КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три консультанта (А. Г. Банэ)
ОП S Письменная жалоба Участники: руководитель предприятия, заведующий отделом. Информация. На заведующего одного из отделов поступила письменная жалоба от его подчиненных. В жалобе говорилось, что он в общении груб и нетактичен, а также старается всячески подчеркнуть свое превосходство. Руководитель должен как-то отреагировать на жалобу. Он вызывает к себе данного заведующего. Задача. Руководитель должен выяснить факты, используя приемы эмпатического (активного) слушания. Дополнительные инструкции. Вы руководитель предприятия. На заведующего отделом поступила от его подчиненных письменная жалоба о том, что он ведет себя грубо и нетактично и старается всячески подчеркнуть свое превосходство. Вы вынуждены как-то среагировать на жалобу. Вы вызываете к себе заведующего отделом. Заведующий отделом: а) на предприятии еще новый человек; б) долгие годы проработал на данном предприятии рабочим; в) долгие годы проработал на своем месте без особых конфликтов. / Ворчливая уборщица Участники: начальник цеха, уборщица. Информация. Начальник цеха ждет важных гостей из предприятия той же отрасли. Гости должны появиться каждую минуту. Вдруг входит уборщица и сердито кричит: «Только час назад я здесь все убрала и вычистила, и теперь все снова запачкано. Долго мне за вами убирать?» Задача. Начальник цеха старается успокоить уборщицу, пользуясь техниками АС. v' Субботник Участники: начальник, подчиненный. Информация. Вы должны получить обещание от подчиненного, что он придет на субботник. Подчиненный говорит, что он не хочет делать уборку на работе, когда и дома дел полно. Задача: ответить, используя техники АС. •S Кто уберет? Участники: мастер, рабочий. Информация. Мастер обращается с просьбой к рабочему, чтобы тот убрал свое место работы. Рабочий отвечает с гневом: «Какого черта я должен играть уборщицу. Найдите другого дурака!» Задача: ответить, используя техники АС. ^ Молодой специалист Участники: заведующий цехом, молодой специалист. Информация. Молодой специалист просит у заведующего Цехом разрешение уйти с работы раньше на пару часов. Задачи: 1. Пользуясь техниками АС, постараться разузнать причины его ухода. 2. Убедить молодого специалиста остаться на предприятии. Дополнительная инструкция. Вы молодой специалист. Вы хотите уйти с предприятия. Вы просите у заведующего цехом Разрешение уйти на несколько часов раньше окончания рабочего дня, так как собираетесь идти разузнавать насчет нового места работы. Причину ухода можно выдумать самостоятельно. Следует высказать ее заведующему цехом, если чувствуешь, что между вами налажен хороший контакт. ^ Проблемы в тренинге Инструкция. Тренинг - это утомительная работа - борьба с недостатками. В данный момент Ваша голова заполнена проблемами, которые требуют решения. Выскажите одну из них своему соседу слева. Задача партнера - пользуясь техниками АС, стимулировать более глубокое раскрытие проблемы со стороны собеседника. Задача выполнена, если партнер ответит своей репликой. Все остальные члены группы слушают и позже корригируют ответ, если тот не удался. Постарайтесь ответить одним предложением. Продолжить по кругу. S Скрытая зона Инструкция. Выбери из числа участников партнера, с кем ты меньше всех имел возможность общаться, который тебе меньше всех знаком. Выбери тему для беседы и найди возможность «заставить» партнера беседовать с целью расширить «скрытую зону *. S Поездной психотерапевт Участники: две знакомые женщины. Информация. В поезде встречаются две знакомые женщины. Одна жалуется другой, что на работе к ней стали плохо относиться, и она хочет поменять место работы. Задание: «поездной психотерапевт» должен выслушать собеседницу, не навязывая своих преждевременных советов. Сначала нужно сориентироваться в проблемной ситуации. Дополнительная информация жалующейся: скрытая причина в том, что Вы обидчивы. Отношения на работе на самом деле далеко не такие плохие, как Вам в данную минуту кажется. В ухудшении отношений есть и Ваша доля вины. S Тема дипломной работы Участники: преподаватель, студент. Информация. Преподаватель уговаривает студента прийти к нему писать дипломную работу. Задание: выяснить, почему студент колеблется. Дополнительная информация студенту: Вы хотели бы писать дипломную работу у этого преподавателя, но уже два года писали курсовые у другого преподавателя, и Вам неудобно ему отказать. •S Отпуск Участники: молодой сотрудник, начальник отдела. Информация. Молодой сотрудник приходит к начальнику отдела с просьбой перенести отпуск с августа на апрель. Инструкция молодому сотруднику. В апреле у вас свадьба с сотрудницей этого же отдела. Вы пока не хотели бы это афишировать. В качестве благовидного предлога можете назвать получение удачной путевки. Предоставление и получение обратной связи (Д. Данко и Р. Черси) Цель: установление психологического климата, способствующего предоставлению и получению обратной связи в установленных рабочих группах, практика активного слушания и навыков обратной связи. Оборудование: листок бумаги и карандаши для каждого участника. Ведущий объясняет цель упражнения. Он говорит о том, что часто бывает трудно в групповых ситуациях спонтанно дать и получить похвалу, конструктивную критику или негативную обратную связь, т. к. люди не хотят нарушать групповых норм, отдалять других людей или быть воспринятыми как приносящие другим людям неприятности, и еще потому, что они не знают, что им на это ответят. Далее ведущий поясняет, что целью данного упражнения является предоставление участникам возможности обменяться информацией друг о друге. Ведущий объясняет первую фазу упражнения: сбор фактов. На этом этапе каждый участник должен поговорить с каждым попарно. Примерный перечень вопросов. • Какое ваше любимое дело? • Как вы сейчас себя чувствуете? • Кому вы больше всего доверяете? • О чем вы чаще всего мечтаете? • Когда вы хотите побыть один? • Что вы называете экзотическим? • Как вы определяете дружбу? • Когда вы чувствуете особое расположение к другому человек? • Какие ценности являются для вас наиболее значимыми? • Что вы ожидаете от меня? • В каких обстоятельствах вы говорите неправду? • Что вам трудно делать? • Какова ваша любимая шутка или анекдот? • Когда вы чувствуете себя некомфортно? В ходе беседы должен произойти в течение 3-5 минут обмен обратной связью. При этом желательно придерживаться следующих правил: • обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения, которое обычно не осознается. Формой обратной связи является сообщение о своих реакциях на поведение других людей с целью помочь им откорректировать его; • хорошо начинать с положительной обратной связи, постепенно переходя к негативным моментам, если они имеются; • обратная связь должна носить скорее описательный, чем оценочный характер, кроме того, она должна быть конкретной; • задачей слушающего является практика активного слушания. Пояснения спрашиваются лишь тогда, когда они необходимы; • информация, содержащаяся в обратной связи, может основываться только на собственных наблюдениях и впечатлениях слушающего; • давая личностную обратную связь, необходимо оговорить, что это Ваше личное мнение. Участникам раздаются чистые листы бумаги и карандаши, они рассаживаются попарно. Пары просят сесть таким образом, чтобы не мешать и не слышать то, о чем говорят соседние пары. Участников просят выбрать того человека в паре, который будет первым, и начать первую фазу упражнения. Через 3 минуты участников просят поменяться ролями в диадах. Еще через 3 минуты общение заканчивается. Одна минута дается участникам на фиксацию полученной информации, а потом их просят выбрать себе следующего партнера. Этот процесс продолжается до тех пор, пока каждый не даст и не получит обратную связь от каждого. Участников просят про-смотрет,ь и структурировать ту информацию о себе, которую они получили. Далее объясняется вторая фаза упражнения: ответ. Каждому участнику предоставляется по 3 минуты на то, чтобы сообщить и ответить на ту обратную связь, которую они получили о себе. Участникам напоминается о конфиденциальности источников. Обсуждение: группа обсуждает новое восприятие друг друга, возможности использования обратной связи в консультировании и те средства и способы, с помощью которых лучше давать и получать обратную связь. Цель: дать себе отчет по вопросу о наличии необходимых для работы психологом-консультантом навыков, предоставить возможность попрактиковаться в консультировании. Оборудование: по одному экземпляру фрагментов мини-теста (см. Диагностику) и по одному экземпляру «Схема наблюдения навыков консультирования» каждому участнику, карандаш и бумага. Приводим фрагменты мини-теста, которые каждый участник использует в заполненном виде, когда вступает в роль клиента. Насколько вам свойственно: 1. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 2. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 3. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 4. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2..*.3...4...5...6...7...8...9...10 5. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 6. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10 Приводим схему наблюдения навыков консультирования. 1. Эмоционально стимулирует клиента. 2. Проясняет чувства клиента. 3. Обнаруживает свои чувства перед клиентом. 4. Формулирует идеи. 5. Делает выводы по реакции клиента. 6. Интерпретирует высказывания клиента. 7. Задает вопросы. 8. Резюмирует высказывания клиента. 9. Внимательно слушает. 10. Замечает уровень заинтересованности. 11. Замечает, когда клиент избегает касаться какой-то темы. 12. Умение держать паузу. Вначале коротко говорится о целях предстоящей работы. Участники получают фрагменты заполненного мини-теста. Затем они разбиваются в триады, причем за каждым участником закрепляется имя А, Б или В. Ведущий сообщает, что в течение первого раунда участник А будет выступать в роли клиента, который представляет на рассмотрение и обсуждение свои данные по мини-тесту. Участник Б играет роль консультанта, строит «помогающие» взаимоотношения с клиентом. Участник В, являясь наблюдателем, получает схему наблюдения, которую использует. Далее начинается первый раунд. Ведущий останавливает процесс через 20 минут и предлагает наблюдателю сооб- щать о том, что он видел, и затем участники обсуждают беседу консультанта с клиентом в течение 10 минут. Далее участники меняются ролями: Б - клиент, В - консультант, А - наблюдатель (30 минут). В третьем раунде В -клиент, А - консультант, Б - наблюдатель. Участники, работая в тройках, должны обсудить, чтопомо-гает и что мешает в работе консультанта, и выработать три тезиса об этом для обсуждения всей группой. Задания на установление психологического контакта •S Призыв к участвующим в тренинге Участники: вся группа. Оборудование: видеокамера, видеомагнитофон, телевизор. Задача: тебе нужно обратиться к собравшимся с эмоциональным призывом. Содержание послания должно помочь: - забыть рабочие заботы; - вжиться в обстановку тренинга; - сплотить участников. Каждому дается на это 30 секунд. После соответствующего сигнала нужно закончить предложение или мысль. Обсуждение с видеопросмотром: какие способы использовались для привлечения внимания? Что обнаружилось как конструктивное, а что мешало реализации эмоционального призыва? Какая реакция на каждое обращение возникала в группе?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |