КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок 43
Урок 42 Тема: Ненецкая народная сказка «Кукушечка» Задачи: познакомить учеников со сказкой, учить осмыслять прочитанное произведение; формировать навык правильного и выразительного чтения. Примерная структура урока 1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые задаются учащимся на слух (за экраном): Проверьте, готовы ли вы к уроку? Кто дежурный в классе? Дежурный, напомни ребятам, как надо работать на уроке. 2. Сообщение темы урока. Учитель обращает внимание учащихся на правильное произнесение: ненецкая народная сказка. 3. Рассказ учителя о ненецком народе, который может сопровождаться рассматриванием иллюстративного материала. В качестве образца можно воспользоваться следующим материалом. Издавна ненецкий народ населял самые северные земли России. Эти земли протянулись от Кольского полуострова до реки Енисей. Люди занимались оленеводством и рыболовством. Оленьи шкуры обрабатывали сами местные жители. Они скоблили, вычищали их на специальной доске, затем сушили, а потом из шкур шили одежду или их продавали. Верхняя одежда ненцев из оленьих шкур называется «малица». Это очень теплая одежда, как шуба; пропитанная оленьим жиром, она не промокает. От северных морозов ненцев спасают пимы — мягкие сапоги из шкур животных. Чаще всего их шьют из оленьих шкур. Даже сейчас пимы считаются самыми теплыми сапогами. Живут ненцы в чумах. Чум — это шатер, который зимой покрыт оленьими шкурами, а летом — берестой — верхним слоем коры березы. В долгие зимние вечера у огня ненцы любят складывать сказки. 4. Самостоятельное чтение сказки учениками.
5. Беседа, цель которой — выяснение результатов первичного целостного восприятия прочитанного, направляется вопросами учителя: О ком говорится в сказке? О чем говорится в сказке? Что особенно запомнилось? 6. Чтение учениками сказки по законченным смысловым отрывкам и беседа, в ходе которой разъясняются новые слова и выражения: чум, пимы, малица, тундра, работала весь день, ноги в кровь изранили и т. п. В помощь словарной работе привлекается иллюстративный материал. 7. Повторное чтение учащимися сказки вслух, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность. 8. Драматизация некоторых эпизодов сказки. Например: «От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит в чуме и просит...»; «Побежали дети за матерью, кричат ей...» 9. Домашнее задание: выразительное чтение и пересказ сказки. Тема: Ненецкая народная сказка «Кукушечка» Задачи: научить школьников осмысливать прочитанное произведение, рассуждать о главной его идее и содержании, развивать их связную речь. Примерная структура урока 1. Организация начала урока. 2. Беседа по содержанию сказки, направляемая вопросами учителя: Назовите действующих лиц сказки. Какое настроение создает она у читателей? Что вам запомнилось? Чем занимались дети? Что делала мать? Почему она заболела? Сколько раз просила мать о помощи? Почему в тундре растет красный мох? Как кукушка выводит своих птенцов?
В заключительной фразе учитель подводит итог беседы: «Это жизненное наблюдение нашло свое отражение в сказке». Опорные слова и словосочетания для ответов детей: Сказка создает (какое?)... настроение (грустное, печальное, радостное, насмешливое, веселое).....как мать превратилась в кукушку...., что мать заболела от тяжелой работы...., как дети бежали за мамой и просили ее вернуться. Мать заболела от.... Работа (какая?)... (изнурительная, тяжела, непосильная). 3. Рассматривание иллюстраций к сказке и подбор к ним соответствующих фраз из текста. 4. Выполнение лексико-стилистических упражнений: а) скажите по-другому: мать работала весь день —...; ноги в кровь изранили —...; заболела от тяжелой работы —...; б) дополните предложения: Малица покрылась (чем?).... Доска стала (чем?).... Наперсток стал (чем?).... Мать превратилась (в кого?).... 5. Составление характеристик сыновей. Учитель наводящими вопросами помогает детям в выполнении этого задания: Как поступили дети? Как их можно назвать? Опорные слова и словосочетания для ответов детей: Дети поступили... (жестоко, внимательно, грубо, сердито). Сыновья (какие?)... (равнодушные, ласковые, добрые, жестокие). На заключительном этапе характеристики учитель задает вопрос, требующий от учащихся обобщения, осмысления всего текста: Каково ваше отношение к сыновьям? 6. Составление учащимися самостоятельного высказывания — суждения о прочитанном с помощью структуры плана ответа. Она может быть записана на доске, Каждый ученик заполняет ее индивидуально. После того как эта работа будет закончена, учитель открывает запись на доске и ученики сравнивают свой план с образцом.
Структура плана ответа I. Тезис. Твое отношение к сыновьям. II, Доказательства. 1.... 2.... III. Вывод. План ответа I. Тезис. Мне не понравились сыновья. II. Доказательства. 1. Болезнь матери. 2. Мать превратилась в кукушку. III. Вывод. Сыновья — жестокие и равнодушные. Вариант рассуждения Мне не понравились сыновья. Вот как это я могу доказать. Сыновья не слушались матери, играли целые дни. От тяжелой работы мама заболела. Она просила детей дать воды, но дети не выполнили ее просьбу. Тогда мать превратилась в кукушку и навсегда улетела от своих детей. Мой вывод: сыновья - жестокие и равнодушные. 7. Обобщающая беседа. Вопросы учителя и варианты ответов детей: Какую сказку мы прочитали? (Мы прочитали ненецкую сказку «Кукушечка».) Мне кажется, нам надо обменяться впечатлениями о прочитанной сказке. (Да, нам надо выразить свое мнение о сказке и ее героях.) Как вы думаете, зачем нам надо выразить свое отношение к героям сказки? (Выразить свое отношение к героям сказки нам надо для того, чтобы не поступать так, как поступили сыновья бедной женщины.) Надо помнить всегда, что нет на свете никого дороже, чем матушка. Ее надо любить, беречь, помогать во всем. 8. Домашнее задание: составить высказывания — суждения о прочитанном с помощью структуры плана.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |