КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В 1920-е – начале 1980-х гг
Занятие 18. Гостиничная сфера в странах Западной Европы
1. Основные черты в развитии гостиничной индустрии странах Западной Европы в 1920-е – начале 1960-х гг. 2. Основные тенденции в развитии гостиничной сферы стран Западной Европы в 1960-е – 1970-е гг. 3. Общая характеристика состояния западноевропейской и мировой гостиничной индустрии конца 1970-х - начале 1980-х гг.
1. После первой мировой войны в гостиничной сфере стран Западной Европы произошли качественные изменения. Во-первых, происходит демократизация общества: а) отдых перестал быть привилегией правящих кругов; б) появляется спрос на недорогое, но комфортное размещение. Кроме того, появляется спрос на стандартизированное обслуживание. В связи с этим необходимо отметить, что в ходе первой мировой войны и после неё в ряде стран Европы были созданы национальные организации по стандартизации. Ранее стандартизация применялась главным образом в военной промышленности. Затем взгляд на неё изменился: она стала рассматриваться как экономическая необходимость. Национальные организации по стандартизации распространили свою деятельность и на сферу услуг, в частности, в туристскую и гостиничную отрасли [48. С. 68]. Во-вторых, подъёму гостиничного хозяйства в европейских странах способствовало несколько факторов: а) улучшение социального положения основной массы населения. Ещё в 1936 г. во Франции впервые были введены оплачиваемые отпуска, а в 1950-х гг. это понятие стало привычным; б) процесс интеграции в странах Западной Европы снимал барьеры на пути международных поездок (В 1957 г. создано Европейское экономическое сообщество - “Общий рынок”); в) После второй мировой войны в странах Западной Европы отмечен демографический взрыв. К началу 1960-х гг. поколение, родившееся после войны, достигло возраста для путешествий. Отсюда появился спрос на средства размещения. Вторая мировая война приостановила строительство гостиниц в большинстве западноевропейских стран. Например, во Франции, считавшейся перед первой мировой войной ведущей страной в области гостиничного строительства, было разрушено 20% номеров, на восстановление которых потребовалось 10 млрд. франков [42. С. 4].
2. К концу 1970-х гг. в гостиничной сфере страны Западной Европы отчетливо стала проявляться тенденция совмещения гостиниц с торговыми, концертными или выставочными залами и даже квартирами. Например, в “Башне Лионского кредита” во Франции были размещены банк, конторские помещения и гостиница, занимавшая 10 верхних этажей 40-этажного здания. Гостиницы в Западной Европе имели самую разную вместимость. Например, во Франции были гостиницы вместимостью 7–10 мест. Но основной гостиничный фонд многих стран Западной Европы состоял из гостиниц вместимостью до 400-500 мест (например, Италия, Швеция). К середине 1970-х гг. в результате бурного развития мирового туризма объем строительства рекреационных гостиниц для отдыха стал превосходить объем постоянных городских гостиниц [49. С. 17]. Достаточно плотная береговая застройка и отсутствие соответствующих свободных территорий иногда заставляли отвоёвывать площадь у моря путем строительства платформ. Например, во Франции в порте Гримо жилые помещения в виде маленьких квартир оказались тесно связаны с благоустройством морских берегов. Дома в 2-3 этажа имели с одной стороны автомобильный подъезд, а с другой - эллинг для лодки. В середине 1970-х. г. в странах Западной Европы количество мест в гостинице было меньше мест в ресторане при ней, гостиницы стали ориентироваться и на обслуживание людей в близлежащих районах. Например, в гостинице “Интерконтиненталь” (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) было 963 места, а мест в ресторане 1300; в гостинице “Хилтон” в Западном Берлине 604 места, а в ресторане 1662; в гостинице “Хилтон” в Амстердаме - 518 и 876; в гостинице “Хилтон” в Роттердаме - 492 и 875 [49. С. 18, 151, 154. Табл. 5]. В СССР появление мотелей совпало по времени с появлением их в странах Запада (в СССР они появились в 1958 - 1962 гг.). Но между мотелями и кемпингами в СССР и аналогичными средствами размещения в странах Запада советские специалисты выделяли как минимум 4 различия: 1) по функциональному назначению. В странах Запада мотели и кемпинги выполняли в основном функции придорожных гостиниц и только в курортных местностях использовались для нужд рекреации. В СССР и других социалистических странах они являлись сугубо учреждениями массового отдыха и использовались с рекреационными целями независимо от их размещения; 2) по возможностям переоборудования. В странах Запада многие гостиницы часто просто переоборудовали в мотели. В СССР существовали единые нормы, и нельзя было переоборудовать гостиницу в мотель. 3) по вместимости мотелей. В странах Запада с увеличением количества учреждений автотуризма росла и их вместимость (до 200 номеров), поскольку более 80% дохода предприниматель получал от платы за номера. В СССР и других социалистических странах вместимость была небольшая (до 100 койко-мест). 4) по влиянию фактора наличия частной собственности на землю. На увеличение учреждений автотуризма в странах Запада, в особенности мотелей, оказала определённое влияние в числе других факторов децентрализация, возникшая в связи с уменьшением налогов на неиспользуемые земли. Для приезжающих на промышленные предприятия, которые размещены вдали от городов или вынесены за городскую и находятся в большинстве случаев на значительном удалении от городских отелей и железных дорог, мотели оказались более удобны, чем городские гостиницы, которые расположены в центральной части городов, где магистрали перегружены. В СССР этот фактор не действовал, поскольку в стране существовала государственная форма собственности на землю [24. С. 6]. В определённой степени развитию гостиничной индустрии в странах Европы способствовало и проведение массовых спортивных мероприятий. Так, для проведения Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г. был построен специальный гостиничный комплекс - Олимпийская деревня, где смогли разместиться 12 тыс. человек (спортсмены, тренеры, судьи). В жилых корпусах “мужской” части деревни было построено 2995 квартир различной вместимости на 11715 человек, в корпусах для женщин - 1727 однокомнатных квартир на 1872 человека. Единовременная вместимость учреждений питания составляла 2500 человек. На территории гостиничного комплекса находились театр, кинотеатр, клуб, предприятия торговли, медицинский центр. Для удобства спортсменов Олимпийская деревня была размещена в непосредственной близости от Олимпийского стадиона. Чтобы сделать удобным обслуживание как спортсменов, так и зрителей, в городе к началу игр были проведены большие реконструктивные работы. В процессе реконструкции улично-дорожной сети Мюнхена возникли 34 транспортных сооружения (эстакада, туннели), построена новая линия метрополитена. Внутренняя кольцевая магистраль города во время проведения игр стала зоной ограниченного движения индивидуального транспорта [83. С. 15]. Таким образом, к концу 1970-х – началу 1980-х гг. гостиничная сфера стран Западной Европы характеризовалась высоким уровнем развития. Тем не менее гостиничная индустрия этого региона мира отставала от темпов развития гостиничного хозяйства США. Выделяют несколько отличий гостиничной индустрии США от аналогичной отрасли Западной Европы, которые позволили США занять ведущие позиции на мировом гостиничном рынке. Эти отличия сводятся к следующим: 1) демократичность, т. е. слом сословных барьеров. В США гостиничная индустрия сразу оформилась как особый вид бизнеса. Динамичность и демократичность общества сделали возможным распространение стандартизированного обслуживания, которое само по себе было способно в несколько раз увеличить объёмы оказываемых услуг и географию распространения услуг; 2) до 1950-х гг. развитие гостиниц в США характеризовалось ростом количественных показателей. Качественные изменения произошли в Европе и США одновременно, но динамизм, заложенный в гостиничной индустрии США, позволил им занять ведущее положение на мировом рынке; 3) культурная однородность американской нации по сравнению с Западной Европой. Отсюда – более быстрый переход к стандартизированному обслуживанию.
3. Увеличение гостиничного строительства после второй мировой войны отмечалось как в СССР, так и в большинстве зарубежных стран. Это объясняется бурным развитием средств транспорта, особенно автомобильного и авиационного, оживлением международной торговли и культурных связей между странами, что в свою очередь привело к увеличению туризма. В начале 1980-х гг. проявилась тенденция изменения основного контингента путешествующих. В основном это были среднезажиточные люди, которые ограничивали свои расходы, но требовали предоставления полного комфорта. Поэтому основным спросом стали пользоваться гостиницы с полным сервисом, но без излишней роскоши. Отмечалась тенденция рациональной экономии в кубатуре зданий, материале, оборудовании, отделке и наряду с этим стремление к обеспечению максимальных удобств для проживающих. По данным Всемирной туристской организации мощность гостиничной базы всех стран мира в 1975–1976 гг. составила 7183 тыс. номеров, или 13941 тыс. мест [60. С. 5]. В странах Запада значительная часть новых гостиниц принадлежала или контролировалась акционерными гостиничными корпорациями. Район действия каждой корпорации обычно значительно превышал территорию одного государства. Проектирование гостиниц во многих странах велось на основе нормативных и рекомендательных документов. Ряд крупных зарубежных гостиничных корпораций, например, “Холидей-Инн”, “Хилтон” и др. имели свои нормативы, которые отличались друг от друга. В начале 1980-х гг. мировой гостиничный фонд в основном размещался в малых и средних гостиницах. В зарубежных гостиничных комплексах для отдыха общая вместимость предприятий питания обычно оставляла 100–150% вместимости гостиниц. Предприятия питания рассчитывали также на обслуживание отдыхающих не только в гостиницах, но и в частных домах, сдаваемых внаём, в кемпингах и т.д. [60. С. 121-122]. В конце 1970-х гг. за рубежом курортные гостиницы эксплуатировались круглый год или в течение сезона. Гостиницы круглогодичной эксплуатации обычно имели высокий уровень комфорта, развитую сеть предприятий общественного питания, в ряде случаев медицинского обслуживания, плавательные бассейны, что и обеспечивало их эксплуатацию в течение года. Курортные гостиницы сезонной эксплуатации строили с облегчёнными ограждающими конструкциями без отопления, с ограниченным набором услуг. Курортные гостиницы составляли в конце 1970-х гг. основной жилой фонд курортных комплексов, которые получили развитие в Болгарии, Югославии, Франции и др. странах. Советские специалисты отмечали также тенденции использования монументально-декоративного искусства в интерьере гостиниц. Так, в гостиницах Японии применялись настенные композиции. выполненные в традиционной резьбе по камню [45. С. 116].
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |