Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспресс-тренинг на индивидуальных




Коммуникативные способности (5—45 очков)

Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5—45 очков)

Организационный компонент (7—63 очка)

Гностический компонент (17—153 очка)

Нравственно-волевой компонент (9— 81 очко)

Когнитивный компонент (6—54 очка)

Мотивационный компонент (9—81 очко)

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9  
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии 3. Чувство долга и ответственности 4. Любознательность 5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности 6. Потребность в ПССО 7. Потребность в самопознании 8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых Для вас видов деятельности 9. Уверенность в своих силах 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Уровень общеобразовательных знаний 2. Уровень общеобразовательных умений 3. Уровень педагогических знаний и умений 4. Уровень психологических знаний и умений 5. Уровень методических знаний и умений 6. Уровень специальных знаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Положительное отношение к процессу учения 2. Критичность 3. Самостоятельность 4. Целеустремленность 5. Воля 6. Трудоспособность 7. Умение доводить начатое дело до конца 8. Смелость 9. Самокритичность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи 2. Гибкость и оперативность мышления 3. Наблюдательность 4. Способность к анализу педагогической деятельности 5. Способность к синтезу и обобщению 6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности 7. Память и ее оперативность 8. Удовлетворение от познания 9. Умение слушать 10. Умение владеть разными типами чтения 11. Умение выделять и усваивать определенное содержание 12. Умение доказывать, обосновывать суждения 13. Умение систематизировать, классифицировать 14. Умение увидеть противоречия и проблемы 15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации 16. Способность отказаться от устоявшейся идеи 17. Независимость суждений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Умение планировать время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9  
2. Умение планировать свою работу
3. Умение перестраивать систему деятельности
4. Умение работать в библиотеках
5. Умение ориентироваться в классификации источников
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9  
 
2. Способность к самоанализу и рефлексии  
 
3. Способность к самоорганизации и мобилизации  
 
4. Самоконтроль  
5. Трудолюбие и прилежание  
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег 1 2 3 4 5 6 7 8 9     1 2 3 4 5 6 7 8 9     1 2 3 4 5 6 7 8 9     1 2 3 4 5 6 7 8 9      
 
 
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности  
 
 
3. Способность организовать самообразовательную деятельность других 4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий  
 
 
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9  

Тема XII. Проектирование эвристической игры – беседы.

Цель: познакомить с механизмом проведения эвристиче­ской игры-беседы, стимулировать когнитивные проявления сту­дентов, способствовать усвоению ими способов организации учебной деятельности средствами педагогической эвристики. Модель обучения — поисковая.

Сущность эвристической игры-беседы:

Сущность такой игры заключается в том, что подбирается несколько экстремальных ситуаций. Студент ставится в позицию: «Кому отдать предпочтение в данном случае с последующим обоснованием выбора»

Методические рекомендации:

Этапы эвристической деятельности:

1. Целеполагания:

а) Подготовительный:

- изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати;

- вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы;

- предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы».

б) Информационный:

- целевая установка;

- сообщение проблемной ситуации;

- определение временного ценза в проведении игры;

- конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп;

- определение функциональных обязанностей группы «экспертов»;

- знакомство с правилами и алгоритмом решения эври­стической задачи.

 

2. Аналитический:

- выработка идей, отработка стратегии и тактики аргу­ментации собственных доводов участниками;

- выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов);

- дискуссия оппонентов.

3.Рефлексивный:

- внутригрупповая рефлексия;

- коллективная рефлексия;

- педагогический анализ.

Работа группы экспертов:

Первая группа дает анализ и оценку деятельности участни­ков игры.

Вопросы:

1. Кто в малых группах был лидером и почему?

2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы?

Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристиче­ской игре-беседе как методу обучения.

Вопросы:

1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы?

2. В чем особенности методики ее проведения?

3. Выделите методы педагогической эвристики, исполь­зуемые участниками в ходе игры.

4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, транс­формации и т.д.)?

5. Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)?

6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации заученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще неизвестных способов действия?

7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)?

Алгоритм решения эвристической задачи:

1. Нужно ясно понять задачу Что известно? Что неизвестно? В чем состоит условие?
2. Составить план решения Собрать данные; подумать, встречалась ли такая задача ранее. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации?
3. Нужно осуществить план решения Контролировать каждый шаг; уметь доказать, что он правильный.
4. Нужно изучить полученное решение Проверить результат.

 

Правила-афоризмы к решению:

1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает».

2. «Где есть желание, найдется путь».

3. «Усердие — мать удачи».

4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале».

5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь».

6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай».

Литература:

1. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии в обучении. Блиц- игры и нетрадиционные лекции. – М., 1992

2. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. – М., 1990

3. Иванов М.А. Активные методы обучения //Среднее специальное образование. – 1989. - № 8

4. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995

5. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе).

6. Литова З.А. Деловые игры в школе. //Школьные технологии. – 2000, №1

7. Неверович С.Д. Игровые методы подготовки кадров /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1995

8. Новаченко Е.А. Интеллектуальное казино (Игры в учебном процессе) //Специалист. – 1993ю - № 4

9. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990

10. Олейник П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор //Среднее специальное образование. – 1990. - № 4

11. Пеккель В.Г. Творческие игры на уроках педагогика //Начальная школа. – 1991. - № 3

12. Троицкий Д.А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образова­ние. -1989. -№

 

Тема XIII. Заседание предметно-цикловой комиссии ( Деловая игра ).

Эпиграф к игре: «...Учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его».

(П.Ф. Каптерев «О свойствах учителя»)

Цель:

1. Расширение представлений о структуре и содержании одной из форм методической работы преподавателя среднего специального учебного заведения.

2. Закрепление аналитических умений в конкретной педагогической деятельности.

3. Развитие стремления к поиску новых способов работы.

4. Повышение уровня мотивации профессиональной дея­тельности педагога, перевод мыслительных операций на уро­вень эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

5. Определение статусно-ролевых отношений между пре­подавателями и студентами среднего специального учебного заведения.

Задачи:

1. Показать студентам механизм проведения заседания пред­метно-цикловой комиссии.

2. Обучать студентов анализу выступлений, собственного поведения в конкретной ситуации профессиональной дея­тельности.

3. Выработать у студентов способность к саморефлексии и профессиональной эмпатии.

Правила игры: Представив себя в роли преподавателя среднего специального учебного заведения, нужно:

- уметь выслушать выступления своего оппонента;

- не переносить личное отношение на процесс обсуждения выступлений;

- доказывать свою позицию с помощью весомых аргументов;

- найти позитивные моменты в наблюдаемых фрагментах уроков;

- прежде чем анализировать деятельность других, проведи саморефлексию.

Участники игры. На заседании предметно-цикловой комис­сии присутствуют:

- председатель предметно-цикловой комиссии;

- группа преподавателей педагогики и психологии;

- группа преподавателей частных методик и заведующий кабинетом учебно-методического обеспечения;

- группа экспертов из департамента по народному обра­зованию.

Функционально-ролевые обязанности участников игры:

Председатель ПЦК:

- вступительное слово об актуальности проблемы заседания;

- определение регламента и порядка выступлений.

Группа преподавателей педагогики и психологии — раскры­вает предложенную тему по следующим направлениям:

- краткий исторический экскурс в теорию методов дидактики;

- использование репродуктивных методов обучения на учебных занятиях;

- методы проблемно-поискового характера, их достоин­ства и особенности использования на учебных занятиях по педагогике и психологии;

- нетрадиционные методы обучения.

Группа преподавателей частных методик и заведующий кабинетом учебно-мето­дического обеспечения:

- дает анализ просмотренных уроков;

- предлагает позитивный педагогический опыт по источ­никам в периодической печати;

- обобщает данные анкетирования студентов педагогиче­ского колледжа.

Группа экспертов:

1. Оценивает качество выступлений преподавателей.

2. Делает вывод о качестве проведения деловой игры как метода подготовки педагогических кадров:

- как участники игры справились с «ролями»;

- какова структура игры и ее педагогическая направлен­ность;

- каков уровень взаимоотношений реальных и игровых участников игры.

Преподаватель предмета — организует подготовительный этап игры, определяет ее цель, во время игры принимает или роль председателя ПЦК, или роль стороннего наблюдателя. Резюмирует итог игры.

Схема организации игры

Педагогический анализ
Рефлексия внутри творческих групп
Мониторинг игры экспертами
Рефлексия игры

 

Подготовка к игре:

1. Наблюдение уроков в педагогическом колледже, на лабо­раторном практикуме и просмотр видеофрагментов на аудиторных учебных занятиях.

2. Анализ научно-методической литературы.

3. Обработка статистических данных анкетирования студен­тов ссуза (на занятиях лабораторного практикума).

4. Обобщение опыта работы по материалам периодической печати: журналы «Дошкольное воспитание», «Специалист», «Народное образование», «Педагогика».

Литература:

1. Ибрагимов Г. И., Гребенюк Т.Б. Алгоритм выбора методов обучения // Среднее специальное образование. — 1990. — № 5.

2. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982.

3. Каптерев П.Ф. Общая характеристика педагогического метода // Там же.

4. Колосова Г.В. Деловые игры. // Специалист. – 2002, № 10

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М„ 1981.

6. Скибо Т.Ю. Исполнение игровой технологии как условие самоидентификации личности. // Специалист. – 2001, № 10.

Тема XIV. Проектирование лекции или урока – изучения нового материала.

Индивидуальное задание: подготовить фрагмент лекции или урока изучения новых знаний для показа в студенческой аудитории. Способ организации обучения — микропреподавание. Форма работы студентов – групповая.

Задания творческим группам:

Первой группе проанализировать предложенный конспект урока с точки зрения выполнения технологических требований по его оформлению, четкому структурированию материала в соответствии с ви­дом учебного занятия.

Второй группе проанализировать наблюдаемый фрагмент урока, проведенный студентом.

Методические рекомендации:

1. Определите тип необходимого анализа урока:

-краткий анализ проводится с целью общей оценки качества урока;

-аспектный анализ применяется для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осу­ществляемого на уроке;

-полный анализ проводится с целью контроля за ка­чеством организации учебно-воспитательного процесса на уроке;

-структурный анализ применяется в случаве, если анализу подвергаются ведущие эле­менты урока;

-поэтапный анализ - если анализу подвергаются основные этапы урока в зависимости от их последовательности;

-комплексный анализ это - анализ двух – трех уроков по одной теме или системы посещаемых уроков. Это - рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения.

2. В записи анализа учебного занятия выделите положи­тельное и недостатки в деятельности преподавателя и сту­дентов на уроке, зафиксируйте формулировку текстов, заго­ловков соответствующих этапов урока.

3. Оценивать работу студента-преподавателя можно по десятибал­льной и по пятибалльной системе или с помощью знаковой системы оценок: «+» — высокая степень выраженности наблюдаемых показателей; «+-» — достаточная; «V» — средняя; «о» — низкая.

Вопросы для анализа наблюдаемого учебного занятия:

1. Умение педагога провести организацию студенческой аудитории и дать настрой на занятие.

2. Умение мотивировать изучение темы.

3. Умение делать выводы, обобщения.

4. Умение формулировать и задавать вопросы, соблюдая их четкость, последовательность, преемственность.

5. Умение сочетать различные формы учебной работы учащихся.

6. Умение разнообразить урок интересными методически­ми приемами.

7. Умение вести себя на учебном занятии в роли препода­вателя колледжа.

Вопросы для самоанализа проведенного занятия:

1. Как удалось мне почувствовать аудиторию в новом ро­левом статусе?

2. Каково соотношение в моем поведении вербальных и невербальных средств общения с аудиторией?

3. Сумела ли я найти способы плавного перехода от одного этапа урока к другому?

4. Удалось ли мне сломать психологический барьер приня­тия новой социальной роли?

Как бы я провела занятие в следующий раз? (Для самоанализа используется диктофон, на который за­писывается фрагмент урока.)

Рекомендации для подготовки конспекта лекции:

Обратите внимание на следующие аспекты:

1. Вид лекции (информативная, проблемная, вводная, текущая, обобщающая).

2. Структура лекции. Цель — мотивация, изложение нового материала, обобщение, задание на дом.

3. Отбор содержания материала лекции в соответствии с поставленными целями занятия.

4. Адаптация текста с учетом особенностей состава слушателей.

5. Логические переходы в изложении материала от одного вопроса к другому.

6. Приемы поддержания внимания аудитории в процессе всей лекции.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи, которые необходимо осуществить в ходе изложения материала лекции.

8. Краткость, лаконичность, тезисность выводов и обоб­щений, предлагаемых слушателям в лекции

Приемы обучения студентов конспектированию лекции:

1. Конспектирование отдельных смысловых единиц лекции в виде сжатых и обобщенных формулировок.

2. Фиксирование в записи приводимых преподавателем фактов и примеров.

3. Использование приемов сокращенной фиксации содер­жания лекции: элементы стенографической записи, недописывание окончания слов, использование общепринятых про­фессиональных сокращений.

4. По ходу конспектирования студенту нужно фиксировать те вопросы, которые у него возникают по ходу лекции и которые он задаст преподавателю в конце лекции.

Во время работы над конспектом лекции помните мудрые слова К.А. Тимирязева: «Цель лекции — возбуждение умст­венного аппетита».

Рекомендации по подготовке урока изучения нового учеб­ного материала:

В конспекте данного вида учебного занятия зафиксируйте следующие позиции:

1. Структура урока: изложение материала, закрепление ма­териала, задание на дом.

2. Разнообразные приемы внесения учебного материала в соответствии с конкретным пунктом плана.

3. Приемы активизации учебно-познавательной деятель­ности студентов как в пределах конкретного пункта плана, так и в целом по всему содержанию нового материала.

4. При отборе учебных задач на этапе закрепления материала следует обратить внимание на то, что основная цель этого этапа урока — актуализировать полученные знания, поэтому задания должны носить информативно-репродуктивный характер.

5. Нужно четко выделить в содержании нового материала то, что будет дано студентам для записи.

6. Соотнести содержание учебного материала, который даст преподаватель, с тем материалом, который есть в учебнике или учебном пособии.

7. При планировании нельзя забывать о том, что данный вид учебного занятия требует высокой степени активности и преподавателя и студента.

Рекомендации по подготовке преподавателя к учебному занятию и выступлению перед студенческой аудиторией.

Используйте схему:

 

 


Литература:

1. Ершов П.М, Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М.,1998

2. Ершов П.М. Искусство толкования. В 2-х ч. Ч.1. Режиссура как практическая психология. – Дубна, 1997.

3. Кузнецов М.Е. Личностно – ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. – Брянск,2000.

Тема XV. Подготовка и пр оведение комбинированного урока – деловой игры.

Цель: развивать у студентов навыки педагогического проектирования, дать возможность проявить свою «изобрета­тельскую» способность.

Участники игры:

Брокер — ведет аукцион идей, осуществляет презентацию, объясняет ролевые обязанности игроков.

Продавцы-студенты, проводящие и представляющие комбинированный урок, должны убедительно рассказать о пре­имуществах своего конспекта урока, материал которого может быть представлен и осуществлен:

- в виде рекламного объявления;

- в виде показа фрагмента урока перед студенческой аудиторией;

- в виде представления учебно-методического обеспечения урока;

- в виде логического рассказа (не более 3—5 минут) о содер­жательной стороне комбинированного урока;

- представлением на экспертизу покупателям конспекта урока.

Покупатели-студенты, анализирующие выступления, при покупке аргументируют свой выбор.

При анализе обратите внимание:

а) на постановку и выполнение преподавателем учебно-воспитательной задачи;

б) на содержание каждого этапа в комбинированном уроке: организация внимания; организация педагогом процесса восприятия, осмысления, первичного обобщения и система­тизации нового в учебном материале;

в) на приемы собственной деятельности учащихся по овла­дению содержанием материала;

г) на условия достижения положительного результата: актуализация чувственного опыта и опорных знаний студен­тов; широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся;

д) показатели выполнения учебно-воспитательных задач: качество ответов учащихся; правильность действий учащихся; активное поведение в подведении итогов урока (данное по­ложение учитывается при анализе видеофрагмента или при выполнении группой студентов, участников игры роли уча­щихся педагогического колледжа).

Торги осуществляются по 10-балльной системе. Выигры­вает тот продавец, который набрал большее количество го­лосов с высокой оценкой.

Альтернативным вариантом методики проведения данного занятия может быть занятие – деловая игра «Суд».

Литература:

1. Морева Н.А. Педагогика среднего специального образования. – М., 1999.

2. Учебные пособия по общей и дошкольной педагогике.

3. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985.

ТемаXVI. Поурочный план в педагогическом колледже.

Задание.

Составьте план учебного занятия, используя следующую схему:

Ход учебного занятия Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Время Цели воспитания и развития
           

 

Методические рекомендации при составлении плана:

1. Четко сформулируйте тему учебного занятия, определите дидактическую цель урока, продумайте вид учебного занятия.

2. Вид урока (комбинированный, изучение нового мате­риала, семинар, практическое занятие, зачет) определяет структуру заполнения предложенной выше схемы. Так, на­пример, в ходе учебного занятия четко структурируются эта­пы занятия в том порядке, в каком они будут представлены в изложении темы урока.

3. Содержание материала должно быть очень конкретным. В данную графу вносятся вопросы для изучения (план темы), задания для опроса или закрепления учебного материала, а также домашнее задание. В графе «Методы обучения» педа­гог выделяет наиболее характерный, интересный, опти­мальный метод. Не отягощайте таблицу перечислением всех известных вам методов. Важно, чтобы методы были разно­образные и обеспечивали развитие познавательной активности студентов, а также соответствовали цели учебного занятия.

4. При планировании средств обучения помните мудрые слова С.Т. Шацкого: «Искусство отбора материала для работы учеников имеет в педагогическом деле огромное значение».

5. Чтобы соблюсти баланс времени, отведенного на учебное занятие, педагог должен спланировать примерное временное ограничение каждого из этапов урока.

6. Последняя графа «Цели воспитания и развития» явля­ется логическим продолжением обучающей цели. Ее форму­лировка связана с конкретным содержанием и методами учеб­ного материала.

7. План урока должен являться звеном в логическом изложении общей темы.

Литература:

1. Коротов В.М. Как спланировать учебное занятие. – Белгород, 1996

2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990

3. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 1990

4. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985

Тема XVII. Имитационные педагогические игры в педагогическом училище (педагогическом колледже).

Вопросы для обсуждения:

1. Методика организации и проведения имитационных педагогических игр.

2. Требования к игре.

3. Трудности проведения игр.

4. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в преподавании педагогических дисциплин /примеры/.

5. Игровые позиции студентов /руководитель, дублеры, рецензенты, эксперты, …/

 

Тема XVIII. Игровой тренинг в подготовке будущего воспитателя.

Вопросы для разработки:

1. Понятие атмосферы тренинговой группы.

2. Этапы проведения тренингового занятия.

3. Индивидуальный тренаж в подготовке воспитателя /содержание и условия использования/.

4. Защита авторский программ тренинговых занятий:

а) по педагогике;

б) по психологии;

в) по частным методикам.

5. Игровое проектирование и его применение в педагогике.

 

Тема XIX. Деловая игра, проектирование игрового тренинга.

Проблемы для разработки:

1. Принципы построения и проведения деловых игр.

2. Структура игры, ее сценарий.

3. Методика проведения деловой игры.

4. Методика проведения игровых экспериментов.

5. Особенности использования различных видов деловой игры:

- пресс – конференция;

- встреча на высшем уровне;

- встреча политкомментаторов;

- круглый стол;

- телемост;

- проведение деловой игры.

Литература к занятиям XVII-XIX:

1. Абрамова Г.С.,Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург, 1999.

2. Вачков И.В. Некоторые секреты тренинговой работы. // Школьные технологии. 2001, №4.

3. Вачков И.В. Организация работы в тренинговых группах. //Школьные технологии. – 2001, №3.

4. Вачков И.В. Технология проведения группового тренинга. //Школьные технологии. – 2001, №1.

5. Девяткина Г.В., Медведева Т.В. Комплексная деловая игра «Вакантное место».//Школьные технологии, - 2009, №6.

6. Колосова Г.В. Деловые игры. // Специалист. – 2002, №5.

7. Литова З.А. Деловые игры в школе. // Школьные технологии. – 2000,№1.

8. Милютина О.В. Использование активных форм и методов обучения и воспитания. // Специалист. – 2001, №9.

9. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания. // Школьные технологии. – 2000, №1

10. Скибо Т.Ю. Использование игровой технологии как условие самоидентификации личности.//Специалист. – 2001, № 10.

11. Трайнев В.А. Проблемы развития игрового обучения в педагогическом вузе. – М., 1991.

 

Тема XX. Культура общения преподавателя и студентов.

Проблемы для разработки:

1. Сущность общения преподавателя и студента и его функции в педагогическом колледже.

2. Структура и стиль педагогического общения в системе профессионального образования.

3. Межличностные симпатии и антипатии в педагогическом учебном заведении.

4. Социально-психологические аспекты публичного выступления.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000.

2. Белова С.В. Профессионализм учителя – готовность к нескончаемому диалогу. // Народное образование - 2001, №7.

3. Гильденбранд Д. Метафизика коммуникации. – СПб, 2000.

4. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

6. Кузнецов М.Е. Личностно – ориентированная подготовка учителя: теоретико - методологические аспекты. –Брянск,2000.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.

8. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М., 1995.

9. Учителю о педагогической технике./Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1987.

занятиях со студентами

1. Как в профессиональной педагогике необходимо понимать чувство меры в отношениях со студентами?

2. Необходимо ли куратору встречаться с родителями студентов?

3. Какие формы общения с родителями приемлемы в условиях среднего профессионального учебного заведения?

4. О чем следует говорить куратору с родителями?

5. Возможно ли применение наказания в профессиональном учебном заведении?

6. Если да, какие виды наказания применимы в педагогическом колледже?

7. Как может реагировать преподаватель, если он обнаружил у студента шпаргалку?

8. Каково место занимательности в обучении в педагогическом колледже?

9. В чем сходство между обучением в дошкольном образовательном учреждении и педагогическом колледже?

10. О чем свидетельствует систематическое списывание на занятиях и экзаменах?

11. Как должен формироваться актив студенческой группы?

12. Как должен поступить куратор, если член актива группы не справляется с обязанностями?

13. Как можно реагировать на регулярные пропуски занятий студентов?

14. Целесообразно ли посещение куратором студентов на дому?

15. Какие приемы может использовать педагог для формирования профессиональной направленности отдельных студентов?

16. Ваше отношение к игровым методам обучения?

17. Каким методам обучения Вы отдадите предпочтение?

18. Какая деловая игра наиболее применима в преподавании педагогики, психологии, частных методик?

19. Ваше отношение к неудовлетворительным оценкам на экзаменах?

20. В каких случаях, по Вашему, на экзамене необходимо поставить «неудовлетворительно»?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.