Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амританада упанишада




Вместе с Амритабинду эта упанишада как бы образует взаимодополняющую пару. Но если первая более «отвлеченна», то в Амританаде уп. гораздо больше технических определений и сжатых (иногда до намеков) описаний прикладных приемов.

Бессмертный (amrta) звук (nada). о котором учит упанишада, — главное средство для достижения Освобождения. Видимо, она имеет в виду особую технику сосредоточения на слышимом внутри тела звуке, известную как надо йога.

В стихах 2-3 развивается идея упанишад об ОМ как воплощенном Брахмане, звуке, который «все это» (Атма у п.). Однако упанишада делает упор на его невоплощенном, непроявленном аспекте, считая, что слышание этого невыразимого, неизреченного, беззвучного звука ведет к Освобождению.

Данная упанишада, как и большинство тантрийских упанишад, предлагает для достижения этого не восьми-членную, как у Патанджали, а шестичленную йогу. Однако и относительно последней в ней имеется некоторое своеобразие: ступень асана отсутствует в перечне, а введена как отдельная ступень tarka, рассуждение или вывод, согласно Писаниям (ст. 6). Кроме того, текст допускает разные возможности понимания порядка этих ступеней: так, пратьяхара в перечне стоит и описывается первой. Если это не стилистический прием и не искажение текста в результате передачи, то, вероятно, упанишада понимает пра-тъяхару как первое условие для йоговской практики, которое состоит в удалении чувств и ума от их объектов (возможно, сначала путем удаления в уединенное место).

Упанишада предписывает упражняющемуся в йоге режим без крайностей и эмоциональных волнений (не слишком много бодрствовать, не пересыпать, не переедать, избегать гнева, страха и т. д.) (ст. 28).

Подробно, насколько возможно в этом жанре, описываются дыхательные упражнения (ст. 7-14): что такое вдох, выдох и задержка дыхания, какова ее длительность, на чем при этом надо сосредотачиваться и т. д. (ст. 9-14, 19, 21). В описании пран упанишада в целом следует схеме Чхандогьиуп. 3.13.1-6; 6.5.19-23, но с описанием "цветов и мер" жизненных дыханий (ст. 31-38).
Когда дыхание соединяется с огнем в муладхаре и поднимается вверх, сначала по плотному, затем - по тонкому телу, это ведет, в заключение, к йоге как таковой, под которой текст понимает, видимо, дхьяну и са-мадхи (ст. 24), ведущей к искомому состоянию Обособленности - кайвалья (ст. 30). В стихах 33 и 34 проводится различие между внешним и внутренним полями (или аурами) праны, причем внутреннее поле простирается на 19 300 100 001 пальцев, что еще раз подтверждает, что пранайама - не просто управление вдохом-выдохом. Когда же йогин размыкает круг Дыханий, он достигает бессмертия (ст. 39).

ЗВУК БЕССМЕРТИЯ
ОМ! Да наставит нас обоих... и т. д.
1. Изучив Писания1 и много раз повторив (их), разумный, Высшее Благо2 узнав, затем их отбросит3, как головню (от факела, когда стало светло).
2. Затем, взойдя на колесницу слога ОМ4, (он) следует по стопам Брахмы, колесничим (своим) сделав Вишну и почитая высшим Рудру5.
3. Но (когда) достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит.
4. (Так), оставив размер (звука), род, положение, беззвучным "М"6 лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают.
5. (Оставив) звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем -
это зовут пратпъяхарой.
6. Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхъяна, также тарк и самадхи* - зовутся шестичастной йогой.
7. Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь -так произведенное чувствами загрязнение сжигается удержанием праны9.
8. Управлением пранами в теле (избавляются) от расстройств10, дхараной - от скверны, а пратпъяхарой вместе с дхьяной - от неблагих свойств.
9. Так как (этим) скверна, подлежащая удалению, уничтожается, Сиятельным" (упражнением) следует заниматься.
10. Удаление, двух ветров привлечение12 и Сиятельное -три управления дыханием, сказано.
11. Удаление, наполнение, задержка13 (дыхания, соединенная) с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями14 и гаятрик вместе с Головной (мантрой)16 -это управлением правой зовется.
12. (Когда) пространство, (где) предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты - это, говорят, признак речаки,
13. (Когда) человек всасывает набираемый воздух, (словно) стеблем голубого лотоса воду, - таков признак пураки.
14. (Когда) ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, - признак кумбхаки.

15. (Когда), как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело — таков признак успокоения18.

16. Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием (внимания) провозглашают мудрым.

17. Раздумье об источнике19 рассуждением20 зовется, обретенная ровность мысли — как самадхи известна.

18. (Устроившись) на земле, на сидении из (травы) дарбха21,

в приятном, лишенном всех недостатков (месте), сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз (мантру),

19. удерживая Лотосную, или Счастливую, или Бодрую22 позу, обращенный лицом к северу, неподвижный,

20. одним пальцем (поочередно) закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает (и при этом) только огонь и звук воспринимает.

21. Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, «Благо» — говорят этой дивной мантрой. (Затем) следует удалить воздух.

Пусть (упражняющийся) делает это, пока не освободится от нечистоты.

22. После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый, знающий мантру, (преодолеет) сначала плотное, (а затем) и тонкое (тело), от пупка вверх (поднимая звук и огонь).23

23. Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.

24. Так удерживается семь или восемь мер времени24 длительность дхараны, но йога требует 12 мер,

говорится.

25. Внизу проявляющийся беззвучный (звук), лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных «х», — неразбиваемый (слог)25, который никак не разбить.

26. Кем это умение достигается, тем прана постигается. Всегда следует повторять (этот) путь, который проходит

27. (через) врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения: впадину и круглое отверстие.26

28. Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.

29. Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.

30. На четвертый — дивных (богов) увидит, на пятый — (подходит) широкой поступью (и) в шесть месяцев, несомненно,

искомое состояние Обособленности27 обретает.

31. Пять мер (принадлежит) Земле, четыре — Воде, три меры — Огню, Ветру две,

32. одна мера — Пространству28, но мыслит пусть о безмерном, совершив умом соединение29, пусть в себе Самого

постигнет.

33. (Область распространения) праны в 30 пальцев30, где прана, правами обусловленная31, называется

праной. Это внешнее поле праны, (внутреннее же поле) дыхания

34. (распространяется) день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один32 (палец), согласно источникам33.

35. Первая — прана, ее место — в сердце, апаш же —около ануса, самана — в пупковой области, у дана находится

в горле,

36. вьяна, вседарящая, — по всем членам распространяется. (Теперь) — пять цветов праны и прочих (будут)

названы по порядку:

37. прана — кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана — в ее середине, подобна цвету (желтой)

индрагопы34.

38. В середине тех двух — самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко,

удана желтовата, а вьяна подобна огню.

39. Разомкнув этот круг, (кто) воздух ведет к голове,

где бы ни умер,36 тот не родится больше, тот не родится больше.

Такова упанишада.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.