КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспресс-тренинг на индивидуальных
Коммуникативные способности (5—45 очков) Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5—45 очков) Организационный компонент (7—63 очка) Гностический компонент (17—153 очка) Нравственно-волевой компонент (9— 81 очко) Когнитивный компонент (6—54 очка) Мотивационный компонент (9—81 очко)
Тема XII. Проектирование эвристической игры – беседы. Цель: познакомить с механизмом проведения эвристической игры-беседы, стимулировать когнитивные проявления студентов, способствовать усвоению ими способов организации учебной деятельности средствами педагогической эвристики. Модель обучения — поисковая. Сущность эвристической игры-беседы: Сущность такой игры заключается в том, что подбирается несколько экстремальных ситуаций. Студент ставится в позицию: «Кому отдать предпочтение в данном случае с последующим обоснованием выбора» Методические рекомендации: Этапы эвристической деятельности: 1. Целеполагания: а) Подготовительный: - изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати; - вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы; - предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы». б) Информационный: - целевая установка; - сообщение проблемной ситуации; - определение временного ценза в проведении игры; - конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп; - определение функциональных обязанностей группы «экспертов»; - знакомство с правилами и алгоритмом решения эвристической задачи.
2. Аналитический: - выработка идей, отработка стратегии и тактики аргументации собственных доводов участниками; - выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов); - дискуссия оппонентов. 3.Рефлексивный: - внутригрупповая рефлексия; - коллективная рефлексия; - педагогический анализ. Работа группы экспертов: Первая группа дает анализ и оценку деятельности участников игры. Вопросы: 1. Кто в малых группах был лидером и почему? 2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы? Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристической игре-беседе как методу обучения. Вопросы: 1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы? 2. В чем особенности методики ее проведения? 3. Выделите методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры. 4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т.д.)? 5. Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)? 6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации заученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще неизвестных способов действия? 7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)? Алгоритм решения эвристической задачи:
Правила-афоризмы к решению: 1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает». 2. «Где есть желание, найдется путь». 3. «Усердие — мать удачи». 4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале». 5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь». 6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай». Литература: 1. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии в обучении. Блиц- игры и нетрадиционные лекции. – М., 1992 2. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. – М., 1990 3. Иванов М.А. Активные методы обучения //Среднее специальное образование. – 1989. - № 8 4. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995 5. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе). 6. Литова З.А. Деловые игры в школе. //Школьные технологии. – 2000, №1 7. Неверович С.Д. Игровые методы подготовки кадров /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1995 8. Новаченко Е.А. Интеллектуальное казино (Игры в учебном процессе) //Специалист. – 1993ю - № 4 9. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990 10. Олейник П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор //Среднее специальное образование. – 1990. - № 4 11. Пеккель В.Г. Творческие игры на уроках педагогика //Начальная школа. – 1991. - № 3 12. Троицкий Д.А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образование. -1989. -№
