Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. X x x Около ста лет назад великий русский мыслитель Владимир Соловьев однимиз первых обратился к христианскому осмыслению религиозной истории




X x x

X x x

Около ста лет назад великий русский мыслитель Владимир Соловьев однимиз первых обратился к христианскому осмыслению религиозной истории. Онзадумал посвятить ей обширное исследование. "Цель этого труда, - говорилСоловьев, - объяснение древних религий, необходимое потому, что без этогоневозможно полное понимание всемирной истории вообще и христианства вчастности". По разным причинам план не был осуществлен. Соловьев наметиллишь основные мысли своей предполагаемой книги. В какой-то мере пробел в тегоды был заполнен трехтомным трудом епископа Хрисанфа (Ретивцева) "Религиидревнего мира в их отношении к христианству" (1873-1875). Но при всех своихдостоинствах эта работа во многом устарела, особенно в той части, котораякасается Ветхого Завета. Ряд православных ученых предпринял в начале нашеговека попытку осуществить замысел Вл. Соловьева. Это были: А. Введенский(Религиозное сознание язычества. Т.1. М., 1902), прот. А.Клитин (Историярелигии. Одесса, 1911), прот. Н.Боголюбов (Философия религии. Т. 1. Киев,1918). Но ни одна из этих работ не была доведена до конца. Завершеннымоказался только очерк о. А. Ельчанинова, бывшего тогда педагогом, который онсоставил совместно с П.Флоренским и С.Булгаковым (М., 1911). Однако этопроизведение осветило, да и то кратко, лишь важнейшие моменты религиознойистории. Позднее в программной статье Н. Бердяева "Наука о религии ихристианская апологетика" (1927) были намечены дальнейшие пути изучениядохристианских верований в свете Православия. В предлагаемом многотомнике ставилась задача в какой-то мере исполнитьто, что завещал Вл. Соловьев нашему времени. Но по методу изложения цикл "Впоисках Пути, Истины и Жизни" отличается от предыдущих опытов. Главная цельработы - по возможности доступно изобразить драматическую картину духовнойистории. Воссоздавая ее в свете целостного христианского миросозерцания,автор исходил из богатого наследия богословской и научной мысли. Поэтомувесь цикл можно рассматривать как своего рода попыткурелигиозно-философского и исторического синтеза.Быть может, иные читатели усмотрят на этих страницах нечто вродеапологии нехристианских верований. Но не следует забывать, что сферарелигиозная - совершенно особая сфера. Без проникновения в самый духвероучений, без частичного отождествления себя с их исповедниками невозможноничего понять в сущности религий. Только путь внутреннего сопереживания,когда мы будем искать истину вместе с анимистом, буддистом или греческиммыслителем, поможет нам уловить подлинную динамику религий, подготовившихмир к явлению Богочеловека. Движение к этому центру, или высшей точке,представляет собой поистине захватывающее зрелище; следя за ним, мы сможемглубже понять и смысл самого христианства. То, что было поисками Пути,Истины и Жизни, дает возможность по-новому взглянуть на Евангелие, увидетьего в широкой мировой перспективе. Прежде чем отправиться в долгое путешествие через века и континенты,нам необходимо остановиться на вопросе о сущности и происхождении религии, атакже на самой "завязке" религиозно-исторической драмы. Это и составитсодержание первого тома, который является как бы введением к остальным. Посвоему характеру он неизбежно будет отличаться от всех последующих, так какзатрагиваемые в нем темы вынуждали обращаться к некоторым вопросам общегопорядка. Для того чтобы не разрывать основную нить изложения, в конце книгидан ряд специальных экскурсов. Поскольку в сравнительно небольшой работеневозможно полностью осветить все поставленные проблемы, везде даютсяуказания на источники и приведена библиография, чтобы тот, ктозаинтересуется предметом, мог самостоятельно в него углубиться. Если предлагаемый цикл книг поможет читателям увидеть в истории религийне скопище заблуждений, а потоки рек и ручьев, несущих свои воды в океанНового Завета, цель автора будет достигнута. ЗАМЕЧАНИЕ К 3-му ИЗДАНИЮ Я писал в первую очередь для своих соотечественников. Но по известнымпричинам работа в те годы не могла быть опубликована у нас. Ее выпустилдвумя изданиями (1971, 1981) брюссельский Центр Восточного Христианства(издательство "Жизнь с Богом"), которому приношу глубокую благодарность.Сегодня, в новых общественных условиях, издание цикла стало возможно наРодине, благодарю. Прот. Александр Мень г.ЗагорскТы создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе. Августин Вдумчивому наблюдателю трудно найти в духовной жизни людей фактор,который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. От каменноговека до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы,живет она неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой. Египетскиехрамы и вавилонские гимны, Библия и Парфенон, готические витражи и русскиеиконы, "Божественная комедия" Данте и творения Достоевского, мысль Платона иКьеркегора, музыка Баха и Бриттена, социальные идеи Савонаролы и Мюнцера -все это коренится в религии, которая вносит в земную жизнь высший смысл,связуя ее с Непреходящим. Религия была решающим импульсом во многих исторических движениях.Принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, экспансияислама, Реформация Западной Церкви стали подлинными вехами в жизничеловечества. Даже сама борьба против религии есть косвенное признание еезначения. Влияние религиозной веры простирается от грандиозных социальныхпотрясений до интимнейших глубин человеческого сердца. И именно последнеесоставляет ее главную силу. Обращаясь к религиям минувших веков, мы сможем убедиться, что они имеютне только исторический интерес, но в них есть нечто вечное, актуальное влюбую эпоху. Однако многие, соглашаясь признать важную роль религии в прошлом,уверяют, что для людей XX столетия она умерла или умрет в ближайшем будущем.Говорят, что мир окончательно входит в период безверия. Справедливо ли это? Не кроется ли именно за борьбой против религии,которая ведется на протяжении почти всего нашего века, бессознательный страхперед ней и неуверенность ее врагов в своей правоте?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.