войско Ассура, которое будет присланоЯгве для того, чтобы покарать богоотступников. Теперь предсказанное должно было сбыться. Исайя решил всенародно объявить о близящемся бедствии. В качествесвидетелей он взял старшего священника Урию и.царедворца Захарию-людей,которые пользовались в городе всеобщим уважением. В их присутствии пророкначертал на свитке устрашающие слова: "Махер шелал, хаш баз"-"Спешат надобычу, скоро грабеж". Этот свиток должен был храниться, доколе неисполнится предсказание. Не доверяя пергаменту, Исайя,и новорожденного сынасвоего назвал Махершелал-хашбазом. Он предрекал, что прежде, чем ребенокнаучится лепетать "отец" и "мать", царь, Ассирийский уже овладеетсокровищами Дамаска и Эфраима, а вслед за ними придет черед и "землиЭммануила": Маловерная Иудея ощутит на себе всю тяжесть десницы Ассура. ЦарьИудейский не уповал на Господа, доверился монарху великой державы, ноАссирия-это мощная и неудержимая река: Подымется она над всеми притокамисвоими и выйдет из всех берегов своих: И пойдет по Иудее, и затопит ее, поднимется и до шеи дойдет, Раскинет крылья свои и наводнит землю твою, Эммануил. (Ис 8, 7) Но дело Божие на земле неискоренимо. Верный святыне,праведный Остаток пребудет в эту годину бед как на скале. Пусть царь Ахазоставил "тихие воды Силоамские"* и своим безрассудством сдвинул лавину,пусть придут на Иудею дни, "каких не было от времен отпадения Эфраима отИуды", люди, преданные Богу и Завету, не должны ужасаться. --------------------------------------------------------- * Силоам - водоем в Иерусалиме Созвав учеников, Исайя продиктовал им свое исповедание веры: "Я надеюсь на Ягве, Который сокрыл лицо Свое от дома Иакова, и уповаюна Него. Вот я и дети, которых дал мне Ягве, мы указание и знамение вИзраиле от Ягве Сил небесных, пребывающего на горе Сион" (Ис 8, 17) Исайя сделал, что мог, а теперь ему оставалось только ждать дальнейшихсобытий.Тем временем послы Ахаза прибыли в ставку Тиглатпаласара. Ассирийскийцарь уже давно искал удобного случая снова двинуться на Израиль, а теперь онполучил великолепный повод вмешаться в палестинские дела и стал быстроготовиться к походу. Первым ударом он парализовал возможных союзниковСамарии на западе, а в 733 году вторгся в пределы Израиля. Это был опустошительный набег. По зеленым долинам Галилеи сплошнымпотоком ринулись вражеские отряды. Воистину настал Судный день. Уже рассеяно войско царя Пекаха, уже в городах хозяйничают ассирийскиегарнизоны, а Галилея объявлена частью империи. Обреченный Пеках укрылся застенами Самарии, ожидая помощи от Дамаска. Тиглатпаласар поворачивает насевер, чтобы обезоружить Сирию. Форсировав реку Фарфар, тридцатитысячная армия смяла оборону сирийцев иосадила Дамаск. Но столица Рецина была хорошо защищена, взять ее с ходу неудалось, и ассирийские солдаты только буйствовали у ее стен, выжигая поля,истребляя сады, пытая пленных. Пока шла осада, Израиль внезапно прекратил сопротивление, в Самариипроизошел очередной дворцовый переворот. Князь Гошея-бен-Эла убил Пекаха иобъявил себя царем. Несомненно, заговор произошел не без происков Ассирии.Тиглатпаласар знал, какого труда стоит взять Самарию, крепость поистиненеприступную, и предпочел содействовать свержению Пекаха. Новый царь призналнад собой власть Ассура. В одной из своих записей Тиглатпаласар даже прямоутверждаег, будто он "поставил" Гошею над Израилем.Дамаск держался больше года, но в конце концов был разрушен. Когда ассирийцы праздновали свою победу, в их военный лагерь прибыл изИудеи Ахаз. Он спешил выразить свою благодарность за "помощь". Теперь он былцеликом в руках своего покровителя, и имя его внесли в список данниковТиглатпаласара. Огромная контрибуция, которую пришлось выплатить Ахазу,опустошила казну. Иудейский царь был потрясен величием ассирийского владыки Послепечального, сурового Иерусалима даже военный лагерь "царя Вселенной" казалсяверхом роскоши. Ахаз был принят в царской палатке, где в белой тиаревосседал Тиглатпаласар, облаченный в пурпур и расшитые ткани, умащенныйароматами, окуренный фимиамом. Евнухи обмахивали царя опахалами изстраусовых перьев, при каждом движении его руки или головы вспыхивалиукрашения из золота и дорогих камней. Ахаз распростерся ниц перед земнымбогом который карает и милует, который все может. После аудиенции он осматривал лагерь, ужасался грозной мощи стенобитныхмашин и катапульт, с завистью глядел на табуны боевых коней. Все несравненноу этого непобедимого народа и мечи, и тугие луки, и панцири, и одежда, иутварь. Недалеко от царской палатки Ахаз заметил жертвенник, посвященныйассирийским богам, который показался ему необыкновенно прекрасным. развеможет сравниться он с жертвенниками Иерусалима? Слишком интересоватьсявоенным оснащением - рискованно, это могут неправильно понять, а вотскопировать жертвенник - это другое дело. И Ахаз приказывает снять с негочертеж и послать в Иерусалим пусть к его приезду там уже красуется такой, жеточно алтарь, это может понравиться "царю Вселенной".После напряженных дней пребывания в качестве "гостя" ТиглатпаласараАхаз вернулся в Иерусалим. Об Исайе он теперь меньше всего думал, хотяпредсказание пророка об избавлении от асирийцев сбылось. Ахаз знал, чтоотныне он - вассал и данник. Заказанный им алтарь уже стоял во дворе храма.Подражая ассирийским царям, он сам вознес на нем приношения, после чегоприказал отодвинуть старый жертвенник в сторону. В угоду ассирийцам онмногое изменил в храме. Была изуродована старинная чаша - "Медное море",стоявшая здесь со времен Соломона. Во дворе поставили статуи бога Бэла идругих восточных богов. Слишком большое впечатление произвело на Ахазамогущество язычников. Он стал верить и в силу их идолов. Сына своего он"провел через огонь", т.е. посвятил одному из языческих божеств, и даже, какутверждают источники, "запер двери Дома Господня", были переделанытриумфальные ворота, очевидно, в знак того, что верховным владыкой надо всемздесь является царь Ассирии. Ревнители веры, пророк Исайя и его последователи, с глубокой тревогойследили за всеми этими переменами. Предсказанное совершилось на глазах увсех погиб Дамаск, Самария стоит на грани катастрофы. Иерусалим жепродолжает безумствовать. Страх перед ассирийцами ослепляет царя,угодливость и желание во всем подражать завоевателям - таковы настроения,господствующие при его дворе. К этому добавился новый грех - оскорблениесвятыни, внесение в ограду храма истуканов. Вероятно, в это время пророк Михей произнес в Иерусалиме своюпатетическую речь о неверности Израиля. Слова Господни в ней выражаютбесконечную скорбь, подобную той, какая звучала у пророка Осии. В Страстную пятницу, в день Голгофы, они повторяются в храмах каккроткий упрек нарушителям Завета. Трагедия народа Божия перерастает вовсемирную трагедию. Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? Ответь Мне!.. (Мих 6, 3) Израиль стоит перед лицом окончательной гибели, и это прямое следствиетого, что он отказался жить по Закону Господню. Что ослабило его перед лицомпротивника? Не междоусобная ли вражда и разделение. Что привело в святуюземлю врага? Не маловерие ли сына Давидова. Почему Ягве "сокрыл лицо Свое"?Не потому ли, что народ Его вновь и вновь несет позорную дань языческимкумирам. Галилея стала ассирийской провинцией, Иудея склонилась под сапогомбеспощадного властелина. Можно ли теперь надеяться на спасение? И вот снова мы слышим мощный голос пророка Исайи. Вопреки всемчеловеческим расчетам, он вновь объявляет, что спасение явится. Более того,он даже уверен, что оно близко. Как многие прозорливцы, он порой утрачивалперспективу времени и видел "грядущим скоро" то, что лишь проступало висторических далях. Послужило ли какое-то внешнее событие поводом для второго мессианскогопророчества Исайи, или оно было исключительно плодом духовного озаренияэтого мы никогда не узнаем. Впрочем, можно предположить, что в смертиТиглатпаласара Исайя усмотрел особый знак того, что Ягве сжалился над Своимнародом. Свободу, которая будет дарована после катастрофы, он не отделял отсвержения ассирийского ига. Но Исайя ожидал чудесной битвы, в которой верапосрамит силу, как некогда Давид посрамил Голиафа, Самсон филистимлян, аГедеон рассеял мадианитян. Даже растоптанная тираном Галилейская земляобретает новую жизнь. Народ ходящий во мраке увидел великий свет. Живущим в кромешной тьме свет воссиял им... Ибо иго, над ним тяготевшее, ярмо на плечах его и жезл угнетателя его Ты сокрушил, как в день Мадиама. И всякий солдатский сапог и в крови валявшийся плащ Сожжены будут, отданы в пищу огню. Эту вожделенную победу принесетПомазанник Ягве, рожденный для Его незакатного славного Царства. Ибо для насрождено дитя, сын нам дан, Владычество на плечах его и нарицается имя его: Чудо Советник, Бог крепок, Отец вечности, Властитель покоя (буквально "Князь Мира"). Велика Его власть, Его мир беспределен. На престоле Давида и над царством его Утвердил Он его и упрочил справедливостью и правдой. Ныне и вечно. Это сделает ревность Господа Сил. (Ис 9, 2-7) Подобно тому как Эммануил, имя царственного младенца, означало спасениеСиону во дни сирийской угрозы, так и теперь Сын Давидов нарекаетсясимволическими именами. Прямо царем он не назван, вероятно, с цельюподчеркнуть, что единственный Царь - это Бог Шевет-ханогес. Чудо-Советник -знаменует мудрость Помазанника, Эл-гибор Бог-крепок означает, что Его властьбудет утверждена силой Ягве, Аби-ад - Отец вечности - у казывает нанеоборимость мессианского града, Сар-шалом - Властитель покоя* говорит оконце зла и страданий после воцарения Мессии (7). ------------------------------------ * Буквально "Князь мира" Главное, что обличает это пророчество от прежних картин мессианскойэры, - это ясное указание на личность Помазанника, которая вырисовывается вореоле почти сверхъестественном. Пророк, несомненно, видит особую, высшуюпечать на грядущем Царе. Хотя Он действует силой Господней, но именно в Немвоплощаются заветные чаяния народов: через Него осуществится единение Бога счеловеком. Впрочем, сын своего времени Исайя не всегда мог целиком отрешиться отпонятий той эпохи. Чудесный Царь некоторое время еще носил у него чертыполитического мессии. Только в конце жизни надежда на политическоеосвобождение перерастет у него в чаяние всеобщего исцеления мира от зла. Итак, венец спасения-Божие Царство, властитель его Мессия-Христос. Темаэта сначала входит в Ветхий Завет робко и неуверенно, но постепенно слышитсявсе громче, захватывает все большее пространство и наконец сгановитсяведущей в уповании Израиля. Мессия-личность... Помазанник, который восстановит мир между Творцом и людьми. Если бы это пророчество не свершилось в Новом Завете, то мы должны былибы признать, что пророки обманулись и что вся вера Израиля была гщетной ипустой грезой. Но это свершилось, и свершилось с такой невероятнойреальностью, что принять чудо оказалось не по силам многим в Израиле.Метафоры пророческой поэзии перестали быть метафорами. Когда Церковь в рождественский сочельник повторяет гимн Исайи оПомазаннике Господнем, каждое слово его наполняется живым и вечнымзначением, ибо поистине Сын Марии - Сын Давидов основал на земле вечноеЦарство и даровал миру истинное спасение. "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!"

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.