Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 43




Урок 42

Тема: Ненецкая народная сказка «Кукушечка»

Задачи: познакомить учеников со сказкой, учить ос­мыслять прочитанное произведение; формировать навык правильного и выразительного чтения.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые задаются учащимся на слух (за экраном): Проверьте, готовы ли вы к уроку? Кто дежурный в классе? Дежурный, напомни ребятам, как надо работать на уроке.

2. Сообщение темы урока. Учитель обращает внимание учащихся на правильное произнесение: ненецкая народ­ная сказка.

3. Рассказ учителя о ненецком народе, который может сопровождаться рассматриванием иллюстративного мате­риала. В качестве образца можно воспользоваться следую­щим материалом.

Издавна ненецкий народ населял самые северные земли Рос­сии. Эти земли протянулись от Кольского полуострова до реки Енисей. Люди занимались оленеводством и рыболовством. Оле­ньи шкуры обрабатывали сами местные жители. Они скоблили, вычищали их на специальной доске, затем сушили, а потом из шкур шили одежду или их продавали.

Верхняя одежда ненцев из оленьих шкур называется «мали­ца». Это очень теплая одежда, как шуба; пропитанная оленьим жиром, она не промокает.

От северных морозов ненцев спасают пимы — мягкие сапоги из шкур животных. Чаще всего их шьют из оленьих шкур. Даже сейчас пимы считаются самыми теплыми сапогами.

Живут ненцы в чумах. Чум — это шатер, который зимой по­крыт оленьими шкурами, а летом — берестой — верхним слоем коры березы. В долгие зимние вечера у огня ненцы любят скла­дывать сказки.

4. Самостоятельное чтение сказки учениками.

 

5. Беседа, цель которой — выяснение результатов пер­вичного целостного восприятия прочитанного, направля­ется вопросами учителя: О ком говорится в сказке? О чем говорится в сказке? Что особенно запомнилось?

6. Чтение учениками сказки по законченным смысло­вым отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются но­вые слова и выражения: чум, пимы, малица, тундра, ра­ботала весь день, ноги в кровь изранили и т. п. В помощь словарной работе привлекается иллюстративный материал.

7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при ко­тором отрабатывается правильность произношения и вы­разительность.

8. Драматизация некоторых эпизодов сказки. Напри­мер: «От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит в чуме и просит...»; «Побежали дети за матерью, кричат ей...»

9. Домашнее задание: выразительное чтение и пересказ сказки.

Тема: Ненецкая народная сказка «Кукушечка»

Задачи: научить школьников осмысливать прочитан­ное произведение, рассуждать о главной его идее и содер­жании, развивать их связную речь.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Беседа по содержанию сказки, направляемая вопро­сами учителя: Назовите действующих лиц сказки. Какое настроение создает она у читателей? Что вам запомни­лось? Чем занимались дети? Что делала мать? Почему она заболела? Сколько раз просила мать о помощи? Почему в тундре растет красный мох? Как кукушка выводит своих птенцов?

 

 

В заключительной фразе учитель подводит итог беседы: «Это жизненное наблюдение нашло свое отражение в сказ­ке».

Опорные слова и словосочетания для ответов детей: Сказка создает (какое?)... настроение (грустное, печаль­ное, радостное, насмешливое, веселое).....как мать пре­вратилась в кукушку...., что мать заболела от тяжелой ра­боты...., как дети бежали за мамой и просили ее вернуться. Мать заболела от.... Работа (какая?)... (изну­рительная, тяжела, непосильная).

3. Рассматривание иллюстраций к сказке и подбор к ним соответствующих фраз из текста.

4. Выполнение лексико-стилистических упражнений:

а) скажите по-другому: мать работала весь день —...; ноги в кровь изранили —...; заболела от тяжелой рабо­ты —...;

б) дополните предложения: Малица покрылась (чем?).... Доска стала (чем?).... Наперсток стал (чем?).... Мать превратилась (в кого?)....

5. Составление характеристик сыновей. Учитель наво­дящими вопросами помогает детям в выполнении этого за­дания: Как поступили дети? Как их можно назвать?

Опорные слова и словосочетания для ответов детей: Дети поступили... (жестоко, внимательно, грубо, серди­то). Сыновья (какие?)... (равнодушные, ласковые, добрые, жестокие).

На заключительном этапе характеристики учитель за­дает вопрос, требующий от учащихся обобщения, осмыс­ления всего текста: Каково ваше отношение к сыновьям?

6. Составление учащимися самостоятельного высказы­вания — суждения о прочитанном с помощью структуры плана ответа. Она может быть записана на доске, Каждый ученик заполняет ее индивидуально. После того как эта работа будет закончена, учитель открывает запись на дос­ке и ученики сравнивают свой план с образцом.

 

 

Структура плана ответа

I. Тезис.

Твое отношение к сыновь­ям.

II, Доказательства.

1....

2....

III. Вывод.

План ответа

I. Тезис.

Мне не понравились сыно­вья.

II. Доказательства.

1. Болезнь матери.

2. Мать превратилась в ку­кушку.

III. Вывод. Сыновья — жесто­кие и равнодушные.

Вариант рассуждения

Мне не понравились сыновья. Вот как это я могу доказать.

Сыновья не слушались матери, играли целые дни. От тяжелой работы мама заболела. Она просила детей дать воды, но дети не выполнили ее просьбу. Тогда мать превратилась в кукушку и на­всегда улетела от своих детей.

Мой вывод: сыновья - жестокие и равнодушные.

7. Обобщающая беседа. Вопросы учителя и варианты ответов детей: Какую сказку мы прочитали? (Мы прочита­ли ненецкую сказку «Кукушечка».) Мне кажется, нам надо обменяться впечатлениями о прочитанной сказке. (Да, нам надо выразить свое мнение о сказке и ее героях.) Как вы думаете, зачем нам надо выразить свое отношение к героям сказки? (Выразить свое отношение к героям сказ­ки нам надо для того, чтобы не поступать так, как посту­пили сыновья бедной женщины.) Надо помнить всегда, что нет на свете никого дороже, чем матушка. Ее надо лю­бить, беречь, помогать во всем.

8. Домашнее задание: составить высказывания — суж­дения о прочитанном с помощью структуры плана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.