Тема XIII. Заседание предметно-цикловой комиссии ( Деловая игра ). Эпиграф к игре: «...Учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его». (П.Ф. Каптерев «О свойствах учителя») Цель: 1. Расширение представлений о структуре и содержании одной из форм методической работы преподавателя среднего специального учебного заведения. 2. Закрепление аналитических умений в конкретной педагогической деятельности. 3. Развитие стремления к поиску новых способов работы. 4. Повышение уровня мотивации профессиональной деятельности педагога, перевод мыслительных операций на уровень эмоционально-оценочного отношения к происходящему. 5. Определение статусно-ролевых отношений между преподавателями и студентами среднего специального учебного заведения. Задачи: 1. Показать студентам механизм проведения заседания предметно-цикловой комиссии. 2. Обучать студентов анализу выступлений, собственного поведения в конкретной ситуации профессиональной деятельности. 3. Выработать у студентов способность к саморефлексии и профессиональной эмпатии. Правила игры: Представив себя в роли преподавателя среднего специального учебного заведения, нужно: - уметь выслушать выступления своего оппонента; - не переносить личное отношение на процесс обсуждения выступлений; - доказывать свою позицию с помощью весомых аргументов; - найти позитивные моменты в наблюдаемых фрагментах уроков; - прежде чем анализировать деятельность других, проведи саморефлексию. Участники игры. На заседании предметно-цикловой комиссии присутствуют: - председатель предметно-цикловой комиссии; - группа преподавателей педагогики и психологии; - группа преподавателей частных методик и заведующий кабинетом учебно-методического обеспечения; - группа экспертов из департамента по народному образованию. Функционально-ролевые обязанности участников игры: Председатель ПЦК: - вступительное слово об актуальности проблемы заседания; - определение регламента и порядка выступлений. Группа преподавателей педагогики и психологии — раскрывает предложенную тему по следующим направлениям: - краткий исторический экскурс в теорию методов дидактики; - использование репродуктивных методов обучения на учебных занятиях; - методы проблемно-поискового характера, их достоинства и особенности использования на учебных занятиях по педагогике и психологии; - нетрадиционные методы обучения. Группа преподавателей частных методик и заведующий кабинетом учебно-методического обеспечения: - дает анализ просмотренных уроков; - предлагает позитивный педагогический опыт по источникам в периодической печати; - обобщает данные анкетирования студентов педагогического колледжа. Группа экспертов: 1. Оценивает качество выступлений преподавателей. 2. Делает вывод о качестве проведения деловой игры как метода подготовки педагогических кадров: - как участники игры справились с «ролями»; - какова структура игры и ее педагогическая направленность; - каков уровень взаимоотношений реальных и игровых участников игры. Преподаватель предмета — организует подготовительный этап игры, определяет ее цель, во время игры принимает или роль председателя ПЦК, или роль стороннего наблюдателя. Резюмирует итог игры. Схема организации игры
Подготовка к игре: 1. Наблюдение уроков в педагогическом колледже, на лабораторном практикуме и просмотр видеофрагментов на аудиторных учебных занятиях. 2. Анализ научно-методической литературы. 3. Обработка статистических данных анкетирования студентов ссуза (на занятиях лабораторного практикума). 4. Обобщение опыта работы по материалам периодической печати: журналы «Дошкольное воспитание», «Специалист», «Народное образование», «Педагогика». Литература: 1. Ибрагимов Г. И., Гребенюк Т.Б. Алгоритм выбора методов обучения // Среднее специальное образование. — 1990. — № 5. 2. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. 3. Каптерев П.Ф. Общая характеристика педагогического метода // Там же. 4. Колосова Г.В. Деловые игры. // Специалист. – 2002, № 10 5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М„ 1981. 6. Скибо Т.Ю. Исполнение игровой технологии как условие самоидентификации личности. // Специалист. – 2001, № 10. Тема XIV. Проектирование лекции или урока – изучения нового материала. Индивидуальное задание: подготовить фрагмент лекции или урока изучения новых знаний для показа в студенческой аудитории. Способ организации обучения — микропреподавание. Форма работы студентов – групповая. Задания творческим группам: Первой группе проанализировать предложенный конспект урока с точки зрения выполнения технологических требований по его оформлению, четкому структурированию материала в соответствии с видом учебного занятия. Второй группе проанализировать наблюдаемый фрагмент урока, проведенный студентом. Методические рекомендации: 1. Определите тип необходимого анализа урока: -краткий анализ проводится с целью общей оценки качества урока; -аспектный анализ применяется для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроке; -полный анализ проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на уроке; -структурный анализ применяется в случаве, если анализу подвергаются ведущие элементы урока; -поэтапный анализ - если анализу подвергаются основные этапы урока в зависимости от их последовательности; -комплексный анализ это - анализ двух – трех уроков по одной теме или системы посещаемых уроков. Это - рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. 2. В записи анализа учебного занятия выделите положительное и недостатки в деятельности преподавателя и студентов на уроке, зафиксируйте формулировку текстов, заголовков соответствующих этапов урока. 3. Оценивать работу студента-преподавателя можно по десятибалльной и по пятибалльной системе или с помощью знаковой системы оценок: «+» — высокая степень выраженности наблюдаемых показателей; «+-» — достаточная; «V» — средняя; «о» — низкая. Вопросы для анализа наблюдаемого учебного занятия: 1. Умение педагога провести организацию студенческой аудитории и дать настрой на занятие. 2. Умение мотивировать изучение темы. 3. Умение делать выводы, обобщения. 4. Умение формулировать и задавать вопросы, соблюдая их четкость, последовательность, преемственность. 5. Умение сочетать различные формы учебной работы учащихся. 6. Умение разнообразить урок интересными методическими приемами. 7. Умение вести себя на учебном занятии в роли преподавателя колледжа. Вопросы для самоанализа проведенного занятия: 1. Как удалось мне почувствовать аудиторию в новом ролевом статусе? 2. Каково соотношение в моем поведении вербальных и невербальных средств общения с аудиторией? 3. Сумела ли я найти способы плавного перехода от одного этапа урока к другому? 4. Удалось ли мне сломать психологический барьер принятия новой социальной роли? Как бы я провела занятие в следующий раз? (Для самоанализа используется диктофон, на который записывается фрагмент урока.) Рекомендации для подготовки конспекта лекции: Обратите внимание на следующие аспекты: 1. Вид лекции (информативная, проблемная, вводная, текущая, обобщающая). 2. Структура лекции. Цель — мотивация, изложение нового материала, обобщение, задание на дом. 3. Отбор содержания материала лекции в соответствии с поставленными целями занятия. 4. Адаптация текста с учетом особенностей состава слушателей. 5. Логические переходы в изложении материала от одного вопроса к другому. 6. Приемы поддержания внимания аудитории в процессе всей лекции. 7. Межпредметные и внутрипредметные связи, которые необходимо осуществить в ходе изложения материала лекции. 8. Краткость, лаконичность, тезисность выводов и обобщений, предлагаемых слушателям в лекции Приемы обучения студентов конспектированию лекции: 1. Конспектирование отдельных смысловых единиц лекции в виде сжатых и обобщенных формулировок. 2. Фиксирование в записи приводимых преподавателем фактов и примеров. 3. Использование приемов сокращенной фиксации содержания лекции: элементы стенографической записи, недописывание окончания слов, использование общепринятых профессиональных сокращений. 4. По ходу конспектирования студенту нужно фиксировать те вопросы, которые у него возникают по ходу лекции и которые он задаст преподавателю в конце лекции. Во время работы над конспектом лекции помните мудрые слова К.А. Тимирязева: «Цель лекции — возбуждение умственного аппетита». Рекомендации по подготовке урока изучения нового учебного материала: В конспекте данного вида учебного занятия зафиксируйте следующие позиции: 1. Структура урока: изложение материала, закрепление материала, задание на дом. 2. Разнообразные приемы внесения учебного материала в соответствии с конкретным пунктом плана. 3. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов как в пределах конкретного пункта плана, так и в целом по всему содержанию нового материала. 4. При отборе учебных задач на этапе закрепления материала следует обратить внимание на то, что основная цель этого этапа урока — актуализировать полученные знания, поэтому задания должны носить информативно-репродуктивный характер. 5. Нужно четко выделить в содержании нового материала то, что будет дано студентам для записи. 6. Соотнести содержание учебного материала, который даст преподаватель, с тем материалом, который есть в учебнике или учебном пособии. 7. При планировании нельзя забывать о том, что данный вид учебного занятия требует высокой степени активности и преподавателя и студента. Рекомендации по подготовке преподавателя к учебному занятию и выступлению перед студенческой аудиторией. Используйте схему:
Литература: 1. Ершов П.М, Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М.,1998 2. Ершов П.М. Искусство толкования. В 2-х ч. Ч.1. Режиссура как практическая психология. – Дубна, 1997. 3. Кузнецов М.Е. Личностно – ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. – Брянск,2000. Тема XV. Подготовка и пр оведение комбинированного урока – деловой игры. Цель: развивать у студентов навыки педагогического проектирования, дать возможность проявить свою «изобретательскую» способность. Участники игры: Брокер — ведет аукцион идей, осуществляет презентацию, объясняет ролевые обязанности игроков. Продавцы-студенты, проводящие и представляющие комбинированный урок, должны убедительно рассказать о преимуществах своего конспекта урока, материал которого может быть представлен и осуществлен: - в виде рекламного объявления; - в виде показа фрагмента урока перед студенческой аудиторией; - в виде представления учебно-методического обеспечения урока; - в виде логического рассказа (не более 3—5 минут) о содержательной стороне комбинированного урока; - представлением на экспертизу покупателям конспекта урока. Покупатели-студенты, анализирующие выступления, при покупке аргументируют свой выбор. При анализе обратите внимание: а) на постановку и выполнение преподавателем учебно-воспитательной задачи; б) на содержание каждого этапа в комбинированном уроке: организация внимания; организация педагогом процесса восприятия, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового в учебном материале; в) на приемы собственной деятельности учащихся по овладению содержанием материала; г) на условия достижения положительного результата: актуализация чувственного опыта и опорных знаний студентов; широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся; д) показатели выполнения учебно-воспитательных задач: качество ответов учащихся; правильность действий учащихся; активное поведение в подведении итогов урока (данное положение учитывается при анализе видеофрагмента или при выполнении группой студентов, участников игры роли учащихся педагогического колледжа). Торги осуществляются по 10-балльной системе. Выигрывает тот продавец, который набрал большее количество голосов с высокой оценкой. Альтернативным вариантом методики проведения данного занятия может быть занятие – деловая игра «Суд». Литература: 1. Морева Н.А. Педагогика среднего специального образования. – М., 1999. 2. Учебные пособия по общей и дошкольной педагогике. 3. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. ТемаXVI. Поурочный план в педагогическом колледже. Задание. Составьте план учебного занятия, используя следующую схему:
Методические рекомендации при составлении плана: 1. Четко сформулируйте тему учебного занятия, определите дидактическую цель урока, продумайте вид учебного занятия. 2. Вид урока (комбинированный, изучение нового материала, семинар, практическое занятие, зачет) определяет структуру заполнения предложенной выше схемы. Так, например, в ходе учебного занятия четко структурируются этапы занятия в том порядке, в каком они будут представлены в изложении темы урока. 3. Содержание материала должно быть очень конкретным. В данную графу вносятся вопросы для изучения (план темы), задания для опроса или закрепления учебного материала, а также домашнее задание. В графе «Методы обучения» педагог выделяет наиболее характерный, интересный, оптимальный метод. Не отягощайте таблицу перечислением всех известных вам методов. Важно, чтобы методы были разнообразные и обеспечивали развитие познавательной активности студентов, а также соответствовали цели учебного занятия. 4. При планировании средств обучения помните мудрые слова С.Т. Шацкого: «Искусство отбора материала для работы учеников имеет в педагогическом деле огромное значение». 5. Чтобы соблюсти баланс времени, отведенного на учебное занятие, педагог должен спланировать примерное временное ограничение каждого из этапов урока. 6. Последняя графа «Цели воспитания и развития» является логическим продолжением обучающей цели. Ее формулировка связана с конкретным содержанием и методами учебного материала. 7. План урока должен являться звеном в логическом изложении общей темы. Литература: 1. Коротов В.М. Как спланировать учебное занятие. – Белгород, 1996 2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990 3. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 1990 4. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985 Тема XVII. Имитационные педагогические игры в педагогическом училище (педагогическом колледже). Вопросы для обсуждения: 1. Методика организации и проведения имитационных педагогических игр. 2. Требования к игре. 3. Трудности проведения игр. 4. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в преподавании педагогических дисциплин /примеры/. 5. Игровые позиции студентов /руководитель, дублеры, рецензенты, эксперты, …/
Тема XVIII. Игровой тренинг в подготовке будущего воспитателя. Вопросы для разработки: 1. Понятие атмосферы тренинговой группы. 2. Этапы проведения тренингового занятия. 3. Индивидуальный тренаж в подготовке воспитателя /содержание и условия использования/. 4. Защита авторский программ тренинговых занятий: а) по педагогике; б) по психологии; в) по частным методикам. 5. Игровое проектирование и его применение в педагогике.
Тема XIX. Деловая игра, проектирование игрового тренинга. Проблемы для разработки: 1. Принципы построения и проведения деловых игр. 2. Структура игры, ее сценарий. 3. Методика проведения деловой игры. 4. Методика проведения игровых экспериментов. 5. Особенности использования различных видов деловой игры: - пресс – конференция; - встреча на высшем уровне; - встреча политкомментаторов; - круглый стол; - телемост; - проведение деловой игры. Литература к занятиям XVII-XIX: 1. Абрамова Г.С.,Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург, 1999. 2. Вачков И.В. Некоторые секреты тренинговой работы. // Школьные технологии. 2001, №4. 3. Вачков И.В. Организация работы в тренинговых группах. //Школьные технологии. – 2001, №3. 4. Вачков И.В. Технология проведения группового тренинга. //Школьные технологии. – 2001, №1. 5. Девяткина Г.В., Медведева Т.В. Комплексная деловая игра «Вакантное место».//Школьные технологии, - 2009, №6. 6. Колосова Г.В. Деловые игры. // Специалист. – 2002, №5. 7. Литова З.А. Деловые игры в школе. // Школьные технологии. – 2000,№1. 8. Милютина О.В. Использование активных форм и методов обучения и воспитания. // Специалист. – 2001, №9. 9. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания. // Школьные технологии. – 2000, №1 10. Скибо Т.Ю. Использование игровой технологии как условие самоидентификации личности.//Специалист. – 2001, № 10. 11. Трайнев В.А. Проблемы развития игрового обучения в педагогическом вузе. – М., 1991.
Тема XX. Культура общения преподавателя и студентов. Проблемы для разработки: 1. Сущность общения преподавателя и студента и его функции в педагогическом колледже. 2. Структура и стиль педагогического общения в системе профессионального образования. 3. Межличностные симпатии и антипатии в педагогическом учебном заведении. 4. Социально-психологические аспекты публичного выступления. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000. 2. Белова С.В. Профессионализм учителя – готовность к нескончаемому диалогу. // Народное образование - 2001, №7. 3. Гильденбранд Д. Метафизика коммуникации. – СПб, 2000. 4. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998. 5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 6. Кузнецов М.Е. Личностно – ориентированная подготовка учителя: теоретико - методологические аспекты. –Брянск,2000. 7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999. 8. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М., 1995. 9. Учителю о педагогической технике./Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1987. занятиях со студентами 1. Как в профессиональной педагогике необходимо понимать чувство меры в отношениях со студентами? 2. Необходимо ли куратору встречаться с родителями студентов? 3. Какие формы общения с родителями приемлемы в условиях среднего профессионального учебного заведения? 4. О чем следует говорить куратору с родителями? 5. Возможно ли применение наказания в профессиональном учебном заведении? 6. Если да, какие виды наказания применимы в педагогическом колледже? 7. Как может реагировать преподаватель, если он обнаружил у студента шпаргалку? 8. Каково место занимательности в обучении в педагогическом колледже? 9. В чем сходство между обучением в дошкольном образовательном учреждении и педагогическом колледже? 10. О чем свидетельствует систематическое списывание на занятиях и экзаменах? 11. Как должен формироваться актив студенческой группы? 12. Как должен поступить куратор, если член актива группы не справляется с обязанностями? 13. Как можно реагировать на регулярные пропуски занятий студентов? 14. Целесообразно ли посещение куратором студентов на дому? 15. Какие приемы может использовать педагог для формирования профессиональной направленности отдельных студентов? 16. Ваше отношение к игровым методам обучения? 17. Каким методам обучения Вы отдадите предпочтение? 18. Какая деловая игра наиболее применима в преподавании педагогики, психологии, частных методик? 19. Ваше отношение к неудовлетворительным оценкам на экзаменах? 20. В каких случаях, по Вашему, на экзамене необходимо поставить «неудовлетворительно»?
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |