КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. 3 страница
Продолжение табл. 3.28
Комплексное тестовое задание 6 по теме "Гетерогенные дисперсные системы и поверхностные явления в них" Правильные ответы по п. А приведены в конце пособия в таблице 4.2. Выполните задание применительно к гетерогенной дисперсной системе, приведенной в таблице 3.29 для Вашего варианта: А. Из набора ответов (1, 2 или 3) выберите и приведите ответ, правильно отражающий тип гетерогенной дисперсной системы при условии, что имеются условия для ее стабилизации. Б. Обоснуйте свой ответ; укажите, устойчива ли эта система или нет и почему. Изобразите схему выбранной системы и ее стабилизации либо с помощью адсорбции ПАВ, либо в результате возникновения двойного электрического слоя (если это в заданной системе возможно). Объясните, какова сущность происходящих при этом явлений, как они влияют на поверхностную энергию Гиббса (приведите ее выражение). Объясните, почему такими способами гетерогенные дисперсные системы стабилизируются Для коллоидного раствора приведите структуру образующейся в нем мицеллы. Укажите, какими способами можно осуществить диспергирование частиц дисперсной фазы с образованием гетерогенной дисперсной системы.
Таблица 3.29 – Тестовое задание 16 (Т-16)
Продолжение таблицы 3.29 – Тестовое задание 16 (Т-16)
Задание 10. Электролитическая диссоциация (по разделам стандартов: растворы; растворы электролитов; кислотно-основные свойства веществ; химическое равновесие в растворах) Рекомендуемая литература: [1], 8.2-8.7, 8.10; [2], § 8.3-8.5; [3], § 1-4; [4], § 1-5, 9; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Что представляет собой реакция электролитической диссоциации, и какова роль воды в этом процессе. 1.2. Что представляют собой по составу и свойствам растворы электролитов. 1.3. Какова сущность понятия "степень электролитической диссоциации", ее математическое выражение, каким образом она зависит от концентрации растворяющегося вещества и почему. 1.4. Как подразделяются электролиты в зависимости от значений их степени диссоциации. 1.5. Какие по силе электролиты могут быть охарактеризованы константой диссоциации, и как она выражается математически. 1.6. По каким табличным данным определяют силу электролитов для кислот, оснований, средних солей. К каким по силе электролитам относятся кислые соли, основные соли, кислотные остатки кислых солей (например HCO3-), основные остатки основных солей (например СаОН+). Уметь написать уравнения реакций электролитической диссоциации веществ указанных выше классов. 1.7. По каким функциональным признакам электролитической диссоциации можно определить вещества, относящиеся к кислотам и основаниям. Уметь подтвердить ответ примерами. 1.8. Какие по строению вещества диссоциируют ступенчато (по стадиям), как при этом изменяется степень диссоциации и почему. 1.9. Что представляют собой ионное произведение воды и водородный показатель (рН), их математические выражения. Как с помощью значения рН оцениваются кислотно-основные свойства веществ в их водных растворах. 1.10. Что представляют собой по строению кислотно-основные индикаторы и для каких целей они используются. Уметь привести схему их превращений в воде при различных значениях рН среды. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: 2.1. Дайте определение реакции электролитической диссоциации. 2.2. Даны вещества с указанием агрегатного состояния до их растворения в воде (табл. 3.30). Для вещества по Вашему варианту: а) напишите уравнение реакции электролитической диссоциации; б) для жидкого или газообразного вещества приведите структурную формулу и укажите тип химической связи, подвергающейся диссоциации; для кристаллического вещества укажите тип кристаллической решетки и изобразите фрагмент этой решетки; в) изобразите схему, отражающую роль воды в процессе электролитической диссоциации данного вещества, и объясните, почему в отсутствие воды диссоциация не происходит; Таблица 3.30
Условные обозначения агрегатных состояний: к – кристаллическое; ж – жидкое; г – газообразное. 2.3. Укажите, какова сущность степени электролитической диссоциации. Напишите общее математическое выражение степени электролитической диссоциации электролита типа А-Б, расшифруйте входящие в него величины; укажите, как повлияет на ее значение разбавление раствора и почему. 2.4. Для каждого варианта даны по два электролита (табл. 3.31) Для этих веществ: а) укажите классы и их разновидности (типы солей, кислоты и основания в зависимости от количества функциональных групп), приведите их химические названия; б) напишите уравнения электролитической диссоциации; в случаях ступенчатой диссоциации электролита укажите, как различаются по величине степени его диссоциации на различных стадиях и почему; в) укажите силу исходных электролитов и образующихся на всех стадиях диссоциации (с., сл.). Для ответа используйте табличные данные о силе электролитов и растворимости солей разных типов, учтите характер изменения степени диссоциации при многоступенчатой диссоциации; г) для слабого или среднего по силе электролита (из двух данных веществ) напишите математическое выражение константы его электролитической диссоциации и укажите, какие факторы могут оказать на нее влияние.
Таблица 3.31
2.5. Укажите, что является функциональным признаком электролитической диссоциации всех кислот и функциональным признаком электролитической диссоциации всех оснований. Ответ подтвердите соответствующими примерами. 2.6. Как и почему способность кислот типа Н-Х и Н-О-Х(=О)n отщеплять протон, а также способность оснований типа Met-(OH)n отщеплять анион связаны с положением элементов X и Met в периодической системе, их электроотрицательностью и степенью окисления? 2.7. Определите, какое из двух данных веществ (табл. 3.32) является более сильной кислотой или соответственно более сильным основанием, и объясните почему.
Таблица 3.32
Для ответа на вопрос 2.7: – используйте соответствующие характеристики центральных элементов (X или Met); – определите, в каком из двух соединений: а) в большей степени понижена электронная плотность на атоме водорода в молекулах кислот или б) в большей степени повышена электронная плотность на атомах кислорода группы (групп) –ОН в основаниях. Комплексное тестовое задание 7 по теме "Электролитическая диссоциация" Правильные ответы по п. А приведены в конце пособия в таблице 4.2. А. Выберите правильный ответ: как изменяется кислотность слева направо в паре соединений по Вашему варианту в таблице 3.33 (по первой ступени их электролитической диссоциации). Б. Напишите уравнения реакций электролитической диссоциации данных кислот по всем возможным стадиям; укажите, что является общим признаком этих реакций; приведите определение кислоты с позиций теории электролитической диссоциации. Определите, к электролиту какой силы относится каждая из данных кислот. Укажите, как связана сила кислоты: с электроотрицательностью и степенью окисления элемента, входящего в кислотный остаток; с числом групп Э=О в кислородсодержащем кислотном остатке и почему. Обоснуйте свой ответ на задание А с учетом ответов на задание Б и положения элемента в Периодической системе.
Таблица 3.33 – Тестовое задание 17 (Т-17)
Продолжение таблицы 3.33 – Тестовое задание 17 (Т-17)
Задание 11. Реакции обмена в растворах электролитов (в том числе гидролиз) и химическая идентификация на их основе (по разделам стандартов: растворы; растворы электролитов; кислотно-основные свойства веществ; химическое равновесие в растворах; химическая идентификация) Рекомендуемая литература: [1], § 8.7, 8.8, 8.11, 8.12; [2], § 8.3, 8.6; [3], гл. 7, § 5; [4], гл. 8, § 6, 7, 10; лекции. 1. Вопросы, которые необходимо изучить и уметь дать на них ответ: 1.1. Какие химические частицы участвуют в реакциях, проходящих в растворах электролитов. Почему для таких реакций среди реагентов должен быть хотя бы один сильный электролит. 1.2. Образование какого вещества (по его способности к электролитической диссоциации, растворимости, агрегатному состоянию) является обязательным условием для прохождения реакций обмена в растворах электролитов и почему. 1.3. Что является условием обратимости реакций в растворах электролитов. 1.4. В каком случае реакцию можно считать практически необратимой и почему. 1.5. Какие реакции относятся к реакциям кислотно-основного взаимодействия. Какие ионы, атомы или группы атомов участвуют в реакциях кислотно-основного взаимодействия. Уметь привести примеры. 1.6. Что представляют собой реакции нейтрализации и гидролиза, в каких случаях они обратимы. Почему они получили такие названия. 1.7. Какие соли, с точки зрения их состава, подвергаются гидролизу и почему. Уметь привести примеры таких солей с указанием иона, который ведет гидролиз, и возникающего значения рН среды. 1.8. Что представляет собой и как математически выражается степень гидролиза, какие факторы на нее влияют. 1.9. Необходимо знать: а) общие правила и последовательность составления молекулярных и ионно-молекулярных уравнений для реакций обмена в растворах электролитов; б) в чем заключаются особенности и последовательность составления таких уравнений для реакций гидролиза. 1.10. Почему при составлении уравнений реакций, протекающих в растворах электролитов, необходимо оценить иcходные вещества и образующиеся продукты по степени силы электролита, растворимости, агрегатному состоянию. Уметь объяснить, почему в ионно-молекулярных уравнениях в виде ионов записываются только сильные электролиты (учитывая при этом факторы, влияющие на скорость реакций обмена) 1.11. В какой момент в реакциях, протекающих в растворах электролитов, наступает состояние химического равновесия. Какие внешние воздействия могут вызвать смещение равновесия. Уметь сформулировать принцип Ле-Шателье и объяснить, как он используется для смещения равновесия реакций в растворах. 2. Письменное задание для контроля усвоения темы: 2.1. Дайте определение реакций нейтрализации и гидролиза. 2.2. Укажите, при образовании какого типа солей реакции нейтрализации являются необратимыми. Свой ответ поясните и приведите краткое ионно-молекулярное уравнение такой реакции нейтрализации.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |