КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шкала-опросник
на определение уровня сформированности отношений преподавателя к педагогической деятельности в ее основных характеристиках. (Морева Н.А. Педагогика среднего специального образования. – М., 1999). Уважаемый коллега! Мы просим внимательно прочитать и оценить предложенный вам текст. В нем в строгом порядке расположены компоненты структуры педагогической деятельности педагога. Каждому компоненту соответствует определенная группа рабочих функций, а также педагогических способностей, как индивидуальной формы отражения структуры педагогической деятельности. Оцените меру значимости рабочих функций и развитости педагогических способностей для себя, в своей индивидуальной педагогической деятельности. Для этого по пятибалльной шкале поставьте оценки значимости функций и развитости педагогических способностей в педагогической деятельности. При оценке имейте в виду: балл 5 означает, что данный компонент и способности важны в любой педагогической ситуации и определяют решение практической задачи деятельности; балл 4 — данный компонент и способности почти всегда определяют решение практической задачи деятельности; балл 3 — в одинаковой степени данный компонент и способности могут влиять, а могут и не влиять на решение практической задачи педагогической деятельности; балл 2 — компонент и способности очень редко способствуют решению практической задачи деятельности; балл 1 — компонент и способности не решают никакой практической задачи педагогической деятельности (в каждой точке справа обведите кружочком нужную цифру). Затем укажите один из восьми перечисленных в опроснике компонентов деятельности учителя, который, по вашему мнению, определяет творческое содержание этой деятельности. Для этого отметьте слева знаком «+» ту цифру, под которой находится определенный вами компонент деятельности.
1. Конструктивный компонент: 5 4 3 2 1 отбор и композиция учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с планированием и построением педагогического процесса, планированием структуры действий учащихся, проектированием учебно-материальной базы для проведения учебно-воспитательной работы. 2. Организаторский компонент: 5 4 3 2 1 включение учащихся в различные виды деятельности, организация ученического коллектива. 3. Коммуникативный компонент: 5 4 3 2 1 установление правильных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить запросы и интересы школьников, правильно понять и оценить информацию об эффективности педагогических воздействий. 4. Информационный компонент: 5 4 3 2 1 глубокое и свободное владение учебным материалом, методами и приемами его преподавания, использование средств контроля для организации «обратной связи» и коррекции знаний учащихся. 5. Развивающий компонент: 5 4 3 2 1 строгое единство обучения, воспитания, развития обеспечивает управление мыслительными, эмоциональными, волевыми и другими компонентами деятельности учащихся. Последовательное осуществление учителем развивающей функции приучает школьников анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи. 6. Ориентационный компонент: 5 4 3 2 1 определяет содержание ценностных ориентации учащихся в природной и социальной среде, формирует у них активное отношение к явлениям и процессам окружающей действительности, идеи и идеалы, мотивы поведения и социального действия. 7. Мобилизационный компонент: 5 4 3 2 1 деятельность учителя, направленная на актуализацию знаний и жизненного опыта учащихся для формирования у них познавательной самостоятельности и социальной активности. 8. Исследовательский компонент: 5 4 3 2 1 (в том числе рефлексивный) требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвинуть гипотезу, спроектировать и провести несложный педагогический эксперимент, проанализировать собственный опыт и опыт других учителей. Литература: 1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя. – М.,1990. 2. Аза Л.А. Особенности профессионального самоопределения молодежи: На примере выбора учительской профессии // Философская и социологическая мысль.— 1989, № 6. 3. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах //Сост. А.Я. Куркина, С.Н. Чистякова. – Кемерово, 1996. 4. Митина Л.М. Управлять или подавлять //Библиотека ж. «Директор школы». - 1992 г, № 2 5. Парфенова З.А. Технология самоменеджмента. – Новосибирск, 1998 6. Практическая психология для преподавателя. – М., 1997 7. Психология и педагогика. Уч. пособие /Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998 8. Симоненко В.П. Самоменеджмент учителя. – Брянск, 1997 9. Учителю о психологии детей /Под ред. В.П. Лебедева. – М.,1997, С.20-55. 10. Эверетт Шостром Анти – Корнеги… - М., 1992 г.
Тема XI. Имидж современного преподавателя педагогического колледжа. Вопросы для обсуждения: 1. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности. 2. Имидж и культура общения преподавателя педагогического колледжа. 3. Имидж и творчество преподавателя. 4. Имидж и чувство юмора. 5. Имидж и комплекс неполноценности. 6. Самоактуализация педагога. 7. Эффективность педагогического труда (критерии и методы оценки). 8. Методика оценки работы преподавателя. Практические задания Образ преподавателя среднего специального учебного заведения в представлениях молодого специалиста Задание 1. Содержание работы. Сделайте ретроспективный анализ взглядов (общественного мнения) относительно свойств личности педагога. Данные занесите в таблицу:
Задание 2. « Мастерская мастеров». Содержание работы. Выберите по желанию и изучите педагогический опыт одного из педагогов-новаторов. Защитите его методическую систему, выделите линию развития его индивидуального стиля. Для организации обсуждения образуется «временный экспертный совет», который самостоятельно вырабатывает критерии оценки предлагаемой системы и оценивает ее. Задание 3. Коммуникативные функции преподавателя и их проявление в профессиональном общении со студентами колледжа. Содержание работы. По видеофрагменту дайте характеристику качествам преподавателя в общении со студентами на учебном занятии, используя следующую схему: - стремление к максимальной гибкости в общении; - способность к эмпатии; - с помощью чего педагог стремится передать личностную окраску преподавания; - установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия и самовыражения студентов; - владение стилем личного, неформального, теплого общения со студентами; - жизнерадостность, эмоциональная уравновешенность; - средства невербального поведения педагога, используемые в процессе общения со студентами. Составив характеристику, ответьте на вопросы: 1. Как сочетаются во взаимодействии со студентами стиль общения и созданный преподавателем имидж? 2. Могут ли личные нравственные и профессиональные качества преподавателя входить в противоречия и как нужно разрешить их педагогу? Задание 4. Рефлексия студентами личностно-профессиональных качеств преподавателя. Содержание работы: в предлагаемом вашему вниманию опроснике заложена идея оценки профессиональной направленности личности педагога. Ответьте на вопросы: 1. Какой образ Вашего педагогического «Я» сформировался в вашем сознании? 2. Соответствует ли он полученным результатам опросника? 3. Какая проблема в вашей профессиональной подготовке имеет для вас приоритетное значение? 4. Какими средствами попытаетесь ее разрешить? Задание 5. Образ преподавателя в представлениях молодого специалиста. Содержание работы. Напишите мини-сочинение на тему «Портрет преподавателя колледжа», защитите нарисованный вами образ перед аудиторией коллег.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |