Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теджабинду упанишада




Последняя из пяти бинду упанишад и последняя из трех переведенных упанишад этой группы — Теджабинду. Группу бинду упанишад, относящихся к Атхарваведе, объединяет еще и то, что они указывают некий точечный объект созерцания. Теджабинду предлагает йогину созерцать Атмана как сияющую (или лучащуюся) точку в сердце и указывает ступени подхода к этому высшему созерцанию. Это три вида посвящения (diksa) и виды созерцания: грубое, т. е. на материальных объектах, тонкое — на мысленных образах и, наконец, высшее (шл. 1). Но основной упор упанишада делает не на приемах достижения, а на самом описании достигаемого состояния, как в виде положительных характеристик, так и посредством отрицаний, т. е. указанием на то, чем оно не является. Дасгупта называет Теджабинду «ведантистской упанишадой ультрамонистического типа», в которой йога — путь осуществления Брахмана как единого и чистого сознания (т. 2, с. 454).

Как и в случае некоторых других упанишад (например, Йога таттвы), существует две версии Теджабинду уп.: краткая, считающаяся неоспоримо «подлинной», и пространная с более поздним механическим присоединением к философскому тексту изложения техники йоги. В этой версии йога излагается как осуществление 15 условий, среди которых — йама, нийама, тъяга, про-на-самьямана, пратьяхара, дхарана и пр. В версии, которую мы переводим, без подробностей упоминаются только некоторые из этих понятий. Но и относительно краткого текста упанишады существует устойчивая традиция комментирования, которая толкует его как йоговский. В любом случае заметна связь ведантистской упанишады с йогой, что послужило еще одной причиной включения упанишады в этот сборник.

При переводе использовались комментарии Свами Мадхавананды из Миссии Рамакришны.


СИЯЮЩАЯ ТОЧКА1

ОМ! Да защитит нас обоих!., и т. д.

1. Сверкающая точка, в сердце находящаяся, высшее созерцание, все превосходящее, которое (достигается посвящениями) — от людей, от Силы, от Шивы2, грубым, тонким и высшим (созерцанием).

2. Это созерцание даже мудрому и разумному труднодостижимо и трудновыполнимо, труднопонимаемо и труд неудержимо, трудновоспринимаемо и труднопреодолеваемо.

3. Одолевший (жадность) к пище, гнев, чувственность и привязанность, недвойственный, без чувства «я»3, без надежды и без владения4.

4. Сделав недостижимое достижимым, (лишь) почитание гуру целью мысли (имея), находят три подхода5

(и) три пристанища6 Лебедя7, утверждают.

5. (Это) высшее тайное состояние, непроявленное безопорное Благо в форме пространства8, мельчайшее, тонкое, высшее местопребывание9 Вишну.

6. (Явленное) Триоким10, Трехгунным, из трех составляющих11, лишенное форм состояние, неизменное, недвижимое, безусловное12, безопорное.

7. Состояние, неподвластное ограничениям, сферу речи и ума превосходящее, схватываемое осуществлением своей сущности13, оставлением царства множества и единства.

8. Блаженство, счастье превосходящее, трудновыразимое, нерожденное, непреходящее, от мыслеверти14 свободное, постоянное, твердое, неколебимое.

9. То — Благо15, То — Наисамое16,

То — завершение, То — высшая цель, мысль немыслимая17, пространство прочное — То — Сам Высочайший.

10. Не пусто (Оно, но) пустым представляется, и пустоту превосходит18, надежное,

не мыслящий, не мысль, не мыслимое, но то, что лишь следует мыслить.

11. То — Все, высочайшая пустота, из высочайшего высшее, (состояние), нет (коего) выше, несознаваемая, непонимаемая Истина, неведомая ни мудрецам, приобщенным к сути19, ни также богам.

12. Неведомо (испытывающим) жадность, страх, заблуждение, спесь, похоть, гнев, скверну20, жар и холод, жажду и голод, решимость и нерешительность.

13. Брахманской родовой спесью, множеством книг об Избавлении21, страхом, радостью и страданием, честью

и бесчестьем не затронутое — То Высшее Благо, не затронутое — То Высшее Благо.

ОМ! Да защитит... и т. д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.