Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 3 страница




Глава шестая САМАРИЯ И СИОН 1. Краткие сведения о падении Самарии содержатся в 4 Цар 18, 9-11.Царем, взявшим город, там назван Салманасар, потому что он начал осаду. Но,согласно ассирийским надписям, закончил ее Саргон II (Pritchard, АNЕТ, р.284). Египетским "царем", с которым Самария находилась в союзе, был,согласно Библии, Сигор-4 Цар 17, 4. Египтологи считают, что это был один изкнязей Дельты, которая распалась тогда на множество самостоятельных областей(см.: Г. Брестэд. История Египта, т. 2, с. 234). Смуты, царившие в то времяв Египте, изображены пророком Исайей (19, 1-17). Порядок был восстановлентолько при эфиопе Шабако, воцарившемся около 715г. Есть данные, чтосамарийское восстание не кончилось с падением города, но были еще попыткивоенного сопротивления ассирийцам. См.: J. Вright. А Нistогу оf Isrаеl, р.258. 2. См., напр.: 6л. Иероним. Творения, т. 13, с. 27 3. 2 Пар 8. В прежние времена экзегеты сомневались в достоверностисообщений Книги Паралипоменон. Теперь историческая ценность ее гораздоменьше подвергается сомнению; в частности, и рассказ о реформах Езекии вначале его правления считается основанным на древних источниках (см.: W.Rиdolf, Сhronikbucher в кн.: О. Еissfeldt. Наndbuch zum Alten Testament,1955, S. 299). О происхождении праздника Пасхи рассказано в библейскойСвященной Истории (Исх 12). Но первое упоминание о Пасхе как об особомвсенародном празднике мы находим в рассказе о реформах Езекии. Историяпраздника рассмотрена у R. dе Vаих (Аncient Israel, р. 484, ff). 4. Оба варианта Священной Истории (Элогист и Ягвист) в нынешней Библиислиты воедино. Но бережность, с какой редактор-писец относился к источникам,позволяет даже и в наши дни различать эти две мелодии, вплетенные в единуюбиблейскую симфонию. Об этом соединении двух традиций Пятикнижия см.: H.Gаzеlles. Lа Тогаh-RFIB, I, р. 362. 5. В Египте и других соседних странах давно существовал большой интереск афоризмам - кладезю житейского опыта. Цари любили сборники изречений инередко сами пополняли их собственными записями. Соломон, во многомподражавший своему тестю-фараону, также собирал "притчи" и записывал своимысли в форме маленьких четверостиший или пословиц. В них фиксироваласьПремудрость (Хокма). Этим словом называли секрет счастливой жизни иправления, знание тайных механизмов общества и человеческой души. ЗнаниеПремудрости открывало путь к справедливому и гуманному царствованию. О немСоломон молился перед Ягве, вступая в юные годы на престол (3 Цар 3, 5-15).По своему стилю писания Премудрости были первоначально вполне светскимипроизведениями, созданными людьми бывалыми и опытными. Но постепенно этотзанесенный в Израиль иноземный жанр стал приобретать иной характер. Чембольше идеальное царство отделялось от сферы конкретной политики, чем большеоно обрисовывалось как царство мессианское, тем больше становиласьПремудрость отражением Божественного Закона. В конце концов, уже послеВавилонского плена, редактор Книги Притч прямо отождествил Премудрость суправлением Вселенной Божественным Разумом (см.: А. Князев. Ветхий Завет.Учительные книги. Париж, 1952; Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 107 ел.; R.Миrрhу. Introduction to the Wisdom Literature of the Old Testament, 1956, р.15, ff; J. Мс Кепziе. Тhе Тwо-Еdged Sword, р. 239). 6. При раскопках в Иудее были найдены сосуды с царским штампом.Предполагают, что это есть доказательство попытки ввести упорядоченность вэкономическую жизнь страны (см.: J. Вright. А Histогу оf Isrае1, р. 267). 7. Ис 19, 19; 19, 25. Некоторые авторы подвергают сомнению подлинностьэтого последнего текста. Однако он настолько связан с предыдущимпророчеством (гл. 19,1-24 и гл. 18), которое никем не оспаривается, и вообщесо всем духом учения Исайи, что нет серьезных оснований отвергать его. См.:Я. Розанов. Книга пророка Исайи.-ТБ, т. 5. с. 332; К. Соrпill. Еinleitung indas А.Т., S. 145. Глава седьмая ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ Иерусалим, 705-687 гг. Самое великое и трудное из всех дел - вера С. Кьеркегор Вера пророка Исайи как бы противостояла всему окружавшему его миру. Водни нечестия он возвестил о святости Божией, маловерного царя призывалдовериться Промыслу, его слово о Мессии прозвучало тогда, когда царьИудейский был слаб и унижен, на фоне торжества деспотии Исайя говорил овсемирной державе Духа. Но ему предстояло пройти еще через два испытания,когда встал вопрос-быть или не быть Остатку Израилеву, когда пророк долженбыл окончательно расстаться с теократической мечтой, возродившейся было вцарствование Езекии. После неудачной попытки восстания по крайней мере пять лет прошли дляИерусалима в мире и спокойствии. Но вот в 705 году пришла весть о смертиСаргона. Охватившее врагов и данников Ассирии возбуждение передалось иИерусалиму. Вскоре Исайя понял, что Езекия вновь очутился на волосок отвойны. Однако теперь повторение прежней ошибки могло оказаться поистинероковым. Новый царь Ассирии Синахериб был противником куда более грозным,чем его отец Саргон. Синахериб успел проявить себя еще будучи соправителем, и было ясно, чтоон вернется к жестоким порядкам в духе Тиглатпаласара III. И действительно,своей неукротимой свирепостью и честолюбием новый царь превзошел, пожалуй,всех своих предшественников. Это был преимущественно "светский" монарх, неслишком часто упоминавший богов в своих анналах, в деловых же документахтого времени их имена и совсем исчезают. Некоторые его подданные носилиимена прямо-таки кощунственные, вроде Лаадирили ("Не боящийся Бога") илиЛадагили ("Равнодушный к Богу"). Любовь Синахериба к дисциплине и порядку не знала границ. Так, встолице своей он приказал сажать на кол всех, кто при постройке дома нарушитпрямые линии улиц. И в своей новой резиденции - Ниневии - Синахериб окружил себяисключительно военными людьми и вместе с ними разрабатывал планы карательныхкампаний, которые должны были поддерживать порядок в империи. При отцеСинахериб руководил разведкой и хорошо знал настроения в покоренных странах.Он вполне отдавал себе отчет в том, что доставшаяся ему держава подобнасжатой пружине, всегда гоговой развернуться с удвоенной силой. Как обычно, воцарение нового монарха послужило поводом для восстаний. Впервые же месяцы правления Синахерибу донесли, что Мардук-Палиддин вторичнозахватил власть в Вавилоне и уже разослал своих людей в поисках союзников. Библия повествует, что послы Мардук-Палиддина прибыли в Иерусалимпоздравить Езекию после выздоровления от тяжелой болезни, и хотя там ничегоне сказано о политической цели посольства, но она ясна и без этого (1). Езекии, очевидно, очень польстило, что дружбы с ним ищет сам царьВавилона. Он не желал ударить в грязь лицом и повел посланников показыватьсвой дворец, сокровищницу и арсенал. Вероятно, он стремился доказать халдеям, что Иерусалим- союзникдостаточно дееспособный. Когда послы удалились, Исайя, который сразу разгадал замысл их приезда,явился к царю. "Что говорили эти люди,- сурово спросил он,-и откуда ониприходили к тебе?" "Они приходили из далекой земли, из Вавилона",-сгордостью ответил Езекия. Исайя был крайне огорчен, что царь, вопреки егосоветам, снова дал обольстить себя ложными надеждами и, вместо того чтобыслужить делу Божию, опять пускается в рискованную игру. Придет время,-мрачносказал он,-когда все добро дворца твоего будет унесено в Вавилон". С этого времени начинается охлаждение между царем и пророком, чемуособенно были рады Шебна и "князья Иуды". Вероятно, пользуясь размолвкой,они настраивали Езекию против Исайи, напоминая, что его предсказаниеотносительно Египта не исполнилось. Чтобы обмануть бдительность царя,"князья Иуды" всячески выставляли на показ свое благочестие и окружали храмзаботой. Но Исайя слишком хорошо знал цену их усердию. Они в его глазах былиизменниками дела Божия, толкающими Сион к гибели: Этот народ приближается ко Мне устами И языком своим чтит Меня, Сердце же его далеко от Меня. (Ис 29, 13) В своем сопротивлении Шебне Исайя был не один: даже среди знатных людейИерусалима образовалась группа сторонников пророка. Ее возглавлялЭлиаким-бен-Хелкия, о котором пророк открыто говорил, что он, а не Шебна,должен быть правителем дворца, владетелем "ключа Давидова". Исайя разоблачалперед всеми честолюбивые планы Шебны.Этот сановник использовал своеположение для того, чтобы постепенно превратиться во всесильного временщика,правящего от имени царя. Он даже приказал высечь себе гробницу близ царскихусыпальниц в доказательство своего всесилия при дворе (2). Шебна, стремясь искупить первую неудачу, всячески внушал Езекии мысль онеобходимости военного союза против Ассирии. Но решающим оказалось давлениесоседних царей. Послы прибывали в Иерусалим непрерывно: от Тира, отфилистимлян, от аммонитян. Казалось, поднимается все побережье. Египет, каквсегда, слал письма с обещанием помощи. Езекии предлагали возглавить союз. Перед всем этим Иудейский царь не смог устоять. Шебна торжествовал.Были, отправлены послы к фараону Шабако. Города один за другим отказывалисьвыплачивать Ниневии дань. Один лишь Пади, царь филистимского города Экрона,наученный горьким опытом, отказался принять участие в коалиции. Но сами жеэкронцы, восстав, арестовали Пади и под конвоем отвели в Иерусалим к Езекии.Это был открытый вызов Синахерибу: его верный вассал низложен, закован вцепи и брошен в темницу мятежниками. Езекия в это время, вероятно, ужепрекратил высылку дани и знал, что корабли сожжены. Все надежды были теперьна единство союзников и помощь фараона. Исайя был отстранен, его советов не спрашивали. Он заперся в доме сосвоими учениками и не показывался в общественных местах. Пророк был охваченгорем и гневом. Второй раз дело реформы гибло на глазах; Езекия вступил напуть, свидетельствующий о неверии в помощь Ягве. Во времена Ахаза Исайяосуждал договор с Ассирией, но теперь он оказался противником тех, ктозамышлял с ней войну. Помазанник Господень Езекия променял слово пророка напосулы фараона и на советы преступных "князей". Через своих учеников Исайяраспространял по городу грозные пророчества, направленные против коалиции: Горе непокорным сынам, говорит Ягве, Которые совещаются, но без Меня, заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силойфараона и укрыться под тенью Египта... Надеются на коней и полагаются наколесницы, потому что их много, И на всадников, потому что они сильны, А на Святого Израилева не взирают и к Ягве не прибегают. Все они будут посрамлены... Ибо так говорит Владыка Ягве, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. В тишине и уповании крепость ваша, но вы не захотели. (Ис 30, 1-2, 15; 31, 1) Как и в 734 году, Исайя написал для своих учеников завещание, в которомвынес окончательный приговор иудейской монархии. Царь не пожелал идти попредначертанному пути, захотел искать земных путей освобождения и поэтомубудет отвергнут. Горько было пророку высказывать этот пессимистическийвзгляд на сына Ахазова, ибо он любил его и вначале готов был видеть в немедва ли не Мессию. Но, как мы увидим, именно это разочарование помоглопророку освободиться от последних теократических иллюзий.Все усилия "партии реформ" оказались тщетными. В Иерусалиме полнымходом шла подготовка к войне. По приказанию царя начали пробивать туннель,для того чтобы отвести внутрь города воду источника Гихона. Это быланелегкая задача. Более пятисот метров, действуя простыми кирками,пробивались навстречу друг другу две группы рабочих, пока коридоры несоединились. Теперь столица была обеспечена водой на случай осады (3).Трещины в стенах спешно заделывались, для чего сносили негодные дома,используя обломки как строительный материал. В город прибывали отрядыарабских наемников, пополнявших иудейское войско. Обо всех этихприготовлениях в Ниневии было, конечно, известно. Синахериб молчал, но этобыло молчание перед грозой... В феврале 702 года с востока стали приходить тревожные сообщения.Синахериб молниеносным ударом разбил силы Мардук-Палиддина и вступил вВавилон. Мардук-Палиддин, видя, что дело проиграно, еще до конца битвы бежалопять в свой Биг-Якин. Синахериб разграбил Вавилон и угнал в Ассирию около200 тысяч жителей. Теперь, когда у него были развязаны руки, он двинул своивойска к Средиземному морю. В 701 году огромная ассирийская армия в сопровождении обозов и осадныхмашин появилась в Финикии, и сразу же обнаружилась слабость и разобщенностьсоюзников. Одни капитулировали, другие бежали, третьи были разбиты. Когдаассирийцы осадили Экрон, город, выдавший своего царя Езекии, фараонпопытался напасть на Синахериба с юга, но его войско было отброшено. Экронзахватили, всех участников мятежа казнили, а тела их вывесили передворотами. Часть жителей, которых ассириец считал ответственными за бунт,увели в плен. Наконец неприятельские силы вступили на Иудейскую землю. "Пошел Синахериб, царь ассирийский, - лаконично говорит Библия, - навсе укрепленные города Иуды и взял их" (4 Цар 18, 13). О подробностях этой кампании рассказывает сам Синахериб в своиханналах. "Езекию, иудея, который не склонился под мое иго, я окружил изавоевал-приступом больших боевых машин и натиском таранов, боем пехоты,подкопами, лестницами и "собаками"* - 46 городов его могучих, крепостей имелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. 200 150 человекмалых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупныйи мелкий скот без числа я вывел и счел добычею. Его самого, подобно птице вклетке, я запер внутри Иерусалима" (4). ------------------------------------------------------------ * "Собаками" называли род осадных орудий Действительно, град Давидов все еще стоял среди общего разрушения, нодни его, по-видимому, были сочтены. И осталась дочь Сиона, как шатер в винограднике, Как шалаш в огороде, как сторожевая башня. (Ис 1,8) Синахериб занял одну из крупнейших цитаделей Палестины - город Лахиш;там была устроена его военная ставка, и оттуда он готовил наступление наИерусалим. Барельефы Ниневии лучше любой хроники повествуют об этих событиях. Мывидим там ассирийских солдат, облепивших стены Лахиша, стреляющих в рядызащитников города. Сверху на осаждающих падают головни и камни, но они,прикрываясь круглыми щитами, неотступно ползут вперед. Таран долбит стену;одна башня пала, среди ее зубцов лишь несколько иудеев в шлемахотстреливаются из луков. А внизу солдаты уже выводят пленников... На другом барельефе мы видим самого Синахериба в покоренном Лахише. Онсидит на троне, окруженный военачальниками. "Туртан", верховныйглавнокомандующий, делает доклад; рядом наготове стоит роскошная колесница.Перед победителем проходят колонны пленных - мужчин, женщин, детей, тянутсянагруженные добычей повозки, шагают верблюды и волы. Тут же палачирасправляются со знатными горожанами. Весь поход в Сирию и Палестину занял у Синахериба около года. Последнейего целью был Иерусалим. Пока Синахериб находился в Лахише, его армия уженачала осаду иудейской столицы. Солдаты воздвигали валы вокруг стен; всевыходы из города были перекрыты. Воеводы и арабские наемники Езекии потребовали, чтобы он просил мира, иЕзекии ничего больше не оставалось, как послать в Лахиш письмо с изъявлениемпокорности и готовности откупиться. Синахериб наложил на Иудею громаднуюконтрибуцию: больше 150 кг золота и 9 тонн серебра. Езекии пришлосьопустошить казну и даже забрать из храма золотые украшения, которые он самже туда пожертвовал. Вместе с данью Езекия отправил в Лахиш и пленного царяПади Экронского, последнего Синахериб приказал наградить и отдал ему частьвладений Езекии. Караван с дарами уже не застал победителя в Лахише и проследовал за нимв Ниневию. Уход Синахериба был связан с новыми беспорядками, вспыхнувшими вВавилоне. Но он был уверен, что теперь Палестина усмирена надолго.Плачевный конец войны привел в замешательство партию Шебны. Езекия иего союзники не только не одолели Ассирию, но потерпели полное поражение.Страна была разорена, тысячи людей угнаны на чужбину. Приходилось признать,что прав был Исайя. Все взоры снова обратились к старому пророку, людихотели слышать его слово. Когда Исайя пришел объявить волю Ягве, во дворе храма его, вероятно,уже ждала большая толпа. Сорок лет минуло с первой проповеди пророка, номогучий дар поэта-провидца не ослабел, напротив, достиг зрелости исовершенства. Как новый Моисей, он призвал в свидетели небо и землю, чтобыони ужаснулись неверности, безумию и слепоте народа Божия: Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Ягве говорит: "Сыновей взрастил и воспитал Я, а они восстали против Меня! Вол знает хозяина своего, и осел ясли господина своего, А Израиль не знает, народ Мой не разумеет!" Горе племени грешному, народу, обремененному беззаконием, отродью злодеев, сынам погибели! Они оставили Ягве, оскорбили Святого Израилева и отвернулись от Него. Как вас бить еще, упорных в своем преступлении? Вся голова ваша в язвах, сердце ваше лишилось силы, От ног до головы нет на вас здорового места - язвы, рубцы, воспаленные раны, не смягченные елеем! Земля ваша опустошена, города сожжены, поля ваши на ваших глазах поедают чужие; запустело все, как после гибели Содома... (Ис 1,2-7) Он знал, что многих смутит и даже оскорбит этот упрек в измене Богуотцов: разве не был Иерусалим любимым градом Господним? Разве не правил внем набожный царь, украшавший храм Ягве? Разве не он во время Пасхи заключилзавет с Богом в знак всенародного покаяния? Не совершаются ли праздники вославу Бога Израилева, не приносятся ли жертвы в храме, не поются ли тамгимны, прославляющие Ягве? Но преемник Амоса и Осии Исайя безжалостно отвергает все эти ссылки навнешние проявления благочестия. В очах Божиих они тщетны, если в сердце нетистинной веры, а вера должна проявляться прежде всего в следовании заповедямГосподним. Но именно они и оставались в забвении, хотя культ сделался пышнейи торжественней. В этом корень всех бедствий народа и его вождей. Не князьяли Иуды хотели под видом борьбы за освобождение усилить свою власть? Не онили разрушили мир страны, едва вступившей на путь справедливости? К нимпророк обращается с обличительным словом: Слушайте слово Ягве, князья Содомские! Внемлите учению Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Ягве, Я пресыщен сожженными баранами и туком откормленных тельцов, И крови быков, и ягнят, и козлов Я не хочу. Когда вы приходите пред лицо Мое, кто требует от вас этого? Довольно топтать дворы Мои! И не приносите больше ненужных даров, они для Меня - отвратительное каждение! Новомесячий, суббот и торжеств, постов и праздников не выношу Я, Они Мне в тягость, Мне тяжко терпеть их. Когда вы простираете руки ваши, Я отвращаю от вас Свой взор; Сколько бы вы ни молились, Я не слышу. Ваши руки полны крови. Омойте, очистите себя! Удалите от глаз Моих ваши злодеяния, перестаньте делать зло, научитесь творить добро: Ищите правды, удерживайте насильника, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис 1,10-17) Ягве ждал от народа перемены всей жизни, а Иерусалим ограничился лишьпеременами в культе. Но мишура обрядов не может скрыть от Него глубинчеловеческого сердца. Исайя показал Израилю и всему миру, что люди могут оставатьсяидолопоклонниками, даже отказавшись от кумиров.Страшный год не прошел для Езекии бесследно: он был подавлен, измучен ив конце концов опасно заболел. Исайя, думая, что недуг царя есть наказаниеза грех, пришел к больному и заявил: "Сделай завещание для своего дома, иботы не выздоровеешь". Царь, которому тогда едва минуло сорок лет, пришел отэтих слов в отчаяние. Он отвернулся к стене, заплакал и стал громкомолиться. Исайя вышел из дворца, но голос Божий тут же заставил еговозвратиться. Он утешил и ободрил больного, произнеся прямо у его постелипророчество: "Так говорит Ягве, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитвутвою, увидел слезы твои, вот Я исцелю тебя: в третий день пойдешь в ДомЯгве, и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя ассирийскогоспасу тебя и этот город, и защищу этот город ради Себя и ради Давида, рабаМоего". Итак, снова пророк указал Езекии на спасительную гавань: веру внепреложность Божиего Обетования. Исайя сам взялся лечить больного и, употребив финикийские лекарства,быстро достиг успеха. Вскоре царь поправился и смог ходить. Все эти события:неудача коалиции, осада и, наконец, болезнь - привели к примирению междуЕзекией и Исайей и сблизили их снова. Влияние пророка при иерусалимскомдворе стало столь же сильным, как и прежде. Это видно хотя бы из того, чтоШебну на посту начальника дворца заменил друг Исайи Элиаким. Однако Шебна небыл устранен окончательно, но сохранил должность царского писца. Возможно,он добился этого, примирившись с Исайей, или же царь, привыкший к егопомощи, убедил пророка в том, что он должен быть оставлен при дворе. Такимобразом, "партия реформ" не получила безраздельной власти.Сведения о последних годах Езекии и Исайи неясны и отрывочны. Однако наних проливает свет отрывок из летописи, включенный в Книгу Исайи и в 4-юКнигу Царств. В последней он следует непосредственно за рассказом о дани,которую Езекия уплатил Синахерибу, и поэтому обычно считалось, что в немговорится о событиях 701 года. Но целый ряд соображений привелисследователей Библии к выводу, чго этот отрывок повествует о втором походеСинахериба в Иудею (5). Что послужило поводом для этой кампании, сказать трудно. Быть может,молодой фараон Тахарка снова сумел поднять мятеж в Сирии, или же Езекияпопытался вернуть себе отторгнутые города. Но и без этого самый фактповторного карательного похода не представлял собой ничего исключительного.После победы над союзниками в 701 году Синахериб не имел почти ни одногогода покоя; он метался по империи, пытаясь окончательно сломить духсопротивления в покоренных странах. Дважды поднимался Вавилон, свергаяассирийских ставленников: снова начинал борьбу Мардук-Палиддин. Синахериббеспощадно расправлялся с врагами, но все же не чувствовал себяполновластным хозяином империи. В 689 году Синахериб наконец решил стереть с лица земли источникпостоянного сопротивления-Вавилон. Священный центр всего Востока, родинабогов, почитавшихся от Аравии до Каспия, город, к которому даже ассирийскиецари питали известное почтение, был предан огню и полностью разрушен.Солдаты Синахериба методически превращали его в пустырь. Статую Мардукавывезли в Ассирию, все же остальное обрекалось на уничтожение. В тучахнеоседавшей пыли обрушивались стены храмов, дворцов, домов, мастерских.Сотни рабов и военнопленных вытаскивали горы щебня и сваливали его в мутныеводы Евфрата. Еще догорали последние остатки многодневного пожара, когдацарь велел открыть шлюзы и затопить руины. Весь мир содрогнулся при известии об истреблении великого города, а ванналах Синахериба появилась еще одна хвастливая надпись: "Я разрушил ихболее сильно, чем это бы сделал потоп. Для того, чтобы в будущем никто немог даже вспомнить, где находился этот город, его храмы и боги, я затопилего водой". Это было откровенным свяютатством, ибо в Ассирии чтиливавилонских богов: Бэла, Мардука, Нергала, Сина, и их имена сам Синахериб потрадиции ставил в своих надписях. По-видимому, расправившись с Вавилоном, ассирийский царь решилокончательно навести порядок и в Сирии. Неизвестно, каким поводомвоспользовался для этого Синахериб, но, вероятно, около 688 года он вторичновторгся в Иудею и, как в 701 году, разбил военный лагерь в Лахише. На этот раз Езекии рассчитывать было не на что, он знал, что Синахерибне успокоится, пока не истребит мятежную иудейскую столицу. Но именнотеперь, когда исчезли все земные шансы на спасение, в Исайе произошлавнезапная перемена: он стал вестником надежды и утешителем народа; он былотныне уверен, он знал. что нечестивому врагу не дано сокрушить ОстатокИзраиля. В самом деле, если бы Синахериб привел свой замысел в исполнение, этоозначало бы полное и окончательное крушение народа Божия. Семя пророческойпроповеди еще не дало достаточно всходов в народном сознании, и отрыв отродной почвы кончился бы для иудеев столь же плачевно, как и для северян.Остаток непременно должен был удержаться, даже если на него надвинулисьнеоборимые силы. Для пророка нет ничего случайного в делах человеческих. Кем был Ассур?Лишь орудием наказания. Если Ягве допустил торжество тирана, то вовсе непотому, что Он возлюбил его. О Ассур-палица гнева Моего, бич Моегонегодования! Я послал его против народа нечестивого и против народа гнева Моего. Ноорудие в своей безумной гордыне вознеслось превыше неба, опьяненный кровьюмучитель шагает по трупам, возомнив себя владыкой мира. Он говорит: "Силою руки моей и моею мудростью сделал это я, ибо я умен, И переставляю границы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с тронов, как великан, и рука моя хватает богатстванародов, как гнезда, как забирают оставшиеся в них яйца. Так забрал я всю землю, и никто не шевельнул крылом, и не открыл рта, и не пискнул". Однако безбожник не вечно будет ликовать; Тот, Кто наделил его силой,Тот и отнимет ее: Величается ли топор перед дровосеком? Гордится ли пила перед пильщиком? Восстанет ли палица на того, кто поднимет ее, и палка на того, кто - не дерево? (Ис 10, 5-15) На челе деспота-победителя пророк увидел печать смерти. Зло и нечестиебуйствуют, но никогда не захватить им полноты власти в мире. Пусть слабыростки добра, никогда они не смогут быть уничтожены. В конце концовпобедителем будет Бог.Нужно представить себе Иерусалим в ожидании врага, этот город,притихший, как в трауре, людей, с тревогой поглядывающих на сторожевые башнии передающих друг другу страшные подробности гибели других крепостей, чтобыпонять, как трудно было Исайе говорить о спасении в такой момент. Правда,случается, что в безвыходном положении все силы души как бы соединяются ведином порыве, устремляясь навстречу чуду. Но здесь была не безвыходность, анечто иное: здесь был выбор. Народ хорошо знал, что капитуляция спасет жизньбольшинству людей. Но именно против сдачи города ратовал теперь Исайя: "Так говорит Ягве: народ Мой, живущий в Сионе! Не бойся Ассура... Ещенемного, и пройдет Мое негодование, и гнев Мой обратится на истребление его. И поднимет Ягве Воинств бич на него... Как птица птенцов, так ЯгвеВоинств прикроет Иерусалим, и избавит, и пощадит, и спасет" (Ис 10, 24,26). Под влиянием пророка и Езекия, как это порой бывает с колеблющимисялюдьми, неожиданно проявил мужество и твердость. Он всей душой уверовал вчудо и старался вдохнуть эту веру в воинов. Он сказал перед ними ободряющуюречь: "Будьте тверды и мужественны, не бойтесь царя Ассирийского и всегомножества, которое с ним. Ибо с нами еще более. С ним сила телесная, а снами Ягве, Бог наш, сражается в битвах наших".И вот настал день, когда на окружающие Иерусалим горы высыпалиассирийские отряды. Воины спешили со всех сторон, деловито занимая каждуюудобную лощинку, каждое тенистое место. Солдаты ставят палатки, привязываютлошадей и мулов; до Иерусалима долетают гомон, крики, рев верблюдов, звоноружия. Для ассирийцев осада-привычное дело. Они умеют мигом устроиться нановой местности и обычно сразу же приступают к возведению осадного вала. Но,как ни странно, на сей раз они не торопятся. В чем причина? Синахериб знает, что Иерусалим - мощная, хорошообеспеченная крепость. Быстро занять его нелегко, а если начать долгуюблокаду, на помощь к евреям может прийти фараон Тахарка. Поэтому, посылая изЛахиша войско во главе с тремя военачальниками, Синахериб приказал имсклонить Езекию к добровольной сдаче. Как только лагерь разбит, главнокомандующий отправляет своих людей вгород с предложением начать переговоры. Езекия не решается идти сам, ноуполномочивает на них Элиакима, Шебну и царского советника Иоаха. Онивстречаются с ассирийским командованием у северо-восточной стены города.Народ и иудейские воины высыпают на стены, чтобы наблюдать за переговорами."Рабшак", военный министр Синахериба, замечает это и говорит громким голосомна еврейском языке так, чтобы все его слышали. Это тонкий расчет. Он знает,что простые горожане меньше других боятся завоевателей: мщение карательныхпоходов в основном распространялось на знать и военачальников, да и в пленуводили прежде всего оружейников, мастеров, опытных строителей. "Передайте Езекии, - кричит рабшак, - так говорит великий царьАссирийский: на что ты так твердо рассчитываешь? Неужели ты думаешь, чтопустых слов достаточно, чтобы воевать, и не нужны ни мудрость, ни сила? Накого ты, собственно, уповаешь, что отложился от меня? Быть может, ты думаешьопереться на Египет, этот надломленный тростник, который вонзится в рукукаждого, кто захочет опереться на него, и проколет ее? Таков и фараон, царьЕгипетский, для всех надеющихся на него. А если вы скажете мне: "На Ягве,Бога нашего, мы уповаем", то ведь Он - Тот самый, чьи жертвенники и высотыЕзекия упразднил, сказавши Иуде и Иерусалиму: "Перед этим только алтаремпоклоняйтесь в Иерусалиме". В ставке Синахериба хорошо знают о религиозной реформе - ассирийскаяразведка была тогда лучшей в мире. Поэтому рабшак старается воздействовать ина религиозные чувства иудеев, которые, как он слышал, без особого восторгавстретили реформу. Знает ассириец и о том, что у Иерусалима мало защитников."Побейся об заклад с господином моим, царем Ассирийским,-глумится рабшак надЕзекией, - я дам тебе две тысячи коней; усадишь ли ты на них всадников? Какже тебе одолеть даже наместника, слугу господина моего? И все-таки тыуповаешь на Египет из-за колесниц и конницы! И притом разве без согласияЯгве я пришел на это место, чтобы разорить его? Сам Ягве сказал мне: "Пойдина страну и разори ее". Эта хорошо продуманная речь с внушительными аргументами действует лучшевсякого подкопа и катапульты. Элиаким боится впечатления, которое она может произвести на осажденных,и просит, чтобы ассириец говорил по-арамейски. Но тот отлично понимаетпричину опасения Элиакима, а ему только этого и нужно. Он снова говорит итеперь уже обращается прямо к народу и воинам, сидящим на зубчатых стенах: "Слушайте слово великого царя Ассирийского! Так говорит царь: недавайте Езекии обманывать вас, ибо он не может спасти вас от руки моей, ипусть не обнадеживает вас Езекия расчетом на Ягве... Ибо так говорит царьАссирийский: заключите со мной мир и покоритесь мне, и пусть каждый естплоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду изколодца своего, пока я не приду и не уведу вас в землю такую же, как ваша, вземлю, полную жита и вина, в землю хлеба и виноградников, в землю маслин имеда, и вы будете жить и не умрете. Не слушайте Езекию, он только обольщаетвас, говоря: Ягве спасет вас". В заключение рабшак выдвигает еще один страшный в своей простотеаргумент. Он напоминает евреям судьбу покоренных народов, которые тожеуповали на своих богов: "Разве боги народов спасли свои земли от руки царяАссирийского? Где боги Хамата и Арпада? Где боги Сефарваима? Где богиСамарии? Спасли ли они ее от руки моей? Спас ли хоть один из богов техземель свою землю от руки моей? Неужели же Ягве спасет от руки моейИерусалим?" Народ на стенах отвечает гробовым молчанием (Езекия приказал ни словане говорить с ассирийцами), но язвительная речь рабшака бьет, как плеть полицу. Кажется, в ней высказаны вслух все сомнения, которые шевелились вдушах иерусалимлян. В самом деле, быть может, истребление жертвенников Ягвеи медного Змея было великим грехом? И вообще, где ручательство тому, чтоГосподь спасет город? В словах Исайи? Но кто знает, не на стороне лиассирийца правота? Понурые, с разорванными в знак скорби одеждами возвращаются царедворцык Езекии. Ультиматум предъявлен: надо либо сдаться на милость победителя,либо до конца полагаться на чудо. Но если оно не совершится, пощады уже небудет. Выслушав вести, Езекия немедленно посылает сановников к пророку. Толькоон может сказать теперь, что делать дальше. К изумлению всех, старецнепоколебим. Он шлет царю решительный ответ: "Так говорит Ягве: не бойсяслов, которые ты слышал и которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.Вот, Я вселю в него дух, и он услышит весть и возвратится в землю свою, ипоражу его мечом в земле его". Какое-то время судьба града Божия колеблется на весах. Но в концеконцов побеждают слово Исайи и вера царя. Иерусалим. готов стоять насмерть.Вскоре Синахериб отозвал войско из-под стен Иерусалима, для того чтобыдать бой фараону Тахарке, но, уходя в поход, он хотел показать, что ни найоту не отступит от намеченного плана. В письме Езекии он еще раз требовалкапитуляции и глумился над Богом Израилевым. Синахериб не сомневался в том,что легко справится с египтянами и после этого уничтожит Иерусалим. Когда Езекия получил это кощунственное и угрожающее послание, он вместес ним поспешил в храм, где собралась большая толпа народа. Он развернулписьмо "перед лицом Ягве" и стал громко молиться. "Ягве, Боже Израилев,восседающий на херувимах! - восклицал он.- Ты один Бог над всеми царствамиземными. Ты Тот, Кто создал небо и землю. Склонись ко мне и услышь меня!Отверзи очи Свои и воззри! Услышь слова Синахериба, которые он велелпередать, чтобы поносить Бога Живого. Правда, о Ягве, цари Ассирийскиеистребили народы и земли и швырнули богов их в огонь. Но ведь то были небоги, а изделие рук человеческих-дерево и камень, поэтому они могли ихистребить. И вот, о Ягве, Боже наш, спаси нас от рук его, чтобы все царстваузнали, что Ты, Ягве,-один Бог". В этот момент в храм пришел посланный от Исайи и передал его последнеепророчество. Синахериб не захватит Иерусалим, но получит возмездие за то,что поносил Ягве. "Не войдет он в этот город, и не бросит в него стрелы, и не приступит кнему со щитом, и не насыплет против него вала. По той же дороге, по которойпришел, возвратится он, а в город этот не войдет, - говорит Ягве, - Я будуохранять сей город, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего". Но как это может свершиться? Неужели египтяне победят? В это былотрудно поверить. Или в самом делеЯгве явится в огне и буре, чтобы утвердитьсвою власть на Сионе? Тайна и доныне окутывает дальнейшие события похода Синахериба. Мы знаемлишь одно: какие то загадочные обстоятельства спутали и разрушили все планызавоевателя. При раскопках Лахиша была обнаружена огромная братская могила. В нейлежали беспорядочно сваленные останки более чем полутора тысяч людей.Погибли ли они в сражении? Или была какая-то иная причина их смерти? Египетская легенда повествует, что, когда Синахериб хотел пойти противфараона, страна была спасена по молитве царя. На ассирийцев были насланыполчища крыс, которые повредили колчаны, тетивы и рукоятки щитов, так что"на следующий день завоеватели, оставшиеся без оружия, обратились вбегство". В Библии же мы читаем: "В ту ночь прошел Малеах Ягве и поразил в станеассирийском сто восемьдесят тысяч человек". Известно, что "Малеахом",посланником, вестником, Писание нередко обозначает некую грознуюистребляющую силу, например, массовое поветрие чумы или язвы, а есливспомнить, что крысы в древности были символом чумы, то представляетсянаиболее вероятным, что на армию Синахериба обрушился противник, передкоторым он был бессилсн - эпидемия. В ассирийском войске, где тысячи людейнаходились в тесном соприкосновении друг с другом, поветрие, раз вспыхнув,должно было распространяться со страшной быстротой (6). Синахерибу ничего больше не оставалось, как немедленно отступить.Поспешно хороня умерших, ассирийская армия покинула рубежи Египта иПалестины. Это выглядело почти как бегство. Неудивительно, что ассирийскиеанналы хранят молчание о неудавшейся кампании. Итак, Иерусалим был спасен. Легко вообразить, какая радость охватилажителей. Избавление пришло тогда, когда ждать его было уже неоткуда. Вновьоткрылись ворота, улицы наполнились празднично одетыми людьми. В храменепрерывно возносились благодарственные жертвы и звучала старая песнь Сиона: Зашумели народы двинулись Царства. Он подал Свой голос, и растаяла земля. Ягве Воинств с нами, защитник наш Бог Иакова! Придите, посмотрите на дела Ягве, Который опустошает землю и прекращает битвы до края земли, Лук сокрушает, копье ломает, колесницы предает огню "Отступите и познайте, что Я-Бог, Я превознесен в народах, Я превознесен над землею" Ягве Воинств с нами, защитник наш Бог Иакова! (Пс 45) Синахериб больше не возвращался в Иудею. Она получила передышку ипостепенно оправлялась после нашествия. Города отстраивались, населениевозвращалось на пепелища. Снова плуг врезался в землю, а виноградаризаботливо подвязывали лозы. Вновь двинулись к Иерусалиму нагруженныетоварами караваны, а пастухи могли, как и прежде, спокойно водить свои стадапо горам. Спасение Иерусалима подняло, как никогда, авторитет Исайи. Его школастала одной из влиятельнейших групп в городе. Казалось, все испытания позадии Израиль окончательно вышел на верный путь. Но прозорливый пророк знал, чтоэто не так. Опыт показал ему, как легко поддается народ искушениям ииллюзиям, как много придется еще пережить Израилю, прежде чем онокончательно откажется от заражавшей его языческой стихии. Вероятно, ицаревич Менаше, который был чужд вере и устремлениям Езекии, внушал опасенияпророку. Езекия был слаб здоровьем, и недалеко было то время, когда Менашесменит его на троне. Наследник был тесно связан с партией "князей",противников Исайи, и от его правления можно было ожидать самого худшего. Да и сам Езекия, ученик и друг пророка, принес за эти годы не одноразочарование Исайе. Если было время, когда пророк мог даже думать, чтоЦарство Божие при дверях, то теперь он осознал, что ни народ, ни дом Давидовне созрели для этого славного завершения замыслов Божиих. Кровавые триумфыАссирии, возможно, также дали Исайе пищу для размышлений. Во второммессианском пророчестве Отрок Божий еще носил у него черты политическоговождя-воина, теперь же Исайя уже достаточно близко насмотрелся на деянияземных владык, чтобы мириться с мыслью, будто Мессия-это некто, подобныйСинахерибу, только лишь состоящий на службе у Ягве. Впрочем, невзирая на все несбывшиеся надежды и переоценки, закатпрестарелого учителя не был печальным. Его вновь осенил Дух Господень, и онснова как бы воочию узрел Грядущего. Это видение было сильнее и ярче, чемзрелище всех земных неудач и человеческих слабостей. Оно запечатлелось ввеличественном гимне, явившемся лебединой песней Исайи (7). В нем он осталсяверен духу своей первой проповеди, в которой говорил о секире, готовойсрубить древо Израиля (Ис 6,13). Да, удар нанесен, лишь малый обрубок,пенек, останется от некогда мощного ствола. Это будет пределом унижениянарода и царского дома. Но в корнях Бог все же оставит жизнь, и в одинпрекрасный день из полумертвого пня выйдет Нецер молодая весенняя Поросль. И вырастет ветвь из срубленного древа Иессеева и Побег из корня его, и дух Ягве почиет на нем дух премудрости и разума, Дух разумения и силы, дух познания и благочестия. И он будет судить не по тому, что видит и будет решать не по слухам, Но он будет судить слабых праведно и дела бедняков земли решать поистине. И палицей уст своих победит землю, и дыханием своим злодея. И поясом его будет справедливость и опоясанием истина. (Ис 11, 1-5) Итак, роду Давидову суждено пасть и возродиться лишь послеискупительных страданий. Но каково будет это возрождение? Явится ли "Побег"Иессеев грозным властелином, побеждающим с помощью земной силы игосподствующим через насилие? Нет, вся сила Нецера будет заключена в ДухеБожием, который сойдет на избранника, как некогда на пророков Израиля.Исайя, как и прежде, не называет Мессию царем, ибо в его пришествииокончательно будет явлено, что единственный Царь это Господь. Все, чемпрославится Нецер, придет непосредственно от Ягве. И мудрость, ибогопознание, и благочестие все это деяние Духа. Но сам Помазанник будетдействовать силой духовной. Этот образ Мессии есть еще один шаг ветхозаветного сознания к тайнеБогочеловечества. Заключительные стихи гимна не оставляют сомнения в том,что для пророка мессианская эра означает уже не просто свободу исправедливость. Она принесет мир, но мир не только как прекращение войн иборьбы, а мир в его глубочайшем священном смысле. Библейское слово "шалом"(мир) означает полноту жизни (8). Когда воцарится Бог, страдания и зло будутизгнаны отовсюду, не только человечесгво, но и вся природа освятитсясогласием и красотой. То, что было разрушено, союз между Создателем ичеловеком, гармония между людьми и живое единение всех творений - будетвоссоздано. Человек обретет утраченный Эдем. Тогда волк будет жить рядом с ягненком барс ляжет рядом с козленком. Львенок и телец будут обитать вместе и дитя малое поведет их. И корова будет с медведицей, и вместе лягут их детеныши лев будет естьсолому как вол. И младенец будет играть у гнезда гадюки, и в нору аспида дитя вложитруку. Не будут больше творить зла и бесчестия на святой Горе Моей, Ибо земля наполнится познанием Ягве, как море наполнено водою. (Ис 11, 6-9) Этот мир преображенной твари и есть вершина истории спасения,означающая предельную близость Неба и земли. Хотя в течение долгой жизни пророка воззрения его претерпевалиизменения, но главное оставалось незыблемым: Царство Божие восторжествует.Какую силу упования и какую глубину прозрения нужно было иметь, чтобыувидеть зарю в мрачную эпоху безвременья! Стоя над водоворотами человеческойненависти и низости, Исайя не изменил, не поколебался. Это был великийподвиг доверия Богу, сделавший Исайю пророком веры и пророком спасения,глашатаем Божиего Царства.Нередко можно слышать снисходительное замечание, будто Исайя со своейверой в Грядущее "в наивной форме" предвосхитил современные идеи социальнойсправедливости и прогресса. Но не слишком ли много чести для "современныхидей"? История европейской культуры доказывает, что эти идеи находятся впрямой генетической связи с Библией, но они заимствовали из нее тольковнешнюю преходящую форму. Библия говорит о земном процветании Царства Ягве,о конце угнетении и войн как признаках его наступления. Но это лишь краски,которыми писалась эсхатологическая икона. В глубине же своей библейскоечаяние обращено к одному: к спасению человека, его приобщению к божественнойгармонии и полноте, которое произойдет, когда рухнет преграда между Богом илюдьми и метафизическим злом. Это и только это есть предел чаянийчеловеческого духа. Он никогда не успокоится на внешних переменах. Однако для пророков нравственные усилия людей являлись необходимымусловием приближения Царства Ягве. А поэтому борьба против угнетения, войн инесправедливости была для них неотъемлемой частью служения Божественнойправде и, в конечном счете, небесному Царю. Проповедники внерелигиозного оптимизма и веры в прогресс тоже убеждены,что мир ожидает "светлое будущее". Но они с негодованием отвергли быпредположение, что вера их основана на Откровении. Они упорно настаивают натом, будто она покоится на выводах науки. Между тем, если отвергнутьсуществование духовного смысла всемирно-исторической драмы, то "светлоебудущее" сгановится беспочвенным самоутешением, ибо что мешает драме в любоймомент превратиться в непоправимую трагедию? Наука как таковая не претендует на профетическое видение; она лишьконструирует возможные варианты будущего, дать же обоснование светломуфиналу истории она не в состоянии. Внезапная глобальная эпидемия,космическая катастрофа, термоядерная война, всеобщее вырождение отрадиации-все это (и многое другое) может уже завтра отбросить историю вкаменный век или вообще положить ей конец. Кроме того, вся минувшая история человечества, отчуждение, озверение иотупение людей, возраставшие вместе с ростом технической цивилизации, даютмало поводов к излишнему оптимизму. Таким образом, библейская эсхатология сейчас, как и во дни Исайи, естьнечто идущее вразрез свнешней очевидностью. Царства Божия не знают ни наука,ни "естественная религия". Его перспектива отсутствовала и в верованияхклассического Востока и Греции, и в индийских учениях. Только пророки,жившие в эпоху духовных и социальных катаклизмов, накануне гибели ихотечества, перед лицом торжествующей тирании, узрели это Царство. Ихпроповедь была "безумием" в глазах мира, даже самих пророков изумлялаоткрывшаяся им тайна. Но внутренняя достоверность побеждала очевидностьвнешнюю. И в наши дни, когда мир снова содрогается в кризисе, когда людиищут смысла в хаосе обездушенной цивилизации, они должны обращаться не кискаженным отзвукам библейского профетизма, но к духовному видению самихпророков и к тому, что в окончательной полноте было раскрыто БожественнымПророком из Назарета.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.