Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключ для вычисления минимально необходимого для учителя уровня владения педагогическими компетентностями




(способами) по методике МОРУ

Наименование педагогических компетентностей Наименование индикаторов каждой педагогической компетентности Полное (слева) и минимально необходимое (справа) количество индикаторов по каждой компетенции
     
I. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении   а,б,в,г – а +1 Итого: 4 2
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала   а,б,в,г – все четыре а,б,в,г – все четыре а, б,в,г – а,б,в Итого: 12 11
III. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения   а, б,в,г – а,б,в а, б,в,г – а,г+1 а, б,в,г – любые три Итого: 12 9
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками   а, б,в,г – а+2 а, б,в,г – б+1 а, б,в,г – а,б а, б,в,г – а,б+1 Итого: 16 10
V. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения   а, б,в,г – а, б+1 а, б,в,г – а, в+1 а, б,в,г – а,в а, б,в,г – а,в+1 Итого: 16 11
VI. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке   а, б,в,г – а, б+1 а, б,в,г – а, в+1 а, б,в,г – а+2 а, б,в,г – а+1 Итого: 16 11  
VII. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников   а, б,в,г – г+2 а, б,в – в+2 а, б,в – а+2 а, б,в,г – а,в,г Итого: 14 12  

 

Литература:

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (Согласовано с Минтрудом России – приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 г. № 46) //Вестник образования. – 1995. – № 11.

2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 1999, С. 251 – 254.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования //Вестник образования. – 1995, № 2, С. 72 – 75

4. Психология и педагогика. Уч. пособие /Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998

5. Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя.// Школьные технологии. – 2000, №3, № 6.

6. Штейнберг В.Э. Практическое образование и конструкторско-технологическая деятельность преподавателя.//Школьные технологии. – 2001, № 1.

7. Морозова А.В., Фролова Н.А. Основные тенденции изменения профессиональной самоидентификации преподавателей.//Среднее профессиональное образование. – 2001, № 8.

Тема V. Содержание образование ( круглый стол)

Вопросы для обсуждения:

1. Сопряженность учебного плана, стандарта, программ и пособий в учебном заведении

а) по педагогике,

б) по психологии,

в) методике изобразительного творчества,

г) методике развития речи,

д) методике физического воспитания,

е) методике экологического образования.

(на основе анализа учебного плана, программ и пособий одного из учебных заведений).

2. Защита авторских программ преподавания курсов педагогики, психологии, методики изобразительного творчества, методики развития речи, методики физического воспитания, методики экологического образования с позиции целостного педагогического процесса.

Рекомендации к подготовке и проведению семинарского занятия:

1. Обратите внимание на специальность и специализацию, зафиксированные в учебном плане среднего педагогического учебного заведения.

2. Не забудьте посмотреть на квалификацию специалиста и срок обучения в среднем педагогическом учебном заведении.

3. Постарайтесь понять механизм построения графика учебного процесса.

4. Изучив план учебного процесса, акцентируйте свое внимание на следующих моментах:

- каково соотношение общеобразовательного цикла с предметами психолого-педагогического цикла по количественному распределению часов и распределению часов по семинарам;

- как прослеживаются межпредметные связи;

- роль и место различных видов практики;

- как осуществляется комплексная проверка подготовки будущего специалиста к работе (дипломное проектирование, государственные экзамены).

5. Выделите структуру, содержание, особенности программы для педагогических училищ (колледжей).

6. Проведите сравнительный анализ базовых, модифицированных и авторских программ для педагогических училищ и колледж.

7. Составьте макет программы элективного (дополнительного) курса;

8. Вопросы для анализа программ:

а) В чем отличие базовых, модифицированных и авторских программ?

б) В каком направлении осуществлялась модификация (по содержанию, по технологии преподавания и обучения, по соответствию программы профилю учебного заведения, по профессиональным возможностям и интересам автора программы)?

в) Удалось ли найти автору приемлемое решение проблемы целеполагания в обучении (усвоение знаний, умений, навыков и развитие определенных качеств личности студента), а также соблюсти иерархию целей?

г) Как изменено содержание модифицированного или авторского курса в сравнении с базовым?

- исключены или, наоборот, добавлены некоторые факты, понятия, теоретический материал и связанные с ними специальные умения;

- выдержано ли соотношение уровней предъявленного содержания и требований к результатам усвоения?

д) Какова технология обучения, представленная в анализируемой программе?

е) В какой мере она стимулирует развитие познавательных потребностей и мотивов учебной деятельности студентов?

ж) Прослеживаются ли в логике построения программы пути образования учащихся (от усвоения знаний в готовом виде к самостоятельному овладению, далее к развитию оперативной деятельности студентов и от него к эмоциональному восприятию учебного материала)?

з) Как модифицированная и авторская программы вписываются в учебный план образовательного учреждения?

9. Рекомендации к составлению программы:

а) программа должна выражать определенные дидактические принципы в виде конкретных требований относительно того, как изучать предлагаемый программой материал и чего должен добиться преподаватель;

б) программа должна соответствовать установленному Государственному стандарту, парадигме образования;

в) программа должна быть конкретной, чтобы быть реализованной в реальном учебном процессе.

г) в программе должно быть единство содержания образования и обучения;

д) при составлении необходимо определить уровень новизны, который будет положен в основу программы, сформулировать методическую идею разработчика программы и базисную педагогическую концепцию;

е) любая программа должна быть построена в соответствии с принципом модульности, т.е. логической взаимосвязи ее структурных элементов. Поэтому в объяснительной записке кратко, обоснованно раскрываются цели программы, предмет изучения, особенности методов и организационных форм обучения, структура учебных занятий;

ж) автору необходимо продумать акт экспертизы программы, сформулировать вопросы, на которые будет обращено внимание во время защиты концепции программы.

Литература:

1. Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера. – Рига,1985

2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 1999. – С. 220-250; 255 – 274

3. Савельев Д.С. построение образовательных программ на основе базисного учебного плана. – Ульяновск, 1995

4. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в среднем специальном учебном заведении. – М., 1990. – С. 38 – 39.

Тема VI. Содержание образования в современных средних педагогических учебных заведениях

Вопросы для обсуждения:

1. Реализация методологического подхода в отборе содержания образования в современных условиях.

2. Стандартизация среднего специального образования. Принципы.

3. Характеристика государственного образовательного стандарта как нормативного документа.

4. Проектирование содержания профессионального образования на основе государственного образовательного стандарта.

5. Комплексная разработка образовательной программы.

Дискуссия:

1. Психологическое моделирование образовательной среды в дошкольном педагогическом колледже.

2. Инновационные подходы к содержанию образования.

Творческий проект:

Если бы я разрабатывал стандарт нового поколения,….

Литература

1. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. — М., 1996.

2. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя.— Самара; СПб., 1997.

3. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. — 1994, № 5.

4. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика.— 1993, № 5.

5. Вершловский С. Г. Проблемы гуманизации школьного об­разования // Гуманитарное образование. Теория. Практика.— СПб, 1994.

6. Газман О.С. От авторитарного образования к науке сво­боды // Новые ценности образования. —1995, Вып. 2.

7. Государственный образовательный стандарт среднего про­фессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 «Дошкольное образование» (Базовый уровень среднего профессионального образования).—М., 1997.

8. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика.— СПб., 1994.

9. Мелик -Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989, № 5.

10. Мухаметзянова Г.В. Гуманитарная составляющая подго­товки современного специалиста // Среднее профессиональное образование. —1997, № 7.

11. СемушинаЛ.Г. Стандарты уровней профессионального об­разования и их значение для разработки содержания подго­товки специалиста.— М.: НИИВО, 1993, Вып. 1.

12. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов.— М., 1996.

13. Чернилевский Д.В., Шевелев И.А. Инновационные подходы к содержанию профессионального образования //Среднее профессиональное образование. – 2000, № 5, с. 16 – 19

14. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред //Психологический журнал. – 2000. – 21 т., № 4, с. 79 – 88

15. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001.

Тема VII. Личность студента как субъект и объект обучения и воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Типологические особенности студенчества (юношеского возраста).

2. Факторы, детерминирующие формирование личности студента.

3. Цель и задачи формирования личности в процессе обучения в педагогическом колледже.

4. Ведущие условия формирования личности студента в педагогическом среднем заведении.

Практическое задание:

Составьте сравнительную характеристику возрастных особенностей студентов.

ДОУ I – IV классы V – IX классы X – XI классы Средние профессиональные учебные заведения
         

Дискуссия:

1. Какими показателями характеризуется уникальность человеческой личности?

2. В чем проявляются индивидуальные различия студентов?

3. Какие закономерности лежат в основе развития личности студентов педагогического среднего учебного заведения?

4. Каков основной мотив учебной деятельности студентов?

Конкурс. Защита альтер-проекта модели формирующейся личности студента. Конкурс проводится между творческими временными группами по 2 – 3 человека.

Примерные исходные положения для альтер-проекта:

- Если студент постоянно критикует существующую практику, у него формируется:

а) положительная мотивация учебной деятельности;

б) отрицательное отношение к профессии.

- Если студент постоянно находится в позиции выбора альтернативы или варианта теории, подхода, опыта педагогической деятельности, у него формируется:

а) креативность мышления;

б) негативное отношение к науке и практике и др.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1990.

2. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М., 1991.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

4. Холл С., Линдслей Г. Теории личности. – М., 1999.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989.

6. Бернс В. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

7. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. – Саратов, 1991.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

 

Тема VII. Стимулирование познавательной деятельности студентов педагогического колледжа (педагогического училища).

