КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации к ответам опросника 2 страница
Команды заранее готовят эмблему своего времени года, девиз, приветствие и подарок последующей группе. На приветствие отводится по 5 минут каждой группе. Время сверх 5 минут будет уменьшено на последующую защиту. Одна из групп (по жребию) начинает отсчитывать время года. После приветствия команды в таком же порядке защищают свое время года, используя прозу, поэзию, песню, записи музыкальных произведений, результаты музыкального творчества, собственные рассказы о знаменитых людях, родившихся в данное время года, о важности времени года для природы (растений, животных), для человека, его трудовой деятельности, о праздниках данного времени года, о происхождении месяцев в году. При этом можно использовать пословицы и поговорки, народные предания, традиции и обычаи относительно встречи и проводах времен года. На защиту времени года отводится по 20 минут каждой группе. В заключение команды дарят участникам последующих времен года плоды природы своего времени. Для подготовки к игре можно использовать материал из школьных учебных предметов, что облегчит впоследствии проведение подобного мероприятия с учащимися в период непрерывной практики, в загородном лагере и на работе в школе. Полезными могут оказаться календари, консультации специалистов и другие источники, которые отыскиваются студентами самостоятельно. Лучшая презентация года оценивается высшим баллом - 10. Все материалы презентации представляются в оформленном виде. Литература: 1. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ //Среднее профессиональное образование. – 1997, № 2 2. Анисимов П.В. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. –2001, № 6 3. Акатова В. В. Воспитательная воспитательно–образовательного пространства.// Специалист. – 2001,№ 1 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Р-н/Д., 1999 5. Беспалько В.П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования // Среднее специальное образование. – 1990, № 4 6. Гавриленко Г.Г. Воспитание студентов средствами искусства. // Специалист. – 2001, № 9 7. Гершунский Б.С. Перспективы развития среднего специального образования // Среднее специальное образование. – 1990, № 8 8. Крикунова Т.К. Практическая педагогика. – М., 1999 9. Лифинцева М.В. Студенческие клубы – очаги воспитания.// Специалист, - 2001,№ 1 10. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога //Библиотека журнала «Директор школы». – 1999, № 2 11. Мухаметзянова Г.В. Региональная система среднего профессионального образования как объект педагогического проектирования // Среднее специальное образование. – 1997, № 2 12. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. С.И. Самыгина. – Р-н/Д., 1998 13. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования.//Среднее профессиональное образование. – 2001, № 6 14. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников //Школьные технологии. – 1999, № 2 15. Сластенин В.А., Подымова П.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997 16. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (принят Гос. Думой 12.07.95). – М., 1996 Тема XXIII. Совершенствование контроля качества учебной деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения. ( Творческая лаборатория преподавателя) .Методические рекомендации по контролю знаний студентов педагогического колледжа. Цель занятия. 1. Познакомить студентов с технологией проведения предложенного вида учебного занятия. 2. Развивать умение корректировать свою деятельность и деятельность партнеров по обучению. 3. В условиях конкретной темы составлять практические рекомендации. Структура семинара: 1 этап: актуализация знаний по теме «Проверка и оценка знаний студентов педагогического колледжа на учебном занятии». Вопросы: 1. Функции и виды контроля. 2. Принципы построения оценивания знаний. 3. Этапы технологии контроля. 2 этап: организация работы «Творческой лаборатории преподавателей». Выдвижение проблемы исследования: проблема совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности студентов среднего специального учебного заведения. Реализация проблемы: 1. Пути внедрения рейтинговой системы в учебный процесс колледжа. 2. Современные педагогические условия и психологизация контрольной проверки знаний в средних специальных учебных заведениях. 3. Новые подходы в организации зачета. 4. Познавательная активность студентов и традиционные формы контроля знаний. Цель работы творческой лаборатории: составить и обсудить методические рекомендации по выдвинутой проблеме в одном из представленных направлений. Форма организации студентов — групповая, ведущий метод – дискуссия в сочетании с игровым моделированием. Игровая ситуация: представим себя в роли преподавателя, работающего в одной из творческих лабораторий. Определение функциональной позиции внутри группы: Руководитель группы: - разбивает членов группы по функциональным обязанностям: - представляет защиту своих методических позиций; - публично выдвигает вопросы, подлежащие обсуждению по данному перспективному направлению. Рецензент: - оценивает качество представленных рекомендаций; - оценивает деятельность своих сотоварищей по группе; - дает оценку-анализ «творческой лаборатории» как вариант проведения проблемного семинара. Преподаватель-оппонент — по ходу обсуждения задает вопросы представителям групп для определения позитивных и негативных сторон в составленной рекомендации. Творческая группа преподавателей — принимает непосредственное участие в разработке рекомендаций. Консультант — уточняет и направляет работу всех групп. 3 этап: организация дискуссии-обсуждения. Работа членов группы по составлению рекомендаций. Обсуждение рекомендаций, составленных каждой творческой группой. Выдвижение новых проблем в обсуждаемых вопросах. 4 этап: подведение итогов занятия. Выступление рецензентов, заключительное слово преподавателя вуза. 5 этап: рефлексия участников проблемного семинара. Содержание работы: Составление характеристики невербального поведения товарища «Ему нравится общаться со мной». Инструкция к составлению характеристики Во время диалога пронаблюдайте за эмоциями товарища, которые он проявляет по отношению к вашему выступлению. Отметьте это: 1. по выражению лица: взгляд из-под прикрытых век, брови миролюбиво изогнуты, легкая, завуалированная улыбка или, наоборот, губы твердо сжаты, глаза широко открыты, брови нахмурены...; 2. по жестам доверия: не делает жестов у лица, прикрывая рот, почесывая нос или голову, а пытается соединить пальцы наподобие купола храма; 3. позы слушания: сидит прямо, не облокачиваясь; 4. позы оценки: наклон головы набок, подбородок опирается на ладонь, почесывание подбородка, захватывание носа в щепоть...; 5. интонационные реплики... Анализ занятия. Вопросы для обсуждения: 1. Какова цель данного занятия? 2. Как сочетаются дискуссия с игровым моделированием в деятельности студентов на занятии? 3. Нужен ли этап актуализации знаний по теме? 4. В чем своеобразие организации семинара в виде «творческой лаборатории»? 5. Назовите позитивные и негативные моменты данного вида учебного занятия. 6. Какую предварительную работу может предложить студентам преподаватель для качественной разработки методических рекомендаций? Литература: 1. Арзамасов А., Зайдинер М., Рейтинговая система оценки знаний //Школьные технологии. – 1998, № 5 2. Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы //Высшее образование в России. – 1999, № 3 3. Бережная И.А. Оценка знаний как элемент стратегии среднего профессионального образования //Специалист. – 1997, № 1 4. Горячев Б. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. – М., 1994 5. Жилин Г.Н. Рейтинговая система обучения при проведении лабораторных работ.//Среднее профессиональное образование. –1999, № 9. 6. Иващенко О.Н. Роль системы контроля знаний в повышении качества обучения.//Среднее профессиональное образование. – 2001, № 10 7. Кузнецова Л.М. Оценка знаний студентов (опыт рейтинговой системы) //Специалист. – 1997, № 5 8. Ляпина Г.Я. Критерии оценки деятельности студентов //Специалист – 1993, № 3 9. Максимова Е.А. Опыт применения рейтинговой системы в оценке знаний и умений студентов.//Среднее профессиональное образование. –2002, № 5 10. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. С.И. Самыгина. – Р-н/Д. – 1998 11. Матрос Д.Ш. и др. Психологический мониторинг //Школьные технологии. – 1999, №№ 1, 2, 3, 5 12. Нетрадиционные формы оценки качества знаний школьников. – М., 1995 13. Палит Л.В., Рязанцева Т.С. Рейтинговая система оценки знаний //Специалист. – 1997, № 5 14. Пейп С. Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля //Директор школы. – 1999, № 2 15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. – М., 1992 16. Положение о формах контроля учебной работы учащихся дневных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений (проект) //Среднее специальное образование. – 1989, № 11 17. Рекомендации по совершенствованию рубежного и итогового контроля знаний и умений учащихся среднего учебного заведения /Сост. Л.Г. Семушина. – М., 1991 18. Саяпов М. Рейтинговая технология в процессе преподавания //Учитель. – 1999, № 6 19. Сосонко В.Е. Курябова Г.А. Рейтинговая система контроля знаний. Пути разработки и внедрения //Среднее профессиональное образование. – 1996, № 5, 6 20. Хоботова Е.В. Из опыта проведения итогового междисциплинарного экзамена //Среднее профессиональное образование. – 2000, № 1 21. Ядловская Г. Использование разнообразных форм опроса на уроках педагогики //Дошкольное воспитание. – 1989, № 5 22. Янтаров И.Ф. Ускоренный контроль знаний //Специалист. – 1997, № 3 Тема XXIV. Подготовка и проведение урока проверки и оценки знаний студентов. (Разработка сценария и проведение урока контрольной проверки знаний студентов педагогического колледжа) Цель: 1. Формирование умений эффективно проверять знания обучаемых с учетом разных видов урока контрольной проверки знаний. 2. Овладение на практике простейшими приемами организации рейтингового контроля. Задание: 1. Разработать сценарий в виде опорного конспекта разных видов учебного занятия по проверке и оценке знаний студентов педагогического колледжа. 2. Провести один из предложенных вариантов. Организация работы. 1. Присутствующие распределяются на две группы: первая показывает фрагмент урока; вторая выступает в роли экспертов. 2. Основная форма контроля — рейтинговая оценка. 3. Оценка — сумма баллов, представленная мнением преподавателя вуза, студентов-экспертов, самооценкой выступающего. 4. Форма учебной деятельности — групповая. Предварительная работа. 1. Обобщение наблюдаемых уроков на лабораторном практикуме. 2. Анализ научно-методической литературы. 3. Выполнение самостоятельного задания. 4. Домашняя разработка сценария уроков в подгруппах из 2—4 человек (зачет, конкурс, урок контрольной проверки знаний, контрольная работа и т.д.). Оборудование: карточки-задания; таблица «Критерии оценки»; карточки-экспертизы. Содержание работы. По желанию студенты определяют, в какой группе они будут работать. Для тех, кто проводит урок, предлагается на выбор карточка-задание:
Затем каждый участник получает таблицу «Критерий рейтинговой оценки».
Итог подводится в рейтинговой таблице:
В рейтинговую таблицу вносятся данные карточки – экспертизы:
Литература: 1. Лернер П. Экзамены на основе рейтинга //Народное образование. – 1993, № 4 2. Селищев В.А. Оценка знаний по уровню компетентности. // Среднее профессиональное образование. – 2002, № 5. Глоссарий: Исходный (нулевой и входной) контроль — проверяется уровень знаний или предполагается выяснение качества знаний перед изучением каждой из последующих дисциплин в период обучения; осуществляется с помощью экспресс-опросов, анкет, тестов, разнообразных вариантов письменного и устного опроса. Итоговый контроль — направлен на проверку конечных результатов обучения в конкретной дисциплине. Осуществляется на переводных и семестровых экзаменах. Результаты видов контроля фиксируются с помощью оценки или поурочного балла. Методические рекомендации (методические указания) — рекомендации, указания и советы преподавателям, представленные в устном и письменном виде; включают инструкции, образцы и примеры педагогической деятельности, теоретически обоснованные и направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. В основе методических рекомендаций лежат научные исследования, изучение и осмысление передового опыта, в том числе зарубежного. Предполагается, что методические рекомендации стимулируют творческую активность преподавателя. Отметка (балл оценочный) — условное выражение оценки знаний, умений, навыков учащихся (студентов). Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения студентами знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежности и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные и письменные ответы студентов, а также труд на педагогической практике. Педагогический контроль — система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Является средством установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами. Реализуется в функциях: - контролирующей, т.е. выявление знаний, умений, навыков студентов и постоянный мониторинг за ходом и результатом обучения; - организующей, т.е. повседневной работе по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений и навыков; - развивающей, т.е. стимулирование познавательной активности студентов; - ориентирующей, т.е. получение информации о степени достижения цели обучения; - методической, т.е. совершенствование методики преподавания; - воспитывающей, т.е. воспитание моральной ответственности за результаты своей деятельности; - диагностической, т.е. получение информации об ошибках; - прогностической, т.е. на основе результатов составление прогноза на будущее. Выделяют принципы построения систем оценивания: целенаправленности, действенности, регулярности, объективности, единства требований, всесторонности, дифференцированности… Различают виды контроля: - Промежуточный (рубежный, периодический) контроль — проводится 2—3 раза в течение семестра с целью определения качества усвоения знаний по конкретному разделу, теме предмета. Осуществляется на зачетах, административных контрольных работах и т.д. - Рейтинговый контроль — индивидуальный числовой показатель учебной деятельности студента, он как бы характеризует уровень достижений студента по результатам обучения по предмету или модели предметов. - Текущий контроль определяет качество учебного процесса и его результаты в межсессионный период, позволяет вносить коррективы в учебный процесс, выявлять отстающих студентов, стимулировать регулярную учебно-познавательную деятельность студентов при изучении учебных предметов. Отличительная черта текущего контроля - его регулярность; он может присутствовать во всех организационных формах обучения: уроках, семинарах, практических занятиях. Текущий контроль осуществляется с помощью тестовых заданий, разнообразных самостоятельных работ, устного (беседа, вопросы) или письменного задания (домашняя работа, сочинения, рефераты, доклады, текущие контрольные работы, терминологические диктанты, элементы программированного опроса), коллоквиума и т.п. - Экзамен (от лат. ехатеп — взвешивание, испытание) — метод проверки знаний, умений и навыков учащихся. Экзамены в средней профессиональной и высшей школе могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми, государственными. Тема XXV. Модель управления педагогическим колледжем в следующем учебном году. (инновационная деловая игра – защита фантастического проекта). Тема XXVI. Проблема педагогических технологий в фундаментальной и экспериментальной педагогике и практике. Вопросы для обсуждения: 1. Традиционное и инновационное в педагогике среднего специального образования, средних специальных педагогических учебных заведениях. 2. Технология преподавания. Дискуссия: 1. Педагогическая технология, методика или методическая система? 2. Что же такое педагогическая технология и зачем она нужна педагогу? 3. Ваша точка зрения на проблему становления педагогической технологии как науки. 4. Ваша точка зрения на аксиому «Гуманизм – основной принцип построения педагогической технологии». Литература: 1. Атутов П.Р. Технологии и современное образование //Педагогика. – 1996, № 2 2. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. – 1996, №№ 1, 4 3. Безруков В.С. Педагогика. – М., 1998 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989 5. Боголюбов В.И. Педагогическая технология. Эволюция понятия //Советская педагогика. – 2001, № 9 6. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука //Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990 7. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. – Тюмень, 1995 8. Дементьева Т.Н. Современные технологии обучения.//Специалист. – 2002, № 6 9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990 10. Нижников А.И. Проектирование траектории становления будущего педагога.// Школьные технологии. – 2000, № 6 11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М., 1993 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии //Школьные технологии. – 1998, № 2 13. Семушина Л.Г. Личностно-ориентированные технологии образования в среднем специальном учебном заведении //Среднее профессиональное образование. – 2000, № 7 14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -–М., 1997 15. Управление развитием инновационных процессов в школе /Научн. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. – М., 1995 16. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения педагогике // Педагогика. – 1993, № 2 17. Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов. – 2000, № 2 18. Школьные технологии: научно-практический журнал. – 1998, - №№ 2,4.; – 1999, №№ 4, 5, 6; - 2000, №№ 2, 3
Тема XXVII. Педагогическая технология личностно-ориентированного образования в среднем специальном учебном заведении. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность личностно-ориентированного подхода. 2. Традиционное и личностно-ориентированное образование. 3. Технология личностно-ориентированного образования. а) рефлексия как компонент личностно-ориентированного образования; б) применение ТРИЗ в личностно-ориентированном образовании; в) применение дискуссии в личностно-ориентированном образовании; г) специфика педагогического общения в личностно-ориентированном образовании. 4. Модульное обучение как средство личностно-ориентированного образования. 5. Личностно-ориентированный урок. Проблемы для дискуссии. 1. Методы активизации мыслительной деятельности студентов: а) Мозговой штурм — выдвижение гипотез к решению проблемы. б) Лавинный метод — актуализация знаний по вопросам: - признаки изменения характера обучения в последние годы; - современные образовательные парадигмы; - роль педагогических технологий в развитии мегатенденций в образовательном процессе. в) Исследовательский метод — выдвижение проблем для дальнейшего исследования. 2. Виды учебной деятельности студентов: - микровыступления; - обобщение опыта работы педагогических колледжей; - доклады; - проведение анкетирования педагогов и студентов педагогического колледжа для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; - анализ современных исследований по проблеме. 3. Фиксация фактических данных, полученных в ходе учебной работы студентов: - представление видеоматериалов; - использование таблиц; - диаграммы; - выставки научно-методической литературы; - использование фотоиллюстраций. Задание-тест на рефлексию: «Чего мне не хватает при общении с партнером по дискуссии» Инструкция: Обведите от одного до трех предложений, над которыми необходимо работать: - уверенность в себе; - умение слушать и смотреть, непрерывно тонко ощущать собеседника; - вежливость; - ничего лишнего в общении плюс самое «чуть-чуть»; - обаяние; - достоинство; - естественность, искренность поведения; - непрерывная инициатива в ведении диалога; - чувство меры. - умение говорить с каждым на его «языке»; - создание у партнера доверия ко мне. Опорная схема организации дискуссии
Методические рекомендации к организации дискуссии: 1. Беседа за круглым столом – это беседа «на равных». 2. Обсуждение выдвинутых проблем возможно как в индивидуальном, так и в групповом варианте, но с обязательным участием каждого. 3. Для организации такого варианта дискуссии важен подбор приемов введения участников в дискуссию (изложение проблемы, ролевая игра, видеофильм, приглашение экспертов со стороны и т.д.). 4. Важно оглашение перед участниками правил проведения дискуссии: - выступление должно быть организованным, только с разрешения ведущего; - недопустима перепалка в ходе обсуждения; - повторное выступление может быть отсрочено; - каждое выступление подкрепляется фактами; - каждая предложенная позиция должна быть рассмотрена; - в ходе дискуссии недопустимо переходить на личность, использовать средства эмоционального шантажа. Анализ занятия: Вопросы для обсуждения: 1. Как были соблюдены принципы упорядоченности хода обсуждения при отсутствии регламентации и принцип вежливости? 2. Какими средствами удалось преподавателю добиться непринужденности и свободы обсуждения? 3. Нужна ли была в представленном варианте учебного занятия актуализация знаний студентов? 4. Перечислите способы активизации студентов изданном занятии. 5. Роль преподавателя в подобного рода дискуссии. Что лучше — руководитель, участник или сторонний наблюдатель? 6. Оправдывают ли себя индивидуальная форма организации студентов и большой объем содержательной подготовки к занятию? Литература: 1. Безрукова В. Образовательные технологии //Среднее специальное образование. – 1999, № 8 2. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное образование школьников. – Брянск, 1999 3. Кузнецов М.Е.Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. – Брянск,2000 4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. – М., 1997 5. Хуторской А.В. Технология эвристического образования //Школьные технологии. – 1999, № 2
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |