Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала-опросник




на определение уровня сформированности отношений преподавателя к педагогической деятельности в ее основных характеристиках.

(Морева Н.А. Педагогика среднего специального образования. – М., 1999).

Уважаемый коллега!

Мы просим внимательно прочитать и оценить предло­женный вам текст. В нем в строгом порядке расположены компоненты структуры педагогической деятельности педагога. Каждому компоненту соответствует определенная группа рабочих функций, а также педагогических способностей, как индивидуальной формы отражения структуры педагогической деятельности. Оцените меру значимости рабочих функций и развитости педагогических способностей для себя, в своей индивидуальной педагогической деятельности. Для этого по пятибалльной шкале поставьте оценки значимости функций и развитости педагогических способностей в педагогической деятельности. При оценке имейте в виду:

балл 5 означает, что данный компонент и способности важны в любой педа­гогической ситуации и определяют решение практической задачи деятельности;

балл 4 — данный компонент и способ­ности почти всегда определяют решение практической задачи деятельности;

балл 3 — в одинаковой степени данный ком­понент и способности могут влиять, а могут и не влиять на решение практической задачи педагогической деятельности;

балл 2 — компонент и способности очень редко способствуют решению практической задачи деятельности;

балл 1 — ком­понент и способности не решают никакой практической задачи педагогической деятельности (в каждой точке справа обве­дите кружочком нужную цифру). Затем укажите один из восьми перечисленных в опроснике компонентов деятельности учителя, который, по вашему мнению, определяет творческое содержание этой деятельности. Для этого отметьте слева зна­ком «+» ту цифру, под которой находится определенный вами компонент деятельности.

 

1. Конструктивный компонент: 5 4 3 2 1 отбор и композиция учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с планированием и построением педагогического процесса, планированием структуры действий учащихся, проектированием учебно-мате­риальной базы для проведения учебно-воспитательной работы.

2. Организаторский компонент: 5 4 3 2 1 включение учащихся в различные виды деятельности, орга­низация ученического коллектива.

3. Коммуникативный компонент: 5 4 3 2 1 установление правильных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить запросы и интересы школьников, правильно понять и оценить информацию об эффективности педагоги­ческих воздействий.

4. Информационный компонент: 5 4 3 2 1 глубокое и свободное владение учебным материалом, методами и приемами его преподавания, использование средств контроля для организации «обратной связи» и кор­рекции знаний учащихся.

5. Развивающий компонент: 5 4 3 2 1 строгое единство обучения, воспитания, развития обес­печивает управление мыслительными, эмоциональными, во­левыми и другими компонентами деятельности учащихся. Последовательное осуществление учителем развивающей функции приучает школьников анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Ориентационный компонент: 5 4 3 2 1 определяет содержание ценностных ориентации учащихся в природной и социальной среде, формирует у них активное от­ношение к явлениям и процессам окружающей действитель­ности, идеи и идеалы, мотивы поведения и социального действия.

7. Мобилизационный компонент: 5 4 3 2 1 деятельность учителя, направленная на актуализацию зна­ний и жизненного опыта учащихся для формирования у них познавательной самостоятельности и социальной активности.

8. Исследовательский компонент: 5 4 3 2 1 (в том числе рефлексивный) требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвинуть гипотезу, спроектировать и провести несложный педагоги­ческий эксперимент, проанализировать собственный опыт и опыт других учителей.

Литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя. – М.,1990.

2. Аза Л.А. Особенности профессионального самоопределения молодежи: На примере выбора учительской профессии // Философская и социологическая мысль.— 1989, № 6.

3. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах //Сост. А.Я. Куркина, С.Н. Чистякова. – Кемерово, 1996.

4. Митина Л.М. Управлять или подавлять //Библиотека ж. «Директор школы». - 1992 г, № 2

5. Парфенова З.А. Технология самоменеджмента. – Новосибирск, 1998

6. Практическая психология для преподавателя. – М., 1997

7. Психология и педагогика. Уч. пособие /Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998

8. Симоненко В.П. Самоменеджмент учителя. – Брянск, 1997

9. Учителю о психологии детей /Под ред. В.П. Лебедева. – М.,1997, С.20-55.

10. Эверетт Шостром Анти – Корнеги… - М., 1992 г.

 

Тема XI. Имидж современного преподавателя педагогического колледжа.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности.

2. Имидж и культура общения преподавателя педагогического колледжа.

3. Имидж и творчество преподавателя.

4. Имидж и чувство юмора.

5. Имидж и комплекс неполноценности.

6. Самоактуализация педагога.

7. Эффективность педагогического труда (критерии и методы оценки).

8. Методика оценки работы преподавателя.

Практические задания

Образ преподавателя среднего специального учебного заведения в представлениях молодого специалиста

Задание 1.

Содержание работы. Сделайте ретроспективный анализ взглядов (общественного мнения) относительно свойств лич­ности педагога. Данные занесите в таблицу:

№ п/п     Времен­ная эпоха   Представители   Название статьи Основ­ные позиции автора Краткий анализ об­ществен­ного мнения
                       

 

Задание 2. « Мастерская мастеров».

Содержание работы. Выберите по желанию и изучите пе­дагогический опыт одного из педагогов-новаторов. Защитите его методическую систему, выделите линию развития его индивидуального стиля.

Для организации обсуждения образуется «временный экс­пертный совет», который самостоятельно вырабатывает кри­терии оценки предлагаемой системы и оценивает ее.

Задание 3. Коммуникативные функции преподавателя и их проявление в профессиональном общении со студентами колледжа.

Содержание работы.

По видеофрагменту дайте характеристику качествам препо­давателя в общении со студентами на учебном занятии, ис­пользуя следующую схему:

- стремление к максимальной гибкости в общении;

- способность к эмпатии;

- с помощью чего педагог стремится передать личностную окраску преподавания;

- установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия и самовыражения студентов;

- владение стилем личного, неформального, теплого общения со студентами;

- жизнерадостность, эмоциональная уравновешенность;

- средства невербального поведения педагога, используемые в процессе общения со студентами.

Составив характеристику, ответьте на вопросы:

1. Как сочетаются во взаимодействии со студентами стиль общения и созданный преподавателем имидж?

2. Могут ли личные нравственные и профессиональные качества преподавателя входить в противоречия и как нужно разрешить их педагогу?

Задание 4. Рефлексия студентами личностно-профессиональных качеств преподавателя.

Содержание работы: в предлагаемом вашему вниманию опроснике заложена идея оценки профессиональной направленности личности педагога. Ответьте на вопросы:

1. Какой образ Вашего педагогического «Я» сфор­мировался в вашем сознании?

2. Соответствует ли он полученным результатам опросника?

3. Какая проблема в вашей профессиональной подготовке имеет для вас приоритетное значение?

4. Какими средствами попытаетесь ее разрешить?

Задание 5. Образ преподавателя в представлениях молодого специалиста.

Содержание работы. Напишите мини-сочинение на тему «Портрет преподавателя колледжа», защитите нарисованный вами образ перед аудиторией коллег.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.