Вопросы для обсуждения:

1. Роль познавательных интересов в учебной деятельности.

2. Характеристика познавательных задач, реализуемых в процессе обучения.

3. Ситуация успеха и самостоятельная работа как способы активизации познавательной деятельности студентов.

Задание. Анализ конспектов уроков по педагогике и част­ным методикам.

Вопросы для анализа:

1. Как соотносятся тип урока и варианты познавательных заданий?

2. Какие познавательные задания присутствуют на уроке (их количество, распределение по этапам)?

3. Выскажите свои предложения по использованию учеб­ных заданий, активизирующих познавательный интерес сту­дентов на занятии.

Дискуссия.

Взаимосвязь образа преподавателя и студента как условие и фактор активной познавательной деятельности студентов.

Литература:

1. Mopeвa H.A. Развитие познавательных интересов у студен­тов //Дошкольное воспитание. —1994, № 10.

2. Абасов З.А. Ученик как субъект педагогической технологии. //Школьные технологии.- 2001,№2.

3. Абдухомирова А.Г. Приемы активизации познавательной дея­тельности // Среднее специальное образование. —1988, № 8.

4. Афанаскина М.А. Вовлечение студентов в инновационную деятельность. // Специалист. – 2002, № 3.

5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Р-н/Д, 1999

6. Бастриков С.В. Образ конкрентноспособного специалиста. //Специалист. – 2002, №3.

7. Буряк В.К. Проблема познавательных умений учащихся // Специалист. —1989, № 6, 7, 8.

8. Волченко Л.А. Активизируем учебно-познавательную дея­тельность // Специалист. — 1993, № 1.

9. Григорьева Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития студентов как культурный феномен. //Специалист. – 2002, № 2.

10. Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика. — 1993, № 4.

11. Куракина Н.С. Вопросы современной подготовки выпускников средних специальных учебных заведений. // Среднее профессиолнальное образование. – 2002, №3.

12. Лозовая В.И., Троцко АВ. Познавательная активность как пе­дагогическая проблема//Советская педагогика.— 1989, № 11.

13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.— М., 1979.

14. Остапенко А.А. Личность или индивидуальность? // Школьные технологии. –2001, № 1.

15. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-н/Д., 1998

16. Полякова А. Самостоятельная работа — условие стимули­рования активной учебно-познавательной деятельности сту­дентов//Дошкольное воспитание. —1995, № 4.

17. Семушина Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педа­гогики в педагогическом училище. — М., 1990,С. 20—38.

18. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998

19. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников.—М., 1979.

20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979.

Тема VIII. Эмоционально-экспрессивное развитие будущего педагога.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоционально-экспрессивная сферы личности. Сущность и специфические особенности ее развития в юношеском возрасте.

2. Психологические факторы развития эмоционально-экспрессивной сферы будущего педагога и условия их реализации.

Практическое задание:

1. Подобрать методику диагностики эмоционально-экспрессивной сферы личности. Обосновать свой выбор.

2. Провести диагностику эмоционально-экспрессивного развития двух – трех студентов первого и третьего курсов. Обосновать различия в их эмоционально-экспрессивной сфере.

Дискуссия.

Эмоционально-экспрессивное поведение студентов – условие эффективности их педагогической практики.

Литература:

1. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999.

2. Кэролл Э. Изард. Психология эмоций. – Москва – Харьков – Минск, 1999.

3. Гринвальд-Конникова С.С., Разенкова Н.Е. Эмоционально-экспрессивное развитие как необходимое условие формирования профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образовательного учреждения. // Сб. Актуальные проблемы развития и образования личности. Ч. 1 – Новокузнецк, 2001.

4. Конева О.В., Разенкова Н.Е. К вопросу об эмоционально-экспрессивном развитии. // В сб. Актуальные проблемы развития и образования личности. Ч. 1 – Новокузнецк, 2001.

5. Гринвальд-Конникова С.С., Разенкова Н.Е. Условия и факторы развития эмоционально-экспрессивной сферы будущего педагога дошкольного образовательного учреждения. // В сб. Проблемы образования личности. Ч. 2. – Новокузнецк, 2002.

 

Тема IX. Инновационная деятельность педагога.

Вопросы для обсуждения:

1. Преподаватель педагогического училища и педагогического колледжа в современных условиях. Новое понимание задач профессиональной деятельности преподавателя.

2. Профессиограмма преподавателя среднего педагогического учебного заведения.

3. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя современного колледжа. Ваше мнение?

4. Педагогическая культура преподавателя как компонент его мастерства.

5. Возможности личностного роста преподавателя современного среднего профессионального учебного заведения. Ваше мнение?

Практическое задание:

Составьте Ваше видение «Я - концепции» преподавателя педагогического колледжа (училища).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.