Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 41




Урок 40

Тема: Русская народная сказка «Ленивая и Радивая»

Задачи: развивать связную речь, пересказывать по плану; учить составлять характеристику старшей сестры; формировать навык выразительного чтения, осмыслять прочитанное, обогащать словарь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Пересказ учениками сказки по плану и опорной лек­сике.

3. Беседа с выборочным чтением о старшей сестре. Во­просы и задания учителя: Каких людей называют радивыми? Почему люди так назвали старшую сестру? Докажите текстом сказки, что старшая сестра трудолюбивая, стара­тельная, заботливая. Прочитайте, как Радивая вошла в избу, что она делала, что говорила. Расскажите. Прочи­тайте, как девушка приняла подарок от волшебника. Рас­скажите об этом. Как называют людей, которые поступа­ют также? Что можно сказать о старшей сестре? Понравилась ли вам девушка?

4. Работа с пословицами. Учитель предлагает ученикам прочитать пословицы, которые записаны на доске или плакате, и подобрать пословицы к характеристике стар­шей сестры:

За все берется, да не все удается. Дело в руках огнем го­рит. Умелые руки не знают скуки. У стряпухи Дарьи це­лый день аварии. Труд кормит, а лень портит.

5. Составление плана рассуждения на тему «Старшая сестра — Радивая».

План I. Тезис.

Старшая сестра - Радивая. П.Доказательства:

1. Она и минуты без дела не посидит.

2. Принялась за дело в избе волшебника.

3. Выполнила просьбу старика. III. Вывод.

Дело в руках огнем горит.

Средства для оформления высказывания: Это можно доказать так: во-первых..., во-вторых..., в-третьих.... Можно делать вывод.... Мой вывод такой:.... Про таких людей говорят:....

6. Устное высказывание — рассуждение учащихся по плану.

7. Домашнее задание: составить высказывание — рас­суждение по плану на тему «Старшая сестра — Радивая».

Примерный вариант рассказа:

Старшая сестра - Радивая

Вот почему. Во-первых, она и минуты не посидит без дела. И за что ни возьмется, все у нее ладно выходит. Во-вторых, когда да девушка попала к волшебнику, то не дожидаясь просьб, при­нялась за дело. В избе подмела, пробрала, печь затопила. В-тре­тьих, по просьбе Зеленого старика пошла в хлев. Там тоже все прибрала, соломы козам постелила, их помыла и подоила. А мо­локом волшебника угостила.

Про таких людей говорят: «Дело в руках огнем горит».

 

Тема: Русская народная сказка «Ленивая и Радивая»

Задачи: развивать связную речь, учить составлять ха­рактеристику младшей сестры; формировать навык выра­зительного чтения, осмыслять прочитанное, обогащать словарь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Высказывание — рассуждение учеников по плану на тему «Старшая сестра — Радивая

 

 

3. Составление характеристики младшей сестры. Учи­тель предлагает ученикам заполнить таблицу по аналогии:

Старшая сестра (какая'?)

Радивая

Трудолюбивая

Старательная

Заботливая

Приветливая

Ласковая

Вежливая

Младшая сестра (какая'?)

Что вы можете сказать о младшей сестре? Какая она? Докажите текстом сказки, что младшая сестра — лени­вая, нетрудолюбивая, нестарательная, незаботливая, не­приветливая, злая, завистливая, жадная, неблагодарная, невежливая.

4. Составление плана рассуждения на тему «Младшая сестра — Ленивая».

На предыдущем уроке ученики вместе с учителем соста­вили план рассуждения по тезису «Старшая сестра — Ра­дивая», на данном уроке по этому образцу каждый ученик индивидуально пишет план рассуждения «Младшая сест­ра — Ленивая».

План

1. Тезис.

Старшая сестра — Радивая

2. Доказательства:

а) Она и минуты без дела не посидит.

б) Принялась за дело в избе волшебника.

в) Выполнила просьбу ста­рика.

3. Вывод.

Дело в руках огнем горит.

1. Тезис. Младшая сестра —...

2. Доказательства: а)

в)

3. Вывод.

Образец для учителя

I. Тезис.

Младшая сестра ~ ленивая.

II. Доказательства:

1. Она ничего дома делать не хотела.

2. У старика потребовала подарок.

3. Нехотя пошла выполнять просьбу старика.

III. Вывод.

Работа красит, а лень портит.

Средства для оформления высказывания в речи: Млад­шая сестра —... Это можно доказать так: во-первых.., во-вторых.., в-третьих... Можно делать вывод... Мой вывод такой:.... Про таких людей говорят:....

5. Устные рассуждения учащихся по теме «Младшая сестра — Ленивая».

Обучая школьников конструированию самостоятель­ных связных высказываний, важно правильно продумать формы и объем оказываемой им помощи, и прежде всего той, какой она должна быть. Ученикам, имеющим доволь­но высокий уровень развития речи, достаточно только плана и опорных слов, а детям со сниженным уровнем ре­чевого развития необходимо видеть перед собой образцы начала каждого предложения, а иногда почти готовый текст, но все же с пропущенными ключевыми словами. Так, для построения рассуждения «Младшая сестра — Ле­нивая» слабым ученикам предлагается такая схема:

Младшая сестра —.... Это можно доказать так. Во-пер­вых, дома она не хотела делать.... Во-вторых, когда попа­ла к старику, то.... В-третьих, когда старик..., то она не выполнила его просьбу.

Мой вывод такой:..., а....

6. Чтение учениками понравившихся отрывков из сказки.

7. Инсценирование отдельных эпизодов сказки.

8. Домашнее задание: опережающее чтение ненецкой сказки «Кукушечка».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.