Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Плещеев




Боровик

Егор и мухомор

Опенок

А. Прокофьев

Влез опенок на пенек, Простоял один денек, А потом склонился, Чуть не свалился, Тоненький, тоненький, Ножка — что соломинка!

Шел Егор

Через бор,

Видит: вырос мухомор.

«Хоть красив, а не беру», —

Вслух сказал Егор в бору.

«Верно ты сказал, Егор!» — Так ему ответил бор.

По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли. Хорошо, что тихо шли.

М. Пришвин. «Недосмотренные грибы»

Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы все рас­тут: волнушки, маслята, рыжики, изредка все еще попадаются и бе­лые.

Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор. Сам темно-крас­ный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая.

А масленок масленку рознь: то весь круглый, червивый, а то по­падется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет.

Вот стоит моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу.

Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли — это очень старая сыроежка...

Придут скоро морозы, а потом и снег покроет грибы, сколько их останется в лесу. Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся.

М. Пришвин. «Грибы тоже ходят»

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в сол­нечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые шляпки грибов.

— Есть грибы? — спросил я маленькую дочь лесника.

— Волнушки, рыжики, маслята.

— А белые?

— Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые пере­ходят под елки. Под березами и не думайте искать — все под елками.

— Как же они переходят, видела ли когда-нибудь, как грибы хо­дят?

Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутовскую рожицу, ответила мне:

— Так они же ночью ходят, как их мне ночью увидеть? Этого ни­кто не видал.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется.

Лужи у крыльца.

Что ты рано, осень,

В гости к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

 

И. Соколов-Микитов. «Журавли»

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Со­бравшись в стройные косяки, потянули в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе лете­ли журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ран­няя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу

кулики.

Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда заси­яет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли] До радостной встречи весною!

И. Соколов-Микитов. «Еж»

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скры­лись юркие ящерицы, в кружки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушат.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый еж теплое зимо­вище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые су­хие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.

Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ему.

Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего сол­нышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

И. Соколов-Микитов. «Белки»

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хло­почут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголо-вый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладо­вых спрятали отборные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки красные платьица на серые зимние шубки.

На вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах — шустрая белка.

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Лиса с Журавлем подружились.

Вот вздумала Лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! Пошел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и

размазала по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А Лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил ок­рошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и го­ворит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голо­ва е кувшин.

А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а до­мой пошла — несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликну­лось!

С тех пор и дружба у Лисы с Журавлем врозь.

Ненецкая сказка «Кукушечка»

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать — убирай. Одежду промочат, а мать — суши.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите

мне дички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит:

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

— Я без одежи.

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

— Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пе­ресохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети и из чума выбежали, долго играли, в чум к мате­ри не заглядывали. Наконец захотел старший есть — заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась.

Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железным клювом ей стал.

Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит:

— Мама! Мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали:

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след ос­танется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка.

И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих де­тей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Русская народная сказка «Ленивая и Радивая»

Жили-были на белом свете старик со старухой, и было у них две дочери. Одна без дела не посидит. Работа у нее спорится, да еще ру­кодельница, песенница и затейница. В народе прозвали ее Радивой. У второй дочери все из рук валится, не любила она работу. Прозва­ли ее в народе Ленивой.

Однажды Радивая пошла за водой. Ведро упало в воду. Девушка хотела его достать, но не смогла. Она поскользнулась и упала. Поле­тела она головой вниз, глаза зажмурила...

Очутилась Радивая в ту же минуту у волшебника-старика. А ста­рик весь зеленый: лицо зеленое, глаза зеленые, борода зеленая. Де­вушка поклонилась ему до земли. Старик говорит:

— Не пугайся меня, девушка, оставайся у меня, отдыхай!

Но Радивая увидела, что в избе не убрано, и принялась за дело. Взяла лопату да метлу, подгребла, подмела, прибрала, печь затопи­ла. В хлеву навела порядок. Помыла и подоила коз. Угостила вол­шебника молоком. Стало у него и тепло, и вкусно, и светло.

Ну старик и говорит:

— Я тобой много доволен. Иди домой, я тебя провожу. Вот тебе шкатулка, но открой ее дома.

Подвел ее старик к серебряным воротам, открыл ворота. И в ту же минуту Радивая оказалась у отца с матерью. Отец с матерью гля­дят на нее, наглядеться не могут. Краше прежнего она стала. Откры­ла Радивая шкатулку, как все ахнули, потому что в ней лежали атлас­ный сарафан, башмачки, жемчуг и кошелек с золотом.

Завидно стало Ленивой. В тот же миг она побежала на берег. Бросила ведро в воду, а потом и сама прыгнула. Через минуту де­вушка была уже у Зеленого старика. Девушка его не испугалась. Прямо идет, неучтиво разговаривает:

— Эй, старик, зеленая борода! Что у тебя делать надо? Порабо­таю у тебя, а ты мне подарок даешь.

Старик-волшебник говорит:

— Если всю работу в доме хорошо будешь справлять, то дам тебе подарки.

Но Ленивая ничего делать не хотела.

Налил старик чашку молока и дал ей выпить. Как выпила Лени­вая, так сразу же превратилась в дурнушку: нос крючком вытянулся, кожа пожелтела, брови клочьями повисли.

Старик и говорит:

— Иди домой, я тебя провожу. Вот тебе шкатулка, но открой ее дома.

Подвел ее старик к серебряным воротам, открыл ворота. И в ту же минуту Ленивая оказалась у отца с матерью. Отец с матерью ис­пугались, такой дурнушкой она стала. Открыла Ленивая шкатулку, как все ахнули, потому что в ней оказались одни угли и зола.

Стали ее в бане отмывать. Мыли, мыли, до сих моют, а отмыть не могут.

В. Чаплина. «Мушка»

Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую черную со­бачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила ее на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Назвали ее Мушка. Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязыва­ла ей больную лапку, кормила, выводила ее гулять. А если кто-ни­будь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек для Мушки.

Скоро Мушка поправилась и перестала хромать. Шерстка у нее стала пушистая, блестящая, а хвостик завивался тугим колечком.

Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побе­жала, но за что-то зацепилась и упала.

Собака кинулась к Люде. Она уже была готова укусить ее, но тут выскочила Мушка. Словно маленький черный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку, старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил ее за ошейник и увел домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и ли­зать ее заплаканное лицо.

Мушка хоть была маленькой и пугливой, но все же свою хозяйку в беде не оставила.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха. М.г Просвещение, 1987.

2. Гаркунова Л. И. Вопросы и задания для уроков чте­ния: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.

3. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методи­ка преподавания русского языка в начальныхклассах. М.: Академия, 2002.

4. Граш Н. Е. Изучение лирики в школе для детей с не­достатками слуха (2—6 классы). СПб.: Союз, 2000.

5. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Ака­демия, 2000.

6. Книга для школы слабослышащих: Обучение русско­му языку, чтению, произношению. М.: Просвещение, 1995.

7. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1988.

8. Красильникова О. А. Развитие речи младших слабо­слышащих школьников на уроках литературного чтения. СПб.: КАРО, 2005.

9. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. М.: Академия, 2005.

10. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.

11. Никитина М, И. Уроки чтения в школе слабослы­шащих. М.: Просвещение, 1978.

12. Методика обучения русскому языку в плюш- для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. М.: Владос, 2002.

13. Программы специальных (коррекционных) образовательных вательных учреждений I вида/ Под ред. Т. С. Зыконовой. М.: Просвещение, 2003

 

 

14. Программы специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений II вида / Под ред. А. Г. Зикеева, Л. И. Тиграновой. М.: Просвещение, 2003.

15. Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. Детская книга и детское чтение. М.: Академия, 1999.

16. Сурдопедагогика / Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Вла-дос, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.